Научная статья на тему 'Концепция субъективности В. Д. Кудрявцева-Платонова'

Концепция субъективности В. Д. Кудрявцева-Платонова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
810
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Коновалова Елена Николаевна

В. Д. Кудрявцев-Платонов, в философской системе которого важное место отводилось гносеологии, активно использовал понятия, связанные с темой субъекта и субъективности. Русский философ исследовал субъективность в аспекте соотношения с объективностью, объективным знанием. Субъективность трактовалась им как специфическое свойство человеческого познания. Процесс познания, в трактовке Кудрявцева-Платонова, субъективен в том смысле, что объективность, объективный мир дан человеку в субъективной форме. Вместе с тем, поскольку философ исходил из понимания процесса познания как взаимодействия субъекта и объекта, субъективность не противопоставлялась им объективности, а понималась как необходимое условие объективности. Библиогр. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V. D. KUDRYAVTSEV-PLATONOV'S CONCEPTION OF SUBJECTIVITY

The philosophical system by V. D. Kudryavtsev-Platonov, in which gnoseology took an important place, used the notions, connected with the theme of subject and subjectivity. Russian philosopher investigated subjectivity in terms of its correlation with objectivity, objective knowledge. He understood subjectivity as a specific characteristic of human cognition. The process of cognition, according to V. D. Kudryavtsev-Platonov, is subjective in the sense that objectivity, objective world is given to man in the subjective form. At the same time, as the philosopher understood the process of cognition as the interaction of subject and object, subjectivity was not opposed to objectivity, but was understood as necessary condition of objectivity.

Текст научной работы на тему «Концепция субъективности В. Д. Кудрявцева-Платонова»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ББК 87.3(2)51

Е. Н. Коновалова

Астраханский государственный технический университет Кафедра философии и культурологии

КОНЦЕПЦИЯ СУБЪЕКТИВНОСТИ В. Д. КУДРЯВЦЕВА-ПЛАТОНОВА

В истории философской мысли, как западной, так и отечественной, существовали различные трактовки субъективности. Так, в классической европейской философии Нового времени получила развитие гносеологическая традиция рассмотрения субъективности - в связи с анализом процесса познания - в рамках субъект-объектной проблематики. В русле следования данной традиции субъективность трактовалась и некоторыми представителями русской философской мысли, которые, безусловно, не слепо копировали идеи западных мыслителей, но критически перерабатывали их и давали им оригинальную интерпретацию. В этом плане заслуживает внимания концепция субъективности В. Д. Кудрявцева-Платонова - одного из виднейших представителей духовно-академической философии России XIX в.

Кудрявцев-Платонов активно использовал понятия, связанные с темой субъекта и субъективности. Прежде всего, следует указать на употребление философом термина «субъективный» при характеристике созданной им системы трансцендентального монизма. Суть последней состоит в признании истинности существования как духовной, так и физической реальности, равно как и возвышающегося над ними и объединяющего их начала - Абсолютного Совершенного Существа. Наряду с этим Кудрявцев-Платонов прибегал и к другим определениям оснований бытия: мир внутренний - мир внешний - мир сверхчувственный, бытие субъективное - бытие объективное - Абсолютное совершенное бытие. Отсюда выстраивались следующие параллели: мир физический - мир внешний - объективное бытие, мир духовный - мир внутренний - субъективное бытие.

Под бытием субъективным, носителем которого выступает сам человек, философ понимал «бытие нашего я и его субъективных состояний», или иначе - «бытие всех психических феноменов, подпадающих сознанию нашего я, - существование того, что мы называем субъективным миром» [1, с. 49-50]. Бытие «нашего я», по мысли философа, не выводится из его определенных и частных проявлений, будь то мышление, чувство, желание и пр. Понятие собственного существования, согласно Кудрявцеву-Платонову, есть «простой, первоначальный и несомненный факт самосознания» [1, с. 48].

Философ исходил из того положения, что человеческое «Я» не существует отдельно от всех его субъективных или психологических состояний, в которых оно выражается. Только в абстракции, отмечал он, «можно представить себе состояние нашего сознающего себя я без всяких определенностей, представить себя не думающим, не чувствующим, не желающим, но просто сознающим свое существование и утверждающим свое бытие; между тем, нельзя абстрактно представить чувствования, мысли, желания, не принадлежащие никому и ничему» [1, с. 49]. При этом, по мысли Кудрявцева-Платонова, речь идет о сознаваемых обнаружениях «Я». Философ подчеркивал также, что, утверждая одно известное состояние «нашего я», в частности мышление, не следует отвергать и другие его состояния. Многообразие проявлений человеческого «Я» определяется устройством его разумно-свободной души, при этом высшими силами человеческого духа выступают, по Кудрявцеву-Платонову, ум, воля и чувство.

В философской системе Кудрявцева-Платонова важное место отводилось гносеологии, основной задачей которой являлось определение границ и степени достоверности знаний человека о предметах, ими выражаемых. Познание, заявлял философ, есть процесс взаимодействия субъекта и объекта, познающего и познаваемого. В то же время он указывал, что сущность познания состоит в том, что «в каждом акте познания мы различаем субъект от объекта» [2, с. 165]. Данное разграничение необходимо осуществляется даже тогда, когда человек познает самого себя, поэтому главной задачей метафизического, по определению философа, анализа познания становится исследование соотношения субъективного и объективного элементов познания.

Имея в виду субъективный элемент познания, Кудрявцев-Платонов направлял свое внимание на активность познающего субъекта. Познание, по мысли Кудрявцева-Платонова, есть внутренний имманентный акт субъекта, при этом «при познании внешнего мира наше я не выходит из себя, но скорее внешний мир известным путем входит в наше сознание и объект становится достоянием познающего субъекта» [2, с. 165]. Поскольку «то, что происходит от субъекта, составляет форму его познания» [3, с. 201], то субъективность, по мысли философа, пронизывает все представления и понятия о внешнем мире как специфическое свойство человеческого познания.

Субъективность процесса познания обусловливается участием в нем познавательных сил или способностей человека. Философ утверждал, что «мы не можем познавать вещи так, как они сами по себе суть, но только чрез посредство нашей познавательной способности» [2, с. 199]. Характер этого участия не пассивен, а активен: чтобы ощущать, знать предметы, «мы сами должны при этом нечто сделать, приложить нашу собственную силу» [2, с. 83]. Соответственно, субъективными, по Кудрявцеву-Платонову, являются: сама деятельность познавательных сил, в ходе которой последние вносят субъективный элемент в познание; законы, по которым осуществляется эта деятельность; произведения (достижения) познавательных сил человека.

Философ исследует составляющие субъективности соответственно трем ступеням или формам данного процесса - эмпирическому, рациональному и идеальному познанию. Эмпирическим или чувственным он называет такое

познание, при котором знание доставляется чувствами непосредственно. Эмпирическое познание - первоначальная и самая низшая по гносеологическому значению форма. Оно только представляет предмет человеческому сознанию как факт или явление, удостоверяет его бытие, но не дает еще понятия о нем. Поэтому эмпирическое познание, отмечает Кудрявцев-Платонов, может быть названо не познанием, а только сознанием предметов.

В качестве познавательной способности здесь выступает чувство, которое определяется философом как способность внешнего опыта. Деятельность данной познавательной силы подчинена психологическим законам и заключается в восприятии и усвоении впечатлений мира внешнего. Произведениями чувственно-познавательной силы являются воззрения (восприятия, ощущения) и представления. Чувственное восприятие трактуется философом как сознание впечатления от предмета, живое, ясное и близкое к нему. В чувственном восприятии, как его понимает Кудрявцев-Платонов, человек непосредственно в точном смысле слова сознает и воспринимает внешний предмет в то же самое время и в той же самой форме, в какой последний подействовал на тот или другой орган чувств.

Характер ощущения как субъективного произведения «нашего познающего я» отличается, по мысли философа, от действительного предмета. Соответственно, качество ощущения не есть свойство ощущаемого объекта, но видоизменение чувства в ощущающем субъекте. Кудрявцев-Платонов писал: «Совокупность наших чувств есть как бы клавиатура, на которой играет внешний мир; тоны этой клавиатуры - качественно различные ощущения возникают в собственно нашей чувственной способности и не имеют ни малейшего сходства с играющими на ней со-вне внешними предметами» [2, с. 91]. Они определяются самобытной природой и специальной способностью (специфической энергией) каждого чувства.

На таком истолковании сущности и характера ощущений строилось понимание философом реальных свойств и отношений предметов. Следует иметь в виду, что одновременно с обоснованием своего положения о субъективности воззрений Кудрявцев-Платонов решал актуальный для гносеологии Нового времени вопрос об отношении ощущений к соответствующим качествам предметов внешнего мира. Решение русским фило-софом-теистом данного вопроса было определенно исторически и опиралось на современные ему теории И. Мюллера и Г. Гельмгольца. Первый из них сформулировал так называемый «закон специфической энергии органов чувств», согласно которому характер ощущений зависит не от свойств внешней природы, а от особенностей воспринимающей системы человека; второй выдвинул тезис о том, что ощущения относятся к качествам внешнего мира как иероглиф к обозначаемому им предмету.

Наряду с этим Кудрявцев-Платонов использовал разработанный Д. Локком принцип деления свойств предметов на две группы. Но вместо терминов «первичный» и «вторичный» русский философ употреблял термины «объективный» и «субъективный». Объективные свойства, основанные на понятиях пространства, времени, движения, независимы от чувственных ощущений и составляют всеобщую и необходимую принадлеж-

ность всех предметов. Субъективные же свойства зависят от строения органов чувств, изменения чувственных способностей, они изменчивы, непостоянны. Первые есть действительные, физические, реальные свойства вещей, вторые - субъективные состояния человеческого духа. Таким образом, те свойства предметов внешнего мира, которые человек познает посредством зрения, слуха и других органов чувств, являются в понимании философа не чем иным, как субъективным продуктом его «Я», его субъективными ощущениями.

Но субъективность, по Кудрявцеву-Платонову, характеризует не только свойства предметов, воспринимаемых через органы чувств, но и в определенной степени те качества, которые Локк называл первичными. Такое утверждение философа следует понимать в том смысле, что основывающиеся на данных качествах представления образуются в субъекте посредством его «Я». Поскольку воспринимающая способность человеческой души должна так или иначе влиять на усвоение указанных свойств вещей, постольку они не могут отражаться в сознании полно, адекватно и точно, а представления об этих свойствах, утверждал Кудрявцев-Платонов, не могут быть названы безусловно объективными.

Представление объединяет восприятия отдельных чувств в цельный образ предмета, который сохраняется в душе и тогда, когда сам предмет непосредственно уже не действует на человека и может быть вновь выведен на свет сознания при помощи памяти и воображения. Как отмечал Кудрявцев-Платонов, в так называемом чувственном явлении, данном человеку в представлении, главный элемент есть субъективный. Входящий в состав представлений субъективный элемент заключается в специальном отзвуке каждого из человеческих чувств на действия внешних предметов. Приложение субъективного элемента к образованию представлений означает, что последние есть психические, то есть субъективные акты.

Вместе с тем Кудрявцев-Платонов решительно возражал против положения о полной субъективности процесса познания и полагал, что должна быть допущена известная объективность эмпирического познания. Ощущение и представление не являются феноменами, исключительно принадлежащими чувственно-познавательной способности человеческой души. Они вызываются действием предметов внешнего мира на органы чувств и являются ответом ощущающего субъекта на это действие. Но последнее, замечал философ, есть уже нечто от самого предмета, следовательно - объективное, а значит и сами субъективные ощущения не являются безусловно субъективными, но имеют в себе и некоторый объективный элемент, так как зависят в своем происхождении от реального действия предметов. Соответственно, субъективные свойства вещей, согласно Кудрявцеву-Платонову, являются не только творениями духа, но «основание и начало свое эти свойства находят и в самой природе вещей и поэтому, несмотря на то, что они составляют сложный продукт субъективного и объективного элементов, они справедливо считаются свойствами самого мирового бытия» [2, с. 204].

Отсюда следует, что и представления, основанные на данных свойствах, имеют реальную, хотя и не прямую связь с действительными веща-

ми, и есть отображения в человеческой душе некоторых реальных свойств бытия. Философ подчеркивал, что в представлениях объективные и субъективные свойства предметов существенно и неразрывно связаны, поэтому представления об этих свойствах не могут быть чисто объективными или чисто субъективными, но характеризуются преобладанием субъективного или объективного характера.

Находящийся в субъективных воззрениях и представлениях объективный элемент делает возможным, по мысли Кудрявцева-Платонова, познание действительных свойств вещей, в силу чего рассудок, анализирующий содержание представлений, способен различать субъективные и объективные свойства вещей. Это означает, что субъективная форма, в которой даны объективные свойства предметов внешнего мира, не является препятствием к составлению истинного познания о действительности. Вместе с тем Кудрявцев-Платонов отмечал ограниченность эмпирического познания в силу ограниченности поля действия чувственных органов познающего субъекта. Но, хотя для познания объективных качеств вещей непосредственное чувственное ощущение дает очень немного - первоначальный, грубый материал, человеку, по глубокому убеждению академического мыслителя, дана возможность расширять поле своего эмпирического знания и раздвигать границы этой естественной ограниченности.

Такую возможность предоставляет ему вторая ступень познавательного процесса - рациональное познание, при котором человек посредством мышления преобразует впечатления эмпирически-чувственного в понятия. В рациональном познании проявляется другая познавательная сила человеческой души, которая заключается в способности из представлений образовывать понятия. Данную силу Кудрявцев-Платонов именует рассудком, хотя в то же время использует и другой термин - разум. Деятельность рассудка (разума) состоит в субъективном логическом процессе мышления и подчиняется законам данного процесса.

Созданием познающей силы рассудка является понятие. Понятие -это высшее произведение познавательных сил человеческого духа, сила и способность которого не ограничены ничем, кроме условий ограниченности духовной природы человека вообще. Содержание понятия есть бытие общее, отличное от бытия конкретного, о котором дает человеку знать представление. Характер понятий как субъективных произведений человеческого «Я» определяется, по мысли философа, наличием априорного элемента в их содержании.

Необходимо отметить, что свою концепцию рационального познания Кудрявцев-Платонов строил на основе учения об априорном знании. Априорность привносимого разумом в понятия элемента, делающего их понятиями, а не простым видоизменением представлений, заключается в способе их происхождения. Как подчеркивал философ, логические законы и нормы мышления выражают самобытную духовную природу человеческого «Я» и не могут быть получены из внешнего мира путем чувственного восприятия, «они суть необходимые априорные законы соединения всякого данного извне содержания, которое входит в наше сознание»

[4, с. 320]. Таким образом, разум (рассудок) для Кудрявцева-Платонова -это не просто формальная, лишенная всякого внутреннего содержания способность комбинировать представления, но самостоятельная сила мышления, властвующая над представлениями и преобразующая их в понятия по имманентным ей законам.

Как и при анализе эмпирического познания, Кудрявцев-Платонов исходит из понимания рационального познания как взаимодействия субъекта и объекта. Поэтому он рассматривает общие и категорические понятия не только как субъективные произведения познавательной силы рассудка, но и выявляет их объективное значение, которое заключается в соответствии им реального бытия. В отношении общих понятий Кудрявцев-Платонов приходит к выводу о том, что познание может иметь реальную ценность только при условии, что этим (первоначальным) элементам рационального познания соответствует что-либо реальное, что вне человека существует не только конкретное, но и общее. При этом главный критерий для определения реальности бытия какого-либо объекта, по мысли философа, заключается в его действии на познающего субъекта и способности данного объекта воспринимать воздействие последнего. Данное положение не следует трактовать так, что реальность бытия конкретного несомненна, а реальность общего сомнительна. Поскольку общее существует в неразрывном единстве с частным, то действовать на человека оно может не иначе, как через частное. В силу этого, заключает философ, общее столь же реально, как и частное, хотя существует не отдельно от последнего, а в существенной связи с ним.

Переходя к категорическим понятиям, Кудрявцев-Платонов утверждает, что и эти субъективные определения с полным правом можно переносить на явления мира внешнего. «В нас существуют такие, а не иные формы и априорные понятия, - указывал он, - потому что такова истинно соответствующая этим формам и познаваемым при их помощи действительность» [4, с. 361]. Такому объективному значению категорий не противоречит то, что они принадлежат разуму a priori и то, что к первоначальному познанию их человек приходит путем не внешнего, но внутреннего опыта По мнению академического философа, «законы и формы нашего разума, составляющие его природную принадлежность, могут быть в то же время и законами бытия, а что они первоначально сознаются и познаются нами как субъективные наши формы, - это вполне естественно, так как мы сами ближе всего к нам самим и наше сознание всего яснее и непосредственнее обнаруживает их присутствие в нашем субъективном мире» [5, с. 168].

Предметом идеального познания является сверхчувственное бытие, а его продуктом - идеальные понятия или идеи. Учение об идеях - важнейший пункт философской системы Кудрявцева-Платонова. Философ разграничивал объективное и субъективное значения понятия «идея». В первом случае идеи выступают как реальные сущности и живые начала феноменального бытия и являются предметом умственного познания, во втором - речь идет об идеях как произведениях познавательной силы человека. Рассматривая идеи, и прежде всего идею о Боге, во втором значе-

нии, философ подчеркивал, что идеальные понятия не выводятся из чувственного опыта непосредственно и не могут быть абстракциями от данных опыта. Не будучи общими понятиями, они не могут быть и категориями рассудка, хотя имеют с последними общие черты: априорность, всеобщность, необходимость. Идеальные понятия отличаются от категорических тем, что они есть качественные понятия, выражающие совершенство вещей, а их необходимость и всеобщность - другого, более высокого порядка. Кроме этого, категории как формальные определения эмпирически данных вещей не имеют собственного содержания, а идеальные понятия могут быть мыслимы как имеющие собственные объекты.

Учение об идеальном познании Кудрявцев-Платонов также строил на основе концепции врожденного (априорного) знания. Врожденными, в его понимании, являются не идеи, а способность идей, то есть ум или способность к познанию сверхчувственного, прежде всего идеи абсолютно совершенного Существа - Бога. Наличие идеи о Боге в сознании человека свидетельствует, полагал Кудрявцев-Платонов, с одной стороны, о действии на человека реального, вне него находящегося объекта этой идеи, с другой - о восприятии им этого воздействия, иначе говоря, об активном участии познавательной силы человека в образовании идеи о Боге. Деятельность данной познавательной силы заключается в восприятии воздействия Бога, впечатлений мира высшего, сверхчувственного, и усвоении данного воздействия согласно законам познания.

Кудрявцев-Платонов указывал, что трудно найти соответствующий термин для названия рассматриваемой им способности. Для обозначения ее философ использовал целый ряд терминов: ум, разум, внутреннее чувство, духовное чувство, идеальное чувство, способность к богопознанию и др. Некоторые из этих терминов дублируют термины, используемые Кудрявцевым-Платоновым при характеристике рационального познания. В частности, сам философ предупреждал, что не следует смешивать внутреннее чувство с самосознанием или ощущением собственных психологических состояний. Кудрявцев-Платонов также использовал понятие «разум» в двух значениях. При анализе рационального познания философ трактует разум, или рассудок, как способность рационального познания -свободно действующую силу с исключительно ей принадлежащим априорным содержанием, а применительно к идеальному познанию речь идет о разуме как способности интуитивного познания сверхчувственного при помощи непосредственного восприятия или созерцания.

Несомненно, что вопросы, связанные с проблемой богопознания, Кудрявцев-Платонов решал, оставаясь в рамках православного мировоззрения. Характерной чертой последнего является безусловное признание примата религиозного опыта, который дает непосредственное усмотрение сверхчувственного мира. В понимании разума (ума) как высшей познавательной силы человека, направленной к познанию вечного и божественного, русский философ следовал традиции святоотеческой литературы, в которой ум трактовался как созерцательная способность человеческой души.

В то же время к источникам такой трактовки ума Кудрявцев-Платонов относил учение Платона. В разработке положения о разуме как интуитивном познании Бога Кудрявцев-Платонов опирался на идущую от античного философа традицию понимания ума как созерцания (припоминания) сверхчувственных идей-сущностей. Кудрявцев отмечал, что Платон первым отличил ум как высшую способность человеческого духа, как лучшую, владычественную и божественную часть души, деятельность которой в «до-мирном состоянии души» состояла в созерцании чистых идей самих по себе, а «в настоящем состоянии человека направлена главным образом внутрь самого себя и состоит в воспоминании идей и созерцании их» [6, с. 346].

Как православный философ, Кудрявцев-Платонов уделял особое внимание способности богопознания. Рассматривая специфические особенности последней, он выделял два основных способа познания действительности - интуитивный и дискурсивный. Первый из них есть непосредственное познание предметов, при котором познающий человек удостоверяется в бытии предмета в результате воздействия последнего на его органы чувств. Во втором случае познание осуществляется посредством мышления, при помощи комбинации и переработки непосредственных впечатлений по известным логическим правилам. Обращаясь к разуму, философ трактовал его как непосредственное интуитивное познание сверхчувственного, при этом способом или формой деятельности разума, утверждал он, является не мышление, а непосредственное восприятие или созерцание.

Рассуждая о непосредственном характере идеального познания, Кудрявцев-Платонов прибегал к аналогии с чувственным, эмпирическим познанием. В эмпирическом познании человек не может видеть вещи как они сами по себе есть, независимо от того, как дают ему видеть их его чувства. Поэтому говорить о непосредственном ощущении или познании можно, по мысли философа, только в смысле противоположности его знанию посредственному, рассудочному. Но в точном и строгом смысле слова такое познание нельзя называть непосредственным, так как внешний предмет не прямо воспринимается душой, но через посредство органов чувств, которые оставляют свой субъективный отпечаток.

Аналогично этому и первоначальное познание о Боге, замечал Кудрявцев-Платонов, есть познание непосредственное в том смысле, что оно осуществляется не посредством деятельности рассудка, а вследствие ощущения человеком воздействия Божества. Но оно не есть непосредственное в том смысле, что в нем Божество прямо открывается человеку, как оно есть само в себе, и человек созерцает самую сущность божественной природы. Непосредственное, интуитивное познание в точном смысле слова невозможно для человека, существа условного и ограниченного. Поэтому в идеальном познании человек имеет ощущение сверхчувственного не в его полной объективной чистоте, а в соединении с формами его ограниченного умственного познания.

Кудрявцев-Платонов рассматривал данную особенность разума как важную и существенную характеристику процесса познания сверхчувственного, полагая, что ею уже предполагается, что человек не может иметь

адекватного, вполне точного и полного познания Божества, поскольку оно условно, ограничено субъективными законами и формами того органа, который служит для усвоения впечатлений мира сверхчувственного.

В то же время философ был убежден, что непосредственное знание -не высшая и совершенная форма знания, таковым является понимание предмета, достигаемое при помощи понятия о нем, а «органом такого знания может быть только рассудок, назначение которого путем законосообразного мышления возводить непосредственные впечатления к свету понятия» [6, с. 354]. Таким образом, в идеальном познании, согласно Кудрявцеву-Платонову, наряду с разумом принимает участие и рассудок. Анализируя данную ступень познания, философ разграничивал эти две познавательные способности. Различие их он видел в способе деятельности: в отличие от разума, рассудок есть способность дискурсивного познания посредством мышления. При этом важно отметить, что философ рассматривал непосредственное ощущение сверхчувственного и мышление как равно существенные и необходимые элементы познания.

Кудрявцев-Платонов исходил из того, что впечатления мира сверхчувственного, не будучи рациональными понятиями, составляют принципы и основные элементы идеального знания, но человек не может ограничиться одними впечатлениями и ощущениями сверхчувственного. Вслед за ними «должна начаться разнообразная работа рассудка, который при помощи своих логических операций должен перерабатывать впечатления в различные виды представлений и понятий о предметах идеальных, дать нам возможное для нас познание о сверхчувственном вместо темного ощущения его» [6, с. 353]. Только мышление о предмете, подвергающее впечатления процессу своей логической деятельности, дает познание предмета. Поэтому непосредственное ощущение сверхчувственного не может оставаться в своем первоначальном виде, оно необходимо переходит в область представительной и мыслящей силы человеческого духа, где испытывает различные видоизменения соответственно различным условиям и способам деятельности данной познавательной способности.

Именно участие мышления, полагал Кудрявцев-Платонов, делает понятным различие религиозных и философских форм, в которых является религиозная идея. Главная причина разнообразия религиозных понятий, кроме других условий этого явления, заключается, по мнению философа, в различии форм, которые оно принимает на различных ступенях своего движения к познанию истины. В то же время, несмотря на обосновываемый им принцип христианского рационализма, Кудрявцев-Платонов, как православный философ-теист, с точки зрения жизненной важности в деле религии предпочтение отдавал религиозной вере перед знанием.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что концепция В. Д. Кудрявцева-Платонова является развитием гносеологической модели субъективности. Русский философ исследует субъективность в аспекте соотношения с объективностью, объективным знанием. Субъективность трактуется им как специфическое свойство человеческого познания. Процесс познания, в трактовке Кудрявцева-Платонова, субъективен в том смысле, что

объективность, объективный мир дан человеку в субъективной форме. Вместе с тем, поскольку философ исходит из понимания процесса познания как взаимодействия субъекта и объекта, субъективность не противопоставляется им объективности, а понимается как необходимое условие объективности.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Кудрявцев-Платонов В. Д. Об основных началах философского познания // Кудрявцев-Платонов В. Д. Сочинения: В 3 т. - Сергиев Посад: Издание Братства Преподобного Сергия, 1893. - Т. 1. - Вып. 2. - С. 1-66.

2. Кудрявцев-Платонов В. Д. Метафизический анализ эмпирического познания // Кудрявцев-Платонов В. Д. Сочинения: В 3 т. - Сергиев Посад: Издание Братства Преподобного Сергия, 1893. - Т. 1. - Вып. 2. - С. 67-209.

3. Кудрявцев-Платонов В. Д. Пространство и время // Кудрявцев-Платонов В. Д. Сочинения: В 3 т. - Сергиев Посад: Издание Братства Преподобного Сергия, 1893. - Т. 1. - Вып. 2. - С. 210-310.

4. Кудрявцев-Платонов В. Д. Из чтений по философии религии // Кудрявцев-Платонов В. Д. Сочинения: В 3 т. - Сергиев Посад: Издание Братства Преподобного Сергия, 1893. - Т. 2. - Вып. 3. - 509 с.

5. Кудрявцев-Платонов В. Д. Метафизический анализ рационального познания // Кудрявцев-Платонов В. Д. Сочинения: В 3 т. - Сергиев Посад: Издание Братства Преподобного Сергия, 1893. - Т. 1. - Вып. 3. - С. 1-174.

6. Кудрявцев-Платонов В. Д. Метафизический анализ идеального познания // Кудрявцев-Платонов В. Д. Сочинения: В 3 т. - Сергиев Посад: Издание Братства Преподобного Сергия, 1893. - Т. 1. - Вып. 3. - С. 175-364.

Получено 29.07.05

V. D. KUDRYAVTSEV-PLATONOV‘S CONCEPTION OF SUBJECTIVITY

E. N. Konovalova

The philosophical system by V. D. Kudryavtsev-Platonov, in which gnoseology took an important place, used the notions, connected with the theme of subject and subjectivity. Russian philosopher investigated subjectivity in terms of its correlation with objectivity, objective knowledge. He understood subjectivity as a specific characteristic of human cognition. The process of cognition, according to V. D. Kudryavtsev-Platonov, is subjective in the sense that objectivity, objective world is given to man in the subjective form. At the same time, as the philosopher understood the process of cognition as the interaction of subject and object, subjectivity was not opposed to objectivity, but was understood as necessary condition of objectivity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.