в неповторимом авторском рисунке и художественном взгляде архитектора, создавшего скульптуру на подиуме. Внешняя поверхность башни устроена подобно обычному вентилируемому фасаду. В отличие от традиционного проектного решения, все 11 000 облицовочных панелей из нержавеющей стали находятся в минимальных углах поворота друг к другу, придавая зданию чередующиеся винтообразные изгибы с поступательным движением вверх. Остается сожалеть, что эксперименты пятилетней давности с вспененным алюминием для фасадов завершились применением обычных панелей коробчатой конструкции высококачественного материала британской компании Rimex Linen (рис 1). Поддерживает спонтанную стальную башню визуально и конструктивно глухой параллелепипед вертикальных коммуникаций, облицованный натуральным камнем из знаменитых местных карьеров. Вертикаль здания погружена в широкий стеклянный цилиндрический атриум правильной геометрии. Он растворяет внутренние пространства во внешних, устанавливая главенствующую связь территориальной городской доминанты над обширным общественным парком. Спроектировали его на месте бывших железнодорожных мастерских бельгийские ландшафтные архитекторы Bureau Bas Smets и нью-йоркские Selldorf Architects, создав вместе с Фрэнком Гери актуальную художественную институцию на участке в 8 гектаров.
Профессиональная критика объектов данного мастера в контексте применяемых в них конструктивных решений и проблем, связанных с возведением несущего остова здания, всегда опирается на массу статистических данных, демонстрацию компьютерных разработок и цифровой графической информации. Например, строительство Empire State Building представляет собой долгий и сложный процесс: «монолитно-бетонная структура весит 120 000 тонн, что составляет 85 процентов общего веса здания и на нее приходится 20 процентов его стоимости. Она включает фундамент, перекрытия, колонны, балки и кровлю. Так как перекрытия и колон-
ны не имеют отделки, они являются готовой отделочной поверхностью. Двадцать четыре месяца - почти половина всего времени, отведенного на строительство всего здания, - были потрачены на бетонирование. В итоге были залиты 80 000 кубометров, из которых половина находится под землей» 1.
Цифровые технологии сделали возможными проектирование и строительство чрезвычайно сложных форм, которые придумывало архитектурное воображение Фрэнка Гери. Создав в начале века параллельную Gehry Partners компанию Gehry Technologies, архитектор вышел за рамки распространенного использования компьютерных программ в офисах проектировщиков-конструкторов. Объединенные усилия соратников и коллег позволили производить конструкторскую документацию эффективнее, просчитывать экономику реализации проектов точнее и нагляднее для заказчика, свести к минимуму погрешности соединения многочисленных деталей при строительстве. Именно Фрэнк Гери своим архитектурным творчеством взволновал публику и ясно показал профессиональному сообществу, насколько компьютер может революционизировать архитектуру и сделать вид здания таким, к которому Гау-ди, Сааринен и Леонидов стремились, используя самые примитивные инструменты, десятилетия назад.
Список цитируемой литературы:
1. Frank O. Gehry - MARTa Herford. - Basel: Birkhäuser, 2005. -144 p. - ISBN 978-3764371623.
2. Frank O. Gehry. The Building. - EMP: Experience Music Project, 2000. - 98 p.
3. Goldberger P. Building art: The life and work of Frank Gehry / Paul Goldberger. -New York: Knopf, 2015. - 528 p.
4. Joyce N. Building Stata. The Design and Construction of Frank O. Gehry's Stata Center / Nancy Joyce, Frederick E. Gould. - The MIT Press, 2004. - 160 p.
5. Lemonier A. Frank O. Gehry / Aurelien Lemonier and Frederic Migayrou. - Pestel, Belgium, 2015. - 256 p.
1 Nancy Joyce, Frederick E. Gould. Building Stata. The Design and Construction of Frank O. Gehry's Stata Center. - The MIT Press, 2004. - P. 88.
Е.В. Ермакова DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10031
E.V. Ermakova
Концепция «срединного пространства» в творчестве архитектора Ганса Шаруна The concept of «middle space» in the work of architect Hans Scharoun
Ключевые слова: концепция, «срединное пространство», Ганс Шарун. Keywords: concept, «middle space», Hans Scharoun.
Аннотация: Работа посвящена одной из основополагающих концепций в методике проектирования архитектора Ганса Шаруна - компоновке пространственной структуры вокруг «срединного пространства», содержащего в себе особое функциональное и эмоциональное значение, сформировавшееся в период творческого течения экспрессионизма. В качестве примеров применения данной концепции рассматриваются жилые и общественные здания, спроектированные архитектором.
Аbstract: The work is devoted to one of the fundamental concepts in the design methodology of the architect Hans Scharoun - the layout of a spatial structure around the "middle space", which contains a special functional and emotional meaning, formed during the creative course of expressionism. The residential and public buildings designed by an architect are considered as examples of the application of this concept.
Архитектура каждого здания должна впечатлять прежде всего своим пространством. Форме созерцания в творчестве архитектора Ганса Шаруна всегда отводилась первостепенная роль. С 1919 г. после вступления в кружок «Стеклянная цепь» под руководством Бруно Таута Ша-рун начинает раннее экспериментирование с формами различных зданий и создает их фантастические зарисовки. Тогда на него оказывают существенное влияние работы американского художника Лионеля Фейнин-гера, который рисовал архитектурные «прозрачные» пейзажи, включающие в себя сложные и незамкнутые пространства.
В середине 1920-х годов с улучшением социальной и экономической ситуации волна экспрессионизма резко идет на убыль, уступая место новому течению творчества под названием рационализм. В это время Ганс Шарун, покинув кружок «Стеклянная цепь», вступает в новое общество «Кольцо», организованное архитектором Хуго Херингом. Теория «нового здания», созданная Херингом, вдохновила Шаруна на новое архитектурное направление, которое полностью отошло от сформированных ранее схем и стало основываться на уникальности и функциональности, а также на связи с народной архитектурой. Шарун и Херинг вместе внедрили новую теорию архитектуры, стремящуюся бросить вызов господствующим формальным методикам проектирования форм, которые основывались на эстетических, стилистических и пропорциональных канонах.
Рис. 1. Проекты жилых зданий Ганса Шаруна: a) Дом для холостяков в Бреслау; б) Жилой массив в поселке Сименсштадт
Рис. 2. Планировочная структура театра в Мангейме
Рис. 3. Планировочная структура Берлинской филармонии
В понятие формы начинает входить ее связь с действием, с процессами, которые должны будут происходить в данной форме на примере органического мира (гнёзда птиц, норы животных и т.д.). Хуго Херинг считал, что создание новой архитектуры должно быть лишено холодной рассудочности, привнесенной геометрическими формами, оно должно быть подобно инстинктивной деятельности представителей мира природы [3]. Всё это входит в понятие «органической архитектуры», строящейся по тем же законам, что и в природе.
Комплекс сельскохозяйственных сооружений в поместье Гаркау, построенный Херингом в 1925 г. и поражающий своей сложностью форм, является образцом нового решения типа пространства. Своеобразие каждого из составляющих его объемов возникает из функциональных процессов, например, эллиптическая форма плана хлева продиктована размещением скота вокруг кормушки [3].
Именно в этот период творчества в работах Ганса Шаруна начинает вырабатываться главный композиционный прием. Пространственную структуру любого объема он стремится компоновать вокруг относительно крупного «срединного пространства», «пространства середины», которое им наделяется особым функциональным и эмоциональным значением [4, с. 173]. К примеру, в постройке «Дома для холостяков» в г. Бреслау (1929 г.) эту роль «срединного пространства» выполняет большой холл, соединяющий два крыла здания. Сам жилой дом в плане представляет собой криволинейную форму. Наружные массы построек Шаруна отражают внутреннюю пространственную структуру [4, с. 173].
В поселке Сименсштадт роль «срединного пространства» играет сад, который окружен с двух сторон блокированными корпусами. Жилые блоки ориентированы по оси север-юг для того, чтобы увеличить доступ дневного света в квартиры. В этом проекте ориентация каждого здания в пределах квартала определялась с точки зрения ее доступа к свету, вентиляции и внешнему виду. Архитектура Шаруна предлагает гораздо больше, как в своем прагматическом подходе, так и в своей формальной пластичности, что было бы полезно для ландшафтного урбанизма, направленного на то, чтобы сформулировать конкретно расположенные и сложные отношения между городскими, экологическими и социальными условиями [5]. Как писал британский архитектор и историк Питер Бланделл Джонс в своей монографии о Гансе Шаруне, «блоки принимают свою форму от квартир, а не наоборот. А сами квартиры, надо добавить, принимают свою форму от тех качеств, которые Шарун вкладывает в свое творение» (рис.1 а, б).
В послевоенный период, который становится для архитектора самым активным, Ганс Шарун в основном сосредотачивает свое внимание на работе с пространством в концертно-театральных зданиях, ибо особенно сильным воздействием может обладать только «пространство муз», т.е. такое, воздействующая сила которого подкрепляется происходящим в нем духовным,
творческим процессом, втягивающим в свою орбиту присутствующих [4]. Данное «пространство муз» свойственно как раз таким зданиям, как театр и концертный зал.
Ганс Шарун активно развивает тему нового театрального пространства - театра будущего, возникшего из идей открытого греческого театра и театра Шекспира. В качестве яркого примера можно привести неосуществленный проект театра в Мангейме (1953 г.), в котором архитектор заложил новые приемы проведения представления (рис. 2).
Шарун усложняет зрительское и сценическое пространство, благодаря смещению осей композиции и введению большого количества точек обзора для зрителей. В плане зала заложена центральная ось, но между правой и левой половиной зала симметрия практически отсутствует, в результате чего зрители сидят под разными углами к сцене. Возникает такое ощущение, что пространство то ли централизованно, то ли разделено на две половины [6, с. 168]. Таким образом, благодаря новаторскому пространственному решению зала у зрителя создается эффект присутствия, он вовлекается в театральное действие и сам становится центром композиции. Смещение элементов, изменение осей композиции будут впоследствии усовершенствованы в настоящем шедевре архитектора - зале Берлинской филармонии.
В концертном зале Берлинской филармонии (1963 г.) архитектору Гансу Шаруну удалось создать по-настоящему уникальное музыкальное пространство, демонстрирующее связь с человеком и музыкой. В Берлинской филармонии это пространство было достигнуто круговым размещением зрителей вокруг оркестра, что было сделано для того, чтобы слушатели были как можно более активными, и сам концерт оставлял свой след в душе каждого присутствующего [2, с. 372]. Роль «пространства середины» здесь отведена концертному подиуму, вокруг которого располагается зрительская аудитория, имеющая уникальную возможность понаблюдать за эмоциональной реакцией других зрителей на происходящее.
Принцип «кругового звука и музыки в центре» можно считать наиболее важным в пространственной организации формы зрительного зала [1, с. 54]. Шарун так описывал филармонию: «Идея музыки как центра
внимания была основным условием с самого начала работы. Эта главная мысль не только дала форму залу новой Берлинской Филармонии, но также обеспечила бесспорное ее главенство над всем планом здания. Оркестр и дирижер пространственно и зрительно стоят в самом центре. И даже если этот центр не геометрический, тем не менее они полностью окружены аудиторией». Берлинская филармония тесно связана с городской средой и, являясь доминантой в ее структуре, воплощает идею сообщества культуры горожан (рис. 3).
Здания Ганса Шаруна прекрасно воплощают идеи эстетического, функционального и объемно-пространственного решения. Экспериментирование архитектора с формой и пространством привели к большим открытиям в области проектирования зданий различного назначения и привнесли совершенно новые концепции и приемы, которые используются и по сей день. Концепция «срединного пространства» не только изменила планировочную организацию формы здания, но сделала ее сложнее и выразительнее, и тем самым послужила примером для последующих поколений архитекторов.
Список цитируемой литературы:
1. Ермакова Е.В. Открытие нового подхода к определению формы концертного зала с появлением Берлинской филармонии архитектора Ганса Шаруна / Е.В. Ермакова // Сб. ст. XV Международной научно-практической конференции им. В. Татлина. - Пенза, ПГУАЗ, 2019. - С. 53-57.
2. Ермакова Е.В. Принцип «кругового звука и музыки в центре внимания» как основополагающий элемент в композиции концертного зала Берлинской филармонии / Е.В. Ермакова // Наука, образование и экспериментальное проектирование: тезисы докладов международной научно-практической конференции, 6-10 апреля 2020 г., Московский архитектурный институт. Том 1. - Москва: МАРХИ, 2020. - С. 371-372.
3. Мастера архитектуры об архитектуре. Зарубежная архитектура. Конец XIX-XX в.: Избр. отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов / Под общ. ред. А.В. Иконникова [и др.]. - Москва: Искусство, 1972. - 590 с.: ил.
4. Стригалев А.А. Возвращение к экспрессионизму / А.А. Стри-галев // Архитектура Запада. В 3 книгах / НИИ теории, истории и перспект. пробл. сов. архитектуры; редкол.: С.О. Хан-Магомедов (отв. ред.) и др. - Москва: Стройиздат, 1972. - С. 166-186.
5. Critical Grounds: [official website]. - URL: https://terraincritival. wordpress.com (date of access: 22.04.2020).
6. Daraban A. Representations of the fragmentary in modern architecture / A. Daraban // Serbian Architectural Journal. - 2018. -№ 10. - P. 157-172.