Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ЗАВИСТИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ШКОЛЫ МЕЛАНИ КЛЯЙН'

КОНЦЕПЦИЯ ЗАВИСТИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ШКОЛЫ МЕЛАНИ КЛЯЙН Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
746
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСТЬ / ТЕОРИЯ МЕЛАНИ КЛЯЙН / БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ / "ХОРОШАЯ" И "ПЛОХАЯ" ГРУДЬ / ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ / ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / НАРЦИССИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шумкова Светлана Витальевна

В статье рассматриваются взгляды М. Кляйн и некоторых ее последователей на феномен зависти. Обсуждается роль зависти в формировании переносно-контрпереносных реакций и проблемы ее интерпретации. Кроме того, затронут вопрос критической оценки некоторых положений теории М. Кляйн различными исследователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF ENVY IN MELANIE KLEIN SCHOOL RESEARCH

The article examines the views of M. Klein and some of her followers on the phenomenon of envy. The role of envy in the formation of transfer-counter-transfer reactions and the problem of its interpretation is discussed. In addition, the issue of a critical assessment of some provisions of M. Klein’s theory by various researchers will be raised.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ЗАВИСТИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ШКОЛЫ МЕЛАНИ КЛЯЙН»

Вестник Прикамского социального института. 2021. № 3 (90). С. 105-111. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 3 (90). P. 105-111.

Научная статья УДК 159.964.2

КОНЦЕПЦИЯ ЗАВИСТИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ШКОЛЫ МЕЛАНИ КЛЯЙН

Светлана Витальевна Шумкова

Прикамский социальный институт, Пермь, Россия, shumkova.psy@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются взгляды М. Кляйн и некоторых ее последователей на феномен зависти. Обсуждается роль зависти в формировании переносно-контрпереносных реакций и проблемы ее интерпретации. Кроме того, затронут вопрос критической оценки некоторых положений теории М. Кляйн различными исследователями.

Ключевые слова: зависть, теория Мелани Кляйн, бессознательная фантазия, «хорошая» и «плохая» грудь, параноидно-шизоидная позиция, депрессивная позиция, нарциссизм.

Для цитирования: Шумкова С. В. Концепция зависти в исследованиях школы Мелани Кляйн // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 3 (90). C. 105-111.

Original article

THE CONCEPT OF ENVY IN MELANIE KLEIN SCHOOL RESEARCH Svetlana V. Shumkova

Prikamsky Social Institute, Perm, Russia, shumkova.psy@gmail.com

Abstract. The article examines the views of M. Klein and some of her followers on the phenomenon of envy. The role of envy in the formation of transfer-counter-transfer reactions and the problem of its interpretation is discussed. In addition, the issue of a critical assessment of some provisions of M. Klein's theory by various researchers will be raised.

Keywords: envy, Melanie Klein's theory, unconscious fantasy, "good" and "bad" breast, paranoidschizoid position, depressive position.

For citation: Shumkova S. V. The concept of envy in Melanie Klein school research. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 3 (90). Pp. 105-111. (In Russ.)

Зависть - неотъемлемая часть эмоционального опыта каждого человека. Однако перегруженность данного понятия негативными коннотациями делает зависть, пожалуй, одним из самых табуированных чувств, чему, вероятно, способствовали религиозные традиции (в нашей стране прежде всего христианские и исламские) оценки этого феномена как одного из семи смертных грехов. Духом морализаторства в отношении зависти пронизаны труды многих философов, отсылающие нас к искоренению в себе этого пагубного чувства, да и психологические исследования преимущественно строятся вокруг деструктивных проявлений зависти и ее последствий для разного рода межличностных отношений, в которых имплицитно присутствует идея борьбы с нежелательными ее проявлениями. Зависть, безусловно, представляет собой проблему

© Шумкова С. В., 2021

для межличностных отношений, однако, возможно, психологии следовало бы глубже взглянуть на ее истоки и на то, что происходит во внутренней реальности человека, который ее испытывает.

В терапевтическом процессе мы сталкиваемся с тем, что многим пациентам сложно говорить о своей зависти открыто, для некоторых людей столкновение с ней связано с болью. Так, например, у нарциссических личностей среди главных чувственных переживаний мы можем выделить, наряду со стыдом, зависть.

Пациенты могут прибегать к разнообразным психологическим защитам, чтобы избежать этого страдания. Р. Бриттон пишет, что «чувство зависти может быть той ценой, которую мы платим за признание у других качеств или способностей, которыми мы не обладаем, но на которые претендуем. Это всплеск боли на волне восхищения. Так же, как любовь, тревога, чувства утраты и вины, зависть и страх зависти встречаются на каждом шагу. Поэтому следует ожидать, что зависть, подобно прочим упомянутым чувствам, будет вспыхивать на каждодневных сеансах анализа, о ней будут сообщать, вспоминать, переживать ее вновь...». «...У некоторой, небольшой части людей она захватывает аналитическую сцену и их психическую жизнь» [1].

В разработку проблемы зависти огромный вклад внесла британский психоаналитик Мелани Кляйн. Ее теория, насыщенная конкретикой бессознательных фантазий, телесным опытом и языком примитивного бессознательного, вызывает противоречивые реакции. Как пишет И. Ю. Романов, «одни сразу очаровываются этим загадочным, пугающим, но и очень живым миром, находя в нем множество соответствий своим переживаниям и/или клиническим наблюдениям..», у других же, напротив, «можно встретить реакции неприятия и отторжения.» [2].

Й. Шторк, отзываясь об идеях М. Кляйн, говорит, что «она создала всеобъемлющую картину психических событий, происходящих в течение первых лет жизни и структурирующих глубинное ядро личности и высших психических способностей человека. Многие, в том числе и "не-кляйнианцы", считают Мелани Кляйн величайшей фигурой в психоанализе после Фрейда» [3].

Поскольку базовые идеи М. Кляйн связаны с допущением очень сложной психической жизни с самого рождения, в адрес ее теории и конкретных ее положений обрушилось немало критики. Например, В. Тэхке подвергал критике концепцию частичных объектов, понятие проективной идентификации, переживание собственного Я с самого начала жизни и т. д. [4]. О. Кернберг ставил под сомнение идею кляйнианцев о том, что главные этапы развития относятся к первому году жизни, не разделял их мнения о том, что зависть является выражением врожденного инстинкта смерти [5].

Однако, несмотря на аргументированное несогласие многих авторов принимать такое представление о психической жизни младенца, которое предлагала М. Кляйн, и невозможность эмпирической проверки ее теории, всё же есть основания считать ее «жизнеспособной». Имеются данные некоторых авторов (например, Ф. Форнари) о том, что психическая активность возникает еще до рождения, примерно на седьмом или восьмом месяце беременности [3].

С. Даулинг, будучи приверженцем идей А. Фрейд, с иронией пишет: «Если вы последователь Мелани Кляйн, вы обнаружите психологические характеристики, приписываемые параноидно-шизоидной и депрессивной позициям: расщепление, проекцию, проективную идентификацию и примитивные аффекты, а затем, позже, на первом году жизни, - зависть, благодарность и вину, и всё это наряду с врожденной осведомленностью о пенисе, половых сношениях, рождении и эдипальных отношениях [6]. Несмотря на весь скепсис, выражаемый С. Даулингом и частично разделяемый нами, на сегодняшний день есть научные

предположения, которые могут означать (если будут доказаны), что, по крайней мере, есть врожденные предпосылки для зависти (в трактовке М. Кляйн). Так, современный невролог Вилейанур С. Рамачандран высказал гипотезу о существовании врожденной репрезентации пениса и ареала женской груди в коре больших полушарий. Голландский ученый-нейробиолог Д. Свааб, считающий, что большинство черт нашей личности носит врожденный характер, всерьез рассматривает данную гипотезу [7].

Мы находим подтверждение идеям М. Кляйн в клинической практике, особенно при работе с тяжелыми случаями. Как отмечает Коряков, кляйнианские интерпретации зависти хорошо подходят при работе с личностями, функционирующими на пограничном или психотическом уровнях [8].

В данной статье мы не ставили перед собой цель охватить весь спектр мнений кляй-нианских аналитиков относительно зависти или подробно осветить теоретические положения теории М. Кляйн. Эта работа - скорее попытка привлечь внимание к важности исследования глубинной природы зависти, которое практически отсутствует в поле психологических исследований.

Новаторский подход М. Кляйн заключался в том, что она предположила существование примитивных бессознательных фантазий у младенцев с самых первых дней жизни.

Кляйн постулировала две ранние «позиции» у младенцев: параноидно-шизодную (примерно до полугода) и депрессивную (после шести месяцев и до года). Для первой характерны расщепление материнской груди на «хорошую» и «плохую», а также отсутствие осознания матери как целостного объекта. Для второй характерно осознание матери как целостного объекта и скорбь по поводу кажущейся утраты матери. Однако самым главным ее достижением было открытие нового механизма защиты - проективной идентификации [9]. М. Кляйн пишет, что «зависть - это орально-садистское и анально-садистское выражение деструктивных импульсов, действующих с начала жизни, и что она имеет конституциональную основу» [10]. Она определяла зависть как «злобное чувство, что другой человек обладает и наслаждается чем-то желаемым, завистливый импульс направлен на то, чтобы отобрать или испортить это». Кляйн считала, что в зависти находит свое воплощение так называемый инстинкт смерти. Работа инстинкта смерти дает начало страху уничтожения, и это является первопричиной тревоги преследования, появление же зависти усиливает тревогу преследования [11]. «Я считаю, что тревога, порождаемая действием инстинкта смерти внутри организма, ощущается как страх аннигиляции (смерти) и принимает форму преследования. Этот страх перед деструктивным импульсом, по-видимому, тотчас же прикрепляется к объекту - или, вернее, переживается как страх перед неконтролируемым подавляющим объектом» [12].

В книге «Зависть и благодарность» М. Кляйн описала развертывание проективной идентификации1 целиком как осуществление завистливых намерений и также как защиту от зависти - например, проникновение в объект и овладение его качествами [12]. Кляйн подчеркивает, что примитивная зависть часто является скрытой, отщепленной и беззвучной. В ситуации переноса такая зависть зачастую существенно ограничивает способность пациента воспользоваться какой бы то ни было аналитической работой и обусловливает тяжелые негативные терапевтические реакции [13]. С точки зрения Кляйн, примитивная зависть - это главное препятствие для интеграции и установления прочного хорошего объ-

1 Проективная идентификация - проекция на объект невыносимых в себе самом чувств, желаний, намерений, и одновременно идентификация с этим обогащенным своими проекциями объектом, что приводит к нарушению границ между собой и объектом и ощущению внешнего объекта как плохой, преследующей части себя, и наоборот [10].

екта, основы Эго. Если первичный хороший объект не устанавливается, то же проявляется и в ситуации переноса [10]. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, насколько важно обнаруживать и правильно интерпретировать зависть.

М. Кляйн разграничивала понятия «зависть», «жадность» и «ревность». Зависть происходит из диадных отношений, ревность же возникает в ситуации триадных. Жадность предполагает «...бурное и ненасытное алкание, которое превышает потребности субъекта и желание и возможности объекта давать.». По ее мнению, в основе жадности и зависти лежат разные защитные механизмы. Зависть она связывает с проекцией и проективной идентификацией, а жадность с деструктивной интроекцией [10]. Многие кляйнианцы считают это разделение клинически важным, о чем будет сказано ниже.

В целом представители данной школы рассматривают зависть как одну из важнейших концепций, имеющую важное клиническое значение.

У. Бион на основе работы с пограничными и психотическими пациентами пришел к выводу о том, что у младенца существует врожденная предрасположенность к приступам зависти относительно способности матери контейнировать те переживания, которые он не может контейнировать [14]. Аналогичным образом подвергаться завистливым нападкам со стороны пациента может способность аналитика контейнировать проекции пациента.

Обсуждая проблему зависти, невозможно не затронуть тему нарциссизма и посмотреть, как соотносятся эти два понятия.

Г. Розенфельд «был первым, кто связал кляйнианский подход к терапии с описательным и характерологическим анализом специфической группы пациентов и создал первую современную теорию патологического нарциссизма» [5]. Розенфельд полагал, что важно различать нарциссические состояния, в которых преобладают либидинозные аспекты, и те, в которых преобладают деструктивные аспекты нарциссизма. Хотя в первом, либидинозном, случае, когда нарциссическая система убеждений получает повреждение, действительно вспыхивают зависть, негодование и месть, анализ улучшает понимание и ослабляет негативизм. Однако при преимущественно деструктивном нарциссизме зависть отличается большей силой и меньше признается и возникает непреодолимое желание разрушить аналитика или самость. В этом, деструктивном, случае, как замечает Розенфельд, «смерть идеализируется как решение всех проблем» [15]. В этой связи интересен взгляд О. Кернберга как одного из самых влиятельных современных исследователей нарциссизма. О. Кернберг, признавая вклад Розен-фельда в теорию нарциссизма, не разделяет его мнения о том, что зависть есть выражение инстинкта смерти и не согласен с его тенденцией интерпретировать нарциссические конфликты исключительно как отражение развития на первом году жизни [5].

Г. Розенфельд отмечал у некоторых нарциссических пациентов, функционирующих на пограничном уровне, тенденцию бессознательного «обкрадывания» терапевта в попытке компенсировать относящуюся к нему зависть и утвердить свое патологическое грандиозное Я (например, пациент приписывает себе идеи и установки терапевта, считая их своими собственными, и использует их в повседневной жизни). Соглашаясь с существованием подобного способа обращения с завистью, О. Кернберг предлагает увидеть в этом в основе своей патологическом механизме адаптивные функции, которые выражаются в увеличении автономии пациента и противостоянии негативному влиянию бессознательной зависти [5].

В отличие от М. Кляйн, Р. Бриттон придерживается мнения, что зависть имеет не только антилибидинальные, но и либидинальные истоки. Р. Бриттон в своей статье «Нарциссизм и нарциссические расстройства» показывает, что нарциссические объектные отношения могут быть альтернативой стремлению к любви Супер-Эго. Он говорит о том, что к формированию нарциссических объектных отношений побуждает страх перед враждебным Супер-Эго или зависть к мощному, безупречному Супер-Эго [15].

Взгляды Х. Сигал на нарциссизм аналогичны взглядам Г. Розенфельда, однако Х. Сигал считает, что каждый пример стойкого патологического нарциссизма в основном базируется на инстинкте смерти и зависти. Х. Сигал подчеркивает, что нарциссизм можно считать защитой от зависти, в большей мере связанной с действием инстинкта смерти, нежели с либидинальными инстинктами [16]. С точки зрения Х. Сигал, «зависть и нарциссизм - две стороны одной медали. Нарциссизм защищает нас от зависти. В этом и заключается различие. Если вы убеждены в существовании длительной нарциссической стадии, для вас зависть будет производной от краха нарциссической иллюзии» [12].

Г. Этчегоен отмечает, что необходимо тщательно отличать зависть от других форм агрессивности: жадности, ревности и фрустрации. Если аналитик совершает ошибку, интерпретируя фрустрацию там, где на самом деле наличествует зависть, он запускает циклический механизм, возвращающий ему его теоретическую ошибку, поскольку анализируемый обычно не завидует огрехам аналитика - он завидует только тогда, когда аналитик прав [17].

Г. Этчегоен, ссылаясь на рекомендации, сделанные Дж. Ривьер и Г. Розенфельдом, говорит о том, что частая интерпретация зависти и негативного переноса может только усугубить ситуацию в анализе. «Однако не следует приходить к выводу, что разумно не интерпретировать зависть, чтобы не вызвать ее или чтобы ее смягчить. Поскольку зависть не интерпретируется, анализируемый объясняет это - и не без причины! - тем, что аналитик ее боится или идеализирует» [17].

Мы коснулись только некоторых аспектов зависти на примере взглядов отдельных кляйнианских аналитиков. Несмотря на то что данные исследования вызывают много вопросов, они, безусловно, заслуживают внимания как с теоретических позиций, так и с точки зрения их практического применения.

Проявляясь завуалированно, в переносно-контрпереносных реакциях, зависть может долгое время оставаться незамеченной и непроинтерпретированной или проинтерпретированной неверно, становясь одной из самых значительных причин появления тупика в терапии или негативной терапевтической реакции. Исследование вклада зависти в формирование негативной терапевтической реакции, изучение особенностей проявления зависти в ситуации переноса/контрпереноса заслуживают отдельного рассмотрения. Решение этих задач имеет явную практическую направленность и связано с эффективностью аналитического процесса. М. Кляйн считала, что «требуется длительная и болезненная работа, прежде чем пациент сможет встретиться со своей завистью и ненавистью в анализе в ситуации переноса». Проработка зависти является эффективным средством повышения стабильности, интеграции и обогащения личности. «Вместе с ненавистью, завистью и деструктивно-стью возвращаются другие важные части себя, которые прежде были потеряны» [10].

Список источников

1. Britton R. He thinks himself impaired: the pathologically envious personality // Envy and Gratitude Revisited / eds P. Roth and A. Lemma. London: IPA, 2008. P. 124-136.

2. Романов И. Ю. В ритме движений души. Несколько замечаний об эволюции кляйниан-ского психоанализа [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. 2006. № 1. URL: https://psyjournal.ru/articles/v-ritme-dvizheniy-dushi-neskolko-zamechaniy-ob-evolyucii-klyaynianskogo-psihoanaliza (дата обращения: 22.11.2021).

3. Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. № 2. URL: https://psyjournal.ru/articles/psihicheskoe-razvitie-malenkogo-rebenka-s-psihoanaliticheskoy-tochki-zreniyahttps://psyjournal.ru/articles/v-ritme-dvizheniy-dushi-neskolko-zamechaniy-ob-evolyucii-klyayni anskogo-psihoanaliza (дата обращения: 22.11.2021).

4. Тэхкэ В. Психика и ее лечение: психоаналитический подход. М.: Академический Проект, 2001. 576 с.

5. Кернберг О. Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии / пер. с англ. М. И. Завалова. М.: Класс, 2014. 464 с.

6. Даулинг С. Можем ли мы реконструировать довербальные события? [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. 2009. № 2. URL: https://psyjournal.ru/articles/mozhem-li-my-rekonstruirovat-doverbalnye-sobytiya (дата обращения: 19.11.2021).

7. Свааб Д. Мы это наш мозг. От матки до Альцгеймера / пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. 544 с.

8. Коряков Я. И. О негативной терапевтической реакции [Электронный ресурс] // Интеграция медицины и психологии в XXI веке: материалы науч.-практ. конф. / под. ред. С. И. Блохиной, Е. Т. Соколовой, Л. Т. Баранской. Екатеринбург: СВ-96, 2007. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/ 10995/37623/1/imp2007-07.pdf (дата обращения: 19.11.2021).

9. Николаичев Б. О. Стадия зеркала и проективная идентификация [Электронный ресурс] // Психология и Психотехника. 2013. № 1. URL: https://nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=23126 (дата обращения: 19.11.2021).

10. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников / пер. с англ. Л. Ф. Ускова. СПб.: Б.С.К., 1997. 96 с.

11. Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка // Психоанализ в развитии. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. С. 60-97.

12. Хиншелвуд Р. Словарь кляйнианского психоанализа / пер. З. Баблояна, науч. ред. И. Ю. Романова. М.: Когито-Центр, 2007. 566 с.

13. Сигал Х., Белл Д. Теория нарциссизма в работах Фрейда и Кляйн [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. 2008. № 4. URL: https://psyjournal.ru/articles/teoriya-narcissizma-v-rabotah-freyda-i-klyayn (дата обращения: 22.11.2021).

14. Старовойтов В.В. Посткляйнианская школа психоанализа в трудах У. Биона // Журнал практической психологии и психоанализа. 2012. № 2. URL: https://psyjournal.ru/articles/postklyaynianskaya-shkola-psihoanaliza-v-trudah-ubiona (дата обращения: 22.11.2021).

15. Бриттон Р. Нарциссизм и нарциссические расстройства [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. 2008. № 4. URL: https://psyjournal.ru/articles/narcissizm-i-narcissicheskie-rasstroystva (дата обращения: 22.11.2021).

16. Кинодо Ж. М. Приручение одиночества / пер. с фр. Т. Пушкаревой. М.: Когито-Центр, 2008. 256 с.

17. Interviews with Etchegoyen R. H. // Kharkov Psychoanalytic Society. URL: http://psychoanalysiskharkov.com/video/ (дата обращения: 22.11.2021).

References

1. Britton R. He thinks himself impaired: the pathologically envious personality // Envy and Gratitude Revisited / eds P. Roth and A. Lemma. London: IPA, 2008. P. 124-136.

2. Romanov I. Ju. V ritme dvizhenij dushi. Neskol'ko zamechanij ob jevoljucii kljajnianskogo psi-hoanaliza [In the rhythm of soul movements. Several comments on the evolution of Kleinian psychoanalysis]. Zhurnal prakticheskoj psihologii i psihoanaliza, 2006, no 1. (In Russ.) Available at: https://psyjournal.ru/articles/v-ritme-dvizheniy-dushi-neskolko-zamechaniy-ob-evolyucii-klyaynianskogo-psihoanaliza (accessed: 22.11.2021).

3. Shtork J. Psihicheskoe razvitie malen'kogo rebenka s psihoanaliticheskoj tochki zrenija [Mental development of a young child from a psychoanalytic point of view]. Zhurnal prakticheskoj psihologii i psihoanaliza, 2005, no 2. (In Russ.) Available at: https://psyjournal.ru/articles/psihicheskoe-razvitie-malenkogo-rebenka-s-psihoanaliticheskoy-tochki-zreniyahttps://psyjournal.ru/articles/v-ritme-dvizheniy-dushi-neskolko-zamechaniy-ob-evolyucii-klyaynianskogo-psihoanaliza (accessed: 22.11.2021).

4. Tjehkje V. Psihika i ee lechenie: psihoanaliticheskij podhod [Psyche and its treatment: a psychoanalytic approach]. Moscov, Akademicheskij Proekt, 2001, 576 p. (In Russ.)

5. Kernberg O. F. Tjazhelye lichnostnye rasstrojstva: Strategii psihoterapii [Severe Personality Disorders: Psychotherapy Strategies]. Per. s angl. M. I. Zavalova. Moscov, Klass, 2014, 464 p. (In Russ.)

6. Dauling S. Mozhem li my rekonstruirovat' doverbal'nye sobytija? [Can we reconstruct the pre-verbal events?]. Zhurnal prakticheskoj psihologii i psihoanaliza, 2009, no 2. (In Russ.) Available at: https://psyjournal.ru/articles/mozhem-li-my-rekonstruirovat-doverbalnye-sobytiya (accessed: 19.11.2021).

7. Svaab D. My jeto nash mozg. Ot matki do Al'cgejmera [We're our brains. From uterus to Alzheimer's]. St. Petersburg, Izdatel'stvo Ivana Limbaha, 2020, 544 p. (In Russ.)

8. Koijakov Ja. I. O negativnoj terapevticheskoj reakcii [About a negative therapeutic reaction]. Integracija mediciny i psihologii v XXI veke: materialy nauch.-prakt. konf. Pod. red. S. I. Blohinoj, E. T. Sokolovoj, L. T. Baranskoj. Ekaterinburg, SV-96, 2007. (In Russ.) Available at: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/37623/1/imp2007-07.pdf (accessed: 19.11.2021).

9. Nikolaichev B. O. Stadija zerkala i proektivnaja identifikacija [Mirror stage and projective identification]. Psihologija i Psihotehnika, 2013, no 1. (In Russ.) Available at: https://nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=23126 (accessed: 19.11.2021).

10. Kljajn M. Zavist' i blagodarnost'. Issledovanie bessoznatel'nyh istochnikov [Envy and gratitude. Research on unconscious sources]. Per. s angl. L. F. Uskova. St. Petersburg, B.S.K., 1997, 96 p. (In Russ.)

11. Kljajn M. Nekotorye teoreticheskie vyvody, kasajushhiesja jemocional'noj zhizni rebenka [Some theoretical conclusions regarding the emotional life of a child]. Psihoanalizv razvitii. Ekaterinburg, Delovaja kniga, 1998, pp. 60-97. (In Russ.)

12. Hinshelvud R. Slovar' kljajnianskogo psihoanaliza [Dictionary of Kleinian psychoanalysis]. Moscov, Kogito-Centr, 2007, 566 p. (In Russ.)

13. Sigal H., Bell D. Teorija narcissizma v rabotah Frejda i Kljajn [The theory of narcissism in the works of Freud and Klein]. Zhurnal prakticheskoj psihologii i psihoanaliza, 2008, no 4. (In Russ.) Available at: https://psyjournal.ru/articles/teoriya-narcissizma-v-rabotah-freyda-i-klyayn (accessed: 22.11.2021).

14. Starovojtov V.V. Postkljajnianskaja shkola psihoanaliza v trudah U. Biona [Postclaynian School of Psychoanalysis in the works of W. Bion]. Zhurnal prakticheskoj psihologii i psihoanaliza, 2012, no 2. (In Russ.) Available at: https://psyjournal.ru/articles/postklyaynianskaya-shkola-psihoanaliza-v-trudah-ubiona (accessed: 22.11.2021).

15. Britton R. Narcissizm i narcissicheskie rasstrojstva [Narcissism and narcissistic disorders]. Zhurnal prakticheskoj psihologii i psihoanaliza, 2008, no 4. (In Russ.) Available at: https://psyjournal.ru/articles/narcissizm-i-narcissicheskie-rasstroystva (accessed: 22.11.2021).

16. Kinodo Zh. M. Priruchenie odinochestva [Taming Loneliness]. Moscov, Kogito-Centr, 2008, 256 p. (In Russ.)

18. Interviews with Etchegoyen R. H. // Kharkov Psychoanalytic Society. URL: http://psychoanalysiskharkov.com/video/ (дата обращения: 22.11.2021).

Информация об авторе С. В. Шумкова - младший научный сотрудник кафедры «Психология и педагогика», старший преподаватель кафедры «Психология и педагогика», Прикамский социальный институт.

Information about the author

S. V. Shumkova - Junior Researcher at the Department of Psychology and Pedagogy, Senior Lecturer at the Department of Psychology and Pedagogy, Prikamsky Social Institute.

Статья поступила в редакцию 23.11.2021; одобрена после рецензирования 07.12.2021; принята к публикации 07.12.2021.

The article was submitted 23.11.2021; approved after reviewing 07.12.2021; accepted for publication 07.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.