Научная статья на тему 'Система менеджмента качества как инструмент управления разработкой адаптированной основной общеобразовательной программы по реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья'

Система менеджмента качества как инструмент управления разработкой адаптированной основной общеобразовательной программы по реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРАБОТКА АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА РАЗРАБОТКИ АООП / DEVELOPMENT OF AN ADAPTED BASIC GENERAL EDUCATION PROGRAM / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / STANDARD OF ORGANIZATION / QUALITY CRITERIA FOR THE DEVELOPMENT OF OOP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусова Светлана Анатольевна, Шумилова Елена Аркадьевна

В статье представлено описание механизмов управления проектированием адаптированной основной общеобразовательной программы (на примере реализации ФГОС НОО детей с тяжелыми нарушениями речи) за счет опоры на модель менеджмента качества на основе серии стандартов ИСО: 9000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоусова Светлана Анатольевна, Шумилова Елена Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AS A TOOL OF MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF AN ADAPTED BASIC GENERAL EDUCATION PROGRAM FOR IMPLEMENTATION OF THE FSES PGE FOR CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

The article presents a description of the mechanisms of control of design of adapted basic educational programs (on the example of implementation of the FSES PGE for children with special educational needs) by using a model of quality management on the basis of a series of standards of the ISO: 9000.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества как инструмент управления разработкой адаптированной основной общеобразовательной программы по реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

УДК 376.37

ББК Ч457.4 ГСНТИ 14.3

С. А. Белоусова Е. А. Шумилова

Челябинск, Россия

'. 07 Код ВАК 13.00.01; 13.00.08

S. A.Belousova E. A. Shumilova Chelyabinsk, Russia

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AS A TOOL OF MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF AN ADAPTED BASIC GENERAL EDUCATION PROGRAM FOR IMPLEMENTATION OF THE FSES PGE FOR CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Аннотация. В статье представлено описание механизмов управления проектированием адаптированной основной общеобразовательной программы (на примере реализации ФГОС НОО детей с тяжелыми нарушениями речи) за счет опоры на модель менеджмента качества на основе серии стандартов ИСО: 9000.

Ключевые слова: разработка адаптированной основной общеобразовательной программы, система менеджмента качества, стандарт организации, критерии качества разработки АООП.

Сведения об авторе: Белоусова Светлана Анатольевна, доктор психологических наук.

Место работы: профессор кафедры психологии развития Южно-Уральского государственного университета (научно-исследовательский университет), Челябинск.

Контактная информация: 454080, г

£,-даш7.•belousova.s.@rЫu.m.

Сведения об авторе: Шумилова Елена Аркадьевна, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: заведующая кафедрой педагогики и психологии Челябин-

Abstract. The article presents a description of the mechanisms of control of design of adapted basic educational programs (on the example of implementation of the FSES PGE for children with special educational needs) by using a model of quality management on the basis of a series of standards of the ISO: 9000.

Key words: development of an adapted basic general education program, quality management system, standard of organization, quality criteria for the development of OOP.

About the author: Belousova Svetlana Anatol'evna, Doctor of Psychology.

Place of employment: Professor, Department of Psychology of Development, South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk. Челябинск, пр. Ленина, 76, к. 370.

About the author: Shumilova Elena Arkad'evna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: Head of Department of Pedagogy and Psycholo-

Специальное образование. 2015. № 3

127

ского государственного педагогического gy, Chelyabinsk State Pedagogical Uni-университета, г. Челябинск. versity, Chelyabinsk.

Контактная информация: 454080, г.Челябинск, ул. Сони Кривой, 34 E-mail: shumilovae2005@yandex.ru.

Каждая образовательная организация может принять решение об открытии образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ориентируясь на принятые специальные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО). В этом случае создание адаптированной основной общеобразовательной программы (далее — АООП) становится одним из так называемых «основных» процессов (наряду с процессом реализации образовательной программы), поскольку он напрямую влияет на качество создаваемой образовательной услуги и входит в менеджмент производственных процессов (процессов жизненного цикла продукции и приравненных к ним по степени важности вспомогательных процессов обеспечения).

Разработка АООП предполагает сложное взаимодействие большой группы людей с разных ступеней в иерархии управления образовательным процессом, обладающих разными квалификационными характеристиками, что может существенно влиять на качество проектировочной деятельности. Еще одно обстоятельство: данный процесс должен ежегодно повторяться, поскольку базовая модель ООП должна адаптироваться под новый контингент обучающихся, а значит,

© Белоусова С. А., Шумилова Е. А., 2015

сбои могут проявиться не только на этапе разработки модели АООП, но и на этапе ежегодной доработки (актуализации) ее отдельных элементов. Также это означает, что гигантские усилия, требующиеся на подготовку данного документа к работе, ежегодно будут требовать расходования ресурсов учреждения (человеческих, временных, организационных, в конечном счете — финансовых), что хотелось бы поставить под контроль.

Поэтому образовательным учреждениям целесообразно создавать организационные механизмы управления качеством разработки АООП. На наш взгляд, модель системы менеджмента качества (СМК) на базе семейства стандартов ИСО 9000 позволяет полноценно это сделать [1; 2]. В данной статье комментируется создание стандарта организации (СТО) «Разработка АООП» в реестре основных производственных процессов СМК на примере АООП по реализации ФГОС начального общего образования детей с тяжелыми нарушениями речи [3].

Назначение настоящего стандарта — обеспечение при самостоятельной разработке (актуализации) в учреждении АООП обучающихся с ОВЗ (в том числе при определении специфики своей образовательной деятельности, выявлении особых образовательных

128

Специальное образование. 2015. № 3

потребностей обучающихся с ОВЗ, при разработке вариантов учебных планов и т. п.) соответствия образовательной деятельности образовательного учреждения требованиям ФГОС НОО и потребностям непосредственных заказчиков услуг.

Стандарт организации (СТО) должен определить руководителя процесса, который несет ответственность:

1) за разработку, внедрение, применение и внесение изменений в данный стандарт;

2) полноту изложенных в данном стандарте процедур и требований для обеспечения качества;

3) определение технологии процесса;

4) установление требований к ресурсам, информации (необходимой для процесса), входным и выходным данным, управляющим воздействиями, осуществление взаимосвязи с другими процессами;

5) достижение целей процесса;

6) мониторинг, контроль и анализ, разработку корректирующих и предупреждающих действий, постоянное улучшение процесса.

Важный элемент формируемого в учреждении стандарта деятельности — терминологический словарь, создающий общий языковой каркас совместной деятельности как разработчиков адаптированной образовательной программы, так и ее последующих пользователей. Примеры из терминологического словаря по разработке АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи:

- индивидуальная программа реабилитации — корректируемая часть индивидуальной образовательной программы, структурированная программа действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося с ОВЗ на некотором фиксированном этапе обучения (четверть, полугодие);

- комплексная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП — обобщенные сведения о динамике уровня личностных, метапредмет-ных и предметных результатов освоения АООП, формируемые в совместной деятельности педагогами, психологами, узкими специалистами в начале и в конце фиксируемых этапов обучения ребенка на основе показателей и инструментов сбора информации, согласно ФГОС НОО, по двум уровням развития (1) 5.1 и 5.2 (второй и третий уровни, первое и второе отделения); 2) 5.2 — первый уровень);

- метапредметные результаты освоения АООП — включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности;

- особые образовательные потребности —потребности ребенка с ОВЗ в особых условиях, необходимых для освоения АООП, и т. п.

Специальное образование. 2015. № 3

129

Основной элемент формируемого стандарта деятельности — так называемое описание процесса. На наш взгляд, разработка адаптированной основной общеобразовательной программы представляет собой последовательную реализацию ряда подпроцессов, которые включают:

1) изучение и описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

2) конкретизацию целей реализации АООП, планирование результатов;

3) разработку учебного плана и годового календарного графика;

4) формирование рабочих программ в соответствии с учебным планом;

Таблица 1

Характеристика входов процесса «Разработка АООП»_

Вход Поставщик Потребитель

Закон «Об образовании» и нормативно-правовые акты по основному общему образованию Министерство образования и науки РФ Рабочие группы по актуализации программы для нового контингента обучающихся; структурные подразделения

Муниципальный заказ на специальные (коррекционные) образовательные услуги Директор

Требования Стандарта к адаптированной основной общеобразовательной программе СТО, информационное обеспечение деятельности

Уровень развития и основные образовательные потребности обучающихся Родители обучающихся, ПМПК — психолого-медико-педагогический консилиум

Ожидания (запросы) родителей обучающихся СТО, маркетинг, родители обучающихся

Уровень профессиональной, в том числе проектной, квалификации педагогического персонала СТО, управление персоналом

5) формирование системы оценки достижения планируемых результатов освоения АООП;

6) описание системы условий реализации АООП;

7) формирование индивидуальных образовательных планов по отдельным категориям обучающихся;

8) экспертизу АООП (при необходимости);

9) контроль и анализ удовлетворенности пользователей АООП.

Описание процесса предполагает характеристику его входов и выходов (примеры представлены в таблицах 1 и 2).

130

Специальное образование. 2015. № 3

Характеристика выходов процесса «Разработка АООП»

Выход Поставщик Потребитель

АООП Педагогический совет школы, руководители структурных подразделений и направлений деятельности Структурные подразделения. Обучающиеся. Родители обучающихся. СТО «Управление реализацией АООП». СТО «Управление инфраструктурой школы». СТО «Управление персоналом школы»

Клинико-психолого-педагогические характеристики состава обучающихся Психолого-медико-педагогический консилиум Родители обучающихся. СТО «Управление реализацией АООП». СТО «Информационное обеспечение деятельности»

Описание системы условий реализации АООП Руководители структурных подразделений и направлений деятельности Структурные подразделения. СТО «Управление инфраструктурой». СТО «Управление реализацией АООП». СТО «Управление персоналом». СТО «Управление финансами»

Таблица 3

Пример описания ресурсов процесса «Разработка АООП»

Наименование ресурса Требования к ресурсу Поставщик

Инфраструктура школы Оборудованные рабочие места рабочей группы по актуализации АООП под контингент обучающихся. Оборудованные помещения для обследования детей и формирования клинико-психолого-педагогических характеристик нового контингента. Оснащенные помещения для сбора родительской и педагогической общественности. Наличие условий для проектирования АООП под особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (возможность вариаций в организации пространства школы, организации временного режима обучения, технических средств обучения, специальных учебных материалов, компьютерных инструментов, современных электронно-информационных ресурсов, курсов коррекционно-развива-ющей области и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ) СТО «Управление инфраструктурой». СТО «Управление закупками»

Специальное образование. 2015. № 3

131

Наименование ресурса Требования к ресурсу Поставщик

Людские ресурсы Компетентность персонала в областях знания по профилю услуг школы: - наличие руководящих, педагогических и иных работников с необходимым уровнем образования и квалификации с учетом профиля ОВЗ; - обеспечение возможности повышения квалификации, ведения методической работы, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий. Проектная компетентность персонала. Коммуникабельность. Исполнительность СТО «Управление персоналом» Структурные подразделения

Финансовые ресурсы Достаточность для проектирования обязательной части АООП и части, формируемой участниками образовательной деятельности, учитывая вариативность образовательных потребностей и индивидуальных особенностей развития обучающихся. Возможность представления группе разработчиков / актуализаторов АООП структуры и объемов расходов, необходимых для реализации проектируемой АООП, а также механизмов их формирования Планово-финансовое управление школой. Бухгалтерский учет, контроль. СТО Управление финансами

Подробно характеризуется при стандартизации деятельности состав необходимых ресурсов (людских, материальных, финансовых, временных), а также требования к ним и поставщики (представлены в таблице 3).

Требования к входной информации, необходимой для планиро-

вания и реализации процесса, отражены в таблице 4.

Пример описания требований к выходной информации, необходимой для планирования и реализации других процессов и важной для внешних потребителей, отражен в таблице 5.

132

Специальное образование. 2015. № 3

Входная информация процесса «Разработка АООП»

Наименование Требования Поставщик

Закон «Об образовании», Стандарт и нормативно-правовые акты по основному общему образованию Актуальность, достаточность, легкость доступа заинтересованных лиц Директор. Руководители структурных подразделений и направлений деятельности

Муниципальный заказ на специальные (коррекционные) образовательные услуги для детей с тяжелыми нарушениями речи Своевременность формирования Директор

Информация подразделений об их информационных потребностях Актуальность, достаточность, обоснованность, своевременность формирования Руководители структурных подразделений и направлений деятельности

Заключения ПМПК Отражение структуры дефекта в соответствии с ФГОС нОо для детей с ОВЗ (в том числе указание на вариант АООП НОО для обучающихся с ОВЗ). Поступление в учреждение не позднее 30 июня текущего года ПМПК

Сведения о критериях уровня проявления дефекта и наличии резервных механизмов в развитии, а также инструментов сбора и анализа информации Соответствие современным достижениям психолого-педагогической науки. Возможность применения в образовательном процессе школы Заместитель директора по коррекционной работе

Сведения об опыте обновления содержания АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи, современных образовательных технологиях Обеспечение достижения каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения АООП. Наличие в составе информации сведений об: - информационно-коммуникационных (электронных) образовательных ресурсах, - телекоммуникационных технологиях, - соответствующих технических средствах (флеш-тренажерах, инструментах \мк1, цифровых видеоматериалах и др.) Руководители методических комиссий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специальное образование. 2015. № 3

133

Наименование Требования Поставщик

Сведения о квалификации преподавателей по качеству подготовки ими программ отдельных учебных предметов, коррекционных курсов, программы формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития, программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программы внеурочной деятельности Полнота и обоснованность состава сведений, объективность и достоверность полученной информации Руководители структурных подразделений и направлений деятельности

Информация о степени удовлетворенности родителей обучающихся, педагогических работников сформированной в учреждении моделью АООП Своевременность, полнота, объективность и достоверность полученной информации Заместитель директора по начальному образованию

Таблица 5

Описание выходной информации процесса «Разработка АООП»

Наименование Требования Поставщик

Полный текст АООП Своевременность формирования. Утверждение педагогическим советом. Согласование с родителями. Готовность к размещению на сайте школы- интерната. Заместитель директора по начальному образованию

Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) Соответствие требованиям ФГОС (п. 2.9.4 Стандарта, приложений № 1—8 к Стандарту), удовлетворенность внутренних потребителей (обучающихся, родителей обучающихся, педагогов). Должна содержать: - описание ценностных ориентиров содержания образования при получении НОО; - характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий; - типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий; - описание преемственности программы при переходе от дошкольного к начальному общему образованию; - описание процедуры сформированности УУД на завершающем этапе обучения; - программу формирования базовых учебных действий (при наличии соответствующего контингента обучающихся) Руководитель методического объединения

134

Специальное образование. 2015. № 3

Описание алгоритма и матрицы процесса и входящих в него подпроцессов осуществляется по следующей схеме:

- шаг алгоритма,

- ответственный,

- исполнитель,

- документ, регламентирующий действие,

- запись, подтверждающая действие. Особое внимание следует уделить формированию критериев и показателей качества процесса. Рекомендуем опираться на следующие критерии результативности процесса:

1) учет ошибок, сбоев, дефектов процесса;

2) время и своевременность выполнения процесса,

3) результативность процесса (объем выхода),

4) эффективность процесса (соотношение входов и выходов),

5) внутренние характеристики процесса,

6) отказы, претензии потребителей и надзорных органов,

7) параметры продукта (АООП). Распределение показателей

результативности процесса «Разработка АООП» по названным группам представлено в табл. 6.

Таблица 6

Пример описания показателей качества процесса разработки АООП

Наименование критерия Измеряемый показатель

Учет ошибок, сбоев, дефектов процесса - средний балл в оценке предлагаемой АООП на этапе согласования и утверждения; - средний балл удовлетворенности потребителей АООП (отдельно по каждой категории участников образовательных отношений, в том числе оценка разработанной документации ее непосредственными пользователями по критериям лаконичности, ясности изложения, полноты и т. д.)

Время и своевременность выполнения процесса - сокращение времени на разработку / актуализацию АООП; - своевременность (до 1 сентября) подготовки АООП и ее составных элементов в соответствии с требованиями

Результативность процесса (объем выхода) - процент обучающихся, по которым составлены индивидуальные образовательные программы; - количество методических разработок по основным элементам АООП

Эффективность процесса (соотношение входов и выходов) - количество элементов АООП, принятых и утвержденных экспертными группами (педагогическим советом) при полной самостоятельности исполнителей; - коэффициент воспроизводимости процесса; - отсутствие избыточных затрат вследствие неэффективности процесса, возникновения несоответствий (допущенных ошибок, переделок)

Внутренние характеристики процесса - оценка (в баллах) использования механизма внутришкольного и сетевого взаимодействия специалистов различного профиля; - оценка (в баллах) распределения зон ответственности между педагогами и специалистами; - экспертная оценка полноправности участия в разработке АООП учителей, родителей обучающихся; - улучшение прослеживаемости процессов; - сокращение времени на обучение персонала проектной деятельности; - запаздывание ввода данных; - автоматизированность процедур разработки отдельных элементов АООП

Специальное образование. 2015. № 3

135

Наименование критерия Измеряемый показатель

Отказы, претензии потребителей и надзорных органов - количество рекламаций потребителей на предложенную АООП (процент сбоев); - отсутствие несоответствий АООП требованиям ФГОС НОО при проведении внешних и внутренних аудитов

Параметры продукта (АООП) - текущая оценка процесса от его руководителя; - экспертная оценка АООП (в баллах) (в том числе: 1) целевой блок отражает как общедидактические, так и специальные принципы (принципы специальной педагогики); 2) в АООП заложены механизмы компенсации первичных и пропедевтики вторичных нарушений; 3) планируемые результаты носят дифференцированный характер; 4) планируемые результаты отражают: особенности овладения основной образовательной программой; индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии; индивидуальные достижения по учебным предметам; овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; 5) по всем группам планируемых результатов собран инструментарий для процедуры оценивания); - возникновение потенциальных рисков для других процессов

Важно сформировать описание инструментария для проведения мониторинга, анализа (оценки) результативности процесса, определить параметры улучшения функционирования процесса.

Итак, некоторые выводы. Предложенные образовательным учреждениям специальные федеральные государственные образовательные стандарты априори предполагают необходимость высокого уровня менеджмента. Инструменты СМК вносят существенный вклад в достижение качества при бережном отношении к потребляемым ресурсам за счет качественной рефлексии происходящего и желаемого, ясной ориентировочной основы деятельности, методичного недопущения сбоев в процессе как на этапе его проектирования, так и на этапе реализации. Вместе с тем разработка и внедрение

СМК — сложный, длительный процесс, для запуска и реализации которого должны создаваться определенные поддерживающие условия (в первую очередь информационные).

Литература

1. ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.

2. ISO 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) : (утв. приказом М-ва образования и науки РФ № 1598 от 19 дек. 2014 г.).

136

Специальное образование. 2015. № 3

Literature

1. ISO 9001:2008. Sistemy menedz-hmenta kachestva. Trebovaniya.

2. ISO 9000:2005. Sistemy menedzh-menta kachestva. Osnovnye polozheniya i slovar'.

З. gosudarstvennyy ob-

razovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayu-shchikhsya s ogranichennymi vozmo-zhnostyami zdo-rov'ya (tyazhelymi narusheniyami rechi) : (utv. prikazom M-va obrazovaniya i nauki RF № 1598 ot 19 dek. 2014 g.).

Специальное образование. 2015. № З

1З7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.