Научная статья на тему 'Сегментная отчетность по МСФО: назначение и формирование'

Сегментная отчетность по МСФО: назначение и формирование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
851
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / СТАНДАРТ / СЕГМЕНТЫ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / АКТИВЫ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / РАСКРЫТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миславская Н.А., Поленова С.Н.

Сегментная отчетность составляет один из важных компонентов финансового отчета, составленного в формате международных стандартов. Она формируется у тех компаний, ценные бумаги которых котируется на фондовых рынках или планируют выпуск ценных бумаг для свободного обращения. Разные уровни прибыли по сегментам деятельности заинтересовывают пользователей в соответствующей информации. В статье представлены правила и методики составления такой отчетности по отраслевым, географическим и отчетным сегментам, а также показана значимость сегментной отчетности для управленческих целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сегментная отчетность по МСФО: назначение и формирование»

сегментная отчетность по мсфо назначение и формирование

Н. А. МИСЛАВСКАЯ,

доктор экономических наук, профессор E-mail: finac-naralya@yandex.ru С. Н ПОЛЕНОВА, кандидат экономических наук, доцент E-mail: polenov_d @ mail.ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Сегментная отчетность составляет один из важных компонентов финансового отчета, составленного в формате международных стандартов. Она формируется у тех компаний, ценные бумаги которых котируются на фондовых рынках или планируются к выпуску для свободного обращения. Разные уровни прибыли по сегментам деятельности заинтересовывают пользователей в соответствующей информации. В статье представлены правила и методики составления такой отчетности по отраслевым, географическим и отчетным сегментам, а также показана значимость сегментной отчетности для управленческих целей.

Ключевые слова: финансовая отчетность, стандарт, сегменты, доходы, расходы, активы, обязательства, раскрытие.

Крупные корпорации, работающие в разных регионах и государствах, имеющие производства, торговые и финансовые компании в разных территориальных образованиях, осуществляющие многообразные виды деятельности, имеют подразделения с разным техническим оснащением, разным уровнем прибыли, рентабельности, финансовой устойчивости. Пользователи финансовой отчетности, заинтересованные в полноценной информации, должны ее получить на основе выполнения требований МБС (IAS) 14 «Сегментная отчетность».

Стандарт используется субъектами бизнеса, чьи долговые и долевые ценные бумаги свободно обращаются или находятся в процессе их выпуска на открытые рынки. Если компания, не отвечающая указанным критериям, добровольно раскрывает сегментную информацию в финансовых отчетах, она должна полностью соблюдать требования стандарта.

Цель стандарта — установить принципы представления в отчетах финансовой информации по различным типам товаров и услуг в различных географических районах с разными нормами рентабельности, возможностями развития, перспективами на будущее.

Стандарт IAS 14 «Сегментная отчетность» применяется в полных комплектах публикуемой финансовой отчетности, включающих бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет изменений в капитале и примечания.

Поскольку компании производят группы товаров, оказывают услуги в географических районах, обладающих разными нормами рентабельности, возможностями, рисками, перспективами развития, подобная сегментная информация в соответствии со стандартом является необходимой для заинтересованных пользователей.

Если финансовый отчет содержит сводную финансовую отчетность и отдельные финансовые

отчеты компаний, входящих в нее, а их ценные бумаги свободно обращаются, то сегментная информация представляется на основе сводной отчетности. Когда ценные бумаги дочерней компании торгуются на фондовых рынках, она показывает информацию по выделенным сегментам в своем финансовом отчете. Такой же подход применяется к сегментной информации компании, в отчетность которой вошли финансовые отчеты субъектов бизнеса, чьи ценные бумаги свободно обращаются, и компаний, в которых она имеет финансовый интерес. Сегментная информация должна содержаться в каждом собственном финансовом отчете.

Для формирования сегментной информации в финансовой отчетности МБС (IAS) 14 «Сегментная отчетность» выделяет отраслевые, географические и отчетные сегменты.

Отраслевой сегмент — выделяемый компонент, который участвует в производстве отдельного товара, услуги или группы связанных товаров (услуг) и подвержен рискам и прибылям, отличным от других отраслевых сегментов. При определении связанности товаров рассматривают:

— характер товаров или услуг;

— характер производственных процессов;

— тип клиента, для которого производятся товары или услуги;

— методы распространения товаров или представления услуг;

— характер регулирующей среды (банковские, страховые или коммунальные предприятия).

Связанные товары и услуги должны иметь сходство или однотипность производства, типа или класса потребителей, методов распространения и предоставления, характера регулирующей среды (банки, страховые, коммунальные предприятия) и не включать товары и услуги, значительно отличающиеся рисками и прибылями.

Географический сегмент — выделяемый компонент компании, который участвует в производстве товаров или услуг в конкретной экономической среде и подвержен рискам и прибылям, отличным от компонентов, действующих в других экономических условиях. При определении географических сегментов должны учитываться следующие факторы:

— сходство экономических и политических условий;

— отношения между операциями в разных географических районах;

— специальные риски по операциям в конкретном районе;

— правила валютного контроля и валютные риски.

Географическим сегментом может быть отдельная страна, группа из двух и более стран, регион внутри страны. Географический сегмент может быть основан:

— на месте расположения производственных и сервисных мощностей и других активов компании (происхождение ее продаж);

— на месте расположения ее рынков и клиентов (назначение ее продаж).

Исходя из уровня рисков и прибылей, компания самостоятельно выбирает состав отраслевого и географического сегмента.

Отчетный сегмент — это отраслевой или географический сегмент, для которого требуется представление сегментной информации.

В связи с формированием информации по сегментам в них должны быть рассчитаны сегментный доход, сегментный расход, сегментный результат, активы и обязательства сегмента.

Доходы сегмента — это доходы в отчете о прибылях и убытках, которые непосредственно относятся на сегмент, и соответствующая часть доходов компании, которая обоснованно может быть отнесена на сегмент и получена из операций со сторонами вне компании или от операций с другими сегментами этой же компании. Доходы сегмента не включают:

— результаты чрезвычайных обстоятельств;

— процентный или дивидендный доход;

— прибыли от продажи инвестиций или прибыли от погашения долгов, если только операции сегмента не носят, главным образом, финансовый характер.

Доходы сегмента включают долю компании в прибылях или убытках ассоциированных компаний, совместных предприятий, других инвестиций, учтенных по методу участия.

Расходы сегмента — это расходы, возникающие в результате операционной деятельности сегмента, которые непосредственно распределяются на него, и соответствующая часть расходов, которые могут быть обоснованно распределены на сегмент (расходы по продажам внешним клиентам, расходы по операциям с другими сегментами).

Расходы сегмента не включают:

— результаты чрезвычайных обстоятельств;

— проценты, в том числе проценты на авансы или ссуды от других сегментов, если только операции сегмента не носят в основном финансовый характер;

— убытки от продаж инвестиций или погашения долгов;

— долю компании в убытках ассоциированных компаний, совместных предприятий или других инвестициях, учтенных по методу участия;

— отчисления налога на прибыль;

— общие административные расходы, расходы головной компании.

Результаты сегмента — это доходы сегмента за вычетом его расходов. Результаты сегмента определяются до выполнения любых корректировок для доли меньшинства.

Активы сегмента — это те операционные активы, используемые сегментом в его операционной деятельности, которые либо непосредственно распределяются на сегмент, либо могут обоснованно относиться к сегменту.

Активы сегмента включают краткосрочные активы для операционной деятельности сегмента, основные средства, нематериальные активы, являющиеся предметом финансовой аренды. Если конкретная статья амортизации включается в расходы сегмента, то соответствующий актив включается в активы сегмента. Активы сегмента не включают активы, использованные для общих целей компании или головного офиса. Они состоят из стоимости деловой репутации, непосредственно распределяемой на сегмент, а расходы сегмента включают сумму амортизации деловой репутации компании.

Обязательства сегмента возникают в результате операционной деятельности сегмента, непосредственно распределяются на сегмент либо могут быть отнесены к нему.

Примерами обязательств сегмента могут служить торговая и прочая дебиторская задолженности, авансовые платежи клиентов, резервы на гарантийное обслуживание продукции, прочие претензии по отпущенным товарам и услугам. Обязательства сегмента не включают заемные средства, обязательства, относящиеся к активам, составляющим предмет финансовой аренды, прочие обязательства, принятые

скорее для финансовых, чем для операционных целей.

Для определения статей, которые могут быть непосредственно распределены или обоснованно отнесены на соответствующие сегменты, компания генерирует всю систему внутренней финансовой отчетности по сегментам, учетную политику сегмента, состоящую из номенклатуры сегментов и метода ценообразования межсегментных передач, правила распределения доходов и расходов на сегменты.

Сегментная отчетность представляется в первичном и вторичном форматах. Если риски и прибыли компании зависят, главным образом, от различий в производимых товарах и услугах, ее первичным должны быть отраслевые сегменты, а вторичная информация представляться по географическому признаку.

Если риски и прибыли возникают из-за работы в разных странах или разных географических зонах, первичным форматом для представления сегментной информации станут географические сегменты, а вторичная информация будет представляться по группам соответствующих товаров и услуг.

Риски и нормы прибыли компании могут находиться под сильным влиянием как различий в товарах и услугах, так и различий в географических регионах деятельности. Тогда отраслевые сегменты используют как первичный формат отчетности, а географические — в качестве вторичного формата. При формировании внешней финансовой отчетности отраслевой и географический сегменты должны выделяться в организационной структуре управления.

Отраслевые и географические сегменты могут объединяться в один сегмент, если:

— они показывают схожие долгосрочные финансовые показатели;

— они похожи по всем факторам отраслевого и географического сегмента.

Отраслевой или географический сегмент представляется в отчетах, если:

— его доходы от продаж внешним клиентам и от операций с другими сегментами составляет не менее 10 % общих, внешних и внутренних доходов всех сегментов;

— его результат (прибыль или убыток) составляет не менее 10 % общего результата всех сегментов;

— его активы составляют не менее 10 % суммарных активов всех сегментов.

Когда сегмент не отвечает приведенным критериям, он может быть представлен в виде отчетного, может быть объединен в отдельный сегмент с другими подобными сегментами внутренней отчетности. Если такой сегмент не представляется в отчетности отдельно и не объединяется, он включается в отчетность в виде нераспределенной сверочной статьи.

Когда суммарный внешний доход по отчетным сегментам составляет менее 75 % суммарного сводного дохода, выделяются дополнительные сегменты, независимо от 10 %-ного порога. Активы, обязательства, доходы и расходы распределяются по сегментам в зависимости от характера, видов деятельности сегмента, уровня автономности сегмента, а совместно используемые активы распределяются на сегменты, если их доходы и расходы также распределяются на эти сегменты.

Требования к раскрытию, которые должны применяться к сегменту, подлежащему представлению в отчетах на основании первичного формата, следующие. Компания должна раскрывать:

— сегментные доходы для каждого отчетного сегмента, причем доходы от продаж внешним клиентам и от операций с другими сегментами должны представляться отдельно;

— сегментный результат для каждого отчетного сегмента;

— общую балансовую сумму активов сегмента;

— сегментные обязательства;

— суммарные затраты для приобретения сегментных активов, которые предполагается использовать в течение более чем одного периода для каждого сегмента;

— общую сумму расходов по амортизации, включенную в сегментный результат за период;

— общую сумму существенных неденежных расходов;

— для каждого отчетного сегмента совокупную долю компании в чистой прибыли или убытках ассоциированных компаний, совместных предприятий, других инвестиций, учтенных по методу участия.

Вторичный формат подразумевает следующие требования. Если первичным форматом компании для представления сегментной информации являются отраслевые сегменты, она должна представлять информацию:

— о доходах сегмента от внешних клиентов по географическим районам для каждого географического сегмента, чьи доходы составляют не менее 10 % общих доходов компании;

— общую балансовую сумму активов каждого географического сегмента, если активы составляют не менее 10 % активов всех географических сегментов;

— суммарные затраты, понесенные в течение периода на приобретение активов сегмента.

Если первичным форматом компании для представления сегментной информации являются географические сегменты, она должна представлять следующую информацию по каждому отраслевому сегменту:

— доходы сегмента от внешних клиентов;

— суммарную балансовую стоимость активов сегмента;

— суммарные затраты на приобретение активов.

Компания должна также указывать типы товаров и услуг, включенных в каждый отчетный отраслевой сегмент, и состав каждого географического сегмента как первичного, так и вторичного.

Выполнение требований МБС (IAS) 14 «Сегментная отчетность» важно не только для внешних заинтересованных пользователей. В условиях разработки и применения эффективных систем управления предприятием данные, полученные при формировании финансовой отчетности по сегментам, могут быть применены в управленческой деятельности, способствуя ее оптимизации. Тогда объектами управления, учета и контроля становятся отраслевые и географические сегменты.

Список литературы

1. МСФО. Точка зрения КПМГ. Практическое руководство по международным стандартам финансовой отчетности 2009/2010: В двух частях, 6-е издание. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 2 135 с.

2. О консолидированной бухгалтерской отчетности: Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ.

3. Палий В. Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. М.: ИНФРА-М, 2009. 470 с.

4. Соколов А. А. Учет по сегментам деятельности коммерческой организации. М. : Финансы и статистика, 2004. 288 с.

5. Соколов Я. В. , Бутынец Ф. Ф. , Горецкая Л. Л. , Панков Д. А. Бухгалтерский учет в зарубежных странах. М. : ТК Велби, Проспект, 2007. 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.