ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА
УДК 65.290
КОНЦЕПЦИЯ СЕГМЕНТНОГО НАЛОГОВОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА ДЛЯ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
E-mail: sp-au@yandex. ru Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
В статье рассмотрены вопросы применения сегментного учета для целей налогового анализа коммерческих организаций. Российские стандарты финансового учета предусматривают применение сегментного учета только для формирования консолидированной отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности содержат обязательные требования сегментного учета, что является актуальным и для российских предприятий. Налоговый анализ организаций, обладающих несколькими видами хозяйственной деятельности, не может обеспечить достоверных результатов без применения сегментного учета. В статье рассмотрены процедуры налогового анализа для целей принятия управленческих решений на базе применения сегментного учета по правилам Международных стандартов финансовой отчетности.
Ключевые слова: налоговый анализ, сегментный учет, налогообложение, отчетный сегмент, стандарты.
Многопрофильность и территориальная неоднородность современных организаций приводят к «неоднородности»
налогообложения их хозяйственной деятельности. Происходит совмещение различных налоговых режимов или различных условий налогообложения видов деятельности, осуществляемых одним юридическим лицом. В этом случае для налогового анализа требуется всю совокупность информации о хозяйственной деятельности организации структурировать по однородным единицам, т. е. по видам деятельности или по территориальным подразделениям. Для исчисления уровня налоговой нагрузки многопрофильной организации совокупность данных, представленных в ее единой учетной системе, возможно использовать только с применением сегментного подхода. Бухгалтерский учет позволяет обособить информацию о каждом виде деятельности в совокупном массиве данных организации — юридического лица посредством использования понятия «операционный сегмент», введенного в международный финансовый учет [2, IFRS 8 Operationg Segment] и в российский учет [4] соответствующими стандартами.
УРОВЕНЫ
Налоговый
анализ операций
Операция 1
Операция 2
Операция 3
УРОВЕНЬ II
Налоговый анализ бизнес-единицы
Бизнес-единица 1
Бизнес-единица 2
УРОВЕНЬ III
Налоговый анализ юридического лица
УРОВЕНЬ IV
Налоговый
анализ корпорации
>
Бизнес-единица
■ з
Ююридическое лицо 1
Юридическое лицо 2
Группа юридических лиц
Рис. 1. Система уровней налогового анализа организации
Налоговый анализ может быть представлен несколькими уровнями сложности в зависимости от поставленных целей и сложности структуры анализируемого объекта (рис. 1).
Налоговое законодательство рассматривает в качестве налогоплательщика организацию в целом как юридическое лицо, обладающее очень важной характеристикой — обособленностью, выражающейся в замкнутости внутренних процессов. Поэтому, когда идет речь об оценке влияния налоговой среды в целом на организацию, то «по умолчанию» понимается именно юридическое лицо, и соответственно, количественная оценка влияния представляет собой налоговую нагрузку организации — юридического лица, что представлено в иерархии третьим уровнем (уровень III «Налоговый анализ юридического лица») сложности налогового анализа.
Второй уровень налогового анализа (уровень II «Налоговый анализ бизнес-единицы») предполагает оценку налоговой нагрузки каждого вида деятельности или каждой бизнес-единицы и, соответственно, должен предшествовать расчету налоговой нагрузки в целом для организации — юридического лица, диверсифицированного по видам деятельности или территориям.
Первый уровень налогового анализа связан с оценкой налоговых последствий в процессе принятия решений об отдельных операциях в хозяйственной деятельности организации (уровень I «Налоговый анализ операций»).
Когда принятие решений организации не ограничивается выбором альтернативных условий налогообложения в отношении отдельных операций хозяйственной деятельности, но предполагает смену видов деятельности в границах одного юридического лица или выбор формы организации единого цикла хозяйственной деятельности с участием взаимосвязанных юридических лиц (корпорации), то требуются третий (уровень III «Налоговый анализ юридического лица») и четвертый (уровень IV «Налоговой анализ корпорации») уровни налогового анализа. Такие решения по изменению внутренней структуры организации носят стратегический характер и требуют оценки налоговой нагрузки в целом для организации — юридического лица, диверсифицированного по видам деятельности, или налоговой нагрузки группы связанных в единый цикл деятельности юридических лиц, т. е. оценка налоговой нагрузки всего цикла деятельности с учетом участия каждого юридического лица. В этих случаях информационная база налогового анализа (рис. 2) тоже будет иметь многоуровневый характер и представлять собой на верхнем уровне совокупность данных налогового анализа для корпорации, агрегированных по всем взаимосвязанным предприятиям группы. Предшествующий уровень — уровень каждого юридического лица представлен информационной базой, агрегированной по всем осуществляемым этим лицом видам деятельности. Базовым является уровень каждого вида деятельности юридического лица, представленный в форме налогового поля данного вида деятельности в условиях применяемого налогового режима (бизнес-единицы).
Информацией по сегментам является информация о различных типах товаров и услуг, производимых организацией, и различных географических районах, в которых она работает, формируемая в целях оказания помощи пользователям финансовых отчетов в лучшем понимании показателей деятельности организации и оценке рисков и прибыли, а также в принятии более обос-
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА НАЛОГОВОГО АНАЛИЗА КОРПОРАЦИИ
Рис. 2. Уровни агрегирования данных информационной базы налогового анализа
нованных решении относительно организации в целом. Сегментная информация имеет значение для оценки рисков и прибыли диверсифицированной организации, что невозможно на базе только совокупных данных, и рассматривается как обязательное требование международных стандартов учета (далее по тексту — МСФО) предоставления необходимой информации.
Основы становления сегментного учета и отчетности были заложены в 1940-е гг. и определялись прежде всего усилением влияния контрольно-регулирующей функции со стороны внешней среды организации на систему бухгалтерского учета [5]. Период 1930—1960-х гг., по мнению А. Я. Соколова, характеризуется как эпоха массового сбыта с возрастающей нестабильностью внешней среды организаций, приспособляемость которых к внешним условиям стала значительно более важной задачей, чем внутренняя рациональность производства и снижение издержек. Изменение условий предпринимательской деятельности обусловили необходимость реформирования всех подсистем организационного обеспечения, в том числе информационной подсистемы, в основу которой положена система бухгалтерского учета, вынужденная смещать свои целевые ориентиры с внутренней среды организации на внешнюю. Перед учетной системой возникли качественно новые задачи, вызванные необходимостью предоставле-
ния информации как о внешней, так и о внутренней среде организации и обеспечения увязки всех видов управленческой информации. Объективная необходимость в получении, анализе и оценке управленческой информации для эффективного осуществления функций текущего и долгосрочного планирования служит, по мнению А. Я. Соколова [5], предпосылкой дальнейшего выделения сегментного учета. В 1960—1970-е гг. стал зарождаться системный подход, призванный обеспечить эффективное управление организацией с учетом влияния всех внешних и внутренних факторов, рассматривая организацию как сложную систему, образующую особое единство с внешней средой. В условиях перехода к стратегическому планированию информация становится стратегическим ресурсом организации, поэтому усиление зависимости эффективной деятельности организации от внешней среды обусловило необходимость дальнейшей ориентации целевого назначения бухгалтерского учета как наиболее организованной части информационной системы на удовлетворение финансовой информацией потребностей пользователей.
В соответствии с требованиями МСФО необходимость представления информации о хозяйственной деятельности экономического агента по отдельным сегментам, формирующим обобщенные показатели финансовой отчетности, возникает при представлении консолидированной и индивидуальной финансовой отчетности, если организация соответствует одному из следующих условий:
— долговые или долевые инструменты организации обращаются на открытом рынке (внутренней или зарубежной фондовой бирже или внебиржевом рынке, включая местные и региональные рынки);
— организация подала или находится в процессе подачи своей финансовой отчетности в комиссию по ценным бумагам или в другую регулирующую организацию с целью выпуска инструментов любого класса в обращение на открытом рынке.
Российский стандарт — Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), вступивший в силу с 2011 г., предусматривает аналогичные критерии обязательного применения сегментного учета и раскрытия соответствующей информации при формировании финансовой отчетности. Стандарт обязателен только для организаций — эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, которые должны раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам. Иные организации применяют ПБУ 12/2010 в случае принятия ими решения о раскрытии информации по сегментам в бухгалтерской отчетности. ПБУ 12/2010 на сегодняшний день следует рассматривать лишь как переходный этап к полномасштабному использованию положений МСФО в российской бухгалтерской практике. В соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета в Российской Федерации «мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО, или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности» [3], что позволяет рассматривать правила сегментного учета, установленные МСФО как основу для перспективы сегментного российского учета.
Для диверсифицированной организации — юридического лица создание сегментной отчетности ставит иные задачи — «разделение» единого цикла хозяйственной деятельности на отдельные сегменты уже на стадии ведения бухгалтерского учета и формирования по каждому из сегментов однородной группы показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности, объединяемых затем в единой индивидуальной финансовой отчетности организации.
Практическая необходимость сегментного учета определяется возможностью получения информации по сегменту [4], раскрывающей часть деятельности организации — юридического лица в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей индивидуальной бухгалтерской отчетности организации. Для целей формирования сегментной информации в рамках единой
системы бухгалтерского учета организации предполагается построение учетного процесса в разрезе сегментов с возможностью последующего агрегирования данных сегментов до уровня юридического лица.
Старая редакция стандартов по сегментному учету — и международного, и российского, предусматривала два типа сегментов — географические и хозяйственные (или операционные). Под хозяйственным сегментом понимался отличимый составной элемент организации, занятый в производстве отдельного товара (услуги, работы) или группы связанных продуктов (услуг, работ), подвергающийся рискам и получающий выгоды, иные, чем другие сегменты организации. Понятие «хозяйственный сегмент», установленное для целей бухгалтерского учета, определялось на основе вида экономической деятельности, который характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг). При объединении товаров (услуг, работ) в связанные группы в качестве основного критерия также рассматривался вид деятельности, но было возможно выделение хозяйственного сегмента на более широкой основе, в том числе с учетом методов распространения товаров (услуг, работ), характера регулирующей среды. Понятие «хозяйственный сегмент» предполагало выделение не только сегментов на базе технологического подхода, но и с учетом особенностей влияния внешней среды, к числу которых можно отнести условия налогообложения отдельных видов деятельности организации. Территориальный аспект организационной структуры предлагалось учитывать в процессе формирования информации с помощью выделения географических сегментов как отличимых составных элементов организации, занятых в производстве продуктов (услуг, работ) в конкретной экономической среде.
Новая редакция стандартов рассматривает только один тип сегментов — операционные, но предлагает более широкий и качественно новый подход к их определению. Операционный сегмент рассматривается МСФО и ПБУ как компонент организации, отвечающий следующим условиям: — задействован в деятельности, от которой организация может генерировать доходы и нести расходы (включая доходы и расходы,
связанные с операциями с другими компонентами);
— операционные результаты регулярно рассматриваются руководителем организации, отвечающим за операционные решения, чтобы принять решения о ресурсах, которые должны быть распределены на сегмент, и оценить результаты его деятельности;
— в отношении сегмента имеется дискретная финансовая информация.
При этом операционный сегмент может осуществлять такие виды деятельности, которые пока не приносят дохода, например, операции по вводу в эксплуатацию могут считаться операционными сегментами до получения дохода. Качественно новый подход предполагает учет информационных потребностей о сегментах лиц, принимающих решения. МСФО предполагает, что, как правило, у операционного сегмента есть менеджер, который непосредственно подотчетен руководителю, принимающему операционные решения, и поддерживает с последним регулярный контакт для обсуждения операционной деятельности, финансовых результатов, прогнозов или планов в отношении сегмента. Понятие «менеджер сегмента» связано с управленческой функцией, но не с должностью, поэтому критерии отбора сегментов будут определяться для каждой организации задачами по ее управлению. Так, в зависимости от организационной и управленческой структуры организации, а также ее системы внутренней отчетности основой выделения сегментов могут быть, в частности: производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги; основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг; географические регионы, в которых осуществляется деятельность; структурные подразделения организации. Кроме того, могут использоваться и следующие дополнительные критерии: специфический характер отдельного направления деятельности; ответственность конкретных лиц за результаты отдельного направления деятельности; обособленность информации, представляемой совету директоров (наблюдательному совету) организации.
Таким образом, предполагается возможность ведения раздельного учета по секторам в случае применения различных налоговых режимов по
осуществляемым организацией видам деятельности, рассматривая режим налогообложения как проявление регулирующей среды. Обособление информации об отдельных видах деятельности, осуществляемых организацией, в некоторых случаях является обязательным требованием налогового законодательства, когда это необходимо при формировании источников информации для расчета налоговых баз, сумм налога и налоговой отчетности и для целей контроля за правильностью исчисления налоговых обязательств.
Организационная структура юридического лица с точки зрения территориального размещения предполагает наличие территориально-обособленных подразделений, филиалов, в том числе находящихся на территории других субъектов Российской Федерации, чем его головное подразделение. Операционные (географические) сегменты в структуре организации могут отличаться рисками и доходами в силу отличий экономических условий осуществления деятельности.
Для целей формирования финансовой отчетности стандартами вводится понятие «отчетный сегмент», для которого требуется представление сегментной информации, подлежащей обязательному раскрытию в финансовой отчетности как информация по отдельному сегменту. Отчетные сегменты определяются на основе идентифицированных в качестве отдельного операционного сегмента или являются следствием агрегирования двух или более таких сегментов, а также характеризуются комплексом показателей, значения которых превышают установленные количественные пороги. Стандартами финансового учета установлено, что операционный сегмент считается отчетным, если выполняется одно из следующих условий .
— заявленный в отчетности доход сегмента, включая продажи внешним клиентам и межсегментные продажи или передачи, составляет 10 % или более совокупного дохода, внутреннего и внешнего, всех операционных сегментов;
— абсолютная сумма заявленного в отчетности дохода или убытка сегмента составляет 10 % или более суммы, которая является большей из следующих величин в абсолютном выражении. 1) совокупный заявленный в отчетности доход по всем неубыточным
операционным сегментам и 2) совокупный заявленный в отчетности убыток всех убыточных операционных сегментов; — активы сегмента составляют 10 % или более совокупных активов всех операционных сегментов.
Для целей налогового анализа в соответствии с концептуальными особенностями российской налоговой среды предлагается следующий критериальный подход к формированию сегментов. Территориальная однородность многопрофильной организации предполагает наличие только отчетных сегментов, возникших на базе видов деятельности. Однородная с точки зрения осуществляемых видов экономической деятельности, но территориально диверсифицированная организация может не иметь отчетных сегментов вообще, если ее территориальные подразделения отличаются вспомогательным характером и являются лишь этапами единого технологического процесса. Неоднородность территориального расположения и видов деятельности юридического лица приводит к тому, что отчетные сектора могут представлять собой операционные сектора как по видам деятельности, так и в территориальном плане.
Структуру многопрофильной и диверсифицированной в территориальном разрезе организации можно представить в табличном виде (рис. 3), где все осуществляемые организацией виды деятельности расклассифицированы на три следующие группы в соответствии с подходом в системе национальных счетов:
ОВД — основной вид деятельности как комплекс технологических и торговых операций производственной единицы, направленных на производство продукта;
ПД — подсобная деятельность как комплекс прочих самостоятельных технологических и торговых операций организации с точки зрения номенклатуры выпуска;
ВВД — вспомогательная деятельность как технологические и торговые операции, поддерживающие основной вид экономической деятельности (и подсобные), создающие условия для ведения основного производства.
Классификация видов экономической деятельности и выделение сегментов в бухгалтерском учете основано на операциях продажи конечной продукции (работ, услуг) на рынке, формирующих в итоге финансовые результаты хозяйственной деятельности организации в целом. Структурные
Виды деятельности Виды осуществляемой экономической деятельности Операционные
Регионы ВД1 ВД2 ... ВД2 сегменты по территориальному расположению
к = Р1 ПД Отчетный сегмент по ВД2
м Я (ВВД) ОВД Отчетный сегмент по ВДк
В я э ^ 8 1 р2 ОВД Отчетный сегмент по ВД1
£ 2 § 4 ...
и ^ а. Р* (ВВД) —
Операционные сегменты по видам деятельности Отчетный сегмент по ВД1 Отчетный сегмент по ВД2 — Отчетный сегмент по ВДк ИТОГО ТРИ ОТЧЕТНЫХ СЕГМЕНТА
Рис. 3. Структура организации — юридического лица, представленная по осуществляемым видам экономической
деятельности с учетом территориального расположения
подразделения организации, осуществляющие основные и подсобные виды деятельности, с точки зрения организации бухгалтерского учета представляют собой отдельные операционные сегменты. Вспомогательные виды деятельности не создают отдельных отчетных сегментов, хотя текущее отражение деятельности данных подразделений в системе бухгалтерского учета может быть обособлено с помощью операционных сегментов, данные которых будут агрегированы в финансовой отчетности. Внедряются вертикальные формы организации бизнеса (например, производство промышленных товаров может выступать завершающим этапом переработки сельскохозяйственного сырья собственного производства либо начальной стадией для дальнейшей собственной строительной деятельности и т. п.). Вспомогательная деятельность является составной частью единого технологического процесса, а весь процесс классифицируется по конечной продукции. Затраты, возникающие в процессе осуществления вспомогательных видов деятельности, будут отнесены целиком на один из основных видов деятельности или путем их распределения между основными видами на обоснованной основе.
Процедура выделения сегментов предполагает в итоге получение информации о «вкладе» каждого их них в результаты хозяйственной деятельности организации, т. е. оценку финансовых результатов деятельности сегмента, определяемых как разница доходов сегмента и его расходов. Для этого доходы сегмента рассматриваются как доходы организации, которые непосредственно относятся к сегменту, в том числе соответствующая часть выручки, получаемая от продаж внешним покупателям, которая на разумной основе может быть отнесена к сегменту. Более сложной задачей представляется распределение расходов организации по сегментам, поскольку затраты, осуществляемые организацией, имеют разнообразный характер, и соотнесение их с доходами конкретного сегмента для исчисления адекватного финансового результата данного сегмента требует разработки особых подходов. В соответствии с общим подходом расходами сегмента являются расходы, возникающие в результате основной деятельности сегмента, которые непосредственно относятся к нему, и соответствующая часть расходов, которые могут быть
отнесены к данному сегменту на разумной основе, в том числе расходы, относящиеся к продажам внешним покупателям. В финансовом учете под основной понимается экономическая деятельность, связанная с производством и продажей продукции (работ, услуг), являющаяся основным источником такого вида доходов, как выручка, в данном случае для сектора организации. Особого подхода требуют операции отражения в учете и распределения между секторами затрат, осуществляемых организацией, которые нельзя идентифицировать с конкретным сегментом. Предполагается, что учитывать их в деятельности сегмента стоит, если они могут быть непосредственно распределены или обоснованно отнесены на сегмент. Подходы к распределению затрат между секторами должны быть обоснованы и утверждены организацией в качестве положений учетной политики. Построение внутреннего финансового учета по сегментам деятельности предполагает, что учетная политика организации в целом также является фундаментальной учетной политикой каждого сегмента и обязательно включает специальные положения, связанные с сегментным учетом, в том числе определение сегментов, методы ценообразования межсегментных передач, особые подходы к распределению доходов и затрат (расходов) между сегментами.
В системе бухгалтерского учета обособлению поддается как информация о процессе производства и выпуска конкретной продукции (работ, услуг), так и перечень имущества и обязательств, имеющие отношение к отдельному виду экономической деятельности в составе организации. Из информации, отражаемой в самостоятельном балансе организации, возможно выделить имеющие отношение к отдельным видам деятельности данные об имуществе и обязательствах, совокупность которых в гражданском законодательстве именуется имущественным комплексом, используемым для осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности [ 1]. Для целей сегментного учета по видам деятельности под активами сегмента понимается группа активов организации, которые используются сегментом в его основной деятельности и которые либо непосредственно относятся к нему, либо могут быть отнесены на разумной основе. Например, если финансовый результат сегмента включает процентный или дивиден-
дный доход, его активы включают, соответственно, дебиторскую задолженность, инвестиции или другие производящие данный вид дохода активы. Активы организации, которые совместно используются двумя или более сегментами, должны распределяться на сегменты, только если соответствующие доходы и расходы также распределяются на эти сегменты. В обязательства сегмента включаются те операционные обязательства организации, которые возникают в результате операционной деятельности данного сегмента и которые либо непосредственно распределяются на сегмент, либо могут быть обоснованно отнесены на него.
Обязательства организации, возникающие в процессе инвестиционной деятельности, связанной с приобретением и продажей внеоборотных активов, финансовых вложений, и финансовой деятельности, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств, распределяются по секторам, только если точно идентифицируются с деятельностью конкретного сектора организации.
Способ, которым статьи активов, обязательств, выручки и расходов организации распределяются на сегменты, зависит от набора факторов, к числу которых относится характер распределяемых статей, виды экономической деятельности, осуществляемые сегментом, относительная автономность сегмента. Невозможно и нецелесообразно с точки зрения финансового учета установить стандартом единую основу распределения статей для всех организаций. Кроме того, нецелесообразно принудительно распределять статьи активов, обязательств, выручки и расходов организации, которые относятся одновременно к двум или более сегментам, если единственная основа для этого спорна или они трудно определяемы. Принципы сегментного учета, установленные учетными стандартами, исходят из того, что сегментные показатели выручки, расходов, активов и обязательств взаимосвязаны, соответственно, процесс распределения их по сегментам должен быть последовательным. Таким образом, совместно используемые активы распределяются на сегменты, только если соответствующие доходы и расходы также распределяются на эти сегменты. Например, такие внеоборотные активы, как основные средства или нематериальные активы, включаются в активы сегмента, только
если соответствующие амортизационные отчисления учитываются в составе затрат данного сегмента и, соответственно, формируют его финансовый результат в качестве расходов.
Налоговый анализ стратегических решений требует формирования налогового поля каждого вида деятельности для многопрофильных организаций, и структура внутренней среды будет характеризоваться наличием нескольких автономных с точки зрения формирования информационного массива «блоков», отражающих циклы по видам экономической деятельности, завершающиеся формированием финансового результата сегмента, объединение которых приводит к единому показателю финансового результата хозяйственной деятельности организации.
В зависимости от выбранных и отраженных в учетной политике подходов к распределению по сегментам статей активов, обязательств, доходов и расходов сумма финансовых результатов сегментов будет сопоставима с показателем операционной прибыли (убытка) организации, с показателем чистой прибыли (убытка) организации.
При оценке влияния налоговой среды на денежные потоки для многопрофильной организации может быть в информационной базе налогового анализа представлена единая система денежных потоков организации, не распределенных по сегментам осуществляемых организацией видов деятельности. Ограничения на распределение между сегментами обязательств организации, возникших в результате инвестиционной и финансовой деятельности, могут не позволить соблюсти последовательную процедуру разграничения всех денежных операций по соответствующим сегментам.
Представление сегментарной информации в налоговом анализе является следствием организации процесса бухгалтерского учета по секторам, поэтому именно внутренняя документация (регистры и внутренняя отчетность) является основой для использования данной информации в расчете налоговой нагрузки. Информация по отчетным сегментам будет содержать определенный перечень показателей деятельности организации, которые формируются в системе внутренней отчетности, а также должны быть представлены в финансовой отчетности, в том числе:
— общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;
— финансовый результат (прибыль или убыток);
— общая балансовая величина активов;
— общая величина обязательств;
— общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;
— общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
— величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы. При определении выручки сегмента, его расходов, активов и обязательств включают суммы таких статей, которые непосредственно распределяются на сегмент, и суммы таких статей, которые могут быть обоснованно отнесены на него. Организация рассматривает свою систему внутренней финансовой отчетности как отправную точку для определения тех статей, которые могут быть непосредственно распределены или обоснованно отнесены на сегменты. То есть предполагается, что суммы, которые были идентифицированы с сегментами для целей внутренней финансовой отчетности, непосредственно распределяются или обоснованно относятся на сегменты для целей измерения выручки отчетного сегмента, его расходов, активов и обязательств.
С точки зрения организации индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции. информационную и контрольную [3]. С одной стороны, она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. С другой стороны, она обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. Сегментная информация в индивидуальной отчетности позволит оценить влияние изменения спроса, цен на сырье и материалы или других факторов производства и оценить перспективность разработки альтернативных товаров и процессов в хозяйственном сегменте, а также влияние изменений экономических и политических условий на риски и нормы прибыли каждого операционного сегмен-
та. Методологию сегментного учета позволяет оценить «вклад» конкретного вида деятельности в «производственную программу» организации как юридического лица, создавая возможность целостного видения масштабов производства. С применением сегментов в бухгалтерском учете отдельные осуществляемые организацией виды деятельности будут представлены как сектора (бизнес-единицы), характеризующиеся не только долей в общем обороте, но участием в процессе формирования финансового результата организации и влиянием на ее финансовое положение.
Для целей исчисления индивидуальной налоговой нагрузки сегментный учет позволит оценить влияние налогообложения на каждый осуществляемый организацией вид деятельности в отдельности, а также учесть территориальные особенности налогообложения при наличии территориальной неоднородности хозяйственной деятельности организации.
Раздельный учет денежных потоков в рамках сегментного учета, что не является обязательным для формирования финансовой отчетности, но возможно в текущем учетном процессе, предоставляет информацию о доле налоговых платежей по видам деятельности в общем оттоке денежных средств организации и, следовательно, возможность оценки налоговой нагрузки на денежные потоки.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Международные стандарты финансовой отчетности. издание на русском языке. М.. Аске-ри-АССА, 2010.
3. Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. приказ Минфина России от 01.07.2004 № 180.
4. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010). приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н.
5. Соколов А. Я. Учет по сегментам деятельности коммерческой организации. М.. Финансы и статистика, 2004.