Научная статья на тему 'Этапы становления воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества'

Этапы становления воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
498
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ / ИСТОРИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ОСУЖДЕННЫЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бякина Светлана Игоревна

Автор выделяет и рассматривает этапы становления воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказания, не связанные с изоляцией от общества. Анализируются основные нормативные акты в истории России, которые регламентировали воспитательную работу с осужденными к видам наказания без изоляции от общества. Исследуются основные формы участия общественности в проведении воспитательной работы с данным видом осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FORMATION OF EDUCATIONAL WORK WITH PRISONERS SENTENCED TO PUNISHMENTS NOT RELATED TO ISOLATION FROM SOCIETY

In the article, the author identifies and considers the stages of formation of educational work with convicts without isolation from society. The article analyzes the main normative acts in the history of Russia that regulate educational work with convicts without isolation from society. The main forms of public participation in conducting educational work with convicts without isolation from society are studied.

Текст научной работы на тему «Этапы становления воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества»

Aristarkhov Alexey Leonidovich, cand. of law, leading researcher, alaris700@mail.ru, Russia, Moscow, research Institute of the University of the Prosecutor's office of the Russian Federation

УДК 343.8

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К НАКАЗАНИЯМ, НЕ СВЯЗАННЫМ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА

С.И. Бякина

Автор выделяет и рассматривает этапы становления воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказания, не связанные с изоляцией от общества. Анализируются основные нормативные акты в истории России, которые регламентировали воспитательную работу с осужденными к видам наказания без изоляции от общества. Исследуются основные формы участия общественности в проведении воспитательной работы с данным видом осужденных.

Ключевые слова: исполнение наказаний, история воспитательной работы, осужденные, уголовно-исполнительные инспекции.

На сегодняшний день большую часть уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества (обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы), исполняют уголовно-исполнительные инспекции Федеральной службы исполнения наказаний России. Согласно уголовно-исполнительному законодательству на них возлагается обязанность по организации и проведению с осужденными воспитательной работы. Одна из основных проблем заключается в том, что в силу различных причин законодательно предусмотренная воспитательная работа на практике, к сожалению, осуществляется весьма формально. Выходом из сложившейся негативной ситуации, на наш взгляд, мог бы стать анализ существующего исторического опыта (в первую очередь позитивного), сформировавшегося в сфере реализации воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, на различных этапах развития России.

В истории российского государства реализация такого средства исправления, как воспитательная работа в отношении осужденных,

отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, происходила по-разному: от появления отдельных предпосылок до закрепления в источниках права и наличия богатейшего опыта ее применения.

В ходе анализа нормативных правовых актов и научной литературы в сфере исполнения наказаний без изоляции от общества нами было выделено четыре этапа становления воспитательной работы с осужденными с учетом особенностей, присущих каждому из рассматриваемых этапов.

На первом этапе (до 1917 года) появились прообразы наказаний без изоляции от общества, которые сегодня исполняют уголовно-исполнительные инспекции. Так, еще Соборным Уложением 1649 года предусматривалась «отдача несостоятельных должников кредитору в услужение», предполагающая отработку долга для лиц, не способных погасить долговое обязательство. Данный нормативный акт содержал еще один вид наказания, сопоставимый с современными исправительными работами - «работы в кандалах», которые заключались в принудительном труде на благо общества, а в отношении лиц, состоящих на государственной службе, Соборное Уложение 1649 года предполагало «отрешение от должности», что означало для последних утрату своего должностного положения и лишение всех имеющихся привилегий [1].

В этот период возникли предпосылки проведения воспитательной работы с осужденными к наказаниям без изоляции от общества, что выразилось в воспитательном характере наказаний и появлении специфических методов воздействия на преступника.

В период правления Петра I широкое распространение получили «позорящие» наказания: удар по щеке, ошельмование, объявление преступника вне закона и др. [2, с. 142]. В отличие от иных видов наказаний того времени, целью которых было устрашение, «позорящие» наказания преследовали цель публично унизить лиц, преступивших закон, что возможно рассматривать как специфичный метод воздействия на личность.

Указом Екатерины II от 26 июня 1765 года «О производстве дел уголовных, учиненных несовершеннолетними, и о различии наказания по степени возраста преступников» смертная казнь заменялась телесными наказаниями, которые, в свою очередь, исполнялись родителями виновного, как меры домашнего исправления. При этом они считались наилучшим приемом их воспитания [3, с. 252, 261]. Полагаем, что такого рода воздействие на несовершеннолетних осужденных можно рассматривать как метод воспитательной работы с ними, поскольку целью мер домашнего исправления было не устрашение и кара, а воспитание.

Второй этап становления воспитательной работы с осужденными без изоляции от общества - 1917 - 1969 гг. Начало данного этапа ознаменовала Октябрьская Революция 1917 года, в результате которой произошли существенные изменения в законодательстве, расширился перечень наказаний без изоляции от общества. В частности, появились такие виды наказаний, как внушение, выражение общественного порицания; принуждение к действию, не представляющего физического лишения; отрешение от должности; воспрещение занимать ту или иную должность или исполнять ту или другую

68

работу; лишение политических прав, принудительные работы без помещения в места лишения свободы [4].

Ввиду создания Бюро принудительных работ в 1919 году, исполнение наказания в виде принудительных работ без содержания под стражей приобрело особое значение, что отразилось на развитии представлений о проведении воспитательной работы.

Как отмечает П.Н. Красоткин, трудовыми коллективами по месту отбывания принудительных работ осужденными, предпринимались значительные попытки проведения воспитательной работы [5, с. 22]. Мы разделяем данную позицию, поскольку администрация предприятий и учреждений, в которых осужденные отбывали принудительные работы без лишения свободы, а также трудовые коллективы, оказывали на них большое воспитательное воздействие. Смысл такого воздействия заключался в двух аспектах: во влиянии общественного мнения на конкретную личность и в наличии системы наказаний и поощрений. Факт отбывания принудительных работ становился известным всем трудящимся, что вызывало моральное осуждение со стороны коллектива. В свою очередь, это не могло не повлиять на процесс отбывания осужденными принудительных работ.

Законодательно воспитательная работа с осужденными не выделялась в качестве специального полномочия Бюро принудительных работ. Глава IV Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 года содержала лишь меры взыскания, применяемые к лицам, отбывающим принудительные работы без содержания под стражей (перевод на другие работы; незачет в срок небрежно проработанного или самовольно пропущенного времени; арест в дисциплинарном порядке) [6].

В то же время в отношении нарушителей трудовой дисциплины сотрудники Бюро принудительных работ выезжали на предприятия и выступали с беседами и лекциями, участвовали в обсуждении поведения осужденных, также поднимались проблемные вопросы воспитательного воздействия на осужденных к принудительным работам. Благодаря такому взаимодействию, большее количество осужденных становились при этом активными участниками производственного процесса, а после отбывания наказания оставались работать на предприятиях на постоянной основе [7, с. 74].

Несовершеннолетние осужденные являлись объектом повышенного внимания со стороны государственных органов, поэтому Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 декабря 1967 года № 212/1 «Об утверждении положения об общественных воспитателях несовершеннолетних» предусматривалось закрепление за несовершеннолетним осужденным к мере наказания, не связанной с лишением свободы общественного воспитателя. В качестве его основной обязанности применительно к подросткам был контроль за его поведением, оценка результатов перевоспитания несовершеннолетнего, требование от администрации и общественных организаций по месту учебы, работы, жительства несовершеннолетнего устранения недостатков в воспитательной работе [8].

Комиссии по делам несовершеннолетних также оказывали воспитательное воздействие на осужденных к наказаниям без изоляции от общества. В их полномочия входило не только постоянное наблюдение за несовершеннолетними осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, но и проверка состояния воспитательной работы на предприятиях; привлечение общественности к участию в перевоспитании несовершеннолетних; внесение на рассмотрение исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся вопросов о состоянии воспитательной работы [9].

Таким образом, на данном этапе возник специально уполномоченный орган, осуществляющий исполнение наказаний без изоляции от общества. Фактически с осужденными к наказаниям без изоляции от общества проводилась воспитательная работа как органами, исполняющими наказания, так и представителями общественности, однако законодателем она не была отражена как средство исправления.

Третий этап становления воспитательной работы с осужденными без изоляции от общества - 1969 - 1997 гг. ХХ века. Начало третьего этапа развития воспитательной работы с осужденными к наказаниям, исполняемым без изоляции от общества связано с принятием 11 июля 1969 года Основ исправительно-трудового законодательства СССР, Закона РСФСР от 18 декабря 1970 года «Об утверждении исправительно-трудового кодекса РСФСР».

В это время впервые была законодательно закреплена воспитательная работа с осужденными к наказаниям без изоляции от общества. Так, в Основах исправительно-трудового законодательства СССР в отношении осужденных к исправительным работам предусматривалось проведение политико-воспитательной работы, которое в первую очередь возлагалось на коллективы предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания наказания, а уже затем на органы, ведающие исполнением данного наказания. В этом нормативном правовом акте впервые закреплено участие общественности в исправлении и перевоспитании, осуществлении общественного контроля за осужденными к исправительным работам без лишения свободы [10]. Данные положения воспроизводились в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР, утвержденном Законом РСФСР от 18 декабря 1970 года. Позднее была закреплена обязанность в проведении политико-воспитательной работы с условно осужденными.

Помимо законодательного оформления института воспитательной работы с осужденными к наказаниям без изоляции от общества на данном этапе расширялась практика ее применения, все большую роль в такой деятельности играли представители общественности. В этой связи А.Е. Наташев отмечал, что работа по исправлению и перевоспитанию осужденных исключительно многообразная, выходящая за рамки исполнительно-распорядительной деятельности, немыслима без использования сил общественности [11, с. 12]. Действительно, благодаря общественному содействию, возникли новые формы

политико-воспитательной работы с осужденными без изоляции от общества, повышалась ее эффективность.

Указом Президиума ВС РСФСР от 23 августа 1978 года «Об утверждении положения об общественных инспекторах органов, ведающих исполнением исправительных работ» регламентировались обязанности общественного инспектора в сфере политико-воспитательной работы с осужденными. В них входили: проверка ее состояния на предприятиях, учреждениях и организациях, а также проведение на производстве и по месту жительства определенных лиц. При этом общественные инспекторы наделялись правом знакомиться с материалами дела по вопросам политико-воспитательной работы, беспрепятственно посещать предприятия, а также вносить предложения по устранению недостатков в проведении политико-воспитательной работы [12].

Полагаем, что использование потенциала общественных инспекторов в политико-воспитательной работе возможно было бы возродить в деятельности современных уголовно-исполнительных инспекций.

В отношении условно осужденных и осужденных с отсрочкой исполнения приговора суды практиковали возложение обязанности проведения воспитательной работы на определенные трудовые коллективы. Трудовые коллективы предприятий и учреждений, в которых работали осужденные, непосредственно проводили воспитательную работу с осужденными следующим образом. На предприятиях из числа ветеранов труда, кадровых работников, передовиков производства, пользующихся уважением в коллективе, выделялись лица, которые обязаны были наблюдать за поведением осужденного, регулярно заслушивать его отчеты о своем поведении [13, с. 86-90].

Представляется, что опыт заслушивания подобных отчетов осужденных заслуживает рассмотрения в настоящее время, ведь в целях исполнения требований о предоставлении отчетов, осужденные стремились вести правопослушный образ жизни, а работники предприятий также обязаны были осуществлять воспитательные мероприятия.

Исходя из изложенного, следует отметить высокий уровень взаимодействия органов, исполняющих наказания без изоляции от общества, с общественностью, который позволял полноценно реализовать такое средство исправления как политико-воспитательная работа.

Четвертый этап развития воспитательной работы с осужденными без изоляции от общества - с 1997 года до настоящего времени. С принятием 8 января 1997 года Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) изменились виды наказаний без изоляции от общества. Общая часть УИК РФ в регламентации воспитательной работы с осужденными по сравнению с Исправительно-трудовым кодексом РСФСР 1970 года не претерпела изменений - согласно ст. 9 УИК РФ воспитательная работа выступает как средство исправления всех осужденных. В Особенной части УИК появилось указание на необходимость проведения воспитательной работы в отношении осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а не только к исправительным

71

работам и ограничению свободы, как это было в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1970 года.

Постановлением Правительства РФ № 729 от 16 июня 1997 г. «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» в число обязанностей УИИ была включена организация и проведение воспитательной работы с осужденными к исправительным работам и лишению права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью [14].

Однако преобладающими формами воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, являются индивидуальные и групповые беседы с осужденными по разъяснению порядка и условий отбывания наказаний; контроль за поведением осужденных, оказание психологической помощи; проведение бесед с родственниками осужденного и лицами, способными оказывать на него влияние; посещение осужденного по месту жительства и др. [15, с. 122]. На данном этапе можно отметить снижение использования сил общественности при осуществлении уголовно-исполнительными инспекциями воспитательной работы с осужденными.

Подводя итоги исторического анализа развития воспитательной работы с осужденными к наказаниям без изоляции от общества, можно сделать определенные выводы. Во-первых, наиболее продуктивно воспитательная работа проводилась на третьем этапе - в период с 1969 по 1997 гг. Во-вторых, полагаем возможным и необходимым восстановить имеющийся опыт в части участия общественности в исправлении осужденных и осуществлении общественного контроля. В-третьих, необходимо рассмотреть возможность возврата так называемых общественных инспекторов в сфере воспитательной работы с осужденными. В-четвертых, возможно расширить функции трудовых коллективов в сфере воспитательной работы с осужденными, трудоустроенными в организации.

Таким образом, учет положительного исторического опыта правового регулирования и практического осуществления воспитательной работы с осужденными к наказаниям без изоляции от общества может оказаться весьма полезным в совершенствовании современного уголовно-исполнительного законодательства и практики его применения в рассматриваемой сфере.

Список литературы

1. Соборное уложение 1649 года // Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/57791500/ (дата обращения: 20.04.2020).

2. Российский курс уголовно-исполнительного права. В 2х томах. Т. 1. Общая часть: учебник / под ред. В.Э. Эминова, В.Н. Орлова. М.: МГЮА имени О.Е. Кутафина; ООО «Издательство Элит», 2012. 696 с.

3. Хлопов Г. Указ о малолетних преступниках от 26 июня 1765 года // Журнал Министерства юстиции. Петроград. 1915. № 6. С. 248 - 261.

72

4. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР: постановление Народного Комиссариата Юстиции от 12.12.1919 // СУ РСФСР. 1919. № 66. Ст. 590.

5 Красоткин П.Н. Применение мер воспитательного воздействия к осужденным, отбывающим наказания в виде обязательных работ и исправительных работ: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань [Место защиты: Акад. права и упр. Федер. службы исполнения наказаний]. 2014. 195 с.

6. Об утверждении Исправительно-трудового Кодекса РСФСР: постановление ВЦИК от 16.10.1924 // СУ РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903.

7. Бушуев И.А. Исправительные работы. Москва: Госюриздат, 1959.

136 с.

8. Об утверждении положения об общественных воспитателях несовершеннолетних: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 13.12.1967 № 212/1 // Ведомости ВС РСФСР. 1967. № 51. Ст. 1239.

9. Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних: Указ Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 // Ведомости ВС РСФСР. 1967. № 23. Ст. 536.

10. Об утверждении Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик: Закон СССР от 11.07.1969 № 4074-VII // Ведомости ВС СССР. 1969. № 29. Ст. 247.

11. Наташев А.Е. Наблюдательные комиссии и их роль в осуществлении советской исправительно-трудовой политики: автореферат дис. ... канд. юрид. наук / Высш. школа МВД РСФСР. Москва : [б. и.], 1962. 18 с.

12. Об утверждении положения об общественных инспекторах органов, ведающих исполнением исправительных работ: Указ Президиума ВС РСФСР от 23.08.1978 // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 35. Ст. 940.

13. Вольфман Г.И., Шевченко Н.П. Условное осуждение и роль общественности в исправлении и перевоспитании осужденных // Советское государство и право. 1960. № 12. С. 86-90.

14. Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности: Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 729 // Российская газета. 1997. 25 июня. № 121.

15. Смирнова И.Н. Проблемы воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества // Человек: преступление и наказание. 2009. № 4 (67). С. 119-122.

Бякина Светлана Игоревна, bjakinasvetlana@rambler.ru, Россия, Рязань, Академия ФСИН России

STAGES OF FORMATION OF EDUCATIONAL WORK WITH PRISONERS SENTENCED TO PUNISHMENTS NOT RELATED TO ISOLATION FROM SOCIETY

S. I. Byakina

In the article, the author identifies and considers the stages of formation of educational work with convicts without isolation from society. The article analyzes the main normative acts in the history of Russia that regulate educational work with convicts without isolation from society. The main forms of public participation in conducting educational work with convicts without isolation from society are studied.

Key words: The enforcement history of the educational work persons convicted without isolation from society, the criminal-Executive inspection.

Byakina Svetlana Igorevna, bjakinasvetlana@rambler.ru, Russia, Ryazan, Academy of the Federal penitentiary service of Russia.

УДК 343.847

МЕРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ

ОТ ОБЩЕСТВА

Г.М. Ватылев

Рассматриваются проблемы применения мер поощрения в отношении осужденных к наказаниям, исполняемым без изоляции от общества. Исследуется эффективность применения мер поощрения. Демонстрируются проблемы регулирования мер поощрения в отношении осужденных, отбывающих виды наказаний без изоляции от общества, формулируются предложения по модернизации уголовно-исполнительного законодательства России в связи с исследуемой проблемой.

Ключевые слова: штраф, исправительные работы, обязательные работы, меры поощрения, осужденный, стимулирование, уголовно-исполнительное законодательство.

В ходе реформирования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства России назрела потребность в дополнительном вводе в правоприменительную практику принципиально новых видов уголовных наказаний, которые будут направлены на снижение распространенности применения наказания в виде лишения свободы. Наказания, исключающие лишение или ограничение свободы, выполняют ключевую роль в предупреждении преступности. Реализуя наказания без изоляции от общества, мы максимально рационально подойдем к решению вопроса, касающегося достижения целей уголовной ответственности относительно лиц, впервые совершивших преступления небольшой или средней тяжести.

Согласно ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) исправление осужденных трактуется как формирование у последних уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Не секрет, что одним из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.