Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ СОЕДИНЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА И СЛОВА В ЕДИНОМ ВЫСТАВОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

КОНЦЕПЦИЯ СОЕДИНЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА И СЛОВА В ЕДИНОМ ВЫСТАВОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

157
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / СЛОВО / ГОРОДСКАЯ МИФОЛОГИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ / ЕДИНОЕ ВЫСТАВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / VISUAL IMAGE / WORD / URBAN MYTHOLOGY / SYNTHESIS OF ARTS / ARTISTIC PHOTOGRAPHY / SINGLE EXHIBITION SPACE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мазалова Наталия Евгеньевна

В статье анализируется авторская концепция синтеза визуального и вербального образов в едином выставочном пространстве на примере проекта «Современный северный европейский город: визуальный образ и слово». Соединение различных видов искусства - художественной фотографии, видеопрезентации и нарратива городского фольклора - позволило представить сложный образ северного европейского города - Выборга, Петербурга, финских городов. В едином выставочном пространстве осуществляется синтез искусств: художественная фотография и тексты сохраняют некоторую самостоятельность и одновременно участвуют в создании нового целостного художественного текста. Словесный и визуальный образы имеют общие черты: им свойствен историзм, они мифологичны, их отличает символизм, в них проявляется авторское начало. И письменные тексты, и фотография в едином выставочном пространстве - иконографический язык. Автор также отмечает различия между двумя образами: выразительность и эмоциональность вербального образа достигается с помощью средств языка; у зрительного образа города своя специфика - он визуален, динамичен, конкретен. Визуальный и вербальный образы не только дополняют и обогащают друг друга, они также вступают в конфликт. В результате взаимодействия текстов, принадлежащих разным видам искусства, возникает некий новый художественный текст; этот новый текст обладает более информативным и эмоциональным воздействием на зрителя по сравнению с фотографией и вербальным текстом, взятыми по отдельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF COMBINING THE VISUAL IMAGE AND THE WORD IN A SINGLE EXHIBITION SPACE

The article analyzes the author’s concept of synthesis of visual and verbal images in a single exhibition space on the example of the Modern Northern European city: visual image and word project. The combination of different types of art - artistic photography, video presentation and narrative of urban folklore allowed to present a complex image of the Northern European city (we have focused on Vyborg, St. Petersburg, and several Finnish cities). In a single exhibition space there is a synthesis of arts: art photography and texts retain some independence and, at the same time, participate in the creation of a new integral artistic text. Verbal and visual images have common features: they are characterized by historicism, they are mythological, they are distinguished by symbolism, they manifest the author’s beginning. In a single exhibition space, both written texts and photography become an iconographic language. The author also notes the difference between the two images: the expressiveness and emotionality of the verbal image is achieved through language; the visual image of the city has its own specifics - it is visual, dynamic, concrete. Visual and verbal images do not only complement and enrich each other, but they also come into conflict. The interaction of texts belonging to different types of art results in a new artistic text; this new text has a more informative and emotional impact on the viewer than the photo or verbal text taken separately.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ СОЕДИНЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА И СЛОВА В ЕДИНОМ ВЫСТАВОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Н. Е. Мазалова

КОНЦЕПЦИЯ СОЕДИНЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА И СЛОВА В ЕДИНОМ ВЫСТАВОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

АННОТАЦИЯ. В статье анализируется авторская концепция синтеза визуального и вербального образов в едином выставочном пространстве на примере проекта «Современный северный европейский город: визуальный образ и слово». Соединение различных видов искусства — художественной фотографии, видеопрезентации и нарратива городского фольклора — позволило представить сложный образ северного европейского города — Выборга, Петербурга, финских городов. В едином выставочном пространстве осуществляется синтез искусств: художественная фотография и тексты сохраняют некоторую самостоятельность и одновременно участвуют в создании нового целостного художественного текста. Словесный и визуальный образы имеют общие черты: им свойствен историзм, они мифологичны, их отличает символизм, в них проявляется авторское начало. И письменные тексты, и фотография в едином выставочном пространстве — иконографический язык. Автор также отмечает различия между двумя образами: выразительность и эмоциональность вербального образа достигается с помощью средств языка; у зрительного образа города своя специфика — он визуален, динамичен, конкретен. Визуальный и вербальный образы не только дополняют и обогащают друг друга, они также вступают в конфликт. В результате взаимодействия текстов, принадлежащих разным видам искусства, возникает некий новый художественный текст; этот новый текст обладает более информативным и эмоциональным воздействием на зрителя по сравнению с фотографией и вербальным текстом, взятыми по отдельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: визуальный образ, слово, городская мифология, художественная фотография, единое выставочное пространство

УДК 069:7.046.4

DOI 10.31250/2618-8619-2018-1-60-70

МАЗАЛОВА НАТАЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА — к.и.н, с.н.с. отдела этнографии восточных славян и народов европейской части России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург) E-mail: mazalova.nataliya@mail.ru

Идея научно-выставочного проекта МАЭ РАН «Современный северный европейский город: визуальный образ и слово» (руководитель Н. Е. Мазалова) возникла во время подготовки доклада «Опальный принц в империи лотков: чувствования горожан в современном Петербурге» для Конгресса этнографов и антропологов России в Москве, 2013 г. (Инновации в антропологии 2015: 122-138). В качестве иллюстраций к записанным мною высказываниям горожан о Петербурге использовались художественные фотографии Т. Горд. И я, и слушатели отметили поразительное соответствие мифологических представлений о Петербурге, выраженных в слове, и образов города на фотографиях. В данном случае фотографии служили дополнением к нарративам, это отражает состояние этнологии, которая продолжает оставаться «словоцентричной». Совсем иная ситуация в наши дни в культуре и повседневной жизни, где доминирующую роль играют визуальные формы, когда «читают фотографию и рассматривают книгу».

Кажется, идея синтеза визуальных и вербальных форм «витает в воздухе». Это подтверждают проводимые в последнее время выставки — «Мечты о мировом расцвете» в Русском музее (2017), «Новая библиотека» в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХ1 вв. (2018), выставка И. и Э. Кабаковых «В будущее возьмут не всех» в Эрмитаже (2018) и др.

Наиболее точным для объединения различных видов искусств — нарратива городского фольклора и фотографии, а также других медийных форм — в проекте «Современный северный европейский город: визуальный образ и слово» мне показалось следующее: не «слово и образ», а «слово и визуальный образ», поскольку и у слова есть образ, а также существует понятие «словесный образ».

Концепция проекта заключается в следующем: в едином выставочном пространстве провести «соположение» (термин Ю. Лотмана) различных видов искусства — художественной фотографии, видеопрезентации и нарратива городского фольклора, что позволит представить сложный образ северного европейского города — Выборга, Петербурга, финских городов. Этот образ включает визуальный образ (фотографии), аудиовизуальный (видеопрезентация, сопровождаемая чтением интервью, записанных у горожан), а также словесный (тексты). Проект является не только выставочным, но и научным: его можно также отнести к визуальной антропологии (фотография, видеопрезентации, различные медийные формы), к антропологии города и городской мифологии (нарративы о городе).

В основу концепции проекта легли идеи семиотической школы Ю. М. Лотмана о том, что искусство — это особым образом организованный язык, пользующийся знаками, упорядоченными особым образом (Лотман 1998: 32). Созвучны идеям Ю. Лотмана положения Р. Барта о мифе, к которому он относит не только слово — устное или письменное, но и фотографию, кинематограф и т. д.; любое мифическое слово — это сообщение, обладающее значением, цель которого — обеспечить коммуникацию (Барт 1994: 72).

В терминах искусствоведов речь идет о синтезе искусств, под которым, по мнению искусствоведа М. С. Кагана, следует понимать способность искусств к «"гибридизации", т. е. не к простому механическому их сопоставлению, а именно к "химической реакции" органического взаимопроникновения, которое способно породить новый синтетический вид художественного творчества» (Каган 1973: 239).

Исследователи сравнивают живопись с художественной литературой. Представляется, что художественная фотография может быть «соположена» другому виду искусства — городскому фольклору. В едином выставочном пространстве художественная фотография и тексты сохраняют некоторую самостоятельность и одновременно участвуют в создании нового целостного художественного текста. В. В. Ванслов понимает синтез искусств как органическое художественное целое, обладающее новым качеством по отношению к каждому входящему в него искусству (Ван-

слов 1983: 123). Одним из механизмов объединения является соединение (соположение) произведений искусств через единое пространство, в нашем случае — единое выставочное пространство. Причем следует уточнить: «Речь идет не о простом сосуществовании произведений различных видов искусства в одном пространстве, но о трансформации внутри синтетического произведения пространства реального в пространство художественное. Художественное пространство задает особый тип его переживания и пребывания в нем, т. е. тип времени. В этом случае произведениям, участвующим в синтезе, не обязательно соединяться в единое сложносоставное целое или переплавляться в единство формального типа. Каждая составляющая синтетического произведения сохраняет здесь свою формальную и семантическую самостоятельность, а сложное целое формируется на основе полифонического художественного образа в композиционном взаимодействии» (Шоров 2009).

Исследователи выделяют несколько типов синтеза искусства. Применительно к проекту можно говорить о соподчинении, при котором произведение одного вида искусства — художественная фотография — доминирует над сосуществующим с ним другим видом — нарративом городского фольклора, а в некоторых случаях — о симбиозе, при котором произведения различных видов искусства взаимодействуют на равных правах, сливаясь в некий новый художественный текст. Этот новый художественный текст представляет собой сложное структурное образование, внутри которого осуществляется диалог произведений различных видов искусств, их отражение друг в друге, сопряжение отдельных элементов.

Художественная фотография как особый вид искусства отражает явления действительности, при этом она пользуется своими собственными выразительными средствами, стремясь выявить и развить те особенности, которые отличают ее от других видов искусств. Специфика городского фольклора заключается в том, что это искусство слова, его единственным материалом являются слова и конструкции человеческого языка.

Сравнение вербального и визуального способов репрезентации образа города показало, что у них есть общие черты и существенные различия. Специфика восприятия текста и визуального образа сопряжена с различными принципами генерирования смысла. И вербальный текст, и художественная фотография принадлежат к числу изобразительных искусств, имеющих предметный характер. Они воссоздают единичные явления (объекты, лица, вещи и пр.). Однако словесный образ, в отличие от визуального, не веществленный, иначе говоря, в текстах присутствует изобразительность, но нет прямой наглядности изображений. Словесный образ лишен предметно-чувственной изобразительности. Он описывает вымышленную реальность (так называемая «словесная пластика»), эмоционально окрашен. Фотография представляет чувственно воспринимаемый облик объекта или явления. Зрительный образ города динамичен, конкретен и осязаем. Вербальный текст обращен к воображению, а не впрямую к зрительному восприятию, как художественная фотография.

У словесного образа современной городской мифологии и образа, представленного на фотографиях, есть и другие общие черты: в нарративах — установка на достоверность, в фотографии — на документальность. Однако, как считает Р. Барт, фотографии свойственна некая метафизичность, которая проявляется в иллюзии объективности и механической точности «схватывания» объекта (Барт 1989: 304).

И фотографии, и тексты метафоричны, хотя природа этой метафоричности различна: если словесная метафора основана на сравнении, то метафора в фотографии основана на изменении цвета, формы, функции изображенных объектов.

До настоящего времени нельзя считать решенной проблему «прочтения» визуального образа фотографии. Опасность заключается в том, что зачастую визуальное начинают понимать как вербальный текст. С. Лангер выделяет дискурсивные (вербальные) и презентативные (визуальные) формы и отмечает невозможность отождествления вербальных средств языка и визуальных средств изображения (Лангер 2000: 85-87). До сих пор не разработан «язык» фотографии, чтения ее элементов — светотени, линий, колористичности и др. Отношения между этими элементами воспринимаются зрителем целиком, одним актом видения. Недискурсивные символы нельзя «перевести» на другой язык и «прочитать» их на нем, как в случае с дискурсивными.

Однако представляется, что в визуальном образе, как и в вербальном, можно выделить общее — мифологическую составляющую и интерпретировать ее. Словесный образ городов в нар-ративах современных горожан включает элементы исторических, градостроительных сведений, мотивы петербургской, выборгской мифологии, художественной литературы, образы кинематографа, а также авторское начало. Также и фотография отражает определенный исторический срез, ей тоже свойствен мифологизм, символичность, в ней проявляется личность автора (Мазало-ва 2017а: 82).

В. Н. Топоров, которому принадлежит заслуга открытия «петербургского текста» русской литературы, выделил особый набор «элементов, выступающих как диагностически важные показатели принадлежности к петербургскому тексту и складывающихся в небывалую в русской литературе по цельности и концентрированности картину, беспроигрышно отсылающую читателя к этому "сверх-тексту"» (Топоров 2009: 60). С одной стороны, петербургский текст литературы продолжает продуцировать новые тексты, и теперь уже читатели конструируют новую символическую реальность Петербурга. С другой стороны, сам Петербург побуждает своих жителей создавать некие мифологические тексты: «Город оказывается причиной и создателем своей истории, мифологии, литературы и одновременно их следствием и созданием» (Лотман 1984: 3).

В значительной мере это применимо и к Выборгу — одному из старинных городов России, обладающих собственной метафизикой. Он насыщен мифологией, связанной со шведским, финским и русским периодами истории Выборга. И в наши дни он постоянно продуцирует «собственное символическое поле» (Абашев 2000: 25) со своей семантикой. Представляется, что можно говорить о «выборгском тексте» русской культуры, который представлен в мифологии и литературе. Этот текст нашел отражение и в современных устных рассказах о Выборге, которые были записаны у петербуржцев, и в художественной фотографии.

В нарративах горожан и в художественной фотографии мифологизм проявляется в выборе «диагностически важных» объектов — значимых в контексте петербургской и выборгской мифологии, места, времени (года, суток), экстремальных ситуаций (наводнения и др.), их изображения; для фотографов также важен выбор определенных ракурсов изображения города, цветовая символика и др.

Если разговорный язык — это естественный язык, то его письменная фиксация, выполнение особым художественным шрифтом и расположение в едином выставочном пространстве с художественной фотографией переводит его в разряд иконографического, к которому также принадлежит фотография. В восприятии письменного текста и визуального образа есть существенные различия: «Текст иллюстрирует поэтапное разворачивание мира перед нами через сцепление букв в слова, а слов в предложения. Текст обладает характеристикой линеарности. <.. .> Текст соотносим с логико-вербальным постижением мира. Визуальный образ, наоборот, явлен сразу в своей целостности» (Оводова 2013: 152). Можно говорить о взаимной дополняемости фотографии и текстов, бла-

годаря чему они преодолевают свойственные каждому виду искусства ограничения. Нередко именно текст направляет зрителя, предлагает ему определенное восприятие образов фотографии. Представляется, что текст на выставках в какой-то мере можно сравнить со словом в рекламе: «Выделяются <...> также такие основные функции языкового сообщения (текста), как закрепление, фиксация "плавающей" цепочки означающих как денотативных смыслов и связывание их воедино на уровне сюжета или истории: тонко манипулируя читателем, текст направляет его, ориентируя на восприятие определенного смысла. Подобного рода операция задает нужный (с точки зрения отправителя) ракурс восприятия» (Барт 1989: 304).

В выставочном пространстве наличествует конфликт языков фотографии и нарративов городского фольклора с их взаимными попытками подчинить себе друг друга в единой структуре нового художественного текста, созданного в результате взаимодействия изображения и слова. Эту особенность синтеза произведений искусств отмечал А. И. Мазаев: «Конфликт, противоречия и преодоление — всеобщая закономерность синтеза искусств, где бы и как бы он ни проявлялся» (1992: 7). Этот новый текст обладает более информативным и эмоциональным воздействием на зрителя по сравнению с фотографией и вербальным текстом, взятыми по отдельности (Мазалова 2017а: 83).

Различные формы экспозиционного материала — фотография, письменные тексты, аудиозапись интервью — предполагают иную, отличную от обычных выставок фотографий, манеру осмотра выставки — более медленную, обстоятельную, вдумчивую. Посетители смотрят фото, читают тексты, вновь возвращаются к просмотру фото, слушают аудиозапись, т. е. являются одновременно зрителями, читателями и слушателями.

В рамках проекта были проведены следующие выставки:

1. «Выборг глазами петербуржцев» — библиотека Аалто, Выборг, август 2015 г.

2. «В поисках центра Петербурга: слово и образ» — Галерея Путешествий, Санкт-Петербург, июнь 2016 г.

3. «Петербург устами выборжан: слово и образ» — библиотека Аалто, Выборг, сентябрь 2016 г.

4. «Viipuripietarilaistensilmilla» (Выборг глазами петербуржцев) — выставочный зал муниципалитета города Хамины (Финляндия), август-сентябрь 2016 г.

5. «Выборг глазами петербуржцев: слово и образ» — галерея «Выборг», Выборг, сентябрь-декабрь 2016 г.

6. «Viipuri. Elava menneisyys. Kuva ja sano» (Выборг. Живое прошлое. Образ и слово) — выставочный зал Кархулы, Котка (Финляндия), январь 2017 г.

7. «Viipurimuinainen ja nykyinen: visuaalinen kuva ja sana» («Выборг древний и современный. Визуальный образ и слово») — выставочный зал Энтрессе, Эспоо (Финляндия), февраль 2017 г.

8. «Pietari. Mennenisyysnikaajassa. Kuva ja sana» («Петербург. Прошлое в настоящем. Образ и слово» — галерея «Нина арт», Котка (Финляндия), 2017 г.

9. «Выборжане: историческая память и идентичность» — Российский центр науки и культуры, Хельсинки (Финляндия), март-май 2017 г.

10. "Pietarilaiset Haminalta: ajatukset, sanat, kuvat" («Петербуржцы о Хамине: слова, мысли, образы» — выставочный зал города Хамина (Финляндия) (в рамках 100-летия независимости Финляндии), 2017 г.

На выставках были представлены работы приглашенных петербургских фотографов: Т. Горд, О. Александровой, В. Михеевой, О. Тихомировой, К. Волегова и др. — и тексты, записанные Н. Е. Мазаловой у горожан — петербуржцев и выборжан. Идея и концепция проекта принадлежат

Н. Е. Мазаловой. В 2016 г. проект «Современный северный европейский город: визуальный образ и слово» признан лучшим в номинации экспозиционно-выставочной деятельности МАЭ РАН (Кунсткамера).

Первая выставка проекта «Выборг глазами петербуржцев» состоялась в центральной библиотеке Выборга, в уникальном помещении — лекционном зале с волнистыми потолками — памятнике архитектуры финского функционализма А. Аалто. Выставка вызвала большой интерес среди выборжан и туристов — российских и финских, получила множество откликов в СМИ и интернет-ресурсах (Выборг глазами и устами петербуржцев 2015; Выборг глазами петербуржцев 2015; Выставка «Выборг.» 2015).

Пожалуй, наиболее органично фотографии и тексты соединились в этой и других выставках, посвященных Выборгу. Взгляд фотографов и высказывания горожан отличают поразительное соответствие. Вероятно, немаловажным оказалось, что и фотографы, и информанты — петербуржцы. На выставке представлен взгляд на Выборг и его горожан извне. И, как это часто бывает, «чужие» выбирают наиболее значимые районы города и его объекты, а поздние неудачные наслоения (например, советские пятиэтажки — «серые заплатки») обходят вниманием.

Оказалось, что и фотографы, и рассказчики-петербуржцы воспринимают Выборг как человека, в соответствии с принципами антропоцентризма (Мазалова 2016: 125): «Выборг — безусловно, мужчина-викинг, старый, седой, нордического характера. Это ощущение связано со скандинавской архитектурой, ее строгой простотой, лаконичностью, ясностью» (ПМА 2015). Однако с этим образом также связан и более поздний исторический период — победы Петра I в Северной войне, после чего город вошел в состав Российской империи: «Для меня Выборг ассоциируется с победами Петра I» (ПМА 2015). На одной из фотографий Т. Горд изображен Выборгский замок, на который накладывается изображение Петра (памятника в Выборге). Голубой фон фотографии производит впечатление фантастичности, суровые мрачные стены замка и башни св. Олафа вызывают ассоциации со старинными легендами, связанными с ними, а силуэт памятника Петру I дополняет единую многослойную историческую картину.

Город воспринимается как «эксцентрический», расположенный на краю культурно освоенного пространства: «Когда ты в Выборге, кажется, что ты не только на краю России, но и на краю земли» (ПМА 2015). «Переезжаешь мост Дружбы и как бы оказываешься в другом измерении, ощущение, что это конец мира. Дальше — все нерусское» (ПМА 2015).

На фотографии О. Александровой изображен Выборгский замок и мост Дружбы в таком ракурсе, что кажется, что за ними ничего нет, заканчивается город и вообще жизнь.

И фотографы, и петербуржцы-информанты выделили мифологическую особенность выборгского времени: «В Выборге время течет более медленно» (ПМА 2015); «Когда захожу на выборгский рынок, то мне кажется, что здесь такая же жизнь, как много веков назад» (ПМА 2015). Этим высказываниям созвучна фотография Т. Горд: в расщелине стены разрушенного Кафедрального собора, поросшего деревьями, видна Часовая башня (бывшая колокольня этого собора, единственное, что от него сохранилось), впечатление от увиденного — время застыло (см. вклейку рис. 1).

23 марта 2017 г. в Российском Центре науки и культуры в Хельсинки на Международной научно-практической конференции «Память миграции — Миграция памяти» была открыта выставка «Выборг в исторической памяти горожан: визуальный образ и слово». Я делала на ней доклад «Выборжане: историческая память и идентичность», а выставка стала своеобразной иллюстрацией (Мазалова 2017а). Участники конференции подолгу рассматривали фотографии, читали тексты, сравнивали их с тем, о чем я рассказывала в докладе. Если на первой выставке, посвященной Вы-

боргу, в Хамине тексты приводились только в переводе на финский язык, то впоследствии по предложению зрителей мы давали и финский перевод, и русский оригинал. Вероятно, это усиливает доверие к тексту и усиливает его эмоциональное воздействие. Двуязычные зрители читают тексты на двух языках, сравнивают их, это еще в большей мере помогает им постичь образ Выборга и Петербурга. Участники конференции говорили, что даже некоторые неточности перевода — «русизмы» — придают особый шарм текстам и усиливают художественный эффект.

Если на других выставках акцент делался на образе города, то здесь важно было представить и его современных жителей. Многие петербуржцы называют город «вольным» (в значении «свободный, независимый, никому не подвластный»), похожим на ганзейские города: «Выборг — вольный город, еще в допетровскую эпоху сюда уходили раскольники» (ПМА 2015); «Выборг — странный, вольный город, не похожий на другие» (ПМА 2015). «Выборг — вольный город, как Ганзейская республика» (ПМА 2015). Жители города—переселенцы из разных регионов, однако за послевоенный период сложилась особая идентичность — выборжане, проявляющаяся в понимании себя как человека, принадлежащего в первую очередь не к определенному этносу — русским (общенациональная идентичность), а к определенной территории и культуре. На фотографиях был представлен особый тип выборжанина. С одной стороны, это провинциальные русские люди, с другой стороны — это жители «фронтира», деловитые, собранные, впитавшие много от своих финских соседей. К ним можно применить такую характеристику Выборга: «Выборг не финский, не русский, он сам по себе».

На выставке «В поисках центра Петербурга» — единственной выставке, состоявшейся в Петербурге в Галерее путешествий, на первый план вышла мифологичность и метафоричность текстов и художественной фотографии. Некоторые фотографии Т. Горд и О. Александровой, представленные на выставке, выполнены с помощью метода мультиэкспозиции, который позволил совместить в одном кадре два и более изображений. Подобные фотографии соотносятся с текстами городской мифологий, представляющими соединение различных мотивов, а также с особенностями петербургской мифологии, одна из которых — сосуществование двух мифов: мифа творения и эсхатологического. Кроме того, и в текстах, и в фотографиях представлена особенность «эксцентрического» города — Петербурга, у которого нет единого центра, в разные исторические периоды им становились разные локусы (Мазалова 2017б: 378).

Одним из центров города петербуржцы считают Дворцовую площадь — «пуп земли», а пуп земли в мифологии — центр мира (города): «Центр центра города — это прежде всего Дворцовая площадь, "пуп земли"» (ПМА 2015). Доминанта Дворцовой площади — Александровская колонна, ассоциируется с осью, связывающей небесную и земную сферу: «Александровская колонна на Дворцовой площади — для меня это будто такая ось, вокруг которой все вертится» (ПМА 2017). На фотографии Т. Горд изображена Дворцовая площадь и Александровская колонна в вечернее время. Свет фонарей и фар создают центростремительное движение вокруг оси площади — Александровской колонны (см. вклейку рис. 2).

Для одних петербуржцев центр города — Петропавловская крепость, для других — Стрелка Васильевского острова, для кого-то — Нева, которую называют «главным проспектом» Петербурга: «Я принадлежу к тем петербуржцам, для которых центр города — в его истоках, это Петропавловская крепость» (ПМА 2016); «Самый-самый центр центра — почему-то Стрелка (но я пристрастна). Ощущения — простор, свобода, "Громада двинулась и рассекает волны. Плывет. Куда ж нам плыть?"» (ПМА 2014).

На фотографии Т. Горд изображена Петропавловская крепость, а на ее фоне — Ростральная колона с рострой в виде наяды, расположенная на Стрелке. Петропавловка — символ города, ассо-

циируется с его началом, а изображение наяды — нимфы рек и ручьев — символизирует Неву и — шире — Петербург (см. вклейку рис. 4). И высказывания горожан, и фотография ассоциируются с одним из главных мифов Петербурга — мифом творения.

На некоторых фотографиях был также представлен другой петербургский миф — эсхатологический: город, некогда созданный великим Петром, рано или поздно исчезнет, смытый водным потоком. Так, в высказываниях горожан город — произведение Петра: «Медный всадник увековечил Петра I за его подвиг. Это не просто красивый памятник. Это подпись, печать Петра под его произведением — Петербургом»; «Весь город для меня — это фантом Петра I. Реки и каналы города — это его кровеносная система. Питер, словно Петр I, как будто бы одет в камзол из старинных исторических зданий» (ПМА 2016); «Нева — символ Петербурга, потому что с нее начинается город. Петр хотел построить город на Неве» (ПМА 2017).

Между тем бытуют и мифы о том, что Петр не только демиург, но и антихрист, и конец города ассоциируется именно с ним. На фотографии О. Александровой, выполненной в технике мульти-экспозиции, изображены два Медных всадника — демиург и царь-антихрист (миф двойничества) на фоне красного тревожного заката, под ними клубящаяся туманом Нева, как бы возвращающая к ситуации хаоса — космогонический и эсхатологический мифы. Кроме того, известен миф о том, что Медный всадник время от времени перепрыгивает Неву (см. вклейку рис. 3).

На фотографии Т. Горд показан подъем воды в Неве 2016 г. на фоне Петропавловской крепости. Кажется, что волны вот-вот захлестнут крепость — место, с которого начинался город.

Во время выставки в Галерее Путешествий было проведено заседание постоянно действующего семинара МАЭ РАН «Антропология Петербурга», на котором обсуждалась концепция выставки и ее практическое воплощение.

По словам одного из фотографов, О. Александровой, «прямое назначение фотографии — моментальный срез времени и пространства. Однако со временем человеческий интеллект приобрел метафорические свойства — способность нестандартно решать задачи и выражать мысли с помощью метафор. <.> И мне данный проект оказался интересен прежде всего именно подтверждением выше сказанного. Зрительный образ Петербурга представлен фотографиями, созданными с помощью метода мультиэкспозиции, который позволил совместить в одном кадре несколько плоскостей реальности, сделать образ более объемным, не "открыточным", а таким, каким он и отпечатывается в сознании. Соединение в проекте двух образов — визуального и словесного — запустило у зрителей процесс трансформации значения "Центра Петербурга" в нечто иное, то, от чего я как фотограф-участник проекта получила удовлетворение».

В. Узунова в выступлении «Трудности работы с метафорой: некоторые размышления по поводу выставки художественной фотографии», сравнила метафоры текстов и метафоры фотографий. Т. Яковлева высказала несколько предложений: «При всем несомненном интересе, который вызывает выставка, нужно по-особому совместить словесный и визуальный ряды: 1) тщательно продумать развеску, сгруппировать работы по подтемам и дать если не названия работ, то ясно читаемые смысловые группы с крупным текстом; 2) добавить фонограмму».

По словам Е. Юхневой, «эти глубоко авторские фотографии с наложениями, найденными Н. Е. Мазаловой, удивительным образом передающие душу Петербурга — единственные могут иллюстрировать ее сложную тему. Но и сами фотографии с текстами петербуржцев могут стать темой исследования — в них творится миф Петербурга. Конечно, можно поспорить о правомерности соединения этого, но мне представляется это весьма органичным. <...> На выставке это особенное фотовидение Петербурга и тексты петербуржцев вызывали у зрителей массу эмоций,

рефлексий, формируя уже новый петербургский миф». Многие из предложений были учтены при создании новых выставок.

Так, на прошедших позднее выставках использовались и новые медийные формы. На выставке «Петербург устами выборжан» презентация фотографий сопровождалась аудиозаписью текстов о Петербурге, записанных от выборжан. Поразительно, люди, не шевелясь, в течение 40 минут слушали великолепный голос Ч. Сымановича — историка, диктора радио «Град Петров», который читал высказывания выборжан о Петербурге, некоторые из них присутствовали здесь же. На первый план вышло эмоциональное воздействие звучащего слова на зрителей в сочетании с визуальными образами города.

На этой выставке на первый план выступила еще одна особенность петербургской мифологии — театрализованность и фантастичность города. Так, Спас-на-Крови (одна из достопримечательностей Петербурга) окутан мистическим ореолом. С ним связано множество легенд (о хранении крестов храма в воде, о том, что высота храма совпадает с возрастом убитого Александра I и др.). На фотографии О. Тихомировой изображен Спас-на-Крови вечером в тумане, создается совершенно мистический образ, ощущение чего-то ирреального.

На другой фотографии этого же фотографа изображена Зимняя канавка вечером при таинственном освещении фонарей. Зимняя канавка у петербуржцев ассоциируется с декорациями к опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского и местом самоубийства Лизы. В наши дни возникло новое поверье: молодые петербуржцы верят, чтобы безответная любовь превратилась во взаимную, следует прийти на Эрмитажный мостик, думая о любимом, и кинуть в Зимнюю канавку несколько монет.

На выставке, посвященной Петербургу, в арт-галерее города Котка Л. Сутягина, одна из участниц проекта, проводила интерактивные экскурсии по виртуальному Петербургу. Посетители охотно участвовали в диалоге, рассказывали о своем восприятии Петербурга (см. вклейку рис. 5).

Проект «Современный северный европейский город: визуальный образ и слово» еще в большой мере начинает оправдывать свое название «европейский» после того, как в 2017 г. в рамках празднования столетия независимости Финляндия в г. Хамина (Финляндия) была проведена выставка, посвященная этому городу — «Петербуржцы о Хамине: слова, мысли, образы».

На этой выставке наличествовал некоторый конфликт восприятия города в фотографиях и текстах: внимание фотографов привлек исключительно центр исторического города — Ратуша и окружающие улицы бывшего Фридрихсгама, а петербуржцы увидели город шире — они характеризовали окраины, морские пейзажи.

Вот так петербуржцы воспринимают старый центр города: «Хамина напоминает мне даму в старинном наряде, но живущую богатой современной внутренней жизнью» (ПМА 2017); «Ратуша — сердце города, к которому меня тянет. Кажется, что сейчас раздастся бравурная музыка и появятся военные в старинной форме, которые будут пить шампанское» (ПМА 2017); «От Ратуши в разные стороны, как лучи, отходят восемь улочек, из-за этого эта часть Хамины на карте напоминает мне паутину» (ПМА 2017). На фотографии О. Александровой Ратуша выглядит как сказочное сооружение, действительно напоминающее даму в старинном наряде.

Петербургские туристы создают новые мифы и поверья не только о родном городе, но и о финских городах, например о Варваре-пирожнице: «Варвара — самый известный персонаж и памятник для туристов в Хамине. Варвара Шантин родилась в 1870 г., умерла в годы войны в 1941 г., торговала уличной выпечкой, продавая курсантам булочки. Даже на маневры она следовала за курсантами офицерских классов, подкармливая их, часто бесплатно. В 1972 г. благодарные офицеры-

выпускники поставили ей памятник. Есть примета, что если положить денежку в сумку Варвары, то тебе прибудет прибыль. У нее в сумке всегда мелочь, и почти все монеты российские, любим мы халяву, сама грешна» (ПМА 2017). На фотографии Т. Горд изображена Варвара-пирожница с блестящей от постоянных прикосновений сумкой.

Одной из поставленных задач в рамках проекта являлась популяризация русской культуры в Финляндии. Так, после выставки, посвященной Выборгу в Хамине, председатель общества русских переселенцев «Родник» А. Суонинен оценила выставку «как вклад в создание положительного образа России за рубежом», выставку, посвященную Хамине, «как способствующую развитию дружественных и культурных связей между нашими странами». Кроме того, проект способствует осуществлению контактов с русскими общинами в Финляндии.

В настоящее время в рамках проекта «Современный северный европейский город: визуальный образ и слово» готовится выставка «Магия вод Петербурга». В дальнейшем на выставках предполагается использование компьютерной графики и видеоарта для выставки «Посетитель Кунсткамеры 2019», а также привлечение художников по куклам для подготовки выставки «Куклы в городе».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Абашев В. В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ в. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2000. 404 с.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Издательская группа «Прогресс»; «Уни-верс», 1994. 616 с.

Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С.297-319.

Ванслов В. В. Эстетика, искусство, искусствознание. М.: Изобразительное искусство, 1983. 440 с.

Выборг глазами петербуржцев. 2015 // Санкт-Петербургские ведомости. 2015. 11 авг.

Выставка «Выборг глазами петербуржцев» 2015. URL: http://viborg.bezformata.ru/listnews/ viborg-glazami-peterburzhtcev-otkrivaetsya/36113096/ (дата обращения: 15.05.2018).

Каган М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. Л.: Искусство, 1972. 440 с.

Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000. 287 с.

Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. 704 с.

Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Труды по знаковым системам XVIII. Семиотика города и городской культуры. Петербург. Тарту, 1984. Вып. 664. Ученые записки Тартуского государственного университета. С. 30-45.

Мазаев А. И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М.: Наука, 1992. 326 с.

Мазалова Н. Е. «Опальный принц в империи лотков» // Инновации в антропологии: новые направления, объекты и методы в российских антропологических исследованиях. М.: ИЭА РАН, 2015. С.122-139.

Мазалова Н. Е. «Рыцарь, вернувшийся из походов»: образ Выборга в представлениях петербуржцев // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2015 г. СПб.: МАЭ РАН, 2016. С. 235-232.

Мазалова Н. Е. Выставка «Выборг в исторической памяти горожан: визуальный образ и слово // LiteraruS. 2017а. № 2 (55). С. 82-88.

Мазалова Н. Е. «Ты в центре Петербурга — в центре мира»: мифологические представления горожан» // Антропология Петербурга. СПб.: МАЭ РАН, 2017б. Ч. 1. С. 377-401.

Оводова С. Н. Слово и визуальный образ в современной культуре // Вестник Омского университета. 2013. № 1. С. 151-153.

Полевые исследования автора в Санкт-Петербурге в 2015, 2016, 2017 гг.

Ростова Н. Выборг глазами и устами петербуржцев 2015 // Выборг (газета). 2015. 6 авг.

Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы. М.: Наука, 2009. 820 с.

Шоров О. Н. Формирование теории синтеза и пути ее развития // Школа ПроАрт. — 2009. URL: http://proartschool.ru/148-formirovanie-teorii-sinteza.html (дата обращения: 25.03.2018).

Ninisto M. Kuin voittamaton ritari // Karjala torstaina. 2017. № 12. Tamikuutta. 2017.

THE CONCEPT OF COMBINING THE VISUAL IMAGE AND THE WORD IN A SINGLE EXHIBITION SPACE

ABSTRACT. The article analyzes the author's concept of synthesis of visual and verbal images in a single exhibition space on the example of the Modern Northern European city: visual image and word project. The combination of different types of art — artistic photography, video presentation and narrative of urban folklore allowed to present a complex image of the Northern European city (we have focused on Vyborg, St. Petersburg, and several Finnish cities). In a single exhibition space there is a synthesis of arts: art photography and texts retain some independence and, at the same time, participate in the creation of a new integral artistic text. Verbal and visual images have common features: they are characterized by historicism, they are mythological, they are distinguished by symbolism, they manifest the author's beginning. In a single exhibition space, both written texts and photography become an iconographic language. The author also notes the difference between the two images: the expressiveness and emotionality of the verbal image is achieved through language; the visual image of the city has its own specifics — it is visual, dynamic, concrete. Visual and verbal images do not only complement and enrich each other, but they also come into conflict. The interaction of texts belonging to different types of art results in a new artistic text; this new text has a more informative and emotional impact on the viewer than the photo or verbal text taken separately.

KEYWORDS: visual image, word, urban mythology, synthesis of arts, artistic photography, single exhibition space

NATALIYA YE. MAZALOVA — Candidate of Historical Sciences, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences (Russia, Saint Petersburg)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: mazalova.nataliya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.