Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ СПРАВЕДЛИВОЙ ВОЙНЫ В ДРЕВНЕМ МИРЕ ПРОТОИЕРЕЙ'

КОНЦЕПЦИЯ СПРАВЕДЛИВОЙ ВОЙНЫ В ДРЕВНЕМ МИРЕ ПРОТОИЕРЕЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
63
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВЕДЛИВАЯ ВОЙНА (BELLUM IUSTUM) / ОПРАВДАНИЕ ВОЙНЫ / ХРИСТИАНСТВО И ВОЙНЫ / ДРЕВНИЙ МИР И ВОЙНЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Куренков Алексий Сергеевич

В настоящее время, в ходе политических трансформаций и проведения СВО на территории Украины, ухудшения отношений с Западным миром, актуальным является обращение к так называемой «Концепции справедливой войны», которая была сформирована в древности. В связи с этим в данной статье рассматривается суть концепции, ее особенности, влияние на формирование восприятия военных действий в современном мире и соотношение с христианским вероучением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF JUST WAR IN THE ANCIENT WORLD

At the present time, in the course of political transformations and the holding of the USO on the territory of Ukraine, the deterioration of relations with the Western world, the appeal to the so-called "concept of a just war", which was formed in antiquity, is topical. In this regard, this article examines the essence of the concept, its features, the influence on the formation of the perception of warfare in the modern world and the relationship with the Christian creed.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ СПРАВЕДЛИВОЙ ВОЙНЫ В ДРЕВНЕМ МИРЕ ПРОТОИЕРЕЙ»

Раздел I

Научные статьи и исследования

УДК 27-75

Протоиерей Алексий Сергеевич Куренков, ректор Белгородской православной духовной семинарии, кандидат философских наук

Концепция справедливой войны в Древнем мире

Аннотация. В настоящее время, в ходе политических трансформаций и проведения СВО на территории Украины, ухудшения отношений с Западным миром, актуальным является обращение к так называемой «Концепции справедливой войны», которая была сформирована в древности. В связи с этим в данной статье рассматривается суть концепции, ее особенности, влияние на формирование восприятия военных действий в современном мире и соотношение с христианским вероучением.

Ключевые слова: справедливая война (bellum iustum); оправдание войны; христианство и войны; древний мир и войны.

Archpriest Alexy Sergeevich Kurenkov, rector of the Belgorod Orthodox Theological Seminary, candidate of Philosophical Sciences

The concept of just war in the Ancient world

Annotation. At the present time, in the course of political transformations and the holding of the USO on the territory of Ukraine, the deterioration of relations with the Western world, the appeal to the so-called "concept of a just war", which was formed in antiquity, is topical. In this regard, this article examines the essence of the concept, its features, the influence on the formation of the perception of warfare in the modern world and the relationship with the Christian creed.

Key words: just war (bellum iustum); justification of war; Christianity and war; ancient world and war.

Концепция (или доктрина, традиция) справедливой войны (лат. bellum iustum) - теория военной этики, к которой проявляют интерес не только военачальники и политики, но и теологи, специалисты по этике, культурологи, историки. Эта теория возникла и стала развиваться сначала в Древней Греции, а затем в Римской империи. Принято считать, что Аристотель впервые ввел эту концепцию и соответствующую ей терминологию в обиход эллинского сознания. В Греции было принято убеждение, что война является последним средством в деле взаимоотношений народов, и, если уж ситуация не позволяла избежать военного столкновения, то надлежало вести себя так, чтобы не уничтожить саму возможность восстановление мира. Аристотель в «Политике» говорит о необходимости наличия армии, вооруженных сил, но с целью самообороны, а не для завоевания: «Надлежащая цель занятий военной подготовкой заключается не в том, чтобы люди могли поработить тех, кто не заслуживает рабства, но для того, чтобы сначала они сами могли избежать порабощения другими» [5]. Аристотель считал, что «конечной целью войны служит мир» [6, с. 619], война необходима в случае реальной угрозы для защиты граждан от попадания в рабство. Платон говорит о том, что необходимо прерывать войну, как только виновные будут наказаны, и во время военных действий не стоит разрушать здания, дома [13, с. 293-295].

Древнеримские политики и мыслители утверждали справедливость войны в случае необходимости защиты, отражения вражеского нападения. Однако одной из причин начала войны они также считали необходимость возмездия за грабеж или нарушение договорных положений, заключенных ранее. В целом же, война как таковая воспринималась как нечто неправильное, ее следовало всячески избегать, она подпадала под понятие «осквернения» с религиозной точки зрения. Участие в войне, даже справедливой и оправданной, требовало ее объявления со стороны жрецов [20, с. 67-69].

Цицерон в книге «О должностных обязанностях» раскрывает положения и суть концепции справедливой войны (книга 1, разделы 1.11.33-1.13.41): «Справедливой, по его мнению, считается та война, которая является ответом на нарушение доброго, честного мира и ведется в целях его восстановления, а также та война, которая начата в результате отсутствия договоренностей конфликтующих сторон, т.е. когда не удалось решить спор с помощью диалога, компромисса» [14]. Цицерон считает, что «враг, не проявлявший жестокости, достоин пощады; в войне могут принимать участие лишь принесшие присягу воины; недопустимо подсылать убийц к полководцам противника» [20, с. 67, 69].

В целом, концепция справедливой войны телеологически направлена на моральное оправдание ведения войны посредством следования определенным условиям, или критериев, которые должны быть в полной мере выполнены для того, чтобы война считалась справедливой.

Эти критерии делятся на две группы:

1) jus ad bellum (право на войну) - подразумевает наличие достаточных моральных оснований и крайней необходимости для начала войны, а также положение о том, что война справедлива только в том случае, если ее ведет законная власть, которая имеет определенную тактику, стратегию и правила боя, т.к. «именно правила ведения войны придают смысл практике, отличают войну от убийства, а солдат от преступников» [19]. Запрещена война ради войны, вторжение ради вторжения. В соответствии с этим критерием, начинать войну следует лишь тогда, когда использованы все допустимые, мирные средства для урегулирования конфликта (санкции, дипломатические переговоры, договоры и пр.). Также сначала используется небольшое число солдат и военной техники, а затем уже идет наращивание сил, а не наоборот, когда война начинается с применением массированной силы [22];

2) jus in bello (правильное поведение на войне) - эта группа критериев не касается причин войны и ее анализа, но касается морального, этичного поведения во время военных действий и включает в себя этическое положение о том, что военные должны воздерживаться от практик насилия и грабежа в случае победы в битве и даже противодействовать таким практикам [18]. Например, древнеиндийская Махабхарата, как летопись войны миров и богов, и тексты правовых предписаний Ману призывали к милосердию к безоружным или раненым врагам [24]. И Цицерон также говорит о мере возмездия: «Существует мера в возмездии и наказании, и, пожалуй, будет достаточно, чтобы причинивший зло раскаялся в своем противозаконии - с тем, чтобы и сам он впредь не совершал ничего подобного, и чтобы другие были менее склонны к противозакониям» [12]. Однако эта рекомендация противостояла реальному положению дел и не во всех народах исполнялась.

Критерий «jus in bello» направлен и на то, чтобы свести к минимуму последствия военного конфликта путем установления правил, обязательных для обеих сторон, а также на то, чтобы защитить людей, не принимающих непосредственного участия в военных действиях [17].

В соответствии с древней концепцией справедливой войны, война - это, конеч-

но, ужасно, но, тем не менее, при правильном поведении она не всегда является самым худшим вариантом. Как говорится, из двух зол выбирают наименьшее зло, а потому военные действия могут быть оправданы тем, что они предотвращают худшие нежелательные события или зверства.

С концепцией справедливой войны согласны не все: часть людей считала (и считает), что не может быть оправданных оснований для войны, кроме одного случая - если она будет служить интересам нации, государства и осуществляться с целью защиты и восстановления частных прав, находящихся под угрозой или нарушенных врагом [10]. В этом случае у тех, кто призван воевать, не должно быть никаких сомнений и угрызений совести.

В целом, у разных народов для военных периодов были свои разработанные конвенции, своды правил, соглашений, которые применялись в течение столетий [15]. Философы этих народов изучали эти соглашения на предмет их философской, этической согласованности и решали, какие аспекты в них следует изменить, а какие утвердить [23].

Так, например, в Древнем Египте этика войны основывалась на трех основных философско-теологических идеях, присущих египтянам:

1) космологическая роль Египта,

2) космологическая роль фараона как представителя божественной власти и исполнителя воли богов,

3) превосходство Египетского государства и его населения над всеми остальными государствами и народами.

В соответствии с этими идеями, Египетская цивилизация играла ведущую роль в Древнем мире. В понимании египтян, Египет был непосредственно связан с богами, которые якобы создали весь мир. Считалось, что фараон выполняет волю правящего класса богов, получает от них приказы, обладает божественным мандатом и исключительной легитимностью в справедливом начале войны. Фараон-завоеватель - это звучало гордо. Некоторые фараоны утверждали свое сыновство богам, что давало им абсолютную возможность объявлять войну от имени божества. Так, например, фараон Камос (иначе Камес) заявил, что «я отправился победоносно вниз по течению, чтобы прогнать азиатов по приказу Амона...» [3].

В Египте почитали, кроме прочих богов, и богиню Маат. Это богиня истины, справедливости, этики, закона и миропорядка. В связи с ее почитанием были сформулированы так называемые универсальные принципы Маат, которые были центральными в древнеегипетской концепции справедливой, этической войны

[21]. Относительно этих принципов человек не должен был причинять зло и вред другим людям, люди должны были избегать войн всеми силами, при этом каждый человек должен вносить свой вклад в благополучие и развитие своей страны.

Что касается концепции справедливой войны у христиан, то она начинает формироваться примерно в IV-V вв. в русле переосмысления цицероновской этики. В соответствии с этой концепцией, война может быть необходимой в определенных случаях, даже если она сама по себе не является благим делом. В случае необходимости защиты от нападения, от оккупации военные действия могут быть единственным способом восстановления справедливости. Об этом говорил еще Тер-туллиан в конце третьего столетия: он признавал историческую необходимость войн [16]. А Амвросий Медиоланский говорил о том, что иногда применение силы просто необходимо для помощи ближним. Он приводит пример из Библии: «святой Моисей не устрашился начать тяжелую войну ради своего народа» [4, с. 125]. Также мыслитель вспоминает царя Давида, который «начинал войну, если только на него нападали» [4, с. 155]. Богослов и мыслитель определял нормы и правила поведения на войне, в частности, он говорил о необходимости соблюдения договоренностей о месте, дате и времени сражения, о «пощаде врагов и даровании противнику жизни, которую можно отнять» [4, с. 359].

Как отмечал блж. Августин, христиане не должны стыдиться защищать мир и наказывать зло, непротивление злу, отказ от военных действий перед лицом серьезной опасности, которую можно остановить только силой, было бы грехом [25]. Защита себя или других людей, сограждан необходима, особенно когда это разрешено законной властью. Мыслитель говорит о том, что «те, кто вели войну, повинуясь Божественному повелению или в соответствии с Его законами, предавали смерти нечестивых людей; такие люди ни в коем случае не нарушали заповедь "Не убий"» [1]. Августин в своем труде «Град Божий» применяет выражение «справедливая война»: «Но, говорят они, мудрый человек будет вести справедливые войны. Как будто он не стал бы сетовать на необходимость справедливых войн, если бы помнил, что он мужчина; ибо, если бы они не были справедливыми, он не стал бы их вести и, следовательно, был бы избавлен от всех войн» [1]. Когда одна страна вынуждает вторую страну начать войну, вторая страна в том случае оправдана, т.к. она отвечает на «несправедливость противной стороны. Справедливая война в этом случае, - по мнению Августина, - направлена на достижение справедливого, честного мира» [2, с. 333]. Мыслитель осуждал войны, ведущиеся ради расширения территории, выгоды, властолюбия и военной

славы. При этом войну против еретиков, врагов христиан блж. Августин считал оправданной. В этом случае применение силы справедливо и оправдано, как наименьшее зло, «в сравнении с сохранением несправедливости или пагубным для грешников упорством в грехе» [14].

Итак, с точки зрения блж. Августина, христианин, как верноподданный гражданин своей страны, обязан исполнять распоряжения законных властей, повиноваться правительству, а значит, воевать под знаменами своего государства. При этом упоминаются слова из Писания: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1). Никто не должен вступать в бой, начинать войну без официального указа государственной власти. Для того, чтобы война считалась справедливой, она должна быть нацелена на установление правосудия и пресечения беззакония, солдаты должны руководствоваться принципами ненасилия и любви к ближнему, т.е. не превышать свои полномочия, не мстить врагам, не устраивать резню, поджоги, не грабить, но быть милосердным, стремиться к их исправлению, спасению их душ [7, с. 128].

Фома Аквинский так же, как и блж. Августин, писал, что война не всегда является абсолютным грехом, но здесь есть определенные поправки, условия, которые должны быть выполнены и соблюдены: в частности, война должна вестись по приказу законного правителя, царя за справедливое дело, при этом воины должны иметь правильный нравственный настрой и установки, т.е. способствовать добру, избегать жестокости, зла, несправедливости, недостойного поведения, использовать насилие только в той мере, в которой оно необходимо для пресечения зла. Фома Аквинат настаивал на утверждении, что насилие должно использоваться в качестве последнего средства, и «только в стремлении к справедливости благие намерения морального поступка могут оправдать негативные последствия, включая убийство невинных во время войны» [10].

Следует отметить, что теология Восточной Церкви так и не сформулировала четкую концепцию справедливой войны, подобную учению блж. Августина.

Итак, «защищать отечество и отечественные учреждения, противиться стремлениям их разрушить, всеми силами отражать врагов - справедливо и высоко благородно» [8, с. 19], по мнению византийского историка VI столетия Агафия Миринейского. Как отмечает С.Э. Зверев, «приносящий наивысшую жертву «за други своя» мог твердо рассчитывать на переход к лучшей жизни в блаженной вечности» [8, с. 24]. При этом не должно было быть жестокосердия со стороны

военных, но гуманность, милосердие, благочестие, справедливость и благородство. «Следует не заключать мир ради войны, а вести войну ради мира. В то же время, кто убивает врага, тот в принципе лишь слуга закона, отвечающий насилием на насилие. Отныне война бывает справедливой, и христианин может без угрызений совести участвовать в ней» [9].

Справедливая война в Древнем мире была своеобразным регулирующим механизмом для праведных государей, которые следили за тем, чтобы международные военные столкновения были минимальными и явились бы отражением Божественной воли в максимально возможной степени, что и оправдывало такие войны.

Таким образом, в Древнем мире понятие справедливой войны подразумевало соответствие военных действий определенным условиям: прежде всего, должна быть серьезная причина для начала войны. Цель ее - не в гибели и уничтожении виноватых, а в исправлении ими своих ошибок, признании своей неправоты. Следующим немаловажным условием справедливой войны считалось ведение сражений с соблюдением закона, норм и договоренностей: беспорядочное ведение войны древние народы не приветствовали и старались преодолеть. Далее - война должна быть официально объявлена, не должно быть вероломного нападения исподтишка. Военные, солдаты должны сдерживать себя и не поддаваться ненависти к врагу, должны оказывать помощь мирным жителям, не причинять им вред, гуманно относиться к пленным, не допускать вымогательство, распущенность [11].

Если спроецировать древние принципы ведения справедливой войны на современное положение в отношении СВО на территории Украины, то можно сказать, что Российская Федерация следует принципам ведения справедливых военных действий.

Библиография

1.Августин, блж. Град Божий [Электронный ресурс] // Азбука веры. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem/19 (дата обращения: 06.11.2022).

2.Августин, блж. О Граде Божием // Блаженный Августин. Творения. - Т. 4. -СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. - 589 с.

3.Авдиев В.И. Военная история Древнего Египта [Электронный ресурс]. - URL:

http://annales.info/egipet/avdiev/vide1_4.htm#_ftn79 (дата обращения: 06.11.2022).

4.Амвросий Медиоланский. Об обязанностях // Амвросий Медиоланский. Собрание творений: На лат. и русск. языках. - Т. VII. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. - С. 36-404.

5.Аристотель. Политика, кн.7 [Электронный ресурс]. - URL: http://opentextnn. ru/man/aristotel-politika/ (дата обращения: 06.11.2022).

6.Аристотель. Сочинения: в 4 т. - Т. 4. - М.: Мысль, 1984. - С. 375-644.

7.Бородин O.P. Отношение к войне и миру в христианстве эпохи ранней патристики (формирование христианского пацифизма) // Византийские очерки. Труды российских ученых к XIX международному конгрессу византинистов. - М., 1996. - С. 116-130.

8.Зверев С.Э. Военная риторика Средневековья. - СПб.: Алетейа, 2011. - 208 с.

9.Каптен Г.Ю. Проблема сакрализации войны в византийском богословии и историографии [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Istorij a_Tserkvi/problema-sakralizatsii-vojny-v-vizantijskom-bogoslovii-i-istoriografii/1#note60_return (дата обращения: 06.11.2022).

10.Кашников Б.Н. Теория справедливой войны: критика основных начал [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-spravedlivoy-voyny-kritika-osnovnyh-nachal (дата обращения: 06.11.2022).

11.Кащеев В.И. Война и понятие справедливости у греков в эпоху эллинизма [Электронный ресурс]. - URL: http://ancientrome.ru/publik/article. htm?a=1351186738#n15 (дата обращения: 06.11.2022).

12.Марк Туллий Цицерон. Об обязанностях [Электронный ресурс]. - URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423775001#11 (дата обращения: 06.11.2022).

13.Платон. Государство // Платон. Сочинения: в 4 т. - Т. 3. Ч. 1. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - С. 97-494.

14.Прокофьев А.В. Идея справедливой войны в западной этической традиции (от античности до середины XVIII в.) [Электронный ресурс]. - URL: https:// cyberleninka.m/artide/n/ideya-spravedlivoy-voyny-v-zapadnoy-eticheskoy-traditsii-ot-antichnosti-do-serediny-xviii-v (дата обращения: 06.11.2022).

15.Теория справедливой войны [Электронный ресурс]. - URL: https://translated. turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.996197fd-635973dc-0aca4935-74722d776562/https/ en.wikipedia.org/wiki/Ius_in_bello (дата обращения: 06.11.2022).

16.Тертуллиан. Апологетик [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Tertullian/apologetik/#0_25 (дата обращения: 06.11.2022).

17.Толочко О.Н. Международное гуманитарное право: Учеб. пособие. - Гродно: ГрГУ, 2003. - 88 с.

18.Уолцер М. Триумф теории справедливой войны (и опасности успеха) [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.m/article/n/triumf-teorii-spravedlivoy-voyny-i-opasnosti-uspeha (дата обращения: 06.11.2022).

19.Финнемор М. Правила войны и войны правил: Международный Красный крест и сдерживание государственного насилия // В книге Джона Боли и Джорджа М. Томас. Конструирование мировой культуры: международные неправительственные организации с 1875 года. - Издательство Стэнфордского университета, 1999.- С. 149-165.

20.Цицерон. Об обязанностях // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. - М.: Наука, 1993. - С.58-158.

21.Cox Rory. Expanding the History of the Just War: The Ethics of War in Ancient Egypt [Электронный ресурс]. - URL: https://research-repository.st-andrews.ac.uk/ bitstream/handle/10023/17848/Cox_2016_ISQ_EthicsofWar_AAM.pdf?sequence=1 (дата обращения: 06.11.2022).

22.Eamon Aloyo. Just War Theory and the Last of Last Resort [Электронный ресурс]. - URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.b6d3c576-635e8f80-efi6a271-74722d776562/https/www.ethicsandinternationalaffairs.org/2015/just-war-theory-last-last-resort/ (дата обращения: 06.11.2022).

23.Just War Theory. Internet Encyclopedia of Philosophy [Электронный ресурс]. - URL: http://ontology.buffalo.edu/smith/courses01/rrtw/Moseley.htm (дата обращения: 06.11.2022).

24.Law of war (Законы войны) [Электронный ресурс]. - URL: https:// en.wikipedia.org/wiki/Law_of_war (дата обращения: 06.11.2022).

25.Robert L. Holmes. A Time For War? [Электронный ресурс] // ChristianityToday. com. - URL: https://www.christianitytoday.com/ct/2001/septemberweb-only/9-17-55.0.html (дата обращения: 06.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.