УДК 930 (94.4)
КОНЦЕПЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕРКОВНОЙ И СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ВИЗАНТИИ В РАБОТАХ Ф.А. КУРГАНОВА
А.А. Никитин, Л.А. Сыченкова
anton.nikitin. [email protected]; [email protected]
Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия
Аннотация. В статье рассматривается оригинальная концепция профессора Казанского университета, византиниста Ф.А. Курганова (1844-1920), отражающая взаимодействие церковной и светской власти в ранней Византии. Особенностью данной концепции, разработанной в 1880-х гг., является научное обоснование правового равенства двух властей, игнорируемое западными византинистами. После революции научное наследие учёного, тесно связанное с церковью, оказалось невостребованным и на долгое время оказалось в забвении. В настоящее время продолжается осмысление темы взаимоотношения властей в Византии, в интерпретации казанского византиниста Ф. Курганова, в контексте фундаментальной историографической проблемы - противоборства в светской и духовной власти в мировой истории.
Ключевые слова: Ф.А. Курганов, концепция взаимодействия властей, василевсы, история византийской церкви, российская византинистика, Казанский университет.
Для цитирования: Никитин А.А., Сыченкова Л.А. Концепция взаимодействия церковной и светской власти Византии в работах Ф.А. Курганова. Казанский вестник молодых учёных. 2020;4(5):80-86.
Профессор Казанского Императорского университета Фёдор Афанасьевич Курганов (1844-1920) представлял целую плеяду учёных, работавших в Казани над проблемами византинистики во второй половине XIX - начале XX веков. Среди дореволюционных казанских византинистов, следует назвать такие значительные фигуры, как Д.Ф. Беляев (1846-1901), Д.В. Айна-лов (1862-1939), С.П. Шестаков (1864-1940). В казанский период их творчества эти учёные разработали оригинальные концепции важных аспектов истории византийской культуры: Д.В. Айналов об эллинистических истоках византийского искусства, Д.Ф. Беляев о повседневной культуре византийских императоров. Менее известны имена и наследие других византинистов, работавших в Казани, - профессора Казанской Духовной академии И.С. Бердни-кова (1833-1915), профессора университета, историка церкви Н.Ф. Красно-сельцева (1845-1898) и Ф.А. Курганова. К сожалению, приходится констатировать, что комплексного исследования творческого наследия этих византинистов, и особенно в казанский период, до настоящего времени не осуществлено. Не смотря на то, что в Казани не сложилось особой византиноведческой школы, поскольку не было преемственности между поколениями учёных, ни
в метологических подходах, ни в проблематике исследований, не было единого научного лидера. Все учёные работали над проблемами византинистики в Казани несколько обособленно, но внесли свой вклад в развитие российского византиноведения.
Прежде чем перейти к анализу концепции взаимодействия церковной и светской власти Византии в работах Ф.А. Курганова хотелось бы охарактеризовать контекст визвантиноведения в Казани во второй половине XIX - начале XX веков. В Казани в 1880-1920-е годы работало ряд учёных, занимавшихся проблемами византийской культуры. Интерес учёных к византийскому наследию совпал с расцветом идеи «панславизма» и особой заинтересованности России в укреплении своих политических позиций на Балканах. Профессор Казанского университета Д.Ф. Беляев первым в мировой практике осуществил критический анализ трактат «О церемониях» Константина Багрянородного и установил его значимость для церковной археологии. Д.Ф. Беляев внёс свою лепту и в развитие научных представлений о топографии Константинополя византийского периода, сделал ряд существенных уточнений, определив место многих исчезнувших памятников.
Ученик Д.Ф. Беляева - профессор Казанского университета С.П. Ше-стаков сосредоточил своё внимание на изучении политической истории Византии. Благодаря его усилиям в 1911 году в планы преподавания на историко-филологических факультетах был впервые введён новый курс - «История Византии»1. С.П. Шестаков приступил к чтению курса «Истории Византии» в Казанском университете с осени 1912 года. С.П. Шестаков предпринял попытку воссоздать комплексную картину истории Византии, которая бы включала не только события внутренней истории, но и процессы за пределами Византийской империи. В курсе лекций С.П. Шестаков рассматривал вопросы движения варваров и проблемы возникновения ислама. Автор лекций привлёк известные достижения зарубежного и отечественного византиноведения. Если в вопросах периодизации С.П. Шестаков придерживался подходов западноевропейских учёных, то в содержательном плане Сергей Петрович в большей степени использовал достижения российской историографии. В частности, казанский учёный уделял много внимания вопросам истории церкви и экономики, что в большей степени характерно для отечественной исторической науки, обративший в этот период своё преимущественное внимание на эти сферы жизни древних и средневековых обществ.
Византинист Д.В. Айналов во время работы в университете сделал ряд важных открытий, в частности, установил взаимосвязь византийского искусства с эллинистическим искусством Востока (Египет, Сирия, Малая Азия). Он прочитал в Казани ряд оригинальных курсов о византийском искусстве, в том числе «Царьград в IX-X вв.», «Русские в Царьграде». В казанский период Д. Ацйналов стал интересоваться восточным христианством: на Кавказе, в Армении, Крыму, Болгарри, Египте и даже Абессинии. Наследие Д. Айнало-
1 Шестаков С.П. Лекции по истории Византии / С.П. Шестаков. - Т. 1. -Казань, 1915.
81
ва не забыто и получило мировое признание, но, к сожалению, биография учёного, изучена фрагментарно. Лекции Д. Айналова по «Христианскому искусству», прочитанные в Казанском университете в 1896-1897 годах, сохранились лишь в рукописном виде.
Поскольку византиноведение стало частью государственной политики Российской империи, то представители власти со своей стороны, так же как и Синод, поощряли развитие церковной науки о Византии. В это время российские византинисты занимались преимущественно изучением христианства в Византии. Профессор Казанской Духовной академии И.С. Бердников и профессор Казанского университета Н.Ф. Красносельцев занимались анализом раннехристианских источников: письменных, графических, монументальных. Результатом их работы стало установление преемственности византийского христианства с язычеством. Это было совершенно новое направление в российском византиноведении. В научном сообществе европейских византинистов того времени отвергалась связь православия и язычества.
Одним из наиболее ярких исследователей религиозной и церковной культуры Византии своего времени был профессор Казанской духовной академии и Казанского Императорского университета Фёдор Афанасьевич Курганов (1844-1920). Известно, что Ф. Курганов родился в Пензенской губернии, получил образование в Казанской Духовной Академии, где после окончания остался преподавать курс «Истории церкви». В дальнейшем он возглавлял кафедру общей церковной истории в Казанской духовной академии. В 1885 году, вследствие конфликта с руководством академии, перешёл в Казанский университет, где прослужил до конца жизни.
Ф.А. Курганов имел множество научных интересов, концентрировавшихся вокруг истории Православия. Учёный обратил внимание на проблемы визан-тинистики довольно поздно, будучи к тому времени выдающимся авторитетом в области истории новогреческой и румынской церквей. В 1871 году Ф. Курганов защитил магистерскую диссертацию «Устройство управления в Церкви Королевства Греческого»2. Эта работа, как и многие последующие труды исследователя, позволяет судить о многоплановости и обширности научного замысла, о привлечении к анализу значительного количества источников.
После 1873 года Ф.А. Курганов занялся изучением церковной истории ранней Византии. Он написал серию рецензий, сочинение про взаимоотношения Константина с христианством. Особое значение для истории российской культурологии и византинистики имеют другие работы учёного: «Устройство управления в церкви Королевства Греческого» (1871), «Византийский идеал царя и царства и вытекающие отсюда, по сравнению его с идеалом церкви, отношения между церковной и гражданской властью» (1880) и «Отношения между церковною и гражданскою властию в Византийской им-
2 Курганов Ф.А. Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи в эпоху образования и окончательного установления этих взаимоотношений (325-565гг.) / Вступительная статья проф. Г.Е. Лебедевой. СПб., 2015. С.7.
82
перии» (1880). В них византинист отошёл от взгляда на византийскую Византии предвосхитил предположения европейских современников.
В 1881 году вышел главный труд профессора Ф.А. Курганова по византийской истории - «Отношения между церковной и гражданской властью в Византии IV-VI вв.». Современный петербургский византинист Г.Е. Лебедева отчечала, что, в данной работе Ф.А. Курганов впервые в исторической науке исследована теория об отношениях между светской и церковной властью в Византии [5, с. 108]. В заслугу Ф. Курганову она ставит то, что ему удалось сформулировать концепцию союза и полного согласия светской и духовной властей. Идеи Ф. Курганова о подчинении Церкви власти Васи-левса не вписывались в рамки западной византинистики.
Ф.А. Курганов первым в византинистике установил, что отношения между государством и церковью сложились при Юстиниане путём формирования законодательства Иоанна Схоластика - сборника церковных правил [1, С 69]. Европейские византинисты (Й. Гергенрётер3, Я.Ф. Фалльмерайер4) не признавали данный факт, они придерживались описательного подхода в исследованиях по византийской церкви. В их работах преимущественно рассматривались взаимоотношения конкретных Патриархов и Василевсов, игнорировались аспекты взаимодействия канонического и светского права. Факт наличия законодательной базы позволяя Ф.А. Курганову утверждать о существовавшем правовом взаимоотношении двух властей, придания им публичного характера. Западные предшественники сосредотачивали преимущественно внимание на фигуре императора, его полномочиях - распоряжения монарха имеют силу закона, поэтому государь не подчиняется им, государственная власть может делать всё. Отсюда и проистекает идея о подчинённости церковной власти светской. Ф.А. Курганов доказывал, что ещё в Византийской империи её правоведы (Ф. Вальсамон5) называли подобные идеи противозаконными, а власть императоров опиралась на каноны [1, с. 71]. Данные высказывания имели силу только в том случае, когда опирались на самые широкие моральные понятия: о благе подданных, о справедливости, о порядке в государстве [1, с. 72]. Предположение Ф. Курганова подтверждалось на основе анализа текстов новелл более поздних императоров.
Однако необходимо отметить, что это правовое регулирование нужно понимать не как систему сделок и уступок обеих сторон, а как преобразование государственных законов в духе христианских начал. На основании идеи христианского государства церковь даровала императорам широкое участие в церковных делах. Василевсы стали зваться епископами внешних дел. В силу этого права они могли перемещать клириков из одного места в другое, ме-
3 Гергенрётер [Хергенрётер; нем.Не^епгёШег] Йозеф (1824 - 1890), немецкий кардинал, церковный историк.
4 Фальмерайер Якоб Филипп (немJakob Philipp Fallmerayer (1790- 1861 ),тирольский путешественник, журналист, политик и историк, более всего известный своей расиалистской теорией о происхождении современных греков.
5 Вальсамон Феодор (греч.веббюро^аХаа^й^; (около 1140 - после 1199 года), византийский канонист, патриарх Антиохийский (1193-1199).
83
нять статусы митрополий и епископий. Это очень важное наблюдение Ф.А. Курганова, которое упускалось из виду историками церкви. В западной историографии XIX века сложилась традиция рассматривать императоров как носителей личной и светской власти, не принимая в расчёт частичный религиозный характер институтов управления государством.
В контексте рассматриваемой проблемы особое значение приобретает речь Ф.А. Курганова перед защитой докторской диссертации «Византийский идеал царя и царства и вытекающие отсюда по сравнению его с идеалом церкви отношения между церковной и гражданской властью» [2, с. 1-36]. В своей речи учёный проанализировал византийский идеал императора. Ф.А. Курганов установил, что византийский идеал императора берет начало в Библии, согласно которой император - наместник Бога и исполнитель Его воли на земле, правящий по истине, и заботящийся о благе своих подданных [2, с. 15]. Это суждение было развито ранневизантийскими апологетами. Так, Евсевий Памфил отождествлял царя со вторым лицом Троицы [2, с. 15]. Согласно Памфилу, истинный царь - такой, который образовал свою душу царскими добродетелями [2, с. 19]. Окончательно сформировал представление об идеальном императоре сам Константин Великий. Он заявлял, что его долгом является возвращение блаженнейшей веры и водворение мира, и содействие благу в среде своих подданных. Все последующие византийские императоры, политические писатели и хронисты считали это непреложной истиной и примеряли ее к каждому из царствовавших василевсов [2, с. 17].
После установления идеала сущности императорской власти Ф.А. Курганов перешел к исследованию вопроса об отношении между светской и церковной властей, исходя из представления византийцев об идеале государства. В докторской работе Ф.А. Курганов лишь говорил о союзе властей, но не раскрывал значение этой концепции, но рассматривал её в историческом аспекте. В вышеупомянутой речи Ф.А. Курганов утверждал, что согласие властей проявлялось в духовном единении императора с его подданными (православными). Это исключает любое подчинение светской и духовной властей друг другу. Но в то же время обе власти подчиняются одной Богооткровен-ной истине [2, с. 19-20]. Исходя из этого, Ф.А. Курганов объясняет проявление этого единства: церковь воспитывала паству в повиновении царю, а императоры считали своей обязанностью охранение чистоты веры [2, с. 23-25].
Эта речь вкупе с докторской работой имела важной значение и потому, что стремилась порвать со стереотипными представлениями о Византии. Революционным оказалось утверждение, Ф.А. Курганова, согласно которому для создания наиболее правдивой работы о Византии нужно принять идеалы византийского общества, отрешиться от своих взглядов и мнений [2, с. 20]. Можно сказать, что Ф.А. Курганов предвосхитил идею различий в менталитете современных и средневековых людей, выдвинутую представителями
французской школы «Анналов» (Л. Февра, М. Блока, Ж. Ле Гоффа, Ж. Дюби, М. Вовеля, Р. Шартье, и др.)6.
Подводя итоги нашего исследования, можно сказать, что Ф.А. Курганов зарекомендовал себя как чрезвычайно многосторонний учёный: его труды по истории новогреческой церкви, византинистике и западном христианстве были высоко оценены его сподвижниками. В области византологической науки, равно как и в области неоэллинизма, проф. Курганов успел даже создать научную школу своих учеников и последователей, заявил его ученик -византинист И.И. Соколов7 [6, с. 103]. К сожалению, это был поспешный вывод: никто из учеников и коллег Курганова по Академии и университету не продолжил его штудий в Казани. И.И. Соколов продолжил заниматься проблемами византийского монашества и константинопольской церкви в Петербурге. На долгое время в России прекратились исследования взаимоотношений властей в Византии. Однако идеи, изложенные в двух работах, о которых было уже сказано, остаются актуальными и по сей день: не решен до конца вопрос о творчестве Прокопия, не определили окончательно взаимоотношение церковной и светской властей в Византии. Российский византинист И.С. Чичуров8 в 2000 году констатировал: «Возможные толкования этой теории основываются на тексте самой преамбулы, тогда как дальнейшая история концепции и в светском праве (например, ее соотношение с представлениями о власти патриарха и императора, сформулированными при Константинопольском патриархе Фотии в «Исагоге»), и особенно в праве церковном остаётся неизученной» [5, с. 107].
К сожалению, мы вынуждены констатировать, что оригинальная концепция Ф.А. Курганова практически неизвестна в западной историографии, в России началось осмысление работ учёного только в последние годы. Комплексного труда, посвящённого осмыслению концепции властей у Курганова, до сих пор не создано. Замечание ученика Ф. Курганова - профессора И.И. Соколова о том, что, до сих пор в отечественной историографии значение трудов его учителя в должной мере не оценено, не воссоздана и его творческая биография, остаётся актуальным и в начале XXI века [6, с. 103]. В целом, можно утверждать, что концепция Ф. Курганова - это еще одно важное достижение казанской византинистики XIX века, но пока малоизвестное в российской историографии. Лишь в последнее время начали появляться работы отечественных византинистов и историков церкви, тем не менее, по-свящённые лишь определённым работам учёного [3, с. 57; 4, с. 16].
6 Шенкао М.А. Изучение ментальности во французской школе «Анналов» // Общество. среда. развитие. 2009, № 1(10). С. 60-72.
7 Соколов Иван Иванович (1865-1939), российский историк Церкви и церковного права, византинист.
8 Игорь Сергеевич Чичуров (1946-2008 ), доктор исторических наук, профессор, византинист, специалист в области истории византийской литературы, общественно-политической мысли, русско-византийских отношений, истории Церкви.
85
Литература
1. Курганов Ф.А. Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи в эпоху образования и окончательного установления этих взаимоотношений (325-565 гг.) / Вступительная статья проф. Г.Е. Лебедевой. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2015. 591 с.
2. Курганов Ф.А. Византийский идеал царя и царства и вытекающие отсюда, по сравнению его с идеалом Церкви, отношения между церковной и гражданской властью. Казань, 1881. 36 с.
3. Лебедева Г.Е. Ф.А. Курганов и И.И. Соколов: учитель и ученик // Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени. Вып. 3. СПб, 2001. С. 53-72.
4. Лебедева Г.Е. Из истории отечественного византиноведения и неоэлленистики: Ф.А. Курганов в 1870-1889 гг. // Вестник СПбГУ. Сер.2. Вып. 2. 2001. С. 3-20.
5. Лебедева Г.Е. Русские церковные историки о «симфонии священства и царства» в Византии // Ленинградский юридический журнал. 2008. №4. С. 107-117.
6. Соколов И.И. Ф.А. Курганов // Византийский Временник. 1926. Т. 24. С.103-104.
CONCEPT OF INTERACTION OF CHURCH AND SECULAR POWER OF BYZANTIUM IN THE WORKS OF FA. KURGANOV
A. Nikitin, L. Sychenkova
Kazan federal university Kazan, Russia
Abstract. The article discusses the original concept of the Professor of Kazan University, byzantin-ist F. Kurganov (1844-1920) reflecting the interaction of Church and secular authorities in early Byzantium. A special feature of this concept developed in the 1880s is the scientific justification of the legal equality of the two authorities, ignored by Western byzantinists. After the revolution, the scientific legacy of the scientist, closely connected with the Church, was unclaimed and for a long time was forgotten. Currently, the topic of the relationship between the authorities in Byzantium continues to be understood, in the interpretation of the Kazan byzantinist F. Kurganov, in the context of a fundamental historiographical problem -the confrontation between secular and spiritual power in world history.
Keywords: F. Kurganov, the concept of interaction of authorities, byzantine emperors, history of the Byzantine Church, Russian Byzantine studies, Kazan Imperial University.
Авторы публикации
Никитин Антон Андреевич, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: [email protected]
Сыченкова Лидия Алексеевна, доцент, доктор исторических наук, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
E-mail: [email protected]
Authors of the publication
Anton Nikitin, student of Kazan (Volga Region) Federal University. Kazan, Russia. E-mail: anton. nikitin. 14 @mail.ru
Lidia Sychenkova, Doctor of Science in History, Associate Professor, Russia, Kazan (Volga Region) Federal University. Kazan, Russia. E-mail: [email protected]
Дата поступления 05.10.2020.