Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И СУДОУСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ'

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И СУДОУСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ / INDEPENDENT IMPLEMENTATION OF JUSTICE / РЕФОРМИРОВАНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ / REFORMING OF JUDICIAL SYSTEM / ПРАВОВАЯ РЕФОРМА / LEGAL REFORM / СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ / COURTS OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шокумов Юрий Жирасланович

Реформирование судебной системы в условиях правовой реформы в Российской Федерации представляется наиболее актуальным, поскольку одной из целей реформы является оптимизация организационно-управленческих процессов, повышение качества оказания государственных услуг гражданам и организациям, снижение издержек при взаимодействии граждан и организаций с органами судебной власти Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF JUDICIAL AUTHORITY AND JUDICIAL SYSTEM OF THE MODERN RUSSIA ON THE EXAMPLE OF COURTS OF LAW

Reforming of judicial system in the conditions of legal reform in the Russian Federation is represented to the most actual as one of the purposes of reform is optimization of organizational and administrative processes, improvement of quality of rendering the state services to citizens and the organizations, lowering of expenses in case of interaction of citizens and the organizations with organs of judicial authority of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И СУДОУСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ»

о^ ПОЛИТИКА И ПРАВО

ШОКУМОВ Юрий Жирасланович,

кандидат юридических наук, стажер кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности

Юридического института РУДН, e-mail: [email protected]

12.00.15 - гражданский процесс; арбитражный процесс

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И СУДОУСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Аннотация. Реформирование судебной системы в условиях правовой реформы в Российской Федерации представляется наиболее актуальным, поскольку одной из целей реформы является оптимизация организационно-управленческих процессов, повышение качества оказания государственных услуг гражданам и организациям, снижение издержек при взаимодействии граждан и организаций с органами судебной власти Российской Федерации.

Ключевые слова: независимое осуществление правосудия, реформирование судебной системы, правовая реформа, суды общей юрисдикции.

УДК - 347 ББК - 67.404

SHOKUMOV Yury Zhiraslanovich,

candidate of jurisprudence, trainee of department of judicial authority, law-enforcement and human rights activities

RUDN legal institute, e-mail: [email protected]

THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF JUDICIAL AUTHORITY AND JUDICIAL SYSTEM OF THE MODERN RUSSIA ON THE EXAMPLE OF COURTS OF LAW

Summary. Reforming of judicial system in the conditions of legal reform in the Russian Federation is represented to the most actual as one of the purposes of reform is optimization of organizational and administrative processes, improvement of quality of rendering the state services to citizens and the organizations, lowering of expenses in case of interaction of citizens and the organizations with organs of judicial authority of the Russian Federation.

Keywords: independent implementation of justice, reforming of judicial system, legal reform, courts of law.

Демократические преобразования и правовое реформирование страны в 1990-е гг. обнаружили ряд организационно-правовых проблем становления системы судов общей юрисдикции в России. Провозглашенные в Конституции РФ 1993 г. независимость и самостоятельность судов требовали организационно-правового и

материально-технического фундамента их деятельности, который, несомненно, должно подготовить и обеспечить государство. Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции в России понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

полного и независимого осуществления правосудия [2].

В связи с этим реформирование судебной системы в условиях правовой реформы в Российской Федерации представляется наиболее актуальным, поскольку одной из целей реформы является оптимизация организационно-управленческих процессов, повышение качества оказания государственных услуг гражданам и организациям, снижение издержек при взаимодействии граждан и организаций с органами судебной власти Российской Федерации.

Именно повышение эффективности и результативности государственного управления создает условия для успешного функционирования органов государственной власти страны, в том числе системы судебных органов. К числу несомненных достижений проводимой в России правовой реформы следует отнести создание Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его управлений в субъектах РФ, которые приняли на себя функции организационно-правового и материально-технического обеспечения организации и деятельности судов общей юрисдикции, а также функции по реализации мер по совершенствованию механизма государственного финансирования судебной системы.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ принял на себя широкий круг обязанностей по автоматизации делопроизводства и организации работы судов, обучению персонала, осуществлению внешних связей судов общей юрисдикции с другими государственными органами Российской Федерации.

Следующим этапом модернизации правового механизма обеспечения деятельности судов общей юрисдикции в России должно стать создание единого информационного Центра судебной системы как одного из подразделений Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Для эффективного отправления правосудия необходимы соответствующие условия, обеспечение которых законом возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ как самостоятельную, обособленно функционирующую структуру в рамках российской судебной системы, выполняющую установленные законом обязанности по созданию условий для нормаль-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

ной работы каждого суда общей юрисдикции и всей системы судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [8], Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» [1], Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» [11], Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» [12], Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 88-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» [10] учли и многолетние традиции российского судоустройства, и специфические исходные данные той системы координат, в рамках которой они должны «работать», и особенности российской действительности. Закон не оставил без внимания опыт создания национальных судебных систем развитых государств и вобрал в себя те немаловажные рекомендации, которые были в последнее время разработаны на международном уровне [6].

Судебная власть, охраняя права и свободы человека, защищая законные интересы государства, становится, по существу, участником осуществления всех функций государства. Ее роль в условиях динамично развивающегося российского общества, функционирования рыночного хозяйства, безусловно, возрастает. И это важно, поскольку в демократически организованном обществе разрешение возникающих конфликтов должно осуществляться без произвола и насилия, на основе известных всем правовых установлений, что должно в идеале обеспечиваться судебной властью. Таким образом, судебная власть представляет собой самостоятельную ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемой независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества [4, с. 530].

Конституция РФ провозглашает право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Одно из условий реализации этого конституционного права связано со спецификой организации и деятельности судебной власти как государственного института, на доступ к процедурам и компетенции которого нацелено конституционное право. По-

скольку правосудие в современной России находится на стадии становления, вопрос о его качественном состоянии необходимо рассматривать в контексте проводимой судебно-правовой реформы. От эффективности функционирования судебной власти зависит в конечном счете уровень социальной ценности конституционной декларации о судебной защите прав и свобод личности [3, с. 23].

В главе седьмой Конституции РФ о судебной власти помещены нормы, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства отечественной судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности. В соответствии с Конституцией РФ и другими законами страны термин «судебная власть» наполняется соответствующим содержанием [16, с. 45, 46].

Судебная власть представляет собой вид государственной власти. А государственную власть осуществляют государственные органы. Однако власть — это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и функции, которые им принадлежат, а также их осуществление, реализация1. На современном этапе развития демократических начал в Российской Федерации хотелось бы отметить высокую степень ответственности и значимости судебной власти. Уровень доверия населения Российской Федерации к судебным органам возрос в значительной степени, что, в свою очередь, может говорить и о количественном росте рассматриваемых в судах общей юрисдикции уголовных и гражданских дел.

В связи с этим особое значение имеет правильно организованное обеспечение деятельности судов всех звеньев и инстанций, целью которого является максимальное освобождение судей и председателей судов от выполнения функций, непосредственно не установленных процессуальным законодательством

1 Смысл термина «власть» истолковывается в основном значении как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования»; «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо» и «могущество, господство, сила».

[5, с. 43]. Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия [9].

Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции: верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом этого Суда.

Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов общей юрисдикции, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия. Нормативные правовые акты, регулирующие организацию деятельности судов, представляют собой определенную систему исходя из их юридической силы — от федеральных законов до ведомственных инструкций и правил.

Функционирование судебной власти предполагает создание надлежащих условий для ее деятельности: наличие соответствующей законодательной базы, укомплектованность профессиональными квалифицированными кадрами, своевременное и полное финансирование, размещение судов в подобающих зданиях, их ремонт, оснащение мебелью, компьютерной и другой оргтехникой, канцелярскими принадлежностями и другие необходимые условия обеспечения деятельности судов.

В истории российского государства применялись различные принципы, подходы к организационному обеспечению деятельности судов [7, с. 284-290; 13, с. 3-15]. Исторически сложилось, что со времени своего

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

зарождения суды считались неотъемлемой частью административного аппарата, а судьи — государственными чиновниками, обязанными исполнять волю своего начальства. В условиях разделения ветвей государственной власти, каждая из которых самостоятельна, признается, что обеспечение судов должно осуществляться вспомогательными органами государства, состоящими при судах, а не исполнительными органами государственной власти.

Статьей 30 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено, что обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации [14]. Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосу-дия2.

По своему содержанию обеспечительная деятельность судов предназначена создавать условия для нормального функционирования судебной власти, способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей; ее смысл - обеспечение условий для работы, характеризуемой независимостью и самостоятельностью правосудия в государстве. Для получения необходимых результа-

2 В Законе о Судебном департаменте применяется термин «организационное обеспечение деятельности судов», а в законах о судебной системе (ст. 30), об органах судейского сообщества (глава IV) употребляется словосочетание «обеспечение деятельности». В законах о статусе судей (п. 3 ст. 9), об органах судейского сообщества (п. 1 ст. 10) говорится о «кадровом, организационном и ресурсном обеспечении».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

тов от поставленной цели необходимо проведение разнообразных организационно-обеспечительных мероприятий, которые можно классифицировать по ряду направлений: кадровое обеспечение, финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение, информационно-правовое обеспечение, международно-правовое сотрудничество, иные мероприятия общего характера по организационному обеспечению деятельности судов и органов судейского сообщества. Однако следует отметить, что в рамках обеспечительной деятельности аппарат Верховного Суда РФ, Судебный департамент, аппараты других судов общей юрисдикции и их администраторы не обладают полномочиями по организационному управлению, контролю над судами и судьями. Они играют вспомогательную роль в их деятельности, осуществляя ее организационное обеспечение, направленное на достижение указанных целей. Иными словами, они призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в отправление правосудия.

Организационно-правовое обеспечение судов общей юрисдикции, за исключением Верховного Суда РФ и органов судейского сообщества, возлагается на Судебный департамент. Основные полномочия по реализации указанного направления в масштабах всей страны осуществляют подразделения Судебного департамента: главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов, управление обеспечения деятельности органов судейского сообщества, а применительно к военным судам - главное управление обеспечения деятельности военных судов.

Наиболее важными задачами названных подразделений в сфере общего направления организационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества являются:

- организационно-правовое обеспечение деятельности судов, мировых судей и органов судейского сообщества и разработка предложений по его совершенствованию;

- проведение комплексного анализа, прогнозирование развития и планирование работы в области организационно-правового

обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества;

- разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам организационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества;

- координация работы подразделений Судебного департамента по решению задач организационно-правового обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества;

- взаимодействие с судами, органами судейского сообщества, федеральными органами государственной власти и иными организациями по вопросам организационно-правового обеспечения деятельности судов;

- организационно-методическое руководство и обеспечение деятельности соответствующих подразделений управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, администраторов и аппаратов судов;

- организационно-правовое и методическое совершенствование процедуры делопроизводства в судах.

На уровне субъектов РФ общее направление организационного обеспечения деятельности судов осуществляют соответствующие подразделения управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, а непосредственно на местах, в судах, - администраторы и аппараты судов [15, с. 10]. Их задачи по реализации данного вида организационного обеспечения деятельности судов в целом соответствуют приведенным положениям. Достижение названных задач осуществляется путем проведения в различных формах и методах значительного количества мероприятий.

Список литературы:

[1] Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.

[2] Ефимичев С.П. Обеспечение прав личности, интересов общества и государства - приоритетная составляющая судебно-правовой реформы // Журнал российского права. 2001. № 11.

[3] Крутиков М.Ю. Проблемы функционирования судебной системы в Российской Федерации // Современное право. 2007. № 6.

[4] Научно-практический комментарий (постатейный) к Конституции Российской Феде-

рации / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2007.

[5] Организация деятельности судов: Учебник / Под ред. В.М. Лебедева. М.: Издательство «Норма», 2007.

[6] Основные принципы независимости судебной власти, принятые Седьмым Конгрессом ООН и одобренные 40 сессией Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция 40/146 от 13 декабря 1985 г.).

[7] Правоохранительные органы / Под ред. К.Ф. Гуценко. 7-е изд. М., 2002.

[8] СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

[9] СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223.

[10] СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.

[11] СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 877.

[12] СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1022.

[13] Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»: Комментарий / Вступ. ст. В.В. Демидова. М., 1998.

[14] Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.01.1997. № 1. Ст. 1.

[15] Черемных Г.Г. Институт мировых судей требует внимания // Российская юстиция. 1997. № 5.

[16] Энеев А.Х. Организационно-правовые основы деятельности института суда присяжных заседателей в России: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

Spisok literatury:

[1] Vedomosti SND RF i VS RF. 1992. № 30. St. 1792.

[2] Efimichev S.P. Obespechenie prav lichnosti, interesov obshhestva i gosudarstva -prioritetnaya sostavlyayushhaya sudebno-pravovoj reformy' // Zhurnal rossijskogo prava. 2001. № 11.

[3] Krutikov M.Yu. Problemy' funkcioniro-vaniya sudebnoj sistemy' v Rossijskoj Federacii // Sovremennoe pravo. 2007. № 6.

[4] Nauchno-prakticheskij kommentarij (postatejny'j) k Konstitucii Rossijskoj Federacii / Pod red. Yu.A. Dmitrieva. M.: ZAO «Yusticinform», 2007.

[5] Organizaciya deyatel'nosti sudov: Uchebnik / Pod red. V.M. Lebedeva. M.: Izdatel'stvo «Norma», 2007.

[6] Osnovny'e principy' nezavisimosti sudebnoj vlasti, prinyaty'e Sed'my'm Kongressom OON i odobrenny'e 40 sessiej

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

General'noj Assamblei OON (rezolyuciya 40/146 ot 13 dekabrya 1985 g.).

[7] Pravooxranitel'ny'e organy' / Pod red. K.F. Gucenko. 7-e izd. M., 2002.

[8] SZ RF. 1997. № 1. St. 1.

[9] SZ RF. 1998. № 2. St. 223.

[10] SZ RF. 1998. № 51. St. 6270.

[11] SZ RF. 1999. № 7. St. 877.

[12] SZ RF. 2002. № 11. St. 1022.

[13] Federal'ny'j zakon «O Sudebnom departamente pri Verxovnom Sude Rossijskoj Federacii»: Kommentarij / Vstup. st. V.V. Demidova. M., 1998.

НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ЮРКОМПАНИ»

специализируется на выпуске профессиональной юридической литературы и издании научных рецензируемых журналов, www.law-books.ru

Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» предлагает помощь в коммерческом издании ваших книг (монографий, учебников, учебных пособий, УМК) в самые сжатые сроки (2-3 недели).

Возможно присвоение грифов:

1) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата),

2) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки (с указанием названия грифа на обложке и выдачей Сертификата),

3) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом проблем образования и права (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата).

[14] Federal'ny'j konstitucionny'j zakon ot 31.12.1996 № 1-FKZ «O sudebnoj sisteme Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakono-datel'stva RF. 06.01.1997. № 1. St. 1.

[15] Cheremny'x G.G. Institut mirovy'x sudej trebuet vnimaniya // Rossijskaya yusticiya. 1997. № 5.

[16] E'neev A.X. Organizacionno-pravovy'e osnovy' deyatel'nosti instituta suda pri-syazhny'x zasedatelej v Rossii: Diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2007.

Объединенная электронная редакция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.