Научная статья на тему 'ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА'

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
341
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА / ЭВОЛЮЦИОННАЯ ХИМИЯ / КВАНТОВАЯ ХРОМОДИНАМИКА / СУПЕРСИММЕТРИЧНЫЕ ТЕОРИИ / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / POST-NON-CLASSICAL SCIENCE / EVOLUTIONARY CHEMISTRY / QUANTUM CHROMODYNAMICS / SUPERSYMMETRIC THEORIES / POSTNONCLASSICAL RATIONALITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дадашев А. А., Озрокова К. Ю.

Авторы в данной статье разрабатывают феноменологический подход к синергетике и проводят философский анализ теории саморазвивающихся систем в постнеклассической науке. В статье освещаются этапы формирования постнеклассической науки. Дается широкое описание неклассических наук, которые значительно расширили круг знаний общества того времени. В статье утверждается, что стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяет в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Формирование современной синергетической концепции обусловлена рядом познавательных, мировоззренческих и методологических факторов. Авторами сделаны логичные выводы, что интенсивное развитие постнеклассической парадигмы требует построения современной фундаментальной теории самоорганизации, то есть синергетике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-NONCLASSICAL SCIENCE

The authors in this article develop a phenomenological approach to synergetics and carry out a philosophical analysis of the theory of self-developing systems in postnonclassical science. The article highlights the stages of the formation of post-non-classical science. A broad description of non-classical sciences, which have greatly expanded the range of knowledge of the society of that time, is given. The article argues that the desire to build a general scientific picture of the world based on the principle of universal evolutionism, unites the ideas of the systems and evolutionary approaches into a single whole. The formation of a modern synergistic concept is due to a number of cognitive, ideological and methodological factors. The authors make logical conclusions that the intensive development of the post-non-classical paradigm requires the construction of a modern fundamental theory of self-organization, that is, synergetics.

Текст научной работы на тему «ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА»

УДК 101

Дадашев А.А., д.ф.н.

профессор Озрокова К.Ю. студент магистратуры ФГБОУВО Кабардино-Балкарский ГАУ

Россия, г. Нальчик ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

Аннотация: Авторы в данной статье разрабатывают феноменологический подход к синергетике и проводят философский анализ теории саморазвивающихся систем в постнеклассической науке. В статье освещаются этапы формирования постнеклассической науки. Дается широкое описание неклассических наук, которые значительно расширили круг знаний общества того времени. В статье утверждается, что стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяет в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Формирование современной синергетической концепции обусловлена рядом познавательных, мировоззренческих и методологических факторов. Авторами сделаны логичные выводы, что интенсивное развитие постнеклассической парадигмы требует построения современной фундаментальной теории самоорганизации, то есть синергетике.

Ключевые слова: Постнеклассическая наука, эволюционная химия, квантовая хромодинамика, суперсимметричные теории, постнеклассическая рациональность.

Dadashev А. А.

D. F. n... Professor

Of the Kabardino-Balkar state agricultural UNIVERSITY

Russia, Nalchik Ozrokov K. Yu. master's student

Of the Kabardino-Balkar state agricultural UNIVERSITY

Russia, Nalchik

POST-NONCLASSICAL SCIENCE

Annotation: The authors in this article develop a phenomenological approach to synergetics and carry out a philosophical analysis of the theory of self-developing systems in postnonclassical science. The article highlights the stages of the formation of post-non-classical science. A broad description of non-classical sciences, which have greatly expanded the range of knowledge of the society of that time, is given. The article argues that the desire to build a general scientific picture of the world based on the principle of universal evolutionism, unites the ideas of the systems and evolutionary approaches into a single whole. The formation of a modern synergistic concept is due to a number of cognitive, ideological and methodological factors. The authors make logical conclusions that the intensive

development of the post-non-classical paradigm requires the construction of a modern fundamental theory of self-organization, that is, synergetics.

Keywords: Postnonclassical science, evolutionary chemistry, quantum chromodynamics, supersymmetric theories, postnonclassical rationality.

Целью данной работы являлось: разработать феноменологический подход к синергетике и провести философский анализ теории саморазвивающихся систем в постнеклассической науке. Задачами исследования являются:

1. Анализ ведущих постнеклассических подходов к созданию фундаментальной теории самоорганизации, установление их статуса и границ исследований в научном знании.

2. Определение предметной области и разработка теоретической модели концепции саморазвивающихся систем: провести философский анализ структуры идеализированного объекта, а также выработать элементы логики концепции.

3. Раскрыть проблему самоорганизации общества: обобщить опыт философского анализа теоретических моделей сверхсложных систем в социально - гуманитарных науках.

С 80-х годов прошлого века неклассическая наука, сложившаяся на рубеже XIX-XX веков, сменяется постнеклассической наукой с выходом на понятие постнеклассической рациональности. Рождается новый тип знания, принципиально отличный от того, который принято называть классической наукой или наукой Нового времени.

В рамках постнеклассической науки исследуются не только сложные и саморазвивающиеся системы, но и сверхсложные системы, которые со всех сторон открыты к самоорганизации. При этом объектом науки становятся, естественно, проблемы, связанные не только с человеком и человеческой деятельностью, но и с теми проблемами, которые возникают в рамках исследования социальной реальности в целом. На смену таким постулатам классической рациональности в рамках классической науки, как простота, устойчивость, детерминированность, выдвигаются постулаты сложности, вероятности, неустойчивости. Таким образом, в результате изучения различных сложно организованных систем, способных к самоорганизации, складывается новое нелинейное мышление и, в конечном счете, новая постнеклассическая картина мира. Как следует из особенностей анализа современной науки, на первый план выходят такие характеристики, как неустойчивость, необратимость, неравновесность. Вместе с тем понятие бифуркации, флуктуации и когерентности, по сути дела, не только образуют новую картину мира, но и образуют новый язык, обращенный к проблеме этой новой концептуальной картины в рамках исследуемой проблемы.

Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX в. Этому способствуют:

• революция в хранении и получении знаний (компьютеризация

науки),

• невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах.

Так, в это время развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. На их основе, уже на первых этапах исследования, были получены искусственным путем инсулин, интерферон (защитный белок) и т.д. Основная цель генных технологий - видоизменение ДНК. Работа в этом направлении привела к разработке методов анализа генов и геномов (совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом), а также их синтеза, т.е. конструирование новых генетически модифицированных организмов. Разработан принципиально новый метод, приведший к бурному развитию микробиологии - клонирование.

Внесение эволюционных идей в область химических исследований привело к формированию нового научного направления -эволюционной химии. Так, на основе ее открытий, в частности разработки концепции саморазвития открытых каталитических систем, стало возможным объяснение самопроизвольного (без вмешательства человека) восхождения от низших химических систем к высшим.

Наметилось еще большее усиление математизации естествознания, что повлекло увеличение уровня его абстрактности и сложности. Так, например, развитие абстрактных методов в исследованиях физической реальности приводит к созданию, с одной стороны, высокоэффективных теорий, таких как электрослабая теория Салама-Вайнберга, квантовая хромодинамика, "теория Великого Объединения", суперсимметричные теории, а с другой - к так называемому "кризису" физики элементарных частиц. Так, американский физик М. Гутцвиллер в 1994 г. писал: "Несмотря на все обещания, физика элементарных частиц превратилась в кошмар, несмотря на ряд глубоких интуитивных прозрений, которые мы эксплуатировали некоторое время. Неабелевы поля известны 40 лет, кварки наблюдались 25 лет назад, а гармоний открыт 20 лет назад. Но все чудесные идеи привели к моделям, которые зависят от 16 открытых параметров... Мы даже не можем установить прямые соответствия с массами элементарных частиц, поскольку необходимая для этого математика слишком сложна даже для современных компьютеров... Но даже когда я пытаюсь читать некоторые современные научные статьи или слушаю доклады некоторых своих коллег, меня не оставляет следующий вопрос: имеют ли они контакт с реальностью? Разрешите мне в качестве примера привести антиферромагнетизм, который снова популярен после открытия сверхпроводящих медных окислов Сверхизощренные модели антиферромагнетизма были предложены и разработаны чрезвычайно тщательно людьми, которые ни разу не слышали, да и слышать не хотят, о гематите (красный железняк-минерал подкласса

простых окислов), или о том, что, как каждый знает, называется ржавым гвоздем".

Развитие вычислительной техники связано с созданием микропроцессоров, которые были положены также в основание создания станков с программным управлением, промышленных роботов, для создания автоматизированных рабочих мест, автоматических систем управления.

Прогресс в 80 - 90-х гг. XX в. развития вычислительной техники был вызван созданием искусственных нейронных сетей, на основе которых разрабатываются и создаются нейрокомпьютеры, обладающие возможностью самообучения в ходе решения наиболее сложных задач. Большой шаг вперед сделан в области решения качественных задач. Так, на основе теории нечетких множеств создаются нечеткие компьютеры, способные решать подобного рода задачи. А внесение человеческого фактора в создание баз данных привело к появлению высокоэффективных экспертных систем, которые составили основу систем искусственного интеллекта.

Поскольку объектом исследования все чаще становятся системы, экспериментирование с которыми невозможно, то важнейшим инструментом научно-исследовательской деятельности выступает математическое моделирование. Его суть в том, что исходный объект изучения заменяется его математической моделью, экспериментирование с которой возможно при помощи программ, разработанных для ЭВМ. В математическом моделировании видятся большие эвристические возможности, так как "математика, точнее математическое моделирование нелинейных систем, начинает нащупывать извне тот класс объектов, для которых существуют мостики между мертвой и живой природой, между самодостраиванием нелинейно эволюционирующих структур и высшими проявлениями творческой интуиции человека".

На базе фундаментальных знаний быстро развиваются сформированные в недрах физики микроэлектроника и наноэлектроника. Электроника - наука о взаимодействии электронов с электромагнитными полями и о методах создания электронных приборов и устройств, используемых для передачи информации. И если в начале XX в. на ее основе было возможно создание электронных ламп, то с 50-х гг. развивается твердотельная электроника (прежде всего полупроводниковая), а с 60-х гг. - микроэлектроника на основе интегральных схем. Развитие последней идет в направлении уменьшения размеров, содержащихся в интегральной схеме элементов до миллиардной доли метра - нанометра (нм), с целью применения при создании космических аппаратов и компьютерной техники.

Объектами исследования становятся сложные, уникальные, исторически развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью и саморазвитием. Среди них такие природные комплексы, в которые включен и сам человек - так называемые "человекоразмерные комплексы"; медико-биологические, экологические, биотехнологические объекты, системы "человек-машина", которые включают в себя

информационные системы и системы искусственного интеллекта и т.д. С такими системами осложнено, а иногда и вообще невозможно экспериментирование.

Изучение их немыслимо без определения границ возможного вмешательства человека в объект, что связано с решением ряда этических проблем.

Поэтому не случайно на этапе постнеклассической науки преобладающей становится идея синтеза научных знаний - стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин (биологии, геологии и т.д.) и вместе с тем включает в свой состав ряд философско-мировоззренческих установок. Часто универсальный, или глобальный, эволюционизм понимают как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса.

Исходя из вышеизложенного, к главным характеристикам современной постнеклассической науки можно отнести следующие:

1. Широкое распространение идей и методов синергетики — теории самоорганизации и развития систем любой природы. В этой связи становится все более укрепляющееся представление о мире не только как о саморазвивающейся целостности, но и о как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного.

2. Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.

3. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого.

4. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизация» науки).

5. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.

6. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта.

7. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках.

8. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности.

9. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии — в том числе рационалистической (включая диалектико-материалистическую). Эту ситуацию четко выразил американский методолог науки Пол Фейсрабенд: «Все дозволено».

Использованные источники:

1. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 2015.

2. Аршинов В.И., Войцехович В.Э. Синергетическое знание: между сетью и принципами // Синергетическая парадигма. М., 2014. C . 107 - 120.

3. Глобальный эволюционизм (философский анализ). М., 2014.

4. Богданов К.А. Очерки по антропологии молчания. СПб, 1998.

5. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. М., 2017.

6. Войцехович В.Э. Антропный принцип как философско-математическая проблема: существует ли число человека? // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Философия». № 3 (31). 2017. С. 23 -32.

УДК 740

Дадашев А.А.

профессор Байдаева Ж.Р. студент магистратуры 1 курса КБГАУим. Кокова КБР, г. Нальчик

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

Аннотация: В данной статье авторы рассматривают основные позиции «логики науки». Логический позитивизм, как утверждают авторы статьи, является школой философии, в математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. В статье констатируется Логический позитивизм: мир познаваем, только необходимо избавиться от ненаблюдаемого.

Ключевые слова: логический позитивизм, неопозитивизм, наука, эмпиризм, верификация.

LOGICAL POSITIVISM.

Annotation: In this article, the authors consider the main positions of the "logic of science ". Logical positivism, according to the authors of the article, is a school of philosophy, in mathematical and logical-linguistic constructions in epistemology. The article states Logical positivism: the world is knowable, only it is necessary to get rid of the unobservable.

Keywords: logical positivism, neopositivism, science, empiricism, verificatio.

Основной вариант неопозитивизма - логический позитивизм сформировался в так называемом "Венском кружке" логиков, философов, математиков и социологов, который возник в 1923г. в Венском университете под руководством М. Шлика (1882-1936). В кружок входили Р. Карнап (18911970), О. Нейрат (1882-1945), Л. Витгенштейн (1889-1951) и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.