Научная статья на тему 'Концепция управления качеством на основе технологии бенчмаркинга в российских условиях'

Концепция управления качеством на основе технологии бенчмаркинга в российских условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Я.А.

В российском предпринимательстве, метод бенчмаркинга имеет значительный потенциал. Для успешного ведения бизнеса недостаточно быть лидером на рынке, необходимо постоянно быть в курсе нововведений и передовых технологий, отслеживать успехи своих конкурентов, уметь перенимать их положительный опыт, корректируя его под свой бизнес и не останавливаться на достигнутом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция управления качеством на основе технологии бенчмаркинга в российских условиях»

Список литературы:

1. Иванов А. А. Общественное питание в России. Современное состояние. Гигиенические проблемы: информационный сборник статистических и аналитических материалов / А.А. Иванов, В.В. Мясникова; под ред. д.м.н., профессора Беляева Е.Н. - М.: ФЦГСЭН, 2004. - 24 с.

2. Эггерт М. Системы менеджмента. Подходы к внедрению / М. Эг-герт, В. Эмих // Стандарты и качество. - 2000. - № 2. - С. 34-37.

3. Свиткин М.З. Интегрированные системы менеджмента / М.З. Свит-кин // Стандарты и качество. - 2004. - № 2. - С. 56-61.

4. Свиткин М. З. Интегрированные системы менеджмента: практич. пособие / М.З. Свиткин. - СПб.: 2004. - 57 с.

5. Хохлявин С.А. Менеджмент безопасности пищевых продуктов в международных стандартах / С. А. Хохлявин, С.В. Михеева // Пищевая промышленность. - 2006. - № 1. - С. 32-35.

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ БЕНЧМАРКИНГА В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

© Сергеева Я. А/

Мурманский государственный технический университет, г. Мурманск

В российском предпринимательстве, метод бенчмаркинга имеет значительный потенциал. Для успешного ведения бизнеса недостаточно быть лидером на рынке, необходимо постоянно быть в курсе нововведений и передовых технологий, отслеживать успехи своих конкурентов, уметь перенимать их положительный опыт, корректируя его под свой бизнес и не останавливаться на достигнутом.

Сегодня те технологии бизнеса, которые десятилетиями в жесткой конкурентной борьбе позволяли западным компаниям выживать и завоевывать потребителей, становятся все более актуальными и в России. Многие отечественные компании вступают в конкуренцию за потребителя, как с отечественными, так и с сильными зарубежными игроками. Для этого российским производителям просто необходимо знать и понимать законы бизнеса и устанавливать для себя высокие планки эффективности и качества. В этом им как раз может помочь бенчмаркинг. Технология бенчмар-кинга помогает относительно быстро и с небольшими затратами понять, как работают передовые компании, с тем чтобы совершенствовать соб-

♦ Кафедра Международных экономических отношений

ственные бизнес-процессы. Это позволяет добиться таких же, а, порой, даже более высоких результатов.

По мнению управляющего маркетинговыми службами компании Philip Morris Sales & Marketing Евгения Хорошилова, российский потребительский рынок следует сценарию развитых экономик. Возросла требовательность к качеству предлагаемых продуктов и услуг, а развитие информационных систем позволяет буквально в режиме online обмениваться мнениями о клиентском сервисе и характеристиках товаров. Прогрессивные изменения в поведении потребителей заставляют производителей товаров и поставщиков услуг в поисках новых технологий работы обращаться к опыту развитых рынков и известных международных компаний [1].

По словам опрошенных руководителей большинства компаний, действующих в России, активное привлечение опыта других организаций дает массу возможностей: позволяет улучшить организацию бизнеса в целом, сократить затраты, повысить прибыль, оптимизировать управленческую структуру и выбрать эффективную стратегию деятельности.

Существует три наиболее распространенных вида бенчмаркинга, применяемых в России.

- При внешнем конкурентном бенчмаркинге сопоставляются равные по возможностям организации-конкуренты на одном «рынке».

- Общий (межотраслевой, глобальный, эталонный) бенчмаркинг предполагает сравнение компании с наиболее успешными предприятиями, с целью выявления передового опыта независимо от отрасли.

- Популярен также внутренний бенчмаркинг - сравнение работы подразделений одной компании.

Наиболее интересен по своим потенциальным результатам конкурентный бенчмаркинг. Поэтому чаще всего российские компании используют именно его для сравнения и анализа своей продукции, производственной деятельности, процессов и т. д. со своими прямыми конкурентами. Ведь он позволяет выяснить, в чем и каким образом преуспели компании из аналогичной отрасли. Однако в нем есть и свои трудности. Существует проблема конфиденциальности важной информации конкурирующих компаний.

Например, на чувашском Заводе электроники и механики (ЗЭиМ) стремятся к институционализации конкурентного бенчмаркинга. Каждый отдел собирает информацию своего профиля, используя различные открытые источники. Вся собранная информация систематизируется в едином аналитическом отчете, предоставляемом совету директоров. В отчете показатели завода сравнивают со среднеотраслевыми. Затем разрабатыва-

ется тактика улучшения показателей. В частности, на заводе работали над повышением производительности труда, используя опыт Volvo. Сегодня ЗЭиМ рассматривая чужой опыт, активно делится и своим (публикует подробные отчеты деятельности, принимает у себя конкурентов).

Другой пример - Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ), который был традиционным для советской экономики предприятием с полным набором вспомогательных производств. Для сокращения издержек заводу потребовалась реструктуризация с переводом части производств на аут-сорсинговые контракты. После посещения представителями ИМЗ крупнейших европейских производителей мотоциклетной техники и комплектующих - Ducati, Malagatti, Paioly - и изучения их структуры производства и системы дистрибуции было принято решение о продаже кузнечного, литейного и ряда других цехов.

Чтобы оценить эффективность своего производства, ИМЗ обратился к опыту индийской мотоциклетной компании Royal Enfield, Из данных, полученных из открытых источников, следовало, что в Royal Enfield трудятся примерно столько же рабочих, сколько и в ИМЗ (около 900). При этом индусы выпускали 25 мотоциклов в год в пересчете на одного работающего, а ИМЗ - всего 1,7. Для исправления ситуации в ИМЗ решили бороться с простоями оборудования, обучить рабочих дополнительным профессиям и принять ряд других мер [2].

В целом, изучение зарубежного опыта помогает при выстраивании приоритетов развития и выборе модели роста компании. Аналогичным образом, менее развитые российские регионы могут обращаться за опытом к регионам с более динамично развивающимися рынками. Например, московская модель развития розничной торговли повторяется с некоторым запозданием и в других российских регионах.

Весьма удачным может оказаться проведение общего (межотраслевого, глобального, эталонного) бенчмаркинга, когда в качестве эталонной компании выступает непрямой конкурент, т.е. предприятие из иного сектора экономики (вне зависимости от отрасли и вида рынка). Это снижает риски отказа в сотрудничестве из-за опасений перед конкурентами. Возможности улучшений, предоставляемые данным видом бенчмаркинга, являются наиболее существенными. Так, например компания «Нижфарм» занимается поиском передового опыта за пределами своей отрасли. В частности, для совершенствования выкладки своих товаров она обратилась к практике компании «Вимм-Билль-Данн», чьи соки всегда представлены в магазинах на лучших местах. В результате в «Нижфарм» были изменены подходы к мерчандайзингу: товары стали ставить справа от окошка кассы, где их могут увидеть больше покупателей.

«Использование чужого опыта может принести и приносит успех, если сделать это правильно, - считает генеральный директор креативного

агентства «Рекламафия» Константин Гарантии. - В свое время в работе с немецкой фармацевтической компанией Schering AG мы применили для них Ъ2Ъ-коммуникации (взаимодействие между компаниями), опыт сходных категорий и построили стратегию так, как это обычно делают в b2c (общение компании с частным клиентом). Результатом стал сильнейший рывок ряда препаратов, увеличение объемов продаж и, как следствие, значительное усиление лидерских позиций»

Большим потенциалом обладает и внутренний бенчмаркинг. Он позволяет заимствовать технологии у собственных подразделений, переносить их опыт на другие отделы, службы и филиалы, формировать эталонную технологию определенных работ. В процессе внутреннего бенчмар-кинга может происходить сравнение работы не только разных подразделений одной фирмы, но и нескольких разных специалистов. По словам российских руководителей, внутренний бенчмаркинг - явление более распространенное и опробованное, поскольку его отличает простота проведения, данные для сравнения могут быть более глубокими, а их получение - более легким. «Безусловно, внутренняя разведка полезна, потому что в рамках одной компании не все подразделения могут работать одинаково эффективно. А если хотя бы одно колесо проткнуто, то машина бизнеса далеко не уедет, - говорит руководитель отдела маркетинга компании IT Partner Ирина Низковская. - Тем более что всем известны примеры такого внутреннего бенчмаркинга: ежедневные или ежемесячные собрания двух подразделений, когда каждое представляет свои достижения, мозговые штурмы и многое другое». Внутренний бенчмаркинг должен являться отправной точкой любого процесса бенчмаркинга и всегда рассматриваться в первую очередь, поскольку прежде чем отправляться на поиски эталона, необходимо точно знать, что происходит внутри собственной организации. Удачное применение внутреннего бенчмаркинга демонстрирует компания «Первомайская заря». Ее специалисты изучили систему закупок тканей своего дочернего предприятия ООО «Курт Кел-лерманн СПб», и установили что «дочка» покупает у поставщиков стоки (невыкупленные остатки коллекций тканей) по более выгодной закупочной цене. В результате руководство «Первомайской зари» провело ряд аналогичных мер по работе со стоками.

Выбор вида бенчмаркинга и компании-партнера зависит от множества факторов. Практика показывает, что лидеру рынка следует проводить сравнительный анализ исключительно с лучшими представителями бизнеса, в то время как небольшим компаниям лучше ограничиться анализом национальных организаций и проведением внутреннего бенчмаркинга, с целью улучшения работы своих подразделений. Чаще всего на практике используют комбинации внутреннего и внешнего бенчмаркинга. Такой подход обеспечивает наилучшие результаты [3]. Важными предпосылка-

ми успешной реализации бенчмаркинга является: 1. Одобрение руководством и 2. Активное вовлечение сотрудников организации (персонала) в процесс проведения бенчмаркинга.

В то же время применение бенчмаркинга имеет и ряд ограничений. Причины, которые вызывают слабое развитие бенчмаркинга в России, приведены на рис. 1. [4].

Рис. 1. Причины слабого развития бенчмаркинга в России

Необходимо помнить, что бенчмаркинг могут использовать организации, считающиеся «победителями» или «выживающими». Попытка внедрения лучшего опыта может оказаться губительной для организаций из класса «неудачников» [5].

Использование бенчмаркинга позволит российским компаниям значительно укрепить свои позиции в конкурентной борьбе с зарубежными производителями. Главное - добиться состояния постоянного развития и не останавливаться на достигнутом уровне.

Список литературы:

1. Филина Ф. Честный отъем идей [Текст] / Ф. Филина // Профиль. -2008. - № 38. - С. 66.

2. Багиев Г. Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг [Текст] / Под. ред. Г. Л. Багиева. - СПб.: Питер, 2008. - С. 140.

3. Данилов И.П., Данилова Т.В. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия [Текст] науч. ред. С.Ю. Михайлова. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. - С. 45.

4. Воронов Ю.П. Бенчмаркинг в конкурентной разведке [Текст] / Ю.П. Воронов // ЭКО. - 2005. - № 4. - С. 11.

5. Данилов И.П., Данилова Т.В. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия [Текст] науч. ред. С.Ю. Михайлова. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. - С. 65.

УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

© Степина С.Е/

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

В статье предлагаются способы управления эффективностью деятельности организации при производстве продукции.

Оценка эффективности работы предприятия, как правило основывается на анализе различных финансовых показателей. Однако традиционная финансово-ориентированная концепция оценки эффективности предприятия, основанная на показателях финансовой отчетности, в последнее время критикуется, в частности из-за наличия слабой взаимосвязи со стратегическим планированием.

Проблема в настоящее время состоит в следующем:

- отсутствует оценочная система по эффективности;

- традиционная финансово-ориентированная концепция оценки эффективности производственных процессов, основанная на показателях финансовой отчетности, в последнее время критикуется, в частности из-за наличия слабой взаимосвязи со стратегическим планированием;

Одной из целей финансового анализа является оценка финансового состояния предприятия. Поскольку финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств, то в рыночной экономике оно отражает конечные результаты деятельности предприятия.

Традиционные методы оценки эффективности организации основываются на финансовых показателях, таких как рентабельность продаж, рентабельность капитала, рентабельность инвестиций, стоимость компании (РУ), денежный поток (СБ) и др.

Определим группы владельцев, так или иначе оценивающих эффективность предприятия. Для каждого уровня владельцев присуще свои показатели, позволяющие оценить эффективность предприятия.

♦ Ассистент кафедры «Менеджмент организации»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.