Научная статья на тему 'Политика стимулирования зеленого инвестирования как направление регулирования рынка зеленого финансирования'

Политика стимулирования зеленого инвестирования как направление регулирования рынка зеленого финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕЛЕНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ЗЕЛЕНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОЛОГИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / ОТВЕТСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЕДИНСТВО ESG / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / GREEN INVESTMENT / GREEN FINANCING / SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS / ECOLOGY / CORPORATE GOVERNANCE / GLOBAL FINANCE / RESPONSIBLE FINANCING / ESG UNITY / ENVIRONMENTAL TECHNOLOGIES / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боркова Е. А.

В последние годы в мире теме зеленого финансирования уделяется огромное внимание. Набирает популярность она и в России, как в научном дискурсе, так и в практической работе. Глобальная инвестиционно-финансовая система тоже глубоко вовлечена в этот процесс. Факторы ESG (еnvironmental, social and governance), учитывающие три ключевых составляющих устойчивого развития (экологическая, социальная и корпоративная управленческая ответственность), легли в основу такого понятия, как «ответственные/зеленые инвестиции». Многие финансовые рынки в настоящее время по всему миру проявляют большой интерес к вопросам устойчивого развития. При грамотной поддержке государства рынки ценных бумаг могут сыграть огромную роль достижении Целей устойчивого развития (ЦУР), связанным с зелеными инвестициями. В 2016-2017 гг. 132 страны, на долю которых приходится 82% всех вредных выбросов, на государственном уровне приняли ряд национальных инициатив в области развития зеленого финансирования. При реализации экологических, климатических и социально значимых проектов независимыми специализированными экспертами проводится их оценка на соответствие принципам и стандартам зеленых финансов. Кроме того, к ним предъявляются особые требования по раскрытию информации и обособлению денежных потоков. Страны, которые не участвуют в выработке правил и стандартов на этом пока еще не зарегулированном рынке, в итоге будут вынуждены принимать сформированные без их участия условия игры. В работе подчеркивается, что зеленое финансирование является важным фактором, обеспечивающим устойчивое развитие. Предметом исследования выступают зеленые инвестиции как один из ключевых элементов, характеризующих сбалансированное социо-эколого-экономическое развитие страны. Объектом исследования является ответственные/зеленое финансирование национальной экономики, рассматриваемое в контексте того, что сбалансированное устойчивое развитие является основополагающей целью макроэкономической политики государства. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы и приемы. Эмпирическую базу исследования составили статистические данные по рынку зеленых инвестиций. Формирование рынка «зеленых» инвестиций является важным фактором, способствующим сбалансированному развитию страны в рамках достижения ЦУР.In recent years, the topic of green finance has received great attention in the world. It is also gaining popularity in Russia, both in scientific discourse and in practical work. The global investment and financial system is also deeply involved in this process. ESG (environmental, social and governance) factors, which take into account the three pillars of sustainable development (environmental, social and corporate governance responsibility), formed the basis of the concept of “responsible/green investment.” Many financial markets around the world now have a strong interest in sustainable development. With good government support, securities markets can play a huge role in achieving the Sustainable Development Goals related to green investment. In 2016-2017, 132 countries, which account for 82% of all harmful emissions, at the state level adopted a number of national initiatives in the field of green financing development. In the implementation of environmental, climatic and socially significant projects, independent specialized experts assess their compliance with green finance principles and standards. In addition, they are subject to special requirements for disclosure and isolation of cash flows. Countries that do not participate in the formulation of rules and standards in this not yet regulated market will eventually be forced to accept the conditions of play formed without their participation. The work emphasizes that green finance is an important factor for sustainable development. The subject of the study is green investment as one of the key elements characterizing the balanced socio-ecological-economic development of the country. The objective of the study is responsible/green financing of the national economy, viewed in the context that balanced sustainable development is the fundamental objective of macroeconomic policies of the State. The methodological basis of the study was the general scientific methods and techniques. The empirical basis of the study was statistics on the green investment market. The formation of a green investment market is an important factor contributing to the balanced development of the country as part of the achievement of the Sustainable Development Goals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика стимулирования зеленого инвестирования как направление регулирования рынка зеленого финансирования»

< DOI 10.22394/1726-1139-2020-5-68-76

° Политика стимулирования § зеленого инвестирования как направление

^ регулирования рынка зеленого финансирования

<

^ Боркова Е. А.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация; e.borkova@mail.ru

РЕФЕРАТ

В последние годы в мире теме зеленого финансирования уделяется огромное внимание. Набирает популярность она и в России, как в научном дискурсе, так и в практической работе. Глобальная инвестиционно-финансовая система тоже глубоко вовлечена в этот процесс. Факторы ESG (егтгоптегЛ:а1, social and governance), учитывающие три ключевых составляющих устойчивого развития (экологическая, социальная и корпоративная управленческая ответственность), легли в основу такого понятия, как «ответственные/зеленые инвестиции». Многие финансовые рынки в настоящее время по всему миру проявляют большой интерес к вопросам устойчивого развития. При грамотной поддержке государства рынки ценных бумаг могут сыграть огромную роль достижении Целей устойчивого развития (ЦУР), связанным с зелеными инвестициями.

В 2016-2017 гг. 132 страны, на долю которых приходится 82% всех вредных выбросов, на государственном уровне приняли ряд национальных инициатив в области развития зеленого финансирования. При реализации экологических, климатических и социально значимых проектов независимыми специализированными экспертами проводится их оценка на соответствие принципам и стандартам зеленых финансов. Кроме того, к ним предъявляются особые требования по раскрытию информации и обособлению денежных потоков. Страны, которые не участвуют в выработке правил и стандартов на этом пока еще не зарегулированном рынке, в итоге будут вынуждены принимать сформированные без их участия условия игры.

В работе подчеркивается, что зеленое финансирование является важным фактором, обеспечивающим устойчивое развитие. Предметом исследования выступают зеленые инвестиции как один из ключевых элементов, характеризующих сбалансированное со-цио-эколого-экономическое развитие страны. Объектом исследования является ответственные/зеленое финансирование национальной экономики, рассматриваемое в контексте того, что сбалансированное устойчивое развитие является основополагающей целью макроэкономической политики государства.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы и приемы. Эмпирическую базу исследования составили статистические данные по рынку зеленых инвестиций. Формирование рынка «зеленых» инвестиций является важным фактором, способствующим сбалансированному развитию страны в рамках достижения ЦУР.

Ключевые слова: зеленые инвестиции, зеленое финансирование, цели устойчивого развития, экология, корпоративное управление, глобальные финансы, ответственное финансирование, единство ESG, экологические технологии, государственное управление

Для цитирования: Боркова Е. А. Политика стимулирования зеленого инвестирования как направление регулирования рынка зеленого финансирования // Управленческое консультирование. 2020. № 5. С. 68-76.

Green Investment Promotion Policies as a Regulatory Direction for the Green Finance Market

Elena A. Borkova

Saint-Petersburg State University of Economics, Saint-Petersburg, Russian Federation; e.borkova@mail.ru

ABSTRACT

In recent years, the topic of green finance has received great attention in the world. It is also gaining popularity in Russia, both in scientific discourse and in practical work. The global

i nvestment and financial system is also deeply involved in this process. ESG (environmental, ^ social and governance) factors, which take into account the three pillars of sustainable devel- s opment (environmental, social and corporate governance responsibility), formed the basis of q the concept of "responsible/green investment." Many financial markets around the world now ^ have a strong interest in sustainable development. With good government support, securities ^ markets can play a huge role in achieving the Sustainable Development Goals related to green 01 investment.

In 2016-2017, 132 countries, which account for 82% of all harmful emissions, at the state h level adopted a number of national initiatives in the field of green financing development. In < the implementation of environmental, climatic and socially significant projects, independent m specialized experts assess their compliance with green finance principles and standards. In addition, they are subject to special requirements for disclosure and isolation of cash flows. Countries that do not participate in the formulation of rules and standards in this not yet regulated market will eventually be forced to accept the conditions of play formed without their participation.

The work emphasizes that green finance is an important factor for sustainable development. The subject of the study is green investment as one of the key elements characterizing the balanced socio-ecological-economic development of the country. The objective of the study is responsible/green financing of the national economy, viewed in the context that balanced sustainable development is the fundamental objective of macroeconomic policies of the State. The methodological basis of the study was the general scientific methods and techniques. The empirical basis of the study was statistics on the green investment market. The formation of a green investment market is an important factor contributing to the balanced development of the country as part of the achievement of the Sustainable Development Goals.

Keywords: green investment, green financing, sustainable development goals, ecology, corporate governance, global finance, responsible financing, ESG unity, environmental technologies, public administration

For citing: Borkova E. A. Green Investment Promotion Policies as a Regulatory Direction for the Green Finance Market // Administrative consulting. 2020. No. 5. P. 68-76.

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование рынка зеленых инвестиций, при грамотной государственной политике, может стать эффективным средством для достижения Целей устойчивого развития (ЦУР) в рамках концепции устойчивого развития ООН, в основу которой положено единство трех факторов ББО — экология, социальные вопросы и корпоративное управление [4; 6; 10].

Исследования в области эколого-экономического развития и финансирования рынка «зеленых» инвестиций осуществляются большим числом ученых-теоретиков и практиков как за рубежом, так и в России. В научной литературе с выработкой практических рекомендаций анализируется комплекс проблем, связанных с формированием для национальной экономики России и ее регионов модели устойчивого роста и обеспечения экологической безопасности. При этом вопросы зеленых инвестиций и зеленого финансирования в целом пока еще остаются недостаточно изученными. Целесообразность разработки темы исследования определяется практической значимостью полученных результатов, позволяющих определить текущую инвестиционную ситуацию на зеленом финансовом рынке, с тем, чтобы в последующем помочь привлечь потенциальных инвесторов для последующего сбалансированного устойчивого развития.

Цель работы заключается в анализе текущего состояния «зеленого» финансирования в Российской Федерации и в мире и проблем, сдерживающих рыночное

2 «зеленое» финансирование, а также исследовании факторов, оказывающих влияние ^ на динамику эколого-экономической ситуации на территории страны. о Задачи исследования: исследовать мировой опыт формирования рынка зеленых о инвестиций и оценки уровня эколого-экономического развития стран; проанали-го зировать страны по индексу развитости зеленой экономики; определить положение х России в глобальном процессе «озеленения» экономики; выявить трудности и уже н- сделанные шаги в области привлечения «зеленых» инвестиций; определить на-< правления дальнейшего развития в предметной области исследования. т Методологическая основа исследования: анализ существующей международной практики и способов достижения устойчивого сбалансированного экономического развития, основанного на финансировании «зеленой» экономики. Научная новизна исследования состоит в выявлении факторов и положительных тенденций в формировании моделей эколого-экономического развития, за счет эффективного управления рынка «зеленых» инвестиций с целью снижения вредных воздействий на окружающую среду.

Зеленые инвестиции и зеленое финансирование: сущность и содержание

Проблематика «зеленого» финансирования в настоящее время интегрирована во все сферы деятельности человека во всем мире [5]. Большинство международных организаций, следуя объективной реальности и проблеме достижения сбалансированного устойчивого развития, включают экологическую составляющую в свою сферу деятельности. Переход хозяйственных отношений на «зеленую» экономику как экономику, которая приводит к «улучшенному благосостоянию людей и социальному равенству, значительно уменьшая экологические риски и экологические дефициты», требует теоретического обоснования.

Понятие «зеленые» инвестиции трактуется как вложения в экологически чистые и ресурсосберегающие технологии. Такие вложения подразумевают инвестиции в различные программы и проекты, целью которых обычно является развитие «зеленой» экономики1. ЮНЕП официально определяет «зеленую» экономику как такую экономику, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее обеднение.

Вместе с тем, существующие как национальные, так и международные системы агрегирования статистических показателей, имеющие открытый доступ, представляют информацию в иной классификации в части инвестирования всех отраслей экономики (не только «зеленых») в проекты, реализуемые в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Масштаб мировой «зеленой» экономики пока сравнительно невелик, всего 2,7%-3% от мирового ВВП, прибыль от таких вложений — около 1,5 млрд долл., занятость — около 10 млн чел. Эти показатели заметно выше в Великобритании, США, Германии и Японии. Эти страны основную часть инвестиций направляют в развитие экологизации. Развитие этого сектора происходит благодаря двум субсекторам: институциональному и инвестиционному, при это основные вложения наблюдаются в странах группы й20, а основной миссией подобной политики является

1 Отчет о научно-исследовательской работе. Практический опыт поддержки «зеленого» финансирования (на примере стран «Группы двадцати») (заключительный). 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/06/main/2017_practical_20.pdf (дата обращения: 20.02.2020).

обеспечение устойчивого и сбалансированного роста1. Речь идет не только о доступе к каким-то материальным благам, качественном образовании и здравоохранении, это еще и чистый воздух, чистая вода, доступная энергетика — с этим во многих странах имеются большие проблемы.

Оценка степени «зелености» экономик стран мира; ситуация в России

Американское коммуникационное агентство Dual Citizen с 2010 г. составляет индекс самых зеленых национальных экономик (Global Green Economy Index — GGEI). Кумулятивный балл стран учитывает четыре фактора:

1. Качество окружающей среды и природного капитала;

2. Рынки и инвестиции в «зеленый» сектор;

3. Позиция политического руководства государства и климатические изменения;

4. Стратегия местной промышленности. Данные по странам представлены на рис. 1.

80 76,08 75,94 71,29 70,31 69,97 68,9 68 66,69 64,79 64,05

76,08 75,94 71,29 70,31 69,97 68,9 68 66,69 64 79 64 05

IIIIIIIIII

# л# ^ # # л? #

/vV Ss^ssS**

I

<V

Индекс

о <

Рис. 1. Страна и индекс развитости зеленой экономики Fig. 1. Country and Green Economy Development Index

Источник: составлено автором на основе https://kiozk.ru/article/rbk/zelenaa-ekonomika.

Аналитики производят обсчет по 130 странам, на рисунке представлены топ-10 стран по итогам 2018 г. У России в свежем рэнкинге лишь GGEI 114-я позиция.

Россия сегодня в глобальном процессе «озеленения» экономики не занимает значимого положения, это следует из анализа объема и динамики как внешних, так и внутренних источников финансирования «зеленого» экономического роста. Природа наделила нашу страну уникальным природным ресурсами: примерно на 60% на территории страны сохранилась первозданная природа, практически не затронутая экономической деятельностью человека. При этом многие имеющиеся экосистемы весьма чувствительны к развитию хозяйственной деятельности человека, которая способна воздействовать на них разрушающе [1].

Страна обеспечивает собственный экономический рост во многом за счет использования природных ресурсов, что наносит непоправимый ущерб экологии и ограничивает возможность сохранить первозданную природу для будущих поколений, подвергает риску ее устойчивость в долгосрочной перспективе. Также

1 Решения в20 не должны приниматься без учета социальных последствий. Новости НИУ ВШЭ 1993-2020 [Электронный ресурс]. иЯ1_: https://www.hse.ru/news/3018160/85816989.html (дата обращения: 20.02.2020).

g экологические проблемы вредят здоровью граждан и нарушают экологический 2 баланс страны. Экономические издержки, связанные с ухудшением состояния при-о родных ресурсов, по оценке, составляют 1-6% от российского ВВП1. о Скромны и объемы внутренних инвестиций в «озеленение» национального прост) изводства [3; 9]. Сравнивая общий объем инвестиций в основной капитал с объ-х емом инвестиций, направленных на охрану окружающей среды и рациональное н- использование природных ресурсов, следует отметить, что «зеленые» инвестиции < занимают сравнительно небольшую долю в общем объеме инвестиций в основной m капитал (менее 1%), что показано в табл.

Таблица

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов*

Table. Investment in fixed assets for environmental protection and natural resource management

2010 2015 2016 2017

Тысяч рублей

Инвестиции в основной капитал — всего, в т. ч.: 548 875 58 550,8 20 841,8 20 381

на охрану и рациональное использование водных ресурсов 445 719 46 674,8 15 778 12 146

на охрану атмосферного воздуха — — — —

земель 103 156 11 876,0 5063,8 8235,0

В % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

Инвестиции в основной капитал — всего, в т. ч.: 195 в 5,5 р. в 0,4 р. в 0,1 р.

на охрану и рациональное использование водных ресурсов в 2,1 р. в 5,3 р. в 0,3 р. в 0,8 р.

на охрану атмосферного воздуха — — — —

земель 143 в 7 р. в 0,4 р. в 1,6 р.

*Без субъектов малого предпринимательства; начиная с 2001 г. — без НДС.

Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики.

Несмотря на такой небольшой объем инвестиций по сравнению с другими, например европейскими, странами, можно выделить традиционные для России сектора, в которых концентрируются «зеленые» инвестиции — это добыча полезных ископаемых, в этом секторе сконцентрировано в среднем около 25% инвестиций (из них зеленых 1,23%); обрабатывающее производство, на долю которой приходится в среднем 44-45% (из них зеленых 2,16%), металлургическое производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды (26% из них зеленых — 2,24%)2.

1 Дамианова А., Гуттиэрез Э., Левитанская Е, Минасян Г., Немова В. «Зеленое финансирование» в России: создание возможностей для «зеленых» инвестиций // Аналитическая записка. М., 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://investinfra.ru/frontend/images/ PDF/131516-RUSSIAN-PN-P168296-P164837-PUBLIC-Green-finance-Note.pdf (дата обращения: 20.02.2020).

2 Там же.

Политика в области регулирования зеленых инвестиций: опыт России

Переход к «зеленой» экономике был обозначен в качестве приоритета развития о в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до о 2020 г. В этом документе направление перехода к инновационному социально ^ ориентированному типу экономического развития, связанное с «зеленым финан- ^ сированием», формулировалось следующим образом — «завоевание лидирующих ^ позиций в развитии возобновляемых источников энергии и внедрение в промыш- < ленных масштабах экологически чистых технологий производства энергии». т

На сегодняшний день в рассматриваемой сфере существует довольно развитая нормативно-правовая база — это «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Для развития «зеленой» экономики в этом документе заявлено «решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности»1.

Впоследствии Правительством РФ был утвержден План действий по реализации «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», включающий ряд мероприятий, состав и структура которых представлены на рис. 2.

Развитие добровольных механизмов экологической ответственности организаций с участием государства и переход государственных корпораций к обязательной нефинансовой отчетности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в соответствии с международными стандартами.

Срок выполнения — 2014 г.

Минприроды России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

Включение (добровольное) нефинансовой отчетности организаций, содержащей показатели (группы показателей) в области охраны окружающей среды, в ежегодные государственные доклады о состоянии и об охране окружающей среды РФ, а также ее размещение на официальном сайте Минприроды России

Срок выполнения 2015-2030 гг.

Минприроды России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и др.

Рис. 2. План мероприятий по реализации плана действий в области экологического развития национальной экономики Fig. 2. Action Plan for the Implementation of the Action Plan for the Environmental Development

of the National Economy

Источник: составлено автором.

1 Утверждены основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года. 2012. [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/15177 (дата обращения: 20.02.2020).

0

1

о

V CD

О <

Несмотря на активную интеграцию в настоящее время российскими финансовыми организациями внедряются принципы экологической ответственности в свою деловую практику и развитие «зеленого» финансирования, «зеленый» банкинг в России пока находится на стадии своего становления.

Россия находится только в начале своего пути к переходу к сбалансированному «зеленому» экономическому росту. Есть устойчивое мнение, что «зеленые» инвестиции в нашей стране пока интересны только состоятельным инвесторам, для которых имидж может быть важнее дохода [2; 7; 8]. Не построена система инспекционного контроля за учреждениями, проверяющими инвестиции на соответствие «зеленым» стандартам. Система, как таковая, еще не сформировалась.

Впрочем, предпосылки для развития ответственного инвестирования в нашей стране сейчас активно создаются. Вопросы устойчивого развития учтены в национальном проекте «Экология». «Для его реализации потребуется привлечение значительных средств частных инвесторов, а значит, станет необходимостью создание полноценной регуляторной и рыночной инфраструктуры для ответственных инвестиций»1. В конце апреля 2019 г. российское правительство утвердило правила получения субсидий на выплаты купонного дохода по облигациям, выпущенным для финансирования наилучших доступных технологий (НДТ) на объектах, негативно влияющих на окружающую среду (планируемый объем финансирования НДТ в нацпроекте «Экология» составляет 2,4 трлн руб.).

Таким образом, для более динамичного развития рынка ответственных финансов в России необходима поддержка со стороны государства, которая должна быть более активной. Нужны более веские мотивы для публикации компаниями нефинансовой отчетности. По состоянию на 11 апреля 2019 г., в Национальный Регистр нефинансовых отчетов внесены всего 176 компаний, зарегистрировано отчетов — 924, которые выпущены в период, начиная с 2000 г. В их числе: экологические отчеты (ЭО) — 81, социальные отчеты (СО) — 326, отчеты в области устойчивого развития (ОУР) — 314, интегрированные отчеты — 176, отраслевые отчеты — 27. Причем большую долю отчетов публикуют компании, занятые в сфере энергетики (рис. 3).

3% 3%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7%

7%

4%

».4 ••v ill • •• 411 •••» in 11 .. ДД

ш

20%

19%

9%

18%

Энергетика

□ Металлургическая и горнодобывающая

]] Нефтегазовая

Финансы и страхование

]] Некоммерческие организации

3 Производство пищевых товаров

Рис. 3. Распределение компаний, публикующих нефинансовую отчетность, по отраслям Fig. 3. Distribution of non-financial reporting companies by industry

Источник: составлено автором на основе данных РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей)

1 Из выступления Ю. П. Трутнева на совещании «О комплексе мер по улучшению экологической обстановки в России» в 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://archive.premier.gov.ru/ events/news/14655/ (дата обращения: 20.02.2020).

Заключение

Таким образом, в глобальном контексте процесс экологизации рассматривается о как ключевой элемент стратегии устойчивого развития. Вовлечение в этот процесс q все большего числа стран приводит к формированию глобальных договоренностей, ^ которые не только требуют от каждой страны — участницы договора официальной s декларации политики перехода к «зеленой» экономике, но и практического под- ^ тверждения этих намерений реальными действиями в области экологизации про- < мышленного производства, пользования природными ресурсами, транспортной и m иной инфраструктуры, «озеленения» национальной финансовой системы. И многие страны уже сделали значительные шаги в этом направлении.

Очевидно, что по этому пути следует идти и России. Для того чтобы развитие в рассматриваемой области было успешным, требуется разработка и реализация специальной политики стимулирования зеленого инвестирования, рассматриваемой как одно из направлений регулирования национального рынка зеленого финансирования. При разработке и реализации этой политики, по нашему мнению, следует учесть необходимость первоочередного разрешения проблем, описанных в этой статье, а также сформулированных нами рекомендаций.

Литература

1. Агарков С. А., Матвиишин Д. А. Влияние освоение региональных ресурсов углеводородов на экологическое состояние Печорского моря // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 2 (116). С. 58-67.

2. Багиев Г. Л., Черенков В. И., Черенкова Н. И. Маркетинг для реализации концепции устойчивого развития: сущность и терминологическая парадигма // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 139-152.

3. Боркова Е. А. Использование динамической модели оценки инвестиционного климата в управлении инвестиционными процессами // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2013. № 5 (64). С. 19-24.

4. Боркова Е. А., Тимченко М. Н., Маркова А. А. Инвестиции в зеленые технологии как инструмент экономического роста России // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 3 (48). С. 87-91.

5. Зеленая экономика и зеленые финансы / под ред. Б. Н. Порфирьева. СПб.: Изд-во «МБИ», 2018. 327 с.

6. Казанцева А. Н. Вопросы разработки и реализации государственной политики в сфере производства и обращения экологически чистой продукции // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 2 (36). С. 16-20.

7. Конкурентоспособность и прорывное позиционирование в посткризисный период : коллективная монография / Пашкус Н. А., Александрова А. И., Алексунин В. А. и др.; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб., 2011.

8. Пролубников А. В. К вопросу о факторах экономического развития // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 3 (41). С. 5-8.

9. Vertakova Y., Plotnikov V. Problems of sustainable development worldwide and public policies for green economy // Economic Annals XXI. 2017. Vol. 166 (78). P. 4-10.

10. Vertakova Y. V., Plotnikov V. A. The Integrated Approach to Sustainable Development: The Case of Energy Efficiency and Solid Waste Management // International Journal of Energy Economics and Policy. 2019. Vol. 9. N 4. P. 194-201.

Об авторе:

Боркова Елена Аркадьевна, доцент кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета (Санкт-Петербург, Российская Федерация), кандидат экономических наук, доцент; e.borkova@mail.ru

References

1. Agarkov S. A., Matviishin D. A. Impact of development of regional hydrocarbon resources on the ecological state of the Pechorsky Sea // News of St. Petersburg State University of Economics

< [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta]. 2019. № 2 s (116). P. 58-67. (In rus)

q 2. Bagiev G. L., Cherenkov V. I., Cherenkova N. I. Marketing for the implementation of the concept i of sustainable development: essence and terminology paradigm // News of St. Petersburg

State University of Economics [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomi-® cheskogo universiteta]. 2018. № 4 (112). P. 139-152. (In rus)

3. Borkova E. A. Use of dynamic model of investment climate assessment in investment process management // Journal of ENGINEERING. Series: Economy [Vestnik INZhEKONa. Seriya:

< Ekonomika]. 2013. № 5 (64). P. 19-24. (In rus)

m 4. Borkova E. A., Timchenko M. N., Markova A. A. Investments in green technologies as a tool of economic growth of Russia // Business. Education. Law [Biznes. Obrazovanie. Pravo]. 2019. № 3 (48). P. 87-91. (In rus)

5. Green economy and green finance / under ed. B. N. Porfiriev. SPb.: IBI, 2018. 327 p. (In rus)

6. Kazantseva A. N. Issues of development and implementation of state policy in the sphere of production and circulation of environmentally friendly products // Theory and practice of service: economics, social sphere, technologies [Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii]. 2018. № 2 (36). P. 16-20. (In rus)

7. Competitiveness and breakthrough positioning in the post-crisis period: collective monograph / Paschkus N. A., Alexandrova A. I., Aleksunin V. A. et al.; Herzen State Pedagogical University of Russia. SPb., 2011. (In rus)

8. Prolubnikov A. V. To the question of factors of economic development // Theory and practice of service: economics, social sphere, technologies [Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii]. 2019. № 3 (41). P. 5-8. (In rus)

9. Vertakova Y, Plotnikov V. Problems of sustainable development worldwide and public policies for green economy // Economic Annals XXI. 2017. Vol. 166 (78). P. 4-10.

10. Vertakova Y V., Plotnikov V. A. The Integrated Approach to Sustainable Development: The Case of Energy Efficiency and Solid Waste Management // International Journal of Energy Economics and Policy. 2019. Vol. 9. N 4. P. 194-201.

About the author:

Elena A. Borkova, Associate Professor of the Chair of the General Economic Theory and History of an Economic Thought of St. Petersburg State University of Economics (St. Petersburg, Russian Federation), PhD in Economics, Associate Professor; e.borkova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.