Согласно международным стандартам аудита, таким как МСА 220 в совокупности с МСА 200, предусматривается, что аудитору после проверки бухгалтерской отчетности необходимо указывать была ли она представлена в соответствии с общепринятыми правилами и принципами бухгалтерского учета, была ли соблюдена последовательность применения данных принципов в текущем периоде по сравнению с прошедшим периодом, а также было ли раскрытие информации в финансовой отчетности полным и адекватным.
Наконец, отчет, который составляется независимым аудитором, должен включать в себя: мнение о проверенных бухгалтерских отчетах либо же отказ от выражения данного мнения (обычно включается в тех случаях, когда по определенной причине аудитор не может вынести свое заключение о состоянии финансовой отчетности предприятия).
Приведем простой пример организации внешнего аудита на примере компании, занимающейся грузоперевозками на
автомобильном транспорте, ТК «РАТЭК».
В Положении по грузоперевозкам данной компании, в том числе и в правилах перевозок грузов автотранспортом сказано: «При порче перевозимого груза должен составляться соответствующий акт, а также должна вноситься запись о предпринятых корректирующих действиях в журнал № 2». Для того, чтобы проверить выполняется ли данное требование, аудитору достаточно попросить соответствующий журнал № 2 и сверить информацию в нем о наличии актов, а также записей о порче перевозимых грузов. После этого независимый аудитор может попросить руководство компании предоставить информацию как в письменной, так и в устной форме о причинах порчи перевозимого (-ых) груза (-ов) и какие корректирующие действия в конечном
УДК 658.5.012.7
ГРНТИ 82.05.09
итоге были предприняты для того, чтобы предотвратить появление подобных дефектов в будущем.
Итак, подводя итоги, из данной статьи мы узнали: что же такое аудит, кто его проводит и для чего он необходим, почему внешний аудит играет такую важную роль в деятельности предприятия, как проходит процесс аудиторской деятельности и какова цель ее проведения (на примере ТК «РАТЭК»), а также какими стандартами следует руководствоваться при проведении аудиторской проверки.
Список литературы
1. ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».
2. Международный стандарт аудита МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности».
3. Международный стандарт аудита МСА 200 «Основные цели аудитора и проведения аудита».
4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (ред. от 14.08.2020) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
5. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 304 «Аудит государственных и международных инвестиционных проектов».
6. Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 4/2010) «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля».
7. ФЗ «О бухгалтерской деятельности».
8. Белверд Нидлз «Принципы бухгалтерского учета».
9. Леонард Савойе «Что необходимо знать о финансах каждому менеджеру?».
КОНЦЕПЦИЯ «ШЕСТИ СИГМ», ФИЛОСОФИЯ ПРОИЗВОДСТВА БЕЗ ДЕФЕКТОВ
РР1: 10.31618/Б8и.2413-9335.2020.5.80.1133 Гаврикова Наталья Владимировна
старший преподаватель, ФГБОУ ВО «МИРЭА-Российский технологический университет»
РТУ МИРЭА, Россия, г. Москва Кузьмичева Арина Александровна
студентка,
ФГБОУ ВО «МИРЭА-Российский технологический университет»
РТУ МИРЭА, Россия, г. Москва Богатиков Михаил Александрович
студент,
ФГБОУ ВО «МИРЭА-Российский технологический университет»
РТУ МИРЭА, Россия, г. Москва
SIX SIGMA CONCEPT, A PHILOSOPHY OF MANUFACTURING WITHOUT DEFECTS
Gavrikova Natalya Vladimirovna
Senior lecturer
FGBOU VO «MIREA- Russian technological university» RTUMIREA, Russia, Moscow Kuzmicheva Arina Aleksandrovna
student,
FGBOU VO «MIREA- Russian technological university» RTU MIREA, Russia, Moscow Bogatikov Mikhail Alexandrovich
student,
FGBOU VO «MIREA- Russian technological university» RTU MIREA, Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается концепция «Шести сигм», философии производства без дефектов. Концепция «Шести сигм» является фундаментом работающей системы менеджмента качества, без которой невозможен долгосрочный успех компании в современных реалиях. ABSTRACT
The article discusses the concept of Six Sigma, a philosophy of defect-free manufacturing. The concept of Six Sigma is the foundation of a working quality management system, without which the long-term success of the company in modern realities is impossible.
Ключевые слова: концепция шесть сигм, процесс, анализ, улучшение, дефект, цикл DMAIC. Keywords: Six Sigma concept, process, analysis, improvement, defect, DMAIC cycle.
Как в компаниях определяют несоответствия в своих процессах? Концепция бездефектности «Шесть сигм» является известным и распространённым методом управления качеством, суть которого заключается в оптимизации процессов. Тут применяется тщательный анализ цифр, собранных данных и фактов. Конечно, внедрение данной концепции не может обеспечить компании гарантированный успех, но даст бездефектность результата процессов с вероятностью в 99,99966 %.
Статические данные и средства лежат в основе сложной методологии шесть сигм. При анализе данный метод можно разложить на два цикла из пяти процессов: цикл DMAIC и цикл DMADV.
Основы «Шести сигм»
В 1980 - тых годах компанией Motorola был разработан подход «Шесть сигм», целью которого являлось ускорение процессов и уменьшение ошибок, затем данный подход развивался в американской компании General Electric, крупной многоотраслевой корпорации. На сегодняшний день данная концепция активно применяется не
только в промышленности, но и в сфере услуг.
Как известно, невозможно устранить ошибки в процессах на 100%, но применение статистических методов концепции «Шести сигм» помогает уменьшить число ошибок в процессе до 3,4 несоответствий на миллион.
Шесть сигм - совокупность принципов, внедряемых в организацию для детального анализа и оптимизации существующих процессов. Благодаря своей эффективности и надёжности эта методология ложится в основу современных многих стандартов.
Концепция «Шести сигм» показала, что является востребованной уже на протяжении многих лет и доказала, что останется таковой в будущем.
Цикл DMAIC - сердце «Шести сигм»
Цикл DMAIC является началом работы с методологией «Шести сигм». Главной целью DMAIC является решение глобальной, корневой проблемы в процессе посредством работы с персоналом и техникой.
Control (Контроль)
Define (Определение)
Measure (Измерение )
Improve (Улучшение)
Рисунок 1. Цикл DMAIC
Концепция «Шести сигм» состоит из пяти ступеней: определение, измерение, анализ, улучшение и контроль. DMAIC создает для концепции «Шести сигм» прямой путь, которому необходимо следовать. С помощью этой методологии существующие процессы могут достичь высокого уровня производительности.
Процесс «D» - Определение:
Стадия определения в цикле DMAIC описывает насущную проблему, желаемые цели и параметры проекта для улучшения. Какой процесс неправильный? Кто наши клиенты и что у них за потребности? Что является целью проекта, и какие методы нужны для ее осуществления? С помощью чего мы сможем удовлетворить потребности потребителей? Таким образом можно составить рабочий план по оптимизации процесса.
Применяемые инструменты: диаграмма Парето, дерево CTS, модель SIPOC и показатель стоимости низкого качества COPQ.
Процесс «M» - Измерение:
Измерение является крайне важной частью данного цикла, так как концепция «Шести сигм» опирается на числовые показатели. Главная задача на этом этапе - это сбор наибольшего количества информации о процессе, для его дальнейшей объективной оценки. Для этого процессы в организации дробятся на небольшие составные части, при этом несоответствия становится проще разглядеть, а также пути устранения ошибок.
Применяемые инструменты: план сбора данных POV, пригодность системы измерения POV, доска Канбан, гистограммы, карты контроля качества, ABC анализ, временные диаграммы, анализ FMEA.
Процесс «А» - Анализ:
Суть этапа анализа состоит в сравнивании данных, собранных на предыдущем этапе, с целями, которые были поставлены на этапе определения. Здесь применяются графические и статистические инструменты для детальной проработки первопричин, которая помогает найти причины проблем. Инструмент доска Канбан
помогает выявить узкие места в технологическом процессе. Застои в рабочем процессе зачастую становятся основой для многих негативных последствий, например, задержки с поставками; недовольство клиентов и потеря мотивации к работе у сотрудников. Нередко информация, полученная на данном этапе, применяется для корректировки целей проекта.
Применяемые инструменты: план сбора данных PIV, PIV пригодности системы измерения, прямоугольная диаграмма, диаграмма рассеяния, проверка гипотез.
Процесс «I» - Улучшение:
Этап улучшения характерен поиском, выработкой и внедрением оптимальных выходов из найденных проблем, а также созданием и внедрением мероприятий по дальнейшему улучшению процесса. Множество найденных вариантов решений сопоставляются друг с другом. Производится их апробация.
Применяемые инструменты: мозговой штурм, консенсус, методы творчества, дизайн экспериментов (DOE), матрица приоритетов, диаграмма Ганта, прототипирование, анализ FMEA.
Процесс «C» - Контроль:
Заключительный этап характерен реализацией и разработанного улучшения, выступает гарантией закрепления улучшения, его документации, а также описания извлечённых уроков и появившихся новых проблем, при внедрении нововведения. Основная задача контроля - это получение важных знаний о факторах успеха или провала проекта улучшения.
Применяемые инструменты: метод «5S».
Во многих аспектах методология «Шести сигм» схожа с процессным подходом к управлению.
Управление процессами - неотъемлемая часть методологии «Шести сигм», так как в процессе улучшения существующих процессов, зачастую необходимо управлять проектированием новых,
цикла DMAIC стандартизацией сам «контроль»
иначе реализация данной концепции не даст нужного эффекта.
Цикл DMDV - основа проектирования и перепроектирования процессов
Цикл DMDV также является очень важным в процессе внедрения методологии «Шести сигм», так как он отвечает за проектирование и перепроектирование процессов организации. Данный цикл помогает в достижении компанией намеченных целей от внедрения методологии «Шести сигм». Он также как и цикл DMAIC состоит из пяти ступеней: определение; измерение; анализ; дизайн; верификация.
Первые три процесса в цикле DMADV совпадают, во многом, близки с первыми тремя процессами в цикле DMAIC, также они совпадают по названиям.
Процесс <Ю» - Определение: Главная задача этапа определения лежит в постановке целей проектируемого процессе, с учётом нужд компании. Также на данной стадии формируется проектная команда. Процесс «М» - Измерение: На этапе измерения происходит разработка и определение комплекса характеристик, опираясь на которые можно будет определить достижение целей проекта.
Процесс «А» - Анализ:
Суть данного этапа состоит в анализе характеристик, разработанных на предыдущем этапе, проектируемого процесса, а также в создании концептов реализации проекта. Процесс «Ю» - Дизайн:
На этом этапе создаётся документация, описывающая точные технические характеристики проектируемого процесса, он постепенно внедряется в работу компании. Процесс «V» - Верификация: Верификация является заключительным этапом цикла DMADV, на котором происходит проверка соответствия технических характеристик проектируемого процесса заданным, на этапе определения, целям.
Внедрение концепции «Шести сигм» В каждой компании, при внедрении данной концепции, проектные команды, в зависимости от их обязанностей и ответственности, делятся на разные уровни управления (пояса), названия которых пришли к нам из боевых искусств.
Обязанности и роль поясов «Шести сигм»
- Руководители: высшее руководство компании. Отвечает за создание благоприятной среды для внедрения концепции «Шести сигм» в организации, а также за результаты проекта.
- Чемпионы: менеджмент среднего звена. Отвечает нахождение проектов улучшений, а также за результаты совершенствования процессов.
- Мастер черного пояса: технолог проекта. Несёт ответственность за обучение концепции «Шести сигм» черных и зелёных поясов, выявляет основные характеристики улучшаемых процессов. Черный пояс: руководитель проектной команды, по внедрению методологии «Шести сигм», специалист по методам данной концепции. Отвечает за обучение и компетенцию участников своей команды.
- Зеленый пояс: заместитель руководителя проектной команды, либо руководитель небольшого проекта по улучшению. Несёт ответственность за анализ и решение обозначенных задач
- Желтый пояс: работает в качестве помощника в командах по решению проблем. Отвечает за решение базовых и постоянных задач.
- Белый пояс: специалист проекта реализации концепции «Шести сигм». Несёт ответственность за решение специальных задач.
Благодаря популярности концепции «Шести сигм» существует большое количество программ подготовки каждого из приведённых уровней управления, а также перечней необходимых знаний, опыта и требований к их квалификации.
Список литературы
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015.
2. ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015.
3. ГОСТ Р ИСО 50779.100-2017.
4. Зайцев Г.Н. Управление качеством. Технологические методы управления качеством изделий: Учебное пособие. 2014. 272с.
5. Кане М. М., Иванов Б. В., Корешков В. Н., Схиртладзе А. Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. Учебник для ВУЗов. 2019. 576с.
6. 6 сигм// Портал о менеджменте качества. URL:
https://www.kpms.ru/General_info/SixSigma.htm