Научная статья на тему 'Человек в поисках смысла: концепция логотерапии В. Франкла'

Человек в поисках смысла: концепция логотерапии В. Франкла Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3605
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аллахманов Э. М.

В предлагаемой работе предпринимается попытка освещения понятия логотерапии как специфической идеи смысла жизни, рассматривающая проблему утраты веры в будущее и возможность духовного роста. Дается характеристика групп ценностей и анализируются идеи В. Франкла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек в поисках смысла: концепция логотерапии В. Франкла»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 159.964.2

Э.М. Аллахманов

Студент

Строительный факультет Ульяновский государственный технический университет Г. Ульяновск, Российская Федерация

ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА: КОНЦЕПЦИЯ ЛОГОТЕРАПИИ В.ФРАНКЛА

Аннотация

В предлагаемой работе предпринимается попытка освещения понятия логотерапии как специфической идеи смысла жизни, рассматривающая проблему утраты веры в будущее и возможность духовного роста. Дается характеристика групп ценностей и анализируются идеи В. Франкла.

Логотерапией называется одно из направлений психотерапии, которое оказывает поддержку в поиске и понимании смысла жизни, а также нацелено на изучение смыслозначимых характеристик существования человека. Логотерапию трудно отнести к теории в чистом виде. Она больше подходит к гуманистической психологии, но тем не менее во многом базируется на психоанализе.

Основателем данной философской теории является В.Франкл, разработавший эту концепцию в процессе преподавательской деятельности и клинической практики, а после в полном объеме сформировавший ее в нечеловеческих условиях нацистского концлагеря. Для ученого было важно понять, как человек мотивирует себя путем стремления к смыслу. Он подразумевал, что наличие в человеческой жизни смысла само по себе помогает оказать психотерапевтический эффект, а потеря его влечет за собой экзистенциальный невроз со свойственным для него ощущением бессмысленности жизни и подавленности настроения. В лечение неврозов важным является необходимость убедить больного в том, что смысл можно найти во всем, в том числе и в мучениях, что даже если личные неудачи не получается исправить, само отношение к ним можно изменить.[1,с.65]

В свое время узники, не желавшие мириться с положением угнетаемого, боролись с губительным влиянием фашистских концлагерей, то есть даже в таких неблагоприятных условиях была надежда на духовный рост. «Исцеляющим зельем» могла послужить вера в будущее, а без нее человек терял желание существовать и сдавался. В узническое время В. Франкл задался вопросом: "Нужно ли ожидать что-то от жизни или нет? Не правильнее ли спросить, чего ждет от нас сама жизнь?" [2,с.76] .Ведь смысл существования - преодолевать препятствия, которые перед нами встали. Так каждый имеет свои задачи и трудности, следовательно, и каждый случай уникален и требует уникальной реакции. Однако бывает так, что человеку требуется смириться с судьбой и страданиями, но если человек способен преодолевать страдания, то он имеет возможность для личностного роста.

По мнению Франкла, стремление к пониманию смысла жизни может дать одно из ярчайших переживаний. Для понимания этого можно попытаться выполнить мысленный эксперимент: представить человека, который слушает любимую музыку, его уши переполняются красивыми нотами любимой композиции, и он начинает испытывать то волнение и трепет, которое можно испытать только при восприятии чистейшей красоты. Далее человека спрашивают: "Ваша жизнь имеет смысл? ",- спрашиваемый ответит: "Ради одного такого момента стоит жить ". Величие одного такого мгновения можно соизмерить с величием всей жизни: ведь высота горных хребтов тоже оценивается по самой высокой точке. Также и в жизни — смысл ее познается в вершинных моментах, а одно высочайшее впечатление способно наполнить её высочайшим смыслом". Франкл особенно выделяет любовь, как одну из форм переживания, обладающую большим потенциалом: "Любовь — не только милость, но и волшебство. Любовь придает жизни любящего человека дополнительный смысл, раскрывающий ему мир во всем его объеме. Мир для него становится

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

необыкновенно другим, он способен видеть его так, как видит его влюбленный человек. Помимо любовной милости и волшебства любви есть и третий аспект— чудо любви. Ведь благодаря ему совершается таинство, на свет рождается новая личность, таинственная, единственная, неповторимая - ребенок!" [3, с.83]

Одновременно с этим нельзя утверждать, что любовь есть оптимальный вариант осмысления жизни. Встречаются люди, которые никогда не были любимыми и не испытывали это чувство сами, и все же они способны сделать свою жизнь осмысленной.

Новизна подхода Франкла стало осознание смысла ценностных отношений, на которых он заостряет внимание. Подобные вещи бывают полезны в таких ситуациях, которые мы не способны изменить, но в которых при этом человек способен занять осмысленную позицию и придать смысл своему страданию. Они способствуют понимаю того, что человеческая жизнь не может оказаться бессмысленной по своей внутренней сути, а жизнь сохраняет смысл до конца — до последнего вздоха.

Человек сам должен брать на себя обязанность за актуализацию ценностей. Существует три группы ценности : 1- те, что реализуются в процессе жизнедеятельности, 2- которые осознаются в процессе переживания мира, 3- и те, что «актуализируются, когда индивид встречается с чем-то, не поддающемуся изменению, чем-то, предписанной судьбой. Это значит, что жизнь может не только осуществляться в радости и созидании, но и в мучениях». [4.с,105]

Люди также могут придать смысл своей жизни ,открывшись Богу, познав Истину и поняв уникальность одного единственного человека, то есть возлюбить его.[5, с.32]

Смысл жизни - это не абстракция. Человек должен понимать, что вопрос "в чем смысл жизни" обращен к нему самому. И ответ на него можно получить, лишь взяв ответственность за собственную жизнь. То есть, единственное, что может подсказать тебе жизнь - это то, что ты должен быть ответственным, что и обосновывается в категорическом императиве логотерапии: "Проживи жизнь так, как будто ты живешь уже второй раз, и как будто ты в первый раз сделал ошибку, именно так, как собираешься сделать сейчас!" [4, с.131]

Смысл жизни, таким образом, уникален для каждого и способен меняться со временем. Список использованной литературы:

1. Франкл В. Психотерапия и экзистенциализм.- М., 1990

2. Франкл В. От лагеря смерти к экзистенциализму.- М., 1990

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М. : Прогресс, 1990

4. Франкл В. Неслышная мольба о смысле: психотерапия и гуманизм.- М. : Прогресс, 1998

5. Франкл В. Бессознательный бог. - М. : Прогресс, 1999

6. Франкл В. Воля к смыслу.-М.: Прогресс, 1998

© Аллахманов Э.М.,2016

УДК 140.8

Э.М.Аллахманов

Студент

Строительный факультет Ульяновский государственный технический университет Г. Ульяновск, Российская Федерация

ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ ЕВРАЗИЙСТВА

Аннотация

Данная статья предполагает попытку освещения евразийства как специфического феномена русской культуры , рассматривающего проблему самопознания личности и закладывающего основы культурно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.