Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ФЛОТА'

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ФЛОТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFICIENCY ESTIMATION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / РАБОТА ФЛОТА / ПОДХОДЫ / APPROACHES / СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / UNIVERSAL INDICATOR / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / TRANSPORT SHIPING WORK / ESTIMATION SYSTEMS / MANAGEMENT INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Платов Ю.И., Никулина М.В.

В статье предложен универсальный показатель оценки эффективности управления работой флота, указано его место в общей системе показателей оценки деятельности предприятий. Этот показатель способен оценивать работу судов и отдельных структурных подразделений, его применение позволит повысить адекватность оценки и в конечном итоге - эффективность работы флота. Освещается проблема использования этого показателя в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT SHIPPING MANAGEMENT EFFICIENCY ESTIMATION

This article offers a transport shipping management universal efficiency indicator and its place in other enterprises mangement efficiency indicators system. This indicator can estimate the ships and some particular departments work. Its use may increase the transport shipping eficiency estimation adequacy, and afterwards- the transport shipping work efficiency. The problem concerning this indicator use in the modern world today is also described.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ФЛОТА»

УДК 656.622:658.5

Ю.И. Платов, д.т.н., профессор ФГБОУВО «ВГУВТ» М.В. Никулина, к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ФЛОТА

Ключевые слова: оценка эффективности, управление, работа флота, подходы, системы оценки, универсальный показатель, информатизация.

В статье предложен универсальный показатель оценки эффективности управления работой флота, указано его место в общей системе показателей оценки деятельности предприятий. Этот показатель способен оценивать работу судов и отдельных структурных подразделений, его применение позволит повысить адекватность оценки и в конечном итоге - эффективность работы флота. Освещается проблема использования этого показателя в современных условиях.

Система контроля и оценки деятельности любого предприятия в общей системе управления является необходимым элементом, от которого зависит эффективность управления, так как система контроля является по существу обратной связью в системе управления, а показатели оценки являются пассивным регулятором и основой системы стимулирования.

Выбор параметров контроля является не простой и трудоемкой задачей. В настоящее время существует четыре возможных подхода к построению систем оценки: на основе рыночных показателей, отслеживание выхода различных структурных единиц, бюрократический подход и установление норм отношений и системы ценностей в организации [1].

При первой системе измеряются цены на продукты и услуги, цены на акции предприятия и доход на инвестированный капитал. Оценка ведется в рыночном сравнении состояния этих параметров. При второй измеряется и отслеживается состояние показателей, установленных для каждой структурной единицы, то есть насколько они выполняют поставленные им задания. При бюрократическом подходе устанавливаются подробные процедуры и правила поведения и действия. При таком подходе отслеживается и контролируется не то, что получено, а то, насколько верно выполняются установленные процедуры и правила. Основой бюрократического подхода является стандартизация. Четвертый подход базируется на установлении норм отношений и системы ценностей в организации. В этом случае контроль превращается в самоконтроль. Не кто-то контролирует результаты деятельности других, а сами участники деятельности в процессе ее выполнения контролируют свою работу и свои результаты с позиций интересов организации.

На практике в той или иной мере могут сочетаться все подходы и системы оценки. В данной статье рассматривается второй подход для оценки работы всего флота в целом, отдельных судов и структурных единиц (центров ответственности), связанных с управлением работой флота. При этом предлагается использовать для всех структурных единиц, связанных с работой флота, единый показатель, который использовался в плановой экономике. Сущность этого показателя отражает отношения плановых заданий по нормативам к фактическому времени. (Этот показатель может использоваться в совокупности с другими, например, экономией топлива). При выполнении всех нормативов отношение равно единице и провозная способность равна запланированной; при сокращении времени транспортных операций этот показатель больше единицы и наоборот. Использование этого показателя при оценке работы су-

Ю.И. Платов, М.В. Никулина

Проблема оценки эффективности управления работой флота

дов, при прочих равных условиях их работы, дает оценку эффективности работы отдельных судов, но не работы флота в целом.

Этот показатель был разработан в свое время учеными ГИИВТа (ныне ВГУВТ) -В.М. Новиковым, В.И. Головниковым и др., и под разными названиями применялся для оценки работы и судов, и различных структурных подразделений (валовой измеритель обработки флота, валовой показатель оценки работы структурных подразделений). В начале 80-х годов прошлого столетия в пароходстве «Волготанкер» этот показатель для оценки работы районных управлений, связанных с обслуживанием флота в их границах, был распространен на все ходовые и стояночные операции транспортного процесса. Это стало возможным в связи с полной автоматизацией учета работы флота [2]. Распространение этого показателя на все операции транспортного процесса позволило существенно повысить достоверность информации о работе флота.

Придание этому показателю универсального характера, позволяющего оценить эффективность работы флота в целом, а с точки зрения отдельных структурных элементов и должностных лиц - эффективность работы по отдельным операциям транспортного процесса, за управление которыми они несут персональную ответственность, существенно повысит адекватность оценки, а следовательно, и эффективность работы флота.

Этот показатель позволяет задействовать применение экономических методов управления, основанных на оценке показателей по центрам ответственности и действенной системе стимулирования. При этом очень важно, что система стимулирования распространяется как на экипажи судов, так и на линейные структуры управленческого персонала, закрепленного за группой судов, и структурные подразделения, выполняющие функции централизованного обслуживания и управления работой флота. Главными источниками повышения эффективности являются: выполнение (экономия времени) нормативов грузовых работ, ходового времени и других операций обслуживания судов и, главным образом, снижение стоянок по отдельным элементам транспортного процесса. Все это, в конечном счете, ведет к сокращению расходов и повышению производительности работы флота.

Внедрение этого показателя в практику судоходных компаний, несмотря на его простоту и многолетнее использование, является непростой проблемой.

Одной из проблем является обеспечение высокой степени информатизации управления, которая определяет уровень диспетчеризации и автоматизации оценки работы судов и всех управленческих структур, участвующих в транспортном процессе. Одними из главных результатов информатизации являются всеобщий учет, нормирование ходовых и стояночных операций и расхода топлива. Более высоким уровнем информатизации является применение системы непрерывного планирования, оперативного нормирования и регулирования работы флота [3-6].

С точки зрения технических, методических, алгоритмических и технологических трудностей разработки моделей и программного обеспечения, эта проблема в настоящее время не представляет каких-либо затруднений. На сегодняшний день технические возможности позволяют внедрять универсальные модели разного назначения, включающие в себя математические модели движения судна (состава), рейса и грузовой линии для предварительного определения основных плановых показателей, оперативного нормирования операций ходового времени не только в зависимости от условий плавания, но и от эксплуатационных ситуаций. Имитационные модели работы флота позволяют уточнять решение, полученное на предварительном этапе планирования. При этом с внедрением навигационных систем появляется возможность автоматизированного съема информации о дислокации флота, что делает имитационные модели действительно полезным инструментом для отработки решений при оперативном планировании и нормировании для оценки результатов деятельности различных управленческих структур и судов.

Проблема находится в другой плоскости. В настоящее время на предприятиях речного транспорта такие технологии практически используются только в единичных эк-

земплярах, скорее, как редчайшее исключение, чем правило, а разработка таких информационных технологий (ИТ) не ведется. Это обстоятельство можно считать, по нашему мнению, проявлением общей проблемы российского общества, которая состоит в низком сегодняшнем (рыночном) интеллектуальном уровне принимаемых решений из-за низкой квалификации управленцев, хорошо знающих предметную область, но не способных эти аналитические ИТ с толком применять и оценивать с точки зрения затрат и выгод.

Для иллюстрации этих слов можно сказать, что управленческий аппарат пароходства «Волготанкер» в конце 80-х гг. насчитывал порядка 200 чел., и почти все они имели специальное образование. В конце 90-х гг. аппарат ОАО «Волготанкер» насчитывал уже около 500 чел., а специальное образование имели только единицы. В результате это крупнейшее пароходство, будучи к началу 90-х гг. самым передовым в смысле использования ИТ, на сегодняшний день применяет управленческие методы 30-х гг. прошлого века с некоторыми поправками на использование современных компьютеров.

Однако в рыночных условиях предложение определяется спросом. И если число квалифицированных управленцев уменьшается, то это всего лишь означает, что они не востребованы на рынке труда. То же самое относится и к информационным технологиям. Таким образом, можно констатировать, что в течение уже почти двух последних десятилетий, несмотря на колоссальный прогресс вычислительной техники, рыночный механизм вовсе не стремится к совершенствованию управления. Внедрение таких систем, по нашему мнению, возможно лишь через законодательное принуждение со стороны государства или изменение экономических условий в нашей стране.

Список литературы:

[1] Черемных О.С., Черемных С.В. Стратегический корпоративный реинжиниринг; процессно-стоимостной подход к управлению бизнесом: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005. -36 с.

[2] Платов Ю.И. Первая очередь АСУ пароходства «Волготанкер» // Передовой опыт и новая техника: сб. ЦБНТИ Минречфлота. Вып. 3 (27). - 1976. - С. 3-7.

[3] Платов А.Ю. Методы оперативного планирования работы речного грузового флота на основе оптимального нормирования ходовой операции: монография / А.Ю. Платов. - Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. - 156 с.

[4] Альпидовский А.Д., Лисин А.А., Никулина М.В., Платов Ю.И., Платов А.Ю. Концептуальные требования к автоматизированной системе непрерывного планирования работы флота // Вестник ВГАВТ. - Вып. 11. - Н. Новгород: ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2004. - С. 21-25.

[5] Платов А.Ю., Платов Ю.И. Эффективность оптимизирующих методов при оперативном планировании работы флота // Вестник ВГАВТ. - № 37. - Н. Новгород, 2013. - С. 109-112.

[6] Платов А.Ю., Платов Ю.И., Молькин В.Н. О целесообразности использования на речном транспорте отраслевой методики нормирования энергоэффективности // Речной транспорт (XXI век). - № 5. - 2015. - С. 47-50.

TRANSPORT SHIPPING MANAGEMENT EFFICIENCY ESTIMATION

Yu.I. Platov, M. V. Nikulina

Keywords: efficiency estimation, management, transport shiping work, approaches, estimation systems, a universal indicator, management informatization

This article offers a transport shipping management universal efficiency indicator and its place in other enterprises mangement efficiency indicators system. This indicator can estimate the ships and some particular departments work. Its use may increase the transport shipping eficiency estimation adequacy, and afterwards- the transport shipping work efficiency. The problem concerning this indicator use in the modern world today is also described.

Статья поступила в редакцию 30.06.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.