Научная статья на тему 'Концепция врачевания души или смыслотерапия доктора Виктора Франкла (к 100-летию со дня рождения)'

Концепция врачевания души или смыслотерапия доктора Виктора Франкла (к 100-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1401
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТЬ / СМЫСЛ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Блохина Н. Н., Калягин А. Н.

В статье излагаются исходные принципы теории логотерапии и экзистенциального анализа Виктора Франкла, философские основания его врачебных методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The CONCEPT of DOCTORING of SOUL OR LOGOTHERAPY of DOCTOR Vi

The initial principles of the theory of logotherapy and Victor Frankl's existential analysis, the philosophical bases of his medical techniques are stated

Текст научной работы на тему «Концепция врачевания души или смыслотерапия доктора Виктора Франкла (к 100-летию со дня рождения)»

ного кольца между бедренной веной (латерально) и ла-кунарной связкой (медиально).

Клокет Жюль (Cloquet Jules Germain, 1790-1883) — французский анатом и хирург. Родился в Париже. Медицинское образование получил в Париже. В 1815 году

— прозектор, в 1824 году — профессор анатомии, с 1831 г. — профессор хирургии. В 1855 г. избран членом Академии наук. Приобрел известность исследованиями в области нормальной и топографической анатомии. Изучал органы чувств, сердечно-сосудистую систему, механизм образования грыж. В 1817 году опубликовал монографию «Анатомические объяснения брюшных грыж».

Коллиса связка (lig. Collesi), загнутая связка (lig. reflexum) — часть волокон паховой связки, соединяющая верхний край лобковой кости с передней стенкой влагалища прямой мышцы живота и укрепляющая с медиальной стороны наружной отверстие пахового канала.

Коллис (Колз) Абрагам (Colles Abraham, 1773-1843)

— ирландский хирург и анатом. Родился в Милмонте. Более 30 лет возглавлял кафедру анатомии и хирургии в Дублинском хирургическом колледже. Известен работами в области хирургической анатомии органов человеческого тела. В 1811 г. опубликовал учебник по хирургической анатомии человека.

Ретциуса пространство (spatium Retziusi), залобко-вое пространство (spatium retropubicum) — пространство между задней пластинкой поперечной фасции и париетальной брюшиной, содержащее автономные системы васкуляризации и лимфоотока наиболее глубоких структур подчревья.

Ретциус Андреас (Retzius Andreas Adolf, 1796-1860)

— шведский анатом. Окончил университет в Лунде, поз-

же учился в Копенгагене. В 1819 г. получил степень доктора медицины, с 1823 г. — профессор анатомии ветеринарного института в Стокгольме, а с 1824 г. — профессор нормальной анатомии Каролинского института. Описал связи между спинномозговыми нервами и симпатическими стволами, уточнил строение сосудистой системы, провёл сравнительно-анатомическое исследование желудка человека и животных. Занимался морфологией печени. Изучал строение черепа скандинавских народов и предложил классифицировать расы по форме черепа. Основал музей нормальной анатомии в Стокгольме.

Томсона фасция (fascia Thomsoni) — глубокий листок поверхностной фасции передней брюшной стенки (lamina profunda fascia superficialis).

Томсон Александр (Thomson Alexander, 1809-1884)

— английский анатом. Изучал медицину в Кембридже, впоследствии совершенствовался в Париже у известного французского эмбриолога И. В. Косте. Профессор судебной медицины в Лондонском университете. Изучал анатомию связок, мышц, фасций, топографию сосудов человеческого тела.

Спигелия линия (linea Spigeli), полулунная линия (linea semilunaris) — линия перехода поперечной мышцы живота в апоневроз. Место образования одноименных грыж передней брюшной стенки.

Спигелий Адриан [(Spigelius Adrianus), 1578-1625 г.]

— бельгийский анатом и хирург. Родился в Брюсселе. Изучал медицину в Лувене, анатомию в Падуе у И. Фаб-риция из Аквапенденте. С 1609 по 1625 г. — профессор анатомии в Падуе. В 1627 г. был опубликован его трактат по анатомии человека.

EPONYMS IN HERNIOLOGY

G.E. Songolov, O.P. Galeyeva (Irkutsk State Medical University)

Eponyms were and will be necessary components of communication, professional linguistic culture. The vocabulary of herniology includes the greatest part of eponyms which are very popular with both practical doctors and students studying medicine.

О НРАВСТВЕННОСТИ

© БЛОХИНА H.H., КАЛЯГИН A.H. -

КОНЦЕПЦИЯ ВРАЧЕВАНИЯ ДУШИ ИЛИ СМЫСЛОТЕРАПИЯ ДОКТОРА ВИКТОРА ФРАНКЛА (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

H.H. Блохина, А.Н. Калягин

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В.Малов, кафедра философии, зав. — доц., к.ф.н. H.H. Блохина, кафедра пропедевтики внутренних болезней, зав. — д.м.н., проф. ЮА Горяев)

Резюме. В статье излагаются исходные принципы теории логотерапии и экзистенциального анализа Виктора Франкла, философские основания его врачебных методик. Ключевые слова. Человек, личность, смысл, ценности.

Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене — родине психоаналитического направления в медицине и философии. Ему принадлежит заслуга создания третьей, - после З.Фрейда и А.Адлера, - Венской школы психотерапии. Психоанализом он увлёкся еще в юности, живо интересуясь идеями Фрейда, вступил с ним в переписку и, благодаря эрудиции и тонкому пониманию проблем, стал получать ответы корифея новой науки. Фрейд благоволил к юноше, по его просьбе статья 19-летнего Франкла была в 1924 году опубликована в «Международном журнале психоанализа» [3]. Однако не всё устраивало пытливого молодого человека в учении Фрейда. Еще не закончив образования, Франкл примкнул к последователям Адлера. Этот этап его научной биографии был отмечен публикацией в «Международном журнале индивидуальной психологии». Здесь он нашел также своих прямых учителей — О. Шварца и Р. Аллерса. Их влияние помогло Франклу открыть свою задачу, сопутствовавшую ему в течение всей его жизни в психотерапии, - борьбу с психологизмом в психотерапии. Впрочем, деятельность в «школе А. Адлера» длилось недолго, уже в 1927 году на почве явных разногласий с коллегами по цеху Франкл покинул Общество индивидуальной психологии (одновременно с О. Шварцем и Р. Аллерсом). В 1928 году Франкл основал Центр консультирования молодежи в Вене и возглавлял его до 1938 года [1].

В 1930 году он получает степень доктора медицины и входит в штат Нейропсихиатрической университетской клиники. Продолжая работать в клинической психиатрии, публикует статьи, подготавливающие его будущую теорию логотерапии и экзистенциального анализа [3]. Она практически создана им к концу 30-х годов. А к началу II мировой войны закончена первая книга «Врачевания души».

Однако мир тоталитарной системы, уничтожающей все неукладывающееся в рамки фанатичной заданнос-ти, надолго выбрасывает исследователя из поля его научных исканий. Нацистский режим в Австрии первым же делом обращает свой взор на врача-еврея, заведующего отделением Венской Ротшильдовской еврейской больницы и только удивительная случайность (оформляющий документы гестаповец — бывший пациент) позволяет отсрочить неумолимо приближающуюся отправку в концлагерь до 1942 года. Позднее, с 1942 по 1945 гг., молодой ученый не только лишается возможности творить, но и в любой момент может быть лишен самой жизни. Он, как и миллионы евреев в Европе, -узник концлагерей. Здесь, в фашистском аду многократно подтверждается созданная им концепция личности. Тщательный анализ и взвешенные суждения человека, попавшего в страшную человеческую «мясорубку», которой является фашистский режим, потрясает. Мужество и гениальность проявляются с неимоверной силой, ужасы заключения требуют ценить каждый миг жизни. За два с половиной года жизни в лагере он потерял практически всю свою семью. Чтобы не «сломаться» и не утратить крепость духа Франкл стремится ощущать свободу, он представляет себя читающим лекцию

«Фрейд сказал однажды, что «люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею». Действительно,... сильная ориентация на смысл способствует сохранению здоровья, продлению, если не сохранению жизни. Она содействует не только

физическому, но и психическому здоровью».

В. Франкл

студентам о психотерапии в концлагере, он беседует с мудрецами, он свободен духом при абсолютной внешней скованности узами лагеря смерти.

Несмотря ни на что, психолог даже в этих условиях организует подпольную психологическую поддержку вновь прибывших заключенных, спасает от безумия и психической катастрофы сотни людей. Если это не сделаю я - то кто же? - спрашивает Франкл - Если я не сделаю этого сейчас - то когда? И если я сделаю это только для себя - то кто я? Эти мысли владеют даже в застенках умом ученого и заставляют действовать.

Опыт этих страшных лет и смыслы, извлеченные из этого опыта, Франкл изложил в монографии «Психолог в концлагере», вышедшей сразу после войны. Все эти годы книга «писалась» им в уме, важным стимулом к выживанию было стремление ее сохранить и во что бы то ни стало опубликовать. Хотя, как признавался автор, книгу он «писал с убеждением, что она не принесет, не может принести успех и славу», из всех его книг именно эта получила наибольшую популярность. После войны один за другим выходят и другие его философские, психологические и медицинские сочинения: «Врачевание души», «Экзистенциальный анализ и проблемы времени», «Время и ответственность», «Психотерапия на практике», «Безусловный человек», «Человек страдающий» и др. С 1946 года он директор Венской неврологической поликлинической больницы, с 1947 года преподает в Венском университете. В 1949 году он получает степень доктора философии [1,3].

Как теоретик психологии личности Франкл заявил о себе в 60-е годы ХХ века. В это время его книги, - и, прежде всего, «Человек в поисках смысла», - изданные миллионными тиражами, стали всемирным достоянием. Всеобщее внимание привлек к нему тот диагноз, который он поставил современному человечеству, и с которым нельзя было не согласиться. Он заявил о том, что главная трагедия времени заключается не в экономическом, экологическом, а — нравственном кризисе. Состояние огромного количества людей, переживающих потерю смысложизненной ориентации из-за крушения традиционных ценностей и отсутствия мировоззренческой культуры, он назвал экзистенциальным вакуумом. Именно этим, считает Франкл, во многом объясняется рост агрессивной преступности, алкоголизма, наркомании, психических заболеваний и самоубийств.

Анализируя социально-психологическую атмосферу современного общества, В. Франкл одно из своих публичных выступлений, которое он назвал «Человек перед вопросом о смысле», начал с утверждения: «У каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия» [2]. Такой психотерапией и является созданная им логотерапия — лечение смыслами. Она призвана помочь людям, страдающим от утраты смысла жизни. Свое мировоззрение он характеризует как трагический оптимизм. Ведь, несмотря на веру в человеческий потенциал, нельзя не признавать, что дела плохи и станут еще хуже, если не делать все, чтобы их улучшить.

В. Франклу принадлежит идея так называемых, но-огенных неврозов, детерминированных потерей смысла и цели жизни. В «Основах логотерапии» он приводит слова Альберта Эйнштейна о том, что человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни [3].

Концепция логотерапии и экзистенционального анализа включает философские, психологические и медицинские воззрения автора на природу и сущность человека, на развитие личности как в норме, так и в патологии, а также способы предотвращения и исправления возможных отклонений от нормы. Человеку по природе свойственно искать смысл жизни и желать его осуществления, что и является главным стимулом самореализации личности. Вера в наличие такого смысла своей жизни и заставляет человека действовать. Она позволяет реализовать потребность человека в напряжении, предъявляя к самому себе соответствующие требования. Тогда как нынешнее общество — общество потребления, отличается пониженными требованиями к личности. Это лишает людей должного напряжения в отношении к самим себе.

Для нормальной, осмысленной, а значит, здоровой жизни, нужны ценности и идеалы. «Здоровая доза напряжения, такого, которое порождается смыслом, который необходимо осуществить, является неотъемлемым атрибутом человечности и необходима для душевного благополучия. Прежде всего, человеку нужно то напряжение, которое создается его направленностью» [3]. Благодаря ценностям человек всегда может сделать свою жизнь осмысленной.

Смысл жизни представлен тремя видами ценностей: творчества, переживания и отношения. Творчество, созидательная деятельность человека является, конечно, важнейшей в его жизни. В том, что и как делает человек, утверждается, опредмечивается его личностная неповторимость, уникальность, следовательно, востребованность, например, в профессии врача. И, тем не менее, этим не ограничивается ни сама человеческая жизнь, ни ее смысл. Тем более, что бывают обстоятельства, когда человек лишен возможности творчества или вообще какой-либо труцовой деятельности. Но человеческое существование никогда не может быть бессмысленным. Человеку всегда доступны ценности переживания и ценности отношения. Так мощным смысложиз-ненным потенциалом является такой духовный акт как любовь. Сущностная особенность любви заключается в том, что в ней человек вбирает в себя неповторимость и своеобразие другого человека в отличие от своего труда, где он проявляет свое собственное своеобразие. Поэтому любовь, как и в целом бытие, есть возможность реализации самого себя. Она неизбежно обогащает того, кто любит. «Любовь позволяет нам ощутить личность другого человека как целый уникальный мир и тем самым приводит к расширению нашего собственного мира.... Даже когда наши переживания в любви оказываются несчастными, мы не только обогащаемся, но и получаем более глубокое переживание жизни, такие переживания приводят к внутреннему росту и личностной зрелости» [3].

Тем не менее, в качестве высшей ценности В. Франкл рассматривает ценности отношения. Если почему-либо жизнь бесплодна в созидательном плане и небогата переживаниями, то и тогда она остается в ос-

нове своей осмысленной, поскольку самым значимым является отношение человека к своей судьбе, к тому, что выпало на его долю. Ценности остаются всегда доступными человеку. Ведь он — существо, постоянно принимающее решение, что оно такое. Классифицируя ценности, придающие человеческой жизни смысл, Франкл предостерегает от абстрактного решения данной проблемы. Речь должна идти в каждом отдельном случае о конкретной личности и обстоятельствах его жизни. Человек сам, и только сам, ищет и находит свой смысл. Поэтому психотерапевт, в том числе и логотерапевт, не будет навязывать пациенту ту или иную мировоззренческую позицию. Логотерапия не раздает предписаний, так как она не просто интеллектуальное занятие. Работа логотерапевта основывается на эмпирическом, т.е. феноменологическом анализе [3].

Компасом, определяющим единственно правильный путь к смыслу, является совесть. Она открывает нам возможность адекватного отношения к той или иной ситуации. «Живая, ясная и точная совесть — единственное, что дает человеку возможность сопротивляться эффектам экзистенциального вакуума.» [3]. В год 60-летия со дня одной из самых великих побед человечества уместно отметить, что В. Франкл подверг своему феноменологическому анализу фашизм, опыт концентрационных лагерей и личность Гитлера. «.. .Я убежден, - писал он, - что Гитлер никогда не стал бы тем, чем он стал, если бы он не подавил в себе голос совести» [3]. Совесть и ответственность — это важнейшие понятия логотерапии. Они напрямую связаны с концепцией свободы воли. Человек может проявить свободу в отношении к своим собственным влечениям и потребностям, которым он может сказать «нет». Это отличает человека от животного. Свобода же по отношению к внешним обстоятельствам выражается в том, что человек сам определяет свое к ним отношение. Он и здесь свободен вести себя в соответствии со своими ценностями и своей ответственностью. Человек может быть ограничен в возможности творчества, любви, но в ценностях отношения он абсолютно свободен. Об этом убедительно свидетельствует жизнь людей в концлагере. Здесь были люди, которые даже в такой экстремальной, пограничной ситуации умели оставаться людьми, подавить в себе агрессию и превозмочь апатию. Франкл называет это умение «упрямством духа». Можно, заключив человека в лагерь, отнять у него все, - вплоть до очков и ремня. Но у него оставалась эта свобода — настроиться так или иначе. И она остается до последнего вздоха. Для таких людей лагерная жизнь была испытанием, и они не только не регрессировали, но, напротив, «претерпели эволюцию в моральном, духовном отношении. Ведь для них как раз был открыт путь ухода из ужасающей действительности в царство духовной свободы и внутреннего богатства. И эту духовную сферу не в состоянии разрушить нацисты. «Только так можно понять тот парадокс, что иногда люди хрупкой телесной организации лучше переносили лагерную жизнь, чем физически сильные натуры» [3].

В. Франкл утверждает, что организм человека, его характер, наследственность, природность, - всего лишь материал, с которым личность работает, - своего рода инструмент, которым необходимо пользоваться. Наследственность — это не более чем материал, из которого человек строит сам себя. Это не более чем камни,

которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель не из камня. Личность — это то, что делает человека свободным по отношению к необходимости. Воспользоваться свободой можно по-разному, и это то, что есть человек. «Экзистенциальный анализ не признает человека свободным, не признавая его в то же время ответственным. Это означает, что человеческая свобода не тождественна не только всемогуществу, но и произволу» [3]. Даже, когда человек обречен на страдание, то, как он проживает тяготы жизни, несет свой крест, его мужество и достоинство — все это определяет его как человека, дает возможность самореализации и обретения адекватного смысла для себя и других.

Вопрос о смысле жизни есть, таким образом, вопрос о человеке, что он такое. Свою концепцию человека В. Франкл называет, в противовес так называемой глубинной психологии, - «вершинной психологией», поскольку она исходит из того, что духовное в человеке есть его высшее измерение. Человек — сложная структура, включающая в себя витальную основу и социальное положение, как некую естественную заданность. Начало же собственно человеческого бытия, т.е. главное - это личностная позиция, установка в отношении ко всему, позволяющая принимать решения, быть человеком решающим. Духовность, свобода, ответственность являются тремя экзистенциалами человеческого бытия. Духовность при этом — конституирующая особенность, т.е. то, что не просто присуще человеку наряду с психофизическим, а то, что его отличает от животного, присуще ему. Биологическим типом, психическим характером человек лишь обладает. То же, что он есть — это личность, духовное существо. В. Франкл считает, что в наше время надо придать человеку мужество и стремление жить духовно, вновь напомнить ему, особенно после З. Фрейда, что кроме влечений, объединяющих его с животным, у него есть дух, что он духовное существо.

Рассматривая человека как органическую сущность, Франкл требует идеализации каждого. «Если вы будете обращаться с людьми так, как будто они гораздо лучше себя самих, даже переоценивая их, то поможете им стать такими, какими способны стать. Видите ли, если воспринимать людей такими, как они есть, мы только сделаем их хуже. Если мы будем воспринимать их такими, какими они должны быть, то поможем им на самом деле стать такими. Вы скажете: «Переоценивать людей — это идеализм». Но я вынужден сказать: «Такой идеализм — это и есть настоящий реализм, так как вы помогаете людям реализовывать себя» [2].

Экзистенциальный анализ, с помощью которого Франкл строит свою философскую антропологию, является теоретической основой логотерапевтических методов, направленных на лечение ноогенных неврозов, порождаемых утратой смысла жизни, а так же и психогенных неврозов, фобий, навязчивых состояний и других видов психопатологий. Экзистенциально ориентированные психотерапевты исходят из той психологии, «которая не забывает за соматическим и психическим в человеке, так же и духовное в нем и стремится быть психотерапией духа и в этом смысле знает о существовании духовного измерения — высшего измерения человеческого бытия» [3]. Задача, разработанной Фран-клом логотерапии, определена им как задача врачевания души, а в особо экстремальных ситуациях, - подобных нацистским концлагерям, - врачебного спасения души. В одних случаях используется методика сократического диалога, помогающая больному осознать возможность обретения адекватного смысла. В других — используется техника, опирающаяся на онтологические способности человека к самотрансценденции и самоотстранению. Этому посвящены его работы: «Теория и терапия неврозов», «Практическая психотерапия», «Врачевание души» и др.

Экзистенциальный анализ и логотерапия В. Фран-кла опираются на гуманистические традиции философской культуры. Он сам подчеркивал это неоднократно, говоря, что логотерапия выходит в человеческое измерение фундаментально—антропологических характеристик человеческого существования, и поэтому возможна гуманная, гуманизированная, регуманизированная психотерапия.

Франкл на протяжении всей жизни, которая оборвалась в 1997 году, выступал с многочисленными докладами и получал приглашения на лекции более чем от 200 университетов всех континентов (аудитория психологов в МГУ встретила его овацией), 28 раз он был уцо-стоен звания почётного доктора. Своеобразным итогом жизни является концепция ученого о жизни полной смысла. Для лечения страха потери смысла он ещё в 20-е годы развил технику парадоксальной интенции, которая нашла международное признание. «Человеческое существование никогда не может быть бессмысленным... Жизнь полна смысла до самого последнего вздоха. То, как он несет свой крест, то мужество, которое он проявляет в страданиях, достоинство, проявляемое в критических ситуациях - является мерой того, насколько он состоялся как человек» [3]. Эти слова В. Франкла в полной мере можно отнести и к нему самому.

THE CONCEPT OF DOCTORING OF SOUL OR LOGOTHERAPY OF DOCTOR VICTOR

FRANKL'S (TO THE 100-ANNIVERSARY)

N.N. Blochina, A.N. Kalyagin (Irkutsk State Medical University)

The initial principles of the theory of logotherapy and Victor Frankl's existential analysis, the philosophical bases of his medical techniques are stated.

ЛИТЕРАТУРА

Лэнглэ А. Экзистенциальный анализ — найти согласие с жизнью. // Московский психотерапевтический журнал. — 2001. — № 1. — Internet: http://psy-wings.narod.ru/ Library/Langle .html

2.

3.

Франкл В. Психотерапия на практике. — СПб.: Ювен-та, 1999. - 256 с.

Франкл В.Э. Человек в поисках смысла: Сборник. — М.: Прогресс,1990. — 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.