Научная статья на тему 'Концепция воспитания культуры межнациональных отношений в системе непрерывного образования республики Дагестан'

Концепция воспитания культуры межнациональных отношений в системе непрерывного образования республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гасанов Магомет Магомедович, Омарова Ума Авадзиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция воспитания культуры межнациональных отношений в системе непрерывного образования республики Дагестан»

40

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ

ДАГЕСТАН

М. М. Гасанов, У. А. Омарова

Духовное и экономическое возрождение России предъявляют новые требования к высшему образованию, к подготовке гармонично развитой и духовно богатой личности. Это возможно при каждодневном сочетании и взаимообогащении общечеловеческих и национальных традиций в воспитании, что несомненно сказывается на интеллектуальном потенциале общества, утверждает и развивает гуманистическое предназначение высшей школы. Именно в единстве указанных позиций можно воспитать студента, ориентированного на завтрашний день.

Разносторонняя ориентация студента на духовный опыт предыдущих поколений и всего человечества служит той базой, на которой может действительно развиться общечеловеческая культура. Объединение общечеловеческого и национального в воспитании молодежи - важная проблема в условиях Дагестана. В течение многих веков народы Дагестана создали свою систему воспитания, которую они завещали своим потомкам. Это добрые традиции дружного совместного проживания, это традиции братства, традиции родства, традиции добрососедства, традиции уважения старших, женщин, почитания мудрых аксакалов, традиции заботы о больных и престарелых. Для обеспечения порядка и дисциплины народы Дагестана создали свои адаты (законы), кодекс человеческой чести (намус).

Проблемы, с которыми мы сталкиваемся в воспитании студентов сегодня, - это проблемы коренного изменения

М. М. Гасанов, У. А. Омарова

41

взглядов молодежи на духовно-нравственные ценности своего народа и всего человечества. Эти проблемы имеют общие для всей России корни. В результате перехода к иным социальноэкономическим формам развития общества, и связанными с ними процессами, произошло отчуждение системы воспитания не только от ценностей мировой цивилизации, но и от традиций отечественной национальной культуры. Сложилась система образования и воспитания, абстрагированная от реальности. В результате духовная бедность, достаточная для существования в условиях идеологизированной социальной системы, привела к нравственной катастрофе в условиях сложной социальной обстановки постперестроечного времени. Появилась опасная тенденция к замене классового принципа в воспитании и социально-гуманитарном образовании националистическим или фундаменталистским.

Так, например, Республика Дагестан к началу периода демократических преобразований унаследовала от прошлого целый комплекс противоречий и конфликтов в сфере межэтнических отношений. Планомерная переселенческая политика с гор на равнину привела к кардинальному изменению национального состава населения и высокой степени мозаичности этнокультурного многообразия на равнине. Кумыки, ногайцы, чеченцы-аккинцы, азербайджанцы, русские в местах компактного проживания оказались в меньшинстве, что внесло заряд конфликтности, нарастание напряженности в отношениях этих народов к переселенцам (аварцам, даргинцам, лакцам, лезгинам). Ситуация усугублялась характерным для Дагестана высоким уровнем внешней (в регионы СССР и России) и внутренней (с гор на равнину и обратно) миграции населения, вызванной трудоизбыточностью (до 25%), наличием территориально нереабилитированного репрессированного населения чеченцев-аккинцев, значительной части насильственно

42

М. М. Гасанов, У. А. Омарова

переселенных горских народов в Чечню в 1994 г. и обратно в 1957 г., ассимиляционной политикой в отношении

малочисленных народов.

В процессе распада СССР и реформирования социальноэкономической системы многие конфликты из латентного состояния переросли в открытые, возникли новые зоны противостояния и напряженности. У людей усилился социально-психологический дискомфорт, что привело к усилению внутринациональных связей, появлению и активизации движений по этническому признаку. В республике на 1998 г. зарегистрировано 17 партий, 22 национальных и общественно-политических движения, 17 национальнокультурных центров, историко-культурных, спортивнооздоровительных, благотворительных ассоциаций, фондов и других объединений граждан.

Поэтому сейчас особенно важно восстановить жизненную силу вузовского воспитания. Думается, что нельзя бездумно отбрасывать прежний опыт вузовского воспитания, хотя следует воспринимать и применять его критически, вносить в воспитательную работу и новые идеи, и новые формы. В частности, в Дагестанском государственном университете (ДГУ) восстановлен институт кураторов курсов и групп, оказывающих значительное влияние на воспитание студенчества. Существует студенческий клуб ДГУ, на базе которого развивается самодеятельность. Хореографический ансамбль университета - лауреат многих конкурсов, постоянный участник недель и дней культуры края в Москве, Санкт-Петербурге, в братских республиках России. Университетская команда КВН «Махачкалинские бродяги» стала победительницей всероссийского конкурса, а ее повзрослевшие участники играют заметную роль в культурной жизни Республики Дагестан и России в целом, они опекают и молодую университетскую поросль: в университете созданы

43

М. М. Гасанов, У. А. Омарова

уже три молодые команды КВН, успешно выступающие в конкурсах. Нельзя обойти молчанием и большую клубную работу на базе научной библиотеки ДГУ, где действуют клубы «Гармония», клуб изучения восточных культур и др. Основная идейная направленность работы этих клубов - активное приобщение студентов к эстетическим и нравственным ценностям, обсуждение и разрешение наболевших и актуальных для молодежи жизненных проблем. Поддержка и развитие художественного творчества, спорта, реализация талантов студенчества является важным компонентом гуманистического развития молодежи. Среди них есть олимпийские чемпионы, чемпионы мира и Европы.

Продуманная система вузовского воспитания направлена на всемерное подкрепление и дальнейшее развитие опыта, данного молодому человеку семьей, школой, неформальным общением. Университет может и должен быть центром в формировании нового духовного потенциала общества, формирования культурных процессов, возрождения и развития культур народов Дагестана.

В связи с этим огромное значение в условиях многонационального Дагестана имеет воспитание культуры межнациональных отношений. Такое воспитание предполагает уважение к чужой культуре, чужому языку, обычаям и религии, умение выйти за рамки своей национальности, не замыкаться в кругу узких национальных интересов. Культура межнационального общения зависит от общей культуры общающихся между собой людей, умения поставить общечеловеческие ценности выше узконациональных.

При решении задач воспитания культуры межнационального общения в ДГУ берутся за основу следующие принципы: воспитание российского и

дагестанского патриотизма; воспитание уважения к человеку независимо от расы, национальности, отношения к религии;

44

М. М. Гасанов, У. А. Омарова

воспитание непримиримости ко всем проявлениям шовинизма, национализма, расизма и экстремизма. Названные принципы воспитания культуры межнациональных отношений не декларация, а одна из самых острых проблем воспитания в условиях многонационального Дагестана, который переживает трудный период общественного развития, осложненный нестабильностью политической обстановки вокруг Дагестана, провокациями против республики со стороны чеченских бандформирований, проявлениями религиозного экстремизма и фундаментализма.

Нормализация обстановки в республике во многом зависит от позиций молодежи и студенчества. Поэтому одним из стратегических направлений всего воспитательного процесса в ДГУ является идея «мира, единства, межнационального согласия, стабильности Дагестана в составе России». Все это требует новых подходов к воспитанию у граждан российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости как основы формирования культуры межнационального общения. Вот почему преподавателям вузов, всем организаторам воспитательного процесса важно получать знания о нациях и национальных отношениях, под воздействием которых формируется у детей и молодежи отношение к людям разных наций, их культурам и традициям. Для любого многонационального государства важное значение имеет регулирование взаимоотношений проживающих на его территории наций и народностей, воспитание всех граждан в духе уважения к национальным культурам, языкам, традициям. Научно обоснованная работа по достижению межнационального согласия в обществе и интернациональному воспитанию населения способствует внутренней стабилизации и росту международного авторитета демократического правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.