Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ КАК ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ '

КОНЦЕПЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ КАК ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
осужденный / исправительные работы / воспитательная работа / администрация организации / меры поощрения / трудовой коллектив / convict / correctional labor / educational work / organization administration / incentive measures / labor collective

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е.В. Кашкина, А.А. Широкова

существующий на сегодняшний день механизм реализации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы по своей природе дискриминирует лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, в их правах и интересах. Подобное проявляется не только в выборе способов и методов проведения указанной работы, но и в законодательной регламентации мер поощрения, которые приравниваются к мерам, оказывающим стимулирующее воздействие на лиц, осужденных к исправительным работам, в процессе их исправления. Проведенный анализ научных работ показал стереотипность мнений относительно осуществления воспитательной работы как с правовой позиции, так и с педагогической. В статье предпринята попытка определить характерные черты трудового воспитания осужденных к исправительным работам. В работе авторы приводят принципы реализации трудовой формы воспитательной работы. Проведена оценка роли администрации организации, в которой отбывает наказание лицо, осужденное к исправительным работам. Обосновывается необходимость стимулирующего фактора как юридической категории, так и педагогической. На основе анализа трудов отечественных ученых авторы приходят к выводу о допустимости существования предложенной формы воспитательной работы в виде трудового воспитания осужденных к исправительным работам, выражающейся в таких способах, как наставничество, трудовое соревнование, производственные собрания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF LABOR EDUCATION OF CONVICTS TO CORRECTIONAL LABOR AS A FORM OF EDUCATIONAL WORK

тhe mechanism currently in place for the implementation of educational work with persons sentenced to imprisonment, by its nature, discriminates against persons sentenced to punishments not related to isolation from society, in their rights and interests. This is manifested not only in the choice of methods and methods of carrying out this work, but also in the legislative regulation of incentive measures, which are equated with measures that have a stimulating effect on persons sentenced to correctional labor in the process of their correction. The analysis of scientific works has shown the stereotypical opinions regarding the implementation of educational work both from a legal position and from a pedagogical one. The article attempts to determine the characteristic features of labor education of convicts to correctional labor. In the paper, the authors cite the principles of the implementation of the labor form of educational work. An assessment of the role of the administration of the organization in which the person sentenced to correctional labor is serving his sentence has been carried out. The necessity of a stimulating factor, both legal and pedagogical, is substantiated. Based on the analysis of the works of Russian scientists, the authors come to the conclusion that the proposed form of educational work in the form of labor education of convicts to correctional work, expressed in such methods as mentoring, labor competitions, industrial meetings, is permissible.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ КАК ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ »

НАУКИ

концепция трудового воспитания осужденных к исправительным работам как форма воспитательной

работы

THE CONCEPT OF LABOR EDUCATION OF CONVICTS TO CORRECTIONAL LABOR AS A FORM OF EDUCATIONAL WORK

УДК 343.8

Е.В. КАШКИНА,

кандидат юридических наук, доцент (Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний,

Россия, Москва) 000049@bk.ru

А.А. ШИРОКОВА

(Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний,

Россия, Москва) shirokova.a.a@list.ru

EKATERINA V. KASHKINA,

Candidate of Law, Associate Professor (Federal State Institution Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia)

ANASTASIA A. SHIROKOVA

(Federal State Institution Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia)

Аннотация: существующий на сегодняшний день механизм реализации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы по своей природе дискриминирует лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, в их правах и интересах. Подобное проявляется не только в выборе способов и методов проведения указанной работы, но и в законодательной регламентации мер поощрения, которые приравниваются к мерам, оказывающим стимулирующее воздействие на лиц, осужденных к исправительным работам, в процессе их исправления. Проведенный анализ научных работ показал стереотипность мнений относительно осуществления воспитательной работы как с правовой позиции, так и с педагогической. В статье предпринята попытка определить характерные черты трудового воспитания осужденных к исправительным работам. В работе авторы приводят принципы реализации трудовой формы воспитательной работы. Проведена оценка роли администрации организации, в которой отбывает наказание лицо, осужденное к исправительным работам. Обосновывается необходимость стимулирующего фактора как юридической категории, так и педагогической. На основе анализа трудов отечественных ученых авторы приходят к выводу о допустимости существования предложенной формы воспитательной работы в виде трудового воспитания осужденных к исправительным работам, выражающейся в таких способах, как наставничество, трудовое соревнование, производственные собрания.

Ключевые слова: осужденный, исправительные работы, воспитательная работа, администрация организации, меры поощрения, трудовой коллектив.

Для цитирования: Кашкина Е.В., Широкова А.А. Концепция трудового воспитания осужденных к исправительным работам как форма воспитательной работы // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2023. - № 4. - С. 45-49.

Abstract: ^e mechanism currently in place for the implementation of educational work with persons sentenced to imprisonment, by its nature, discriminates against persons sentenced to punishments not related to isolation from society, in their rights and interests. This is manifested not only in the choice of methods and methods of carrying out this work, but also in the legislative regulation of incentive measures, which are equated with measures that have a stimulating effect on persons sentenced to correctional labor in the process of their correction. The analysis of scientific works has shown the stereotypical opinions regarding the implementation of educational work both from a legal position and from a pedagogical one. The article attempts to determine the characteristic features of labor education of convicts to correctional labor. In the paper, the authors cite the principles of the implementation of the labor form of educational work. An assessment of the role of the administration of the organization in which the person sentenced to correctional labor is serving his sentence has been carried out. The necessity of a stimulating factor, both legal and pedagogical, is substantiated. Based on the analysis of the works of Russian scientists, the authors come to the conclusion that the proposed form of educational work in the form of labor education of convicts to correctional work, expressed in such methods as mentoring, labor competitions, industrial meetings, is permissible.

НАУКИ

Keywords: convict, correctional labor, educational work, organization administration, incentive measures, labor collective.

For citation: Kashkina E.V., Shirokova A.A. The concept of labor education of convicts to correctional labor as a form of educational work // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2023. - № 4. - P. 45-49.

Известно, что основой целью уголовного наказания является исправление осужденного, которое представляет собой легитимную основу применения норм уголовно-исполнительного законодательства, определяющего одним из средств достижения указанной цели воспитательную работу. К сожалению, законодатель более детально урегулировал данный вопрос в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, обособив отдельную главу в Основной части Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), регламентировав механизм проведения указанной работы с данной категорией осужденных. В этом наблюдается дискриминация прав и интересов осужденных к наказаниям без изоляции от общества, в частности лиц, осужденных к исправительным работам. На подобную ограниченность правового регулирования воспитательной работы в своих трудах обращали внимание С.И. Бякина, С.М. Воробьева, М.С. Гор-танова, И.Н. Куркина, Н.В. Ольховик и т.д.

Следуя тому, что ст. 9 УИК РФ распространяет свое действе на все категории осужденных, исходя из прямого ее толкования, позволительно утверждать, что воспитательная работа должна осуществляться и с осужденными к наказаниям без изоляции от общества, в том числе и к исправительным работам, что находит подтверждение в ч. 3 ст. 39 УИК РФ, а также в пп. 81 и 89 Приложения к приказу Минюста Российской Федерации от 20 мая 2009 г. № 1421.

Понятию «воспитательная работа с осужденными» посвящено большое количество работ, таких ученых, как Д.А. Белобородов, С.А. Ветошкин, Л.А. Гагиева, М.Г. Детков, В.Б. Дворцов, Э.В. Зау-торова, л.В. Ковтуненко, И.Б. Ускачева и т.д. В их трудах освещались общетеоретические вопросы осуществления воспитательной работы с осужденными, педагогические методы и способы ее реализации, проводился их историко-правовой анализ, изучался вопрос правовой регламентации и механизм реализации воспитательной работы с осужденными. Тем не менее научное освещение исследуемой нами темы затрагивает исключительно осужденных к лишению свободы. Проблемам воспитательной работы с лицами, осужден-

1 Приказ Минюста Российской Федерации от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

ными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, ранее в юридической литературе не уделялось должного внимания. В последнее время этот пробел был восполнен в фундаментальных трудах С.И. Бякиной [1] и П.Н. Красоткина [2]. Значительный вклад в исследовании рассматриваемой проблемы внесли А.Ш. Габараев, Е.В. Гавриков, С.В. Казак, А.А. Котлярова, С.В. Кулакова, И.Н. Куркина, Л.П. Питкевич, Л.Л. Санташова, А.Ф. Федоров и др.

Одновременно с этим укажем, что научные работы в полной мере не отображают детализацию способов и средств воспитательной работы с осужденными к исправительным работам.

Позволим себе на основе имеющихся научных воззрений ученых, исследовавших влияние труда на исправление осужденных к лишению свободы, выдвинуть гипотезу о допустимости применения к осужденным к исправительным работам трудового воспитания как формы воспитательной работы, предусмотренной статьей ст. 109 УИК РФ.

Итак, принимая во внимание факт отбывания наказания в виде исправительных работ осужденным по основному месту работы (ч. 1 ст. 39 УИК РФ) либо в местах, определяемых органом местного самоуправления, сделаем вывод, что в течение всего рабочего времени, т.е. не более 40 часов в неделю (ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ)), осужденный находится в контакте с членами рабочего коллектива и администрацией организации. Соответственно, главная роль в воспитательной работе с осужденным отводится как администрации организации, в которой осужденный отбывает наказание, так и трудовому коллективу, за счет чего подобное представляется наиболее сложным и ответственным процессом. Непосредственно перед администрацией организации стоит непростая задача по формированию трудового коллектива с учетом индивидуальных особенностей каждого его члена, созданию условий для достижения социально-значимых целей, дружественной обстановки и мотивации сотрудников к осуществлению своих обязанностей во благо объекта. Благодаря трудовому коллективу происходит развитие личности, ее социализация, корректируется, а порой полностью изменяется представление об окружающих членах общества через коллектив, а также о себе (осужденном) посредством отношения коллег и видения себя, своей роли и значимости в трудовом коллективе как ма-

НАУКИ

лой ячейке общества. Особенно остро проблема взаимоотношений (трудовых и личных) наблюдается с осужденными к исправительным работам, ранее не имевшими основного места работы, и с отсутствием должной мотивации к трудовой деятельности. В первую очередь здесь усматривается необходимость интеграции данной категории лиц в трудовой коллектив как сложную экономическую систему, выраженную в добровольном трудовом объединении лиц, так как в коллективе развивается (сохраняется) социализация личности. Однако именно на стыке двух критериев - «добровольное» и «принудительное» зарождаются предпосылки к формированию негативного восприятия указанной категорией осужденных «трудовой повинности», что влечет за собой уклонение от отбывания наказания. К сожалению, на сегодняшний день у администрации организации, согласно трудовому законодательству, имеются только два легитимных способа трудового воздействия на осужденного - это методы поощрения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей (ст. 191 ТК РФ) и взыскания за ненадлежащее их исполнение (ст. 192 ТК РФ).

Несмотря на это, можно предложить некую модель трудового воспитания, требующую определенной адаптации к тем обстоятельствам и трудовым условиям, в которых пребывает осужденный к исправительным работам, представляющую собой совокупность следующих методов воспитательного воздействия:

1. Наставничество, о котором уместно говорить в случае принятия на работу недостаточно квалифицированных кадров (в нашем случае осужденных, не имеющих постоянного места работы), с целью их обучения, помощи непосредственно на рабочем месте, поддержки лица и его адаптирования к процессу труда и коллективу. Перечисленные элементы наставничества как наиболее эффективной педагогической формы воздействия на персонал (сотрудников) рассматривались в работах Г.И. Гусева, А.А. Гущина, А.В. Захаровой, М.А. Жуковой, Т.Н. Ломакиной, Е.Ю. Решетниковой, Д.А. Степанова, С.С. Трифонова и ряда других. Помимо прочего работодатель, в нашем случае - администрация организации, от института наставничества получает определенную выгоду:

- повышается производительность труда;

- уменьшаются затраты на обучение сотрудников сторонними организациями;

- снижается конфликтность и напряженность в коллективе.

2. Трудовые соревнования, которые следует использовать не в качестве самостоятельного мероприятия, а в концепции различных мотиваций, учитывая в нем не только воспитательный момент, но возможную выгоду для предприятия (организа-

ции) [3]. Работодатель здесь может сделать упор на амбиции и честолюбие работника (осужденного), сопоставление его профессионализма с возможностями иных членов трудового коллектива, что при грамотном и умелом использовании управленческих ресурсов способно повысить:

- трудовую мотивацию не только осужденного к исправительным работам, но и всего персонала;

- эффективность производительности труда;

- квалификацию и навыки работников.

В дополнение сказанному - создать здоровую атмосферу соперничества и конкуренции, дух «азарта» в желании одержать победу.

Главное, о чем следует помнить, трудовое соревнование - это производственная игра, целью которой не является создание конфликтных ситуаций.

3. Производственные собрания, нацеленные на установление контакта между руководством (администрацией организации) и членами трудового коллектива, направленные на установление психологического комфорта внутри коллектива, чувства причастности к решению важных (производственных) задач. При этом руководителю следует придерживаться некоторых правил, основное из которых - не допустить деструктивных последствий такого мероприятия по причине нецелесообразности его проведения, нарушения правил межличностных коммуникаций.

Как справедливо замечает С.И. Бякина, трудовое воспитание является весьма важным компонентом в процессе исправления осужденного, однако для его реализации требуется аккумуляция усилий со стороны всех субъектов процесса [4].

На сегодняшний день в научной литературе присутствуют неоднозначные позиции по вопросу субъектов и участников воспитательной работы с осужденными. Некоторые ученые, например Н.М. Морозова [5] и И.Н. Смирнова [6], причисляют к основным субъектам воспитательной работы с лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, иных лиц относят к вспомогательным. Полагаем, что сотруднику уголовно-исполнительной инспекции принадлежит главная роль в исправлении осужденных, он основной организатор и исполнитель, его прерогатива заключается в направлении и координации воспитательной работы в отношении всех остальных участников. Тем не менее, исходя из ранее сказанного, следует признать, что эту роль с сотрудником уголовно-исполнительных инспекций непосредственно в части трудового воспитания разделяет администрация организации, в которой лицо, осужденное к исправительным работам, отбывает наказание, вследствие имеющейся задачи - через процесс формирования достойного члена трудо-

НАУКИ

вого коллектива осуществлять корректировку поведения осужденного, ориентированную на стимуляцию социальной активности. Таким образом, основная цель трудового воспитания - устранение негативного отношения осужденного к труду, стимулирование желания трудиться, посредством создания условий для осуществления трудовой деятельности.

Следовательно, трудовое воспитание осужденных можно рассматривать как процесс формирования и развития трудовых (профессиональных) навыков и умений на фоне психологической готовности к трудовой деятельности и ее восприятию как наивысшей потребности для обеспечения жизнедеятельности в рамках правового поля.

Содержательный аспект трудового воспитания осужденных к наказаниям без изоляции от общества, по мнению К.А. Сыча и У.В. Чорной [7], заключается в следующем:

1) формирование трудолюбия;

2) повышение имеющихся трудовых навыков (квалификации);

3) укрепление самодисциплины;

4) оказание взаимопомощи.

Взяв за основу приведенное утверждение, дополним его содержание следующими компонентами:

- воспитание в личности потребности к труду;

- формирование творческой заинтересованности в трудовой деятельности;

- осознание своих способностей по созданию материальных ценностей, приносящих пользу себе и иным членам общества;

- повышение уровня профессионализма.

Также выразим согласие с Л.Л. Санташовой и

Н.И. Колтушкиной [8], напоминающих о необходимости проведения следующих мероприятий с осужденным перед началом трудового воздействия на них как формы воспитательной работы:

1. Психологическая подготовка, в ходе которой необходимо вызвать у осужденного интерес к труду, к предлагаемой, в случае отсутствия у осужденного постоянного места работы, в рамках исправительных работ профессии (должности, рабочего места), что будет являться стимулом для включения его в трудовой процесс, отвергая негативизм.

2. Практическая подготовка - знакомство с производственной культурой и трудовым коллективом, с правами и обязанностями, привитие трудовой привычки, выработка желания трудиться.

3. Нравственная подготовка, заключающаяся в осознании пользы и значимости общественно-полезного труда, в стремлении добровольно в нем участвовать.

Более того, необходимо указать на важность построения трудового воспитания на основе следующих принципов:

- дифференциация и индивидуализация. В научной сфере данный принцип исследовался Ю.М. Антоняном, Н.С. Артемьевым, А.А. Волковой, А.В. Давыденко, О.Н. Зверевой, М.А. Кирилловым, К.А. Козловым, А.С. Михлиным, А.Е. Наташевым, И.Н. Павловым, С.М. Савушкиным, А.Л. Санташо-вым и др. Выделенный принцип позволяет при выборе средств и методов воспитательного воздействия учитывать состояние здоровья, возрастной критерий осужденных, профессиональные способности и приобретенные навыки, образование и трудовой опыт, а также иные характеристики;

- воспитание трудовым коллективом. Проблемой развития трудовых коллективов и их влияния на роль труда занимались такие ученые, как

A.С. Макаренко, Л.С. Бляхман, А.Г. Здравомыслов, Л.Н. Коган, И.А. Громов, Т.В. Окунева, И.П. Цимба-лов, Г.Я. Дорофеева, Л.В. Чегаева, Л.А. Лазаренко,

B.А. Ядов и др. Со времен А.С. Макаренко известно, что трудовой коллектив устанавливает свои правила функционирования, обладает мощным воспитательным потенциалом. Соответственно, принцип воспитания трудовым коллективом способствует на основе сохранения коллективистских ценностей выработке у осужденного дисциплины труда, формирование деловых и нравственных качеств, моральной ответственности, навыков взаимовыручки и помощи, осознания причастности к единой трудовой общности людей - работников (сотрудников) организации;

- принцип стимулирования. Исследованию вопросов стимулирования осужденных посвятили свои научные труды С.Л. Бабаян, В.М. Баранова, В.И. Курилов, А.В. Пищелко, А.З. Малько, Н.В. Ольховик, М.С. Рыбак, А.Ф. Сизов. Именно стимул является основным элементом в исправлении осужденного, побуждающий (мотивирующий) к правомерному поведению, представляющий собой систему поощрений и взысканий, применяемых к осужденному [9]. К сожалению, в отличие от ранее действующего законодательства (ИТК РСФСР 1933 и 1970 годов, УИК РФ 1996 года), регламентирующего меры поощрения, применяемые к осужденным к исправительным (ранее принудительным) работам, ныне действующее уголовно-исполнительное законодательство не предусматривает в отношении данной категории лиц применение мер поощрения. Подобное предусмотрено нормами трудового законодательства. Благодаря применению администрацией организации, в которой отбывает наказание осужденный к исправительным работам, поощрительных мер, предусмотренных ТК РФ, осужденный получает моральное удовлетворение посредством осознания себя в качестве равноправного члена трудового коллектива, получающего признание коллег его профессиональных навыков и умений. Подобное

НАУКИ

является действенным мотивирующим фактором процесса исправления.

К мерам взыскания как стимулирующему фактору исправления осужденного, применяемым сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций, относятся средства юридической ответственности [10], а точнее, предупреждение в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания (ч. 2 ст. 46 УИК РФ), о чем необходимо в рамках правового воспитания информировать осужденных.

Обобщая вышесказанное, отметим, что в процессе исправления осужденного труд представ-

ляет собой критерий, определяющий нравственную составляющую развития осужденного, его готовность к исправлению и правовому сознанию и поведению, а также дисциплинированность -исполнение общественного долга и соответствие личностного поведения общественному. Иными словами, обладая трудовыми навыками и умениями, осужденный адаптируется к выработанной и устоявшейся общественной модели поведения, с одной стороны, с другой - происходит формирование позитивного поведения, как мерила уровня заинтересованности осужденного в результатах своей работы (трудовой деятельности).

Литература

1. Бякина С.И. Правовое регулирование воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях: дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань, 2022. - 236 с.

2. Красоткин П.Н. Применение мер воспитательного воздействия к осужденным, отбывающим наказания в виде обязательных и исправительных работ: дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань, 2014. - 195 с.

3. Евдокимова Е.А. Соревнования как инструмент повышения эффективности работы персонала предприятия сферы услуг // Экономика и экологический менеджмент. - 2012. - № 2. - С. 161-165.

4. Бякина С.И. Воспитательная работа с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, как основное средство их исправления // Уголовная юстиция. - 2020. - № 15. - С. 64-67.

5. Морозова Н.М. Субъект воспитательного воздействия как элемент культурно-просветительной работы // Апробация. -2015. - № 4 (31). - С. 42-43.

6. Смирнова И.Н. Проблемы воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества // Человек: преступление и наказание. - 2009. - № 4 (67). - С. 119-122.

7. Сыч К.А., Чорная У.В. Организация воспитательно-профилактической работы с осужденными, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы: практические рекомендации для сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - 32 с.

8. Колтушкина Н.И., СанташоваЛ.Л. Проблемы трудового воспитания осужденных // NOVAINFO.RU. - 2017. - Т. 1. - № 62. -C. 247-251.

9. Ковалев М.В. Поощрение как действенное средство стимулирования правопослушного поведения осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2019. - № 3. - С. 13-19.

10. Ветошкин С.А. Основные средства исправления осужденных в российском уголовно-исполнительном законодательстве // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2020. - № 7. - С. 4-12.

References

1. Byakina S.I. Pravovoe regulirovanie vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi, sostoyashchimi na uchete v ugolovno-ispolnitel'nyh inspekciyah: dis. ... kand. yurid. nauk. - Ryazan', 2022. - 236 s.

2. Krasotkin P.N. Primenenie mer vospitatel'nogo vozdejstviya k osuzhdennym, otbyvayushchim nakazaniya v vide obyazatel'nyh i ispravitel'nyh rabot: dis. ... kand. yurid. nauk. - Ryazan', 2014. - 195 s.

3. Evdokimova E.A. Sorevnovaniya kak instrument povysheniya effektivnosti raboty personala predpriyatiya sfery uslug // Ekonomika i ekologicheskij menedzhment. - 2012. - № 2. - S. 161-165.

4. Byakina S.I. Vospitatel'naya rabota s osuzhdennymi, sostoyashchimi na uchete v ugolovno-ispolnitel'nyh inspekciyah, kak osnovnoe sredstvo ih ispravleniya // Ugolovnaya yusticiya. - 2020. - № 15. - S. 64-67.

5. Morozova N.M. Sub»ekt vospitatel'nogo vozdejstviya kak element kul'turno-prosvetitel'noj raboty // Aprobaciya. - 2015. -№ 4 (31). - S. 42-43.

6. Smirnova I.N. Problemy vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi k nakazaniyam, ne svyazannym s izolyaciej ot obshchestva // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. - 2009. - № 4 (67). - S. 119-122.

7. Sych K.A., Chornaya U.V. Organizaciya vospitatel'no-profilakticheskoj raboty s osuzhdennymi, otbyvayushchimi nakazaniya, ne svyazannye s lisheniem svobody: prakticheskie rekomendacii dlya sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij FSIN Rossii. -Ryazan': Akademiya FSIN Rossii, 2013. - 32 s.

8. Koltushkina N.I., Santashova L.L. Problemy trudovogo vospitaniya osuzhdennyh // NOVAINFO.RU. - 2017. - T. 1. - № 62. - C. 247-251.

9. KovalevM.V. Pooshchrenie kak dejstvennoe sredstvo stimulirovaniya pravoposlushnogo povedeniya osuzhdennyh // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. - 2019. - № 3. - S. 13-19.

10. Vetoshkin S.A. Osnovnye sredstva ispravleniya osuzhdennyh v rossijskom ugolovno-ispolnitel'nom zakonodatel'stve // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. - 2020. - № 7. - S. 4-12.

(статья сдана в редакцию 06.02.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.