Научная статья на тему 'Модель менеджмента качества образовательных услуг факультета университета'

Модель менеджмента качества образовательных услуг факультета университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВИЗАЦИЯ / КОММЕРСАНАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / "КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ" / ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоров Н.М.

Представлена концептуальная модель организации системы самоконтроля качества работы факультета технического вуза. Система менеджмента качества профессионального образования должна включать все звенья подготовки специалиста на основе обратной связи между университетом и потребителями услуг. Корректировка качества предоставляемых образовательный услуг должна носить постоянный системный характер на принципах опережающего управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидоров Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Model of management of educational services quality of a University faculty

The article presents a new conceptual model of organization of self-checking quality system of technical university education. A system of professional education quality management should include all levels of specialist training using a feedback link between the university and employers. Correction of education quality should be permanent, system-based and corresponded of principles of preventive reflection.

Текст научной работы на тему «Модель менеджмента качества образовательных услуг факультета университета»

214

Управление образованием

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

УДК 005.6 Н. М. Сидоров

Петербургский государственный университет путей сообщения

МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ФАКУЛЬТЕТА УНИВЕРСИТЕТА

Представлена концептуальная модель организации системы самоконтроля качества работы факультета технического вуза. Система менеджмента качества профессионального образования должна включать все звенья подготовки специалиста на основе обратной связи между университетом и потребителями услуг. Корректировка качества предоставляемых образовательный услуг должна носить постоянный системный характер на принципах опережающего управления.

массовизация, коммерсанализация, интернационализация, Болонский процесс, «качество образования», Всеобщее управление качеством, компетентностный подход, обратная связь, система.

Введение

Необходимость введения системы менеджмента качества высшего образования в современных условиях приобретает особую остроту. Это связано с факторами глобального характера в образовательной сфере:

1. Сокращение финансирования высшего образования в связи с кризисом государства всеобщего благосостояния. Государство уходит из тех сфер социальных услуг, которые не дают ближайшей прибыли. Бюджет России на 2012-й и на последующие годы подтверждает эту тенденцию.

2. Массовизация высшего образования.

2.1. Падение уровня подготовки в школе. Попытки создать единую систему оценки знаний учащихся общеобразовательной школы (ЕГЭ) связаны с большими трудностями и пока не принесли ожидаемого успеха. В погоне за финансированием вузы сегодня принимают тех, кому учиться просто не по силам.

2.2. Коммерсанализация образования, расширение объемов платного высшего профессионального образования как за счет увеличения числа негосударственных вузов,

так и значительной доли платных образовательных услуг в государственных. Обучение на коммерческой основе прежде было ограничено 25 %, сейчас такие ограничения государством сняты. Так, в 2006 г. 56 % выпускников обучались в вузах нашей страны на платной основе.

Все это приводит к неизбежному снижению качества высшего образования. Решение данной проблемы возможно и реально в рамках Болонского процесса - разделения образования на элитное и массовое высшее (бакалавриат). Но бакалавриат не признается на практике бизнесом и промышленным сообществом.

3. Интернационализация высшего образования, которая поставила на повестку дня борьбу за иностранных абитуриентов. Однако прежняя система директивного высшего образования разрушена, а новая еще не сформирована. Отсюда резкое падение престижа высшего российского образования для иностранных студентов. В Европе проблема интернационализации образования и создания единого образовательного пространства очень остра, так как множество разнообразных образовательных систем, сконцентриро-

2012/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Управление образованием

215

ванных на сравнительно небольшой территории континента, существенно препятствову-ют развитию единого рынка труда.

В Берлинской декларации, принятой 19 сентября 2003 г. министрами образования стран - участниц Болонского процесса, отмечается: «...качество высшего образования является краеугольным камнем в создании общеевропейского пространства высшего образования. Министры берут на себя обязательство поддерживать дальнейшее развитие систем гарантии качества образования на уровне вуза, национальном и европейском уровне. Министры подчеркивают необходимость создания общих критериев и методик оценки качества».

1 Основные положения Болонской

конвенции

Основная цель Болонского соглашения -создание единого европейского пространства высшего образования.

В соответствии с этим подцелями развития системы высшего профессионального образования являются:

1. Развитие системы высшего профессионального образования, основанной на двух основных уровнях - бакалавриат и магистратура.

2. Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS).

3. Введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement).

4. Признание иностранных документов об образовании в Российской Федерации и российских документов в государствах - участниках Болонской декларации.

5. Улучшение качества образования, разработка сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования.

6. Развитие академической мобильности студентов и преподавателей вузов.

В рамках Болонского соглашения необходимо решать вопрос конвертируемости

российских дипломов, это касается не только подготовки специалистов с высшим образованием двух уровней - бакалавров и магистров, но и глубокого изменения самого характера учебного процессов в вузах.

2 Исходные понятия менеджмента

качества вуза

Начало создания системы менеджмента качества в системе высшего образования можно считать приказ министерства образования и науки Российской Федерации № 304 от 3 декабря 2004 г. Суть приказа отражена в его названии - необходимо разработать и внедрить внутривузовские системы менеджмента качества образовательных услуг, т. е. тех услуг, которые финансируются из бюджета.

При рассмотрении понятия «качество образования» следует учитывать ряд моментов. Под «качеством» вообще понимается степень соответствия присущих объекту (продукции или услуге) характеристик установленным требованиям. Особенностью образования является более сложная структура потребления. В качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают как сами студенты, так и их семьи, предприятия-работодатели и, наконец, общество и государство в целом, которые будут эффективно (или неэффективно) использовать потенциал выпускников образовательного учреждения. В связи с этим качество образования можно определить как сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов и всей системы образования в целом установленным потребностям, целям, требованиям и нормам (стандартам), которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом.

Система менеджмента качества в вузе включает две составляющих: процессную и функциональную. Сейчас основная задача вузов - переориентация с функциональной на процессную составляющую.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/4

216

Управление образованием

Приступая к рассмотрению концепции менеджмента качества образования, мы исходим из того, что именно факультет, как целостная образовательная система, обеспечивающая полный профессиональный цикл подготовки специалиста, представляет основное структурное звено для моделирования системы менеджмента качества, которая может быть распространена и на университет в целом. Хорошее университетское образование - это, во-первых, образование, которое дает человеку знания. Во-вторых, это образование, которое дает ему метод, т. е. учит учиться. Иначе говоря, даются не только сами знания, но и метод самостоятельного получения знаний. И в-третьих, это образование позволяет ему встроиться в общество, не потеряв себя, т. е. человек остается личностью, но личностью социальной. Он становится нужным обществу, необходимым обществу именно как неповторимая личность. Эта личность не разрушает общество и не отторгается этим обществом. Образование позволяет человеку найти свою нишу в обществе, стать социально востребованным. Вот три компонента хорошего университетского образования: знания, умение получать знания и способность к социальной адаптации.

В основе нашей модели управления качеством лежат следующие принципы:

A. Системные принципы (целеполага-ние, непрерывность, оптимальность и т. д.).

Б. Всеобщее управление качеством (ориентация на потребителя, лидирующая роль руководства, вовлеченность сотрудников, система принятия решений, основанная на обратной связи, ответственность).

B. Гуманитарные принципы (гуманизм, ответственность руководителя перед коллективом, поддержка коллективом руководителя, горизонтальные связи между кафедрами) [1].

Конечно, менеджмент качества факультета строится в соответствии с миссией университета и его политикой в области образования. Миссия позволяет найти и четко обозначить место вуза в системе рыночных отношений. Образовательные услуги - результат деятельности, за которую клиент готов платить

достойную цену. Это определение справедливо и для университетских услуг. Университет должен сам определиться со стандартами своего образования, а затем предложить это обществу, государству, заказчикам в качестве концепции. Услуги университета по обучению и повышению квалификации должны получить соответствующую оценку на рынке (рис. 1).

В разработанной нами системе управления качеством лидирующая роль принадлежит декану факультета (в соответствии с концепцией Всеобщего управления качеством). Стоящий во главе факультета декан определяет стратегические направления деятельности в области качества профессионального образования и уровень непосредственных исполнителей принятых решений - конкретных субъектов образовательного процесса, от деятельности которых в первую очередь зависит результативность подготовки будущих специалистов. Низовой уровень управления представлен преподавателями учебных дисциплин, кураторами студенческих групп и др. Обратные связи между этими структурами необходимы для принятия конкретных решений, корректировки позиций, перераспределения полномочий и ресурсов.

3 Система менеджмента качества

факультета университета

Менеджмент качества образования на факультете должен включать следующие шаги:

- исследование рынка образовательных услуг на факультете;

- разработка и мониторинг процесса управления качеством образования;

- обеспечение образовательного процесса;

- реализация процесса;

- контроль качества и корректировка процесса после каждого образовательного цикла [2].

Прохождение полного управленческого цикла возвращает нас к первому шагу, но с учетом изменившихся потребностей рынка, с учетом требований внешних агентов образовательного процесса (бизнес-сообщества,

2012/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Управление образованием

217

Наименование

показателей

Виды

исследуемых

показателей

Значение

показателей

Организационная ответственно сть

Методы

исследования

Рис. 1. Структура исследования рынка образовательных услуг и система

управления факультетом

государства, родителей, иностранных студентов и т. д.)

В России доминирующим субъектом внешней среды для университетов является государство. Оно не просто один из многих агентов; оно, возможно, единственный четко различимый агент с известными источниками информации о намерениях, конкретными людьми, воплощающими эти намерения в жизнь, и более или менее предсказуемыми

реакциями на те или иные действия университета. Другие агенты - работодатели, студенты, профессиональные объединения - не так четко различимы во внешней среде, как государство. В интервью с преподавателями и администраторами университетов постоянно прослеживается этот дисбаланс определенности: взаимодействие с государством имеет четкие формы (аттестация, рейтинг, финансирование), в то время как взаимодей-

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/4

218

Управление образованием

ствие с другими вовлеченными сторонами чрезвычайно размыто.

Первое направление управленческого цикла - изучение востребованности предлагаемых факультетом специальностей на рынке труда, конкуренции среди вузов и выявление своих конкурентных преимуществ, изучение требований работодателей, родителей, потенциальных студентов. По опыту тестирования и трудоустройства нами выявлено, что очень мало выпускников владеет такими азами профессионализма, как технология коммуникаций, тайм-менеджмент, стратегическое управление, бюджетирование, project management и др. Поэтому, придя на предприятия, молодые специалисты вынуждены получать эти навыки урывками и несистемно. Руководство же предприятий неохотно вкладывает деньги в новое поколение, поскольку не имеет гарантий на вложенные инвестиции. В итоге - рост безработицы среди молодых специалистов, их невостребованность. Отсюда профессиональный рост молодых специалистов, будущей управленческой элиты, существенно замедляется и усложняется.

Вот почему на данном этапе необходима совместная работа внешних агентов и образовательного сообщества. Эта работа должна иметь стратегический характер. Необходимо предугадать потребности в новых специалистах минимум на 6-8 лет, что позволит открыть новые специальности и корректировать существующие. В результате таких маркентинговых исследований формируются представления о том, какие предложения на рынке образовательных услуг окажутся конкурентоспособными и чем можно привлечь потенциальных абитуриентов. Определить удовлетворенность работодателей качеством образовательных услуг вуза возможно только в том случае, когда системы менеджмента качества вуза и предприятия согласованы. Это особенно важно для нашего технического вуза, так как интернационализация техники и технологии требует единого подхода к организации качества обучения и производства. И не надо забывать, что рынок формируем и мы, научное и педагогическое сообщество.

Соответственно мониторингу подвергается и внутренняя среда управленческого цикла - сам образовательный процесс на факультете. Проводится анализ степени соответствия установленным требованиям результатов работы факультета, ресурсного и информационного обеспечения, документального сопровождения образовательного процесса. Показатели должны быть четкими и конкретными, учитывать вклад каждого субъекта образовательного процесса в конечный результат.

В систему менеджмента качества факультета должны входить следующие планы:

- развития факультета и его подразделений (кафедр, лабораторий и т. д.);

- основных процессов на факультете (учебного, воспитательного, научно-исследовательского, методического и т. д.);

- работы преподавательского состава [3].

Следующий этап - ресурсное обеспечение процесса управления качеством образования на факультете: материальное, информационное, кадровое и др. (табл. 1).

Следующий этап - собственно реализация процесса управления качеством образования: связи между кафедрами по целям, внутренние рабочие процессы, обмен информацией между преподавателями, оперативное получение информации и анализ результатов. Известно, что больший интерес и большую отдачу преподавателей вызывают контакты горизонтальные, нежели вертикальные. Горизонтальные связи между кафедрами, между преподавателями позволяют более четко выстроить логику образовательного процесса, взаимосвязь между дисциплинами.

Этап контроля - важнейший в системе менеджмента качества. В ходе контроля проверяется эффективность выполнения программы управления качеством образования на факультете. Неудовлетворительные результаты контроля нейтрализуются различного рода мероприятиями, связанными с планированием процесса управления качеством. При этом, в зависимости от анализа недостатков, подвергается критике деятельность деканата или кафедр, а чаще всего - вертикальные и

2012/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Управление образованием

219

ТАБЛИЦА 1. Ресурсное обеспечение управленческого процесса на факультете вуза

Вид обеспечения Наполнение обеспечения Организационная ответственность Сфера применения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материальное Сооружения, учебные площади и оборудование, техника, финансы, компьютерная и информационная составляющие и др. Декан факультета и его заместители, зав. кафедрами, инженеры, лаборанты, студенческие советы Финансово-хозяйственная деятельность, оказание платных услуг, целевое финансирование и др.

Информационное Рабочая документация факультета, учебная и методическая литература, источники научной информации, в том числе Интернет Декан факультета и его заместители, зав. кафедрами, инженеры по информатизации, преподаватели Управление документацией, целевое финансирование, научнометодическая деятельность преподавателей, участие в конкурсах, семинарах, конференциях, неделе науки

Кадровое ППС, специалисты, инженеры, зав. кабинетами, научные работники Декан факультета и его заместители, зав. кафедрами, совет факультета, методические советы Повышение квалификации кадров, привлечение иных специалистов, система переподготовки, программа материальной и моральной мотивации работников

горизонтальные связи между участниками образовательного процесса.

Такая система связей особенно важна на этапе реализации непосредственных задач образовательного процесса, формирования компентенций будущего инженера. При этом связь между уровнями руководства факультетом и преподавателя осуществляется через транслирование требований и получение информации по каналам обратной связи о результатах образовательного процесса. Самый сложный момент - привлечение внешних агентов в качестве соучастников этого процесса с целью его корректировки. Дополнительные трудности возникают при внедрении компетентностного подхода к оценке результатов обучения, поскольку совокупность компетенций должна задаваться профессиональными стандартами и потребностями рынка труда. Однако сегодня основная часть сообщества работодателей

в нашей стране не имеет профессиональных стандартов. В основной своей массе работодатели, топ-менеджеры и собственники бизнес-организаций не испытывают особого интереса к взаимодействию с вузами, полагая, что приняв на работу молодых специалистов с хорошей фундаментальной подготовкой, они в лучшем случае смогут самостоятельно их доучить, обеспечив нужное профилирование.

Особое внимание должно быть уделено коррекции образовательного процесса, ведь это работа с заказчиком в условиях рынка (табл. 2). Конечным звеном процесса являются конкретные студенты, уровень их обученности. Диагностируют процесс с помощью основных социологических методов: наблюдения, опроса, анкетирования, беседы, контент-анализа, тестирования, экспертизы и др. Серьезный анализ работы возможен только при создании специальной соци-

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/4

220

Управление образованием

ТАБЛИЦА 2. Коррекционная работа в системе менеджмента качества профессионального

образования на факультете университета

Направления коррекции Содержание коррекционной работы Организационная ответственность

Коррекция планирования и разработки процесса управления качеством Уточнение итоговых показателей; корректировка целевых профессиональных ориентаций; конкретизация документированных процедур, спецификаций процессов, рабочих инструкций и др. Декан факультета и его заместители, зав. кафедрами, совет факультета, методические советы

Коррекция подготовки обеспечения процесса управления качеством Согласование имеющихся материалов с нормативными требованиями; ресурсное дополнение; стимулирование деятельности и т. д. Декан факультета и его заместители, совет факультета, методические советы, советы студенческого управления, преподаватели, кураторы учебных групп

Коррекция реализации процесса управления качеством Привлечение более эффективных образовательных технологий; изменение способов взаимодействия субъектов; введение дополнительных средств деятельности и др. Декан факультета и его заместители, зав. кафедрами, методические советы, преподаватели, кураторы учебных групп

ологической службы в университете. Самоаттестация факультета может стать эффективным инструментом этого процесса [4].

Объективные факторы образовательного процесса - это требования к работе преподавателей, независимо от их опыта и желания, такие как образовательный стандарт по дисциплине с учетом особенностей формируемого вида профессиональной компетентности, требований университета и факультета к качеству подготовке студента, комплексная целевая программы и многое другое.

Субъективные факторы образовательного процесса - это лично детерминированные условия, которые преподаватель принимает в процессе деятельности: его опыт, квалификация, ценностные ориентиры и профессиональные приоритеты в выборе форм, методов, средств обучения. Здесь очень важно разделить производственную дисциплину и академическую свободу, ни в коем случае не

противопоставляя эти два фактора образовательного процесса.

Деятельность каждого преподавателя должна быть ориентирована на модульноблоковую систему, определение основных блоков изучения учебной дисциплины и последовательность их реализации, с представлением для каждого блока соответствующих технологий, средств обучения. В последующем проводится мониторинг качества усвоения студентами учебного блока по дисциплине. Мониторинг результатов усвоения студентами учебного блока может осуществляться самими разными методами (опрос, тестирование, наблюдение, контрольная работа и т. д.).

Участие факультета в процессе управления качеством профессионального образования должно соответствовать требованиям руководства по качеству (по каким показателям дается оценка, каким образом оцени-

2012/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Управление образованием

221

ваются заданные параметры, в какой форме предоставляется отчет о результатах контроля, куда он передается, где хранится и т. д.). Это в полной мере решит проблему оценки знаний, которая может возникнуть у преподавателя и студента. Аналогичная система мониторинга принята в США и многих других европейских странах, она показала свою эффективность.

Неудовлетворительные результаты оценки нейтрализуются коррекционными мероприятиями. Коррекционные процедуры подразделяются на две группы: 1) коррекция недостатков подготовки студентов (например, слабое усвоение теоретического материала, несформированность умений, навыков, затруднения при выполнении заданий, низкий уровень культуры умственного труда и т. д.) и 2) коррекция собственной педагогической деятельности (ошибки в планировании деятельности, неадекватный выбор методик и средств образовательной деятельности, теоретического материала и т. д.).

Первая группа мероприятий сводится к оказанию помощи отстающим студентам в усвоении ими теоретического материала (консультации, объяснения, рекомендация дополнительной литературы, демонстрация успешных работ и т. д.). Вторая - к внесению изменений в свою «образовательную лабораторию» (изменение и уточнение методик преподавания, детализация проблемы, самопроверки и т. д.). Результаты оценки транслируются на уровне управления факультетом. При этом важно, чтобы агенты образовательного процесса чувствовали себя участниками общего дела.

Заключение

Предлагаемая модель менеджмента качества факультета университета представляет собой взаимосвязь двух управленческих уровней, первый из которых - уровень руководства факультета. Функции этого уровня: исследование рынка образовательных услуг, организация образовательного процесса на факультете, уточнение компетенций исходя

из динамики рынка, планирование и разработка процесса управления качеством образования, подготовка его обеспечения и реализация, контроль качества, коррекция и создание необходимых условий для этого. Второй уровень - уровень непосредственного исполнителя. На этом уровне выполняются функции, связанные с планово-диагностическим, организационно-технологическим, оценочно-корреляционным этапами образовательной деятельности.

Предложенная система отличается целостностью, открытостью, сложностью связей, технологичностью, гибкостью.

Целостность - это единство всех компонентов, комплексность их реализации.

Открытость - наличие прямых и обратных связей с внешней средой и оперативное реагирование на ее изменение.

Сложность означает как наличие взаимоподчиненных связей, так и горизонтальных взаимоконтролирующих контактов субъектов образовательного процесса.

Технологичность - управление процессом на основе обратной связи и алгоритмов.

Гибкость - возможность совершенствовать систему без координальных изменений в ее структуре (рис. 2).

И последнее. Главная проблема внедрения менеджмента качества в университете состоит в выработке взаимосогласованных позиций всех членов организации, формировании разделяемых всеми сотрудниками ценностей, создании соответствующего корпоративного климата, т. е. это организационное изменение, ориентированное прежде всего на изменение сознания людей.

Библиографический список

1. Система менеджмента качества профессионального образования для факультета вуза [Электронный ресурс] / В. В. Мамаев. - Режим доступа: http://www.logosbook.ru/VOS/08_2008/ 16_20.pdf.

2. Рейтинговая оценка деятельности факультетов как элемент системы мониторинга качества образования в университете / Н. Ш. Ни-

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/4

222

Управление образованием

-► Деятельность, добавляющая ценность Информационные потоки

Рис. 2. Система управления качеством факультета университета

китина // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 4 (27). - С. 62-70.

3. Проектирование системы менеджмента качества подготовки студентов инженерного вуза на основе международный стандартов ИСО 9000:2000 и ИСО 9001:2000 [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http://www.mirrabot. com/work/work_25716.html.

4. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. -

С. 20-26.

2012/4

Proceedings of Petersburg Transport University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.