Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСПЕТЧЕРСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕНСКИХ ТРЕНАЖЁРОВ НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ'

КОНЦЕПЦИЯ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСПЕТЧЕРСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕНСКИХ ТРЕНАЖЁРОВ НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСПЕТЧЕРСКИЙ ТРЕНАЖЁР / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР / УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ ФЛОТА / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ ФЛОТА / DISPATCH SIMULATOR / MANAGEMENT SIMULATOR / FLEET MANAGEMENT / MATHEMATICAL MODELING OF THE FLEET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Платов А.Ю., Платов Ю.И., Никулина М.В., Окунев С.И.

Статья посвящена вопросу создания тренажёра для обучения управлению работой флота. В настоящее время тренажёров такого типа, отвечающих современным требованиям подготовки специалистов по управлению работой флота, не существует. В статье определён набор математических моделей, определяющих главные черты управленческого тренажёра. Также рассмотрены принципиальные технологические решения, на основе которых может быть реализован управленческий тренажёр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF DEVELOPMENT AND USE OF MANAGEMENT SIMULATORS ON RIVER TRANSPORT

The article is devoted to the creation of a simulator for training in fleet management. Currently there are no simulators of this type that meet modern requirements for training specialists in fleet management. The article defines a set of mathematical models that determine the main features of the management and dispatch simulator. Also basic IT-solutions are considered, on the basis of which an managment and dispatch simulator can be implemented.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСПЕТЧЕРСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕНСКИХ ТРЕНАЖЁРОВ НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ»

вуправлении персоналом организации // Монография, филиал СГУТиКД в г. Н. Новгород. -Н.Новгород: типография «Вектор ТиС», 2009. - 166 с.

[4] Мордовченков Н.В., Рыбаков Р.А. и др.Методологические аспекты по формированию инновационной инфраструктуры в экономике на мезоуровне // Монография - Н.Новгород: изд-во «Дятловы горы», 2017. - 148 с.

[5] Сироткин А.А. Системный подход к разрешению противоречий кадровой составляющей социально-трудовой сферы промышленного предприятия // Автор. дисс. на соиск.уч.степ.канд. экон. наук., - Краснодар, 2010. - 23 с.

[6] Зверев С.А. Методологические основы комплексной диагностики в управлении персоналом организации //Автор.дисс.на соиск.уч.степ.канд.экон. наук, - Н.Новгород, 2005. - 22 с.

[7] Щегорцов В.А., Таран В.А., Особенков О.М., Щегорцов М.В. Антикризисное управление человеческими ресурсами // М.: Типография «Новости», 2010. - 1304 с.

[8] Крупица В.В. Теоретико-методологические основы менеджмента персонала организации // Монография - Н.Новгород, Изд-во ВГИПУ, 2000. - 241 с.

[9] Мордовченков Н.В., Озина А.М., Сидякова В.А. Разработка системы повышения квалификации персонала по улучшению качества обслуживания на предприятиях общественного питания // Известия Сочинского государственного университета. Научный журнал, № 1 [34], 2015.

ECONOMIC CATEGORY «DIAGNOSIS» AS A TECHNIQUE IN PERSONNEL MANAGEMENT (PERSONNEL MANAGEMENT) OF THE ORGANIZATION

N. V. Mordovchenkov, T.E. Novikova

Keywords: diagnostics, infrastructure, personnel management, marketing research, motivation, organization, system, factor, expert-diagnostician, efficiency of personnel management, personnel potential.

In this work, diagnostics is considered not only as a term of economic theory, but also as a method in practical management concerning the management of the personnel of an enterprise (organization).

Статья поступила в редакцию 18.04.2018 г.

УДК [656.622.051:658.514]:378.147

А.Ю. Платов, д.т.н., зав. кафедрой ФГБОУВО «ННГАСУ»

603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65. Ю.И. Платов, д.т.н, профессор, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» М.В. Никулина, к.т.н, доцент, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» С И. Окунев, аспирант, ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

КОНЦЕПЦИЯ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСПЕТЧЕРСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕНСКИХ ТРЕНАЖЁРОВ НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ

Ключевые слова: диспетчерский тренажёр, управленческий тренажер, управление работой флота, математическое моделирование работы флота

Статья посвящена вопросу создания тренажёра для обучения управлению работой флота. В настоящее время тренажёров такого типа, отвечающих современным требованиям подготовки специалистов по управлению работой флота, не существует. В статье определён набор математических моделей, определяющих главные чер-

ты управленческого тренажёра. Также рассмотрены принципиальные технологические решения, на основе которых может быть реализован управленческий тренажёр.

Обеспечение эффективности обучения во многих случаях невозможно без использования автоматизированных тренажерно-обучающих систем (тренажеров) [1]. Тренажерные технологии или системы (ТС) основаны на моделировании реальных систем и процессов и их использование ставит целью подготовить специалиста к принятию качественных и быстрых решений, сформировать практические умения и навыки. Они являются мощным современным средством активного обучения и область их применения постоянно расширяется в связи с развитием информационных технологий (ИТ), которые в XXI веке являются не только неотъемлемой составляющей современного общества, но и определяют его дальнейшее научно-техническое, экономическое и социальное развитие [2]. Все тренажеры, описываемые в обзоре [1], имеют типовую структуру, моделируют физические процессы, полученные многими поколениями ученых и поэтому сравнительно легко могут быть формализованы с помощью различных математических моделей, специальных методик. Главным образом, эти тренажеры предназначены для выработки и принятия решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с большими ущербами. Особо необходимо обратить внимание на системный диспетчерский тренажер по управлению воздушными судами.

Ряд тренажеров, описанных в [1], используются и в системе речного транспорта. Это, в основном, различные навигационные и созданные на их базе тренажеры. Они обеспечивают подготовку специалистов и их сертификацию в области безопасности плавания судов, экологической безопасности, эксплуатации энергетических судовых установок и ликвидации последствий аварий, аварийных происшествий. Особенно интересными представляются программно-аппаратные комплексы заграничного производства, предоставляющие тренировочные средства «полного цикла» - от выхода в рейс, навигации и моделирования кризисных ситуаций до работы отдельных внутренних служб транспортного судна, вроде инженеров машинного отделения [3]. Ещё одним примером подобного рода тренажёров являются станции симуляторов для арктических миссий [4].

Однако в системе речного транспорта (за одним исключением) не используются диспетчерские и управленческие тренажеры. Исключение относится к эксплуатационному тренажеру, разработанному кафедрой управления транспортом (ФГБОУ ВО «ВГУВТ») в 1995 г. как программно-аппаратный комплекс. Этот тренажер успешно эксплуатируется и в настоящее время и показал свою высокую эффективность, однако далеко уже не отвечает современным требованиям, предъявляемым к тренажерным системам и к уровню подготовки кадров - специалистов по организации перевозок и управлению работой флота [5].

Необходимость в более эффективном тренажере для речного транспорта, основанном на современных достижениях ИТ, опыте разработок и использования эксплуатационных тренажеров, существует уже давно. В данной статье сделана попытка сформулировать концепцию диспетчерского тренажера для речного транспорта. В концепции для получения желаемого эффекта должны быть учтены, наряду с общими [1], основные отраслевые требования по созданию таких тренажеров, а также опыт использования их при подготовке специалистов [5] и научные исследования в области разработок и использования ИТ на речном транспорте, в том числе и международные. В течение последних десятилетий имитационное моделирование активно применялось для решения проблем речного транспорта за границей. Например, в США, где особый упор делался на имитацию работы шлюзовых систем, что связано с большой численностью последних на американских реках [6]. Отличным примером применения имитационного моделирования и в целом ИТ для решения проблем речного транспорта является создание системы для управления внутренними водными путями на базе взаимодействия имитационной модели и данных, получаемых в режиме реального времени [7].

В общем плане целью создания и использования тренажера являются: обучение бакалавров, магистров, аспирантов; повышение квалификации специалистов по эксплуатации флота; решение производственных задач судоходных предприятий; демонстрация возможностей эффективного управления работой флота в условиях использования информационных технологий, обеспечивающих оптимальность и поддержку принятия решений по управлению работой флота. Следует отметить, что к подготовке кадров для речного флота существуют самые различные подходы; большое внимание уделяется им в Китае и в США, однако и там, и там признается важная роль тренажёров, как инструментов процесса обучения и повышения квалификации специалистов [8, 9].

Тренажер должен использоваться для получения навыков непрерывного планирования работы флота и диспетчерского управления (оперативное управление, контроль и регулирование). Условие непрерывности планирования означает как составление «подвижных» планов на скользящем интервале планирования при одновременном согласовании планов разных уровней (навигационных, месячных, декадных, суточных и рейсовых), так и моделирование движения и обработки судов. Он должен обеспечивать пользователям закрепление теоретических знаний, получение опыта выполнения основных функций управления флотом и решения ряда практических задач, присущих деятельности управленцев среднего звена и диспетчерского аппарата судоходных предприятий. При этом он должен решать ряд обучающих задач, недоступных для традиционных методов обучения и, в частности, выработку норм организационного поведения, навыков принятия оперативных решений.

При повышении квалификации специалистов тренажёр должен позволять обучающимся приобретать навыки оптимизации управления работой флота на уровне непрерывного и рейсового планирования с достижением оптимальности принятых решений [10, 11].

При решении практических задач необходимо использовать реальную информацию, полученную от транспортных предприятий. Для этого должен быть предусмотрен обмен данными в реальном режиме времени с судами и другими объектами.

Указанные выше цели, а также вытекающие из них требования, могут быть реализованы путем взаимодействия следующих основных программных компонентов:

- имитационной модели работы судов и составов;

- модуля непрерывного планирования работы флота и речных систем (шлюзов, каналов);

- модуля (интерфейс) организации диалога с участниками (обучаемыми);

- модуля (интерфейс) организации диалога со специалистом (администратором);

- модуля обработки данных и выдачи показателей по работе флота и оценки участников (обучаемых).

Кроме того, на внешнем уровне разрабатывается методическое обеспечение работы на тренажере, которая осуществляется в форме деловой игры.

Рассмотрим более подробно названные компоненты.

Имитационные модели работы судов и составов обеспечивают:

- моделирование движения судов и составов, а также функционирование каналов, портов, шлюзов и других элементов транспортной инфраструктуры для временного и пространственного описания состояния речной воднотранспортной системы;

- выдачу информации о состоянии и прогнозе движения и обработки судов и составов в форме, допускающей интерактивный доступ к этой информации;

- интерактивный прием сообщений для управления транспортным процессом;

- формирование по заданным параметрам дополнительных входящих потоков судов (извне) к портам, шлюзам и каналам для адекватного моделирования длительности транспортных операций.

Модуль непрерывного планирования работы флота и речных систем (шлюзов, каналов) необходим для:

- расчёта оптимальной схемы использования флота;

- расчёта календарного плана работы флота с любого задаваемого начального момента (периода);

- расчёта основных производственных и экономических показателей работы флота.

Модуль (интерфейс) организации диалога с участниками (обучаемыми) обеспечивает отражение процесса имитации работы флота, в том числе получение и визуализацию информации о ходе транспортного процесса для выработки и принятия решений, воздействие на транспортный процесс в пределах отведенной ролевой функции.

Модуль (интерфейс) организации диалога со специалистом (администратором) также отражает имитацию работы флота и, кроме того, обеспечивает управление работой тренажера, в том числе задание начального состояния, ввод сбоев в моделирующий процесс и получение необходимой для этого информации.

Модуль обработки данных и выдачи показателей по работе флота и оценки участников (обучаемых) обеспечивает статистическую обработку информации и расчет показателей по работе флота и перевозкам грузов, а также их выдачу по запросу участников деловой игры. Он также дает оценку действий участников процесса и принимаемых ими решений, в том числе регистрирует характер совершаемых ошибок и величину потерь вследствие таких ошибок, без чего обучение не может быть эффективным.

Особенности обучения разных участников как по числу и квалификации, так и по имеющимся или приобретаемым навыкам оперативного управления работой флота вызывают необходимость определить сферу использования и основные режимы его функционирования: автоматического и диалогового.

Автоматический режим (без вмешательства участников или специалистов) используется при непрерывном планировании работы судов, а также при имитационном моделировании для получения «идеальных» или «образцовых» результатов.

Диалоговый режим используется, во-первых, при подготовке исходной информации, в том числе и нормативно-справочной, при выборе числа судов, корреспонденции перевозок грузов, подготовке инструктором упражнений и так далее. Во-вторых, он является основным при получении навыков диспетчерского управления, когда моделирование работы флота осуществляется под управлением операторов, в том числе ими может осуществляться выбор и назначение судов и составов и другие операции. При этом он должен функционировать и в режиме с неполным составом участников (автономный режим функционирования отдельных шлюзов, пунктов, каналов и так далее), и в режиме с полным набором участников (порядка 15 участников).

При диалоговом режиме выполняются следующие функции:

а) логическое и оптимальное управление на уровне судоходного предприятия: назначения судов и составов при вводе их в эксплуатацию, изменение даты ввода или вывода, назначения судов и составов в процессе их эксплуатации; выбор оптимальных режимов движения в зависимости от эксплуатационных ситуаций в канальных и шлюзованных системах; оптимизация вариантов использования судов и составов;

б) логическое управление на линейном уровне: управление обработкой судов в пунктах обслуживания; управление пропуском судов через шлюзы и другие затруднительные участки водных путей;

в) выдача информации на любых уровнях: оценка ресурсов имеющегося флота, наличия и остатков флота и неосвоенных остатков груза при непрерывном планировании; прогноз дислокации судов, прогноз завершения рейсов; расчёт показателей работы судна (состава) на заданный плановый период, перерасчет показателей в случае изменения эксплуатационных параметров, вариантов назначения судов и составов и других индикаторов; прогнозирование прибытия судов и составов к любому пункту, находящемуся на водных путях.

Учитывая разную подготовку участников, тренажер должен функционировать в разных режимах масштабирования реального времени протекания транспортного процесса. При этом необходимо предусмотреть возможность изменения скорости моделирования и принимаемых решений.

Данные выше характеристики и режимы относятся к сфере использования тренажера и представляют собой сложную и трудоемкую задачу для разработки и реализации на практике. В этой связи необходимо разработать требования к его созданию, от которых будет зависеть как реализуемость, оптимизация затрат на разработку, так и эффективность на разных этапах его создания.

В этом плане предусматривается модульная реализация тренажёра, позволяющая добавлять новые модули при развитии и совершенствовании тренажёра. На первых этапах он должен функционировать при минимальном составе компонентов и глубине их разработки. Независимыми компонентами в смысле функционирования являются непрерывное планирование работы флота, затем моделирование работы флота под управлением операторов, а также модули обработки и выдачи информации. При этом имитационная модель работы судов и составов обеспечивает моделирование работы шлюзов, каналов, затруднительных участков и других объектов не в полном объеме, а временно заменяя результаты статистической продолжительностью этих операций (продолжительность шлюзования, прохождения каналов и так далее). По мере разработок модулей они должны встраиваться в общую интегрированную модель. В данной статье не отражены многие вопросы создания тренажера. Во-первых, это вопросы, которые являются общими при разработке цифровых технологий. К ним относятся, например, требования к составу и параметрам технических средств, меры защиты от неправильных действий, приводящих к аварийному состоянию системы и отказам программно-аппаратного комплекса в работе, защиты от случайных изменений и разрушения информации и программ; от несанкционированного вмешательства в работу системы и так далее.

Во-вторых, необходимо проработать вопросы, связанные с тренажерно-обучаю-щими системами, в том числе генерацию непредсказуемых (случайных) факторов, влияющих на транспортный процесс, характер принимаемых решений в зависимости от различных ситуаций, воспроизводство действий обучаемых, методическое обеспечение работы на тренажере для всех участников.

Некоторые из указанных вопросов решаются в процессе разработки тренажера, другие могут быть решены уже после его создания.

На первых этапах создание тренажёра ведётся в рамках бюджетного финансирования научных разработок, в том числе и на уровне диссертационных исследований. В дальнейшем по мере готовности основных модулей и алгоритмов предполагается привлечение специализированных организаций, имеющих опыт разработки сложных информационных технологий.

Список литературы:

[1] Анализ существующих в РФ тренажёрно-обучающих систем. - Режим доступа: https://ido. tsu.ru/files/pub2008/8.pdf.

[2] Роговский Е.А. Информационное общество (экономика и политика) - М.: Международные отношения, 2008. - 400 с.

[3] Solutions for IMO / STCW Training [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eca-group.com/en/activities/solutions-imo-stcw-training.

[4] IS Full Mission Bridge Simulator for Arctic Operations. [Электронный ресурс]. - Режим досту-па:https://imagesoft.fi/product/is-full-mission-bridge-simulator-for-arctic-operations/

[5] Астахов В.И., Никулина М.В., Платов Ю.И. Применение учебно-тренажерных комплексов при подготовке специалистов по организации перевозок и управлению на водном транспорте. Труды 14-го международного научно-промышленного форума «Великие реки». Проблемы использования инновационного развития внутренних вводных путей в бассейнах велики рек ФБОУ ВПО «ВГАВТ» Н. Новгород, 2012. Том 2. - с. 70-81.

[6] Doug Kreis, Roy E. Sturgil. Inland Waterway Operational Model & Simulation Along the Ohio River. Kentucky Transportation Center Research Report, 2014.

[7] Bilbrey, Jerry K.; Schonfeld, Paul M. The Development of an Online Simulation Model for Managing Inland Waterway Fleets.

[8] Roland J. Yardley, Harry J. Thie, John F. Schank, Jolene Galegher, Jessie L. Riposo. Use of Simulation for Training in the U.S. Navy Surface Force.

[9] Economic and Social Commission for Asia and the Pacific. Training of Trainers Manual for Inland Water Transport.

[10] Платов А.Ю., Платов Ю.И. Проблемы внедрения аналитических информационных технологий на речном транспорте. Наука и техника транспорта / Москва, N°3, 2010. -с. 42-45.

[11] Платов А.Ю. Методы оперативного планирования работы речного грузового флота в современных условиях / А.Ю. Платов // Н. Новгород: ВГАВТ, 2009. - 155 с.

CONCEPT OF DEVELOPMENT AND USE OF MANAGEMENT SIMULATORS ON RIVER TRANSPORT

A. Y. Platov, Y.I. Platov, M. V. Nikulina, S.I. Okunev

Keywords: dispatch simulator, management simulator, fleet management, mathematical modeling of the fleet

The article is devoted to the creation of a simulator for training in fleet management. Currently there are no simulators of this type that meet modern requirements for training specialists in fleet management. The article defines a set of mathematical models that determine the main features of the management and dispatch simulator. Also basic IT-solutions are considered, on the basis of which an managment and dispatch simulator can be implemented.

Статья поступила в редакцию 12.07.2018 г.

УДК 656.62

М.А. Смирнов, ФБУ «Администрация Волжского бассейна ВВП», аспирант, ФГБУ ВО «ВГУВТ»,

Ю.Н. Уртминцев, д.т.н., профессор, ФГБУ ВО «ВГУВТ»

В.Н. Захаров, д.т.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБОУВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА КАК ПОТЕНЦИАЛЬНОГО УЧАСТНИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «СЕВЕР-ЮГ»

Ключевые слова: внутренний водный транспорт, Единая глубоководная система России (ЕГС), Международный транспортный коридор «Север-Юг», инфраструктура внутренних водных путей

В статье дается анализ современного состояния внутренних водных путей ЕГС России с точки зрения их соответствия требованиям международного транспортного коридора Север-Юг; формулируется перечень актуальных задач речного транспорта как потенциального участника транспортного коридора.

В начале 90-х годов система внутреннего водного транспорта (ВВТ) характеризовалась резким снижением производственной деятельности, связанной со спадом экономики страны. Объем грузовых перевозок упал с 560-580 до 120-140 млн. т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.