Научная статья на тему 'Концепция взаимосвязанного развития науки и высшего образования на территории России'

Концепция взаимосвязанного развития науки и высшего образования на территории России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ / КРУПНЫЙ ГОРОД / SCIENCE / HIGHER EDUCATION / RESEARCH AND EDUCATION CENTER / SPATIAL ORGANIZATION / SPHERE OF RESPONSIBILITY / BIG CITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фрезинская Наталия Рахмиэлевна

Трудности формирования научно-образовательных центров свидетельствуют о необходимости разработки концепции взаимосвязанного развития науки и высшего образования на территории России. В статье приводятся результаты исследований, которые могут быть использованы в этой работе. Высказываются предложения по дальнейшему развитию Высшей школы экономики в Москве и Тихоокеанского научно-образовательного центра во Владивостоке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Incept of Interrelated Development of Science and the Higher Education in Russia

Difficulties in formation of the research and education centers indicate a necessity to create a Concept of interrelated development of science and the higher education in Russia. The article presents the results of research, which can be used in the creation of such concept. Suggestions have been made for further development of the Higher School of Economics in Moscow and the Pacific Research and Education Center in Vladivostok.

Текст научной работы на тему «Концепция взаимосвязанного развития науки и высшего образования на территории России»

Концепция взаимосвязанного развития науки и высшего образования на территории России

Н.Р.Фрезинская

Трудности формирования научно-образовательных центров свидетельствуют о необходимости разработки концепции взаимосвязанного развития науки и высшего образования на территории России. В статье приводятся результаты исследований, которые могут быть использованы в этой работе. Высказываются предложения по дальнейшему развитию Высшей школы экономики в Москве и Тихоокеанского научно-образовательного центра во Владивостоке.

Ключевые слова: наука, высшее образование, научно-образовательный центр, пространственная организация, зона ответственности, крупный город.

incept of Interrelated Development of Science and the

Higher Education in Russia. By N.R.Frezinskaya

Difficulties in formation of the research and education centers indicate a necessity to create a Concept of interrelated development of science and the higher education in Russia. The article presents the results of research, which can be used in the creation of such concept. Suggestions have been made for further development of the Higher School of Economics in Moscow and the Pacific Research and Education Center in Vladivostok.

Keywords: science, higher education, research and education center, spatial organization, sphere of responsibility, big city.

В «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период», рассмотренной на заседании Совета при Президенте РФ по науке и образованию и утверждённой Президентом РФ 1.12.2016 г., отмечается необходимость «консолидации усилий органов государственной власти Российской Федерации, научно-образовательного и предпринимательского сообществ и институтов гражданского общества по созданию благоприятных условий для применения достижений науки и технологий в интересах социально-экономического развития России» [1]. Решение этой задачи будет способствовать расцвету экономики, созданию предпосылок повышения уровня благосостояния населения, расцвету культуры и искусства.

В своём «Послании Федеральному Собранию» В.В. Путин предлагает «запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики...», отмечает целесообразность опоры «на российские компании, научные, исследова-

тельские и инжиниринговые центры страны». Президент РФ говорит о создании на базе ведущих вузов, в том числе региональных, центров компетенции, призванных «обеспечить интеллектуальную, кадровую поддержку проектам, связанным с формированием новых отраслей и рынков» [2].

В условиях, когда Россия преодолевает последствия наложенных на неё санкций, а дефицит бюджета превышает 3% от ВВП, консолидация усилий в работе над проблемами развития науки и образования приобретает особую важность. Создание научно-образовательных центров содействует выходу из экономического кризиса и росту инновационного производства. Говоря о ближайших перспективах, Д.А. Медведев отмечает, что на «трёхлетку сохранится тот объём финансирования, который был на уровне 2016 года. По ряду программ бюджетные ассигнования будут даже несколько выше за счёт перераспределения денег. Это относится к образованию, разработкам по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России...» [3].

В течение последних десятилетий проблема формирования и развития объектов науки и высшего образования привлекает к себе внимание научной общественности, и для её решения сделано немало. Тенденции в области пространственной организации исследовательской деятельности изучались в рамках программ Российской академии наук (РАН) силами ОНИР ГИПРОНИИ РАН. Совместно с ГИПРО-НИИ РАН выполнялись научные обоснования размещения и формирования крупных градостроительных объектов. Разработан проект академического центра «город науки СО ВАСХНИЛ (РАСХН)» под Новосибирском, удостоенный Государственной премии (1985), присуждённой за разработку и внедрение новых принципов пространственной организации научно-исследовательских комплексов (особо отмечены достижения в области разработки и практического использования модульно-регуляционной системы - МРС). Создан проект планировки Тихоокеанского научно-образовательного центра на острове Русский. Проект утверждён распоряжением Правительства РФ от 26.11.2008 № 1760-Р в качестве базы для дальнейшего проектирования и строительства1. Важнейшей работой ОНИР ГИПРОНИИ РАН, выполненной по инициативе и под руководством академика архитектуры Ю.П. Платонова совместно с Институтом

1 Разработку проектной документации вели: ОАО ГИПРОГОР (генеральный проектировщик), ГИПРОНИИ РАН, ОНИР ГИПРОНИИ РАН, ЦНИИП градостроительства РААСН, Дальневосточный государственный университет.

географии РАН при поддержке РААСН и Международного фонда ДЖИФ стал проект «Москва-С.-Петербург, дороги и регион - двуглавая столица России».

Тенденции в области пространственной организации высшего образования, строительства новых и совершенствования сложившихся образовательных центров изучались Институтом общественных зданий (ИОЗ). Разработанные принципы структурного и градостроительного формирования этих центров нашли применение в проектах новых комплексов Московского государственного университета (МГУ) им. М.В. Ломоносова на Воробьёвых горах, Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана в Бутово, а также в проектах реконструкции и развития многих других вузов Москвы и России в целом.

Большой вклад в решение проблем пространственной организации науки и высшего образования внесли ЦНИИП Минстроя России, ГИПРОГОР, ГУП МО НИиПИ градостроительства и Региональный центр урбанистики.

Два научно-образовательных центра стоит рассмотреть подробно: это НИУ Высшая школа экономики (ВШЭ) в Москве и Тихоокеанский научно-образовательный центр (ТНОЦ) во Владивостоке, на острове Русский.

По своим масштабам Высшая школа экономики - крупный московский университет. Подразделения университета разбросаны по 134 адресам. В одних случаях, здания концентрируются на относительно самостоятельных площадках, в других - представляют собой островки, окружённые застройкой различного функционального назначения. Расстояния между подразделениями (в том числе исследовательскими и учебными) измеряются километрами и десятками километров, а продолжительность поездок студентов доходит до двух часов (часть общежитий расположена в Московской области). К 2020 году планируется «стягивание» департаментов, институтов и факультетов в направлении центра города, что лишит университет возможности объединиться в составе единой территории (выделить обширную площадку в плотнозастроенных районах вряд ли представляется возможным).

Ведётся реконструкция учебного комплекса в районе Покровского бульвара. В зданиях, принадлежавших до недавних пор Военно-инженерной академии, разместятся учебные и административные подразделения, медпункт, столовая, спортзал и тир. Одно из зданий является памятником архитектуры - это дом Дурасова, построенный в 1790 году и включённый в один из знаменитых альбомов М.Ф. Казакова. В ходе реконструкции вырублена значительная часть деревьев и кустарников, а для создания полноценной зоны отдыха не хватает места. В то же время площадка в Строгино, на которой построено здание Института электроники и математики (одного из подразделений Школы), освоена в незначительной части (новый корпус занимает менее двух га). Представляют опасность «агрессивные устремления» жилой застройки, претендующей на территории, расположенные на берегу Москвы-реки и предназначенные для развёртывание научной и образовательной деятельности.

Тихоокеанский научно-образовательный центр сформировался на базе комплекса зданий, построенных в связи с проведением Саммита АТЭС в 2012 году на острове Русский. Согласно проекту планировки (2008) на территории, площадь которой составляет 2640 гектаров, сосредоточится 100 тыс. жителей. Предполагалось, что на склоне, спускающемся к бухте Новик, разместится учебная зона, отведённая для факультетов Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). На побережье бухты Парис - научная зона, в южной части которой может быть построен научно-исследовательский и учебно-производственный комплекс ДВФУ, а в северной - группа научных учреждений Дальневосточного отделения РАН (ДВО РАН). На мысе Житкова предусматривалось строительство океанариума, граничащего с парком природы и ботаническим садом. В микрорайонах селитебной зоны - создание жилых групп, предназначенных для расселения постоянного и временного населения (студентов, аспирантов и стажёров). Предусматривалось также создание группы двухэтажных VIP-коттеджей. Проектировщики исходили из того, что административно-общественный центр, создаваемый на побережье бухты Аякс, станет визитной карточки ТНОЦ, его лицом, обращённым к морю.

Формирование Центра шло быстрыми темпами [4]. За четыре года построено 220,5 тыс. кв.м зданий научно-образовательного назначения. Львиная доля пришлась на университетские здания, где разместились основные структурные подразделения ДВФУ - его школы, сочетающие учебную работу с проведением научных исследований. Научная зона осталась неосвоенной, а это значит, что потенциал ДВО РАН на острове Русский в должной мере не используется.

Проведённый анализ порождает вопросы. Почему Высшая школа экономики не идет по пути Московского государственного университета, формирующего новые подразделения на площадке, вплотную примыкающей к исторической? И почему она создаёт небольшие, рассредоточенные по всему городу подразделения, не располагающие материальной базой, которая отвечала бы в полной мере потребностям учёных, преподавателей и студентов? И почему остаются неиспользованными преимущества размещения академических учреждений по-соседству с крупнейшим университетом Дальнего Востока, в благоприятной природной среде? Причиной считают (и считают справедливо) нехватку денежных средств. Но дело не только в этом.

Наша беда - в отсутствии концепции взаимосвязанного развития науки и высшего образования на территории России, утверждаемой государством и служащей основанием для разработки научно обоснованных проектных решений, выполнение которых контролируется властными структурами. Беда - потому, что волевые решения широко практикуются в современной России.

Много нареканий вызывает деятельность нового органа исполнительной власти - Федерального агентства научных организаций (ФАНО), созданного в 2013 году. Российская

академия наук и вошедшие в её состав Российские академии медицинских и сельскохозяйственных наук лишились права управления имуществом. Ожидалось, что ФАНО возьмет на себя обязанности по формированию и развитию материальной среды науки, избавит учёных от забот, отвлекающих от исследовательской работы. Практика показала, что бумажная волокита только усилилась, а качество материальной среды до сих пор оставляет желать лучшего. Видно, от забот освободили именно тех учёных, которые способны в силу своей профессиональной подготовленности изучать закономерности и разрабатывать предложения по размещению и планировке научно-образовательных центров.

Нам уже доводилось писать о том, что «Стратегия-2020», разработанная НИУ ВШЭ и РАНХиГС, рассмотренная Президентом РФ зимой 2011/2012 годов и определяющая перспективные контуры новой России, не содержит специального раздела, посвящённого организации науки, хотя разделы, посвящённые росту на основе инноваций (глава 3), профессиональному образованию (глава 10) и новой школе (глава 11) присутствуют [5; 6]. «Инновационная России-2020», разработанная Минэкономразвития и утверждённая распоряжением Правительства РФ в 2011 году, намечает круг объектов, подлежащих формированию (в том числе инновационных кластеров, национальных исследовательских университетов,

бизнес-инкубаторов, технопарков, центров трансфера технологии, центров коллективного доступа к оборудованию), но не ставит задачи рассмотрения пространственных аспектов их создания [7]. «Концепция развития Российской академии наук до 2025 года», разработанная к сессии РАН в 2013 году, не могла опираться на новую «Генеральную схему расселения» (в силу её отсутствия) [8]. «Градостроительный кодекс Российской Федерации», одобренный Советом Федерации в 2004 году, в главе 3 (ст. 10) приводит перечень документов территориального планирования и не причисляет науку к числу областей, для которых должны составляться соответствующие схемы (высшее образование входит в число таких отраслей) [9]. К этому надо прибавить, что «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период» содержит оценку современного состояния и перспектив развития сферы науки и технологии, тем не менее, пространственные аспекты развития снова остаются вне поля зрения [1].

Создаваемая концепция, увязанная с документами территориального планирования и стратегиями (программами) развития социальной сферы и отдельных отраслей экономики, поможет решить многие вопросы. ГИПРОНИИ РАН является учреждением, способным возглавить её разработку, опираясь на собственный опыт и большой массив материалов,

Рис. 1. Размещение базовых научно-образовательных центров на территории РФ

характеризующих пространственно-планировочные аспекты формирования научно-образовательных центров в нашей стране и за рубежом. Нами предпринимается попытка обобщить некоторые результаты проведённых исследований - они могут быть использованы в работе над концепцией.

1. Развитие науки и высшего образования в пространстве России отличается ярко выраженной неравномерностью; она становится очевидной при сопоставлении группы западных и группы восточных федеральных округов. Суммарная территория округов западной группы (Центрального, Северо-Западного, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского и Уральского) примерно в два раза меньше суммарной территории округов восточной группы (Сибирского и Дальневосточного), а численность населения, напротив, более чем в четыре раза выше. Численность занятых в исследованиях и разработках выше примерно в десять раз; численность студентов - в пять раз. Налицо несомненное лидерство территориальной единицы, образованной Москвой и Московской областью. Преодолеть сложившиеся диспропорции помогут инструменты филиации научных и образовательных центров, разработанные на рубеже 1960-1970-х годов академиком Б.М. Кедровым и его соавторами [10].

2. Необходимо учитывать особенности развития науки и высшего образования в западной и восточной России,

в городах с различной численностью населения. Разработана система критериев оценки качества градостроительной среды, ориентированная на две группы регионов (запада и востока). Она позволяет отобрать города, способные быть базовыми научно-образовательными центрами, возглавляющими сеть объектов науки и высшего образования в пределах окружающего района. Базовые центры формируют «зоны ответственности», которые развиваются в направлении слабо освоенных территорий. Одновременно они интенсифицируют инновационный процесс на этих территориях, содействуя развитию науки, образования и высокотехнологичного производства (рис. 1).

3. Тенденции распределения научно-образовательных центров по территории страны воздействуют на формирование картины пространственной организации науки и высшего образования в крупных городах и городских агломерациях. На подходах к городам внешние дороги вливаются в городскую транспортную сеть, объединяя очаги исследовательской и учебной деятельности. На рисунке 2 показан пример формирования московского центра. Его каркас образуют полосовые структуры - зоны преимущественного развития фундаментальной и прикладной науки, высшего образования, которые создаются вдоль радиальных дорог. Создаются и другие полосовые структуры - хордовые, а также кольцевая

Рис. 3. Институт электроники и математики ВШЭ. Новый учебный корпус в окружении жилой застройки. Строгино

Рис. 2. Наука и высшее образование в столице и её ближайшем окружении

Рис. 4. Тихоокеанский научно-образовательный центр на острове Русский. Панорама застройки

структура, сопровождающая МКАД. В центральном городском районе размещается общественно-информационная зона. Внешние полосовые структуры развиваются вдоль осей научно-технологического развития (Центро-Балтийской, Центро-Сибирской и Центро-Кавказской [11].

4. На протяжении четырёх последних десятилетий в ОНИР ГИПРОНИИ РАН под руководством академика архитектуры Ю.П. Платонова разрабатывались принципы создания МРС [12]. Они позволяют унифицировать параметры градостроительного объекта на разных уровнях его пространственной организации, являются действенным регулятором застройки

- задают ритмы транспортных и инженерных коммуникаций, определяют принципы ритмического построения архитектурных ансамблей и обусловливают возможности использования универсальных лабораторных корпусов, приводят к сокращению сроков и стоимости проектирования и строительства. Не стесняя свободы архитектора, МРС допускают разработку поливариантных проектных решений.

5. Современный научно-образовательный центр - градостроительное образование, занимающее порой обширные территории (сотни и даже тысячи гектаров). Здесь можно разместить крупные коллективы научных работников, преподавателей и студентов, снизить затраты времени на передвижение и сформировать материальную среду, способствующую повышению эффективности исследовательской и учебной работы. Функциональное зонирование территории,лежащее в основе генеральных планов, способствует упорядоченному размещению застройки, снижает вероятность возникновения конфликтных ситуаций, вызванных появлением объектов, которые несовместимы по своим характеристикам со сложившейся градостроительной средой. Чёткость функционального зонирования содействует строгому соблюдению градостроительной дисциплины. Вызывает насторожённость неконтролируемая коммерциализация процессов строительства - она способна нанести ущерб интересам науки и высшего образования. Целесообразно использование инструментов правовой защиты, подобных тем, которые разработаны применительно к территориям технополисов и особых экономических зон. В условиях экономического кризиса, переживаемого нами, необходимость такой защиты заметно возрастает.

А теперь полезно вернуться к рассмотрению перспектив развития Высшей школы экономики (рис.3) и Тихоокеанского научно-образовательного центра (рис.4). Надо подчеркнуть, что оба эти центра, совсем молодые в исторических масштабах времени, играют важную роль в российской науке и российском высшем образовании. ВШЭ является частью базового центра, сложившегося в Москве и лидирующего в группе, включающей двенадцать базовых центров страны; ТНОЦ

- частью базового центра, сложившегося во Владивостоке и занимающего в той же группе последнее место (может быть, далеко не последнее по эффективности выполняемой исследовательской и учебной работы). Несмотря на молодость,

рассмотренные центры приобрели широкую известность и активно растут, заявляя о себе в качестве очагов мировой науки и высшего образования. Что и заставляет проявлять нетерпимость к трудностям развития.

Нельзя согласиться с принципами пространственной организации Высшей школы экономики. Успешная и «богатая» организация не использует свои возможности, инициируя мероприятия, которые обеспечили бы создание полноценного градостроительного комплекса в пределах единой площадки. Думается, что такой комплекс можно было бы разместить вне центрального городского ядра, в составе одной из полосовых структур. Хорошие результаты дало бы использование модульно-регуляционных систем в сочетании с разработкой чёткой схемы функционального зонирования территории, объединение взаимосвязанных исследовательских и учебных подразделений. Нельзя согласиться и с отставанием научной составляющей Тихоокеанского научного центра: некомплексное развитие его структуры станет препятствием для организации тесных связей учебного процесса с процессами фундаментальных исследований, сократит возможности привлечения учёных РАН к участию в этих процессах, помешает Владивостоку стать достойным соперником крупных городов центральной России и прежде всего - Москвы.

Литература

1. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sntr-rf.ru/materials/strategiya-nauchno-tekhnologicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period/ (дата обращения: 24.01.2017).

2. Послание Президента Федеральному Собранию на 2017 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// sosedgeorg.livejournal.com/490683.html (дата обращения: 24.01.2017).

3. О предельных объёмах финансирования госпрограмм и других направлений деятельности на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Вступительное слово Дмитрия Медведева. Заседание правительства 7 июля 2016 г. Дом Правительства. Москва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/news/23676/ (дата обращения 24.01.2017).

4. Кулешова, Г.И. Территории опережающего развития научно-инновационного профиля кампуса ДВФУ и технополиса «Самара» / Г.И. Кулешова // Градостроительство. - 2015. - № 5 (39).

5. Бочаров, Ю.П., Фрезинская, Н.Р. Пути пространственной организации отечественной науки / Ю.П. Бочаров, Н.Р. Фрезинская // Academia. Архитектура и строительство. -2015. - № 2.

6. Стратегия 2020. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. - М.: Издательский дом «Дело», 2013.

7. Стратегия инновационного развития России на период до 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/ doc20120210_04 (дата обращения 24.01.2017).

8. Концепция развития Российской Академии наук до 2025 года [Электронный ресурс] / М., РАН, 2013. - Режим доступа http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=ebd03228-2fd1-4291-8af8-89f7c081547a#content (дата обращения 24.01.2017).

9. Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12138258/ (дата обращения 24.01.2017).

10. Кедров, Б.М. Современная наука и проблемы организации научных центров / Б.М. Кедров, Ю.П. Бочаров, К.И. Сергеев // Архитектура СССР. - 1969. - № 1. - C. 3-11.

11. Фрезинская, Н.Р. Национальная инновационная система России: перспективы пространственной организации / Н.Р. Фрезинская // Градостроительство. - 2013. - №№ 4, 5.

12. Платонов, Ю.П. Проектирование научных комплексов / Ю.П. Платонов, К.И. Сергеев, Г.И. Зосимов. - М.: Стройиздат, 1977.

Literatura

1. Strategiya nauchno-tehnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii na dolgosrochnyj period [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://sntr-rf.ru/materials/strategiya-nauchno-tekhnologicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period/ (data obrashheniya: 24.01.2017).

2. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu na 2017 god [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://sosedgeorg. livejournal.com/490683.html (data obrashheniya: 24.01.2017).

3. O predel'nyh ob"emah finansirovaniya gosprogramm i drugih napravlenij deyatel'nosti na 2017 god i na planovyj period

2018 i 2019 godov. Vstupitel'noe slovo Dmitriya Medvedeva. Zasedanie pravitel'stva 7 iyulya 2016 g. Dom Pravitel'stva. Moskva [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// government.ru/news/23676/ (data obrashheniya 24.01.2017).

4. Kuleshova G.I. Territorii operezhayushhego razvitiya nauchno-innovatsionnogo profilya kampusa DVFU i tehnopolisa «Samara» / G.I. Kuleshova // Gradostroitel'stvo. - 2015. - № 5 (39).

5. Yu.P. Bocharov. Puti prostranstvennoj organizatsii otechestvennoj nauki / Yu.P. Bocharov, N.R. Frezinskaya // Academia. Arhitektura i stroitel'stvo. - 2015. - № 2.

6. Strategiya 2020. Itogovyj doklad o rezul'tatah ekspertnoj raboty po aktual'nym problemam sotsial'noekonomicheskoj strategii Rossii na period do 2020 goda. - M.: Izdatel'skij dom «Delo», 2013.

7. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossii na period do 2020. - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/ doc20120210_04 (data obrashheniya 24.01.2017).

8. Kontseptsiya razvitiya Rossijskoj Akademii nauk do 2025 goda [Elektronnyj resurs] / M., RAN, 2013. - Rezhim dostupa http:// www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=ebd03228-2fd1-4291-8af8-89f7c081547a#content (data obrashheniya 24.01.2017).

9. Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federatsii (GrK RF) ot 29 dekabrya 2004 g. N 190-FZ [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/12138258/.

10. B.M. Kedrov. Sovremennaya nauka i problemy organizatsii nauchnyh tsentrov / B.M. Kedrov, Yu.P. Bocharov, K.I. Sergeev // Arhitektura SSSR. - 1969. - № 1. - C. 3-11.

11. Frezinskaya N.R. Natsional'naya innovatsionnaya sistema Rossii: perspektivy prostranstvennoj organizatsii / N.R. Frezinskaya // Gradostroitel'stvo. - 2013. - №№ 4, 5.

12. Platonov Yu.P. Proektirovanie nauchnyh kompleksov / Yu.P. Platonov, K.I. Sergeev, G.I. Zosimov. - M.: Strojizdat, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.