Научная статья на тему 'Ориентация обучения на конкурентоспособность'

Ориентация обучения на конкурентоспособность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ориентация обучения на конкурентоспособность»

государственного и муниципального управления, усилению роли общества, благотворителей, работодателей, повышению качества оказываемых услуг. Рособразование, в свою очередь, одобрило Концепцию развития сети подведомственных образовательных учреждений (приказ № 921 от 25 мая 2007 г.) и поручило начать работу по созданию рабочей группы для разработки предложений о механизмах и порядке со-

здания автономных учреждений путем изменения типов существующих федераль-ныхгосударственных научныхи образовательных учреждений. 28 мая 2007 г. Правительство РФ приняло постановление № 325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения».

Р. ФАТХУТДИНОВ, профессор Московская финансовопромышленная академия

Ориентация обучения на конкурентоспособность

Конкурентоспособность российской системы образования

В отечественном научном сообществе отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности страны. Поэтому воспользуюсь исходными данными и результатами исследований, выполненных специалистами авторитетной международной организации - Всемирного экономического форума (ВЭФ) [1].

В 2006 г. ВЭФ уточнил свою методику оценки конкурентоспособности и охватил 125 стран по 134 частным факторам. В табл. 1 приведены ранги РФ по 10 интегрированным факторамконкурентоспособности, а в табл. 2

- по частным факторам, характеризующим конкурентоспособность высшего образования и подготовки персонала.

В 2006 г. по уровню конкурентоспособности Россия занимала 62-е место среди 125 стран, ухудшив свое положение еще на 9 позиций.

Для определения приоритетов в финансировании направлений повышения конкурентоспособности высшего образования можно воспользоваться уравнением регрессии, установленным мною на основе данных ВЭФ: У5 =

- 0,904 • Х,П1 °’149 • Х °’370 • Х °’160 • Х °’070

. V 0,102 Х5.05

5.01

Х,

5,04

. Т 0,207 Х5.07

Х 0,071 5.08 ’

Таблица 1

Ранги России по 10 интегрированным факторам конкурентоспособности

(125 стран, 2006 г.)

0,116

Интегрированный фактор Значение факторов: лучшее = 7, худшее = 1 Ранг России

1. Институты (институциональная среда) 2,97 114

2. Инфраструктура 3,52 61

3. Макроэкономика 4,95 33

4. Здравоохранение и начальное образование 6,29 77

5. Высшее образование и обучение персонала 4,44 43

6. Эффективность рынка 4,20 60

7. Технологическая подготовленность 3,10 74

8. Уровень развития бизнеса 3,83 77

9. Инновации 3,28 59

10. Охрана окружающей среды 2,80 113

где У5 - ранг российской системы высшего образования (на 1-м месте Финляндия, Россия - на 43-м);

Х501 - ранг России по охвату населения средним образованием;

Х5 02 - ранг по охвату населения высшим образованием;

Х503 - ранг по качеству системы образования;

Х504 - ранг по качеству математического и естественно-научного образования;

Х505 - ранг по качеству школ менеджмента;

Х5 06 - ранг по наличию специальных исследований и предложению тренингов;

Х507 - ранг по объему услуг по обучению персонала;

Х508 - ранг по качеству государственных школ.

Фактические ранги по частным факторам конкурентоспособности России по данному интегрированному фактору (У5) за 2006 г. приведены в табл. 2.

ки страны. Важнейший фактор - охват населения высшим образованием соответствующего качества.

Показатели глобальной конкурентоспособности страны свидетельствуют не только об ухудшении внешних и внутренних факторов, но и о снижении привлекательности России для инвесторов, студентов, туристов и т.д. Представители власти, ежегодно ездящие в Давос на Форум, знакомы не только с положением дел, но и с авторами оценки конкурентоспособности стран. Так почему же они не учитывают результаты этих исследований? Между тем без системного, комплексного, стратегического, маркетингового и других научных подходов в принципе невозможно эффективно управлять элементами любой социально-экономической системы. К сожалению, в 2006 г. Россия по коррупции была 126-й, фаворитизму - 114-й, непотизму - 80-й, продолжительности жизни - 142-й и т.д. Часто гранты, премии, награды присуждаются государственным

Таблица 2

Ранги России по частным факторам интегрированного фактора конкурентоспособности - «Высшее образование и обучение персонала» (2003 и 2006 гг.)

Частный фактор Ранги России

2003 2006

1. Охват населения средним образованием 8 44

2. Охват населения высшим образованием - 13

3. Качество системы образования 39 54

4. Качество математического и естественно-научного образования 18 43

5. Качество школ менеджмента 61 84

6. Наличие специальных исследований и предложение тренингов - 69

7. Объем услуг по обучению персонала 79 99

8. Качество государственных школ 42 51

Параметры уравнения регрессии: критерий Фишера = 153 > 8,7; критерий Стью-дента = 5,9 > 2,0; коэффициент множественной корреляции = 0,94 > 0,7; коэффициент детерминации = 0,88 > 0,5; ошибка аппроксимации = 5% < 15%.

Важность частных факторов по силе их влияния на функцию (У5): Х502; Х507; Х503;

Х5.01; Х5.06; Х5.0Я Х5.08; Х5.04. ПривеДеннОе раНжирование факторов важно для разработки направлений образовательной полити-

вузам без каких-либо критериев и конкуренции.

В статье «Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования » Ю.Б. Рубин обоснованно пишет: «В контексте вступления России в Болонский процесс и в ВТО вопрос о конкурентоспособности российских вузов, их конкурентных преимуществах и успехах на международных рынках приобретает общегосударственное значение. Бессмыс-

ленно говорить о конкурентоспособности российского образования, не обеспечив субъектам рынка образовательных услуг реального права на участие их в конкуренции, на самостоятельное завоевание, отстаивание и удержание конкурентных преимуществ, сочетающегося с обязанностью самостоятельного устранения конкретных недостатков » [2].

Нам часто говорят о росте ВВП и снижении инфляции. Но ведь эти макроэкономические показатели являются только промежуточными. Часто они улучшаются за счет повышения цен, увеличения числа посредников в производственных, логистических, торговых, финансовых структурах.

Представьте себе Россию как один из объектов мировой системы. На «входе» будут ресурсы и другие компоненты, а также нормативы стратегий, реализующих миссию государства. Компонентами миссии являются: 1) обеспечение воспроизводства населения, кадров, знаний, новшеств, фондов и т.д.; 2) обеспечение суверенитета страны; 3) обеспечение комплексной безопасности (военной, информационной, продовольственной, экологической и т.д.);

4) обеспечение качества жизни населения. По этим направлениям должны быть разработаны стратегии на 15-20 лет и нормативы, характеризующие стратегическую конкурентоспособность России. Далее, должны разрабатываться федеральные программы по реализации нормативов стратегической конкурентоспособности.

На «выходе», после выполнения программ, будут фактические показатели четырех направлений миссии государства (их может быть порядка 200). Вот здесь и считайте эффективность работы власти.

Систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров следует строить по цепочке: знания ^ качество процессов ^ инновации ^ стратегическая конкурентоспособность ^ конкуренция ^ реализованная конкурентоспособность ^ эффективность ^ качество жизни. Необходимо системно и оперативно провести модернизацию всех отраслей

народнохозяйственного комплекса, потратив на это весь золотовалютный резерв, т.к. для России уже наступил «черный день », завтра будет поздно.

Тенденции и проблемы развития образования

В ближайшие 10 лет российское образование ожидают следующие новшества:

1) введение двухуровневой системы высшего профессионального образования;

2) присоединение России к ВТО, что резко усилит конкурентную борьбу между отечественными, западными и восточными товаропроизводителями за российские рынки;

3) ранжирование вузов и их выпускников по уровню конкурентоспособности;

4) переход к третьему поколению федеральных образовательных стандартов;

5) сокращение числа российских студентов на 30-40% вследствие «демографической ямы»;

6) ускорение процессов глобализации, повышение конкурентоспособности управляемых объектов;

7) укрупнение в мире социально-экономических структур, развитие стратегического брендинга, маркетинга, планирования, менеджмента;

8) становление шестого, технологического, уклада, характеризующегося инновационными прорывами на основе нано-, био-, глобальных цифровых информационных технологий, в цепочке «образование-на-ука-производство-рынок»;

9) повышение качества и точности процессов: маркетинговых (на основе бенчмаркинга), информационных (CALS), экономических (ЭММ, ФСА и др.), управленческих (инструментов новой экономики), производственных (шести сигм), экологических (ИСО 14000), социальных (SA 8000) и др.,

10) рост корпоративных учебных заведений (университетов, центров, бизнес-школ и т.д.).

Выполненный автором статьи анализ учебных программ многих вузов и учебников для вузов по экономике, маркетингу,

функциональным видам менеджмента позволяет констатировать, что в целом российская система высшего образования не готова к новым вызовам.

Ориентация образования на инновации и конкурентоспособность требует коренной модернизации и реструктуризации системы экономико-правовой подготовки кадров [3].

Подготовка конкурентоспособных управленческих кадров

Обеспечение конкурентоспособности российских специалистов на внутреннем и внешнем рынках требует знаний современных методов и приемов глобальной конкуренции как процесса мониторинга и управления конкурентными преимуществами, слабостями и внешними угрозами как в адрес субъекта, так и в адрес его конкурентов.

К основным элементам разработанной мною новой парадигмы подготовки конкурентоспособных управленческих кадров отнесем следующие.

1. Рассмотрение цепочки ключевых понятий: «знания», «качество процессов», «инновации»,«конкуренция»,«конкурентоспособность», «эффективность», «качество жизни». Пусть каждому смежному звену будет отведено по 1% объема курса, но эта интегрированная цепочка должна быть рассмотрена. Тогда изучаемому курсу будет отведено 93% времени.

2. Охват всех стадий жизненного цикла объектов - от стратегического маркетинга до его утилизации (закрытия и т.п.). Перенос центра управления с «выхода» на «вход» объекта.

3. Применение для развития инструментов конкурентоспособной экономики: экономических законов (закономерностей) и законов организации, научных подходов и принципов, современных методов и моделей (рис. 1).

4. Применение интегрированной системы принятия решений - МЭТУК (методика ^ экономика + техника + управление ^ конкурентоспособность) (рис. 2).

5. Интеграция образования, науки, производства и рыночного механизма.

6. Рассмотрение социально-экономической системы не как совокупности взаимосвязанных компонентов, а как единства объекта(например, вуза, предприятия)и его связей с внешней средой.

7. Изучение объективного закона конкуренции, закона экономии времени(с будущим трудом), маркетингового подхода с тремя звеньями, воспроизводственного подхода и других научных подходов.

8. Дифференциация понятий в зависимости от стадии принятия решения: на «входе » объекта - стратегическая конкурентоспособность (маркетинг, планирование, менеджмент и т.д.), в процессах, происходящих в объекте, - тактическая конкурентоспособность, на «выходе» объекта - потенциальная конкурентоспособность, после продажи товара - его реализованная конкурентоспособность.

9. Деление функций управления объектами на специфические, общие и всеобщие.

10. Исключение из состава показателей качества продукции « ресурсоемкости ».

11. Дифференциация методов экономического обоснования мероприятий: на «входе », в процессе и на «выходе » объекта.

12. Рассмотрение методов управления персоналом как совокупности методов принуждения, побуждения и убеждения, например для персонала коммерческой фирмы в отношении 3:6:1.

13. Использование переводных книг по экономике, маркетингу, функциональным видам менеджмента не в качестве основных, а как дополнительных, освещающих практический опыт Запада.

В предисловиях к моим учебникам, в выводах по конкретным темам и в приложениях подробно раскрыто еще не менее 50 элементов, в совокупности представляющих собой цельную теорию подготовки конкурентоспособных управленческих кадров.

Оценка конкурентоспособности управленческих кадров и вузов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие руководители, бизнесмены, ученые отмечают, что качество управления

Рис. 1. Взаимосвязь компонентов конкурентоспособной экономики

Рис. 2. Структура и взаимосвязи системы МЭТУК

определяет качество жизни, эффективность экономики. Правильно. Однако до настоящего времени нет общепринятой методики оценки. В своих трудах я предлагаю следующий подход:

Ку . к = ]Г а i ^ ^ 1,

1=1 Кн i

где Ку.к - уровень конкурентоспособности данной категории управленческих кадров, доли единицы;

1, 1, 2, ... п - количество оцениваемых качеств персонала;

а1 - весомость 1-го качества (определяется экспертным методом);

Кф1 - фактическое значение 1-го качества;

Кн1 - нормативное (плановое) значение 1-го качества.

В моих работах приводится методика оценки конкурентоспособности менеджеров, специалистов, рабочих. Приведу здесь только перечень качеств персонала:

1) конкурентоспособность вуза, который окончил специалист, или организации, в которой он работает;

2) наследственные конкурентные преимущества (способности, наклонности, физические данные, темперамент и т.д.);

3) деловые качества (образование, специальные знания, навыки, умения);

4) интеллигентность, культура, коммуникабельность;

5) креативность, организованность;

6) возраст, здоровье.

Допуск (погрешность, точность) и эффективность управленческих процессов в области маркетинга, НИОКР, производства и т.д. определяются количеством учитываемыхпри принятии решений внешних и внутренних факторов, применяемых методов и моделей (точнее - инструментов конкурентоспособной экономики). Зависимость этих показателей от количества учитываемых факторов и применяемых методов показана на рис. 3.

Чем больше учитываемых факторов и применяемых методов, тем точнее решение и выше эффективность его реализации (на-

пример, эффективность использования ресурсов в развитых странах в 2-4 раза выше, чем в России). Лицо, работающее «на глазок», по критериям М1 и Ф1, получит допуск Д1 и эффективность Э1 (справа, маленький участок). По первой схеме, в условиях слабой правовой системы и конкуренции, работает Россия, а по второй - развитые страны, страны с нормальной правовой системой и конкуренцией. В центре: стрелка показывает направление стратегий ресурсосбережения, повышения всеобщего качества в развитых странах.

На основе этой идеи можно разработать множество зависимостей (кривых) и тестов для ситуационной оценки конкурентоспособности выпускников вузов, управленческих кадров в госучреждениях, бизнесе.

Упрощенно подход к оценке качества управленческого решения (Кач.р) формулируется в следующем виде:

П

Кач.р = 0,6^ а! Мф¡/Мн { +

1=] т

+ 0,4^ р]Фф]/Фн],

]=1

где I = 1, 2, ... п - количество прогрессивных методов и моделей, которые рекомендуется применять в данной ситуации;

а1 - весомость 1-го метода;

Мф1 и Мн1 - фактические и нормативные (лучшие) параметры (требования) 1-й методики;

]=1, 2, ...ш - количество внешних и внутренних факторов, влияние которых рекомендуется учитывать;

Фф. и Фн - фактические и нормативные параметры (требования) факторов;

Р - весомость ]-го фактора.

Конкурентоспособность вуза (Кв) рекомендую оценивать экспертным методом по формуле:

Кв = а1 Ку.к + а2 Кн + а3 Кач.в ,

где а1, а2, а3 - весомость факторов; например, а1 = 0,65; а2 = 0,20; а3 = 0,15;

Ку.к - средневзвешенный уровень конкурентоспособности выпускников вуза за

Рис. 3. Зависимость допуска и эффективности решения от количества учитываемых факторов и применяемых методов

последние 5 лет, в оценке которого должны принимать участие работодатели, студенты старших курсов, преподаватели вуза;

Кн - конкурентоспособность новшеств (изобретений, лицензий, ноу-хау), разработанных в вузе и представленных на рынке;

Кач.в - качество воспроизводственных политик вуза(кадровой, инновационной, социальной и др.).

Управлением методического обеспечения вузов России по направлению «Менеджмент » 4 ноября 2004 г. на основе моих разработок и предложений на специальности «Менеджмент организации » была открыта специализация «Управление конкурентоспособностью организации ». Примерный состав дисциплин специализации: «Научные основы управления конкурентоспособностью (УК)», «Экономика и управление знаниями», «Инструменты конкурентоспособной экономики», «Управленческие решения», «Системный анализ и диагностика организации », «Экономика конкурентоспособности», «Прогнозирование и нормиро-

вание конкурентоспособности», «Стратегический маркетинг», «Стратегическая конкурентоспособность », «Управление конкурентными преимуществами объектов », «Управление качеством и ресурсосбережением», «Стратегический менеджмент », «Инновационный менеджмент», «Производственный менеджмент», «Организацияпроизводства конкурентоспособной продукции », «Организация сервиса потребителей», «Правовое обеспечение УК», «Психология УК». Эти дисциплины начали внедрять во многих вузах России.

Литература

1. World Economic Forum, 2006. Global Competitiveness Report 2006-2007.

2. Рубин Ю.Б. Теория конкуренции и задачи

повышения конкурентоспособности российского образования // Высшее образование в России. - 2007. - № 1.

3. Этой теме посвящены статьи автора в журна-

лах «Платное образование» (2006, № 4); «Высшее образование в России» (2006. № 9); «Современная конкуренция» (2007, № 1).

ИЭУП: новаторство, поиск, инициатива

Институт экономики, управления и права (г. Казань), созданный в 1994 г., - динамично развивающийся вуз Поволжского региона и России. Его основатель и ректор, доктор экономических наук профессор Виталий Гайнуллович Тимирясов, за плечами которого юрфак Казанского госуни-верситета, аспирантура и докторантура МГУ им. М.В. Ломоносова, никогда не прерывал преподавательскую и научную деятельность и вместе с тем с успехом реализовал ряд бизнес-проектов. Изучив опыт организации высшего образования в крупнейших университетах мира, приоритетами в развитии вуза он избрал новаторство, поиск, инициативу. Под его руководством институт занимает ведущие позиции в рейтингах вузов страны, а он сам признан «Ректором года - 2005 ».

За 13 лет ИЭУП стал известным образовательным и научным центром республики с филиалами в Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске, Бугульме, Зеленодольске, Чистополе, Новочебоксарске, где обучаются более 15 тыс. студентов. Учебный процесс осуществляют 2 тыс. преподавателей и сотрудников, из них две трети имеют ученые степени и звания.

В институте сложились собственные научные школы, привлекающие к своим исследованиям студентов - главное богатство и гордость вуза. Талантливые, пытливые, целеустремленные, они ежегодно занимают призовые места, участвуя в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах. Помимо учебы и научной работы студенты интересно и разнообразно проводят досуг, побеждают в спортивных соревнованиях, межвузовских фестивалях «Студенческая весна».

Институт еще молод, но уже имеет собственное лицо, особые традиции, свою корпоративную культуру. Современные подходы в управлении вузом, продуманная система учебно-воспитательной работы, всемерное поощрение развития вузовской и студенческой науки, студенческого творчества и самоуправления, неуклонное расширение спектра образовательных услуг и повышение их качества, внедрение современных информационных технологий обучения - все это позволяет считать ИЭУП инновационным вузом, устремленным в будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.