Научная статья на тему 'Экономическое развитие приморских территорий залива Анива Сахалинской области на основе кадастрового подхода'

Экономическое развитие приморских территорий залива Анива Сахалинской области на основе кадастрового подхода Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
246
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДАСТР БЕРЕГОВОЙ ЗОНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЗАЛИВ АНИВА / САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гогоберидзе Г.Г., Мамаева М.А., Матюшкова А.Г.

В статье рассматривается создание модели кадастра береговой зоны на примере муниципальных образований юга Сахалинской области для выработки рекомендаций по их дальнейшему экономическому развитию. Приводятся основные понятия и основополагающие принципы составления кадастра береговой зоны. Разработанные рекомендации по муниципальным образованиям залива Анива могут быть использованы для совершенствования программ социально-экономического развития Сахалинской области и муниципальных образований юга региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое развитие приморских территорий залива Анива Сахалинской области на основе кадастрового подхода»

УДК 330.341 (210.5 + 571.64)

экономическое развитие приморских территорий залива анива сахалинской области на основе кадастрового подхода

г. г. гогоберидзе,

доктор экономических наук, главный научный сотрудник E-mail: ggg_iczm@rshu. ru

м. а. мамаева,

кандидат физико-математических наук, начальник управления международный связей E-mail: mamaeva@rshu. ru А. г. матюшкова,

аспирант кафедры комплексного управления прибрежной зоны E-mail: ag. matyushkova@gmail. com Российский государственный гидрометеорологический университет

В статье рассматривается создание модели кадастра береговой зоны на примере муниципальных образований юга Сахалинской области для выработки рекомендаций по их дальнейшему экономическому развитию. Приводятся основные понятия и основополагающие принципы составления кадастра береговой зоны. Разработанные рекомендации по муниципальным образованиям залива Анива могут быть использованы для совершенствования программ социально-экономического развития Сахалинской области и муниципальных образований юга региона.

Ключевые слова: кадастр береговой зоны, экономическое развитие, залив Анива, Сахалинская область.

Российская Федерация относится к числу немногочисленных стран, не имеющих отчетливо сформулированной политики в области охраны и управления ресурсами прибрежной зоны. Береговая зона, исходя из законодательной базы Российской

Федерации, не рассматривается как самостоятельный объект управления. В связи с этим программы социально-экономического развития на различных уровнях управления не учитывают проблем и путей их решения в области урегулирования вопросов природопользования, охраны и использования береговых ресурсов, а также не рассматривают вопросов комплексного управления и развития приморских субъектов с учетом специфических свойств прибрежной зоны.

Для Сахалинской области тема развития прибрежных территорий особенно актуальна, так как Сахалинская область — единственная островная область в России, более 70 % населения которой проживает непосредственно в береговой зоне.

В последние годы резко возрос интерес к Сахалинской области как внутри страны, так и со стороны иностранных государств, что, несомненно, вызвано высоким потенциалом субъекта в области

обеспеченности природными энергоносителями, биоресурсами и ресурсами, необходимыми для развития туристической отрасли. Необходимо отметить, что во всех программах социально-экономического развития региона первостепенными являются вопросы по развитию ресурсодобывающей отрасли, при этом всем остальным аспектам развития уделяется недостаточное внимание. Инвестиционный потенциал туристско-рекреацион-ной отрасли, применительно к Сахалину, является достаточно высоким, что обусловливает необходимость системного подхода к решению вопросов управления прибрежной зоной.

Рассмотрим участок прибрежной зоны Сахалинской области общей протяженностью прибрежной полосы чуть более 230 км с прилегающей морской акваторией. Сухопутные границы прибрежной зоны в данном случае определяются административными границами прибрежных муниципальных образований (муниципальное образование «Анивский городской округ» и муниципальное образование «Корсаковский городской округ»). Границами прибрежной зоны на акватории (границей прилегающей акватории) служит 12-мильная зона территориальных вод. В целях создания рекомендаций по комплексному развитию муниципальных образований Сахалинской области, расположенных на берегу Анивского залива, можно предложить создание кадастра береговой зоны залива Анива.

Кадастр береговой зоны как современная и обобщенная сводка данных об ее естественных и техногенных особенностях создается и ведется в целях информационного обеспечения1:

• государственного, регионального и муниципального управления ресурсами береговой зоны и прилегающей акватории;

• контроля за использованием и охраной ресурсов береговой зоны на всех уровнях управления;

• государственной регистрации прав (включая аренду) на участки береговой зоны и сделок с ними, включая вопросы обоснования арендной платы и налогообложения участков береговой зоны;

• природоохранной, экономической и иных оценок участков береговой зоны и прилегающей акватории.

Кадастр береговой зоны по аналогии с другими кадастрами должен являться официальным документом общегосударственного пользования, составляющим важную часть соответствующего законодательного акта на федеральном уровне, быть постоянно пополняемым, уточняемым (детализируемым), систематизированным сводом данных о береговой зоне с географической, административной, геолого-морфологической и социально-экономической точек зрения. Объектом государственного кадастра береговой зоны является участок береговой зоны и прилегающей акватории, однозначно или по комплексу абсолютно преобладающих физико-географических, геолого-геоморфологических, административных и др. признаков выделяющийся от сопредельных площадей береговой зоны и прилегающей акватории, границы которого установлены специальными органами.

Можно выделить несколько уровней ведения кадастра береговой зоны2:

• кадастрирование участков береговой зоны на уровне субъектов Федерации (пространственный и управленческий уровень субъектов РФ, кадастровые округа);

• кадастрирование участков береговой зоны на уровне районных муниципальных образований (пространственный и управленческий уровень районных муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, кадастровые районы);

• кадастрирование участков береговой зоны на уровне муниципальных образований поселений (пространственный и управленческий уровень муниципальных образований поселений, входящих в состав районных муниципальных образований субъектов РФ, кадастровые кварталы). Следует отметить, что для каждого уровня

кадастрового учета характерен свой набор информационных данных в рамках основного раздела3.

Близкая задача сформулирована в качестве одной из приоритетных в ст. 17.6 и 17.8 «Повестки

1 Гогоберидзе Г. Г., Жамойда В. А., Рябчук Д. В., Спиридо-

нов М. А. На пути создания современной геологической ос-

новы береговедения (базовая терминология) // Региональная геология и металлогения. 2006. № 28. С. 181—191.

2 Гогоберидзе Г. Г., Жамойда В. А., Рябчук Д. В., Спиридонов М. А. На пути создания современной геологической основы береговедения (базовая терминология) // Региональная геология и металлогения. 2006. № 28. С. 181—191.

3 Арсеньев Б. П., Гогоберидзе Г. Г., Жамойда В. А., Рябчук Д. В., Спиридонов М. А. Модель кадастра береговой (прибрежной) зоны естественных и искусственных водных объектов Российской Федерации // Международная конференция «Создание искусственных пляжей, островов и других сооружений в береговой зоне морей, озер и водохранилищ». Новосибирск, 2009. 20—25 июля. Труды конференции. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. С. 202—208.

- 15

дня на XXI век», принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. 4. В них подчеркивается необходимость выработки механизмов координации для комплексного рационального использования и устойчивого развития прибрежных и морских районов и их ресурсов на основе создания баз данных для оценки ресурсов прибрежных районов и разработки систем социально-экономических показателей таких районов. Подобные работы по разработке систем индикаторов прибрежной зоны ведутся в США и европейских странах.

Основные разделы кадастра береговой зоны должны включать:

• натурную физико-географическую информацию;

• административно-правовую информацию;

• экономическую информацию;

• ресурсную информацию;

• геоморфологическую информацию;

• биологическую информацию;

• природоохранную информацию и т. д.

Для создания модели кадастра береговой зоны залива Анива Сахалинской области с целью разработки рекомендаций по дальнейшему развитию района необходимо детальное рассмотрение физико-географических, экологических и социально-экономических особенностей Сахалинской области, а также муниципальных образований, расположенных в прибрежной зоне залива.

В качестве основного и современного подхода к визуализации кадастровой информации рассмотрим геоинформационный метод исследования, основанный на применении ГИС-технологий. Географические информационные системы (ГИС) представляют собой особую информационную систему, осуществляющую сбор, обработку, хранение, отображение и распространение информации, причем как пространственного, так и непространственного характера. С учетом того, что современный период развития общества характеризуется значительными достижениями в возможностях получения информации обо всех сферах жизни мирового сообщества, а объемы требуемых данных колоссально возрастают, то для обработки и рационального использования информации требуется привлечение современных компьютерных ГИС-технологий. В противном слу-

4 United Nations Commission on Sustainable Development [Text]. Agenda 21. Chapter 17: Protection of the oceans, all kinds of seas and coastal areas. Paris: UNESCO Publishing, 1992. 24 p.

16 -

чае неизбежно наступление информационного кризиса, связанного с утерей способности эффективно использовать имеющуюся информацию.

Современные ГИС-технологии включают наборы инструментальных средств для работы с пространственно-временной информацией, включая:

• пространственно-временную базу данных, содержащую наборы информации в контексте общей модели данных ГИС;

• средства визуализации в виде набора интеллектуальных карт и других компонентов, которые показывают объекты и отношения между объектами в пространстве и во времени;

• средства геообработки в виде инструментов для получения новых наборов пространственно-временных данных из существующей базы данных. Для целей комплексной оценки развития мо-

рехозяйственного комплекса и в качестве модели кадастра береговой зоны залива Анива была разработана ГИС-оболочка «Приморские территории и прилегающие акватории залива Анива» на основе АсЮК версии 9.2, являющейся мировым стандартом в использовании ГИС-технологий. В целом такая ГИС приморских территорий и прилегающих акваторий представляет собой особую информационную систему, осуществляющую сбор, обработку, хранение, отображение и распространение пространственных данных, а также данных непространственного характера о морехозяйствен-ном комплексе приморских территорий. Соответственно, главное назначение ГИС — обеспечение процесса принятия решений по оптимальному управлению ресурсами и деятельности морехозяйс-твенного комплекса приморских территорий.

В структурном отношении ГИС «Приморские территории и прилегающие акватории залива Ани-ва» состоит из следующих элементов:

• системно организационных полиструктурных баз (банков) данных и знаний с необходимым качеством динамичности, т. е. способности к быстрой переработке и непрерывного обновления, отражающих все изменения, происходящие на приморских территориях и прилегающих акваториях;

• системно организованного множества различных моделей, алгоритмов и программ для переработки и преобразования данных о приморских территориях и прилегающих акваториях в семантическую пространственную информацию в соответствии с определенными

требованиями обработки и визуализации в ГИС; • интерфейса установленного доступа к ГИС.

В качестве источников информации для пространственно-временной и картографической базы данных ГИС «Приморские территории и прилегающие акватории залива Анива» использовались:

> картографический материал:

• атлас береговой зоны Сахалина5;

• атлас Сахалинская область: ресурсы и экономика6;

> массивы информации: климатических и гидрометеорологических данных; социально-экономических данных;

специализированных источников данных по природным ресурсам; министерств и федеральных агентств Российской Федерации;

органов законодательной и исполнительной власти Сахалинской области; Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области; администраций районных муниципальных образований Сахалинской области. На основе данных кадастровой характеристики о протяженности дорог в муниципальных образованиях и на основе ГИС-анализа можно отметить, что все жилые населенные пункты районов связаны между собой дорогами областного значения, лишь некоторые поселения соединены дорожной сетью городского значения (рис. 1). Районы изрезаны сетью грунтовых дорог, что обусловлено большой площадью лесных угодий в районах и невозможностью строительства дорог с твердым покрытием.

В муниципальном образовании «Анивский городской округ» дороги федерального и городского значения в районе п. Кириллово переходят в грунтовую дорогу и тянутся вдоль побережья залива Анива до нежилого поселения Атласово. От Атласово до мыса Крильон (около 20—25 км) какие-либо типы дорог отсутствуют, что необходимо учитывать при развитии

Административно-территориальное деление

Территория \1уннцнпалвяого образования "Анивский iирп/к'шш округ" I Территория М|. н mi шиз. i! .mu II образования "Кврсаковскян городской округ"

Hace.

♦ Посетк

С Административные иентрвз

Дорожная сеть

Г Ж Дороги о&.дастногоаианення Дороги городгкогоананення Грунтовые дороги

.Ki .ii .111 м 1' iii |1п iii

Предприятия промышленности Предприятия рнзбопром Завод СНГ В Предприятия добычи п Л1орСКОЙ порт

Сезонные предприятия рыбопромышленного

комплекса (по пыбоппомысловым районам! А Горбуша .< Снзта * Кета

5 Бровко П. Ф. Атлас береговой зоны Сахалина. Владивосток: Дальпресс. 2002.

6 Козынюк В.М. Атлас «Сахалинская область: ресурсы и экономика». Южно-Сахалинск: Изд-во ВКФ, 1995.

Рис. 1. Дорожная сеть и расположение предприятий рыбопромышленного комплекса муниципальных образований залива Анива

туристической отрасли района. Если рассматривать юго-восточное побережье полуострова Крильон как район благоприятный для строительства базы отдыха с предоставлением различных видов услуг (от экскурсионных до организации туров любительской охоты и рыбалки), то в данном направлении необходимо прокладывать дороги с твердым покрытием федерального значения, учитывая климатические и природные особенности рассматриваемой территории.

Также стоит отметить важность развития дорожной сети в районах для первичного сектора экономики. На побережье залива Анива как в Анивском, так и Корсаковском районах располагаются сезонные предприятия рыбопромышленного комплекса (см. рис. 1). В основном все они связаны между собой и административными центрами районов грунтовыми дорогами, что увеличивает время доставки морепродуктов до рыбозаводов, икорных цехов и мест продажи, а от времени доставки зависит качество добываемой продукции. Также стоит учитывать и тот факт, что от качества дорожного покрытия зависит износ техники, в данном случае автотранспорта рыбопромышленных предприятий.

Увеличивая протяженность дорожной сети Криль-онского полуострова и усовершенствуя ее, возможен ввод в эксплуатацию предприятий по добыче нерудных полезных ископаемых. В юго-восточной части полуострова разведаны месторождения строительного камня, однако добыча ископаемых не ведется, что связано как с большими финансовыми затратами на дополнительное исследование месторождений, так и с отдаленностью данного района от дорог областного и городского

значения и от крупных населенных пунктов муниципального образования.

Кроме того, в рамках развития транспортной инфраструктуры прибрежной зоны требуется увеличение протяженности железных дорог в Анивском районе, прокладка новых путей для запуска как грузовых, так и пассажирских поездов с целью разгрузки единственной магистрали, связывающей города Анива и Южно-Сахалинск. В связи с географической удаленностью и низкой плотностью населения развитие транспортной отрасли будет иметь большое значение для социально-экономического развития муниципальных образований и благоприятного проживания людей.

На побережье залива Анива действует четыре предприятия рыбопромышленного комплекса, из которых три занимаются разведением лососевых и только одно переработкой морепродукции (см. рис. 1). С учетом количества рыбопромысловых предприятия как в Анивском, так и в Корсаковском районах необходимым является увеличение числа промышленных предприятий, основной деятельностью которых являлись бы обработка морепродуктов, изготовление продуктов питания (консервы, икра, копчение лососевых), а также хранение морепродуктов. В южной части острова в основном все предприятия подобного типа расположены либо на побережье Охотского моря, либо на территории г. Южно-Сахалинска, в результате чего увеличиваются время доставки морепродуктов и затраты на производство рыбной продукции.

В Корсаковском районе в наиболее крупных рыбопромысловых районах были построены порт-пункты, но это не решает проблему транспортировки, так как морским транспортом добываемая продукция может быть доставлена только лишь до порта Корсаков, а уже оттуда переправлена либо железнодорожным, либо автомобильным транспортом на различные предприятия, занимающиеся производством рыбной продукции.

Не решенной в Анивском и Корсаковском районах остается и проблема утилизации рыбных отходов. Необходимо строительство целого комплекса по переработке отходов, так как только лишь на рыбных заводах имеются цеха, ориентированные непосредственно на переработку, хранение и утилизацию рыбных отходов.

В связи с необходимостью строительства крупных предприятий рыбопромышленного комплекса

г

».л

ё*,

Административно-территориальное деление

I I Территория Муниципального образования

"Анивскнй городской округ" I I Территория Муниципального образования

"Корсаковскнй городской округ" I I Сахалинская область

Населенные пункты

* Административные центры 1Г~~в1 г. Анива т. Корсаков

Экологические проблемы © Сброс сточных вод объектов ЖКХ

Суда, выброшенные на берег И Участки антропогенного изменения берегов

Биологические ресурсы прибрежной зоны

% Горбуша

@ Навага ф Сельдь вТр.ска 0 Камбала Т Корюшка Ж Анфельш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

з Креветки (В Краб-стригун @ Камчатский краб £ Морской гребешок

* Морста« ёж

• Тр.™,

2 Птичьи базары

морских КОТ! Бурый мед в)

Рис. 2. Биологические ресурсы и основные места загрязнения прибрежной зоны залива Анива

на западном и восточном побережье залива Анива очевидной является необходимость перевода сезонных предприятий на круглогодичный цикл работы. Если с июля по октябрь в данных районах ведется промысел лососевых, то в зимнее и весеннее время года возможен вылов других видов морепродуктов. Помимо вылова лососевых на западном побережье возможен вылов таких видов морепродуктов, как камбала, навага, корюшка, на восточном — камбала, навага, корюшка, треска, сельдь, места обитания которых показаны на рис. 2.

Рыборазведение в Анивском и Корсаковском районах имеет большие перспективы в будущем. Для этого необходимо увеличивать мощности предприятий, повышать качество условий труда с целью привлечения новых сотрудников.

Анивский район занимает одно из первых мест в области по числу рек с высоким уровнем загрязнения. На реки, впадающие в залив Анива, приходится 8,3 % площади нерестилищ, из них более половины в бассейне р. Лютога, но качество нерестилищ здесь в значительной мере нарушено антропогенным воздействием, а р. Сусуя практически полностью выведена из рыбохозяйственного фонда по причине сильного загрязнения.

Проблемы экологии оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районных образований, так как ведущее место в промышленности обоих районов занимает рыбная отрасль (см. рис. 2).

Наибольшую опасность для водных организмов представляют сбросы сточных вод объектов

жилищно-коммунального хозяйства. Для дальнейшего развития рыбодобывающей отрасли одной из главных задач является создание программ по восстановлению экосистемы Анивского залива в районе бухты Лососей, строительство очистных сооружений в устьях рек. Необходимо ужесточить контроль за деятельностью природопользователей как в Анивском, так и в Корсаковском районах. Стоит отметить, что вопросы экологической безопасности играют важную роль не только в отраслях промышленности. Сохранение экосистемы прибрежной зоны залива должно являться одним из основных принципов при осуществлении деятельности природопользователями различных отраслей экономики, в том числе туристической отрасли на юге Сахалина.

Единственный городской пляж есть в Анивском районе (городской пляж г. Анива), но территория пляжа крайне загрязнена бытовым мусором (рис. 3). На пляже отсутствуют обустроенные места для отдыха, нет парковочных мест, по причине чего автолюбители вынуждены оставлять свои машины практически у кромки воды. Также на пляже отсутствуют пункты охраны, развлекательные площадки как для взрослых, так и для детей, нет мусорных баков и очистных сооружений.

Однако в районе возможно строительство гостиничного комплекса, который будет в себя включать обустроенный пляж, гостиницу, кемпинги, места для любителей «палаточного» отдыха, парковочные места, ресторан, пляжные кафе и клубы, а также водные аттракционы. Возможны экскурсионные туры по маршруту экологических троп различной продолжительности, включающие в себя осмотр уникальных мест сахалинской природы, погружение с аквалангом, любительскую охоту. Но для осуществления таких туров необходимо тщательное

1 Административно-территориальное деление

1 1 Территория Мунин шального образования

"Анивскнб городской округ"

1 1 Территория Мунип ипального образования

"Корсаковскнп городской округ"

1 1 Сахалинская облас

Населенные пункты

♦ Поселки сельского типа

• Административны центры

Виды пляжей: 1 1 Экомаршруты

1 1 Городской пляж Ü Места обитания óvporo медведя

1 1 Дикий пляж

Лежбиша морских

2 Птичьи базары

Рис. 3. Рекреационные ресурсы побережья залива Анива

исследование троп и обязательное присутствие инструкторов. Данная местность является местом обитания бурого сахалинского медведя, который даже в летнее время может представлять огромную опасность для человека.

Ориентируясь на комплекс природно-климатических условий Тонино-Анивского и Крильон-ского полуостровов, становится вполне реальным рассмотрение перспектив обустройства следующих видов профессионального и рекреационно-люби-тельского туризма в Анивском районе:

• рыбная ловля (м. Крильон, юго-восточное побережье Крильонского полуострова);

• охота (бурый медведь, водоплавающие птицы);

• научно-подводный туризм (знакомство с уникальной морской флорой и фауной);

• организованный отдых на песчаных пляжах района.

Для развития туристической деятельности в Корсаковском районе, так же как и в Анивском районе, требуются большие капиталовложения, но учитывая природно-экологические и социально-экономические факторы, можно отметить, что Анивский район является наиболее привлекательным для развития туристической деятельности.

В любом случае развитие какой-либо отрасли невозможно без внесений коррективов в программы по развитию социальной сферы муниципальных образований. Исходя из данных кадастровой информации и анализируя ГИС-данные, нельзя не обратить внимание на разрыв между социальной и экономической сферами районов.

Анивский и Корсаковский районы в неполной мере обеспечены школами, детскими садами и библиотеками. Далеко не в каждом населенном пункте есть фельдшерские пункты, а тем более поликлиники или больница (рис. 4 и 5). В связи с этим можно сказать, что первоочередными задачами в развитии социальной сферы должны быть:

• сохранение, развитие и наращивание материально-технической базы;

• обеспечение на необходимом уровне качественной медицинской помощи населению;

• увеличение финансирования здравоохранения из различных источников;

• увеличение количества мест в дошкольных учреждениях за счет строительства новых детских садов или от-

Административно-территориальное деление I \ Территория Муниципального образования

"Анивскнй городской округ" I I Территория Муниципального образования

"Корсаковскнй городской округ" Г I Сахалинская область

Населенные пункты

♦ Поселки сельского типа

• Админнегативные центры

Дорожная сеть ■И Дороги областного значения Дороги городского значения [ Грунтовые дороги Железные дороги Объекты социальной сферы ^ Школы

# Детские сады 0 Библиотеки + Бо.

| + | Фельдшерск

Рис. 4. Социальные объекты юга Сахалина

крытия классов дошкольного образования при общеобразовательных школах. В административных центрах районов в целом ситуация с обеспеченностью учреждениями социальной сферы значительно лучше, чем в поселениях сельского типа, в связи с чем в районных центрах необходимо:

• сохранять и развивать ту материально-техническую базу, которая уже создана;

• обеспечивать население необходимой качественной медицинской помощью;

• сохранять санитарно-эпидемиологическое состояние районов;

• повышать качество образования в школах как в административных центрах, так и в районах в целом.

Обобщая все ранее сказанное, следует подчеркнуть, что Анивский и Корсаковский муниципальные образования являются крайне перспективными районами Сахалинской области. Залив Анива, на побережье которого расположены районы, является исключительно богатым рыболовным районом и имеет огромное значение для сохранения и воспроизводства морских биоресурсов. Помимо морепродуктов в прибрежной зоне залива имеются запасы нерудных полезных ископаемых, рекреационные ресурсы, которые, к сожалению, используются не в полном объеме. Дальнейшее развитие районов требует капитальных вложений, которые полностью оправдают себя. За последние годы несколько улучшилось экономическое состояние районных образований, произошли значительные изменения в социальной сфере, в сфере экологии. Для дальнейшего социально-экономического развития необходимо создание комплексных программ по развитию обоих районов, основанных на междис-

20-

цпплпнарном подходе, с учетом проблем всех отраслей экономики и социальной сферы. Недопустимым является наращивание мощностей промышленных предприятий Корсаковского района отдельно от предприятий Анивского. Оба района расположены на берегу одного залива и должны развиваться параллельно, учитывая все природно-климатические, экологические, а также социально-экономические особенности данной местности.

Побережье залива Анива принято рассматривать как неделимый объект уникальной природы Сахалинской области, но в связи с усилением человеческой активности, увеличением числа жителей, а значит, с увеличением потребности в биоресурсах как в источнике пищи и доходов Анивский залив стал объектом конфликтов природопользователей. Значительный рост промышленных предприятий, а также рост числа потребителей прибрежной зоны повлекли за собой изменение общего состояния береговой зоны. В связи с этим необходимо пересмотреть законодательную базу, регламентирующую действия различных природопользователей, а также осознать, что экологическая политика является частью экономической политики Сахалинской области и включает в себя разработку и осуществление мероприятий по охране природы, программ внедрения экологически

: ф

Ад м ини стр ати вно-тер ритор и ал ьн ое де л ен ие

о образова!

I I Территория М>1

"Анивскнй городской округ" ^ ^ Территория Муниципального образования

"Корсаковскнй городской округ" I I Сахалинская о

Населенные пункты

Нос«

* Административные центры

Объекты социальной сферы ^ Школы # Детские сады

0 Библиотеки ф Больницы ^ Поликлиники

1 + 1 Фельдшерские пункты

Рис. 5. Обеспеченность административных центров юга Сахалина учреждениями образования и здравоохранения

чистых производств, создания новых технологий и ликвидации вредных предприятий и производств, поддержания здоровой среды обитания, сохранения наиболее ценных природных ландшафтов, включая создание заповедников, национальных парков и других особо охраняемых территорий, сохранения и воспроизводства уникальных ресурсов тихоокеанских лососевых и других биоресурсов, представляющих собой одну из наиболее ценных составляющих природных богатств муниципальных образований и Сахалинской области в целом.

Ресурсный потенциал районов позволяет создать на берегу Анивского залива огромный туристический (побережье Анивского района) и промышленный (побережье Корсаковского района) комплексы международного уровня. Но только комплексное развитие районов позволит достигнуть поставленных целей и одновременно с этим сохранить ту уникальность, которая присуща южной части острова Сахалин.

Список литературы

1. Арсеньев Б. П., Гогоберидзе Г. Г., Жамойда В. А., Рябчук Д. В., СпиридоновМ. А. Модель кадастра береговой (прибрежной) зоны естественных и искусственных водных объектов Российской Федерации // Международная конференция «Создание искусственных пляжей, островов и других сооружений в береговой зоне морей, озер и водохранилищ». Новосибирск, 2009. 20—25 июля. Труды конференции. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009.

2. Бровко П. Ф. Атлас береговой зоны Сахалина. Владивосток: Дальпресс. 2002.

3. Гогоберидзе Г.Г., Жамойда В. А., Рябчук Д.В., Спиридонов М. А. На пути создания современной геологической основы береговедения (базовая терминология) // Региональная геология и металлогения. 2006. № 28. С. 181—191.

4. Козынюк В. М. Атлас «Сахалинская область: ресурсы и экономика». Южно-Сахалинск: Изд-во ВКФ, 1995.

5 . United Nations Commission on Sustainable Development [Text]. Agenda 21. Chapter 17: Protection of the oceans, all kinds of seas and coastal areas. Paris: UNESCO Publishing, 1992. 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.