ПРИОРИТЕТЫРОССИИ
27 (168) - 2012
УДК 551.435.36:528.44
концепция разработки государственного
кадастра береговой зоны морей
WW ^
российской федерации*
Г. Г. гогоберидзе, доктор экономических наук, главный научный сотрудник E-mail: ggg_iczm@rshu. ru Российский государственный гидрометеорологический университет М. А. СПИРИДОНОВ,
доктор геолого-минералогических наук, заведующий отделом региональной геоэкологии и морской геологии E-mail: michail_spiridonov@vsegei. ru Д. В. РЯБЧУК,
кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: daria_ryabchuk@mail. ru В. А. ЖАМОЙДА,
кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: vladimir_zhamoida@vsegei. ru Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А. П. Карпинского Ю. А. ЛЕДНОВА, ассистент
E-mail: lednovajulia@mail. ru Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Государственный кадастр береговой зоны Российской Федерации (ГКБЗ РФ) разрабатывается для упорядочения информации о ресурсах приморских
* Работа выполнена в рамках мероприятия 1.5 федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» (государственный ко нтракт от 18.10.2011 №2 16.515.11.5075) по направлению «Рациональное природопользование».
2 -
территорий и прилегающих акваторий морей. В работе сформулированы основные принципы создания ГКБЗ РФ как комплексного документа, который включает информацию об административных, правовых, экологических и социально-экономических параметрах. Представлены проект организационной структуры ГКБЗ РФ и принципиальная схема ведения ГКБЗ РФ.
Ключевые слова: государственный кадастр береговой зоны, ресурсы, экономическое развитие, Балтийское море.
Общие представления о структуре и назначении Государственного кадастра береговой зоны Российской Федерации. Современный этап экономического освоения ресурсного потенциала России выдвинул на одно из первых мест проблемы, связанные с ресурсами зоны перехода от суши к акваториям. Именно в данной совокупности береговых территорий и прилегающих акваторий, в зоне, где океаны встречаются с континентами, в настоящие время сфокусированы самые различные человеческие интересы, которые часто приводят к конфликтам различных потребителей. Поэтому здесь важно найти равновесие между промышленным ростом и экологической безопасностью, разрешить природоохранные, социальные и экономические проблемы, обеспечить национальную безопасность страны.
Для упорядочения информации о ресурсах и возможностях береговой зоны необходимо создание Государственного кадастра береговой зоны Российской Федерации (ГКБЗ РФ) как методически систематизированного свода данных, включающего качественную и количественную опись объектов или явлений с их экономической оценкой, систематизированного свода сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов1.
Несмотря на широкое распространение различных организаций и структур, занимающихся изучением состояния, контролем и прогнозом развития берегов (береговых зон), все эти аналогии трудно применимы для формирования предложений по созданию иерархических систем ГКБЗ РФ. Дело осложняется еще и тем, что в России в достаточной мере успешно функционируют на федеральном уровне такие системы, как земельный и водный кадастры, где в какой-то мере косвенно затрагиваются проблемы береговых зон. Однако эти «упоминания» совершенно не достаточны для современной и полноценной кадастровой характеристики берега или береговых зон как самостоятельного, уникального и перспективного во всех отношениях природного и экономического объекта. Также ряд трудностей на пути создания ГКБЗ РФ связан с отсутствием статуса этих площадей в федеральном законодательстве, с его расширением в виде подзаконных актов2.
1 Гогоберидзе Г. Г., Жамойда В. А., Рябчук Д. В., Спиридонов М. А. На пути создания современной геологической основы береговедения (базовая терминология) // Региональная геология и металлогения. 2006. № 28. С. 181-191.
2 Гогоберидзе Г. Г. Нормативно-правовые возможности при-
менения методов комплексного управления береговыми зонами
На этой основе важно разграничение федеральной и субфедеральной собственности и собственности субъектов Федерации, что очень часто именно в береговой зоне имеет принципиальное значение. При этом в береговой зоне крайне необходимо четкое (законодательно закрепленное) распределение площадей по соответствующим категориям. Эти категории отвечают рекреационному или особо охраняемому статусу, а также статусу хозяйственного использования, предполагающему все виды оборота площадей в промышленных, транспортных, сырьевых, сельскохозяйственных, промысловых, селитебных и иных целях.
Не менее важен факт концентрации на приморских территориях преобладающих масс населения со всей соответствующей инфраструктурой жизнедеятельности и жизнеобитания. Важно отметить, что береговые зоны являются, как правило, ареной наиболее активного (в ряде случаев опасного) проявления природной, природно-техногенной и техногенной геодинамики.
С точки зрения кадастра под понятием «береговая зона» будем понимать площадь, содержащую границу раздела «вода-суша», а также примыкающие к ней сухопутную и водную территориальные составляющие - приморскую территорию и прилегающую акваторию, включая морское дно. Таким образом, можно определить, что береговая зона -это область, включающая часть суши и часть моря, находящихся в непосредственном взаимодействии, и состоящая из трех основных компонентов: приморской территории, береговой линии и прибрежной акватории с ее дном.
Однако учтем, что относительно приморских территорий правом собственности владеет как Российская Федерация, так и правительства субъектов Российской Федерации, администрации районных и местных муниципальных образований, юридические и частные лица, в то время как прилегающие акватории являются исключительно федеральной собственностью3. То есть рассмотрение береговой зоны как совокупности приморской
акваторий морских и внутренних водных объектов Российской Федерации // Международная конференция «Создание и использование искусственных земельных участков на берегах и акватории водоемов». Новосибирск, 2011. 1-6 августа. Труды 2-й Международной конференции. Новосибирск: СО РАН, 2011. С. 124-128.
3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). URL: http://constitution. kremlin. ru.
территории и прилегающей акватории, разделенной береговой линией, в качестве единого объекта в настоящее время легитимно только для береговых зон внутренних водных объектов Российской Федерации.
Поэтому в ГКБЗ РФ особое внимание требуется уделять приморским территориям как прилегающей к морю части суши с присущими ей свойствами и ресурсами, характеризующейся протяженностью (площадью), уникальным географическим положением, социально-экономическими, политическими, экологическими и иными качествами, являющимися объектом конкретной деятельности или исследования. Это обусловлено тем, что стратегическое планирование и принятие управленческих решений по развитию приморских территорий, которые являются сосредоточением и базой для всех отраслей морской деятельности, играют ключевое значение в береговой зоне как с точки зрения экономики, так и с точки зрения обеспечения национальной безопасности и экологии4.
Модель управления приморскими территориями и их морехозяйственными комплексами согласно принципам вертикальной структуры управления приморскими территориями необходимо рассматривать на трех уровнях управления: стратегическом, тактическом и местном (рис. 1)5.
В соответствии со схемой (см. рис. 1) каждый уровень управления приморских территорий и прибрежных акваторий располагается между двумя уровнями государственного управления. Более высокий уровень государственного управления определяет направления развития приморской территории и ее морехозяйственного комплекса (с учетом рекомендаций более низких уровней государственного управления), которые являются основополагающими для выполнения нижележащими уровнями государственного управления.
В результате получаем следующие логические ряды для процесса управления:
> по иерархии управления: государственное -
региональное - местное;
> по иерархии решаемых задач: стратегические -
тактические - местные.
4 Гогоберидзе Г. Г. Прибрежная зона: основы понятийного аппарата и принципы геостратегического развития // Проблемы современной экономики. 2008. № 3. С. 384-388.
5 Гогоберидзе Г. Г. Проблематика национальной морской политики и трехуровневая модель управления прибрежной зоной Российской Федерации // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. 2005. № 3. С. 89-100.
Исходя из данных иерархий, можно определить границы приморских территорий, соответствующих уровню управленческих задач (рис. 2):
• для 1-го уровня управленческих задач (уровень стратегического планирования) - граница соответствует границе субъекта;
• для 2-го уровня управленческих задач (уровень тактического планирования) - граница соответствует границе приморского районного муниципального образования субъекта;
• для 3-го уровня управленческих задач (уровень местного планирования) - границей приморской территории является административная граница приморского муниципального образования поселений.
Следует отметить, что для 3-го уровня управления не всегда возможно определение границ приморских территорий. Например, в малонаселенных районах северных арктических регионов Российской Федерации муниципальные образования поселений, а следовательно, и административные границы отсутствуют, так как нет как самих поселений, так и форм морехозяйственной деятельности.
В этих случаях возможно два варианта решения:
• формальное проведение границ приморской территории;
• не выделять для подобных участков приморскую территорию 3-го уровня управления вследствие отсутствия административных образований. Подобный вариант имеет логику в том, что если на данном участке приморской территории нет никаких видов местной административной и морехозяйственной деятельности, то и управление такого участка возможно только с точки зрения 2-го уровня управления - тактического, т. е. выделение приморской территории соответствующего уровня просто нецелесообразно. Создание на данном участке какой-либо постоянной морехозяйственной структуры обязательно повлечет формирование административного управленческого аппарата и локального муниципального образования, и выделение участка приморской территории 3-го уровня управления будет не только возможным, но и необходимым процессом.
Гораздо сложнее обстоит дело с определением границ прибрежных акваторий, что в каждом конкретном случае связано с типом и характером освоения береговых зон в целом и имеет в настоящее время несколько различных подходов естес-
Условные обозначения: сплошная толстая линия -береговая черта; толстый пунктир - границы приморских субъектов; сплошная тонкая линия - границы районных муниципальных образований; тонкий пунктир - границы муниципальных образований поселений.
Рис. 2. Определение границ приморской территории для трехуровневой структуры управления Российской Федерации:
1 - ширина приморской территории 1-го уровня управления (стратегическое планирование);
2 - ширина приморской территории 2-го уровня управления (тактическое планирование);
3 - ширина приморской территории 3-го уровня управления (местное планирование)
твенно-научного, промышленно-экономического, правового и другого характера. При любом подходе морская граница береговой зоны будет оконтуривать прибрежные морские мелководья и лишь в редких случаях выходить за пределы изобаты 20 м, во всяком случае, для 2-го и 3-го уровней управления.
Однако и этот подход может носить исключительно рекомендательный характер, так как любые дополнительные границы (за исключением границ внутренних вод, территориального моря и исключительной экономической зоны) являются нелегитимными в связи с тем, что согласно п. «н» ст. 71 Конституции РФ «В ведении Российской Федерации находятся... определение статуса... территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации», а согласно п. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ «Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации». Таким образом, относительно приморских территорий правом собственности владеет как Российская Федерация, так и правительства субъектов Российской Федерации, администрации районных и местных муниципальных образований, юридические и частные лица, в то время как прибрежные акватории являются исключительно федеральной собственностью.
В целом для решения экономических задач и задач управления приморскими территориями, береговыми зонами и их морехозяйственными комплексами необходимо учитывать разноуровенность систем управления и, соответственно, разномасш-табность стратегического, тактического и местного уровней управления и планирования, т. е. определять пространственную протяженность приморской территории и береговой зоны как объекта управления.
Исходя из предложенной пространственной иерархии приморских территорий и береговых зон, ГКБЗ РФ (далее - Кадастр) должен содержать сведения о земельных и водных участках береговой зоны в границах территорий местного самоуправления, районов и субъектов Российской Федерации и в пределах государственной границы Российской Федерации. При этом необходимо трехуровневое составление и ведение Кадастра, соответствующее уровням управления:
• федеральный уровень Кадастра;
• региональный уровень Кадастра;
• локальный (местный) уровень Кадастра.
Следует отметить, что первый уровень Кадастра береговой зоны реализуется в основном на при-
нципе метода комплексной индикаторной системы, объединяющей подсистемы6:
• природно-экологических индикаторов;
• социально-экономических индикаторов;
• политико-географических индикаторов;
• военно-стратегических индикаторов. Второй и третий уровни Кадастра береговой
зоны могут сочетаться в единое целое, и в нем необходимы следующие информационные разделы:
• физико-географическая информация;
• административно-правовая информация;
• геолого-геоморфологическая информация;
• ресурсная информация;
• экономическая информация;
• природоохранная информация, информация об опасных природных и природно-техногенных процессах.
Правовые аспекты, цели и задачи Государственного кадастра береговой зоны Российской Федерации. Основными правовыми актами, необходимыми при составлении методологических и юридических основ ГКБЗ РФ и при его наполнении, являются:
• Конституция Российской Федерации;
• Земельный кодекс РФ и Государственный земельный кадастр (ГЗК);
• Водный кодекс РФ и Государственный водный кадастр;
• Лесной кодекс РФ и Государственный лесной кадастр;
• Гражданский кодекс РФ;
• Градостроительный кодекс РФ;
• Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
• Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 06.12.2011) «О недрах»;
• Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и др.
Однако необходимо подчеркнуть: все, что в данном случае формируется в отношении общих
6 Гогоберидзе Г. Г. Индикаторные методы как инструмент комплексного анализа и оценки приморских территорий // Вестник ИНЖЕКОНА. Сер. «Экономика». 2008. № 3. С. 142-151.
положений, структуры, целей и задач, а также конечных результатов организации и ведения работ в системе ГКБЗ РФ может быть реализовано только при условии разработки, внесения на рассмотрение и утверждение федерального закона «О государственном кадастре береговых зон». На первом этапе положение о ГКБЗ должно быть частью закона о береговой зоне. Целесообразно для регионального и местного (локального) кадастра увязать их создание с принятием законов о береговой зоне (берегах) на уровне субъектов Федерации, в которых гл. II должна будет содержать определение юридического статуса ГКБЗ и государственного мониторинга береговой зоны. Вообще, береговая зона как объект является одним из важнейших компонентов окружающей природной среды, природные ресурсы которой используются и охраняются в Российской Федерации как основа экономического, социального и экологического благополучия населения, существования животного и растительного мира, проживающего в пределах приморской территории.
Таким образом, отношения по поводу береговой зоны должны регулироваться путем установления основ использования и охраны этого объекта на следующих принципах:
• учет значения приморской территории и прибрежной акватории как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране этих площадей осуществляется исходя из представлений о ней как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, совокупности природных ресурсов, используемых в качестве средства производства и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности в пределах Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав;
• приоритет охраны окружающей среды приморской территории перед использованием ее ресурсов в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение осуществляются собственниками участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
• приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране береговой зоны должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности,
которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат; участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на ресурсы приморской территории, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние объектов и ресурсов приморской территории при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; приоритет сохранения особо ценных объектов приморской территории и особо охраняемых территорий прилегающей акватории, согласно которому изъятие ценных земель приморской территории, земель особо охраняемых природных территорий, территорий, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель приморской территории для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами; платность использования объектов приморской территории, согласно которой любое использование объекта приморской территории осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; деление приморской территории по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим объектов определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
разграничение государственной собственности на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами. При этом прилегающая акватория приморской территории является исключительной собственностью Российской Федерации;
• применимость по отношению к использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов приморской территории и прилегающей акватории, охране особо охраняемых природных приморских территорий и прилегающей акватории, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации соответственно законодательства о недрах, лесного, водного законодательств, законодательств о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальных федеральных законов и т. д.;
• дифференцированный подход к установлению правового режима приморских территорий, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
• сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны объектов приморской территории осуществляется в интересах всего общества. Государственный кадастр береговой зоны Российской Федерации в целом является методически упорядоченным учетом, систематизированным сводом данных, включающим качественную и количественную опись объектов или явлений с их экономической оценкой; систематизированным сводом сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов. Данный документ создается и ведется в целях информационного обеспечения:
• государственного, регионального и муниципального управления ресурсами приморских территорий;
• государственного контроля за использованием и охраной земельных и водных ресурсов приморских территорий;
• мероприятий, направленных на сохранение и повышение ресурсоемкости участков приморских территорий;
• экономической оценки земельных и водных участков приморских территорий;
• установления обоснованной платы за земельные участки приморских территорий.
Основная задача ГКБЗ РФ заключается во всестороннем качественном и количественном описании земельных и водных ресурсов береговой зоны исходя из характеристики их природного и экономического состояния с выявлением, оценкой и прогнозом развития природных, природно-техногенных и техногенных опасностей. Государственную кадастровую информацию о береговой зоне составляют сведения о правовом, природном и экономическом положении приморской территории и прилегающей акватории, подлежащие внесению в кадастровую документацию и автоматизированную базу кадастровых данных.
Управление и структура Государственного кадастра береговой зоны Российской Федерации. Наиболее целесообразным представляется подход, при котором всей береговой зоной будет управлять единый специально уполномоченный федеральный орган государственной власти в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Развивая сделанное предложение, очевидно, что в иерархическую систему управления включаются в этом случае два федеральных агентства - Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) и Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы).
Региональные подразделения указанных федеральных агентств предусматривают в своих структурах либо специальные группы (центры) по ведению ГКБЗ РФ, либо вменяют это в обязанность соответствующим центрам мониторинга, действующим на уровне связок и обобщений по стандартным схемам. Непосредственные наблюдения в целях оценки состояния, контроля и прогноза развития береговой зоны с созданием банка данных и ведением справочно-информационной системы выполняют соответствующие производственные, научно-производственные и научно-исследовательские организации на основе государственных контрактов.
Ведение ГКБЗ РФ осуществляется последовательно по планам соответствующих региональных агентств в связи с установленными перспективами освоения береговой зоны, в том числе и по запросам заинтересованных субъектов различных форм собственности.
Информация действующей информационно-аналитической системы и банка данных ГКБЗ РФ является федеральной собственностью и предоставляется по запросу. Ведение ГКБЗ РФ основывается на специальных регламентирующих (инструктивно-методических) документах и на специально разработанном терминологическом аппарате.
Федеральное агентство по водопользованию
Структура ГКБЗ РФ представляется в виде последовательно обобщающей и формализуемой системы с переходом от более низких к более высоким уровням организации информационной базы. Таким образом, в основной или начальной стадии составление ГКБЗ РФ по существу сводится к созданию справочно-информационной геоинформационной системы (ГИС) для поддержки всех мероприятий по управлению береговыми зонами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
По своей сути ГКБЗ РФ на первой стадии своего составления представляет ГИС блокового строения, куда в качестве основания входят пять блоков:
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Федеральное агентство по недропользованию
Федеральная служба по управлению БЗ
Региональное агентство по водопользованию
Региональное агентство по недропользованию
административно-хозяйственный блок;
ландшафтно-
географический
блок;
Центр мониторинга состояния водного объекта
Региональный центр ведения ГКБЗРФ
Центр мониторинга
состояния геологической среды
• геолого-геоморфологический и экологический блок;
• ресурсный блок;
• социально-экономический блок.
Внутри каждого из блоков будет существовать своя система подразделения каналов информации. Вся информация по блокам сводится в единую базу данных ГКБЗ РФ. После соответствующей обработки оперативно обобщенная и формализованная блоковая информация в виде ГИС поступает на рассмотрение специального подразделения ГКБЗ РФ, существующего самостоятельно или входящего в состав центра мониторинга, подчиненного региональным агентствам недропользования и водопользования. В специальных подразделениях или одном едином подразделении, ведущем ГКБЗ РФ, полученная информация оформляется в виде строго определенного государственного документа (по утвержденной форме). Этот краткий, жестко регламентированный документ направляется в распоряжение федеральных агентств по недропользованию и водным ресурсам.
При всей научно-практической важности самого широкого применения ГКБЗ РФ будет способс-
Производственные и научно-
исследовательские организации, ведущие работы
в системе ГКБЗ РФ (включая учебные заведения)
Рис. 3. Проект организационной структуры ГКБЗРФ
твовать в соответствии с Морской доктриной Российской Федерации решению задач национальной морской политики по обеспечению безопасности, а также устойчивого экономического и социального развития государства7.
Исходя из того значения и той роли, которую играет береговая зона в жизни государств, необходимым и целесообразным представляется создание федеральной службы по управлению береговыми зонами Российской Федерации. В свою очередь, в составе этой службы могут быть сформированы подразделения для ведения ГКБЗ РФ.
Проект организационной структуры ГКБЗ РФ и принципиальная схема ведения ГКБЗ РФ представлены на рис. 3-4.
7 Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Президентом РФ от 27.07.2001 №° Пр-1387). URL: http://www. serf. gov. ru/documents/34.html.
- 9
Рис. 4. Принципиальная схема ведения ГКБЗ РФ
В заключение следует отметить, что ГКБЗ РФ должен представлять собой сложный по своей структуре документ, включающий в себя многоступенчатую (разноуровневую) информацию об административных, хозяйственных, правовых, природных и социально-экономических характеристиках единой (взаимосвязанной) площади выше и ниже современного уровня моря (акватории).
По аналогии с другими государственными кадастрами ГКБЗ РФ, естественно, подразделяется на три взаимосвязанные подсистемы, которые последовательно включают в себя: сбор данных и проведение непосредственных наблюдений; формирование банка данных; преобразование наблюдений из банка данных в информацию с реализацией послойного принципа организации информации, когда
все ее многообразие организуется в виде серии тематических слоев, отвечающих конкретным требованиям ГКБЗ РФ (см. рис. 4).
Общей задачей работ на федеральном (государственном) уровне является всестороннее количественное и качественное описание береговой зоны Российской Федерации с детализацией по определенным участкам под соответствующим кадастровым номером. Само это описание производится по блокам получения той или иной информации в отношении административного деления, географической (ландшафтной) ситуации и геолого-геофизических особенностей, ресурсного потенциала, экологического состояния, социально-экономических особенностей (тематические слои).
Решение общей задачи с детализацией по масштабу может быть перенесено по требованию на уровень субъекта Российской Федерации или муниципальных образований вплоть до ограничения по площади участка земли и водопользования. С переходом от федеральных задач на другой уровень последовательно рассматриваются: кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые участки или кварталы и т. д.
С принципиальной точки зрения для ведения ГКБЗ РФ должны быть соблюдены единые нормы, системы и технологии, непрерывность (или строгая периодичность) пополнения данных, открытость сведений, сопоставимость информации с информацией других государственных и иных кадастров, реестров, баз данных и т. п. Следует подчеркнуть, что данные ГКБЗ РФ являются строго и конкретно географически привязанными и должны быть преобразованы в несколько специальных каналов информации, т. е. они должны быть определенным образом организованы, представлены, проанализированы, а также интерпретированы. Это дает возможность с помощью соответствующей компьютерной системы проследить, чем характеризуется любая площадь (область, район, участок) береговой зоны в ее развитии, и чем эта площадь отличается от сопредельных с ней площадей.
В конечном итоге при таком подходе ГКБЗ РФ в целом должен рассматриваться как специально организованный набор программных и аппаратных средств, позволяющих вводить, хранить, визуализировать, анализировать, обобщать и представлять в удобном для пользования виде пространственно-распространенную (географически привязанную) информацию о береговых зонах Российской Федерации.
Список литературы
1. Гогоберидзе Г. Г. Индикаторные методы как инструмент комплексного анализа и оценки приморских территорий // Вестник ИНЖЭКОНА. Сер. «Экономика». 2008. № 3. С. 142-151.
2. Гогоберидзе Г. Г., Жамойда В. А., Рябчук Д. В., Спиридонов М. А. На пути создания современной геологической основы береговедения (базовая терминология) // Региональная геология и металлогения. 2006. № 28. С. 181-191.
3. Гогоберидзе Г. Г. Нормативно-правовые возможности применения методов комплексного управления береговыми зонами акваторий морских
и внутренних водных объектов Российской Федерации // Международная конференция «Создание и использование искусственных земельных участков на берегах и акватории водоемов». Новосибирск, 2011. 1-6 августа. Труды II Международной конференции. Новосибирск: СО РАН, 2011. С. 124-128.
4. Гогоберидзе Г. Г. Прибрежная зона: основы понятийного аппарата и принципы геостратегического развития // Проблемы современной экономики. 2008. № 3. С. 384-388.
5. Гогоберидзе Г. Г. Проблематика национальной морской политики и трехуровневая модель управления прибрежной зоной Российской Федерации // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. 2005.№ 3. С. 89-100.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). URL: http://constitution. kremlin. ru.
7. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена Президентом РФ от 27.07.2001 № Пр-1387. URL: http://www. serf. gov. ru/documents/34.html.