Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ, «ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА И «ЗЕЛЕНЫЕ» ОБЛИГАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ, «ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА И «ЗЕЛЕНЫЕ» ОБЛИГАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА / ПОЛИТИКА / ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЯ / РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молдован Артём Анатольевич

Ухудшение состояния окружающей среды и изменение климата в данный момент времени является одной из глобальных угроз, с которой борется подавляющее большинство государств мира. Это те проблемы, которые стало невозможно игнорировать в 21 веке и которые инициировали интерес бизнеса и общества к концепции устойчивого (самоподдерживающегося) развития. Теоретической основой данного исследования послужила концепция устойчивого развития и развитие зеленой экономики в целом. Зеленая экономика начала активное развитие после проведения Стокгольмской конференции 1972 года, в рамках которой рабочая группа смогла подготовить проект Декларации, что, в свою очередь, положило начало развитию и сотрудничеству стран для решения глобальных экологических проблем в разрезе экономики и политики.Environmental degradation and climate change are currently one of the global threats that the vast majority of the world's States are fighting. These are the problems that have become impossible to ignore in the 21st century and which have initiated the interest of business and society in the concept of sustainable (self-sustaining) development. The theoretical basis of this study was the concept of sustainable development and the development of the green economy as a whole. The green economy began active development after the Stockholm Conference in 1972, during which the working group was able to prepare a draft Declaration, which, in turn, marked the beginning of the development and cooperation of countries to solve global environmental problems in the context of economics and politics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ, «ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА И «ЗЕЛЕНЫЕ» ОБЛИГАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

УДК 339.56.055

Экономические науки

Молдован Артём Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Р4 «Экономика, организация и управление производством» Балтийского государственного технического университета ВОЕНМЕХ

им. Д.Ф. Устинова

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ, «ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА И «ЗЕЛЕНЫЕ» ОБЛИГАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ

Аннотация: Ухудшение состояния окружающей среды и изменение климата в данный момент времени является одной из глобальных угроз, с которой борется подавляющее большинство государств мира. Это те проблемы, которые стало невозможно игнорировать в 21 веке и которые инициировали интерес бизнеса и общества к концепции устойчивого (самоподдерживающегося) развития. Теоретической основой данного исследования послужила концепция устойчивого развития и развитие зеленой экономики в целом. Зеленая экономика начала активное развитие после проведения Стокгольмской конференции 1972 года, в рамках которой рабочая группа смогла подготовить проект Декларации, что, в свою очередь, положило начало развитию и сотрудничеству стран для решения глобальных экологических проблем в разрезе экономики и политики.

Ключевые слова: зеленая экономика, политика, защита окружающей среды, экология, ресурсы.

Annotation: Environmental degradation and climate change are currently one of the global threats that the vast majority of the world's States are fighting. These are the problems that have become impossible to ignore in the 21st century and which have initiated the interest of business and society in the concept of sustainable (self-

sustaining) development. The theoretical basis of this study was the concept of sustainable development and the development of the green economy as a whole. The green economy began active development after the Stockholm Conference in 1972, during which the working group was able to prepare a draft Declaration, which, in turn, marked the beginning of the development and cooperation of countries to solve global environmental problems in the context of economics and politics.

Keywords: green economy, politics, environmental protection, ecology, resources.

Концепция устойчивого развития как таковая начала формироваться и развиваться в 1960- 1970 годы. Одной из основополагающих работ в данном направлении является доклад «Пределы роста» [1], опубликованный в 1973 году для Римского Клуба [2]. Основную обеспокоенность авторов данного исследования вызывало то, что при имеющейся динамике численности роста населения, истощении ресурсов и загрязнении окружающей среды в ближайшем будущем, а точнее в течении ближайших ста лет, мир подойдет к пределам своего роста, из-за чего может произойти неконтролируемый спад объемов производства и численности населения.

В июне 1972 году была проведена «Стокгольмская конференция», которая поднимала основные вопросы и проблемы окружающей среды. Хотелось бы отдельно отметить, что страны бывшего СССР не принимали участия в данной конференции. Итоги конференции заключались в принятии декларации, состоящий из 26 пунктов, где хотелось бы выделить пункт 8, в котором говорилось о том, что «Экономическое и социальное развитие имеет решающее значение для обеспечения благоприятных окружающих условий жизни и работы человека, а также для создания условий на земле, которые необходимы, для улучшения качества жизни» [3].

В то время впервые обсуждалась концепция устойчивого развития, что в дальнейшем привело к созданию Программы на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1972 года. Программа Организации

Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП). Однако, стоит отметить, что определение термину «устойчивое развитие» было дано только в 1987 в документе «Наше общее будущее». Согласно ему, «устойчивое развитие — это комплекс мер, нацеленных на удовлетворение текущих потребностей человека при сохранении окружающей среды и ресурсов, то есть без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Начиная с 1972 года и по настоящее время ЮНЕП занимается природоохранной деятельностью в рамках концепции устойчивого развития. ЮНЕП пытаются обеспечить трансформацию экономики к зеленой. Это должно привести к сокращению экологических рисков и повышению благосостояния человечества в целом. ЮНЕП воспринимает зеленую экономику как инструмент, который используется для искоренения нищеты и достижения целей устойчивого развития, что также задокументировано в документе от 2012 года

«Будущее, которое мы хотим» [4]. В 2015 году ООН было принято «Парижское Соглашение», подписав которое, страны соглашались объединить усилия для ограничения повышения глобальной температуры ниже 2 градусов Цельсия. Данное соглашение содержит 29 статей. В рамках реализации данного соглашения страны обязуются сократить выбросы парниковых газов. Российская Федерация приняла данное соглашение в сентябре 2019 года.

Кроме этого, в 2012 году были сформулированы Цели Устойчивого Развития ООН, которые позже были приняты на период 2016-2030 гг. Данные цели являются ориентированными не только на экономическое развитие, но и на защиту окружающей средыи социальную интеграцию.

Это основные цели, на которые следуют обращать внимание строительным компаниям, решившим поддержать ЦУР в области защиты окружающей среды.

На данный период времени ЦУР все чаще учитывается при принятии инвестиционных решений. Устойчивое финансирование развивается довольно

быстрыми темпами. Растущее число партнерств на международном, национальном и рыночном уровнях привело к общему переходу к устойчивой финансовой системе, способной обеспечить устойчивую реальную экономику. Рост устойчивых финансовых партнерств в период с 1989 по 2019 год демонстрирует, казалось бы, экспоненциальную тенденцию со значительным увеличением числа инициатив, созданных примерно с 2009 года. 25 В течение первых двух десятилетий количество инициатив было примерно 1 в год, но в период 2009-2019 годов этот показатель увеличился до 7,4 в год.

На данный момент считается, что для достижения целей ЦУР к 2030 году необходимы ежегодные инвестиции в размере от 5 до 7 триллионов долларов США, однако в данный момент такой объем финансирования не представляется возможным.

Также широко распространено мнение, что государственных финансов недостаточно для удовлетворения поставленных целей и необходимо вливания от частных инвесторов. Финансовые рынки неоднородны. С точки зрения обеспечения устойчивости не все устойчивые финансовые потоки и услуги эквивалентны. Влияние доллара через финансовую систему будет варьироваться в зависимости от многих факторов. На частных рынках все может быть иначе, чем на публичных. Даже если инвесторы владеют одними и теми же ценными бумагами, такими как портфель котируемых акций, уровень взаимодействия между пассивным и активным стилями управления потенциально может привести к совершенно разным результатам в области устойчивого развития.

ЦУР является структурой, вокруг которой организуются участники всей инвестиционной цепочки. Это расширяет диалог об устойчивом развитии за пределы сосредоточения на вводимых ресурсах, процессах и рисках до такого, в котором участники все больше обращают внимание на результаты устойчивого развития. В инвестиционном пространстве владельцы активов все чаще разрабатывают инвестиционные стратегии, соответствующие ЦУР. Около 40% зеленых, социальных облигаций и облигаций устойчивого развития,

выпущенных в период с января по июль 2018 года являются согласованными с ЦУР [6].

Для ЦУР необходимы точные данные, которые помогут добиться результатов в области устойчивого развития за счет принятия финансовых решений. Данные об устойчивом развитии должны быть актуальны для лиц, принимающих финансовые решения, а информация обязана становится все более качественной, последовательной и актуальной. Составители финансовых показателей все чаще освещают вопросы устойчивости. Происходит рост компаний, входящих в S&P 500, которые упоминают те или иные аспекты устойчивости

Из года в год финансовый сектор все чаще переходит от использования исторических высокоуровневых, агрегированных, статических, ретроспективных данных к использованию более детализированных, высокочастотных, геопространственных и перспективных данных в некоторых секторах. В рамках инициативы «Устойчивая фондовая биржа» отмечается растущая тенденция регулирования, требующего раскрытия информации как на биржах развитых, так и на развивающихся рынках.

Пандемия Covid-19 сильно ударила по сектору устойчивого финансирования. Сама по себе пандемия является беспрецедентным случаем в 21 веке и является одной из крупнейших проблем, с которой столкнулись фондовые рынки. Можно с уверенностью говорить, что пандемия внесет свои изменения в уже сформированный экономический и финансовый порядок. Рынки устойчивого долга продемонстрировали небольшой рост и сохранение уверенности инвесторов.

С другой стороны, влияние пандемии на устойчивый долг («зеленые» облигации и займы, привязанные к устойчивому развитию) оценивать довольно трудно, ведь есть время задержки между договоренностью, выпуском и торговлей на вторичных рынках. Пандемия COVID-19 может спровоцировать переход к инклюзивному, низкоуглеродному и устойчивому к изменению климата миру. Несомненно, существует связь между социальными проблем с

нарушением климата, и инвестициями в повышение устойчивости для защиты здоровья граждан. После пандемии это может начать рассматриваться государствами как приоритетная задача. Кроме того, возобновляемые источники энергии могут быть дешевле ископаемых видов топлива, а доверие инвесторов к ним возрастает из года в год.

Впервые о так называемых ЗО заговорили в 2007 г., когда Европейский Инвестиционный Банк (ЕИБ) выпустил облигации под названием «Облигации по повышению осведомленности о климате» (CAB) и продолжает выпускать до сих пор. ЕИБ, на сегодняшний день, является крупнейшим наднациональным банком эмитентом ЗО в мире, причем рекордный выпуск облигаций состоялся в 2020 г. и составил 6,8 млрд. евро в 12 различных валютах. Согласно последнему отчету от ноября 2020г. только за первое полугодие 2020г. ЕИБ было выделено финансирование на 77 проектов в 24 странах, большинство из которых приходится на государства - члены Европейского союза.

В 2008 г. Международный Банк реконструкции и развития (МБРР), который входит в состав Всемирного Банка, выпустил облигации, которые получили название «зеленые». Кроме того, в 2008 г. был впервые проведен отбор проектов для финансирования по определённым экологическим критериям, а также их независимая оценка.

Основной проблемой при выпуске ЗО до конца 2010 года на мировом рынке было отсутствие определенных международных стандартов и механизмов контроля за направлениями денежных потоков. «Зеленые» бонды имели маркировку, составленную самими эмитентами и, кроме этого, отсутствовала так необходимая для подобных бумаг прозрачность, которая не давала возможность инвесторам отслеживать целевое использование ресурсов.

Поэтому в декабре 2010 года международной некоммерческой организацией Climate Bond Initiative (CBI), созданной в 2009 году и занимающейся исключительно развитием рынка облигаций, направленных на решение проблем изменения климата, были запущены первые схемы и

стандарты сертификации климатических облигаций. Кроме того, появилось первое определение климатический облигаций. По версии Climate Bond Initiative, «климатические облигации — это тематические облигации, обеспеченные активами или огороженными активами, выпущенные для мобилизации средств на проекты или программы, связанные с смягчением последствий изменения климата или адаптацией.» Самый первый стандарт был разработан для сферы ветровой энергетики уже в 2011 году. После этого в негобыли добавлены и прочие отрасли.

Уже в 2015 года CBI выпустила в свет вторую версию, или, как они сами обозначили ее, «V2.0». Среди основных изменений выделялся принцип полной согласованности раскрытия информации в соответствии с Принципами Зеленых Облигаций (Green Bond Principles (GBP)), разрабатываемыми International Capital Market Assotiation (ICMA), о которых будет рассказано позже. Основным дополнением являлось то, что финансовые активы с данного момента должны быть направленны на проекты и активы, которые соответствуют Парижскому соглашению по климату. Уже в 2016 году она была дополнена и перевыпущена версия «V2.1» и, наконец, в декабре 2019 года, была выпущена последняя на данный момент версия. При этом организацией были предприняты необходимые переходные меры для перехода между версиями. Стандарт климатических облигаций «V2.1» мог использоваться для новых сертификатов до 30 июня 2020 г.

Среди основных изменений выделялось:

• повышение требований к раскрытию информации в соответствии с Принципами Зеленых Облигаций, которые были переизданы в 2018 году;

• внесение большей ясности в требованиях к отчетности до и после выпуска облигаций;

• дополнительная гибкость для эмитентов с поэтапным распределением доходов. На конец 2020 года отрасли, для которых разработаны данные стандарты, включают сельское хозяйство, биоэнергетику; здания, лесное хозяйство, геотермальную энергию, сохранение и

восстановление земель, низкоуглеродный транспорт, морскую возобновляемую энергию, солнечную энергию, перевозки, энергию/ветра, управление отходам и водную инфраструктуру.

Все стандарты CBI носят добровольный характер и отсутствие данного сертификата не влияет на мнение кредитно-рейтинговых агентств относительно кредитоспособности эмитента облигаций.

Библиографический список:

1. В. В. Архипова. «Зеленые финансы» как средство для решения глобальных проблем //Экономический журнал ВШЭ. - 2017. - №2 С. 312-332.

2. Е. Р. Безсмертная. Выпуск «зеленых» облигаций как элемент системы защиты окру жающей среды // Экономика. Налоги. Право - 2019. - № 5 С. 61-69.

3. К. Г. Мусаилова. Тенденции мировой «зеленой» экономики и перспективы «зеленых» финансов в России // Российское предпринимательство - 2018 - № 6 С.1765-1776.

4. Н. А. Хуторова. Обзор состояния рынка климатических облигаций. Проблемы и перспективы // Лесной вестник - 2013 - № 7 С. 138-145.

5. ЮНЕП. Глобальный зеленый новый курс 2009 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unepcom.ru/images/greeneconomy/ greennewdeal.pdf (Дата обращения: 26.01.2021).

6. Asian Development Bank. The Viability of Green Bonds as a Financing Mechanism for GreenBuildings in ASEAN. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.adb.org/publications/viability-green-bonds-financing-mechanism-green-buildings-asean (Дата обращения: 16.03.2021).

7. Audiovisual Library of International Law. Declaration of the United Nations Conference on the Human Environment Stockholm, 16 June 1972. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://legal.un.org/avl/ha/dunche/dunche.html (Дата обращения: 09.03.2021).

8. BRREEAM. Международный стандарт BREEAM Новое

строительство 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.multicomfort.sg/crn_fls/breeam.pdf (Дата обращения: 17.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.