Научная статья на тему 'Концепция управленческогои бухгалтерского учета в казенных учреждениях уголовно-исполнительной системы'

Концепция управленческогои бухгалтерского учета в казенных учреждениях уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / УЧЕТНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАССИВ / THE CONCEPT OF MANAGERIAL AND FINANCIAL ACCOUNTING / ACCOUNTING SUBSYSTEM / DATA SET / ПАЧОЛИ Л. ТРАКТАТ О СЧЕТАХ И ЗАПИСЯХ. М

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Kafinanc@Yandex.Ru Е.В., Загарских В.В.

В работе сформирована концепция управленческого и бухгалтерского учета в их взаимосвязи в казенных учреждениях. Рассмотрены подходы к построению и организации управленческого учета в учрежденииях уголовно-исполнительной системы в сопровождении непрерывных информационных потоков, общая структура системы бюджетного учета, основные отличия бухгалтерского и управленческого учета. Сделан вывод, что управленческий учет призван оперативно отвечать возрастающим информационным потребностям руководителей государственного сектора и обеспечивать достижение стратегических и тактических целей учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work formed the concept of management and accounting in their relationship in government agencies. It reviewed the approaches to the construction and organization of management accounting in the institution of criminal executive systemwith continuous information flows maintenance, the overall structure of budget accounting system, the main differences between the accounting and management accounting. It was concluded that management accounting is designed to meet swiftly the growing information needs of public sector managers and to ensure the achievement of the strategic and tactical goals of the public establishment.

Текст научной работы на тему «Концепция управленческогои бухгалтерского учета в казенных учреждениях уголовно-исполнительной системы»

УДК 657.2.016

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Е.В. Каранина, В.В. Загарских

Аннотация. В работе сформирована концепция управленческого и бухгалтерского учета в их взаимосвязи в казенных учреждениях. Рассмотрены подходы к построению и организации управленческого учета в учрежденииях уголовно-исполнительной системы в сопровождении непрерывных информационных потоков, общая структура системы бюджетного учета, основные отличия бухгалтерского и управленческого учета. Сделан вывод, что управленческий учет призван оперативно отвечать возрастающим информационным потребностям руководителей государственного сектора и обеспечивать достижение стратегических и тактических целей учреждения.

Ключевые слова: концепция управленческого и бухгалтерского учета, учетные подсистемы, информационный массив.

Abstract. The work formed the concept of management and accounting in their relationship in government agencies. It reviewed the approaches to the construction and organization of management accounting in the institution of criminal executive systemwith continuous information flows maintenance, the overall structure of budget accounting system, the main differences between the accounting and management accounting. It was concluded that management accounting is designed to meet swiftly the growing information needs of public sector managers and to ensure the achievement of the strategic and tactical goals of the public establishment.

Keywords: the concept of managerial and financial accounting, accounting subsystem, data set.

По вопросам сущности управленческого учета в отечественной экономической литературе выделим следующие основные позиции специалистов:

1. В бухгалтерском учете понятия «управленческий учет» не существует - есть понятие «производственный учет».

<д|Ь>

2. Отсутствует какое-либо основание выделять управленческий учет в самостоятельный вид учета, т. к. это новое название производственного учета.

3. В состав управленческого учета как подсистемы бухгалтерского учета входят финансовый учет и бухгалтерская отчетность.

4. Управленческий учет включает в себя, кроме вопросов бухгалтерского учета, также вопросы анализа, планирования, прогнозирования и др., т. к. представляет собой самостоятельную дисциплину.

По мнению М.З. Пизенгольца [3], наиболее обоснованной является третья позиция. Он ее описывает так: в целом система бухгалтерского учета снабжает учетной информацией потребности управления, как для внешних пользователей информации, так и для внутренних. Бухгалтерский учет дает учетную информацию об итогах функционирования организации ее внешним заинтересованным пользователям, а именно, таким, как: собственникам, налоговым и статистическим органам.

Данные бухгалтерского учета не являются коммерческой тайной, т. к. в нем воспроизводятся более общие показатели функционирования учреждения. В управленческом учете образуется необходимая внутренняя информация о функционировании учреждения для определенных потребностей управления (улучшение производства, уменьшение расходов и т.п.). Данные управленческого учета представляют собой коммерческую тайну и не подлежат распространению. Главным образом это информация о расходах на производство по отдельным подразделениям, видам выпускаемой продукции, статьям затрат, центрам ответственности. Значит главная задача управленческого учета - сбор нужной информации для принятия самых оптимальных управленческих решений для улучшения процесса создания, а также оптимизации самого процесса деятельности.

По мнению одного из авторов статьи Караниной Е.В. [4], доступные данные бухгалтерского учета могут удачно использоваться в процессе управленческого учета, анализа и оценки рисков финансово-хозяйственной деятельности и в процессе стратегического управления предприятий всех форм собственности и направлений деятельности.

С данной позиции можно присоединиться к различным точкам зрения. В управленческом учете применяются множественные методы комплексного и интегрального анализа (методы факторного анализа, корреляции, линейного программирования, риск-анализа), которые в бухгалтерском учете не используются.

Управленческий учет дополняет бухгалтерский учет и используется в учреждении преимущественно во внутренних операциях. Цель управленческого учета - снабдить необходимой информацией служащих управленческого аппарата учреждения, которые несут ответственность за выполнение поставленных целей. В бухгалтерской информации, образованной и подготовленной для применения в управлении, используются другие правила, следовательно, и определенные методы и приемы организации ее получения, чем к той информации, которая предназначена для внешних заинтересованных пользователей, не служащих в данном учреждении.

Бухгалтерский учет включает информацию, которая сообщается контрагентам, а не только используется для внутреннего управления. Управленческий учет включает все виды информации, которые нужны для управления в пределах самого учреждения.

Если сравнивать бухгалтерский и управленческий учет с точки зрения формирования отчетности, то бухгалтерский учет в силу своей специфики - это «последующий учет», отражающий уже случившиеся хозяйственные операции, положение имущества и денежных средств на данный момент времени с применением первичных документов только установленной формы. Если документ составлен неверно, без необходимых печатей и подписей, то и хозяйственная операция учтена неправильно.

При рассмотрении приказов по учетной политике казенных учреждений УИС Кировской области выявлено, что раздел, связанный с документооборотом, отсутствует или регламентирует лишь предоставление информации в бухгалтерию. Оставшиеся внутренние информационные потоки (с другими отделами и подразделениями) графиком документооборота часто не регламентируются. Сроки и формы внутрипроизводственного планирования, внутренней отчетности в приказах не отражаются. Данный факт значительно снижает эффективность работы учреждений. Надежность контролируемых значений определяет своевременное, регулированное графиком документооборота адресное представление необходимых достоверных данных, которые отражают ход производственных и хозяйственных процессов в соответствии с правилами, которые действуют в данном учреждении.

Следует отметить также, что управленческий и бухгалтерский учет образован на основе одних и тех же первичных данных, но выступает в различной интерпретации и находит свое отражение в различной итоговой информации, как показано на рис. 1.

Рис. 1. Формирование итоговой информации в учетных подсистемах

Изучив связь управленческого учета с другими составляющими системы бухгалтерского учета, следует отметить, что установленного определения управленческого учета на данный момент не существует. Существуют разные понятия отечественных и зарубежных авторов, отличающиеся между собой.

В Методических рекомендациях по организации и ведению управленческого учета, утвержденных и рекомендованных экспертно-консультативным советом по вопросам управленческого учета Минэкономразвития России, в широком смысле слова управленческий учет представляет собой систему организации, сбора, агрегирования данных, сосредоточенную на достижении поставленных управленческих задач. Управленческий учет представляет собой наиболее емкое из используемых в отечественной практике понятий, которое содержит ту информацию, которая необходима для подготовки как бухгалтерской, так и налоговой отчетности.

В связи с этим можно определить сущность управленческого учета в казенном учреждении УИС как процесс определения, измерения, накопления, анализа и подготовки, интерпретации и предоставления информации. Данная информация необходима руководящему составу казенного учреждения УИС для осуществления планирования, оценки, контроля деятельности и принятия обоснованных управленческих решений, обеспечения оптимального использования бюджетных ресурсов учреждения и контроля за полнотой их учета.

Помимо этого, управленческий учет казенного учреждения должен включать подготовку отчетности для внешних пользователей информа-

ции, таких, как ревизоры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы, органы финансово-бюджетного надзора, Счетной палаты. Так как управленческий учет шире, чем бухгалтерский, то необходимо отметить, что он включает в себя как финансовые показатели, так и нефинансовые. Таким образом, для целей управления необходимы не только данные бухгалтерского учета, но и данные управленческой отчетности.

Предмет - комплекс фактов

хозяйственной и финансово-экономической деятельности казенных учреждений УИС

Объект - финансовые и материальные ресурсы,

затраты, результаты деятельности казенных учреждений УИС

Цель - определение стратегии развития казенного учреждения УИС, выработка путей ее достижения, разработка

системы сбора, консолидации и анализа информационных ресурсов; формирование информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности учреждения

I

Задачи

1) подготовка информационных данных для принятия управленческих решений;

2) учет затрат и калькулирование себестоимости продукции;

3) повышение эффективности управления финансовыми и материальными ресурсами казенного учреждения;

4) установление конгруэнтности между структурными подразделениями;

5) формирование многоступенчатой системы внутреннего контроля;

6) формирование системы управленческой отчетности;

7) внедрение системы планирования и бюджетирования;

8) достижение баланса между требованиями: польза, извлекаемая из информации бухгалтерского учета, должна быть сопоставима с затратами на подготовку этой инфолрмации

Функции бухгалтерского учета *

использование бухучета в управлении

аналитическая

обратная связь

контрольная

обеспечение сохранности собственности

информационная (функция принятия решений)

Т

I

I

I

I

Рис. 2. Базовые параметры концепции управленческого и бухгалтерского учета казенного учреждения УИС

<д|Ь>

Управленческий учет, являясь сложной системной конструкцией, объединяет в себе различные элементы планирования, собственно учета, контроля, анализа, управления информационными потоками и выработку рекомендаций для принятия эффективных управленческих решений. Нами предложена концепция управленческого и бухгалтерского учета применительно к казенным учреждениям УИС, основные параметры которой представлены схематически на рис. 2.

Основная цель концепции заключается в информационном обеспечении структурных подразделений учреждения в процессе принятия управленческих решений. Управленческий учет обеспечивает синтетический целостный взгляд на деятельность учреждения в прошлом, настоящем и будущем, формирование комплексного подхода к выявлению и решению проблем, встающих перед учреждением.

Управленческий учет подразумевает одной из основных своих функций обеспечение руководства достоверной и своевременной информацией. Основным инструментом реализации данной функции является управленческая отчетность, которая в свою очередь представляет собой составную часть системы управления учреждением.

На рис. 3 представлены элементы механизма обеспечения реализации функций бухгалтерского и управленческого учета в учреждениях УИС.

Система принятия управленческих решений сопровождается непрерывными информационными потоками. Весь массив информации управленческого учета можно разделить на два основных потока:

■ входящий поток информации;

■ исходящий поток информации.

Входящий поток информации формируется посредством поступления данных из внешней среды и различных подсистем учреждения, что обусловливает его достаточно сложную структуру. Общая структура информации управленческого учета в учреждении представлена на рис. 4.

Помимо учетной информации, поступающей в управленческую среду из финансового, оперативного и производственного учета в качестве первичной информации и отчетной документации в виде регистров учета и отчетности, в информационные потоки управленческого учета включается также внеучетная информация, поступающая и из внешней, и из внутренней среды: результаты ревизионных проверок, информация рыночной среды.

<э!Ь

МФЮА

бухгалтерский учет базируется на принципах

управленческий учет базируется на принципах

1. Представлению и обоснованию стратегии развития казенного учреждения

2. Обеспечению регистрации и систематизации о затратах и результатах деятельности учреждения

3. Формированию информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений по выполнению задач и достижению целей учреждения

4. Разработке и реализации информационно-аналитического обеспечения деятельности учреждения по центрам ответсвенности, сегментам деятельности

5. Способности адаптироваться к изменениям в среде функционирования

6. Контролю учреждения при прогнозировании, способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффективности, с которой казенное учреждение УИС может использовать дополнительные ресурсы

7. Возможности оценить инвестиционную и текущую (операционную) деятельность в отчетном периоде

Рис. 3. Элементы механизма управленческого и бухгалтерского учета казенного учреждения УИС

Входящие потоки информации

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Рис. 4. Формирование потоков информации для принятия управленческих решений

Решение о создании внутренней учетной информационной подсистемы принимает учреждение. Данная система направлена прежде всего на получение информации, необходимой для принятия управленческих решений. Внутренняя информация представляется в виде сводок и отчетов, в частности, сметы расходов, заявки на дополнительное финансирование, калькуляции себестоимости продукции. Потоки информационного взаимодействия представлены на рис. 5. Эта информация используется при определении цены продажи оказанных услуг, выполненных работ, выпуска готовой продукции, при планировании их производства и реализации, капитальных вложений, заработной платы.

Таким образом, в системе бюджетного учета формируется информация для внешних и внутренних пользователей с целью обеспечения всех уровней управления учреждения необходимой информацией о фактическом состоянии управляемого объекта, а также обо всех существенных отклонениях от заданных параметров для принятия управленческого решения.

Рис. 5. Потоки информационного взаимодействия учреждения.

В условиях современных требований рыночного хозяйства единый бюджетный учет является анахронизмом, т. к. различные его отделы поставляют информацию для разных областей управления.

Системный метод может представить систему бухгалтерского учета как сложную динамическую систему и рассматривать ее как объект конструирования и построения формальной системы. В ее систему необходимо внедрить принципы логической непротиворечивости, открытости, мобильности и другие свойства.

Систему бюджетного учета можно представить как информационную систему типа «запрос - ответ». В такой системе количество запросов не является ограниченным и фиксированным. Это положение характеризует свойства «универсальности» системы учета и ее динамичности и предполагает наличие возможности выдачи учетной информации по требованию пользователя в режиме диалога, применяя произвольную группировку данных в любой момент времени.

Организация системы бюджетного учета казенных учреждений УИС позволяет, используя исходные данные, получать необходимые результатные производные показатели. Тем самым достигаются компактность и экономичность системы учета. Это возможно, поскольку

<д|Ь>

МФЮА

структура учета описывается аксиоматично. Сама идея аксиоматического подхода к описанию учета была высказана еще Л. Пачоли (1494 г.) [2]. Ее суть - равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов.

На систему бюджетного учета воздействуют внешние возмущения, т.е. входные сигналы (вход Х). В результате их преобразования F(x) образуются выходные сигналы (выход У). Система данного преобразования отображена на рис. 6.

Рис. 6. Преобразование входных сигналов в системе учета

В роли входных сигналов выступают первичные документы, а в роли выходных - результатные документы, включая отчетность. Результатные документы являются производными от первичных документов. Перечисленные свойства проявляются в возможности какого-либо ее изменения под влиянием внутренних и внешних факторов, воздействующих как на саму систему учета, так и определяющих условия функционирования самого учреждения.

Такой подход позволяет формализовать учет, т.е. построить логико-математическую модель. Создание модели позволит повысить точность бухгалтерских построений (теоретические концепции и их обоснования), уточнить понятийный аппарат. В условиях информатизации общества разработка такой модели также обусловлена требованием использования автоматизированных технологий.

Модель системы бюджетного учета представляет собой описание в виде модели бюджетного учета и ее интерпретации.

Варьирование интерпретации предполагает возможность изменения номенклатуры первичных документов, счетов и показателей отчетности. Это отражает свойство открытости системы бюджетного учета, т.е. возможность модификации системы и ее элементов под влиянием внешних и внутренних воздействий.

Модель бюджетного учета - совокупность моделей первичной учетной документации (М1), системы счетов (М2), отчетности (М3) и аксиоматической структуры учета (рис. 7). Аксиоматическая модель отражает соответствие между тремя моделями: М1, М2, М3.

Рис. 7. Общая структура системы бюджетного учета

Особая роль в этой модели отводится системе счетов, которая составляет ядро всей системы учета. Система счетов представляет собой совокупность информационно-связанных счетов. Каждый счет - это метаинформация, которая отражает информацию о состоянии объекта или совершение какого-либо акта хозяйственной деятельности на определенный момент времени. Поэтому счет справедливо рассматривать как элемент информационной системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Классификация счетов занимает особое место в теории бюджетного учета: она является методическим основанием для построения плана счетов - инструментов практического ведения учета.

Классификация счетов постоянно изменяется, адаптируясь к внешним и внутренним условиям функционирования учреждения. В этом проявляется свойство динамичности системы счетов. Разрабатываемая модель классификации объектов учета, в первую очередь, должна отвечать требованиям, соответствующим научной классификации:

■ каждый объект исходного множества классифицируемых объектов должен попасть в какой-либо класс;

■ не допускается пересечение классов, полученных в результате классификации исходного множества объектов по критерию;

■ единственность основания классификации.

Классификация позволяет не только упорядочивать счета, но и создавать информационную систему, отражающую хозяйственную дея-

<д|Ь>

тельность учреждения и обеспечивающую прозрачность и достоверность отчетности.

В настоящее время существует интеграция плана счетов с бюджетной классификацией РФ. Это позволяет использовать учетные регистры при анализе активов и обязательств, а также соотносить их с операциями, осуществляемыми при исполнении бюджета. Таким образом, значительно упрощается использование отчетных данных при составлении проектов бюджетов.

В современном бюджетном учете план счетов содержит наименования и номера синтетических счетов объектов учета (синтетических кодов счетов (счетов первого порядка) и аналитических кодов синтетических счетов). Учреждение вправе вводить дополнительные аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета [1] разрабатывается и утверждается учреждением самостоятельно в учетной политике. Номер счета бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов (табл. 1).

Таблица 1

Разрядность счетов казенного учреждения

Номер счета

код

аналитический по бюджетной классификации вида деятельности синтетического счета аналитический по КОСГУ

объекта учета группы вида

номер разряда счета

1 - 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

где 1-17 разряды - аналитический код по бюджетной классификации Российской Федерации;

18 разряд - код вида финансового обеспечения (деятельности); 19-23 разряды - код синтетического счета Единого плана счетов. Код синтетического счета включает: 19-21 разряды - код синтетического счета объекта учета;

22 разряд - код группы синтетического счета;

23 разряд - код вида синтетического счета.

24-26 разряды - код Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Как уже отмечалось, в условиях недостаточности бюджетного финансирования казенных учреждений возникает объективная необходимость поиска дополнительных источников средств. Таким средством является приносящая доход деятельность. С учетом целей и условий функционирования казенных учреждений УИС система бюджетного учета характеризуется наличием своей специальной нормативной базы. Отличаются и цели учета. Если одной из главных задач финансовой отчетности организаций является оценка деятельности для принятия инвестиционных решений, то отчетность казенных учреждений УИС ориентирована на контроль деятельности учреждений со стороны органов государственной власти.

В свою очередь, элементы управленческого учета охватывают все виды учетной информации, используемой для управления в пределах самого учреждения. Управленческий учет связан с предоставлением информации руководителям, которые несут ответственность за руководство, планирование, контроль над операциями и принятие различных управленческих решений.

Можно определить управленческий учет как информационную систему, созданную самим казенным учреждением для осуществления планирования, контроля и управления предпринимательской деятельностью.

Между тем можно выделить основные отличия между финансовым и управленческим учетом. Данные отличия представлены в табл. 2.

Таблица 2

Основные отличия бухгалтерского и управленческого учета

Критерий Бухгалтерский учет Управленческий учет

Цель Обеспечение пользователей информацией о деятельности учреждения и его имущественном положении Планирование деятельности учреждения, отдельных подразделений, контроль выполнения планов

Пользователи Внешние и внутренние (главным образом государственные органы) Руководители учреждения. Данные управленческого учета могут быть доведены до каждого специалиста учреждения в пределах его компетенции

Наличие стандартов Единые правила бухгалтерского учета устанавливаются на государственном уровне для всех казенных учреждений Порядок управленческого учета устанавливается учреждением самостоятельно исходя из управленческих потребностей руководства.

<д|Ь>

МФЮА

Окончание таблицы 2

Критерий Бухгалтерский учет Управленческий учет

Возможны единые правила учета

для участников группы учреждений,

относящихся к одному территориаль-

ному органу УФСИН

Временной Только исторические данные. Определяется учреждением само-

охват Доходы и расходы отражаются стоятельно. Наряду с историческими

нарастающим итогом с начала данными используются прогнозные

календарного года показатели

Состав отчет- Задан на законодательном Определяется учреждением само-

ности уровне стоятельно

Частота учета Учет является непрерывным Определяется учреждением само-

и представле- процессом. Периодичность стоятельно. Система должна быть

ния отчет- представления финансовой организована таким образом, чтобы

ности отчетности определяется тре- была возможность представления

бованиями контролирующих всей информации, необходимой для

органов принятия управленческих решений по запросу руководства

Ответствен- Уголовная Определяется учреждением самосто-

ность за и административная ятельно. Может быть предусмотрена

недостовер- дисциплинарная ответственность

ность или не-

своевремен-

ность учета

Контроль Финансово-бюджетный Внутренняя проверочная комиссия

достовер- надзор.

ности Ведомственный контроль

Единицы из- Только денежные единицы Возможно использование любых

мерения измерения. Учет осущест- единиц измерения, в т.ч. натураль-

вляется в валюте Российской ных и относительных

Федерации

Источники «Оправдательные документы» Определяются учреждением само-

информации в отношении каждой хозяй- стоятельно. Могут использоваться

ственной операции данные, не привязанные к изменению имущественного положения учреждения (например, табели учета рабочего времени, соглашения об использовании внутри учреждения плановых цен)

Точность Все данные отражаются с точ- Определяется учреждением само-

информации ностью до одной копейки стоятельно

Однако между управленческим и бухгалтерским учетом имеются сходства. Во-первых, основная часть учетных данных используется в том и другом учете с той лишь разницей, что в бухгалтерском учете используются записи всех документально оформленных хозяйственных операций, а в управленческом - только часть из них. Во-вторых, учет затрат и калькулирование себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказанных услуг осуществляется в том и другом случае.

Методологические и организационно-методические аспекты системы управленческого учета, отчетности и бюджетирования, действующие в настоящее время, не в полной мере отражают отраслевые особенности казенных учреждений УИС, что, в свою очередь, не способствует ведению качественного учета, проведению анализа и распределению затрат и доходов. Потребность учреждения в формировании спектра учетной информации относительно производственных затрат, внедрение в центрах трудовой адаптации осужденных прогрессивных технологий, рост производительности человеческого труда и эффективности деятельности предопределяют необходимость внедрения на производстве системы управленческого учета.

В этой связи нами предложена модель построения информационных массивов в управленческом учете центров трудовой адаптации учреждений УИС, позволяющая исследовать составляющие системы управленческого учета, отчетности и бюджетирования в их взаимосвязи и взаимообусловленности, а также на базе учетной информации о затратах и доходах учреждения моделировать различные бюджеты (рис. 8).

Моделирование учетной информации о затратах и доходах производственного участка может осуществляться на основе системы счетоводства, используемой для целей бухгалтерского или непосредственно управленческого учетов. Совокупность бухгалтерских проводок отражает конкретную структуру формирования себестоимости продукции, работ или услуг, а данные управленческой отчетности могут быть признаны следствием принимаемых эффективных управленческих решений.

Информационные данные управленческого учета характеризуют структуру и динамику затрат и доходов, что позволяет использовать новые возможности предлагаемой модели преобразования учетной информации о затратах и доходах для удовлетворения потребностей внутренних пользователей в информации.

<р!Ь

МФЮА

Модель построения информационных массивов в управленческом учете казенных учреждений является открытой, что позволяет отображать непрерывный кругооборот хозяйственных средств и процессов, сопоставлять фактические затраты, с планируемыми и получаемыми доходами. При этом организационно-методические аспекты моделирования рассматриваются в органическом единстве системы управленческого учета, отчетности и бюджетирования.

Рис. 8. Модель построения информационных массивов в управленческом учете казенного учреждения УИС

В настоящее время при внедрении в учреждении управленческого учета могут возникать некоторые проблемы. Для того чтобы наиболее эффективно и без затрат времени и средств произвести оценку существующей системы учета в учреждении, необходимо использовать именно управленческую отчетность. Данная категория одновременно представляет собой источник достоверной информации, используемой руководящим аппаратом для выработки управленческих решений.

Немаловажным является то, что управленческий учет, включающий в себя категорию управленческого анализа, позволяет административному аппарату проводить оценку эффективности функционирования производства, анализировать структуру затрат на производство по основным статьям и элементам, выявлять резервы снижения затрат и повышения качества продукции, планировать объемы производства и реализации.

Принятие управленческих решений влечет за собой получение определенных результатов финансово-хозяйственной деятельности, которое сопровождается составлением управленческой отчетности. Вся система информации, сформированная в управленческих отчетах, представляет собой формализованную экономико-математическую модель формирования себестоимости продукции. Использование методов управленческого анализа в отношении составляемой отчетности позволяет исследовать динамику показателей производства и реализации за необходимое количество периодов. Кроме того, управленческий учет позволяет формировать и оперативные информационные потоки, необходимые для текущего анализа деятельности хозяйствующего субъекта и выработки тактических действий.

Модель формирования себестоимости продукции при ее формировании подчиняется экономико-математическим методам. Такая модель представляет собой замкнутый круг, внутри которого совершается непрерывный оборот средств. При калькулировании себестоимости принимаются во внимание все воздействующие факторы, в частности, отклонения фактических затрат от нормы, динамика объемов реализации в стоимостном измерении. То есть калькуляционная функция при формировании информации управленческого учета является одной из основополагающих.

Сбор, обработка и использование информации управленческого учета имеет первостепенное значение для хозяйствующих субъектов в условиях их функционирования в рыночной экономике. Следовательно, управленческий учет и формируемые в нем потоки управленческой информации должны рассматриваться как единое целое.

<glb>

Удовлетворение интересов пользователей управленческой информации, выработка на ее основе выводов и решений, разработка целей и задач производственной деятельности на будущие периоды является первостепенной задачей управленческого учета. Информационные потоки, формируемые внутри данной системы, должны быть идентифицированы, индивидуализированы, доступны и понятны для основной категории пользователей этой информации. Прежде всего, информация управленческого учета должна быть доступна тем пользователям, кто на ее основе проводит анализ с целью определения основных показателей, влияющих на достижения наилучших результатов деятельности учреждения. Именно поэтому информационные потоки в сфере управленческого учета должны быть наиболее полными, точными и своевременными в целях эффективного управления деятельностью учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

2. Пачоли Л. Трактат о счетах и записях. - М., 2009.

3. Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. - М., 2002.

4. Каранина Е.В. Формирование методики комплексной оценки рисков финансового состояния современных организаций // Креативная экономика, 2010. №8

Е.В. Каранина,

д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономики и управления Кировского филиала МФЮА E-mail: kafinanc@yandex.ru

В.В. Загарских,

преподаватель Кировского филиала Академии ФСИН России, аспирант кафедры «Экономический анализ и аудит», Вятская государственная сельскохозяйственная академия E-mail: veravyatka@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.