Научная статья на тему 'Концепция возрождения России на основе повышения ее конкурентоспособности'

Концепция возрождения России на основе повышения ее конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
423
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фатхутдинов Р. А.

В последние годы представители науки, политики и бизнеса все чаще обращаются к проблеме концептуального возрождения России, повышения ее конкурентоспособности. Одна из таких концепций представлена в статье д. э. н., профессора МФПА Р. А. Фатхутдинова, долгие годы занимающегося исследованием проблем конкуренции и конкурентоспособности, автора получивших популярность учебников, монографий и научных статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS LEVEL INCREASE AS A RECIPE FOR THE RUSSIAN ECONOMY REVIVAL

The members of the academic and business community and the Russian politicians have often addressed the issues of the competitiveness level increase and the Russian economy revival concept development recently. Professor Fatkhutdinov describes his view of the problem in his article. He has been examining the competition and competitiveness concepts for a long time. He is an author of some popular manuals, monographs and articles. At the author's request we are publishing the article here edited by the author.

Текст научной работы на тему «Концепция возрождения России на основе повышения ее конкурентоспособности»

УДК 339. 7. 01

Фатхутдинов Р.А., д. э. н, профессор МПФА

КОНЦЕПЦИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

В последние годы представители науки, политики и бизнеса все чаще обращаются к проблеме концептуального возрождения России, повышения ее конкурентоспособности. Одна из таких концепций представлена в статье д. э. н, профессора МФПА Р. А. Фатхутдино-ва, долгие годы занимающегося исследованием проблем конкуренции и конкурентоспособности, автора получивших популярность учебников, монографий и научных статей.

По просьбе автора материал печатается в авторской редакции.

1. Конкурентоспособность:

Россия и мир

Соответственно выводам Минэкономразвития России (МЭРТ), российская экономика на подъеме: ВВП растет инфляция снижается. При этом Министерство здравоохранения и социального развития РФ (МЗСР), Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и другие ведомства сообщают, что большинство конечных социально-экономических показателей за 15 лет ухудшилось:

• население России ежегодно сокращается примерно на 700 тысяч человек. По продолжительности жизни Россия находится на 142 месте;

• рост детей школьного возраста в среднем уменьшился примерно на два сантиметра, из-за плохого питания и условий проживания их физические и умственные способности снизились примерно в два раза;

• в стране насчитывается более 800 тысяч беспризорных детей.

Основные причины ухудшения этих показателей, на мой взгляд, следующие:

• отсутствие ключевых федеральных законов, регламентирующих эффективность работы институтов власти, инновационные и другие процессы, конкурентоспособность, эффективность экономики, качество жизни и др.;

• отсутствие федеральных стратегий пропорционального воспроизводства всех отраслей;

• низкое качество государственных решений из-за игнорирования научных подходов (системного, комплексного, стратегического, функционального, воспроизводственного и др.);

• неумение власти бороться с фаворитизмом, непотизмом, коррупцией, бандитизмом, бюрократизмом и т. д.;

• замораживание за рубежом золотовалютного резерва ЦБ (10 трлн руб.) вместо инвестирования большей его части на возрождение России.

Субстанцией возрождения России является повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие институтов власти. Необходимо повышать точность стратегических решений на основе

применения инструментов новой конкурентоспособной экономики, перевода обучения с ответов на вопросы: что, где, когда? На методологию ответов на вопросы: почему, как, что это даст?

Конкурентоспособность — это состояние (в статике) или способность (в динамике) субъекта и его объекта быть лидером, успешно конкурировать (соперничать) со своими конкурентами на конкретном рынке в конкретное время по достижению одной и той же цели.

В качестве целей могут быть:

а) для товаропроизводителей — реализация товара в короткие сроки по оптимальной цене;

б) для персонала — получение работы, удовлетворяющей его потребности;

в) для организации как объекта социально-экономической системы — ведение эффективной воспроизводственной политики во всех сферах, обеспечение комплексной безопасности и достойного уровня жизни персонала, участие в жизнеобеспечении общества, решение других социальных задач;

г) для страны как объекта социальноэкономической мировой системы — то же, что и для организации, плюс обеспечение суверенитета, встраивание в мировую систему взаимоотношений и т. д.

Конкурентоспособность синтезирует в себе множество факторов политического, правового, технического, экологического, экономического, социального, психологического, управленческого и других аспектов. Количество учитываемых факторов зависит от: а) сложности и индивидуальных характеристик объекта; б) характеристик и особенностей внешнего для объекта окружения; в) характеристик комплекса процессов управления объектом в пространстве и во времени; г) профессиональной и психологической (адаптационной) го-

товности субъекта эффективно управлять объектом на конкурентном рынке (например, реализовывать конкурентоспособный товар, выполнять свою миссию); д) параметров институциональной среды и инфраструктуры, качества правовой, налоговой, таможенной и финансово-кредитной систем, силы конкуренции на конкретном рынке и других факторов.

Конкурентное преимущество субъекта (объекта) — какая-либо эксклюзивная ценность, которой он обладает.

Конкуренция — процесс мониторинга и управления конкурентными преимуществами, слабостями и внешними угрозами как в адрес субъекта, так и его конкурентов по достижению одной и той же цели, например достижению фактической конкурентоспособности на конкретном рынке в конкретное время.

Сегодняшний этап развития мировой экономики характеризуется формированием концепции шестого технологического уклада на основе нано- и биотехнологий, перехода на водородную энергию, глобальную информационную систему и конкуренцию и т. д. Развитие техники и технологии влечет за собой пропорциональное развитие обеспечивающих подсистем с целью повышения качества, ресурсосбережения, ускорения процессов, их глобализации.

Так, конкурентоспособные компании мира тратят миллиарды долларов и евро на повышение квалификации персонала, внедрение интегрированной информационной системы CALS, производственной системы «Шесть сигм», ресурсосберегающей системы ФСА, а также ЭММ, IaS, ISO 9000, TQM, ТРМ, ISO 26000 (SA 8000), ISO 14000, инструментов новой экономики и т. д.

Чтобы управляющая подсистема системы технологического развития страны не отставала от тенденций развития перечисленных подсистем, необходимы новые идеи и методы перехода на более высокий качественный уровень управления конкурентоспособностью различных объектов, от персонала до страны.

Рис. 1. Виды и взаимосвязи конкурентоспособности и конкуренции, этапы системного анализа

Обозначения к рис. 1:

СК — стратегическая конкурентоспособность;

ПК — потенциальная конкурентоспособность;

РК — реализованная конкурентоспособность;

1) анализ миссии и потенциала государства;

2) анализ и прогнозирование тенденций изменения различных рынков потребителей товаров и услуг, выполняемых Россией;

3) анализ и прогнозирование тенденции изменения факторов (сфер) мировой системы;

4) анализ и прогнозирование тенденции изменения параметров рынков поставщиков;

5) разработка и реализация федеральных программ, институтов, структур и др. проектов во исполнение стратегий.

К этим идеям и новым методам мною относятся: деление конкурентоспособности на стратегическую, тактическую и фактическую; перенос центра управления с выхода объекта (контроля) на его вход и процессы в нем; рассмотрение социальноэкономической системы как суммы объекта (организации, страны) и его связей с внешней средой (первично, взгляд вовнутрь); деление функций управления на всеобщие (единые по форме для каждой общей функции), общие (единые по форме для каждой специфической функции) и специфические (индивидуально для каждого сложного объекта); переход с ценовой и неценовой методов конкуренции на более детализированные методы, одно-

временно характеризующие процессы: образовательные, политические, информационные, маркетинговые, научно-исследовательские, технологические, логистические, экологические, экономические, производственные, социальные, организационные, рыночные, психологические и др.; расширение и конкретизация факторов конкурентоспособности объектов; применение интегрированной системы МЭТУК (методика ^ экономика + техника + управление ^ конкурентоспособность) и инструментов новой конкурентоспособной экономики и др.

Взаимосвязи конкурентоспособности и конкуренции, этапы системного анализа показаны на рис. 1.

Таблица 1

Ранги 25 стран (из 125) по конкурентоспособности за 2005-2006 гг.

Страна Ранги и баллы по странам

2006, ранг 2006, баллы 2005, ранг 2005-2006

1 2 3 4 5

Швейцария 1 5,81 4 3

Финляндия 2 5,76 2 0

Швеция 3 5,74 7 4

Сингапур 5 5,63 5 0

США 6 5,61 1 -5

Япония 7 5,60 10 3

Германия 8 5,58 6 -2

Великобритания 10 5,54 9 -1

Израиль 15 5,38 23 8

Канада 16 5,37 13 -3

Франция 18 5,31 12 -6

Австралия 19 5,29 18 -1

Чили 27 4,85 27 0

Испания 28 4,77 28 0

Португалия 34 4,60 31 -3

Италия 42 4,46 38 -4

Индия 43 4,44 45 2

Греция 47 4,33 47 0

Китай 54 4,24 48 -6

Казахстан 56 4,19 51 -5

Турция 59 4,14 71 12

Россия 62 4,08 53 -9

Бразилия 66 4,03 57 -9

Аргентина 69 4,01 54 -15

Таблица 2

Ранги России по 10 интегрированным факторам конкурентоспособности среди 125 стран за 2006 г. по оценке ВЭФ

Наименование интегрированного фактора Значение факторов: лучшее = 7, худшее = 1 Ранг России среди 125 стран

1. Институты (институциональная среда) 2,97 114

2. Инфраструктура 3,52 61

3. Макроэкономика 4,95 33

4. Здравоохранение и начальное образование 6,29 77

5. Высшее образование и обучение персонала 4,44 43

6. Эффективность рынка 4,20 60

7. Технологическая подготовленность 3,10 74

8. Уровень развития бизнеса 3,83 77

9. Инновации 3,28 59

10. Охрана окружающей среды 2,80 113

Конкурентоспособность может быть стратегической (на входе объекта, долгосрочной, в нормативах), потенциальной (на выходе, материализованной в объекте) и реализованной на рынке. В терминах СПУ (сетевого планирования и управления) стратегическая конкурентоспособность — это первое событие, работа от первого до второго события — процесс разработки стратегии конкуренции, далее следуют уточнение стратегии конкуренции и потенциальная конкурентоспособность, подготовка к рыночному сражению, на последнем участке работы будет процесс жесткой конкуренции на конкретном рынке по достижению цели, например, продаже конкурентоспособного объекта (последнее событие)1.

В России в настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности страны. Поэтому воспользуемся результатами оценки конкуренто-

1 В развитие статьи автора: Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности // Вопросы экономики. 1997. № 5.

способности стран, выполненной авторитетной международной организацией — Всемирным экономическим форумом (ВЭФ)2.

В 2006 г. ВЭФ уточнил свою методику оценки конкурентоспособности и охватил уже 125 стран по 134 частным факторам. В табл. 1 приведены ранги конкурентоспособности 25 стран (из 125) за 2005-2006 гг, а в табл. 2 — ранги России по интегрированным факторам среди 125 стран.

Наиболее уязвимым разделом конкурентоспособности России является первый — «Институты (институциональная среда)», интегрирующий 29 частных факторов. Почти по всем факторам Россия среди аутсайдеров. Так, по охране прав на собственность Россия в 2006 г. находилась на 114 месте среди 125 стран, нецелевому использованию государственных средств — 88, доверию населения политикам — 107, независимости судов — 110, фаворитизму — 114,

2 ВЭO — World Economic Forum. 2006. Global Competitiveness Report 2006-2007. Printed and bound in Great Britain by.

стоимости терроризма для бизнеса — 103, надежности полиции — 106, организованной преступности — 91, свободе прессы — 95, стоимости коррупции для бизнеса — 111 место в мире среди 125 стран и т. д. По продолжительности жизни Россия по данным ООН занимала в 2006 г. 142 место.

Читатель может усомниться в объективности оценок, сделанных ВЭФ. Безусловно, очень трудно обеспечить высокую точность такого большого количества системных показателей, из которых около 80 % являются экспертными. Однако в оценке принимали участие экспертные комиссии из всех стран — участников Форума в Давосе, в том числе из России (координатор — Минэкономразвития). Ежегодно представители органов государственной власти и крупного российского бизнеса участвуют в Форуме. Они имеют возможность на месте уточнить спорные моменты в процедуре оценки. Ведь ранг страны по конкурентоспособности оказывает существенное влияние на доверие к ней со стороны инвесторов, политиков, туристов и др. А сейчас по отчетам российской власти уже много лет идет экономический рост, ВЭФ, наоборот, констатирует затяжное снижение конкурентоспособности России. Судя по конечным социально-демографическим показателям, регулярно публикуемым в «Аргументах и фактах», ВЭФ значительно ближе к истине. Улучшение промежуточных макроэкономических показателей страны (ВВП, инфляция и др.) никак не может быть целью государственной власти.

2. Цепочка возрождения России: знания ^ качество процессов ^ инновации ^ конкуренция ^ конкурентоспособность ^ эффективность ^ качество жизни

В этой цепочке, впервые предложенной мною, присутствуют как условия (первые три звена), так и конечные цели субъектов

управления (последние три звена). В стратегиях и программах функционирования и развития каждой сферы интегрированной системы — образование, наука, производство, рынок — должны быть показатели всех 7 звеньев нашей цепочки возрождения России, определяющие как условия, так и конечные цели функционирования объектов (субъектов).

Система «качество процессов — конкурентоспособность — качество жизни» показаны на рис. 2.

Формирование сложной цепочки возрождения России было вызвано неэффективностью всех существующих концепций возрождения (социально-экономического развития) России. В подтверждение этого приведу цифры ВЭФ по главным разделам «Образование» и «Инновации» (табл. 3 и 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, по разделам «Образование» и «Инновации» в России мы видим только ухудшение. Россию опередили не только страны Юго-Восточной Азии, Восточной Европы, Прибалтики, но уже стали опережать страны Южной Америки, СНГ и др. Отрицательные тенденции подтверждаются множеством конечных социально-экономических показателей развития России. А для изменения отрицательных тенденций на положительные необходимо много средств, времени (не менее 5 лет) и профессионализма многих специалистов и чиновников. Около 10 трлн руб. Золотовалютного резерва России, принадлежащие народу, должны лежать не в акциях развитых стран (прежде всего США), а полностью должны быть инвестированы в возрождение России. Начинать надо с улучшения факторов конкурентоспособности по разделам «Институты (институциональная среда)», «Инновации», «Образование», «Инфраструктура» (прежде всего дороги).

Выполненный мною анализ учебных программ многих вузов и учебников для вузов по экономике, маркетингу, функциональным видам менеджмента (Фат-худдинов Р.А. Стратегический маркетинг.

Примечание. От вертикальной линии (слева) к горизонтальным компонентам

связи указаны без стрелок, т. к. между ними существуют как прямые, так и обратные связи.

Рис. 2. Структура системы «всеобщее качество — конкурентоспособность — качество жизни»

С. 340-344) позволяет отметить, что в це- Меня очень удивляет то, что в различ-лом российская система высшего образо- ных российских учебниках по направле-вания не готова к новым требованиям. нию «Экономика и управление» рассмат-

Таблица 3

Ранги России по частным факторам интегрированного фактора конкурентоспособности «Высшее образование и обучение персонала» за 2003 и 2006 гг. по оценке ВЭФ

Ранги России I

Наименование частного фактора

2003 2006

1 2 3

1. Охват населения средним образованием 8 44

2. Охват населения высшим образованием - 13

3. Качество системы образования 39 54

4. Качество математического и естественно-научного образования 18 43

5. Качество школ менеджмента 61 84

6. Наличие специальных исследований и предложение тренингов - 69

7. Объем услуг по обучению персонала 79 99

8. Качество государственных школ 42 51

риваются устаревшие западные методики, не ориентированные на конкурентоспособность, на системное, комплексное, стратегическое мышление.

В этих учебниках мало уделяется внимания или совсем не рассматриваются:

1) особенности российской экономики (чаще она считается рыночной); 2) методы государственного регулирования и планирования (ключевые федеральные законы, воспроизводственные политики и стратегии на 20 лет, программы на 10 лет, инди-

Таблица 4

Ранги России по частным факторам интегрированного фактора «Инновации» за 2003 и 2006 гг. по оценке ВЭФ

Ранги России I

Наименование частного фактора

2003 2006

1. Конкурентоспособность НИИ 25 32

2. Расходы компаний на НИОКР 70 44

3. Сотрудничество вузов и промышленности в области НИОКР 56 54

4. Правительственные поставки (заказы) нового технологического оборудования 77 79

5. Обеспеченность учеными и инженерами 27 46

6. Патентоспособность разработок 38 38

7. Защита интеллектуальной собственности 92 112

8. Способность к инновациям 29 49

кативные планы на 5 лет и т. д.); 3) не интегрируются: техника, экономика, управление; качество и ресурсоемкость объекта по всем стадиям его жизненного цикла; школа, вуз, наука, производство, рынок; 4) к процессам достижения конкурентоспособности объектов не применяются системный, комплексный и стратегический подходы, в единстве не рассматриваются современные информационные, маркетинговые, экономические, управленческие и др. технологии; 5) экономическая теория продолжает игнорировать закон экономии времени (с будущим трудом) и закон конкуренции как объективный процесс вымывания с рынка неконкурентоспособных объектов и т. д.

Возникает вопрос: почему мы часто опыт развитых стран перенимаем без адаптации к российским условиям, без применения научных подходов? И, одновременно, не хотим комплексно изучать опыт других стран и прогрессивное внедрять у себя? Разве не представляет практический интерес опыт США по выходу из кризиса 30-х годов ХХ в. и по модернизации экономики в 90-е годы, Японии и Германии — по возрождению после Второй мировой войны, стран Юго-Восточной Азии и Восточной Европы, Китая и Индии — в реформировании экономики, ориентации ее на инновации и конкурентоспособность?

При определении приоритетов в развитии образования и науки рекомендую воспользоваться корреляционно-регрессивными зависимостями, установленными мною на основе данных ВЭФ (табл. 3, 4):

у; =-0,904 • X5,010,149 • X5,020,370 • X5,030,160 •

X 0,070 X 0,102 X 0,1 16 X 0,207 (1)

Х 5,04 • X 5,05 • ^,06 • X 5,07 •

X 0,07“

• ^,08 ,

где: У5 — ранг российской системы высшего образования (от 1 — лидер, до 125 — худший ранг, Россия на 43 месте);

Х501 — ранг России по охвату населения средним образованием;

Х5 02 — ранг по охвату населения высшим образованием;

Х5 03 — ранг по качеству системы образования;

Х5 04 — ранг по качеству математического и естественнонаучного образования;

Х5 05 — ранг по качеству школ менеджмента;

Х5 06 — ранг по наличию специальных исследований и предложению тренингов;

Х5 07 — ранг по объему услуг по обучению персонала;

Х5 08 — ранг по качеству государственных школ.

Параметры уравнения регрессии:

критерий Фишера = 153 > 8,7;

критерий Стьюдента = 5,9 > 2,0;

коэффициент множественной корреляции = 0,94 > 0,7;

коэффициент детерминации = 0,88 > 0,5;

ошибка аппроксимации = 5 % < 15 %.

Важность частных факторов по силе их влияния на функцию (У5): Х5 02; Х5 07; Х5 03;

х ; х ; х ; х ; Х

5,01’ 5,06’ 5,05’ 5,08’ 5,04'

Уравнение регрессии по разделу «Инновации» будет следующим:

У =-0,297 • X9,010,145 • X9,020,290 •

X -0,009 X 0'081 X 0|114 X 0|3°0 (2)

• X 9,03 • X 9,04 • X 9,05 ^9,06 • '

X 0,48 X 0,109 • X 9,07 • X 9,08 ,

где: У9 — ранг России по интегрированному фактору «Инновации», ее конкурентоспособности (на 1-м месте — Швеция, Россия — на 59-м месте);

Х901 — ранг России по конкурентоспособности НИИ (табл. 4);

Х9 02 — ранг по расходам компаний на НИОКР;

Х9 03 — ранг по уровню сотрудничества вузов и промышленности в области НИОКР;

Х9 04 — ранг по правительственным поставкам (заказам) нового технологического оборудования;

Х9 05 — ранг по обеспеченности учеными и инженерами;

Х9 06 — ранг по патентоспособности разработок;

Х9 07 — ранг по защите интеллектуальной собственности;

Х9 08 — ранг по способности к инновациям.

Параметры уравнения регрессии:

критерий Фишера = 261,0 > 5,7;

критерий Стьюдента = 5,9 > 2,0;

коэффициент множественной корреляции = 0,96 > 0,7;

коэффициент детерминации = 0,92 > 0,5;

ошибка аппроксимации = 5,5 % < 15 %.

Важность частных факторов по силе их влияния на функцию (У9): Х9 06; Х9 02; Х901;

х ; х ; х ; Х ; Х

9,05’ 9,08’ 9,04’ 9,07’ 9,03'

Отсюда следует, что финансовые, интеллектуальные и другие виды ресурсов следует направлять прежде всего на: активизацию патентно-лицензионной работы, НИОКР, повышение конкурентоспособности НИИ.

При анализе качества процессов следует пользоваться системным, комплексным и процессным подходами. Процессы рекомендуется подразделять на образовательные, информационные, воспроизводственные, политические, законотворческие, экономические, экологические, маркетинговые, инвестиционные, инновационные, управленческие, логистические, производственные, социально-демографические, психологические и др.

Как показали проведенные мною исследования, в настоящее время снижается качество управленческих решений (особенно — стратегических). Для мониторинга управленческих и образовательных

процессов рекомендую определять допуск и эффективность процессов.

Допуск (погрешность, точность) и эффективность управленческих процессов в области маркетинга, НИОКР, производства и т. д. определяются количеством учитываемых при принятии решений внешних и внутренних факторов, применяемых методов и моделей (точнее — инструментов новой конкурентоспособной экономики). Зависимость этих показателей показана на рис. 3.

Анализ зависимости допуска и эффективности решения от количества учитываемых факторов и применяемых методов позволяет констатировать, что, чем больше учитываемых факторов и применяемых методов (ЭММ, CALS, СПУ, ФСА, ISO, SA, 6G и др.), тем точнее решение и выше эффективность его реализации (например, эффективность использования ресурсов в развитых странах в 2-4 раза выше, чем в России). Лицо, работающее на глазок, «через колено», по критериям М1 и Ф1, получит допуск Д1 и эффективность Э1 (справа, маленький участок). По первой схеме, в условиях слабой правовой системы и конкуренции, работает Россия, а по второй — развитые страны, страны с нормальной правовой системой и конкуренцией. В центре — стрелка показывает направление стратегий ресурсосбережения, повышения всеобщего качества в развитых странах.

На основе идеи, сформулированной на рис. 3, можно разработать множество зависимостей (кривых) и тестов для ситуационной оценки конкурентоспособности выпускников вузов, управленческих кадров в госучреждениях, бизнесе.

Упрощенно подход к оценке качества управленческого решения (Кач. р.) на основе рис. 3 можно сформулировать в следующем виде:

n М m Ф

Кач.р. = 0,6 ja х-ф +0,4ХЬ -р, (3)

i=1 Мн1 ¡=1 ФфI

їм

Ді

ф<

м.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д

Э

ф.

Э

2

Рис. 3. Зависимость допуска и эффективности решения от количества учитываемых факторов и применяемых методов

где I = 1, 2 . ..п — количество прогрессивных методов и моделей, которые рекомендуется применять в данной ситуации;

а. — весомость 1-го метода;

М,. и М. — соответственно, фактиче-

ф1 Н1 > 'Г'

ские и нормативные (лучшие) параметры (требования) 1-й методики;

]=1, 2 ... т — количество внешних и внутренних факторов, влияние которых рекомендуется учитывать;

Ф, и Ф — соответственно, фактиче-

ф] н] '

ские и нормативные параметры (требования) факторов;

Ь — весомость ]-го фактора.

Следующие звенья цепочки возрождения России — эффективность и качество жизни — не буду рассматривать, так как их уровень определяется объемом финансирования и качеством работ по выполнению первых трех условий цепочки возрождения: создание институциональной среды, повышение конкурентоспособности образования и науки.

3. Инструменты новой конкурентоспособной экономики

В научной и деловой среде в настоящее время пользуются понятиями «новая экономика» и «инновационная экономика». Под новой экономикой понимается экономика знаний, новых информационных технологий, обеспечивающих эффективность управления производством. В Государственном университете управления открыт Институт новой экономики. Под инновационной экономикой понимаются отрасли, выпускающие наукоемкую высокотехнологичную продукцию. В России разработана Национальная инновационная система. Однако концепции, как новой экономики, так и конкурентоспособной экономики, не в полной мере отвечают требованиям научных подходов: системного, комплексного, стратегического, маркетингового, функционального и др.

Условие

Экономические

законы

Законы

организации

Научные подходы и принципы

Методы и модели, Интернет

Инструменты

Повышение

качества

процессов:

информа-

ционных,

инновацион ных и др.

Задачи

Рис. 4. Взаимосвязи компонентов новой конкурентоспособной экономики

В условиях назревающего глобального инновационного прорыва, новой научно-технической революции, формирования концепции шестого технологического уклада, основными компонентами которого являются нано- и биотехнологии, новые глобальные информационные технологии, использование в энергетике водорода и т. д., современные знания и инновации ради обеспечения глобальной конкурентоспособности объектов требуются абсолютно везде, во всех сферах и отраслях, всеми работниками.

Кроме того, в новой и инновационной экономиках не интегрируются экономические законы (закономерности) и законы организации, научные подходы и принципы, современные методы и модели. Они не ориентированы на всеобщее повышение конкурентоспособности объектов.

Вследствие чего доля России в мировом фонде (рынке, рейтинге) патентов, наукоемкой продукции, систем менеджмента

качества, конкурентоспособных компаний за последние 15 лет снизилась в 3-5 раз и составляет всего 0,3-0,5 %. Государство этими факторами не управляет.

Поэтому считаю целесообразным провести модернизацию систем профессионального образования, экономической науки и управления по их ориентации на применение инструментов новой конкурентоспособной экономики (НКЭ). НКЭ — это экономика и управление знаниями ради всеобщего повышения качества процессов во всех сферах и отраслях, активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности управляемых объектов. Структура НКЭ представлена на рис. 4.

К экономическим законам (закономерностям), механизм проявления которых обязательно следует изучать, относятся: закон возвышения потребностей человека, закон спроса и предложений, закон возрастания дополнительных затрат, за-

кон убывающей доходности, закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления, закон эффекта масштаба (опыта), закон экономии времени, закон конкуренции и др. Сущность и механизм проявления этих законов описаны в учебнике «Управленческие решения»3. Два последних закона впервые сформулированы мною, раскрою их сущность.

Закон экономии времени — закон экономии суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта объекта за его жизненный цикл, начиная со стратегического маркетинга и заканчивая утилизацией объекта. Будущий труд — часть совокупного труда на создание и использование (эксплуатацию) объекта, которые необходимо будет потратить в будущем для получения от объекта полезного эффекта (как совокупности потребительских свойств, используемый в конкретных условиях). Например, по моим исследованиям, после изготовления грузового автомобиля доля будущего труда в совокупном труде равна примерно 92-96 %, т. е. затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автомобиля за 10 лет его использования примерно в 20 раз превышают стоимость автомобиля. Доля будущего труда в совокупном труде в динамике изменяется от 100 % в начале стратегических исследований до нуля — после утилизации объекта. На конкретной стадии будущий труд распадается на прошлый и живой труд.

Закон конкуренции — объективный процесс «вымывания» с рынка неконкурентоспособных товаров. Закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения ее удельной цены (как отношение цены однородной продукции или

3 Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. — М,: ИНФРА-М. 2005.

суммарных затрат потребителя на ее приобретение и использование к полезному эффекту за срок использования в конкретных условиях). Механизм действия закона строится в координатах удельной цены и времени по однородной группе продукции. Допустим, однородную продукцию выпускают 6 фирм. Фирма, оказавшаяся последней (с наивысшей удельной ценой), может принять одну из следующих стратегий: повышение качества (полезного эффекта) продукции; снижение ее себестоимости за счет применения новых технологий; уменьшение своей нормы прибыли; уход со своей продукцией на новый рынок; закрытие этого производства. Фирма, не принявшая одну из этих стратегий, терпит банкротство. Таким образом происходит вытеснение с рынка фирм, выпускающих неконкурентоспособную продукцию. Конкуренция объективно заставляет фирмы переходить на новую модель продукции или терпеть банкротство. Обновляемость продукции на рынках ускоряется (особенно в США, Европе).

К законам организации относятся законы: композиции, пропорциональности, наименьших, онтогенеза, синергии, упорядоченности, единства анализа и синтеза, самосохранения и развития.

К научным подходам, которые следует применять при разработке управленческих решений, относятся: системный, логический, воспроизводственно-эволюционный, инновационный, комплексный, глобальный, интеграционный, виртуальный, кластерный, стандартизационный, маркетинговый, эксклюзивный, функциональный, процессный, структурный, ситуационный, нормативный, оптимизационный, директивный, поведенческий, деловой и др. Они не дублируют, а дополняют друг друга. Механизм их применения изложен в упомянутом учебнике «Управленческие решения». Многие из перечисленных научных подходов сформулированы (предложены) впервые, уточнены, расширены или углуб-

лены мною. Тем более ни в одном источнике не рассматривается совокупность экономических законов, законов организации, научных подходов, принципов, методов управления конкурентоспособностью объектов и их взаимосвязи.

Другим аспектом новой конкурентоспособной экономики является рассмотрение любых процессов по разработке и принятию управленческих решений с позиций интеграционного подхода. Интеграционный подход нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между: а) отдельными подсистемами системы управления; б) стадиями жизненного цикла объекта управления; в) уровнями управления по вертикали и горизонтали; г) экономикой, техникой и управлением.

В учебной и деловой литературе маркетинговый подход рассматривается, на мой взгляд, слишком узко — как ориентация любой деятельности на потребителя. Подобный подход требует серьезного переосмысления.

Во-первых, деятельность изготовителя должна быть ориентирована не только на внешних, но и на внутренних потребителей. Во-вторых, после изучения и прогнозирования динамики потребностей потребителей изготовитель должен разработать нормативы конкурентоспособности будущих товаров и компонентов системы менеджмента и довести эти нормативы и требования до всех звеньев (стадий) жизненного цикла товаров (ЖЦТ). В-третьих, между звеньями ЖЦТ должна быть сформирована горизонтальная система взаимной ответственности за качество своей работы перед своим потребителем. Таким образом, получается не однозвенная упрощенная схема маркетингового подхода к управлению (как трактуется в литературе), а трехзвенная комплексная цепочка маркетингового подхода.

В целом проведенные автором данной статьи исследования позволяют сделать вывод о том, что только изучение ме-

ханизмов действия экономических законов и законов организации, применение научных подходов, соблюдение соответствующих принципов в их взаимосвязях позволит формировать системные стратегические эффективные решения. Это положение и является «позвоночником» НИЭ по повышению конкурентоспособности управляемых объектов, в том числе России.

Дополнительным инструментом повышения обоснованности стратегических решений является интегрированная система МЭТУК (методика ^ экономика + техника + управление ^ конкурентоспособность).

4. Формулирование миссии государства и подходов к прогнозированию стратегической

конкурентоспособности страны

С применением системного, комплексного и стратегического подходов попытаюсь сформулировать миссию (цели) государства и изложить подходы к прогнозированию конкурентоспособности стран.

Миссия государства, на мой взгляд, должна состоять из следующих компонентов: 1) установление взаимовыгодных, долгосрочных, устойчивых международных связей и отношений; 2) осуществление стратегически эффективного воспроизводства всех сфер деятельности (демография, социология, культура, экология, институциональная среда, инфраструктура, кадры, основные фонды, инвестиционный климат, инновационная сфера и др.); 3) обеспечение суверенитета страны; 4) обеспечение комплексной безопасности страны и населения; 5) повышение качества жизни населения. При таком подходе к миссии государства улучшение макроэкономических показателей

(ВВП, инфляция и т. п.) будет не целью государства, а одной из промежуточных задач, решение которой возможно только при ведении экономически обоснованной стратегии работы государственной власти. Повышение конкурентоспособности образования, науки и других сфер является обязательным, но не единственным условием выполнения миссии. Прежде чем разработать нормативы (показатели) конкурентоспособности, России необходимо выполнить ее системный анализ (рис. 1).

Для разработки нормативов стратегической конкурентоспособности России (на входе, рис. 1) возможно применение двух подходов:

1) в основу взять результаты оценки стран, выполненной ВЭФ (табл. 2);

2) сформулировать показатели и программы по улучшению условий повышения конкурентоспособности России: улучшение качества институциональной среды, повышение конкурентоспособности образования и науки.

На основе данных ВЭФ за 2006 г. по 125 странам мною установлена корреляционно-регрессионная зависимость конкурентоспособности стран от 10 интегрированных факторов:

\/ _ V/ 0,211 у 0,174 V 0,021 V/ -0,074 Т — XX 1 XX 2 X з XX 4

_ X 0,269 _ X -0,011 _ X 0,163 _ X 0,017 _ (3)

V 0,277 у" -0,054 ' *9 ' ^10 ,

где: У — ранг страны по конкурентоспособности (1 — наилучший, табл. 1);

Х1 — ранг страны по качеству институтов (институциональной среды).

Наименования остальных интегрированных факторов конкурентоспособности стран и их значения по России приведены в табл. 2.

Параметры уравнения:

критерий Фишера = 317 > 5,74;

критерий Стьюдента = 13,7 > 2,0;

коэффициент множественной корреляции = 0,95 > 0,7;

коэффициент детерминации = 0,90 > 0,5; ошибка аппроксимации = 6,1 < 15 %.

Уравнение (3) можно использовать как для ранжирования факторов по силе их влияния на функцию, так и для прогнозирования конкурентоспособности страны при условии разработки и обоснования программ по улучшению интегрированных факторов (табл. 2).

Важность факторов по силе их влияния на конкурентоспособность страны: Х9 (инновации); Х5 (высшее образование); Х1 (институциональная среда); Х2; Х7; Х3; Х8; Х6; Х10; Х4. Отсюда следует, что ресурсы следует прежде всего направлять на активизацию инновационной деятельности, повышение конкурентоспособности образования, развитие институциональной среды.

Второй подход к прогнозированию стратегической конкурентоспособности страны (Кстр) представлен в следующей формуле:

Кстр. = 0,45' Кинст. + 0,30Кобр. + 0,25Кнауки, (4)

где К , К , , К — конкурентоспособ-

м инст. обр. науки ■> г

ность, соответственно, институциональной среды (основные факторы перечислены после табл. 2 статьи), образования (табл. 3) и науки (табл. 4).

Весомость условий обеспечения конкурентоспособности страны установлена мною, исходя из актуальности соответствующего раздела.

Таким образом, без наличия качественных федеральных законов об эффективности работы государственных органов власти, борьбе с коррупцией, с фаворитизмом, с оргпреступностью, по подготовке кадров в области конкурентоспособности, промышленной политике, инновационной деятельности, качестве жизни и т. д. повышение конкурентоспо-

собности России как главного условия ее возрождения останется лишь очередной мечтой.

«Нам нужна Россия свободная от нищеты, от невежества, от бесправия» — завещал примерно 100 лет тому назад Петр Столыпин. Мы должны сделать все возможное, чтобы наши дети и внуки увидели Россию свободную, под демократией понимали не вседозволенность, а единство свободы и ответственности.

Литература

1. ВЭФ — World Economic Forum. 2006. Global Competitiveness Report 2006-2007. Printed and bound in Great Britain by.

2. Глазьев С. Ю. Государственная экономическая политика России в условиях глобальной конкуренции//Современная конкуренция. 2007. № 2, 3.

3. Шохин А. Н. Проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики//Сов-ременная конкуренция. 2007. № 3.

4. Рубин Ю. Б. Теории конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности Российского образования//Высшее образование в России, 2007, № 1.

5. Рубин Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник, 6-е изд. — М.: МаркетДС, 2007.

6. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач. — Колл. авторов, руков. А. Ю. Юданов. — М.: Интраст, КНОРУС, 2007.

7. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992-2015. — М.: Экономика, 2005.

8. Фатхутдинов Р. А. Концепция новой теории управления конкурентоспособностью и конкуренцией//Современная конкуренция. 2007. № 1.

Статья поступила в редакцию 10.07.2007

R. Fatkhutdinov

Doctor of Economics, Professor,

Moscow University of Industry and Finance

COMPETITIVENESS LEVEL INCREASE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

AS A RECIPE FOR THE RUSSIAN ECONOMY REVIVAL

The members of the academic and business community and the Russian politicians have often addressed the issues of the competitiveness level increase and the Russian economy revival concept development recently. Professor Fatkhutdinov describes his view of the problem in his article. He has been examining the competition and competitiveness concepts for a long time. He is an author of some popular manuals, monographs and articles. At the author's request we are publishing the article here edited by the author.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.