2020/4(23) i спецвыпуск © ЖУРНАЛ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ Сетевое научное рецензируемое издание ISSN 2411-0582 THE HERITAGE INSTITUTE JOURNAL
Материалы Международной научно-практической конференции
ТРАДИЦИОННОЕ СУДОСТРОЕНИЕ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИИ
Москва, 9 декабря 2020 г. (онлайн)
РСН 10.34685/Н1.2020.88.82.006
Дмитриев В.Л.
Концепция развития Онежской набережной города Петрозаводска и морского музея «Полярный Одиссей»
Аннотация. В статье приводится концепция развития Онежской набережной города Петрозаводска и морского музея «Полярный Одиссей», направленной на повышение туристической привлекательности. Автор также рассматривает историю становления клуба «Полярный Одиссей» и приводит перечень наиболее значимых реализованных проектов клуба.
Ключевые слова: клуб «Полярный Одиссей», проект «Ковчег мира», ладья «Рюрик», бригантина «Полярный Одиссей», концепция развития, Петрозаводск, судостроение, морской музей.
К 100-летию Республики Карелия и 350-летию со дня рождения Петра I
Петрозаводск, столица Республики Карелия, расположился на берегу Онежского озера. У города есть прекрасная неповторимая набережная. Она простирается от устья реки Неглинка до устья реки Лососинка. К сожалению, туристы и жители города, прогуливаясь по набережной, не имеют возможности познакомиться с морской деятельностью и морской культурой, наследием Петра I, основателя Петрозаводска.
В 2020-2021 гг. Морской историко-культурный центр, клуб «Полярный Одиссей» и его музей в связи с 30-летием организации Международной программы Миссия «Золотой Век» - первого в истории СССР паломничества на Святую землю (1990-1992), планирует дать старт новому проекту. Его символом станет эмблема «Ковчег Мира», которую в 1990-х годах несла на своем парусе флагман исторического флота клуба - копия древнерусской ладьи «Надежда». Этот знак наполнен глубоким философским смыслом, указывая направление пути к развитию общества: «Все мы в одной лодке». Лодка - это семья, коллектив, город, регион, страна, планета Земля...
Совместный поиск общего будущего - наша цель
Проект «Ковчег Мира» предполагает связать Онежскую набережную с Морским историко-культурным центром и музеем клуба «Полярный Одиссей» через исторический флот - копию варяжской ладьи «Рюрик» или бригантину «Полярный Одиссей».
На западной оконечности набережной возле устья реки Неглинка - к юбилею Республики Карелия -Морской историко-культурный центр предлагает открыть арт-объект «Ковчег Мира» -мировоззренческий маяк и сайт с аналогичным названием в интернете. Информация о «Ковчеге Мира» и городе Петрозаводске станет доступна всем через Интернет.
От этого знака по расписанию - вдоль Онежской набережной - будут курсировать суда клуба, бесплатно доставляя всех желающих в Морской центр. Во время рейсов каждый посетитель будет вписан в «Судовую роль» (внесен в состав экипажа), сможет поучаствовать в гребле на веслах, работе с парусом, послушать рассказ экскурсовода о ярких моментах истории Петрозаводска.
Фото- и видеосъемка о каждом экипаже будет размещена на сайте «Ковчег Мира» под девизом «Все мы в одной лодке», «Соединим века, берега, народы».
На территории Морского центра можно будет познакомиться с новоделами исторических судов, работой на его верфи и экспозицией, посвященной уникальным экспедициям клуба, посмотреть более 80 документальных фильмов о походах и деятельности «Полярных Одиссеев», снятых отечественными и зарубежными студиями, десятки книг, сотни журналов и газет.
В Морском музее желающие смогут приобрести документ, подтверждающий его запись в «Судовой роли», оформленный в виде почетной грамоты, и значок участника миссии «Ковчег Мира».
Этот познавательный маршрут на необычных судах «Полярного Одиссея» позволит расширить информационно-туристическое пространство между набережной и морским музеем. А мини -путешествия вдоль берега Петрозаводской губы, словно на венецианских гондолах или петербургских водных «трамвайчиках», могут стать одним из запоминающихся брендов Петрозаводска.
Для большей привлекательности Онежской набережной Петрозаводска к юбилею его основателя Морской клуб «Полярный Одиссей» предлагает построить копию ботика Петра I, оснащенного алыми парусами. Базироваться ботик будет там же - в устье реки Неглинки в гавани «Ковчег Мира». Под алыми парусами, салютуя из «пушек», ботик будет на своем борту доставлять молодоженов к Дворцу бракосочетания. Так в нашем городе оживет красивая мечта, придуманная Александром Грином. Свадьба «Алые паруса над Онего» станет еще одним уникальным брендом города.
Таким образом, на Онежской набережной сольются два проекта под эгидой миссии «Ковчег Мира».
Морской клуб «Полярный Одиссей»: справка
Клуб объединяет на добровольных началах людей, активно участвующих в возрождении традиций исторического парусного судостроения и мореплавания. Главными целями клуба всегда были и
остаются возрождение, сохранение, развитие и популяризация отечественной морской культуры, формирование общественного морского сознания нации, развитие российского яхтинга и индустрии отдыха на воде.
Датой основания клуба принято считать 1978 г. Постепенно сформировалась команда единомышленников, и в течение последующих лет члены морского клуба совершили немало путешествий, в том числе - успешные экспедиции по северным берегам России с целью изучить и восстановить утраченное поморское судостроение.
Ключевым событием в становлении клуба стало строительство в 1987 г. (впервые в нашей стране) реплики традиционного деревянного поморского коча, а затем реконструкция плавания на построенном судне из Петрозаводска через Белое море к архипелагу Шпицберген.
В 1994 г. в Петрозаводске на берегу Онежского озера членами клуба создан Морской историко-культурный центр с собственной судоверфью, где строятся уникальные для России копии исторических деревянных парусных судов. Заказы на них поступают из разных уголков России. Некоторые суда строятся для собственных нужд клуба, и с их помощью организуются различные общественно-культурные акции, а так же совершаются научно-исследовательские экспедиции и походы на международные морские фестивали.
За годы существования клуба «Полярный Одиссей» построено уже около 40 деревянных парусных судов, которые избороздили воды многих морей и трех океанов. Наверное, самый известный парусник клуба - это поморская лодья «Святитель Николай». Это судно, построенное в 1991 г., за прошедшие годы успело украсить практически все праздничные мероприятия Петрозаводска и Карелии, принимало на борту Президента России, участвовало в праздновании 850-летия Москвы, посетило множество европейских фестивалей.
В 2000 г. на базе клуба открыт Морской музей «Полярного Одиссея». Основными экспонатами музея стали исторические деревянные парусные корабли, на которых «одиссеи» впервые в истории СССР и России совершали уникальные экспериментальные экспедиции в северные и южные моря Мирового океана, собрав богатейший научный материал и практический опыт мореплавания.
Сегодня Морской историко-культурный центр является учебным центром, судостроительной верфью, базой для развития отечественного яхтинга, местом посещения российских и иностранных туристов. Можно смело утверждать, что в Карелии создан северный форпост для возрождения, сохранения и развития отечественной морской культуры, формирования общественного морского сознания нации*.
О деятельности клуба журналистами за 35 лет снято около 80 документальных фильмов и телевизионных сюжетов студиями России и зарубежья, написано несколько книг и множество статей. Клуб неоднократно упоминается в СМИ скандинавских стран, Англии, Голландии, Франции, Финляндии, США как представитель России в области традиционного судостроения и мореплавания.
Перечень наиболее значимых проектов клуба (по годам)
1989 - экспедиции на Шпицберген на лодье «Грумант» и коче «Помор».
1990 - миссия «Золотой Век» - паломничество сквозь «железный занавес» к святой земле (Иерусалим и Александрия) на трех парусно-весельных древнерусских ладьях «Вера», «Надежда» и «Любовь».
1991 - строительство казацких стругов по заказу киностудии Мосфильм для съемок фильма «Ермак» (реж. Краснопольский и Усков); строительство поморской лодьи «Святитель Николай»; экспедиции вокруг Скандинавии и по европейским морским фестивалям.
1992 - строительство галиаса «Святая София» по заказу белорусской фирмы (для эксплуатации в Германии).
1992/93 - построены копии двух Петровских фрегатов «Святой Дух» и «Курьер».
1994 - построена шхуна «Арт-Ковчег» (для Голландии).
1995 - построены промысловый парусно-моторный бот «Ростислав» и две парусно-моторные яхты «Телемах» и «Пилигрим» («Телемах» ушел в Германию, «Пилигрим» - в Грецию).
1996 - строительство копии ботика Петра I.
1997 - построена яхта «Дельфин» для заказчика из г.Любека в Германии. Президент России отдыхает на борту лодьи «Св. Николай».
1998 - строительство ладьи «Святая Русь» по заказу мэрии города Тольятти (участвовала в съемке духовно-просветительского фильма Н.Михалкова «Город Святого Креста»).
1999 - построены три ладьи для московского клуба «Петрокорабел».
2000 - открытие музея на воде «Полярный Одиссей»; строительство прогулочный бота «Мария»; переоборудование лихтера под плавучий город на воде «Ковчег Одиссеев».
2001 - начало строительства на собственные средства бригантины «Полярный Одиссей».
2006-2009 - построены и испытаны 7 моторно-парусных плавдомов.
2010 - спуск на воду 6-пушечной бригантины «Полярный Одиссей»; начало строительства шлюпа на собственные средства.
2011 - построены два поморских коча «Апостол Андрей» и «Святитель Николай» по заказу правительства Чукотки (для экспедиции совместной экспедиции «Чукотка - территория открытий»); построены две ладьи «Храбр» и «Орел» по заказу руководителя организации «Святорусское богатырство»; отреставрирован один из сохранившихся (со съемок фильма «Ермак») стругов для музейно-выставочного центра в г. Когалым.
2012 - построен поморский коч «Вологда» по заказу администрации г.Вологда, построены и испытаны несколько мини хаусботов (в рамках Межрегионального инновационный социально-культурный проект «Паруса Одиссеев», совместно с Московском колледжем № 26); пройден этап совместной экспедиции «Чукотка - территория открытий» по р. Лене от Усть-Кута до Тикси.
2013 - возрожден после многолетнего перерыва Морской фестиваль «Голубое Онего»; построен на собственные средства полимаран «Ковчег Аргонавтов»; заложен норвежский драккар; пройден завершающий этап совместной экспедиции «Чукотка - территория открытий» по маршруту Тикси-Анадырь.
2014 - спущен на воду 3-й собственный парусник клуба - парусно-моторный гафельный шлюп «Гонец». Проект разрабатывался специально для использования в работе с молодежью организациями морской направленности и развития водного туризма. В июле начато строительство нового парусника - реплики чердачного струга «Св. Косма» (времен Азовских походов Петра I) для Парусного клуба «Паллада» (Республика Марий-Эл, г. Козьмодемьянск).
2015 - впервые за несколько десятилетий в Петрозаводске на Онежской набережной начала работать станция проката лодок для всех желающих. На верфи Морского центра начато строительство очередного деревянного парусного судна - реплики поморской лодьи «Пилигрим». Это заказ известных российских путешественников братьев Александра и Сергея Синельников (Москва). Проект судна разрабатывался на основе исторических чертежей поморской лодьи Соловецкого монастыря «Преподобный Зосима» в несколько уменьшенном варианте.
2016 - прошел юбилейный форум «Полярных Одиссеев»; продолжается строительство лодьи «Пилигрим»; совместный поход с Ленинградским обществом инвалидов по Онежскому озеру; поход лодьи «Святитель Николай» на Ладогу; начала работу передвижная фотовыставка Морского музея.
* Дополнительную информацию см.: Морской клуб «Полярный Одиссей» : сайт. - иРЬ: ИКр://ро!аг-odyssey.org/ (дата обращения: 21.12.2020).
© Дмитриев В.Л., 2020. © Дмитриев В.Л., илл., 2020. Статья поступила в редакцию 20.12.2020.
Дмитриев Виктор Леонидович,
президент Морского клуба «Полярный Одиссей» (Петрозаводск), e-mail: [email protected]
Dmitriev V.
The concept of development of the Onega embankment of the city of Petrozavodsk and the Maritime Museum 'Polar Odyssey'
Abstract. The article presents the concept of the development of the Onega embankment in the city of Petrozavodsk and the "Polar Odyssey" marine museum, aimed at increasing their tourist attractiveness. The author also considers the history of the formation of the "Polar Odyssey" club and gives a list of the most significant implemented projects of the club.
Key words: Polar Odyssey, Onega embankment, project "Ark of Peace", development concept, Petrozavodsk, shipbuilding.
Dmitriev Viktor Leonidovich,
president of the Marine Club "Polar Odyssey" (Petrozavodsk)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-iournal.ru/ru/journals/390.html