Научная статья на тему 'Концепция профессора Д.Ж. Валеева о философии хозяйства (к 80-летию со дня рождения)'

Концепция профессора Д.Ж. Валеева о философии хозяйства (к 80-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
74
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / поведение / философия / хозяйство / рынок / культура / труд / потребление / бережливость / предпринимательство / этика / перераспределение / демократизация / собственность / economy / behavior / philosophy / economy / market / culture / labor / consumption / thrift / entrepreneurship / ethics / redistribution / democratization / property

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хужахметова Гульнара Нургалеевна, Файзуллин Фаниль Саитович

Трансформация общественных отношений в стране определила необходимость исследования новых аспектов развития экономической жизни общества. В связи с этим Д.Ж. Валеев в своих работах уделял большое внимание анализу философско-методологических проблем хозяйствования. Данная его концепция основывается на идее, что каждый структурный элемент экономической сферы подлежит обязательной этической оценке, т.к. все компоненты, составляющие экономическую деятельность, связаны с поведением людей, с их мотивацией. Рассмотрен вопрос о цивилизованном рынке и гуманизации общества, когда сами субъекты экономических отношений будут регулировать социальную защиту населения. Другая проблема в рыночных отношениях заключается в борьбе с господством и манипуляциями недобросовестных игроков. Доказано, что культура труда выражается качественными характеристиками человека вне зависимости от сферы деятельности и профессиональных навыков. Служение идеалам общественного блага формирует этическую модель поведения человека. Установлено, что кибернетическая модель экономики является статической и не учитывает человеческий фактор. Предлагается проведение социокультурной или нравственно-этической экспертизы всех видов человеческой деятельности. Анализ культуры потребления проведен через дихотомическую пару: бережливость и расточительность. Бережливость рассматривается не только как свойство личности, но и как государственная политика стран с ограниченными природными ресурсами. Наиболее важным видом экономического поведения, без которого фактически нет рыночных отношений, является предпринимательство. Д.Ж. Валеев обосновывает необходимость этики перераспределения гуманистическими ценностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prof. d.Zh. Valeyev’s Conception on the Philosophy of economy (to his 80th birth anniversary)

The transformation of public relations in the country identified the need to study new aspects of the development of economic life of society. In this regard, D.Zh. Valeyev in his works paid great attention to the analysis of philosophical and methodological problems of management. This conception of his is based on the idea that each structural element of the economic sphere is subject to a mandatory ethical assessment, since all the components that make up economic activity are connected with the behavior of people and their motivation. The issue of a civilized market and humanization of society is considered, when the subjects of economic relations themselves will regulate the social protection of the population. Another problem in market relations is the struggle against domination and manipulation by unscrupulous players. It is proved that the culture of work is expressed by the qualitative characteristics of a person regardless of the sphere of activity and professional skills. serving the ideals of the public good forms an ethical model of human behavior. It is established that the cybernetic model of the economy is static and does not take into account the human factor. It is proposed to conduct a sociocultural or ethical examination of all types of human activity. The analysis of the consumption culture was carried out through a dichotomous pair: thrift and wastefulness. Thrift is considered not only as a property of an individual, but also as a state policy of countries with limited natural resources. The most important type of economic behavior, without which virtually there are no market relations, is entrepreneurship. D.Zh. Valeyev substantiates the need for ethics of redistribution by humanistic values.

Текст научной работы на тему «Концепция профессора Д.Ж. Валеева о философии хозяйства (к 80-летию со дня рождения)»

Б01 10.24411/2223-0564-2020-10103 Г.Н. Хужахметова, Ф.С. Файзуллин УДК 174

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССОРА Д.Ж. ВАЛЕЕВА О ФИЛОСОФИИ ХОЗЯЙСТВА (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)1

Аннотация

Трансформация общественных отношений в стране определила необходимость исследования новых аспектов развития экономической жизни общества. В связи с этим Д.Ж. Валеев в своих работах уделял большое внимание анализу философско-методологических проблем хозяйствования. Данная его концепция основывается на идее, что каждый структурный элемент экономической сферы подлежит обязательной этической оценке, т.к. все компоненты, составляющие экономическую деятельность, связаны с поведением людей, с их мотивацией. Рассмотрен вопрос о цивилизованном рынке и гуманизации общества, когда сами субъекты экономических отношений будут регулировать социальную защиту населения. Другая проблема в рыночных отношениях заключается в борьбе с господством и манипуляциями недобросовестных игроков. Доказано, что культура труда выражается качественными характеристиками человека вне зависимости от сферы деятельности и профессиональных навыков. Служение идеалам общественного блага формирует этическую модель поведения человека. Установлено, что кибернетическая модель экономики является статической и не учитывает человеческий фактор. Предлагается проведение социокультурной или нравственно-этической экспертизы всех видов человеческой деятельности. Анализ культуры потребления проведен через дихотомическую пару: бережливость и расточительность. Бережливость рассматривается не только как свойство личности, но и как государственная политика стран с ограниченными природными ресурсами. Наиболее важным видом экономического поведения, без которого фактически нет рыночных отношений, является предпринимательство. Д.Ж. Валеев обосновывает необходимость этики перераспределения гуманистическими ценностями.

Ключевые слова: экономика, поведение, философия, хозяйство, рынок, культура, труд, потребление, бережливость, предпринимательство, этика, перераспределение, демократизация, собственность

Gulnara N. Khuzhakhmetova, Fanil S. Fayzullin

PROF. D.ZH. VALEYEV'S CONCEPTION ON THE PHILOSOPHY OF ECONOMY (TO HIS 80TH BIRTH ANNIVERSARY)

1 Данное исследование выполнено в рамках Государственного задания ИСЭИ УФИЦ РАН № 007-00256-18-01 на 2020 г.

Хужахметова Гульнара Нургалеевна, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа), e-mail: Suve@mail.ru

Файзуллин Фаниль Саитович, доктор философских наук, профессор, академик АНРБ, главный научный сотрудник Института социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа), e-mail: fayzullin.f@gmail.com

Gulnara N. Khuzhakhmetova, Cand.Sc. (Philosophy), Senior Researcher, Institute for Socio-Economic Studies, Ufa Federal Research Centre, Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: Suve@mail.ru

Fanil S. Fayzullin, Prof. Dr. Sc. (Philosophy), Full Member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, Chief Researcher, Ufa Federal Research Centre, Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: fayzullin.f@gmail.com

© Хужахметова Г.Н., Файзуллин Ф.С., 2020

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2020/1 (87)

Abstract

The transformation of public relations in the country identified the need to study new aspects of the development of economic life of society. In this regard, D.Zh. Valeyev in his works paid great attention to the analysis of philosophical and methodological problems of management. This conception of his is based on the idea that each structural element of the economic sphere is subject to a mandatory ethical assessment, since all the components that make up economic activity are connected with the behavior of people and their motivation. The issue of a civilized market and humaniza-tion of society is considered, when the subjects of economic relations themselves will regulate the social protection of the population. Another problem in market relations is the struggle against domination and manipulation by unscrupulous players. It is proved that the culture of work is expressed by the qualitative characteristics of a person regardless of the sphere of activity and professional skills. Serving the ideals of the public good forms an ethical model of human behavior. It is established that the cybernetic model of the economy is static and does not take into account the human factor. It is proposed to conduct a sociocultural or ethical examination of all types of human activity. The analysis of the consumption culture was carried out through a dichotomous pair: thrift and wastefulness. Thrift is considered not only as a property of an individual, but also as a state policy of countries with limited natural resources. The most important type of economic behavior, without which virtually there are no market relations, is entrepreneurship. D.Zh. Valeyev substantiates the need for ethics of redistribution by humanistic values.

Key words: economy, behavior, philosophy, economy, market, culture, labor, consumption, thrift, entrepreneurship, ethics, redistribution, democratization, property

Качественные преобразования общественных отношений в стране поставили новые проблемы в исследовании экономической жизни общества. К ним относятся такие фундаментальные вопросы, как социализация экономики, переориентация экономических целей, гуманизация условий труда, повышение эффективности реализации социального потенциала [7, с. 5]. В связи с этим в теоретико-методологическом плане Д.Ж. Валеевым2 была пред-

принята попытка уточнения содержания категории «экономика». Как известно, в отечественной науке под экономикой понимается сфера человеческой деятельности, которая связана с производством, обменом, распределением и потреблением материальных благ. Но это понятие, по мнению Д.Ж. Валеева, не совсем точно передает отношения людей в этой сфере, поэтому он предлагает рассматривать экономику как структурный элемент более широкого по-

2 Валеев Дамир Жаватович (02.01.1940, д. Итбаево Аргаяшского района Челябинской области - 28.05.2002, г. Уфа), советский и российский философ, культуролог. Д. филос. н. (1984), проф. (1987), чл.-корр. АН РБ (1994). В 1965 г. окончил Свердловский юридический институт, в 1970 г. - аспирантуру Уральского государственного университета с защитой кандидатской диссертации по теме «Проблемы императивности в этике». С 1972 г. работал в БашГУ (старший преподаватель, доцент). В 1984 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Происхождение морали как социального явления». В 1984-1986 гг. - зав. кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета БашГУ, в 1986-1987 гг. - декан исторического факультета. В 1986 г. по его инициативе была создана кафедра этики, эстетики и культурологии, которую он и возглавил. В 1997-2002 гг. по совместительству возглавлял Отдел философии в Институте социально-экономических исследований УНЦ РАН. Автор более 250 научных трудов, из них 12 монографий: «Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее» (1989), «Национальный суверенитет и национальное возрождение. Из истории борьбы башкирского народа за самоопределение» (1994), «Судьба и наследие башкирских ученых-эмигрантов» (в соавт., 1995), «История башкирской философской и общественно-политической мысли» (2001), «Судьба аргаяшских башкир: история и современность» (2002) и др.

Damir Zh. Valeyev (born January 2, 1940, Chelyabinsk oblast, died May 28, 2002, Ufa), Soviet and Russian philosopher, cultural studies scholar, Dr.Sc. (Philosophy) (1984), professor (1987), Associate member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (1994); in 1965 graduated from Sverdlovsk Law Institute, in 1970 from the post-graduate studies of the Ural State University having defended Candidate's dissertation on Imperativeness Problems in Ethics; from 1972 worked at the Bashkir State University as a senior lecturer and assistant professor; in 1984 defended his doctoral thesis on The Origin of Morals as a Social Phenomenon; in 1984-1986 was employed as head of the Chair of Theory and History of the State and Law, Department of Law, Bashkir State University, in 1986-1987 as the dean of the Department of History. In 1986 at Prof. Valeyev's initiative the Chair of Ethics, Aesthetics and Culturology was created, at the head of which he was himself; in addition to other duties in 1997-2002 was head of the Department of Philosophy, Institute for Socio-Economic Research, the RAS Ufa Research Centre; the author of more than 250 scholarly works, including 12 monographs.

нятия - хозяйство. В его понимании именно отношение человека к собственности, потреблению, умению управлять и извлекать выгоду является движущей силой [1, с. 97-98]. Известный русский философ С.Н. Булгаков в свое время отмечал, что «всякая хозяйственная эпоха имеет свой дух и, в свою очередь, является порождением этого духа, каждая экономическая эпоха имеет свой особый тип «экономического человека», порождаемый духом хозяйства» [4; 6]. Поэтому экономика в «чистом» ее содержании, по мнению исследователя, не может рассматриваться как цель, она лишь средство, и ее организация должна максимально служить духовному развитию человека.

Основная роль в хозяйственной деятельности современной цивилизации уделяется рынку, который обеспечивает обмен результатами своей деятельности между субъектами. Рыночные отношения подчиняются определенным экономическим законам: закону стоимости, спроса и предложения, денежного обращения, конкуренции, накопления и др. «Объективной регулирующей основой и производства, и обмена, и потребления выступает рынок, который строится на изучении потребностей людей, их спроса в тех или иных товарах и услугах» [1, с. 98]. Д.Ж. Валеев анализирует цивилизованный рынок исходя из требований будущих стандартов и гуманизации общества, когда сами субъекты экономических отношений будут создавать систему социальной защиты членов общества, сокращать риски в хозяйственной деятельности, укреплять мотивацию к творческому, инициативному труду. Рассматривая проблему «черного рынка», он утверждает, что общество, если не является криминальным или мафиозным, должно создавать систему защиты рыночных отношений от превращения их в условия установления господства отдельных социальных групп и манипуляции. Ведь «черный рынок» никогда не был способом рационализации и развития общественного производства, и многие страны преодолели этот болезненный для экономики этап [3, с. 17]. Следовательно, рыночные отношения должны быть регулируемыми, чтобы иметь возможность ограничения отрицательных его последствий в конкретных условиях. Рынок любого уровня не является неизменным, а характеризуется высокой

динамичностью спроса и предложения, поэтому рыночное равновесие может нарушиться под воздействием различных факторов и возможна его саморегуляция при условии соблюдения «четких критериев экономического (рыночного) поведения, опирающегося на общечеловеческие нравственные требования» [1, с. 98]. В этом постулате заключается важное методологическое направление: Д.Ж. Валеев рассматривает философию хозяйства с позиций высоких общечеловеческих нравственно-этических ценностей, т.е. он не рассматривает модели экономического поведения с точки зрения определенной религии, этноса или государства. Его подход отличает общегуманистическая наднациональная и надре-лигиозная направленность.

Концепция философии хозяйства Д.Ж. Ва-леева основывается на следующем утверждении: «Качество хозяйствования определяется присутствием в этом процессе нравственных начал как мотивов деятельности» [1, с. 98]. С его точки зрения, все основные структурные элементы экономической сферы (производство, обмен, распределение и потребление) должны быть подвергнуты нравственно-этической оценке, поскольку они, будучи составляющими экономической деятельности, реализовываются через деятельность людей, их мотивацию [1, с. 98].

Не случайно в творческом наследии Д.Ж. Ва-леева получили отражение этические модели экономического поведения, которые сформулированы с точки зрения общечеловеческих духовных ценностей [1; 2]. Главная их идея состоит в том, чтобы доказать, что мораль является сущностной силой человека, что нравственные нормы были синкретического характера и имели вид не только запретов на те или иные действия, но также являлись призывами к активному поведению. В своих трудах по этике3 он убедительно доказывает, что эта философская дисциплина, с познавательной и нормотворческой функциями, играет определяющую роль в мотивации человеческой деятельности. Рассматривая общее благо как глубинный мотив поведения, осмысливающийся в сознании человека, Д.Ж. Валеев сформулировал «двенадцать парадигм этического мышления». Они основаны на идее трансформации

3 Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов: Саратов. ун-т, 1981. 168 с.; Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. 256 с.; Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. Уфа: БГУ, 1998. 148 с.; Валеев Д.Ж. Потенциал морали. Уфа: ВЭГУ, 1999. 152 с.

природных задатков к нравственному выбору в парадигмы этического мышления. Определение парадигмы этического мышления, предложенное Д.Ж. Валеевым, заключается в следующем: нравственно-этическое мышление основывается на ряде реализуемых в действительности поступков:

1. Служение общему делу возвышает личность;

2. Помни, мораль имеет глубоко личностную природу;

3. Чего не хочешь самому, не пожелай другому;

4. Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе;

5. Исходи из того, что человек является целью и не может быть средством;

6. Человек есть мера всех вещей;

7. Будь терпимым к инаковости другого человека;

8. Верь в победу добра;

9. Мораль является экологией духовной культуры;

10. Моральная деградация - главная опасность для общества;

11. Без моральности нет истинности;

12. Будь располагающим к взаимопониманию.

На основе этих парадигм Д.Ж. Валеевым

рассматривается культура экономических отношений в новых условиях. Культура рыночных отношений, прежде всего, требует честной конкуренции между всеми участниками. Она предполагает достижение всеобщего блага как для бизнеса, так и для покупателей посредством повышения качества производимых изделий и оказываемых услуг, снижения их себестоимости и цены, хорошо налаженной, управленческой, маркетинговой и рекламной деятельности, удовлетворения потребностей и желаний покупателей в качественных товарах. Одним из показателей эффективного бизнеса, наряду с получением прибыли, является моральное удовлетворение тем, что эта прибыль получена без нарушения законов и этических норм. «Честность личности в сфере рыночных связей означает, что предлагаемые услуги и товары должны быть высокого качества, здесь обман не допустим» [1, с. 98]. То же самое относится и к партнеру, который принимает услуги или покупает товары, он также должен своевременно расплачиваться за полученный товар или услуги.

Анализируя культуру труда, Д.Ж. Валеев говорит о качественных характеристиках чело-

века вне зависимости от сферы его деятельности и профессиональных навыков. Речь идет об имманентных социальных свойствах личности к добросовестному труду. Служение идеалам общественного блага и независимая от внешних мотиваций ценность трудовой добросовестности формируют этическую модель поведения человека. «Существует ряд нравственно-этических требований к труду человека - это умение доводить дело до конца, обеспечивать высокое качество продукта труда, надлежащую производительность труда», - утверждает он [1, с. 99].

Новые технологические тренды, в т.ч. и циф-ровизация экономики, выводят на первый план кибернетическую цифровую модель экономики, которая при всех ее преимуществах все же остается статической моделью и не достаточно учитывает человеческий фактор. Вместе с тем в сфере современного труда все больше возрастает роль новых аппаратов и машин, компьютеров, которые ставят перед человеком требования систематического обновления знаний. В этой связи автор обращает внимание на другую социокультурную проблему, которая возникает в этом процессе: повышение информированности не ведет к пропорциональному возрастанию нравственной культуры. В этой ситуации, по мнению Д.Ж. Валеева, необходимо возвращаться к духовным истокам, позитивным традициям, которые формировали характерные особенности хозяйственно-экономической культуры российского общества, философские основы его хозяйства. Опыт истории свидетельствует о том, что выбор хозяйственной модели определяется целым комплексом геополитических, институциональных, этнических, этических, религиозных факторов. Поэтому поиск совершенствования экономической системы нужно вести не в русле абстрактных дискуссий, а путем определения особенностей российского общества, его экономической системы и духовной культуры, сложившихся веками нравственных ценностей и культурно-исторических традиций. Нет чисто экономических явлений, экономическая система характеризуется культурой хозяйствования, которая базируется на нравственно-этических ценностях, смыслах и нормах, обеспечивает мотивацию хозяйственной (экономической, производственной, предпринимательской, финансовой) деятельности, определяющих форму их осуществления, а вместе с тем и их восприятие

обществом. Исследователь подчеркивает необходимость введения социокультурной или нравственно-этической экспертизы в современных условиях для всех видов экономической деятельности.

Другой важный аспект в философии хозяйства Д.Ж. Валеева - это анализ культуры потребления [5], этот феномен складывается из дихотомической пары: бережливости и расточительности. Гносеологическую основу бережливости и связанной с ней умеренности потребления составляет рационализм, а моральным аспектом выступает скромность как нравственное качество человека. Скромность является нравственной самооценкой, которая ориентирована на способность личности самоограничивать свои социальные притязания, а в экономическом поведении - потребление материальных благ в рамках разумных пределов. Расточительность - явление противоположное бережливости, которое связано с нерациональным расходованием, транжи-рованием материальных благ и ценностей [1, с. 100].

Исследователь рассматривает бережливость не только как свойство личности, но и как государственную политику стран с ограниченными природными ресурсами: «Это особенно заметно при сравнении бедных ресурсами стран, таких как Германия и Япония, в которых за счет бережного, экономного отношения к сырью и материальным ресурсам достигаются фантастические успехи» [1, с. 100]. В общетеоретическом смысле бережливость - это умение рационально распоряжаться неким имуществом или ресурсом. Но в последнее время в Российской Федерации получили развитие бережливые технологии во многих отраслях производства и государственного управления. Все это связано с проведением административной реформы, в рамках которой был обозначен вектор повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг и повышения эффективности труда государственных и муниципальных служащих. Непосредственно в органах государственной власти бережливые технологии управления первоначально начали использоваться в качестве инструментов повышения эффективности деятельности отдельных подразделений региональных органов власти [8, с. 175].

Важнейшим структурным элементом современной экономической жизни, без которого фактически нет рыночных отношений, является

предпринимательство. По мнению Д.Ж. Валее-ва, предпринимательство в этическом поведении характеризуется предприимчивостью, которая выражается в готовности и умении вступать в деловой контакт с целью получения определенной экономической выгоды. Основными положениями нравственно-этического кодекса предпринимателя должны быть следующие идеи и требования: убежденность в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом; понимания того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать; веры в бизнес и оценка его как привлекательное творчество; признание необходимости конкуренции и одновременно партнерского сотрудничества; уважения к любой собственности, общественным движениям, законам государства; высокая оценка профессионализма и компетентности, эффективное использование образования, науки и техники. Указанные принципы этики делового человека, естественно, конкретизируются с учетом особенностей в различных сферах профессиональной деятельности человека.

В Российской Федерации проблемы экономической этики в условиях трансформации общества приобретают особое значение. Это детерминировано интенсивным формированием рыночных отношений в нашей стране и необходимостью создания общего регулятивного механизма, в качестве которого выступает социально и гуманистически ориентированная экономика, использующая для достижения своих целей, наряду с другими, нравственно-этические принципы и требования этики перераспределения благ [1, с. 101]. Д.Ж. Валеев вслед за французским экономистом и социологом Бертраном де Жювенелем обосновывает необходимость этики перераспределения на основе гуманистических ценностей, последний писал: «Пробуждение к перераспределению тесно связано с чувством стыда: позор, что так много людей должны жить в жестокой нужде, и не меньший позор, что многие ведут неподобающе богатый образ жизни, который кажется нескромным и даже не приличным» [9, с. 50]. Д.Ж. Валеев, продолжая идею Бертрана де Жювенеля, предлагает привлечь государство к решению этой проблемы, поскольку более дееспособного учреждения в вопросе перераспределения средств в пользу бедных, чем этот институт, нет [1, с. 101].

Разработанная Д.Ж. Валеевым философская концепция хозяйства может стать идео-

логической основой для стратегии социально-экономического развития республики на ближайшую перспективу, т.к. предложенные им этические модели экономического поведения являются важнейшими индикаторами стабильного и успешно развивающегося государства. Совершенствование управления экономической жизнью республики с позиций гуманизации и социальной защиты населения будет важным конкурентным преимуществом и способствовать повышению качества жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валеев Д.Ж. Путь к истине. Уфа: Китап, 2007. 168 с.

2. Громова Л.А. Этические модели экономического поведения: дис. ... доктора философских наук: 09.00.05. СПб., 1994. 338 с.

3. Козловски П. Этика капитализма. Эволюция и общество. СПб.: Экономическая школа, 1996. 158 с.

4. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. 412 с.

5. Смирнов В.В. Философия хозяйства и хозяйственное потребление // Вопросы новой экономики. 2009. № 3 (11). С. 140-155.

6. Сафронов И.А. Философия хозяйства // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010. № 5 (65). С. 7-14.

7. Социализация экономики как фактор социального развития региона / под общ. ред. д-ра филос. наук, акад. АН РБ Файзуллина Ф.С. Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН, 2019. 298 с.

8. Царенко А.С., Гусельникова О.Ю. Проекты «Бережливый регион», «Бережливая поликлиника», «Бережливый город» как шаги на пути к созданию «Бережливого Правительства»: оценка реализации лин-инициатив в государственном секторе РФ // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. Вып. № 73. Апрель. С. 167-203.

9. Бертран де Жювенель. Этика перераспределения. М.: Ин-т нац. модели экономики, 1995. 145 с.

REFERENCES

1. Valeyev, D .Zh. Put ' k istine [The Road to the Truth]. Ufa: Kitap, 2007. 168 p. (in Russ.).

2. Gromova, L.A. Eticheskie modeli ekonomicheskogo povedeniya [Ethical Models of the Economic Behaviour]. Ph.D. Thesis. St. Petersburg, 1994. 338 p. (in Russ.).

3. Kozlovsky, P. Etika kapitalizma. Evolyutsiya i obshchestvo [Capitalism Ethics. Evolution and Society]. St. Petersburg: Ekonomicheskaya shkola, 1996. 158 p. (in Russ.).

4. Bulgakov, S.N. Filosofiya khozyaystva [Philosophy of Economy]. Moscow: Nauka, 1990. 412 p. (in Russ.).

5. Smirnov, V.V. Filosofiya khozyaystva i khozyay-stvennoe potreblenie [Philosophy of Economy and the Economic Consumption]. Voprosy novoy ekonomiki -Issues of New Economy Journal. 2009. No. 3 (11). P. 140155 (in Russ.).

6. Safronov, I.A. Filosofiya khozyaystva [Philosophy of Economy]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov - News of Saint Petersburg University of Economics and Finance Journal. 2010. No. 5 (65). P. 7-14 (in Russ.).

7. Sotsializatsiya ekonomiki kak faktor sotsial'nogo razvitiya regiona [Socialization of Economy as a Factor of Regional Social Development]. Ed. Fayzullin F. Ufa: Institute for Socio-Economic Research, RAS Ufa Federal Research Centre, 2019. 298 p. (in Russ.).

8. Tsarenko, A.S., Guselnikova, O.Yu. Proekty "Berezhlivyj region", "Berezhlivaya poliklinika", "Berezhlivyj gorod" kak shagi na puti k sozdaniyu "Berezhlivogo Pravitel 'stva": otsenka realizatsii lin-initsiativ v gosudarstvennom sektore RF ["Lean region", "Lean clinic", "Lean city" Projects as Steps towards Creation of "Lean Government": Evaluation of Lean Initiatives in Russian Public Sector organizations]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik -Public Administration. E-Journal. 2019. Issue 73. April. P. 167-203 (in Russ.).

9. Bertrand de Jouvenel. Etika pereraspredeleniya [The Ethics of Redistribution]. Moscow: Institute of the National Economic Model, 1995. 145 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.