Научная статья на тему 'Концепция системы менеджмента качества образования в техническом университете'

Концепция системы менеджмента качества образования в техническом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА / QUALITY OF EDUCATION / SPECIALIST- TRAINING QUALITY / QUALITY MANAGEMENT / QUALITY SYSTEM ELEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопухова Татьяна Викторовна

Рассматривается система менеджмента качества образования в техническом вузе, её структура, элементы и их содержание. Обоснованы принципы менеджмента качества в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопухова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF QUALITY OF EDUCATION MANAGEMENT SYSTEM AT THE TECHNICHAL UNIVERSITY

The quality of education management system at the technical university, its structure, elements and their contents are discussed. The principles of quality management at the university are sunstantiated.

Текст научной работы на тему «Концепция системы менеджмента качества образования в техническом университете»

Т.В. Лопухова

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Рассматривается система менеджмента качества образования в техническом вузе, её структура, элементы и их содержание. Обоснованы принципы менеджмента качества в вузе.

Ключевые слова: качество образования, качество подготовки специалистов, менеджмент качества, элементы системы качества.

Введение. Профессиональное образование относится к социально -культурной услуге, потребителями которой являются: общество, конкретное производство или сфера социальной деятельности, а также сам обучающийся - получающий образование. В сфере профессионального образования деятельность по подготовке специалистов попадает под действие международных стандартов. В международной практике стандартизации подвергаются не только качество продукции, но и качество услуг (в том числе и образования) - это семейство международных стандартов 180 9000 на системы качества.

Качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Внедрение систем качества в различных сферах производства, в том числе и производства услуг, приводит к повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, снижению затрат на ее качество, гарантирует потребителю получение продукции стабильного высокого качества.

В современном менеджменте в понятие «качество» должны быть включены истинные запросы потребителей - текущие и перспективные. Требования к качеству являются наиболее важным фактором при оценке любого продукта или услуги. Роль качества состоит в постоянной проверке требований и способности организации эти требования удовлетворить.

Требования к качеству подготовки специалистов с течением времени не остаются неизменными. Можно утверждать, что эти требования постоянно возрастают. Такой характер эволюции требований определяется не только прогрессивными процессами развития науки, техники и технологии, но и социально-экономическими факторами. Новые требования к качеству подготовки ориентированы на обеспечение готовности специалистов к самостоятельному решению профессиональных практических задач и способности к творческой деятельности на рабочем месте; на сформированную потребность к повышению уровня знаний, квалификации и владение навыками для непрерывного самообразования; на умение работать в коллективе и руководить им; на формирование умений рабо-

тать с современной вычислительной техникой, в сфере новых информационных технологий; на подготовленность специалистов к жизни и профессиональной деятельности в современных динамичных условиях в сфере человеческих отношений на основе гуманного отношения к окружающим людям и ответственного отношения к окружающей среде.

Основные положения. Образовательная услуга, оказываемая образовательным учреждением, представляет собой результат учебновоспитательного процесса, в котором осуществляется разносторонняя деятельность его участников. Обеспечение качества образовательных услуг - планируемые и систематически выполняемые образовательным учреждением действия, создающие уверенность в том, что качество образования будет соответствовать определенным требованиям.

В рамках данной концепции раскрывается общий подход к проблеме формирования системы качества подготовки специалистов и составляющим ее целостность компонентам и механизмам. При создании системы качества, с одной стороны, должны быть регламентированы виды и типы соответствующих мероприятий, критерии, на основе которых будут сделаны выводы и заключения, последовательность подготовки, проведения и обработки и оформления результатов стандартизированных проверок и обследований, а с другой стороны, должны максимально стимулироваться прогрессивные инновационные процессы, направленные на повышение качества подготовки специалистов.

Цели формирования системы качества подготовки специалиста - защитить личность и общество от педагогического «брака», причины которого могут быть связаны: с недоработками на предыдущем уровне образования; с личностными качествами и свойствами студентов, являющимися препятствием для определенного уровня образования по данной специальности; с недостатками в формировании контингента студентов; с недостатками предварительной научной и методической проработки как вопросов содержания подготовки, так и ее процесса и контроля; с недостатками материальной и технико-технологической базой учебного заведения; с ошибками планирования учебного процесса и некорректной кадровой политикой; с недостаточной эффективностью управления и слабой обратной связью по результатам контроля качества подготовки специалиста энергетика как при переходе выпускников вуза к производственной деятельности, так и в рамках самого вуза.

Система качества подготовки специалистов в вузе. Система качества подготовки специалистов с высшим образованием должна содержать элементы системы качества, отвечающей требованиям стандарта ИСО 9000: 2000 [1]. Основные составляющие системы качества (СК) это система обеспечения качества (СОК), система управления качеством (система менеджмента качества) (СМК) и система контроля качества (СКК). Рассмотрим эти элементы и их содержание с точки зрения качества подготовки специалистов в вузе.

Система обеспечения качества подготовки специалистов включает в себя стандарты качества - ГОС ВПО, научно обоснованные критерии и показатели качества, научно-педагогический потенциал вуза, материальнотехническое и учебно-методическое обеспечение подготовки специалистов, организацию и планирование процесса подготовки специалистов, в том числе организационные мероприятия по обеспечению качества, правовое обеспечение процесса подготовки специалистов.

Система управления качеством (система менеджмента качества) подготовки специалистов включает в себя административный менеджмент и систему контроля (мониторинг) качества подготовки. В основе административного менеджмента лежат принципы управления качеством. Важным условием успешного управления является обоснованное назначение руководителем вуза ответственного за качество подготовки специалистов, который организует делопроизводство в системе качества, осуществляет обоснованный выбор алгоритма и средств контроля качества. В задачи менеджмента качества входит управление процессом приема в вуз абитуриентов и техническое обслуживание управления качеством подготовки специалистов.

Мероприятия, связанные с контролем качества подготовки специалистов в вузе должны охватывать все направления образовательной деятельности, а также контроль качеств обеспечивающих эту деятельность ресурсов [2]. В рамках системы контроля качества, с одной стороны, должны быть регламентированы виды и типы соответствующих мероприятий, критерии, на основе которых будут сделаны выводы и заключения, последовательность подготовки, проведения и обработки и оформления результатов стандартизированных проверок и обследований, а с другой стороны, должны максимально стимулироваться прогрессивные инновационные процессы, направленные на повышение качества подготовки специалистов.

Система качества подготовки специалистов с высшим образованием должна содержать элементы системы качества, отвечающей требованиям стандартов 180 9001: 2000 и 180 9004:2000 [1; 5]. Рассмотрим эти элементы и их содержание с точки зрения качества подготовки специалистов.

В Европейском объединении профессиональных образовательных учреждений (ЕОПОУ) адаптированы стандартные элементы качества 180 9000 как элементы качества ЕОПОУ для профессионального обучения [6].

1. Ответственность руководителя. Ответственность за качество подготовки специалистов в вузе в первую очередь лежит на руководителе -ректоре вуза. Его личная заинтересованность в результате, активное участие во внедрении системы контроля качества подготовки являются гарантом ее эффективной работы.

2. Система обеспечения качества (СОК). В основе системы обеспечения качества лежат стандарты (ГОС ВПО), критерии и показатели, отражающие процесс формирования качества и его результат. СОК должна

3

включать в себя кадровый потенциал вуза, адекватное оснащение учебного процесса, способы планирования и организации процесса подготовки специалистов, планирование и реализацию мероприятий по обеспечению качества подготовки специалистов. СОК должна гарантировать наличие квалифицированного педагогического персонала, адекватное состояние учебных помещений и помещений для практического обучения, места для производственной практики, соответствие профессиональных образовательных программ требованиям рынка труда.

3. Анализ контракта (в системе ЕОПОУ - «проверка соглашений»). Контракт между конкретным вузом и потребителем в лице государства заключается в форме лицензии, выданной учебному заведению на осуществление образовательной услуги. Контракт между работодателем и вузом может быть заключен в виде договора на подготовку специалистов определенного профиля в определенном количестве и в определенное время. Контракт между вузом и студентом существует фактически на базе Закона об образовании РФ. Со стороны студента заключение такого контракта начинается с его заявления о приеме в вуз, а со стороны вуза - с приказа о зачислении в число студентов. Очень важно, чтобы студент своевременно располагал всей информацией об условиях и сроках обучения, требованиях, предъявляемых к нему со стороны учебного заведения, о предоставляемых ему возможностях в плане получения образования, профессии и личностного развития.

4. Управление проектированием качества подготовки специалистов в вузе заключается в полноценной реализации образовательных программ, квалифицированной разработке учебных планов и программ учебных дисциплин, производственных практик, требованиям к выпускным квалификационным работам. Реализация вариативной части учебного плана - регионального, национального компонентов и дисциплин по выбору студентов обеспечивает постоянное обновление содержания дисциплин, входящих в эти компоненты, разработку и преподавание новых дисциплин, учитывающих современное состояние производства.

5. Управление документами и данными. Четко организованное делопроизводство, своевременная подготовка необходимых документов, статистических и фактических данных о качестве подготовки специалистов и их своевременный анализ позволят контролировать все этапы процесса подготовки специалистов.

6. Закупки. Этот элемент системы качества в образовательном учреждении имеет такие аналоги, как работа приемной комиссии вуза (получение исходного продукта - образовательной подготовки абитуриентов), формирование контингента преподавателей, приобретение необходимого учебно-лабораторного оборудования, компьютерной техники, производственного оборудования, необходимого для процесса подготовки специалистов, приобретение мебели, осветительных приборов и т.п. При этом большое значение имеет качество приобретаемых компонентов.

4

Для преподавателей требования по качеству формулируются в памятках или Указаниях.

7. Управление продукцией, предоставляемой заказчиком (потребителем). Общество в лице государства является заказчиком специалистов и в то же время предоставляет продукцию - образовательную подготовку абитуриентов, будущих студентов вуза. Работа приемной комиссии вуза -первый этап управления этой «продукцией». Затем управление подготовкой будущих специалистов (студентов) осуществляется учебным управлением и деканатами до завершения обучения.

Следующий вид продукции - подготовка вузом преподавателей, участвующих в обеспечении качества подготовки специалистов. Подбор преподавателей с соответствующей целям обеспечения высокого качества специалистов подготовкой, управление их профессиональной деятельностью, повышением их квалификации - одна из основных функций руководства вуза.

8. Идентификация и прослеживаемость продукции. На основании ГОС ВПО и входящих в него государственных требований к минимуму знаний выпускников вуза возможна постоянная (в течение всего срока обучения) идентификация подготовки - выявление соответствия уровня образовательной подготовки абитуриентов требованиям системы ВПО, знаний студентов требованиям ГОС ВПО на уровне отдельной дисциплины. Должна вестись документация об образовательных программах, о целях и содержании учебных дисциплин и производственных практик, о порядке учебного процесса (учебный план, расписание), об уровне подготовленности абитуриентов (средний балл аттестата, вступительный балл), о студентах (успеваемость, творческие достижения, результаты прохождения производственных практик и т.п.), о преподавателях и ответственных за практику.

9. Управление процессами обучения и воспитания, обеспечивающими качество подготовки специалистов, осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» , отраслевыми и региональными нормативными документами о высшем профессиональном образовании. При этом наиболее эффективным будет управление с устойчивыми обратными связями и своевременными коррекционными воздействиями на личност-но ориентированные процессы обучения и воспитания. Важно определить то, какие существенные (влияющие на качество образовательного процесса) элементы нужно регулировать. В процессе управления необходимо иметь возможность оценить качество процесса подготовки.

10. Контроль и испытания («проверки» в системе ЕОПОУ). Этот элемент системы качества можно рассматривать как основное содержание системы контроля качества подготовки специалистов. Контроль качества подготовки специалистов в вузе должен быть многоплановым - текущим, систематическим, непрерывным, разноуровневым. Он должен обладать такими свойствами, как информативность, достоверность, полнота, своевре-

5

менность. Периодические испытания - плановые проверки качества подготовки специалистов в вузе - позволяют выявить соответствие уровня подготовки на определенном этапе образовательному стандарту.

11. Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием («контроль проверочных средств» - ЕОПОУ). Этому элементу в системе качества подготовки специалистов в вузе соответствует управление технологиями контроля качества, включающими в себя организационно-педагогические и квалиметрические методики. Такое управление заключается в выборе объектов контроля и соответствующих технологий, адаптации методик к условиям конкретного вуза. Необходимо собрать картотеку проверочных (в том числе тестовых) средств, назвать работника, ответственного за контроль проверочных средств, ознакомить всех участников учебного процесса с задачами контроля, обеспечить руководство, регулирующее контроль проверочных средств.

12. Статус контроля и испытаний («проверочный статус» -ЕОПОУ). Принципиальное значение этого элемента для эффективной работы системы контроля качества заключается в том, что всем руководителям, исполнителям и процедурам контроля в вузе должен быть придан определенный статус. Статус обеспечивается созданием группы или службы контроля качества подготовки специалистов в вузе с определенными должностями сотрудников. Определяются полномочия этих сотрудников, обозначаются иерархические связи подразделения контроля качества с другими подразделениями вуза. Кроме этого, определенный статус должен быть придан процедурам контроля и их результатам - мероприятия контроля должны быть вписаны в систему организационно -педагогических мероприятий вуза и занимать определенное место в их иерархии. Результаты контроля также должны иметь официальный статус - являться основанием для принятия руководящих решений, осуществления управляющих воздействий.

13. Управление продукцией, не соответствующей установленным требованиям («Мероприятия при обнаружении недостатков в образовательном процессе» - ЕОПОУ). Считая продукцией деятельности вуза подготовленность специалистов к будущей профессиональной деятельности в случае контроля качества подготовки речь идет об оценке уровня подготовки будущих специалистов. У отдельных студентов этот уровень может не соответствовать требованиям ГОС. В этом случае со студентами должна проводиться индивидуальная работа - могут быть назначены дополнительные занятия и консультации. В самом тяжелом случае приходится отчислять таких студентов, как неспособных в силу тех или иных обстоятельств обеспечить качество продукции - необходимый уровень знаний, умений и навыков или необходимые личностные качества.

14. Корректирующие и предупреждающие действия («Коррекционные мероприятия - ЕОПОУ). Этот очень важный элемент системы качества является результатом работы системы контроля качества. Данные кон-

6

троля, отражающие имеющиеся пробелы и недостатки в подготовке специалистов, дают основания для корректирующих действий. Такими воздействиями по отношению к качеству подготовки специалистов в вузе могут быть: приобретение недостающего учебно-лабораторного оборудования, необходимой литературы; подбор и прием на работу преподавателей (или увольнение преподавателей, несоответствующих требованиям обеспечения качества); более строгий отбор абитуриентов; отчисление неуспевающих студентов и т.д. Предупреждающими действиями являются плановое приобретение оборудования, плановый прием на работу преподавателей и сотрудников, прием абитуриентов в вуз в соответствии с требованиями ГОС ВПО, разработка регионального компонента учебного плана. Перечень оборудования, состав преподавателей и их квалификация, уровень подготовки абитуриентов определяются исходя из требований ГОС. Коррекционные мероприятия заключаются в определении и устранении причин недостатков.

15. Обращение с продукцией, ее хранение, упаковка, консервация и поставка. Этот, казалось бы, очень далекий от практики работы вуза элемент системы качества, тем не менее, имеет свои аналоги в системе качества подготовки специалистов с высшим образованием. В этом случае продукцией является подготовленность специалистов, ее профессиональный, общеобразовательный и личностный компоненты. При таком подходе грамотно организованный систематический контроль уровня знаний, умений и навыков, уровня воспитанности студентов, обеспечение преемственности обучения, межпредметных связей будут способствовать их сохранению, систематизации и совершенствованию. Участие вуза в трудоустройстве своих выпускников, индивидуальный подход к их трудоустройству с учетом личностных особенностей является своеобразной поставкой продукции - подготовки специалиста потребителю-работодателю.

16. Управление отчетами о качестве. (в системе ЕОПОУ - «Учет качества»). Функционирование системы качества отражается в отчетах о качестве продукции. Важную роль в формировании таких отчетов играет система контроля качества, так как только по результатам контроля можно судить о качестве. В вузе управление отчетами о качестве подготовки специалистов заключается в определении необходимой структуры отчета, требований к элементам этой структуры, сроков предоставления отчетов, организации их анализа и выработке решений и рекомендаций в соответствии с результатами контроля качества, отраженными в отчете. Отчет должен содержать раздел «Мероприятия по устранению недостатков подготовки специалистов в вузе».

17. Аудиты качества. («Внутренняя проверка качества» - ЕОПОУ). В системе контроля качества подготовки специалистов в вузе аудиты играют важную роль. Такими аудитами являются результаты учебной и внеучебной деятельности студентов - результаты контрольных работ, зачетов и экзаме-

7

нов, курсовые и дипломные работы и проекты, отчеты по производственной практике, конкурсные научно-исследовательские работы и результаты технического творчества студентов. Немаловажны и данные, отражающие общественную деятельность студентов, их участие в культурной жизни вуза, в акциях социального плана. К аудитам можно отнести сведения о руководстве и преподавательском составе вуза, данные о состоянии лабораторной и научно-производственной базы учебного заведения.

18. Подготовка кадров. («Обучение собственных сотрудников» -ЕОПОУ). В вузе должна существовать четко налаженная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава и административного персонала. Большое значение для успешного функционирования системы контроля качества подготовки специалистов играет целенаправленная подготовка специалистов, обеспечивающих работу этой системы. Обучение преподавателей или сотрудников вуза основам системы качества и ее подсистемы - системы контроля качества возможно в форме самообразования, на специальных курсах повышения квалификации, в форме стажировок в соответствующих организациях, в аспирантуре по соответствующей тематике.

19. Техническое обслуживание. Для вуза студент (выпускник) является потребителем образовательной услуги - клиентом. Существенным элементом системы качества является возможность вуза содействовать трудоустройству и дальнейшему профессиональному росту выпускника, что является свидетельством устойчивых надежных связей с другим потребителем образовательных услуг - производством, конкретным предприятием. В этом плане целевая подготовка, профессиональный отбор выпускников с учетом требований предприятия являются обслуживанием клиента.

20. Статистические методы. Адекватные целям системы качества подготовки специалистов статистические методы позволят выявить тенденции и закономерности процесса подготовки, обобщить результаты контроля качества подготовки выпускников вуза и сделать обоснованные выводы по этим результатам. Это создаст предпосылки для эффективного функционирования системы качества в целом и адекватной оценки работы системы контроля качества специалистов.

Принципы менеджмента качества. Принципы менеджмента качества [3; 4] следует отнести к основным положениям управления качеством подготовки специалистов. Рассмотрим содержание этих принципов с точки зрения качества подготовки специалистов с высшим образованием.

1. Ориентация организации на заказчика (понимать текущие и будущие проблемы заказчика). Этот принцип может быть обеспечен глубоким анализом состояния современного производства и опережающим характером подготовки специалистов.

2. Ведущая роль руководства (руководители устанавливают единство целей, направлений и микроклимат в организации, вовлекают лю-

8

дей в достижение целей). Реализация этого принципа возможна при активном участии руководителей вузов в организации системы управления качеством.

3. Вовлечение людей (люди - сущность организации). Качество подготовки специалистов в первую очередь определяется квалификацией профессорско-преподавательского состава, заинтересованностью педагогов в достижении общих целей. Уровень квалификации педагогов обеспечивается систематическим повышением квалификации и регулярной аттестацией.

4. Процессный подход (управление ресурсами и деятельностью как процессом). Управление процессом подготовки специалистов включает в себя управление учебным процессом (процессами преподавания и обучения), воспитательным процессом (формированием необходимых профессиональных качеств и качеств, обеспечивающих развитие социально адаптированной личности).

5. Системный подход к управлению (выявление, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение поставленной цели, повышает результативность и эффективность организации). Учебный и воспитательный процессы в вузе имеют в конечном итоге единую цель - высокое качество подготовки специалистов, они происходят одновременно и тесно взаимосвязаны между собой. Управление этими процессами должно учитывать эти взаимосвязи и единство цели.

6. Постоянное улучшение (эффективное удовлетворение будущих потребностей заказчика). Поскольку заказчиками - потребителями образовательных услуг системы высшего профессионального образования являются одновременно современное общество, конкретное производство и сам специалист, то необходимо четко прогнозировать тенденции развития их потребностей. Так общество будет все более заинтересовано в активных, грамотных, высококвалифицированных специалистах, самостоятельно выбирающих сферу приложения своих способностей, знаний и умений. Конкретное производство заинтересовано в специалистах способных к саморазвитию и самообразованию, обладающих знанием самых передовых технологий, сами специалисты заинтересованы в прочных базовых знаниях и умениях, обеспечивающих эффективное самообразование, а также в вооруженности знаниями современных и перспективных оборудования и технологий.

7. Подход к принятию решений, основанный на фактах (эффективные решения основываются на анализе данных и достоверной информации). Вузы должны иметь тесные деловые контакты с работодателями, иметь верное представление о состоянии современного производства. В этих целях возможно проведение пилотных исследований (экспертные исследования и анкетные опросы представителей производства), анали-

тических обзоров (могут быть составлены в результате стажировок преподавателей на производстве).

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками (организация и ее поставщики взаимозависимы). Поставщиком в данном случае можно считать среднюю общеобразовательную и среднюю профессиональную школы, выпускники которых поступают в вузы. Целенаправленная профориентационная работа в школах, техникумах, колледжах, участие в таких мероприятиях, как конкурсы и олимпиады, позволит представителям вузов привлечь к поступлению в свое учебное заведение хорошо успевающих школьников и выпускников системы среднего профессионального образования, ориентированных на получение высшего образования.

Источники

1. ГОСТ Р ИСО 9000:2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М. : ИПК Издательство стандартов, 2001. 25 с.

2. Нуждин В.Н., Кадамцева Г.Г., Пантелеев Е.Р., Тихонов А.И. Стратегия и тактика управления качеством образования : Методическое пособие. Иваново : Ивановский гос. энерг. ун-т, 2003.

3. Вест Д., Чинфрани Ч.А., Цикалс Д.Д. Принципы менеджмента качества - основа семейства стандартов ИСО 9000:2000 // Стандарты и качество, 2000. № 7. С. 74-77.

4. Адлер Ю.П. Восемь принципов, которые меняют мир // Стандарты и качество, 2001. № 5-6. С. 49-60.

5. ГОСТ Р ИСО 9004:2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Изд-во стандартов, 2001.

6. Критерии качества для профессионального обучения Европейского объединения профессиональных образовательных учреждений (ЕОПОУ). 2-е доп. изд. Лейпциг, 1997. 58 с.

Зарегистрирована 26.03.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.