Научная статья на тему 'Концепция управления качеством как основа механизма модернизации специального (коррекционного) образовательного учреждения'

Концепция управления качеством как основа механизма модернизации специального (коррекционного) образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / CONCEPT OF EDUCATION QUALITY MANAGEMENT / MANAGEMENT QUALITY SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войниленко Наталия Васильевна, Белоусова Светлана Анатольевна

Приводится концепция управления качеством образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении в условиях модернизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Войниленко Наталия Васильевна, Белоусова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF QUALITY MANAGEMENT AS A BASIS OF MODERNIZATION OF SPECIAL (CORRECTION) EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

The concept of quality management in a special (correction) institution in the condition of modernization of education is presented.

Текст научной работы на тему «Концепция управления качеством как основа механизма модернизации специального (коррекционного) образовательного учреждения»

УДК 3.08 ББК Ч 450

ГСНТИ 14.29.01

Код ВАК 13.00.03

Н. В. Войниленко, С. А. Белоусова,

Россия, Челябинск КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ КАК ОСНОВА МЕХАНИЗМА МОДЕРНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. Приводится концепция управления качеством образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении в условиях модернизации образования.

Ключевые слова: концепция

управления качеством образования; система менеджмента качества.

Сведения об авторе: Войниленко Наталия Васильевна, доцент.

Место работы: директор общеобразовательной школы-интерната

V вида № 11 г. Челябинска; доцент кафедры управления ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Сведения об авторе: Белоусова Светлана Анатольевна, доктор психологических наук.

Место работы: заведующая кафедрой менеджмента НОУ ВПО «Русско-Британский институт управления».

N. V. Voinilenko, S. A. Belousova Russia, Chelyabinsk

THE CONCEPT OF QUALITY MANAGEMENT AS A BASIS OF MODERNIZATION OF SPECIAL (CORRECTION) EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Abstract. The concept of quality management in a special (correction) institution in the condition of modernization of education is presented.

Key words: concept of education quality management; management quality system.

About the author: Voinilenko Natalia Vasilievna, Associate Professor.

Place of empioyment: Principle of Special (Correction) Boarding School of the v type № 11, Chelyabinsk Associate Professor of the Chair of Management, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk.

About the author: Belousova Svetlana Anatolevna, Doctor of Psychology.

Place of empioyment: Head of the Chair of Management in the «Russian-British Institute of Management».

Контактная информация: е-mail: ipk_sciense@mail.ru

Модернизация предполагает создание механизмов устойчивого развития сферы образования. На наш взгляд, концепция управления качеством в полной мере соответствует условиям динамичного изменения внешней среды и высокой конкуренции между образовательными учреждениями, позволяет придать дополнительные импульсы решению

задач, давно ставших актуальными для системы специального (коррекционного) образования.

Вместе с тем концепция управления качеством является для системы образования инновационной, базирующейся на новых знаниях, и требует усилий по осмыслению, адаптации и развитию. Среди нерешенных задач можно назвать сле-

дующие: не определена ответственность каждого из уровней управления образованием за внедрение новой модели управления, отсутствует алгоритм построения соответствующих образовательных систем по обеспечению необходимого уровня качества образования. Учета требует и специфика реализуемых образовательных процессов. Так, образовательная система специального (коррекционного) образовательного учреждения - особая управляемая и саморазвивающаяся система, имеющая сложную структуру и большое разнообразие элементов и связей, в том числе и с внеобразовательными структурами (учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, общественными организациями); вполне определенные тенденции развития, обусловленные семантическим полем коррекционной педагогики; сложные социальные эффекты в построении сообщества педагогов, учителей-логопедов, дефектологов, психологов, обучающихся и их родителей. В статье показан спектр возможностей совершенствования управленческой деятельности, а также предложены к обсуждению методологические идеи концепции управления качеством образования как теоретической основы механизма его модернизации.

Менеджмент качества образования в учреждении является сложносоставной и системной проблемой, так как предполагает внедрение более эффективных форм и технологий повышения качества получаемых результатов, а значит, обновление содержания образования, проектирова-

ние инновационных процессов, улучшение материально-технических условий, подготовку педагогических кадров, совершенствование нормативно-правовой базы и др.

Прежде всего, концепция управления качеством заставляет участников совместной деятельности определиться с характеристиками качества образования: как ценности (востребованность специального

(коррекционного) образования со стороны населения); как системы (доступность, непрерывность, открытость); как процесса (условия реализации коррекционно-образовательных программ различного уровня и направленности, ресурсное обеспечение образовательных процессов (кадровые, финансовоэкономические, материально-технические, учебно-материальные, информационные условия), профессиональная компетентность педагогических кадров, эффективные средства обучения и воспитания, коррекционно-реабилитационного воздействия); как результата (результаты освоения образовательных программ различного уровня и направленности, эффективность коррекционного процесса, уровень социализации обучающихся, сохранность их здоровья, удовлетворенность потребностей различных групп населения в образовательных услугах, в том числе - специальных (коррекционных)).

В основу главной идеи управления качеством образования положено создание системы управления качеством образования как интегральной характеристики процесса,

результата и системы, предусматривающей регулирование процесса на основании оценивания его состояния по специально выделенным критериям качества для всех компонентов самого процесса, на основе интеграции образовательных систем, а также факторов, оказывающих влияние на конечный результат [4]. Ведущими концептуальными идеями системы качества образования являются следующие: всеобщность категории качества в любых образовательных системах; обеспечение интеграции интеллектуальных, материально-техничес-

ких, социальных и других возможностей для достижения высоких темпов улучшения всех составляющих качества образования; политеоретичность и междисциплинарность как фундамент системы наук о качестве образования; синтетичность нового научного знания о системе качества образования; стандартизация образования и ориентированная прогностичность и др. Научный базис концепции системы управления качеством образования составляют системный, комплексный, квалиметрический, технологический, кибернетический, ситуационный и другие подходы, реализация которых обеспечивает устойчивые взаимосвязи внутренней и внешней среды образовательной системы С(К)ОУ и позволяет осуществлять интеграцию различного рода факторов и условий, способствующих развитию обучающегося в нужных направлениях, в том числе

и достижению требуемого уровня качества образования.

Управление качеством образования позволяет выстраивать перспективы развития единого образовательного пространства С(К)ОУ на основе постановки целей, реализации технологических схем их достижения, а также интеграции усилий различных субъектов управления и ресурсов для обеспечения заданного уровня качества образования.

Разработанная в соответствии со стандартом серии 180 9000:2000 система менеджмента качества -это управленческая подсистема, в основе которой лежит структурированный набор документов, регламентирующих основные аспекты деятельности учреждения. Документация системы менеджмента качества должна описывать те процессы, которые существенно влияют на качество производимых образовательных услуг, в том числе столь уникальных, как образовательные услуги коррекционной направленности. Документальное описание ключевых процессов деятельности обеспечивает их просле-живаемость, четкое понимание, управляемость и постоянное улучшение. В соответствии с данным подходом каждый процесс в образовательной организации должен иметь своего владельца, который несет за него ответственность, отслеживает и анализирует его эффективность, отвечает за его корректировку. Периодическая деятельность по мониторингу и корректировке обеспечивает непре-

рывное совершенствование процессов деятельности С(К)ОУ.

Согласно результатам теоретического осмысления проблемы управления качеством, анализа опыта работы, в том числе специально созданного комитета ВОК «Качество школьного образования» [1, 2, 3 и др.], эффективность функционирования институциональной системы управления качеством в С(К)ОУ повышается при проектировании способов ее решения с опорой на ряд теоретико-методологических и методических блоков идей.

Первый блок идей касается определения «Целей и требований по качеству». Правильный выбор стратегических, тактических и оперативных целей в части требований к качеству услуг (работ) и к качеству факторов влияния, от которых оно зависит (процессы, обеспечивающие его производство, персонал, расходуемые ресурсы и производственная инфраструктура для процессов), определяет эффективность менеджмента качества в учреждении. Большое значение имеет достижение в С(К)ОУ следующих показателей деятельности. Политика по качеству документирована и доведена до сведения персонала. Цели по качеству установлены для процессов по всем подразделениям С(К)ОУ. Для реализации установленных целей по качеству осуществляется разработка соответствующих планов (программ) по качеству. Изучение требований и ожиданий потребителей проводится не только собственными силами, но и, главным образом, через предложения заказчиков (потребителей).

Через официальные же отзывы заказчиков (потребителей) проводится изучение их удовлетворенности. Определение требований к качеству выполняется через установление состава и нормативных значений показателей качества всех оказываемых в С(К)ОУ услуг и производимых работ. Высшее руководство формулирует политику и цели организации по качеству.

Второй блок идей связан с «Менеджментом качества процессов». Речь, по сути, идет о совершенствовании деятельности С(К)ОУ по определенным направлениям. В учреждении определены (в соответствии с п. 4.1 ГОСТ Р ИСО 9001 -2008) и идентифицированы все основные обеспечивающие, управляющие процессы; разработаны карты процессов. Установлены требования к качеству процессов, методов и процедур контроля их выполнения; выявлены и документированы методы и процедуры мониторинга качества процессов, который проводится в соответствии с установленными методами и процедурами. Осуществляется систематический анализ данных контроля в соответствии с установленными процедурами, включая документирование результатов анализа.

Разрабатываются и реализуются мероприятия по устранению причин обнаруженных несоответствий.

Проводится оценка результативности процессов. Установлены показатели результативности, периодичность и процедура их оценки. По итогам оценки разрабатываются и реализуются мероприятия по

улучшению процессов. На основе долгосрочных программ используется статистическое управление процессами (SPC), подходы и методы «бережливого производства», KAIRYO и KAIZEN и др.

Многие из названных направлений, в свою очередь, требуют от проектировщиков системы менеджмента качества в учреждении дальнейшей разработки в связи с недостаточностью методического обеспечения управления специальным (коррекционным) образованием соответствующих представлений. Так, для повышения информативности результатов оценочных процессов в С(К)ОУ необходимо:

- обеспечить выполнение требований высокой надежности, валидности, динамичности, сопоставимости и прогностичности информации о качестве специального (коррекционного) образования;

- обеспечить опору на опера-ционализируемую совокупность показателей качества результатов специального (коррекционного) образования;

- включить преимущественную ориентацию средств измерения на проверку продуктивного уровня усвоения материала, социальных, интеллектуальных и других умений обучающихся за счет использования инновационных видов измерителей, действительно отражающих требования компетентностного подхода;

- предусмотреть научно-методический аппарат для обеспечения справедливости результатов оценочных процессов и др.

Блок «Менеджмент качества персонала» задает следующие ориентиры деятельности. Установление в учреждении функций, полномочий и ответственности по качеству для отдельных категорий персонала в положениях о подразделениях, в должностных или рабочих инструкциях. Установление требований к компетентности персонала. Использование измеряемых показателей компетентности в документах, устанавливающих требования к выполнению процессов. Проведение мониторинга компетентности персонала по данным контроля с использованием установленных измеряемых показателей компетентности и документированной процедуры мониторинга. Осуществление анализа данных контроля компетентности персонала (в том числе документированных результатов аттестации) и их мониторинг в соответствии с установленной процедурой. Разработка и реализация мероприятий по обеспечению компетентности персонала. Обучение и переподготовка персонала. Проведение оценки результативности обучения и переподготовки. Мотивация персонала на работу без дефектов и несоответствий. Оценка требований и удовлетворенности персонала. Разработка и реализация мероприятий по улучшению на основе соответствующей оценки.

«Менеджмент качества расходуемых ресурсов» предполагает деятельность учреждения в следующих направлениях. Установление требований к качеству расхо-

дуемых ресурсов, к методам и процедурам их контроля. Установление и документирование методов и процедур контроля закупаемых расходуемых ресурсов, в зависимости от их влияния на качество оказываемых услуг. Проведение мониторинга качества закупаемых расходуемых ресурсов. Оценка и выбор поставщиков закупаемых расходуемых ресурсов, взаимодействие с ними. Осуществление систематического анализа данных входного контроля и мониторинга качества расходуемых ресурсов в соответствии с установленными процедурами, включая документирование результатов анализа. Разработка совместно с поставщиками мероприятий по устранению причин обнаруженных несоответствий.

Блок «Менеджмент качества производственной инфраструктуры» предполагает внимание к следующим аспектам деятельности: приобретение и размещение оборудования, информационной техники и средств измерений; проведение всесторонней оценки возможности приобретаемого оборудования, информационной техники и средств измерений обеспечит достижение заданных требований к качеству продукции (услуг, работ); установление, документирование и выполнение порядка технического обслуживания и ремонта производственной инфраструктуры как процесса, определенного в соответствие с п. 4.1 ГОСТ Р ИСО 9001 - 2008, в том числе с оценкой результативности; проведение контроля состояния производственной инфраструктуры

и производственной среды, систематического анализа данных в соответствии с установленными процедурами, включая документирование результатов анализа; разработка совместно с поставщиками мероприятий по устранению причин обнаруженных несоответствий.

Блок «Предупреждение и выявление дефектов и несоответствий» включает мероприятия по предупреждению появления дефектов и несоответствий. Выявляются и устраняются причины появления дефектов и несоответствий после анализа на стадии проектирования ситуаций, которые могут возникнуть при эксплуатации или использовании продукции, или оказании услуг, или выполнении работ. Оценивается результативность мероприятий по устранению и предупреждению появления дефектов и несоответствий. Устанавливается,

документируется и выполняется общий порядок мониторинга качества готовой продукции (услуги, работы). Проводится систематический анализ данных контроля в соответствии с установленными процедурами, включая документирование результатов анализа. Разрабатываются и реализуются и периодически оцениваются мероприятия по устранению причин обнаруженных несоответствий.

Итак, наше исследование механизма постоянного совершенствования менеджмента качества деятельности С(К)ОУ на основе международных стандартов и лучших достижений и традиций российского образования показало следующее.

1. Управление качеством позволяет учреждениям специального (коррекционного) образования приспособиться к условиям динамичного изменения внешней среды, нарабатывать конкурентные преимущества по сравнению с другими образовательными учреждениями в борьбе за дефицитные ресурсы.

2. Построение модели управления качеством на институциональном уровне происходит в условиях нереа-лизованности стратегических перемен в технологиях и методиках педагогического образования в части его соответствия основным законам менеджмента организаций рыночной экономики, в условиях фактической неготовности педагогических коллективов большинства российских школ к политике перемен, обязательной для соответствия требованиям и запросам потребителей. В связи с чем необходимо детальное теоретическое осмысление концепции управления качеством образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

3. Освоение менеджмента качества как механизма модернизации специального (коррекционного) образования требует адаптации и развития всех основных идей концепции управления качеством, в том числе определения целей и требований по качеству, менеджмента качества про-

цессов, менеджмента качества персонала, менеджмента качества расходуемых ресурсов, менеджмента качества производственной инфраструктуры, предупреждения и выявления дефектов и несоответствий.

В дальнейшем мы предполагаем обобщить опыт работы по моделированию комплексного оценивания институциональной образовательной системы специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Литература

1. Анализ мирового и российского опыта создания систем управления качеством / В. В. Зверев, В. Н. Козлов, Г. В. Панчохина, В. Е. Магер, Е. Ю. Попова, Л. В. Черненькая. - СПб. : Поли-техн. ун-т, 2005. - 114 с.

2. Коротков, Э. М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов / Э. М. Коротков. -М. : Академ. проект: Мир, 2006. -320 с.

3. Магер, В. Е. Качество. Всеобщее управление качеством. Определение и эволюция подходов / В. Е. Магер, Л. В. Черненькая. -СПб. : Политехника, 1998. - 51 с.

4. Шапоренкова, Г. А. Интегративно-целевое управление качеством образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г. А. Шапоренко-ва. - Челябинск, 2010. - 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.