СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Научная статья УДК 167.7 EDN: OKXUMQ
doi: 10.21685/2307-9525-2023-11-4-12
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИООРИЕНТИРОВАННОГО КВАЛИТАТИВИЗМА: БАЗОВЫЕ ПОСТУЛАТЫ
Анна Васильевна Маякова
Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия [email protected]
Аннотация. Актуальность и цели. На сегодняшний день в свете антропотехнологической направленности науки и парадигмальности междисциплинарных исследований является целесообразным рассмотрение квалитативизма в социальном аспекте. В связи с этим формирование концепции так называемого социоориентированного квалитативизма представляется релевантным и отвечающим запросам современного состояния постнеклассической науки. Целью данного исследования является формирование концепции социоориентированного квалитативизма и характеризация ее базовых постулатов. Материалы и методы. В целях подробного изучения концепции целесообразно применение таких методов и методологий, как квалитативный и квантитативный подходы, теория сложности, синергетика, диалектический подход, целерацио-нальный и ценностно-рациональный подходы, квантово-синергетическая антропология и психология телесности, теория человекоразмерных систем, учение о целостности и т.д. Результаты. Сформулирована концепция социоориентированного квалитативизма, выявлены и охарактеризованы ее базовые постулаты, определены ключевые параметры, обоснована целесообразность ее формирования. Концепция представлена через призму различных подходов постнеклассиче-ской науки, выявлены основы построения единой теории качества на основе разделов философии. Выводы. Концепция социоориентированного квалитативизма представляет собой сложную (сложностную) теорию качества, объектом изучения которой являются социоантропологические элементы и их взаимосвязи и взаимодействия, определяющие и оценивающие процессы жизнедеятельности человека и общества в целом. Ключевым понятием концепции является концепт «социальное качество жизни» - социальный аспект качества жизни - сложностное качество, характеризующее, в том числе с количественной точки зрения, явление (процесс) или объект жизнедеятельности человека и общества, а также предполагающее ее оценку и социальный эффект.
Ключевые слова: социальное качество жизни, концепция социоориентированного квалитати-визма, сложностный подход, человекоразмерная система, аксиология
Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых № МК-261.2022.2 «Социальное управление качеством в эпоху цифровых трансформаций».
Для цитирования: Маякова А. В. Концепция социоориентированного квалитативизма: базовые постулаты // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2023. Т. 11, № 4. С. 121-130. doi: 10.21685/2307-9525-2023-11-4-12 EDN: OKXUMQ
© Маякова А. В., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2023;11(4). http://esj.pnzgu.ru
SOCIAL AND POLITICAL PHILOSOPHY
Original article
THE CONCEPT OF SOCIO-ORIENTED QUALITIVISM: BASIC POSTULATES
Anna V. Mayakova
Southwest State University, Kursk, Russia [email protected]
Abstract. Background. Nowadays, in the light of the anthropological and technological orientation of science and the paradigmality of interdisciplinary research, it is advisable to consider qualitivism in the social aspect. In this regard, framing the concept of the so-called socio-oriented qualitivism seems relevant and meets the needs of the current state of post-non-classical science. The aim of the study is to formulate the concept of socio-oriented qualitivism and to characterize its basic postulates. Materials and methods. In order to consider the concept in detail, the study applies such methods and methodologies as qualitative and quantitative approaches, complexity theory, synergetics, dialectical approach, objective and value-rational approaches, quantum-synergetic anthropology and psychology of physi-cality, theory of human-dimensional systems, doctrine of integrity, etc. Results. The concept of socio-oriented qualitivism is formulated, its basic postulates are identified and characterized. The key parameters of the concept of socio-oriented qualitivism are determined, the expediency of its formation is substantiated. The concept is presented through the prism of various approaches of post-non-classical science, the foundations of the structure of a unified theory of quality based on sections of philosophy are revealed. Conclusions. The concept of socio-oriented qualitivism is a complex (complexity-based) theory of quality, the object of study of which are social and anthropological elements and their interrelations and interactions that determine and evaluate the processes of human life and society as a whole. The key idea of the concept is the idea of "social quality of life" - social aspect of the quality of life, which is a complex quality that characterizes, including from a quantitative point of view, a phenomenon (process) or object of human and social activity and which also assumes its assessment and social effect.
Keywords: social quality of life, concept of socio-oriented qualitivism, complexity approach, human-dimensional system, axiology
Financing: the research was carried out with the financial support of the grant of the President of the Russian Federation for state support of young Russian scientists No. MK-261.2022.2 "Social quality management in the era of digital transformations".
For citation: Mayakova A.V. The concept of socio-oriented qualitivism: basic postulates. Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo" = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2023;11(4): 121-130. (In Russ.). doi: 10.21685/2307-9525-2023-11-4-12
Современные исследования в области квалитативизма не теряют актуальности, поскольку изучение проблематики качества в широком и специализированном смыслах не ограничивается одной сферой деятельности. Сама категория качества имеет междисциплинарный и трансдисциплинарный аспект, следовательно, ее исследования всегда раскрываются на стыке направлений. Переворот в изучении квалитативизма совершил В. П. Визгин в 1982 г., сформулировав определение квалитативизма, которое вобрало в себя различные научные направления, не ограничиваясь научным подходом. Это позволило будущим поколениям исследователей более широко взглянуть на данное понятие: теория качества, качественная теория и, наконец, качественное знание [1].
© Mayakova A.V., 2023. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2023;11(4). http://esj.pnzgu.ru
На сегодняшний день в свете антропотехнологической направленности науки и пара-дигмальности междисциплинарных исследований является целесообразным рассмотрение квалитативизма в социальном аспекте. В связи с этим формирование концепции так называемого социоориентированного квалитативизма представляется релевантным и отвечающим запросам современного состояния постнеклассической науки.
Концепция социоориентированного квалитативизма акцентирует свое внимание именно на социоантропологических проблемах современного общества в целом. Наука не может нивелировать данный вопрос, переквалифицируя его только в прикладную сферу, поскольку именно философско-методологический базис может выступать в качестве фундаментальной основы при формировании междисциплинарных и трансдисциплинарных концепций, моделей, способных решить проблемы социоантропологического характера.
Современное позиционирование квалитативизма базируется на научном труде «Генезис и структура квалитативизма Аристотеля» [1] В. П. Визгина, которым впоследствии было проведено более подробное исследование нестандартных форм знания в истории философии и науки, результаты данного исследования нашли свое отражение в диссертации философа, а позже и в фундаментальном труде «Наука в ее истории. Взгляд философа» [2, 3].
Ярчайшим представителем современной философии и науки, который отражает в своих трудах результаты многолетних исследований в области качества, в частности квалитати-визма, является заслуженный деятель науки РФ А. И. Субетто. В его работах очень подробно раскрываются аспекты авторского понимания «квалитативной революции» и всех сопряженных с ней проблем и задач. Ученым не только разработаны новые подходы к изучению проблематики качества, но и проанализированы, систематизированы учения философов - Аристотеля, Пифагора, Ф. Бэкона, Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса, Н. Рериха, В. В. Ильина и др. [4-8].
Сегодня исследования в сфере квалитативизма затрагивают все новые грани науки и философии. Последователи классиков квалитативных или квалитологических исследований (Л. Ф. Матронина, Е. В. Щекотин, В. П. Панасюк, А. Лымарь) привносят свои идеи и дополняют существующие модели и концепции [9-11]. Более того, наука не стоит на месте, и явное междисциплинарное смешение взглядов порождает совершенно новые сферы развертывания квалитативизма - менеджмент качества [12-13], экономика качества [14], социальное качество [15] и т.д.
Одной из актуальных идей современной научной действительности является не замена квантитативного и системного подходов на квалитативный и сложностный, а выявление их корреляций, а также определение квалитативизма в условиях технонаучных революций нового технологического уклада, формирование и характеризация концепции социоориентиро-ванного квалитативизма, в частности генезис и перспективы развития социального управления качеством.
Концепция предполагает развертывание социального качества жизни (базовой категории концепции) [16] в синергетическо-диалектическом поле, границах квантово-синергетической антропологии, психологии телесности и теории сложности для возможности решения проблем коммуникативно-телесной связности и целостности объектно-телесной онтологии, гармонизации темпорально-деятельностной онтологии человека [17-19]. Наряду с этим позиционное определение социального качества жизни и концепции социоориентированного квалитативизма в ракурсе базовых направлений, теорий философии - онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии, праксиологии - позволит сформировать основные постулаты концепции на основании одного из парадигмальных направлений постнеклассической науки -теории сложности [20, 21].
Социальное качество жизни есть сложностное качество, отвечающее основным принципам сложностности [16], а значит гармонично сочетающее в себе аспекты внешней и внутренней обусловленности, предполагаемой в диалектическом подходе.
Внутренний аспект подразумевает сложносистемную структурированность, которая включает в себя набор взаимосвязанных взаимодополняющих элементов, формирующих некий «образ» качества, являющийся также измеримым. Количественной (измеримой) оценкой
социального качества жизни могут выступать такие понятия, как «уровень», «показатель», «норматив», «критерий» и т.д. И в таком измеримом аспекте мы уже можем говорить о квантитативном подходе к качеству. Парадокс. Однако на стыке наук сформирована научно-практическая область, научная практика, основной задачей которой является измерение качества - квалиметрия [22]. Таким образом, мы можем наблюдать не замену квантитативного на квалитативный подход, а их сочетательность в контексте квалитативизма. Более того, данный аспект позволяет говорить о планировании и прогнозировании социального качества жизни, причем и на практическом уровне. Сталкиваясь почти ежедневно с таким планированием и прогнозированием, читая результаты статистических исследований, мало кто задумывается о философско-методологическом базисе такой возможности. А она кроется именно в парадоксе взаимодействия, взаимодополнения квантитативного и квалитативного подходов -диалектическом принципе единства и борьбы противоположностей.
В качестве иллюстрации данного утверждения представим следующий пример. Социальное качество жизни в аспекте социально-демографической политики России на основании Национального проекта «Демография» складывается из таких структурных элементов:
1) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;
2) обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации;
3) увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 %1.
Каждый из данных элементов также «разбит» на несколько оцениваемых показателей, плановые значения по которым утверждены до 2024 г. Очевидно, что данный пример не единственный, такие иллюстрации окружают человека на протяжении всей жизни. Однако они становятся возможными именно исходя из диалектического взаимодействия качества и количества.
Таким образом, внутренний аспект социального качества жизни отражает не только структурированность и системность, но и самоорганизацию, которая также присуща слож-ностному подходу. Выстраиваясь в четкую систему признаков, свойств, критериев, элементы системы самостоятельно организуются и представляют как итог некий уровень, определяемый человеком и сравниваемый им с эталоном. И вновь прикладное значение определяется философско-методологической основой теории качества, так называемым эффектом целостности или синергетическим эффектом [23].
Слияние отдельных частей по принципам системности в единое целое, интеграция функционалов этих частей и возникновение новых корреляций и эффектов - это один из базовых постулатов концепции социоориентированного квалитативизма. Сама по себе формулировка концепции предполагает системность: социум и квалитативизм. Очевидно, что любая система, в которой задействован человек (человекоразмерная система, по В. С. Степину), не может быть однозначной и непротиворечивой. Говоря о социуме, невозможно нивелировать целерациональный и ценностно-рациональный подходы [24]. Социальное качество жизни прежде всего отвечает на некий запрос общества, человека, а значит, вбирает в себя цели и ценности, которые актуальны и релевантны данному социуму. Более того, складываясь воедино, элементы образуют не просто систему, а некий социальный эффект. И данный факт не может не учитываться. Именно особенности социального эффекта в итоге и формируют репрезентативность.
Обратимся к нашему примеру. Допустим, что три элемента достигли своих запланированных значений, образовали единую систему и вышли на некий количественный уровень. Возникает вопрос: означает ли это, что социальное качество жизни является надлежащим? И опять наблюдается ситуация неопределенности. С одной стороны, количественные и качественные
1 Паспорт Национального проекта «Демография». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) // ЮИС «Легалакт - законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации». URL: https://legalacts.ru/ doc/pasport-natsionalnogo-proekta-demografija-utv-prezidiumom-soveta-pri-prezidente/?ysclid=locsqsdtqt698863594 (дата обращения: 23.09.2023).
характеристики, элементы целого выполнены и сформированы, а с другой стороны, нет однозначного решения. Почему? А ответ кроется в синергетическом и социальном эффектах. Как произошла систематизация элементов? Как они самоорганизовались внутри целого? Какие корреляции установились между ними? Каковы сопутствующие эффекты самоорганизации? Как общество отреагировало на изменения? Подобных вопросов очень много. И каждый из них нуждается в поиске ответа. Таким образом, синергетический и социальный эффекты - ключевые особенности концепции социоориентированного квалитативизма.
Правомерным остается вопрос: если ни синергетический, ни социальный эффекты не могут в полной мере выразить социальное качество жизни как базовую категорию концепции социоориентированного квалитативизма, то в каких границах лежат ответы?
Рассматривая аспект внутренней обусловленности социального качества жизни, мы наблюдаем формирование некой внутренней системы отношений элементов концепции: структуру, корреляции, уровни, характеристики, критерии и т.д. Говоря об аспекте внешней обусловленности, мы отмечаем возникновение нового элемента - элемента взаимодействия. Это взаимодействие может осуществляться с другими «качествами», системами, сферами, а также и с человеком и обществом в целом. По нашему мнению, ответы следует искать именно в природе человека, абрисе квантово-синергетической антропологии и психологии телесности, что говорит о явной аксиологической направленности, ценностно-рациональном подходе концепции.
Социальное качество жизни в первую очередь определяется «надличностным и надсо-знательным, демонстрирующим трансперсональные свойства, и их совокупность в культуре принято называть духовным телом человека» [17-19]. Другими словами, фундаментом социального качества жизни и социального управления качеством является духовность, поскольку она есть определяющее условие жизни человека и человечества, основа построения социальных связей и социальных отношений. Духовность - глубинное выражение человеческой сущности и основное соединение людей друг с другом. Современный процесс формирования человечества как единого целого происходит на духовной основе. Духовность есть действительная основа саморазвития человечества. Проявляя свои творческие созидательные силы, преобразуя природные и социальные условия своего бытия, человечество тем самым стремится полнее и всесторонне выразить качество своей жизни.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что духовность является определяющей основой концепции социоориентированного квалитативизма, выражает внутреннюю его целостность, вносит смыслы и ценности в жизнедеятельность. Она существенно расширяет и укрепляет системные взаимосвязи между элементами концепции социоориентированного квалитативизма и самой категории социального качества жизни [25].
Диалектико-синергетические основания концепции раскрываются не только в проявлении внутренних и внешних аспектов, взаимоотношений части и целого, перехода количества в качество, единстве и борьбе противоположностей, но и аксиологии социального качества жизни. Именно ценностные основания являются неким связующим звеном философии и практики. Можно использовать различные примеры аксиологических установок, ценностных интерпретаций. Мы выразили это в понятии духовности. Это не изменит того факта, что в любой человекоразмерной системе основополагающим останется принцип ценности. Ценности именно в широком смысле. Только то, что важно для человека, имеет для него какой-то смысл и ценность, в противном случае не возникнет ни социального эффекта, ни отклика. А выражение ценности, наделение ценностью лежит в границах духовности как отдельно взятого индивида, так и общества в целом.
На основании изложенного важнейшими характеристиками концепции социоориенти-рованного квалитативизма являются системность, количественность (измеримость) социального качества жизни, синергийность, аксиологичность. Однако формирование концепции затрагивает и ее позиционирование в ракурсе основных теорий (разделов) философии. Другими словами, совершим попытку характеризации концепции социоориентированного квалитативизма в аспекте онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии и праксиологии.
Основной категорией онтологии является бытие. Бытие описывает реальность в целом, само существование. С точки зрения социального аспектирования бытие - это существование человека, общества, его жизнедеятельность. В связи с этим концепция затрагивает все сферы жизнедеятельности человека и общества: социальную, экономическую, политическую и духовную. По сути, это и есть проявление человека на Земле, вся его деятельность, поэтому немаловажными критериями социоориентированной квалитативной онтологии являются антропотехническое развитие цивилизации, уровень научно-технического прогресса, характер межгосударственных отношений, социальные мейнстримы и др. И как оценивающий данные критерии фактор - социальное качество жизни. Данный фактор подвержен постоянным изменениям, поскольку мы имеем дело с человекоразмерной системой. На языке слож-ностности в точке бифуркации даже малое изменение может привести к колоссальным последствиям. Другими словами, небольшое изменение системы породит незапланированный социальный эффект: войны, революции, формирование новых государств, геноцид и т.д. Человеку только кажется, что он с помощью нормативов и показателей может управлять, держать под контролем систему, а на самом деле он является лишь частью, элементом данной системы. Социальное качество жизни может стать не инструментом управления, а критерием отклика, социальной напряженности.
Противопоставление «традиции и инновации» в национальных пространствах геополитической системы порождает множество связанных с этим проблем. К таковым в первую очередь относятся вопросы сопряжения ценностных регулятивов понимания «качественной» жизни, «качественной» среды обитания, «качественной» деятельности и т.д., обостряющие системный пересмотр как философски-мировоззренческого фундамента, так и выработки согласованных системных критериев проведения и оценки так называемого социального управления качеством. Именно столь сложные категории в современной социокультурной жизни сами меняют свое «качество» от этико-философских абстракций до реальных ориентиров политики обеспечения гражданской солидарности государства, общества и личности в стратегии эффективного ответа России на Большие вызовы, создавая единую систему ценностей, именуемую социальным качеством жизни. В ином же случае дихотомичность таких фундаментальных ориентиров разбалансирует всю антропосоциальную систему, атомизиру-ет институты и все население в целом, нивелируя любые административные усилия по достижению солидарной антикризисной политики в ценностях гражданского общества.
В связи с этим аксиологическая составляющая концепции социоориентированного ква-литативизма неразрывно связана с антропологической. И не случайно. Обратим внимание на основы человекоразмерных систем. Не человек является основой, а система. Человек включен в сложную системную самоорганизацию. И базисом этой самоорганизации является именно ценностная составляющая. Общество, пропагандирующее утопическую культуру, обречено. В. С. Степин отмечал, что для успешного существования человеческой цивилизации необходимо искать точки роста культуры - переосмысления бытия и его ценностей. Такое переосмысление «задает особый ракурс обсуждаемой проблемы, акцентируя внимание на роли ценностей и архетипов сознания, трансформацию которых во многом определяет тот или иной тип цивилизационного развития человечества» [26, с. 8].
Социоориентированная квалитативная гносеология подразумевает познание человеком собственного бытия, собственной жизни, жизни общества. Именно гносеологической составляющей необходимы количественные и качественные оценки социального качества жизни. Однако возникает дисбаланс: каким образом объективно оценить собственное бытие? Как обществу скорректировать при необходимости свою траекторию движения, если элементами системы являются люди, индивидуальности?
Очевидно, что методология квантовой антропологии может способствовать решению данной задачи. Уровни телесности позволяют дифференцировать проблему по уровням, включая так называемое «надсознательное Я», однако подобная рефлексия может стать губительной, порождая геноцид, расизм и пр. Релевантно решение данной задачи посредством включения в систему сторонней силы. И такую силу мы находим в методологии сложностного
подхода в контексте парадигмы постнеклассической рациональности - наблюдатель [27]. Наблюдателем может выступать человек, общество, даже искусственный интеллект, однако результирующий эффект будет различен. Значение наблюдателя не столько в подробном изучении ситуации, сколько в объективной рефлексии, базирующейся на принципах духовности (истины, добра и зла) и культуры. Обратимся к истории. Кому была отведена такая роль? Научному сообществу. Отсюда и кричащий лозунг: наука - двигатель прогресса.
Современное общество «перебаливает» техногенной болезнью. Тотальная цифровиза-ция, искусственный интеллект, машинное образование, телемедицина, электронное правительство... Все сферы жизнедеятельности человека и общества «захвачены» достижениями техногенной цивилизации. Приоритетная роль в исследованиях и разработках отдана технологической сфере. Только данная сфера никогда не выступала в роли рефлексирующего наблюдателя. Она была скорее средством продвижения, но не вектором. Получается, что на данный момент вектор утерян, а средства развиваются. Это оказалось возможным, поскольку на дальний план ушла необходимость самопознания, самоопределения обществом своей жизнедеятельности. Эти задачи всегда решали философы.
Концепция социоориентированного квалитативизма предполагает обязательное наличие высокопрофессионального наблюдателя, который способен к рефлексии. Гносеологическая составляющая концепции основывается именно на объективной оценке и выстраивании траектории развития общества на принципах существования человекоразмерных систем В. С. Степина - целерациональности и ценностно-рациональности [26]. «Рацио» присутствует в обоих принципах, но на втором месте после целеполагания (антропология) и ценности (аксиология). Таким образом, разум (познание) служит эффективным инструментом в постановке целей и выборе вектора развития на основе ценностей общества. В настоящее время мы наблюдаем некий перекос в сторону праксиологии. Задачи, которые должны решаться на ее уровне, переместились в гносеологию, что повлекло за собой ряд сопутствующих проблем и рисков: снижение личной коммуникации, трансформация образования и потеря его базовых принципов, высокий уровень психосоматических заболеваний и стресса и др.
При этом праксиология является одной из важнейших составляющих концепции социо-ориентированного квалитативизма. Она выражена в процессах труда, работы, человеческой и общественной практике, в том числе и управлении. Именно из праксиологической составляющей образовались новые междисциплинарные «философии качества»: экономика качества, социальное качество, менеджмент качества и др. Праксиология обеспечивает междис-циплинарность и социальную адаптивность «высоким» философским теориям - онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии. Данная теория позволяет интерпретировать философские методологии и концепции на уровне социальных концептов и трансдисциплинарных идей. На этом уровне философская рефлексия пересекается с практической, общенаучной. Социоориентированная квалитативная праксиология обеспечивает возможность генезиса и развития социального управления качеством, является основой развития и совершенствования социальной сферы, инструментом эффективной социально-экономической политики.
Таким образом, рассмотрение концепции социоориентированного квалитативизма в ракурсе основных теорий философии позволяет говорить о сложностном характере данной концепции и ее вовлеченности в контекст парадигмы постнеклассической рациональности.
На основании проведенного философско-методологического анализа можно сделать следующие выводы. Концепция социоориентированного квалитативизма представляет собой сложную (сложностную) теорию качества, объектом изучения которой являются элементы и их взаимосвязи и взаимодействия, определяющие и оценивающие процессы жизнедеятельности человека и общества в целом. Ключевым понятием концепции является концепт «социальное качество жизни» - сложностное качество, характеризующее, в том числе с количественной точки зрения, явление (процесс) или объект жизнедеятельности человека и общества, а также предполагающее ее оценку и социальный эффект.
Как показало проведенное исследование, концепция социоориентированного квалита-тивизма основывается на следующих методах и методологиях: квалитативный и квантита-
тивный подходы, теория сложности, синергетика, диалектический подход, целерациональ-ный и ценностно-рациональный подходы, квантово-синергетическая антропология и психология телесности, теория человекоразмерных систем, учение о целостности и т.д.
Таким образом, базовыми постулатами концепции социоориентированного квалитати-визма являются:
1) сочетательность квантитативного и квалитативного подходов и, как следствие, измеримость социального качества жизни;
2) структурированность, системность и самоорганизация;
3) слияние отдельных частей по принципам системности в единое целое, интеграция функционалов этих частей и возникновение новых корреляций и эффектов;
4) синергетический и социальный эффекты;
5) духовность;
6) ценность социального качества жизни (аксиологичность);
7) наличие наблюдателя, который способен к рефлексии;
8) выстраивание траектории развития общества.
Список литературы
1. Визгин В. П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля : монография. М. : Наука, 1982. 428 с. EDN: SWUWRF
2. Визгин В. П. Нестандартные формы знания в истории философии и науки (квалитативизм, плюралистическая космология, герметизм) : дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.01. М., 1999. 41 с. EDN: QDDOBH
3. Визгин В. П. Наука в ее истории: взгляд философа. М. : Издательский Дом ЯСК, 2020. 696 с.
4. Субетто А. И. Сочинения. Ноосферизм : в 13 т. Т. 8, кн. 1: Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология, качество жизни, качество человека и качество образования / под ред. Л. А. Зеленова. СПб : Астерион ; Кострома : Изд-во Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова, 2009. 392 с. EDN: QWOVSD
5. Субетто А. И. Введение в философию качества: синтетический квалитативизм и неклассичность. СПб. : Астерион ; Кострома : Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, 2004. 58 с. EDN: ZQCJNB
6. Субетто А. И. Научно-образовательное общество как основа стратегии развития России в XXI веке. СПб. : Астерион, 2015. 189 с.
7. Субетто А. И. Качество жизни: грани проблемы. СПб. : Астерион ; Кострома : Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова, 2004. 170 с.
8. Субетто А. И. Теория качества жизни : монография / под науч. ред. А. А. Горбунова. СПб. : Астерион, 2017. 280 с. EDN: ZCYWRT
9. Матронина Л. Ф. Проблема качества в контексте постнеклассической науки // Актуальные проблемы современного инновационного развития : сб. науч. тр. / под ред. И. В. Гайдамашко. М. : ОнтоПринт, 2019. С. 16-24. EDN: DPUVYD
10. Щекотин Е. В. Концепция качества жизни в контексте современного квалитативизма // Теория и практика общественного развития. 2020. № 7 (149). С. 37-39. doi: 10.24158/tipor.2020.7.5 EDN: ZZDRDY
11. Панасюк В. П., Лымарь А. Актуальные проблемы теории качества // Образование и наука. 2016. № 4 (133). С. 19-32. doi: 10.17853/1994-5639-2016-4-19-32 EDN: VVUPPH
12. Хачатуров А. Е., Куликов Ю. А. Основы менеджмента качества. М. : Дело и Сервис, 2003. 304 с. EDN: QQERZB
13. Салимова Т. А., Ватолкина Н. Ш. История управления качеством. М. : Кнорус, 2005. 250 с. EDN:QQHXZR
14. Окрепилов В. В. Экономика качества - важнейшее направление развития экономической науки // Проблемы прогнозирования. 2022. № 5 (194). С. 78-90. doi: 10.47711/0868-6351-194-78-90 EDN: DSGOBB
15. Волкер А. Принципы развития европейской социальной модели: минимальные стандарты или социальное качество? // Мир перемен. 2008. № 1. С. 67-81. EDN: OYYPNJ
16. Маякова А. В. Социальное качество жизни - уникальный концепт постнеклассической науки // Качество и жизнь. 2022. № 4 (36). С. 11-15. doi: 10.34214/2312-5209-2022-36-4-11-15 EDN: EZCALC
17. Буданов В. Г., Синицына Т. А. Квантово-синергетическая онтология обобщенной телесности: от антропологии театра к очеловечиванию искусственного интеллекта, проблема границ // Культура и искусство. 2020. № 7. С. 13-28. doi: 10.7256/2454-0625.2020.7.33362 EDN: KRQELS
18. Буданов В. Г., Синицына Т. А. Квантово-синергетическая онтология обобщенной телесности (II): постнеклассика, темпоральность, рефлексия театральной игры // Культура и искусство. 2020. № 10. С. 49-66. doi: 10.7256/2454-0625.2020.10.34181 EDN: SBRHWV
19. Буданов В. Г., Синицына Т. А. Квантово-синергетическая онтология обобщенной телесности (III): психосемантичекий язык театра, антропологический джас // Культура и искусство. 2020. № 12. С. 138-159. doi: 10.7256/2454-0625.2020.12.34793 EDN: JRQXQD
20. Аршинов В. И., Буданов В. Г. Феномен сложностности и квантовая семиотика // Вопросы философии. 2021. № 12. С. 67-77. doi: 10.21146/0042-8744-2021-12-67-77 EDN: YNMJMF
21. Аршинов В. И., Буданов В. Г. Квантово-сложностная парадигма. Междисциплинарный контекст. Курск : Университетская книга, 2015. 136 с. EDN: VMABFP
22. Лашко А. Г. Сущность квалиметрического подхода как научной парадигмы // Современная педагогика. 2016. № 11 (48). С. 110-115. EDN: XCRYSF
23. Финогенова Е. А. Синергетический эффект: подходы к определению и классификация // Вестник науки и образования. 2017. Т. 1, № 5 (29). С. 69-72. EDN: YQPUIB
24. Степин В. С. Типы научной рациональности и синергетическая парадигма // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2013. № 4. С. 45-59. EDN: SYRGQD
25. Маякова А. В. Социальное качество жизни в объективе квантово-синергетической антропологии // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12, № 6. С. 246-255. doi: 10.21869/2223-1552-2022-12-6-246-254 EDN: WSQHYP
26. Степин В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего : монография. М. : Институт философии Российской академии наук, 1996. 175 с. EDN: SNCUSX
27. Аршинов В. И. Наблюдатель сложности в контексте парадигмы постнеклассической рациональности // Философия науки. 2013. Т. 18, № 1. С. 48-61. EDN: TMPYBX
References
1. Vizgin V.P. Genezis i struktura kvalitativizma Aristotelya: monografiya = Genesis and Structure of Aristotle's Qualitativeism: Monograph. Moscow: Nauka, 1982:428. (In Russ.)
2. Vizgin V.P. Non-Standard Forms of Knowledge in History of Philosophy and Science (Qualita-tiveism, Pluralistic Cosmology, Hermeticism). DSc dissertation. Moscow, 1999:41. (In Russ.)
3. Vizgin V.P. Nauka v ee istorii: vzglyadfilosofa = Science in Its History: A Philosopher's View. Moscow: Izdatelskiy Dom YaSK, 2020:696. (In Russ.)
4. Subetto A.I. Sochineniya. Noosferizm: v 13 t. T. 8, kn. 1: Kvalitativizm: filosofiya i teoriya kachestva, kvalitologiya, kachestvo zhizni, kachestvo cheloveka i kachestvo obrazovaniya = Works. Noospherism: In 13 Volumes. Vol. 8, Book. 1: Qualitativism: Philosophy and Theory of Quality, Qualitolo-gy, Quality of Life, Human Quality and Quality of Education. Saint Petersburg: Asterion; Kostroma: Izd-vo Kostrom. gos. un-ta im. N.A. Nekrasova, 2009:392. (In Russ.)
5. Subetto A.I. Vvedenie v filosofiyu kachestva: sinteticheskiy kvalitativizm i neklassichnost = Introduction to Philosophy of Quality: Synthetic Qualitivism and Non-Classicality. Saint Petersburg: Asterion; Kostroma: Kostrom. gos. un-t im. N.A. Nekrasova, 2004:58. (In Russ.)
6. Subetto A.I. Nauchno-obrazovatelnoe obshchestvo kak osnova strategii razvitiya Rossii v XXI veke = Scientific and Educational Society as a Basis of Russia's Development Strategy in the 21st Century. Saint Petersburg: Asterion, 2015:189. (In Russ.)
7. Subetto A. I. Kachestvo zhizni: grani problemy = Quality of Life: Facets of the Problem. Saint Petersburg: Asterion; Kostroma: Kostrom. gos. un-t im. N.A. Nekrasova, 2004:170. (In Russ.)
8. Subetto A.I. Teoriya kachestva zhizni: monografiya = Theory of Quality of Life: Monograph. Saint Petersburg: Asterion, 2017:280. (In Russ.)
9. Matronina L.F. Problem of Quality in the Context of Post-Non-Classical Science. Aktualnye problemy sovremennogo innovatsionnogo razvitiya: sb. nauch. tr. pod red. I.V. Gaydamashko = Actual Problems of Modern Innovative Development: Collection of Scientific Papers Edited by I.V. Gaidamashko. Moscow: OntoPrint, 2019:16-24. (In Russ.)
10. Shchekotin E.V. Concept of Quality of Life in the Context of Modern Qualitism. Teoriya iprakti-ka obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development. 2020;(7):37-39. (In Russ.). doi: 10.24158/tipor.2020.7.5
11. Panasyuk V.P., Lymar A. Current Problems of Quality Theory. Obrazovanie i nauka = Education and Science. 2016;(4):19-32. (In Russ.). doi: 10.17853/1994-5639-2016-4-19-32
12. Khachaturov A.E., Kulikov Yu.A. Osnovy menedzhmenta kachestva = Fundamentals of Quality Management. Moscow: Delo i Servis, 2003:304. (In Russ.)
13. Salimova T.A., Vatolkina N.Sh. Istoriya upravleniya kachestvom = History of Quality Management. Moscow: Knorus, 2005:250. (In Russ.)
14. Okrepilov V.V. Economics of Quality as the Most Important Direction in the Development of Economic Science. Problemyprognozirovaniya = Problems of Forecasting. 2022;(5):78-90. (In Russ.). doi: 10.47711/0868-6351-194-78-90
15. Volker A. Principles for Development of European Social Model: Minimum Standards or Social Quality? Mir peremen = World of Change. 2008;(1):67-81. (In Russ.)
16. Mayakova A.V. Social Quality of Life as a Unique Concept of Post-Non-Classical Science. Kachestvo i zhizn = Quality and Life. 2022;(4): 11-15. (In Russ.). doi: 10.34214/2312-5209-2022-36-4-11-15
17. Budanov V.G., Sinitsyna T.A. Quantum-Synergistic Ontology of Generalized Physicality: From Anthropology of Theater to Humanization of Artificial Intelligence, Problem of Boundaries. Kultura i is-kusstvo = Culture and Art. 2020;(7):13-28. (In Russ.). doi: 10.7256/2454-0625.2020.7.33362
18. Budanov V.G., Sinitsyna T.A. Quantum-Synergistic Ontology of Generalized Physicality (II): Post-Non-Classical, Temporality, Reflection of Theatrical Play. Kultura i iskusstvo = Culture and Art. 2020;(10):49-66. (In Russ.). doi: 10.7256/2454-0625.2020.10.34181
19. Budanov V.G., Sinitsyna T.A. Quantum-Synergistic Ontology of Generalized Physicality (III): Psycho-Semantic Language of Theater, Anthropological Jazz. Kultura i iskusstvo = Culture and Art. 2020;(12): 138-159. (In Russ.). doi: 10.7256/2454-0625.2020.12.34793
20. Arshinov V.I., Budanov V.G. Phenomenon of Complexity and Quantum Semiotics. Voprosy filosofii = Questions of Philosophy. 2021;(12):67-77. (In Russ.). doi: 10.21146/0042-8744-2021-12-67-77
21. Arshinov V.I., Budanov V.G. Kvantovo-slozhnostnaya paradigma. Mezhdistsiplinarnyy kontekst = Quantum-Complexity Paradigm. Interdisciplinary Context. Kursk: Universitetskaya kniga, 2015:136. (In Russ.)
22. Lashko A.G. Essence of the Quality-Metric Approach as a Scientific Paradigm. Sovremennaya pedagogika = Modern Pedagogy. 2016;(11): 110-115. (In Russ.)
23. Finogenova E.A. Synergetic Effect: Approaches to Definition and Classification. Vestnik nauki i obrazovaniya = Bulletin of Science and Education. 2017;1(5):69-72. (In Russ.)
24. Stepin V.S. Types of Scientific Rationality and Synergetic Paradigm. Slozhnost. Razum. Post-neklassika = Complexity. Intelligence. Post-Non-Classicism. 2013;(4):45-59. (In Russ.)
25. Mayakova A.V. Social Quality of Life through the Lens of Quantum-Synergetic Anthropology. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment = Proceedings of Southwest State University. Series: Economy. Sociology. Management. 2022;12(6):246-255. (In Russ.). doi: 10.21869/2223-1552-2022-12-6-246-254
26. Stepin V.S. Epokha peremen i stsenarii budushchego: monografiya = Era of Change and Future Scenarios: Monograph. Moscow: Institut filosofii Rossiyskoy akademii nauk, 1996:175. (In Russ.)
27. Arshinov V.I. Observer of Complexity in the Context of Paradigm of Post-Non-Classical Rationality. Filosofiya nauki = Philosophy of Science. 2013;18(1):48-61. (In Russ.)
Информация об авторе / Information about the author
А. В. Маякова - кандидат философских наук, доцент кафедры международных отношений и государственного управления, Юго-Западный государственный университет, 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94.
A. V. Mayakova - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of International Relations and Public Administration, Southwest State University, 94 50 Let Oktyabrya street, Kursk, 305040.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interests
Поступила в редакцию / Received 22.10.2023
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 14.11.2023 Принята к публикации / Accepted 30.11.2023