Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ СИМВОЛА У АРИСТОТЕЛЯ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ А.Ф. ЛОСЕВА'

КОНЦЕПЦИЯ СИМВОЛА У АРИСТОТЕЛЯ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ А.Ф. ЛОСЕВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
213
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ СИМВОЛА У АРИСТОТЕЛЯ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ А.Ф. ЛОСЕВА»

Южный полюс. Исследования по истории современной западной философии. http://spolejournal.ru/

деталям и поиске тончайших терминологических различий для их описания. При этом подлинно научным признаётся лишь такое познание, которое во всем единичном ищёт общее. Субстанциальность последнего не подлежит сомнению. Но останавливаться на диалектике общих категорий Аристотель не собирается. Не отрицая важности идеи самой по себе, он исследует её становление. Его интересует, как идея движется сама и приводит в движение материю, порождая вещи. Внимание переносится на её оформляющую сила, потенцию и энергию, которые обозначаются понятием «энтелехия». В нем кроется сущность этой философии, а также ключ к пониманию того, почему Аристотелю чужд даже намёк на дуализм идеи и вещи, в котором нередко упрекают Платона.

Таким образом, для А.Ф.Лосева аристотелизм «... есть не столько отрицание платонизма, сколько перевод его с того пути, который мы назвали диалектикой категорий, на путь, который мы теперь должны назвать потенциально-энергийной и эйдетически оформляющей энтелехией»5.

КОНЦЕПЦИЯ СИМВОЛАУ АРИСТОТЕЛЯ:

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ А.Ф. ЛОСЕВА

КАСМВ1НИНА Г.И. АСПИРАНТ КУБ ГУ (КРАСНОДАР)

Проблема символа - одна из основных в творчестве «последнего русского философа» - А.Ф. Лосева. В рамках историко-философского осмысления символизма заслуживает внимания лосевская интерпретация аристотелевской эстетики; категория символа играет одну из ключевых ролей для вскрытия существа эстетического мировоззрения Аристотеля.

Аристотелевский символ представляет собой соединение многих тенденций; символы делятся на «имена» и «знаки» (условные и природные символы). Частным случаем символа у Стагирита выступают слова; которые определяются как отношение трех элементов, а именно вещей, звукосочетаний и представлений в душе.

Аристотель создал знаковую концепцию, которую он изложил в своей работе «Об истолковании». Итак, то, что в звукосочетаниях, — это знаки представлений в душе, а письмена — знаки того, что в звукосочетаниях. Подобно тому как письмена не одни и те же у всех [людей], так и звукосочетания не одни и те же. Однако представления в душе, непосредственные знаки которых суть то, что в

5 Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении / Лосев, Алексей Федорович;

Южный полюс. Исследования по истории современной западной философии. http://spolejournal.ru/

звукосочетаниях, у всех [людей] одни и те же, точно так же одни и те же и предметы, подобия которых суть представления6.

В понимании А.Ф. Лосева, аристотелевская «чтойность» есть «выраженный эйдос», который обладает символической природой. Это - «чистейшая форма принципиального символизма... Феноменологически описываемого и констатируемого»7.

Таким образом, согласно Лосеву, вся философия Аристотеля есть «феноменологический символизм», являющийся необходимой ступенью развития всеобщего, т.е. логико-диалектического понимания символа.

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАКТАТА АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА «ПРОТИВ АКАДЕМИКОВ».

КРАПЕНИЦКИЙ А.А. АСПИРАНТ КУБ ГУ (КРАСНОДАР)

Аврелий Августин и его философское творчество является связующим звеном между философией античности и Нового времени, он является автором семи «свободных наук», которые призваны возвысить и привести человека к познанию высшей истины - Бога. Для построения подобной системы необходимо было удостоверение в истине и снятие тех точек зрения, которые стараются обосновать принципиальную ее непостижимость. В античности такой позиции придерживались скептики, как пирроновские, так и представители платоновской академии. Опровержению позиции последних посвящен диалог «Против Академиков». Но, тем не менее, аспекты данного диалога намного сложней и разнообразней, чем кажется на первый взгляд.

Во-первых, философское сознание различается внутри себя на теоретическое и практическое, что делает необходимым при рассмотрении диалога увидеть единство моментов через снятие их конечного характера. Но большинство исследователей концентрируется лишь на одном моменте, пытаясь нивелировать другой8. Разрозненное восприятие диалога не позволяет увидеть философского движения, которое постепенно заставляет скептицизм занять последовательную точку зрения, а лишь затем приступает к последовательному опровержению.

Во-вторых, скептицизм является необходимым моментом в философском познании, а значит нужно понять его позитивную функцию в философии вообще и в

6 Аристотель Об истолковании. М, 1978. С.93.

7 Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993. С.509.

8 Dennis, Ph. W. The Three Augustines of Contra Académicos. Department of Theology Fordham University, Bronx, NY., 2007 - 26 р.; Topping, Ryan N. S. Happiness and Wisdom Augustine's Early theology of Education, 2012. Catholic University of America Press - 252 р.; Heil, John. Augustine's Attack on Skepticism: The Contra Académicos. The Harvard Theological Review, Yol. 65, No. 1 (Jan., 1972), pp. 99-116.

Аристотелевские чтения 108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.