Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ «ТРИ КРАСОТЫ» В ХУДОЖЕСТВЕННO-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ ДРЕВНЕКИТАЙСКИХ ПОЭТОВ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ (К ПРОБЛЕМЕ КОННОТАЦИИ)'

КОНЦЕПЦИЯ «ТРИ КРАСОТЫ» В ХУДОЖЕСТВЕННO-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ ДРЕВНЕКИТАЙСКИХ ПОЭТОВ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ (К ПРОБЛЕМЕ КОННОТАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция / три красоты / Китай / Ван Чанлинь / музыка / поэзия / искусство / эстетика / вокал / коннотация / concept / three beauties / China / Wang Changlin / music / poetry / art / aesthetics / vocals / connotation

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжоу Лян

В статье в кратком изложении представлены особенности художественно-эстетической концепции «Три красоты», которая сформировалась в китайской поэзии в эпоху Тан (618-907 гг.). В основе концепции представлены результаты многовековой рефлексии представителей китайской поэзии, которые были отражены в работе одного из лучших поэтов эпохи – Ван Чанлиня. Суть концепции заключалась в триединстве компонентов, которые оказывают воздействие на восприятие и оценку поэтических творений и должны быть обязательно учтены их авторами в процессе создания. Этими компонентами являются предмет, эмоция и художественный образ. Именно они обеспечивают уникальность, неповторимость и художественно-эстетическую ценность аспекта поэтического творения, а также предопределяют особенности его воздействия на слушателя. Положения концепции имеют значимость для коннотации музыкальных и поэтических текстов, которая необходима для интерпретации музыкального вокального наследия Китая и при подготовке к исполнению. В статье приводятся особенности преломления каждого компонента концепции в процессе коннотации на примере вокального произведения Ван Чжисиня – одного из самых известных композиторов Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF "THREE BEAUTIES" IN THE ARTISTIC AND AESTHETIC VIEWS OF ANCIENT CHINESE POETS AND ITS MANIFESTATION IN THE WORKS OF CHINESE COMPOSERS (TO THE PROBLEM OF CONNOTATION)

The article briefly presents the features of the artistic and aesthetic concept of "Three Beauties", which was formed in Chinese poetry in the Tang era and is still one of the leading in the art of China. The concept is based on the results of centuries-old reflection of representatives of Chinese poetry, which were reflected in the work of one of the best poets of the Tang dynasty, Wang Changlin. The essence of the concept was the trinity of components that affect the perception and evaluation of poetic creations and must necessarily be taken into account by their authors in the process of creation. These components are the subject, emotion and artistic image. It is they who ensure the uniqueness and uniqueness and artistic and aesthetic value of the aspect of poetic creation, as well as determine the features of its impact on the listener. The provisions of the concept are important for the connotation of musical and poetic texts, which is necessary for the interpretation of musical vocally

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ «ТРИ КРАСОТЫ» В ХУДОЖЕСТВЕННO-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ ДРЕВНЕКИТАЙСКИХ ПОЭТОВ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ (К ПРОБЛЕМЕ КОННОТАЦИИ)»

8. Nekhvyadovich L.I. Etnicheskie tradicii kak istochnik formoobrazovaniya v iskusstve // Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta.- 2011. - № 2-1 (70). - S. 182-189.

9. Fesenko T. A. Konceptual'nye sistemy kak kontekst upotrebleniya i ponimaniya verbal'nyh vyrazhenij // Kognitivnye aspekty yazykovoj kategorizacii : sb. nauch. tr. - Ryazan', 2000. - S. 144.

10. SHamil' SHamurzaev : katalog vystavki proizvedenij / sost. V.N. Kalinkin.-Groznyj, 1980. - 128 s.

УДК 78.05

Чжоу Лян

КОНЦЕПЦИЯ «ТРИ КРАСОТЫ» В ХУД0ЖЕСТВЕНН0-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ ДРЕВНЕКИТАЙСКИХ ПОЭТОВ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ (К ПРОБЛЕМЕ КОННОТАЦИИ)

В статье в кратком изложении представлены особенности художественно-эстетической концепции «Три красоты», которая сформировалась в китайской поэзии в эпоху Тан (618-907 гг.). В основе концепции представлены результаты многовековой рефлексии представителей китайской поэзии, которые были отражены в работе одного из лучших поэтов эпохи - Ван Чанлиня. Суть концепции заключалась в триединстве компонентов, которые оказывают воздействие на восприятие и оценку поэтических творений и должны быть обязательно учтены их авторами в процессе создания. Этими компонентами являются предмет, эмоция и художественный образ. Именно они обеспечивают уникальность, неповторимость и художественно-эстетическую ценность аспекта поэтического творения, а также предопределяют особенности его воздействия на слушателя. Положения концепции имеют значимость для коннотации музыкальных и поэтических текстов, которая необходима для интерпретации музыкального вокального наследия Китая и при подготовке к исполнению. В статье приводятся особенности преломления каждого компонента концепции в процессе коннотации на примере вокального произведения Ван Чжисиня - одного из самых известных композиторов Китая.

Ключевые слова: концепция, три красоты, Китай, Ван Чанлинь, музыка, поэзия, искусство, эстетика, вокал, коннотация

Zhou Liang THE CONCEPT OF "THREE BEAUTIES" IN THE ARTISTIC AND AESTHETIC VIEWS OF ANCIENT CHINESE POETS AND ITS MANIFESTATION IN THE WORKS OF CHINESE COMPOSERS (TO THE PROBLEM OF CONNOTATION)

The article briefly presents the features of the artistic and aesthetic concept of "Three Beauties", which was formed in Chinese poetry in the Tang era and is still one of the leading in the art of China. The concept is based on the results of centuries-old reflection of representatives of Chinese poetry, which were reflected in the work of one of the best poets of the Tang dynasty, Wang Changlin. The essence of the concept was the trinity of components that affect the perception and evaluation of poetic creations and must necessarily be taken into account by their authors in the process of creation. These components are the subject, emotion and artistic image. It is they who ensure the uniqueness and uniqueness and artistic and aesthetic value of the aspect of poetic creation, as well as determine the features of its impact on the listener. The provisions of the concept are important for the connotation of musical and poetic texts, which is necessary for the interpretation of musical vocally

Key words: concept, three beauties, China, Wang Changlin, music, poetry, art, aesthetics, vocals, connotation

Введение

Художественные концепции в классической литературе и искусстве Китая формировались на протяжении долгого периода существования страны. Первые признаки их проявления можно найти в древнекитайских «Книге песен», «Книге перемен», «Чжуанцзы» и «Песнях Чу», которые существовали еще во II тысячелетии до нашей эры. Однако становление зрелых художественных концепций в литературе и поэзии Китая происходит гораздо позже. Из них особо выделяется концепция «Три красоты», которая до сих пор имеет высокую ценность и непреходящее значение.

Литературный обзор

Изучению этой концепции и ее значимости для творчества китайских поэтов были посвящены работы китайских и российских исследователей. С общефилософских позиций проблема смысловой множественности художественного текста исследовалась множеством ученых. Среди них можно отметить труды Т.М.Терещенко [9], Ван Фучжи [2], Ван Юя [4] и др. Музыкальный текст с позиции его смыслового содержания исследовался достаточно обширно. При этом существует большая амплитуда мнений относительно смыслового анализа музыкальных текстов. Среди наиболее известных работ можно отметить

труды таких авторов, как Хэ Тяньчжун и Ян Лицзюань [10] и др. Как знаковая система музыкальный текст был предметом анализа Ху Пэнлинь и Хан Ханге [11], Чэн Дачжен [13] и др.

Материалы и методы

При подготовке статьи использовался комплексный подход, опирающийся на научные достижения музыкознания, семиотики, герменевтики, литературоведения, лингвистики, поэтики и ряда других областей, занимающихся изучением смыслообразования и толкования художественных текстов, личностный подход к гуманитарным объектам, сравнительный анализ научно-теоретической литературы, интонационно-смысловой и структурно-семантический анализ текста, методы эмпирического исследования.

Результаты.

Автором концепции «Три красоты» был Ван Чанлинь основные положения

этой концепции были отражены в его «Сборнике стихотворений Пяти династий Тан». У Ван Чанлиня «три красоты» представляли три важнейших компонента творческого процесса, которые должны быть учтены при создании поэтических произведений: предметная среда / эмоциональная среда / художественный замысел Ш / ШШ / ЖШ).

Концепция «Три красоты» формировалась в китайской поэзии VI-VII вв., отражала предыдущий опыт развития китайской поэзии, результаты философского обобщения путей развития китайской поэзии того времени и не случайно возникла именно в эпоху Тан [8]. «Поэзия эпохи Тан в Китае — огромный мир высоких человеческих чувств и мыслей, художественных откровений и философских обобщений. Жизнь природы и ее восприятие человеком, радости и печали земного существования, любовь к родине, дружба, счастье общения и грусть при разлуке, сплетение «пейзажной» и «пограничной» темы, гражданские мотивы, верность идеалам и долгу - в этом поэзия танских лириков», - отмечалось в комментарии к сборнику «Китайская поэзия классической эпохи [6].

Ван Чанлинь (ок. 698-756) - один

из самых известных поэтов Китая эпохи династии Тан. Основные положения этой концепции были отражены в его «Сборнике стихотворений Пяти династий Тан», который был утерян и дошел до нас в только в виде фрагментов. «Есть три эстетических сферы поэзии: предметная среда / эмоциональная среда / художественный замысел (^Ш / ШШ /

ЖШ), но их акценты разные», - отмечал он [14]. Го Ин пишет: «Поэзия имеет "три царства" - это краткое изложение личного творческого опыта Ван Чанлина, а также высокая степень обобщения в пейзажной поэзии и песнях. Это - классическая лирическая литературная теория, уникальная для китайской нации, и она занимает очень важное место в истории и теории литературы» [5].

Концепция была предметом исследования Ван Сяолиня [1], который дал интерпретацию ее трех компонентов.

Предметная среда фокусируется на объективном предмете или эмоции, которая представлена в конкретном и интуитивно понятом художественном образе. Поэтому ключ к его созданию лежит в «понимании объективного предмета», чтобы предметный образ мог быть представлен «духовно в сердце» и осмыслен, чтобы реализоваться далее в эстетически совершенной форме».

Эмоциональная среда (второй компонент концепции - Ч. Л.) фокусируется на эмоциях гнева, печали и радости людей, которые носят предметный характер и в зависимости от предмета (реального или воображаемого) могут также характеризоваться новыми, сложными и красивыми художественными и смысловыми проявлениями. Поэтому процесс постижения поэтического произведения заключается в том, чтобы переживать, сопереживать и мыслить так, как это мог делать сам автор. Важно учесть мнение Ван Сяолина: «Также мы должны учитывать и особенности жанра, в котором может реализоваться идея автора. Более того, эмоция при этом используется как движущая сила для развития художественной структуры» [1].

Античные поэты особое внимание уделяли органичному соединению «эмоции» и «предмета» в создании литературных образов, стремясь создать особое художественно-эстетическое состояние, когда эмоция и физический предмет сливаются друг с другом: эмоция содержит физический предмет, а предмет содержит эмоцию.

Третий компонент концепции - художественный образ. «Наилучшее проявление художественного замысла - в сублимировании из этого совмещенного и органичного состояния эмоций и предметов целостного художественного образа, несущего черты высокой эстетики», - отмечал Ван Сяолин [1].

Обращаясь к теме проявления концепции «Три красоты» в музыкальном искусстве, можно опираться на выводы Го Ин. Она писа-

ла: «Различные категории искусства взаимосвязаны. Что касается метода оценки музыки, то суждения Ван Чанлиня о трех сферах поэзии и искусства дало нам хороший пример <...> Использование в процессе обучения этих трех компонентов концепции для коннотации и понимания художественной концепции в музыке является довольно эффективным» [5].

Концепция «Три красоты» в китайской поэзии и в музыкальном искусстве имеет фундаментальное значение для коннотации содержания и интерпретации формальных признаков, конкретных случаев взаимодействия между поэтическим и музыкальным текстом, что обязательно должно приниматься во внимание в процессе работы над музыкально-поэтическими творениями китайских композиторов.

При коннотации содержания произведений мы учитывали, что состояния, которые можно непосредственно ощутить в стихах и картинах, не так легко воспринять в музыке, однако целостный художественный образ приобретает неповторимые черты в процессе исполнения и по-своему отражает заложенные в произведении смыслы и информацию.

Первым шагом при коннотации текста и музыки в произведении является понимание состояния предметной среды. Чтобы создать пейзажную поэму, должно сначала наблюдать за внешним видом предметной среды и ознакомиться с присущими ей различными формами. Точно так же, при чтении стихотворения о пейзаже первое из того, что подлежит распредмечиванию - это сцена, форма и цвет предметов, отображенных в стихотворении. Только так автор или читатель может оказаться в реальном месте и получить представление о предмете. Поэзия и живопись основаны на реализме и красоте внешнего мира, и музыка тоже не является исключением.

Обсуждения

Концепция «Три красоты» имеет очень важное значение не только для понимания китайской поэзии от древних времен до настоящего времени, но и должна приниматься во внимание при создании и исполнении вокальных произведений на стихи китайских поэтов, что объективно предполагает применение коннотации как средства опредмечивания и распредмечивания содержания. Рассмотрим принципы взаимодействия поэтического и музыкального текста на примере отдельных произведений. Одно из них - сочинение композитора Чжоу Вэньчжуна «Высокие горы и текущая вода», созданное для ансамбля фортепиано и гучжэна [12]. История создания этого произведения содержится в книге Ли Юкоу «Liezi Tangwen». «Liezi Tangwen» происходит от имени «Liezi». Вероятно, книга была написана Ли Юкоу. Она состоит из 8 томов и 134 глав, большую часть которых составляют фольклор, басни и мифы.

Музыкант Бойя играл на цине в пустыне, где его игру услышал дровосек Чжун Цзыци. Цзыци был восхищен игрой Бойя и завороженно наблюдал за движениями его рук. По характеру этих движений - то плавных, то резких - Цзыци понимал, какие именно пейзажи (горы или воду) изображает Бойя в музыке. Через некоторое время Чжун Цзыци умер от болезни, поэтому Бойя перестал играть на цинь, так как никто в мире не мог понять его музыки так, как это делал Цзыци.

Обратимся к музыкальному тексту Чжоу Вэньчжуна «Высокие горы и текущая вода» (Рис.1). Рисунок мелодии начального периода (н. п. 1) медленно движется то вверх, то вниз, имитируя волны. Сочетание пентатоники, мягкого и лирического тембра, создают ощущение журчания ручья или реки, которая течет грациозно и красиво:

Рисунок 1. Чжоу Вэньчжун «Высокие горы и текущая вода»

Во второй половине произведения (Рис. 2) като в правой руке и восходящих арпеджио в

преобладает мажорное наклонение. Фактура левой, певучих интонаций широкого дыхания.

уплотняется на счет торжественных аккор- Все эти средства помогают создать атмосферу

дов, чередовании октавных пассажей на стак- величественных гор.

Рисунок 2. Чжоу Вэньчжун «Высокие горы и текущая вода»

Таким образом, композитор музыкальными средствами создает яркий пейзаж, заставляет вслушиваться в мелодическое движение, сопоставлять стихи и музыку, различать атмосферу статичных гор и текущей воды, вызывая у слушателей ряд ассоциаций. В соответствии с концепцией «три красоты» - композитор помогает «погрузиться в окружающую среду, увидеть это состояние сердцем», то есть сделать предметную среду явственной, и естественным образом войти в «предметное» состояние музыки.

Еще одним примером может стать произведение для фортепиано «Три повторения имени Ян Гуаня». Оно написано композито-

ром Чжоу Вэнь Чжуном и основано на стихотворении Ван Вэя «Проводы Юаня в Аньси» [7]. «Проводы Юаня в Аньси» - это древние стихи из семи иероглифов, созданные поэтом династии Тан Ван Вэем. Первые две строфы этого стихотворения описывают пейзажи города Вэйчэн и указывают на время, место и атмосферу прощания с Юанем; третья строка раскрывают тему прощания, но не содержит слов печали. Последняя строка выражает сильное и глубокое чувство тревоги родителей и друзей во время проводов Юаня на войну.

Стихотворение очень короткое, всего 27 слов.

wrn Лй^ zho yün, Ранняя утренняя морось в Вэйчэне смо-

ки shи qng liü sи xn. чила придорожную пыль,

quan jn gиng jMn yi jiü, И ивы возле гостевого дома становились

y6ng gun шъ gщ гйп. тттк все зеленее и свежее.

Я призываю вас испить это хорошее про-

щальное вино и отправиться на запад из Ян-

гуаня,

Вам будет трудно снова встретиться со

своим старым другом.

Обратимся к музыкальному прочтению стихотворения (Рис. 3]:

Andante тр >

Мт- ш U к

Í- » г-

"г! е

адга- tj¡J ■ Щщ *jl«¡ f 4!j

Р '.г

]> J

: ■ '

<wLJU-r~ Г-тр m-f rjTHlüD"r Г , г» г-ч

'йГг J v

В V

—+, --

Рисунок 3. Чжоу Вэнь Чжун «Три повторения имени Ян Гуаня»

Мелодия Чжоу Вэнь Чжуна изысканная, простая и нежная. Мелодия в пентатонном ладу имеет оттенок грусти, задавая печальный тон атмосфере прощания. Звуки дождя здесь имитируются с помощью звука повисающих аккордов в правой руке.

Рассмотрим случай применения концепции «Три красоты» в процессе коннотации на примере романса Ван Чжисиня «Ночная песня в рыбацкой лодке» на слова Ван Бо [3]. Поэтическая основа взята из «Предисловия к павильону Тэнван» Ван Бо, в котором отражены спокойные пейзажи около городка рыбаков под лучами заката у озера Тайху. Произведение основано на фрагменте из «Предисловия к павильону Короля Тенга» Ван Бо: «уъ zhu

chang wan, qiyng xiang рй^ li zh (УМ^Ш^'^ШШкШ- Вечером рыбак пел на рыбацкой лодке, и песня передавалась на весь берег озера Поянху. Музыка здесь изображает рыбацкий городок Цзяннань на берегу озера Тайху и неторопливые переливы воды под закатным небом.

Этот романс для скрипки имеет три части. Первый куплет (Рис. 4) - адажио. Правая рука пианиста исполняет основную мелодию, а левая рука слегка прикасается к клавиатуре, воспроизводя мягкий и красивый ритм воды, как будто рыбацкая лодка мягко скользит по озерной воде, отражающей теплый золотой закат солнца.

Рисунок 4. Ван Чжисинь «Ночная песня в рыбацкой лодке»

Композитор создает неповторимое зрелище, в котором мы можем оценить красоту озера и гор около городка Цзяннань, увидеть отражение предметной среды вкупе с эмоциями блаженного умиротворения. Художественный образ несет неповторимые черты и рождается из слияния предметной (отражен-

ной словами) эмоциональной и звуковой сфер.

Второй абзац (Рис. 5) продолжает тон первого абзаца, но темп чуть ускорен. К поэтической и мягкой «декорации» добавляется повествовательный элемент «возвращения», показывающий живую и яркую картину жизни.

Рисунок 5. Ван Чжисинь «Ночная песня в рыбацкой лодке», 2-й раздел

Третий абзац (Рис. 6) - аллегро, интенсив- техника, а также прорисован звук качания, ность усилена, использована вариационная переливов и плеска волн.

Рисунок 6. Ван Чжисинь «Ночная песня в рыбацкой лодке», 3-й раздел

Средства выразительности в этом разделе при коннотации музыкального текста. Неярко изображают радостную сцену воссоеди- смотря на то, что рассмотренные нами при-нения семьи по возвращению рыбацкой лод- меры относятся к жанру инструментальной ки. В этот момент исполнитель должен сосре- музыки, все они созданы на основе образов доточиться на художественном замысле древней китайской поэзии. В этом случае, «слияния эмоций и предметов», выраженных средства музыкальной выразительности -в произведении, и насладиться философской лад, фактура, мелодический рисунок, гармо-концепцией гармонии человека и природы. нические краски - становятся носителями

Заключение смысловой нагрузки, а их выбор определяется

Подводя итоги, отметим, что концепция художественной концепцией стихотворного «три красоты», созданная еще в VIII веке, ак- первоисточника. Несомненно, исполнителям туальна для поэтов и музыкантов современ- необходимо учитывать глубокую взаимосвязь ной эпохи. Все три ее составляющих - пред- поэзии, философии и музыки в произведени-метная среда, эмоциональная сфера и художе- ях композиторов Китая и учитывать ее в про-ственный образ - являются определяющими цессе интерпретации.

Литература:

1. Ван Сяолин. О красоте художественной концепции в китайской классической поэзии // Журнал Наньчанского педагогического института. - 2001.- Вып. 1.- С. 16-18.

2. Ван Фучжи. Стихотворения Цзянчжай // Предсмертная записка Чуаньшань. - Пекин: Народный обзор, 1936.- С. 234.

3. Ван Чжисинь. Ночная песня в рыбацкой лодке [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.xinyuepu.com/gangqin/20191/15539.html (дата обращения: 28.06.2022).

4. Ван Юя. Поэзия Цанлан. - Пекин: Чжунхуа, 2014. - 250с.

5. Го Ин. Метод «трех сфер» в обучении оценке музыки / / Литературный обзор. - 2013.- №2.- С. 32-33.

6. Китайская поэзия классической эпохи: Ду Фу, Ли Бо [Электронный ресурс] / пер. Л. Эйдлин.-Москва, 1987.- (Серия: «Библиотека китайской литературы. Художественная литература»).- URL -https://vk.com/wall-67308657_4715 (дата обращения: 5.08.2022).

7. Сунь Цзиньнань. Оценка знаменитых китайских и зарубежных песен. - Шаньдун: Шаньдунское образование, 1985. - 184с.

8. Танская поэзия // Большая китайская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://shansbooks.ru/spravochnik-kitaista/tanskaya-poeziya-/ (дата обращения: 7.10.2022).

9. Терещенко Т. М. Концепт «красота» в китайской лингвокультуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://izron.ru/artides/perspektivy-razvitiya-sovremennykh-gumanitarnykh-nauk-sbornik-nauch-nykh-trudov-po-itogam-mezhdunarod/sektsiya-25-yazyki-narodov-zarubezhnykh-stran-evropy-azii-afriki-abo-rigenov-ameriki-i-avstralii-s-uk/kontsept-krasota-v-kitayskoy-lingvokulture/ (дата обращения: 11.09.2022 ).

10. Хэ Тяньчжун, Ян Лицзюань. О теории художественного замысла Ван Чанлина // Журнал ЮжноЦентрального национального университета.- 2010.. - №30, вып. 5. - С. 146-151.

11. Ху Пэнлинь, Хан Ханге. Единство Неба и человека и духа китайской эстетики // Журнал Уханьско-го технологического университета.- 2013.- Т. 26, № 6. - С. 932-938.

12. Ци Юйи, Ван Ди. «Бегущая вода» // Журнал Нанкинского института искусств. Музыка и исполнение. - 1984.- № 1. - С 23-24.

13. Чэн Дачжен. Эстетическая мысль в древнекитайской поэзии // Газета Университета в Ухане. -1982.- № 1.14. Чжан Бои. Сборник стихотворений пяти династий династии Тан.- Нанкин : Феникс Пресс, 2002.- С.

145-147.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Van Syaolin. O krasote hudozhestvennoj koncepcii v kitajskoj klassicheskoj poezii // ZHurnal Nan'chanskogo pedagogicheskogo instituta. - 2001.- Vyp. 1.- S. 16-18.

2. Van Fuchzhi. Stihotvoreniya Czyanchzhaj // Predsmertnaya zapiska CHuan'shan'. - Pekin: Narodnyj obzor, 1936.- S. 234.

3. Van CHzhisin'. Nochnaya pesnya v rybackoj lodke [Elektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: http://www.xinyuepu.com/gangqin/20191/15539.html (data obrashcheniya: 28.06.2022).

4. Van YUya. Poeziya Canlan. - Pekin: CHzhunhua, 2014. - 250s.

5. Go In. Metod «trekh sfer» v obuchenii ocenke muzyki / / Literaturnyj obzor. - 2013.- №2.- S. 32-33.

6. Kitajskaya poeziya klassicheskoj epohi: Du Fu, Li Bo [Elektronnyj resurs] / per. L. Ejdlin.- Moskva, 1987.-(Seriya: «Biblioteka kitajskoj literatury. Hudozhestvennaya literatura»).- URL - https://vk.com/wall-67308657_4715 (data obrashcheniya: 5.08.2022).

7. Sun' Czin'nan'. Ocenka znamenityh kitajskih i zarubezhnyh pesen. - SHan'dun: SHan'dunskoe obrazovanie, 1985. - 184s.

8. Tanskaya poeziya // Bol'shaya kitajskaya enciklopediya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://shansbooks.ru/spravochnik-kitaista/tanskaya-poeziya-/ (data obrashcheniya: 7.10.2022).

9. Tereshchenko T. M. Koncept «krasota» v kitajskoj lingvokul'ture [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://izron.ru/articles/perspektivy-razvitiya-sovremennykh-gumanitarnykh-nauk-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarod/sektsiya-25-yazyki-narodov-zarubezhnykh-stran-evropy-azii-afriki-aborigenov-ameriki-i-avstralii-s-uk/kontsept-krasota-v-kitayskoy-lingvokulture/ (data obrashcheniya: 11.09.2022 ).

10. He Tyan'chzhun, YAn Liczyuan'. O teorii hudozhestvennogo zamysla Van CHanlina // ZHurnal YUzhno-Central'nogo nacional'nogo universiteta.- 2010..- №30, vyp. 5. - S. 146-151.

11. Hu Penlin', Han Hange. Edinstvo Neba i cheloveka i duha kitajskoj estetiki // ZHurnal Uhan'skogo tekhno-logicheskogo universiteta.- 2013.- T. 26, № 6. - S. 932-938.

12. Ci YUji, Van Di. «Begushchaya voda» // ZHurnal Nankinskogo instituta iskusstv. Muzyka i ispolnenie. -1984.- № 1. - S 23-24.

13. CHen Dachzhen. Esteticheskaya mysl' v drevnekitajskoj poezii / / Gazeta Universiteta v Uhane. - 1982.- №

1.14. CHzhan Boi. Sbornik stihotvorenij pyati dinastij dinastii Tan.- Nankin : Feniks Press, 2002.- S. 145-147.

УДК 781.7

Чэнь Яньшу

ЖАНР ХУАЭР ИЗ КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ГАНЬСУ: РАЗНОВИДНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ

В статье представлено исследование о народном жанре хуаэр из провинции Ганьсу в Китае, выделены ареалы формирования, виды Хэхуан и Миньтао хуаэр, подвиды любовного, исторического, бытового, литературного содержания. Рассматриваются черты стиха, строфы, рифмы, поэтики, мелодии, ладов и фактуры. Материал был собран автором в экспедиции в уезде Минь провинции Ганьсу. Исследование найденных песен в жанре хуаэр еще не были изучены, что делает тему исследования новой и актуальной. Жанр хуаэр охраняется ЮНЕСКО.

Ключевые слова: Китай, Ганьсу, фольклор, традиция, хуаэр, народные лады, поэтика, рифма

Chen Yanshu GENRE OF HUA'ER FROM THE CHINESE PROVINCE OF GANSU: VARIETIES AND PECULIARITIES

The article discusses a traditional lyrical genre of Hua'er specific for the province of Gansu in China. The article frames geographic area where tradition and peculiar traits of Hehuan and Mingtao Hua'er were constituted. Their content is diverse, and this factor influenced appearance of new subgenres including songs about love, history, living issues - all of literature origin. Under the scope of research there are peculiarities of verse, composition of stanza, different kinds of rhymes, traits of poetics (artistic poetic methods), tropes (metaphor, hyperbole, contrast, parallelism, reality of dreams, metonymy), stylistic figures (repeat, question-answer structure). The usage of these elements aims for more expressiveness of melodies and lyrics of Hua'er. Developed wide range melodies comprised of three phrases and based on pentatonic scale modes are presented. Heterophone type of polyphony is discovered. The materials were collected by the author in the expedition at the Ming county of Gansu. Its peculiarities are in improvisational lyrics with plethora of metaphors and auxillary parts of speech, formula type melodies of different transposition and words. It is elicited that the discovered songs in the genre of Hua'er have not yet been researched and that their style is in the vein of tradition Ming and is close to the style of the province of Jinhay which in the earlier history was part of Gansu territories. The genre of Hua'er has proved to be so valuable for both local tradition and for China in general that it is currently under UNESCO protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.