Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНОСТРАННЫХ САНКЦИЙ В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА'

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНОСТРАННЫХ САНКЦИЙ В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ САНКЦИИ / КОНТРОЛЬ ЗА ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барков Алексей Владимирович, Завьялов Михаил Михайлович

В условиях недружественных действий иностранных государств необходимо осуществлять разработку актуальных методов минимизации негативных последствий с учетом интересов национальной безопасности Российской Федерации. Экономические драйверы комплексного территориального развития [1, с. 129] следует основывать на рациональной концепции управления стратегическими предприятиями в целях обеспечения технологического суверенитета страны и безопасности государства, с учетом рисков иностранного санкционного противодействия технологическому и экономическому развитию страны. Особые условия управления стратегическими предприятиями в Российской Федерации обуславливаются необходимостью реализации долгосрочного развития предприятия и его контрагентов, в качестве единого организма позволяющего обеспечить технологический суверенитет. Отсутствие концептуального исследования, направленного на формирование функциональной концепции суверенного управления ведущими отраслевыми предприятиями [2, с. 25] с возможностью привлечения отечественных и иностранных инвестиций, вызывает необходимость выработки сбалансированного механизма управления, позволяющего обеспечить эффективность, результативность и экономность управления стратегическими предприятиями с нивелированием рисков иностранного санкционного воздействия. Авторами предлагается обеспечить эффективный механизм реализации управления стратегическими предприятиями одновременно с их независимостью от мажоритарных инвесторов посредством разработки уникального правового механизма взаимодействия, позволяющего достичь баланса между частными инвесторами и публичными интересами. Цель: правовое обоснование концепции управления стратегическими предприятиями в условиях иностранных санкций в рамках технологического суверенитета с учетом интересов экономической безопасности страны и долгосрочной стратегии комплексного территориального развития. Методы: комплекс общенаучных (анализа, синтеза, дедукции, индукции) и частнонаучных методов познания. Достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе исследования, достигается за счет комплексного применения методов исследования в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Результаты: разработаны и определены основные элементы концепции управления стратегическими предприятиями в условиях санкций посредством создания рамочного вида правовых отношений между иностранными инвесторами и стратегическими предприятиями Российской Федерации. Предлагаемый авторами формат правоотношений с иностранным инвестором, осуществляющим инвестирование в стратегические отрасли экономики страны, без возможности оказания неблагоприятного влияния, позволяет обеспечить высокий уровень финансовой привлекательности проектов и достичь целей комплексного территориального развития в условиях санкционного давления иностранных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF MANAGING STRATEGIC ENTERPRISES UNDER FOREIGN SANCTIONS WITHIN THE FRAMEWORK OF TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY

In the conditions of unfriendly actions of foreign states, it is necessary to develop relevant methods of minimizing negative consequences, taking into account the interests of the national security of the Russian Federation. The economic drivers of integrated territorial development [1, p. 129] should be based on a rational concept of managing strategic enterprises in order to ensure the technological sovereignty of the country and the security of the state, taking into account the risks of foreign sanctions against the technological and economic development of the country. Special conditions for managing strategic enterprises in the Russian Federation are necessary to implement the long-term development of the enterprise and its counterparties, as a single organism allowing to ensure technological sovereignty. The absence of a conceptual study aimed at forming a functional concept of sovereign management of leading industry enterprises [2, p. 25], with the possibility of attracting national and foreign investments, makes it necessary to develop a balanced management mechanism that allows ensuring the efficiency, effectiveness and economy of managing strategic enterprises with leveling the risks of foreign sanctions. The authors propose to provide an effective mechanism for implementing the management of strategic enterprises simultaneously with their independence from majority investors by developing a unique legal mechanism of interaction that allows for a balance between private investors and public interests. Purpose: legal substantiation of the concept of managing strategic enterprises in the conditions of foreign sanctions within the framework of technological sovereignty, taking into account the interests of the economic security of the country and the long-term strategy of integrated territorial development. Methods: the authors apply a complex of general scientific (analysis, synthesis, deduction, induction) and specific scientific methods of cognition. The reliability and validity of the results obtained in the course of the study is achieved through the integrated application of research methods in their interrelation and interdependence. Results: the authors develop and define the main elements of the concept of managing strategic enterprises under sanctions by creating a framework type of legal relations between foreign investors and strategic enterprises of the Russian Federation. The authors propose the format of legal relations with a foreign investor who invests in strategic sectors of the country’s economy, without the possibility of adverse influence, that allows to ensure a high level of financial attractiveness of projects and to achieve the goals of complex territorial development under the sanctions pressure of foreign states.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНОСТРАННЫХ САНКЦИЙ В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА»

Научная статья Original article

УДК 347.73

DOI 10.33184/pravgos-2022.3.5

БАРКОВ Алексей Владимирович

Военный университет им. князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия; Департамент правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия; e-mail: barkov_a_v@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-5236-1954

BARKOV Alexey Vladimirovich

Military University of the Ministry ofDefense of the Russian Federation, Moscow, Russia; Department of Legal Regulation of Economic Activity of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

ЗАВЬЯЛОВ Михаил Михайлович

Юридическое управление Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмо-ниторинг), Москва, Россия; e-mail: Mmikll@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-8806-9640

ZAVYALOV Mikhail Mikhailovich

Legal Department of the Federal Financial Monitoring Service (Rosfinmonitoring), Moscow, Russia.

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНОСТРАННЫХ САНКЦИЙ В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА

THE CONCEPT OF MANAGING STRATEGIC ENTERPRISES UNDER FOREIGN SANCTIONS WITHIN THE FRAMEWORK OF TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY

Аннотация. В условиях недружественных действий иностранных государств необходимо осуществлять разработку актуальных методов минимизации негативных последствий с учетом интересов национальной безопасности Российской Федерации. Экономические драйверы комплексного территориального развития [1, с. 129] следует основывать на рациональной концепции управления стратегическими предприятиями в целях обеспечения технологического суверенитета страны и безопасности государства, с учетом рисков иностранного санкционного противодействия технологическому и экономическому развитию страны. Особые условияуправления стратегическими предприятиями в Российской Федерации обуславливаются необходимостью реализации долгосрочного развития предприятия и его контрагентов, в качестве единого организма позволяющего обеспечить технологический суверенитет. Отсутствие концептуального исследования, направленного на формирование функциональной концепции суверен-ногоуправления ведущими отраслевыми предприятиями [2, с. 25] с возможностью привлечения отечественных и иностранных инвестиций, вызывает необходимость выработки сбалансированного механизма управления, позволяющего обеспечить эффективность, результативность и экономность управления стратегическими предприятиями с нивелированием рисков иностранного санкционного воздействия. Авторами предлагается обеспечить эффективный механизм реализации управления стратегическими предприятиями одновременно с их независимостью от мажоритарных инвесто-

© Барков A.B., Завьялов М.М., 2022

Abstract. In the conditions of unfriendly actions of foreign states, it is necessary to develop relevant methods of minimizing negative consequences, taking into account the interests of the national security of the Russian Federation. The economic drivers of integrated territorial development [1, p. 129] should be based on a rational concept of managing strategic enterprises in order to ensure the technological sovereignty of the country and the security ofthe state, taking into account the risks of foreign sanctions against the technological and economic development ofthe country. Special conditionsfor managing strategic enterprises in the Russian Federation are necessary to implement the long-term development of the enterprise and its counterparties, as a single organism allowing to ensure technological sovereignty. The absence of a conceptual study aimed at forming a functional concept of sovereign management of leading industry enterprises [2, p. 25], with the possibility of attracting national ana foreign investments, makes it necessary to develop a balanced management mechanism that allows ensuring the efficiency, effectiveness and economy of managing strategic enterprises with leveling the risks of foreign sanctions. The authors propose to provide an effective mechanism for implementing the management of strategic enterprises simultaneously with their independence from majority investors by developing a unique legal mechanism of interaction that allows for a balance between private investors and public interests. Purpose: legal substantiation ofthe concept of managing strategic enterprises in the conditions of foreign sanctions within the framework of technological sovereignty, taking into account the interests ofthe economic security ofthe country and the long-term

34

ров посредством разработки уникального правового механизма взаимодействия, позволяющего достичь баланса между частными инвесторами и публичными интересами. Цель: правовое обоснование концепции управления стратегическими предприятиями в условиях иностранных санкции в рамках технологического суверенитета с учетом интересов экономической безопасности страны и долгосрочной стратегии комплексного территориального развития. Методы: комплекс общенаучных [анализа, синтеза, дедукции, индукции) и частнонаучных методов познания. Достоверность и обоснованность результатов, полученных входе исследования, достигается за счет комплексного применения методов исследования в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Результаты: разработаны и определены основные элементы концепции управления стратегическими предприятиями в условиях санкций посредством создания рамочного вида правовых отношений между иностранными инвесторами и стратегическими предприятиями Российской Федерации. Предлагаемый авторами формат правоотношений с иностранным инвестором, осуществляющим инвестирование в стратегические отрасли экономики страны, без возможности оказания неблагоприятного влияния, позволяет обеспечить высокий уровень финансовой привлекательности проектов и достичь целей комплексного территориального развития в условиях санкционного давления иностранных государств.

Ключевые слова: технологический суверенитет, импортозамещение, иностранные санкции, контроль за иностранными инвестициями, экономическая безопасность

Для цитирования: Барков A.B. Концепция управления стратегическими предприятиями в условиях иностранных санкций в рамках технологического суверенитета / A.B. Барков, М.М. Завьялов // Правовое государство: теория и практика. - 2022. -№3. - С. 34-40. DOI. 10.33184/pravgos-2022.3.5.

strategy of integrated territorial development. Methods: the authors apply a complex of general scientific (analysis, synthesis, deduction, induction] and specific scientific methods of cognition. The reliability and validity of the results obtained in the course of the study is achieved through the integrated application of research methods in their interrelation and interdependence. Results: the authors develop and define the main elements of the concept of managing strategic enterprises under sanctions by creating a framework type of legal relations between foreign investors and strategic enterprises of the Russian Federation. The authors propose the format of legal relations with a foreign investor who invests in strategic sectors of the country's economy, without the possibility of adverse influence, that allows to ensure a high level of financial attractiveness of projects and to achieve the goals of complex territorial development under the sanctions pressure of foreign states.

Keywords: technological sovereignty, import substitution, foreign sanctions, control over foreign investments, economic security

For citation: Barkov A.V., Zavyalov M.M. The concept of managing strategic enterprises under foreign sanctions within the framework of technological sovereignty. Pravovoe gosudarstvo: teoriya ipraktika = The Rule-of-Law State: Theory and Practice, 2022, no. 3, pp. 34-40. DOI 10.33184/pravgos-2022.3.5 (In Russian],

Введение: актуальность проблемы

В условиях иностранного санкционного давления экономическая система Российской Федерации [3, с. 103] испытывает беспрецедентное внешнее воздействие, направленное на ограничение технологического суверенитета и сокращение потока иностранных инвестиций. Предприятия в стратегических секторах экономики испытывают сложности в сохранении текущих рынков сбыта, а также сложности, связанные с отсутствием собственных технологических решений и разработок и сокращением иностранного инвестиционного финансирования крупных проектов.

Стратегические предприятия Российской Федерации вследствие односторонних недружественных действий иностранных государств не имеют возможности в полной мере выполнять собственные обязательства по внешнеторговым контрактам по

причиневалютныхитаможенныхограничений [4, с. 76]. Кроме того, внутренние традиционные рынки сбыта для стратегических предприятий страны также оказались утеряны по причине низкой покупательской способности населения и высокой налоговой нагрузки. В этой связи возникает необходимость разработки единой концепции управления стратегическими предприятиями в условиях иностранных санкций в рамках технологического суверенитета.

Функциональные риски

недружественных действий иностранных государств

Недружественные действия иностранных государств влекут возникновение взаимообусловленных рисков (угроз) для работоспособности стратегических предприятий и, как следствие, подрывают основы национальной

35

безопасности Российской Федерации [5, с. 237]. Текущая геополитическая концепция построения экономических связей между иностранными партнерами и отечественными предприятиями имеет высокую степень сходства с начальным этапом реализации программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» на территории Ирака, когда указанная страна воспринималась исключительно в качестве сырьевой базы для развитых стран мира. В условиях значительного внешнеполитического давления на Российскую Федерацию и актуализации обсуждения западными партнерами предельных цен на нефть и газ, которые позволят ограничить доходы бюджетной системы страны, необходимо действовать на опережение и исключить вероятность внедрения аналогичной программы в качестве очередной меры ужесточения секторальных санкций.

Российская Федерация, обладающая значительными запасами полезных ископаемых, стремится осуществлять взаимовыгодный обмен с контрагентами. Долгое время единой мерой стоимости для внешнеторговой деятельности была свободно конвертируемая денежная единица. В настоящий момент указанный формат построения финансовых правоотношений «отмирает» и на его место приходит механизм бартерных сделок, в том числе с использованием модернизированной денежной единицы - переводного рубля, - оборот которой происходил между странами - членами Совета экономической взаимопомощи [6, с. 106], о чем свидетельствует деятельность БРИКС по разработке новой общей валюты для государств - членов объединения. Особо актуальным в этой связи представляется вопрос о возможности построения внешней торговли государства с использованием цифровых финансовых активов и (или) криптовалюты, отслеживание финансовых операций в которых требует от подразделений финансовых разведок специализированных технических средств. Использование переводного рубля позволяло осуществлять сбалансированное перераспределение товаров, работ и услуг между государствами в совокупности с низкими рисками (угрозами) отслеживания непосредственных финансовых операций. Указанное обусловлено прежде всего отсутствием у переводного рубля конкретно-предметной формы (банкнот или казначейских билетов), его использованием исключительно для безналичных расчетов посредством бухгалтерских записей на счетах государств в уполномоченной финансовой организации.

Аналогичными свойствами обладает

криптовалюта, но она имеет два существенных недостатка, отсутствовавших у переводного рубля: 1) невозможность отмены ошибочной или нежелательной (незаконной) финансовой операции, за исключением совершения зеркальной финансовой операции; 2) сохранение и отражение в каждой части программного кода всей истории финансовых операций во всем контуре. Следствием таких рисков является невозможность пресечения незаконных финансовых операций, в том числе хищения бюджетных средств, при переходе внешнеторговых расчетов по государственным контрактам на использование криптовалюты в качестве средства оплаты и свойственных ей механизмов, связанных рисками (угрозами) использования государственных институтов в процессах легализации (отмывания) доходов. Кроме того, недружественные лица из иностранных государств имеют возможность отслеживания всех экономических операций в системе блокчейн вне зависимости от объема полученной криптовалюты в качестве средства платежа, что подразумевает полную дискредитацию системы внешнеторговой деятельности в случае разового сбоя системы информационной безопасности или при совершении финансовой операции с неблагонадежным контрагентом. Соответственно, внедрение технологии криптовалютных расчетов в качестве идейной модернизации концепции переводного рубля может иметь высокие риски распространения секторальных санкций на всех участников внешнеэкономической деятельности.

В этой связи необходимо особо отметить роль средства платежа в качестве меры стоимости, однако один и тот же товар (мера стоимости) может иметь различную ценность для контрагентов в зависимости от внешних и внутренних факторов. Условный объем валютной денежной массы, находящийся в собственности у предпочтительного контрагента, может позволить приобрести необходимый товар, однако кратный размер валютной массы у нежелательного контрагента может не позволить приобрести аналогичный товар. На основании изложенного необходимо отметить, что в целях обеспечения интересов национальной безопасности Российской Федерации в рамках текущих рыночных правоотношений второстепенным фактором является валюта платежа за реализуемые в иностранные государства товары, работы или услуги.

Основным параметром обеспечения достижения целей технологического

36

суверенитета является мера стоимости получаемой денежной массы. Так, вне зависимости от того, нарастает или снижается объем доходов бюджетной системы Российской Федерации, представляется важным фактором отказ в принятии от отечественных юридических и физических лиц платежей рядом иностранных финансовых организаций, что фактически означает покрытие иностранными контрагентами обязательств перед Российской Федерации фиатными денежными средствами или денежными средствами, выведенными из обращения в финансовой системе и, как следствие, не обладающими реальной мерой стоимости. Получаемые от иностранных контрагентов отечественными стратегическими предприятиями денежные средства не позволят последним приобретать критические технологии и осуществлять своевременную модернизацию производственных мощностей, что повлечет снижение конкурентоспособности и технологическую деградацию секторов экономики. В целях превентивного нивелирования внешних рисков (угроз) в качестве актуального механизма обеспечения мер воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств считаем необходимым поручить Правительству Российской Федерации, профильным министерствам и ведомствам проработку и имплементацию в законодательство страны авторской концепции управления стратегическими предприятиями в условиях недружественных действий иностранных государств, международных организаций и иных лиц, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации, а также российских юридических и физических лиц.

Основные элементы концепции

управления стратегическими предприятиями в условиях иностранных санкций в рамках технологического суверенитета

Среди текущих мер по противодействию недружественным действиям иностранных государств следует особо отметить деятельность Правительства РФ по временному ограничению экспорта из страны минеральных удобрений, редкоземельных металлов и иных видов товаров. Осуществляется указанная деятельность в качестве ответной меры, однако она имеет негативные последствия в виде утраты торговых рынков для отечественных производителей и одновременного кратного увеличения стоимости конечного товара для

потребителей. Кроме того, ограниченная емкость отечественных рынков сбыта и возможности переориентации на новые рынки сбыта в дружественных странах затруднены логистическими издержками и высокими расходами на продвижение продукции стратегических предприятий, что влечет сокращение объема производства продукции и снижение доходов у предприятия. Невозможность в краткосрочной перспективе обеспечить сохранность объемов привлекаемых средств в совокупности с блокированием системы финансовых расчетов во внешнеторговой деятельности иностранными финансовыми организациями создают высокие риски (угрозы) для экономического суверенитета страны и обеспечения социально-экономического развития [7, с. 10].

Особо необходимо отметить, что недружественные государства нуждаются в различных уникальных полезных ископаемых, которые используются для создания высокотехнологичных товаров. Поэтому ограничение экспорта указанных товаров способно породить эффект ответных контрсанкций [8, с. 123]. В то же время оплата недружественными государствами указанных товаров при их приобретении для собственных целей отнюдь не означает, что их финансовые организации примут полученные от продажи полезных ископаемых денежные средства Российской Федерации в качестве платы за критические технологии и товары для импорта. Напротив, вне зависимости от валюты платежа с высокой долей вероятности произойдет отказ от совершения финансовой операции, если к стоимости товара, работы или услуги не будет прибавлена существенная премия. Указанные факторы фактически создают скрытую немонетарную инфляцию внутри Российской Федерации. Формирование платежного баланса [9, с. 274] искусственно корректируется недружественными государствами, поскольку технологических возможностей и денежных средств у стратегических предприятий страны на производство продукции с высокой добавленной стоимостью практически не остается.

С учетом изложенного авторами предлагаются следующие меры по минимизации неблагоприятных последствий от недружественных действий иностранных государств в целях обеспечения технологического суверенитета страны. В качестве основы реализации концепции управления стратегическими предприятиями представляется рациональным рассмотреть опыт взаимодействия между инвесторами и государством

37

в конструкционных рамках соглашений о разделе продукции. Недружественным государствам, вынужденным приобретать для собственных целей продукцию у российских стратегических предприятий, предлагается войти в юридическое соглашение на условиях предоставления стратегическим предприятиям инвестиционных ресурсов и технологического обеспечения для создания конечной продукции на территории Российской Федерации с одновременным отказом от экономической политики поставки сырья и отдельных компонентов в иностранные государства [10, с. 303]. Особо необходимо отметить, что поставка в недружественные государства полезных ископаемых в совокупности с импортом конечной продукции, произведенной на их основе, является пагубной для экономической системы страны и технологической безопасности государства. Единственным возможным условием развития внутренних замкнутых контуров производства конечной продукции и освоения технологий в среднесрочной перспективе является внедрение особой концепции управления стратегическими предприятиями в условиях санкций, которая основывается на следующих элементах:

1) инвестор из недружественной страны предоставляет иностранные технологии и инвестиции для создания стратегических производств полного цикла реального сектора экономики на территории Российской Федерации;

2) созданное предприятие находится под управлением назначенных Российской Федерацией должностных лиц;

3) стратегическое предприятие осуществляет полный цикл работ и глубокой переработки сырья для создания продукции с высокой добавленной стоимостью;

4) обусловленная правоотношениями с инвестором часть готовой продукции направляется в недружественные государства в качестве покрытия их финансовых издержек и платы за пользование иностранными технологиями, а остальная продукция направляется на внутренний рынок или рынки дружественных государств.

Указанный механизм обуславливает отсутствие необходимости импорта конечной продукции, стимулирует процессы импор-тозамещения и расширение экономической и технологической базы Российской Федерации. Привлечение инвесторов, обладающих достаточными финансовыми ресурсами и

технологиями, необходимыми для создания в Российской Федерации новых стратегических предприятий замкнутого цикла, а равно расширения и углубления производственных мощностей действующих предприятий в различных секторах экономики страны, следует стимулировать установлением запрета экспортных поставок товаров за рубеж, добыча и создание обязательных элементов которых возможны исключительно на территории Российской Федерации. Таким образом, будет обеспечиваться не только импортозамеще-ние, но и принуждение иностранных лиц из недружественных государств к реальному инвестированию в экономику страны.

Предполагается, что иностранный инвестор будет устранен от текущего управления стратегическим предприятием, однако его участие не должно ограничиваться предоставлением финансовых ресурсов, технологий и получением доли конечной продукции. Важную роль иностранный инвестор из недружественного государства сможет сыграть в качестве субъекта внешнего аудита эффективности деятельности стратегического предприятия, что позволит привлечь заинтересованное в высоком качестве продукции и увеличении объемов выпуска конечной продукции лицо. Таким образом, по причине отсутствия возможности изготовления конечной продукции за пределами Российской Федерации недружественные государства будут заинтересованы в предоставлении передовых технологий, создании высококвалифицированных рабочих мест и гибком применении ограничений во внешнеторговой деятельности к отечественным стратегическим предприятиям и их экспортируемой продукции в совокупности с импортируемыми технологиями и финансовыми ресурсами для покрытия производственных издержек. Невозможность замещения ряда полезных ископаемых, используемых для изготовления конечной продукции, позволит перенести производственные и перерабатывающие мощности на территорию Российской Федерации и обеспечить технологический суверенитет, нивелировать риски (угрозы) утраты меры стоимости, поскольку себестоимость конечной продукции будет определяться стратегическим предприятием.

Предложенный формат взаимодействия между инвестором и стратегическими предприятиями в условиях иностранных санкций позволит нивелировать ограничение

38

иностранных инвестиций и внешнеторговой деятельности, создать внутри страны технологические цепочки глубокой переработки и производства товаров с высокой добавленной стоимостью. Одновременно с этим произойдет таргетирование немонетарных факторов инфляции и перестройка платежного баланса государства с повышением в нем доли высокотехнологичной продукции в совокупности со снижением оттока трудовых ресурсов, технологий и сырья для производства конечной продукции.

Особонеобходимоотметить,что качественный стимул получит также инфраструктурное строительство внутри страны, поскольку иностранные инвесторы из недружественных государств будут заинтересованы не только в высоких темпах производства качественной конечной продукции, но и ее своевременной и полной доставке на экспорт.

Оплата экспорта конечной продукции из Российской Федерации, в свою очередь, может происходить посредством бартерных сделок, без необходимости движения безналичных денежных средств, а равно создания финансовой инфраструктуры для оборота высокорискованных цифровых финансовых активов и криптовалют [11, с. 83]. Бартерные сделки могут осуществляться на основе опыта и нормативно-правовой базы переводного рубля или созданной по подобию системы бухгалтерских записей взаиморасчетов между государствами и их стратегическими предприятиями. Кроме того, использование технологических разработок переводного рубля позволит установить фиксированный курс обмена товаров, работ и услуг, различный для каждого государства, предприятия или обмениваемых товаров.

Заключение: оценка ожидаемого

эффекта от разработанных научно-практических рекомендаций

Использование концепции управления стратегическими предприятиями в условиях иностранных санкций можно закрепить в рамках договорных правоотношений на основе действующего законодательства Российской Федерации, без необходимости корректировки норм права. В случае массового распространения указанного опыта предполагается рациональным закрепить в гражданском законодательстве Российской Федерации базовые

элементы правоотношений в совокупности с высокой степенью свободы договора в целяхего индивидуализации, сучетом рисков и интересов по отношению к отдельным видам продукции и особому статусу иностранных инвесторов. Базовыми элементами юридической конструкции предлагается установить неизменность условий налогообложения, механизмов и методов финансового контроля на весь срок его действия, гарантированный минимум конечной продукции, получаемой инвестором за период, определенный сторонами самостоятельно, невозможность участия иностранного лица из недружественного государства в текущем управлении стратегическим предприятием, обязанность инвестора в предоставлении финансовых ресурсов и технологическом оснащении производства конечной продукции на территории страны. Отдельно предлагается закрепить необходимость финансирования и технологического оснащения стратегического предприятия, производящего конечную продукцию на территории Российской Федерации, с возможностью вовлечения в технологические процессы изготовления товаров стратегических действующих предприятий, расположенных в дружественных государствах, а равно союзных с Российской Федерацией государствах и территориальных образованиях, если указанное не создает рисков (угроз) для технологического суверенитета страны и безопасности государства.

Предложенный механизм взаимодействия позволит нивелировать существующие и вероятные риски (угрозы) ограничения технологического развития страны, произвести пересмотр действующих процессов построения внешнеторговых отношений, сбалансировать платежный баланс государства и обеспечить экономический рост внутри страны за счет создания высокотехнологичной конечной продукции, обеспечения гарантированными рабочими местами и стабильного уровня иностранных инвестиций, направленных на обеспечение результативности, эффективности и экономности применения стратегическими предприятиями на территории Российской Федерации ограниченных полезных ископаемых. Стратегические предприятия обеспечат возможность внедрения в стране передовых стандартов корпоративного управления и станут драйвером экономического развития и обеспечения технологического суверенитета.

39

Список источников

1. Завьялов М.М. Корпорации как функциональный драйвер государственности в условиях турбулентности / М.М. Завьялов // Проблемы экономики и юридической практики. - 2019. - Т. 15, № 2. - С. 126-129.

2. Наточеева H.H. Экономический суверенитет банковского сектора России в условиях геополитической напряженности / H.H. Наточеева, А.И. Бородин, Т.В. Бе-лянчикова // Банковское дело. - 2022. -№6,- С. 25-30.

3. Завьялов М.М. Финансовая политика Российской Федерации в санкционных условиях / М.М. Завьялов, B.C. Никлаус // Самоуправление. - 2019. - Т. 2, № 4 (117]. -С. 103-106.

4. Хаменушко И.В. Валютное регулирование в условиях санкций / И.В. Хаменушко // Налоговед. - 2022. -№ 4. - С. 75-81.

5. Шогенова Д.Х. Угрозы экономической безопасности России в условиях санкций / Д.Х. Шогенова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 4-2 (86]. -С. 234-238.

6. Усманова К.Н. Российский опыт построения платежных систем: от переводного рубля к расчетам в национальных валютах стран СНГ и ЕАЭС / К.Н. Усманова // Финансовый бизнес. - 2021. -№7 (217]. - С. 105-108.

7. Голобородько А.Ю. Социально-экономическое развитие России: угрозы, возможности, современные векторы национальной политики / А.Ю. Голобородько, Т.А. Щербакова, A.B. Ляхов // Финансовая экономика. -2022. - № 4. - С. 7-10.

8. Стрельцов P.C. Экономические последствия западных санкций и контрсанкций Российской Федерации / P.C. Стрельцов, A.B. Полковникова // Наука Красноярья. -2022. - Т. 11, № 1-3. - С. 121-125.

9. Завьялов М.М. Правовые механизмы финансового контроля платежного баланса государства в условиях немонетарных факторов инфляции / М.М. Завьялов, А.Г. Литвин // Самоуправление. - 2022. - № 1 (129]. -С. 269-274.

10. Завьялов М.М. Влияние экономической политики государства на устойчивый экономический рост субъектов Российской Федерации / М.М. Завьялов // Самоуправление. - 2021. - № 3 (125]. - С. 300-303.

11. Захаров Г.Г. Виртуальная валюта: место в финансовой системе, особенности, преимущества и недостатки / Г.Г. Захаров, A.C. Харланов // Финансовые рынки и банки. - 2021. - № 10. - С. 81-86.

Информация об авторе

References

1. Zavyalov M.M. Corporations as a functional state driver under turbulence conditions. Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki = Economic Problems and Legal Practice, 2019, vol. 15, no. 2, pp. 126-129. (In Russian],

2. Natocheeva N.N., Borodin A.I., Belyanchikov T.V. Economic sovereignty of the banking sector of Russia in the context of geopolitical tensions. Bankovskoe delo = Banking, 2022, no. 6, pp. 25-30. (In Russian],

3. Zavyalov M.M., Niklaus V.S. Financial policy of the Russian Federation in sanctional conditions. Samoupravlenie, 2019, vol. 2, no. 4 (117], pp. 103-106. (In Russian],

4. Khamenushko I.V. Currency regulation in the context of sanctions. Nalogoved = Tax Expert, 2022, no. 4, pp. 75-81. (In Russian],

5. Shogenova D.H. Threats to Russia's economic security under sanctions. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika = Economy and Business: Theory and Practice, 2022, no. 4-2 (86, pp. 234-238. (In Russian],

6. Usmanova K.N. Russian experience in constructing payment systems: from ruble rate to payment in national currencies of the CIS and EAEU countries. Finansovyj biznes = Financial Business, 2021, no. 7 (217], pp. 105-108. (In Russian],

7. Goloborodko A.YU., Shcherbakova T.A., Lyakhov A.V. Socio-economic development of Russia: threats, opportunities, modern vectors of national policy, Finansovaya ekonomika = Financial Economy, 2022, no. 4, pp. 7-10. (In Russian],

8. Streltsov R.S., Polkovnikova A.V. Economic consequences of Western sanctions and counter-sanctions of the Russian Federation. Nauka Krasnoyar'ya = Science of Krasnoyarsk,2022,vol. 11,no. 1-3,pp. 121-125. (InRussian],

9. Zavyalov M.M., Litvin A.G. Legal mechanisms of financial control of the balance of payments of the state in the conditions of non-monetary factors of inflation. Samoupravlenie,2022,no. 1 (129],pp. 269-274. (InRussian],

10. Zavyalov M.M. Influence of the economic policy of the state on the sustainable economic growth of the subjects ofthe Russian Federation. Samoupravlenie, 2021, no. 3 (125], pp. 300-303. (InRussian],

11. Zakharov G.G., Harlanov A.S. Virtual currency: place in the financial system, features, advantages and disadvantages. Finansovye rynki i banki = Financial Markets and Banks, 2021, no. 10, pp. 81-86. (In Russian],

Барков Алексей Владимирович - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права Военного университета им. князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации;

Завьялов Михаил Михайлович - ведущий специалист-эксперт Юридического управления Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг].

Information about the Author

BarkovAlexey Vladimirovich - Doctor ofLaw, Professor, Professor ofthe Department ofCivil Law ofthe Military University of the Ministry of Defense ofthe Russian Federation, Professor ofthe Department of Legal Regulation of Economic Activity ofthe Financial University under the Government ofthe Russian Federation;

Zavyalov Mikhail Mikhailovich - Leading Specialist-Expert ofthe Legal Department ofthe Federal Financial Monitoring Service (Rosfinmonitoring],

Статья поступила в редакцию 06.06.2022; одобрена после рецензирования 03.07.2022; принята к публикации 07.07.2022. The article was submitted 06.06.2022; approved after reviewing 03.07.2022; accepted for publication 07.07.2022.

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.