КОНЦЕПЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТЕЙКХОЛДЕРАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
СФЕРЫ УСЛУГ
М.А. Трухин, аспирант
Московский инновационный университет
(Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-2-122-125
Аннотация. В статье рассмотрены различные научные подходы к определению взаимодействия со стейкхолдерами на предприятиях сферы услуг. Пристальное внимание уделено трудам российских ученых-экономистов. Подчеркнуто, что, несмотря на существование большого количества подходов к выделению видов стейкхолдеров, открытым остается вопрос их практической имплементации для управления взаимоотношениями со стейкхолдерами с учетом специфики предприятий сферы услуг, а также в контексте устойчивого развития и преодоления кризиса, в котором сейчас находятся некоторые предприятия. Сделан вывод, что сегодня у предприятий сферы происходит смена приоритетов во взаимодействии со стейкхолдерами.
Ключевые слова: стейкхолдеры, управление персоналом, устойчивое развитие, приоритеты, кадровый потенциал.
Современные ученые уделяют внимание различным аспектам и подходам к взаимоотношению предприятий со стейкхолдерами в зависимости от уровня управления.
Определение стейкхолдеров широко освещается в научной литературе.
Наиболее известными являются трактовки стейкхолдеров, содержащиеся в трудах зарубежных ученых. Так, впервые в 1963 году Стэнфордским исследовательским институтом (Stanford Research Institute) был использован термин «заинтересованные стороны», которым обозначались группы, поддерживающие организацию [7].
В научной литературе используются понятия «заинтересованные стороны», «стейкхол-деры». В настоящем исследовании эти два понятия понимаются как синонимы, однако предпочтение отдается второму, которое присутствует в подавляющем большинстве научных трудов ученых-экономистов.
Основательный анализ определений стейк-холдеров и их группировка проведены в трудах Майлс С., в которых на основе изучения определений понятия «стейкхолдер» автором предложено выделить четыре группы определений, рассматривающих стейкхолдеров как: инфлюенсеров, коллаборантов, истцов и получателей [2].
Политический подход в менеджменте совпадает с положениями теории стейкхолдеров, которая предполагает необходимость удовле-
творения интересов различных заинтересованных сторон. Основной проблемой при этом является то, что при таком подходе принятие решений является бесконечным процессом борьбы между различными группами, заинтересованными в результатах деятельности предприятия сферы услуг; модель мусорной корзины описывает принятие решений в условиях «организованной анархии». В этой модели допускается наличие многих точек зрения, которые принадлежат разным участникам, имеющим отличные цели и взгляды, что обуславливает хаотичный характер принятия решений. Наиболее полно эта модель освещена в трудах Коэна, Марча и Олсена (1972). Сущность модели заключается в том, что сотрудники склонны генерировать большое количество решений проблем, ориентируясь на любимые для них подходы, и организацию можно рассматривать как совокупность значительного количества конкурирующих решений. Большинство из этих решений отбрасываются и становятся ненужными (попадают в так называемую воображаемую мусорную корзину), однако незначительная их часть при определенном удачном сочетании приводит к принятию решения. Когда стейкхолдеров очень много и предприятие не внедряет системный подход в организацию бизнес-процессов, эта модель является реальностью при взаимодействии со стейкхолдера-ми в области здравоохранения; натуралисти-
ческий подход предполагает изучение принятия управленческих решений как процесса, основанного на предыдущем опыте и эмпирических знаниях тех, кто принимает решения. Преимущественное влияние на решения осуществляют успешные и эффективные в прошлом модели поведения.
Таким образом, полезность этого подхода для теории стейкхолдеров заключается в том, что для учета интересов заинтересованных сторон предприятию необходимо рассматривать проблему с разных сторон и оценивать разные перспективы. Недостатком подхода является то, что, что на практике невозможно удовлетворить все запросы стейкходеров; подход с позиции индивидуальных различий в меньшей степени признается и обсуждается в научных трудах сторонников теории стейк-холдеров, однако, с точки зрения анализа управленческих аспектов принятия стратегических решений этот подход заслуживает внимания.
В работе Журова Е.А. обосновано, каким образом на принятие сбалансированных управленческих решений по взаимодействию со стейкхолдерами влияют такие факторы, как делимость ресурсов, влиятельность стейкхол-деров, привлечение стейкхолдеров к принятию решений, ориентация на интересы отдельных групп стейкхолдеров в краткосрочной перспективе или на получение совокупного положительного эффекта для всей системы взаимосвязей со стейкхолдерами в долгосрочной перспективе. Учет при этом результативность внедрения различных управленческих подходов на индивидуальном уровне в нормативной и инструментальной теории стейкхолдеров придает указанному исследованию весомости и практической значимости.
Для предприятий сферы услуг наиболее актуальным на сегодняшний день является принятие управленческих решений в условиях неопределенности, ограниченности ресурсов. В таких условиях на первый план выступают экспертные системы поддержки принятия решений, наличие четких алгоритмов и инструкций, согласованность действий всех стейкхолдеров и тому подобное.
Следующая теория, которую целесообразно рассмотреть в связи с теорией стейкхолде-ров - это синергетика, или теория саморазви-
вающихся систем. Название данной науки имеет греческое происхождение от слова «synergeia», что в переводе означает «совместные действия, содействие, кооперация». Одним из ведущих основателей теории синергетики Г. Хакеном отмечалось, что название данной науки обусловлено тем, что она изучает совместное действие многих подсистем, в результате которой на макроуровне возникает новая структура, которая имеет собственные принципы функционирования, то есть возникает система, которая самоорганизуется [1].
Синергетика - это междисциплинарный подход, который применяется для объяснения поведения саморазвивающихся систем в различных областях знаний, в том числе в экономике. Так возникла теория синергетической экономики, автором которой считается В-Б. Зангке [4]. Данная теория связана как с экономической динамикой, так и с синергетикой. Основные положения теории синергети-ческой экономики сводятся к следующему: в любых эволюционирующих системах имеет место хаос, поскольку он естественно является составляющей таких систем; поведение динамической экономической системы может значительно изменяться под влиянием незначительных флуктуаций, которые, возникая на макроуровне, могут обусловливать существенные макропревращения системы («эффект бабочки»); если экономическая система эволюционирует, то она не находится в состоянии устойчивости, и на нее постоянно действуют внешние и внутренние факторы, при этом такая система может внезапно изменить структуру после достижения критических значений определенных параметров, или превращаться в хаос; движущей силой развития социально-экономических систем являются кооперативные процессы в них, которые базируются на совместном действии определенных элементов, усиливающих друг друга [3].
Очень интересное исследование, которое освещает тесную взаимосвязь между теорией стейкхолдеров и синергетической экономикой, Тантало К. и Прием Р.Л. [6]. В данном исследовании определено, что процесс удовлетворения потребностей и интересов различных стейкхолдеров может быть построен по принципу взаимовыгодного сотрудниче-
ства даже при ограниченном количестве ресурсов.
Таким образом, даже при наличии конкурирующих, на первый взгляд, целей заинтересованных сторон возможна ситуация, когда результат в стратегической перспективе дает синергетический эффект и максимально удовлетворяет большинство стейкхолдеров. Такой подход основан на учете не только прибыльности как результирующей, определяющей конечную выгоду для группы стейкхол-деров, но и многоатрибутивные функции, управляющие принятием решений каждой группой заинтересованных сторон. Как следствие, возникает возможность не столько распределять и так ограниченные ресурсы, сколько создавать новую стоимость, увеличивать ценность на основе комбинации различных полезностей для разных групп стейкхол-деров.
«Синергия заинтересованных сторон» может быть достигнута при определенном взаимовыгодном сочетании факторов и управленческих подходов, которые обеспечат не только распределение существующих ограниченных ресурсов, но и создание новых, в том числе таких, которые способны обеспечить качественные положительные изменения и создание новой стоимости и ценности в области предоставления услуг.
Следующая теория, которая имеет важное значение при трактовке практических аспектов внедрения теории стейкхолдеров, это теория развития, а в ее пределах - концепция устойчивого развития.
Важнейшим признаком такого развития является акцент не на количественных, а на качественных изменениях, направленных на повышение качества жизни населения.
Итак, как видно из приведенного выше списка, теория стейкхолдеров имеет прямое отношение к последней цели глобального партнерства, при этом партнерство принимается как рамочная цель, стремление к которой способствует исполнению всех других целей.
Теория стратегического менеджмента также тесно связана с теорией стейкхолдеров, их
соотношение можно охарактеризовать как целое и частичное.
Для стратегического управления в области здравоохранения теория стейкхолдеров имеет ведущее значение, поскольку она, с одной стороны, уделяет внимание вопросам стратегического развития, формирования ценности для различных заинтересованных групп, поиска наиболее оптимального для предприятия сферы услуг пути повышения стоимости активов, а, с другой стороны, учитывает социальные и этические аспекты взаимоотношений со стейкхолдерами.
В отличие от традиционной теории стратегического менеджмента, которая часто пренебрегает именно социально-этическими вопросами в пользу чисто экономических результатов, теория стейкхолдеров много внимания уделяет проблемам социальной ответственности бизнеса.
Концепция социально-ответственного менеджмента является одной из базовых концепций, на которых должны строиться взаимоотношения со стейкхолдерами.
Среда, в пределах которой целесообразно рассматривать проявления социальной ответственности со стороны предприятий: внутреннее (социальная ответственность в отношении внутренних стейкхолдеров, работников предприятия) и внешнее (социальная ответственность во взаимоотношениях с внешними стейкхолдерами и обществом в целом). По мнению Дж. Ньюстрома и К. Дэвис возможности пользование властью в долгосрочной перспективе очень сильно зависит от соблюдения менеджерами принципов социальной ответственности [5].
Следовательно, менеджмент предприятий сферы услуг несет ответственность перед партнерами, поставщиками, работниками, и другими внешними и внутренними стейкхол-дерами по соблюдению принципов прозрачности, подотчетности, незыблемость прав человека, экологичности и т.д. Все эти принципы также тесно пересекаются с теорией стейкхолдеров.
Библиографический список
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: Пер с англ. / Под ред С.К. Мордовина. - СПб: «Питер», 2024. - 560 с.
2. Джонсон М. Битва за персонал. - СПб.: «Питер», 2024. - 430 с.
3. Егоршин А.П. Управление персоналом. - 5-е изд., доп. и перераб. - Н. Новгород: НИМБ, 2023. - 720 с.
4. Иванова Т.В. Систематизация факторов детерминирующих уровень развития кадрового потенциала предприятий // Вестник Чувашского университета. - 2024. - № 2. - С. 344-351.
5. Колпаков В.М. Управление развитием персонала. - К.: МАУП, 2024. - 712 с.
6. Контроллинг и аудит персонала. Учебное пособие / Гендон А.Л., Короткова Е.А., Ларионов В.Г., Леднева С.А., Литвинюк А.А., Москвитин Г.И., Фалько С.Г., Цветкова Н.В. // Под ред. А.А Литвинюка. - М.: КноРус, 2023. - 296 с.
7. Лукашевич В.В., Одегов Ю.Г. Управление человеческими ресурсами. - М.: КноРус, 2022. -280 с.
THE CONCEPT OF INTERACTION WITH STAKEHOLDERS IN SERVICE ENTERPRISES
M.A. Trukhin, Postgraduate Student Moscow Innovation University (Russia, Moscow)
Abstract. The article examines various scientific approaches to defining stakeholder interactions in service sector enterprises. Particular attention is paid to the works of Russian economists. It is emphasized that, despite the existence of a large number of approaches to identifying stakeholder types, the issue of their practical implementation for managing stakeholder relationships remains open, taking into account the specifics of service sector enterprises, as well as in the context of sustainable development and overcoming the crisis in which some enterprises are currently experiencing. It is concluded that today, enterprises in the sector are changing their priorities in interacting with stakeholders.
Keywords: stakeholders, human resource management, sustainable development, priorities, human resource potential.