Научная статья на тему 'Концепция развития промышленной политики Саратовской области'

Концепция развития промышленной политики Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОГРАММА / КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горячева Т. В.

В статье рассматриваются концептуальные основы разработки промышленной политики Саратовской области. Обоснована необходимость реализации региональной промышленной политики программным методом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция развития промышленной политики Саратовской области»

УДК 338.4

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Т. В. Горячева

Саратовский государственный технический университет E-mail: tvgsgtu@rambler.ru

В статье рассматриваются концептуальные основы разработки промышленной политики Саратовской области. Обоснована необходимость реализации региональной промышленной политики программным методом.

Ключевые слова: концепция, промышленная политика, программа, кластер.

The Concept of Development of an Industrial Policy of the Saratov Area

T. V. Goryacheva

In article conceptual bases of working out of an industrial policy of the Saratov area are considered. The author also proves necessity of realisation of a regional industrial policy by a program method.

Key words: concept, industrial policy, program, claster.

В системе государственного и регионального управления долгое время почти полностью были утрачены функции социально-экономического планирования и разработки действенных программ. Постепенно данные вопросы начали решаться, появились стратегии развития государственных направлений экономического развития, социально-экономические направления развития отдельных региональных субъектов, но в большинстве случаев они не были согласованы между собой и с возможностями бюджетного финансирования государственных целевых, отраслевых и региональных программ, большинство которых требовало пересмотра. Нет единой взаимосвязи и в реализации направлений развития промышленности в стране.

В настоящий момент предпринимаются отдельные попытки увязать федеральные целевые программы с деятельностью отдельных предприятий, но не выстраивается полная цепочка «государство - регион - предприятие». Поэтому возникают проблема невозможности обеспечить планомерное и сбалансированное развитие экономики, устранить межотраслевые диспропорции, несогласованность спроса и предложений на товары промышленно производства, а как следствие, обострение социальной обстановки в стране. Следует также отметить не только потерю вертикальных связей промышленного экономического развития, но и полное отсутствие горизонтальных взаимодействий, а ведь один из вариантов роста промышленного производства и реализации про-

мышленной политики - это выбор приоритетных отраслей, которые, как локомотивы, тянут за собой смежные производства.

На практике федеральные и областные целевые программы являются эффективным инструментом проведения государственной и региональной экономической, промышленной и социальной политики, особенно при решении долгосрочных задач и реализации крупных инфраструктурных проектов. Именно такой, программно-проектный, подход применяется в странах Европейского союза, в США, Канаде, Японии и других для решения стратегических задач развития экономики и социальной сферы в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки.

Согласно действующему законодательству федеральные целевые и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой «увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научноисследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации»1.

Исходя из вышеизложенного, целесообразно пересмотреть модель развития промышленности региона. При разработке региональной программы развития промышленности необходимо учитывать ее конкурентные преимущества, которые будут способствовать росту промышленного производства и конкретно машиностроительного комплекса области как ядра промышленной политики региона. Следует также учесть, что хотя Саратовская область и является одной из шести крупнейших урбанизированных территорий ПФО (наряду с Казанской, Нижегородской, Самарско-Тольяттинской, Пермской и Уфимской), но она значительно вытянута вдоль водных артерий, что определяет специфические проблемы пространственного развития, связанные с удаленностью центра от периферийных районов. Все эти факторы необходимо учесть при разработке концепции

© Горячева Т. В., 2012

Т. В. Горячева. Концепция развития промышленной политики Саратовской области

промышленной политики Саратовской области на долгосрочный период, которая должна содержать комплекс законодательных, административных, финансово-экономических механизмов и отношений, меры государственного регулирования и поддержки развития промышленности области, направленные на создание условий и предпосылок для устойчивого социально-экономического развития региона.

Субъектами промышленной политики Саратовской области должны являться:

- органы государственной власти, органы местного самоуправления;

- юридические лица, индивидуальные предприниматели, организации, осуществляющие промышленную деятельность;

- организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов промышленной деятельности и инновационной деятельности;

- научные организации;

- образовательные учреждения;

- некоммерческие организации, выражающие

интересы субъектов промышленной деятельности на территории области;

- гражданское общество.

В настоящее время машиностроение Саратовской области представлено 56 предприятиями электротехнической, дизелестроительной, горношахтной и горнорудной, химической и нефтяной, подшипниковой, автомобильной, станкостроительной и других подотраслей. Следует отметить, что рынок для машиностроителей значительно сузился. Впрочем, есть предприятия, которые не только сохранили свои позиции на нем, но и обеспечивают ежегодный прирост объемов продаж. В их числе ОАО «Нефтемаш-Сапкон», которое производит и реализует промышленные и бытовые насосы, оборудование для нефтяников и газовиков. Из всего объема выпуска четверть приходится на новую продукцию, при этом инвестиции производятся только за счет внутренних источников предприятия.

Показатели, достигнутые в 2009-2011 гг., представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные показатели социально-экономического развития

Показатели, % к предыдущему году 2009 г. 2010 г. 2011 г.

РФ ПФО СО РФ ПФО СО РФ ПФО СО

Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации 92,4 92,5 97,8 104,5 105,5 102,1 104,3 107,5 108,0

Индекс промышленного производства 90,7 92,6 96,3 108,2 112,9 110,3 104,7 107,5 109,1

Инвестиции в основной капитал 83,8 81,9 80,2 106,0 99,5 115,1 108,3 107,5 116,8

Индекс промышленного производства по Саратовской области в 2011 г. составил 109,1%. Основной рост получен за счет опережающего развития обрабатывающих производств (ИПП - 112,3%). Обязательным условием реализации направлений развития промышленности

Матрица SWOT-анализа условий реализации

области является определение конкурентных преимуществ региона. Представим определенные нами сильные и слабые стороны развития Саратовского региона, а также возможности и угрозы внешней среды в виде матрицы (табл. 2).

Таблица 2

омышленной политики Саратовской области

Внешняя среда Внутренняя среда

Возможности Выгодное транспортногеографическое положение Многообразие природных ресурсов Высокий уровень образования трудовых ресурсов Высокий научный потенциал Возможность появления в области особых экономических зон Сильные стороны Многофункциональность производственного комплекса Обширная география рынков сбыта Высокий квалификационный уровень персонала. Доля исследователей и разработчиков, имеющих научную степень, одна из самых высоких в России Наличие узнаваемых торговых марок Внедрение на некоторых промышленных предприятиях высокотехнологичного оборудования Наличие базовых условий для формирования инновационных кластеров по приоритетным направлениям развития науки и техники

Угрозы Ухудшение экологической обстановки Прогрессирующий отток населения Повышение тарифов в сфере энергетики и транспорта, рост цен на все виды топлива Недостаточная развитость отдельных элементов инфраструктуры (фондового рынка) Слабые стороны Повышенные издержки производства Высокий уровень физического и морального износа основных фондов Низкая диверсифицированность производства Недостаточное использование стратегических подходов в области менеджмента и маркетинга Крайне низкая доля конечной продукции в структуре экспорта Ограниченные возможности самофинансирования, недостаток инвестиций Разрывы в инновационном цикле: фундаментальные исследования -поисковые - прикладные - коммерческое использование

Экономика

33

Анализ форм реализации развития промышленного производства региона показал, что основной акцент в области сделан в сторону формирования кластеров высокотехнологичных производств: нанотехнологий, биотехнологий, лазерных технологий, ГГ-технологий. Но на самом деле это только одно из направлений развития промышленной политики региона, главный же центр и источник его должен быть сосредоточен в машиностроении и металлообработке, так как именно здесь создается технологическая и производственная база для развития всех отраслей. В действительности мы этого не наблюдаем, поэтому имеющийся потенциал региона не используется в полном объеме. Технопарки далеки по своему масштабу и эффективности от аналогичных структур в ведущих регионах (Казань, Самара); бизнес-инкубатор представляет собой небольшой офисный центр и не выполняет основной функции - выращивание инновационных предприятий; венчурный фонд за три года работы способствовал реализации только двух проектов2.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о необходимости формирования промышленной политики региона как региональной промышленно-инновационной системы. Комплекс структурных единиц этой системы должен образовать инфраструктуру для развития промышленной политики региона, в центре которой будет находиться системообразующий кластер машиностроения, представленный совокупностью подкластеров.

Также следует отметить, что региональная промышленно-инновационная система должна быть информационно и финансово обеспечена, иметь действенную систему продвижения продуктов и услуг каждой инфраструктурной составляющей этой системы между ее элементами и на внешний рынок, а также иметь научно-техническую поддержку развития инфраструктурных составляющих. В области с большой долей машиностроительного производства необходимо формирование кластера как ядра реализации промышленной политики региона в контексте обеспечения реализации приоритетных направлений промышленного развития РФ. В настоящее время промышленные и технологические кластеры возникают и формируются спонтанно на базе нескольких крупных предприятий, их предназначение - способствовать активизации процессов оказания связанных услуг. Но еще Майкл Портер отмечал, что кластерная политика территории должна проводиться в формате общей стратегии регионального развития3. Основным методом ее реализации является программный подход. Разработка областных программ модернизации промышленности по опыту Татарстана, Чувашской Республики, Свердловской области и дру-

гих является наиболее эффективным способом стимулирования промышленной кластеризации территории.

Соответственно, ядром машиностроительного кластера должны являться предприятия-стра-тегические инноваторы, на которых реализуются крупные инновационные проекты (ОАО «НПП “Алмаз”», ОАО «НПП “Контакт”», ФГУП ПО «Корпус», ФГУП «Базальт» и др.).

Создание инновационного производственно-территориального кластера в области машиностроения и металлообработки позволит улучшить инвестиционный климат посредством создания структурных элементов экономики региона на основе интеграции предпринимательских организаций реального и финансового секторов экономики, научно-исследовательских структур.

На территории Саратовской области машиностроительный кластер должен включать следующие подкластеры, образованные предприятиями:

- электронное машиностроение (формирующийся);

- транспортное машиностроение (формирующийся). Важнейшей точкой роста региональной промышленности является развитие подкластера транспортного машиностроения. Так, на предприятиях отрасли в рамках работ по созданию совместных производств с крупными промышленными холдингами ожидается освоение новых видов продукции и технологий (например, ОАО «Трансмаш», ЗАО «Тролза», «ЕПК - Бренко Подшипниковая Компания» и др.);

- нефтегазовое машиностроение (перспективный);

- энергомашиностроение (перспективный);

- сельскохозяйственное машиностроение (перспективный);

- химическое машиностроение (перспективный);

- приборостроение (ОАО «Тантал»);

- радиотехническая и электронная промышленность (ФГУП ПО «Корпус», ОАО «НПП "Алмаз"»);

- электротехническая промышленность (ОАО «СЭПО»);

- металлообработка (ООО «Металлообработка», ОАО «СПЗ», ООО «Завод "Металлист"», Вольск, ЗАО «Сталепромышленная компания», Аткарский механический завод, Саратовский завод резервуарных конструкций).

В общем виде механизм реализации промышленной политики на основе построения кластера машиностроения и металлообработки должен иметь следующий вид (рисунок).

Таким образом, необходимость системного программного подхода к развитию промышленной политики и более эффективному использованию конкурентных и ресурсных возможностей

34

Научный отдел

Экономика

Производственноинновационный парк коллективного пользования «Саратов»

Министерство промышленности и энергетики Саратовской области

Региональный координационный совет по разработке и развитию промышленной политики региона

Предприятия

машиностроения

- производство

- прикладные исследования

Венчурный и Гарантийный фонды Банковско-финансовая система Федеральный и региональный бюджеты Паевые и инвестиционные фонды Частные инвестиции

Развитие рыночной, маркетинговой, транспортной, 1Т-, логистической, аудиторской инфраструктуры

Т оргово-промышленная палата

Министерство торговли и экономического развития

Саратовской области

Научно-исследовательское ядро машиностроительного кластера

Отраслевые НИИ и КБ

СГУ

им. Н Г. Черныпквсксго

<-*■

СГАУ

им. Н. И. Вавилова

Осуществление поисковых и прикладных разработок

Опытные

производства

Образовательная система всех уровней

Центры трансфера технологий и коммерциализации объектов

интеллектуальной

собственности

Технопарки,

бизнес-инкубаторы

Образовательная система всех уровней

Центры трансфера технологий и коммерциализации объектов

интеллектуальной

собственности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СГТУ

им. Гагарина Ю. А.

Образовательная система всех уровней

Центры трансфера технологий и коммерциализации объектов

интеллектуальной

собственности

Технопарки,

бизнес-инкубаторы

Технопарки,

бизнес-инкубаторы

Механизм реализации региональной промышленной политики на основе кластерного подхода

Т. В. Горячева. Концепция развития промышленной политики Саратовской области

в Саратовском регионе определяется многими факторами: во-первых, большой долей промышленного комплекса в экономике региона.

Во-вторых, в 2008 г. Федеральным агентством по промышленности Саратовская область была определена как площадка для реализации пилотного проекта организации регионального промышленного центра по металлообработке. К реализации этого проекта планировалось привлечь значительное количество крупных и средних предприятий машиностроения и ОПК. Но на текущий период результативность проекта достаточно низкая. Имеющийся научный, производственный и инновационный потенциал области используется далеко не в полном объеме.

В-третьих, промышленный комплекс Саратовской области - основная составляющая экономического потенциала региона, создающая около 30% добавленной стоимости валового регионального продукта. Около 69% промышленного производства обеспечивается обрабатывающими производствами, 24% - топливно-энергетическим комплексом и 7% - добывающим сектором.

Создание инновационного производственнотерриториального кластера в сфере машиностроения и металлообработки как ядра реализации про-

мышленной политики области позволит улучшить инвестиционный климат посредством создания структурных элементов экономики на основе интеграции предпринимательских организаций реального и финансового секторов, научно-исследовательских структур.

Это позволит предприятиям кластера минимизировать затраты на внедрение инноваций за счет внутренней специализации и стандартизации.

Примечания

1 Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация». иЯЬ: Шр^Яср.есопоту. gov.ru/npd/pp842.htm (дата обращения: 05.05.2012).

2 См.: Лисовский С. Саратовская область отстает от наукоемкости ВРП. иЯЬ: http://news.sarbc.ru/main/ 2012/05/03/122072.Мт^сепе_1 (дата обращения: 04.05.2012).

3 См.: ТатаркинА. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 1. С. 4.

УДК 338.46.002

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

И. В. Манахова

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова E-mail: ManakhovaIV@mail.ru

В статье раскрываются воспроизводственный, информационный, инновационный подходы к трансформации содержания потребления. С этих позиций исследуются изменения роли, структуры, функций потребления, его субъекты и объекты, формы реализации и результаты, происходящие под влиянием информатизации и глобализации общества и экономики.

Ключевые слова: потребление, информационная экономика, воспроизводство, инновации.

Transformation Social-economic Maintenance of Consumption in the Information Economy

I. V. Manakhova

The article is devoted to the reproduction, information, innovative approaches to transformation of social-economic content consumption From these positions are investigated changes in the role, structure, functions of consumption, its subjects and objects, forms of

implementation and results, taking place under the influence of informatization and globalization of society and the economy.

Key words: consumption, information economy, reproduction, innovations.

Объективной закономерностью современного социально-экономического развития является становление информационной экономики. На этапе постиндустриальной цивилизации и информационной революции компьютерные и телекоммуникационные технологии, современные средства связи резко ускоряют общемировую интеграцию по всем направлениям, наделяя процессы предшествующей индустриальной цивилизации новыми качествами и динамикой. Формируется коммуникационное единство мира, в котором скорость распространения невиданных объемов информации

© Манахова И. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.