Научная статья на тему 'Концепция применения гуманитарных технологий в области физической культуры с позиции системного подхода'

Концепция применения гуманитарных технологий в области физической культуры с позиции системного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митин Анатолий Евгеньевич, Филиппова Светлана Октавьевна

Статья посвящена проблеме применения в области физической культуры гуманитарных технологий как современных эффективных технологий работы с людьми, направленных на построение конструктивных взаимоотношений педагога и занимающихся. Концепция применения гуманитарных технологий представлена с позиции системного подхода, который зарекомендовали себя во многих науках как средство познания целостных явлений природы и общества. Система применения гуманитарных технологий в области физической культуры рассматривается относительно физкультурно-спортивной деятельности, выступающей в качестве метасистемы. В работе определены структурные компоненты системы, которые включают аналитико-методологическую, управляющую, управляемую, содержательную, организационно-деятельностную и обеспечивающую системы. Функциональные компоненты, характеризующие устойчивые базовые связи между структурными компонентами, представлены гностическим, проектировочным, конструктивным, коммуникативным и организаторским компонентами. При анализе внешнего окружения системы применения гуманитарных технологий в области физической культуры особое внимание уделяется описанию элементов прямого и косвенного воздействия. Элементы косвенного воздействия сгруппированы в экономические, политические, правовые, социокультурные и научные факторы. К факторам прямого воздействия отнесены субъекты социального заказа и ресурсное обеспечение, которые непосредственно влияют на эффективность применения гуманитарных технологий специалистом по физической культуре, и испытывают на себе воздействие результатов этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митин Анатолий Евгеньевич, Филиппова Светлана Октавьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of the humanitarian technologies application in the field of physical culture from the position of the system approach

Article is devoted to the application problem in the field of physical culture of humanitarian technologies as modern effective technologies for work with the people, aimed at the constructive relationships building of the teacher with the engaged. The concept of application of humanitarian technologies is submitted from the position of system approach that proved itself in many sciences as the learning tool for complete natural phenomena and society understanding. The system of application of humanitarian technologies in the field of physical culture is considered respective to the sports activity acting as metasystem. The work presents the structural components of the system including the analytical-methodological, managing, manageable, content, organizational, and activity, and providing the systems. The functional components characterizing the stable basic relations between the structural components are presented as gnostic, design, constructive, communicative and organizing components. At analysis of the external environment of the system of application of humanitarian technologies in the field of physical culture, the special attention has been paid to the description of the elements of direct and indirect influence. Elements of the indirect influence are grouped in economic, political, legal, sociocultural and scientific factors. Subjects of the social order and resource provision that directly influence on the efficiency of application of humanitarian technologies by the expert in physical culture are carried to the factors of direct influence, and experience on itself the influence of the results of this process.

Текст научной работы на тему «Концепция применения гуманитарных технологий в области физической культуры с позиции системного подхода»

2. Терехина, Р.Н. Сложность соревновательных программ гимнасток / Р.Н. Терехина, Л.В. Бурда-Андрианова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7 (41). -С. 91-94.

REFERENCES

1. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek E.S., Kuzmina N.I., Pirozhkova E.A. and Nefedova E.Y. (2013), “Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European Championships in Vienna”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 151-154.

2. Terekhina, R.N. and Burda-Andrianova, L.V. (2008), “Complexity of competitive programs of gymnasts”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 41, No. 7, pp. 91-94.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.11.2013.

УДК 796

КОНЦЕПЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Анатолий Евгеньевич Митин, кандидат педагогических наук, доцент,

Светлана Октавьевна Филиппова, доктор педагогических наук, профессор,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург)

Аннотация

Статья посвящена проблеме применения в области физической культуры гуманитарных технологий как современных эффективных технологий работы с людьми, направленных на построение конструктивных взаимоотношений педагога и занимающихся. Концепция применения гуманитарных технологий представлена с позиции системного подхода, который зарекомендовали себя во многих науках как средство познания целостных явлений природы и общества. Система применения гуманитарных технологий в области физической культуры рассматривается относительно физкультурно-спортивной деятельности, выступающей в качестве метасистемы. В работе определены структурные компоненты системы, которые включают аналитико-методологическую, управляющую, управляемую, содержательную, организационно-деятельностную и обеспечивающую системы. Функциональные компоненты, характеризующие устойчивые базовые связи между структурными компонентами, представлены гностическим, проектировочным, конструктивным, коммуникативным и организаторским компонентами. При анализе внешнего окружения системы применения гуманитарных технологий в области физической культуры особое внимание уделяется описанию элементов прямого и косвенного воздействия. Элементы косвенного воздействия сгруппированы в экономические, политические, правовые, социокультурные и научные факторы. К факторам прямого воздействия отнесены субъекты социального заказа и ресурсное обеспечение, которые непосредственно влияют на эффективность применения гуманитарных технологий специалистом по физической культуре, и испытывают на себе воздействие результатов этого процесса.

Ключевые слова: физическая культура, гуманитарные технологии, системный подход.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p98-104

CONCEPT OF THE HUMANITARIAN TECHNOLOGIES APPLICATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE FROM THE POSITION OF THE SYSTEM

APPROACH

Anatoly Evgenevich Mitin, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer,

Svetlana Oktavyevna Filippova, the doctor of pedagogical sciences, the professor,

The Herzen State Pedagogical University of Russian, St.-Petersburg

Annotation

Article is devoted to the application problem in the field of physical culture of humanitarian technologies as modern effective technologies for work with the people, aimed at the constructive relation-

ships building of the teacher with the engaged. The concept of application of humanitarian technologies is submitted from the position of system approach that proved itself in many sciences as the learning tool for complete natural phenomena and society understanding. The system of application of humanitarian technologies in the field of physical culture is considered respective to the sports activity acting as metasystem. The work presents the structural components of the system including the analytical-methodological, managing, manageable, content, organizational, and activity, and providing the systems. The functional components characterizing the stable basic relations between the structural components are presented as gnostic, design, constructive, communicative and organizing components. At analysis of the external environment of the system of application of humanitarian technologies in the field of physical culture, the special attention has been paid to the description of the elements of direct and indirect influence. Elements of the indirect influence are grouped in economic, political, legal, sociocultural and scientific factors. Subjects of the social order and resource provision that directly influence on the efficiency of application of humanitarian technologies by the expert in physical culture are carried to the factors of direct influence, and experience on itself the influence of the results of this process.

Keywords: physical education, humanitarian technologies, systematic approach.

ВВЕДЕНИЕ

Среди общенаучных принципов познания мира, выходящих за рамки построения картины действительности в конкретных дисциплинах, в том числе и в разных областях человекознания, все большее значение приобретает системный подход [1].

Концепция применения в области физической культуры гуманитарных технологий как современных эффективных технологий работы с людьми, направленных на построение конструктивных взаимоотношений педагога и занимающихся, может быть рассмотрена с позиции системного подхода [2]. Представление о системе в целом предполагает ее описание, как части некоей метасистемы, то есть извне, из среды, в которую она вписана и в которой функционирует. Исходя из этого, при анализе процесса применения гуманитарных технологий в области физической культуры как системы, в качестве метасистемы рассматривалась физкультурно-спортивная деятельность. Формирование представления о системе применения гуманитарных технологий в области физической культуры потребовало определения ее внутренней микросреды и внешнего окружения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Внутренняя микросреда системы применения гуманитарных технологий включает тех лиц и те силы, которыми осуществляется деятельность по повышению эффективности решения задач физкультурно-спортивной деятельности, то есть ее структурные и функциональные компоненты (рис. 1).

Структурные компоненты системы применения гуманитарных технологий определены, исходя из специфики физкультурно-спортивной деятельности, и включают следующие подсистемы: аналитико-методологическую, управляющую, управляемую, содержательную, организационно-деятельностную и обеспечивающую. В аналитикометодологическую подсистему входят цель, концептуальные подходы, определяющие особенности применения гуманитарных технологий в области физической культуры, выделенные на их основе теоретические положения: универсальность, комплементарность, эксклюзивность и диагностичность, а также закономерности, определяющие принципы деятельности педагога. Управляющая подсистема - это деятельность специалиста по физической культуре по применению гуманитарных технологий. Ее функционирование определяется двумя блоками: профессиональным (когнитивный компонент «знаю», ко-нативный компонент «умею») и личностным (компонент способностей «могу» и мотивационный компонент «хочу»). Управляемая подсистема - это деятельность занимающихся, которая определяется естественно'-научным компонентом (средовой, групповой, функционально-деятельностный факторы) и мотивоционно-потребностным компонентом (целевой и мотивоционно-ценностный факторы). Содержательная подсистема включает в себя совокупность гуманитарных технологий, которые могут быть использованы как

по отдельность, так и комплексно: создание безопасной физкультурно-образовательной среды, обеспечение конструктивного общения (вербальные, невербальные компоненты, социальная перцепция), рациональное регулирование поведения занимающихся в процессе физкультурно-спортивной деятельности, самоактуализация педагога посредством формирования позитивного профессионального имиджа). Организационно-

деятельностная подсистема определяет алгоритмы разработки, реализации и оценки гуманитарных технологий. Обеспечивающая подсистема обеспечивает условия применения гуманитарных технологий и включает информационное обеспечение (разнообразная информация о ситуации, в которой требуется применение гуманитарных технологий), материально-техническое обеспечение (финансы, инвентарь, оборудование и т.п.) и кадровое обеспечение (количество и квалификация лиц, привлекаемых для реализации гуманитарной технологии).

ВНЕШНЯЯ | СРЕДА

Обратная связь

Рис. 1. Система применения гуманитарных технологий в физической культуре

Функциональные компоненты, характеризуя устойчивые базовые связи между структурными компонентами, представлены гностическим, проектировочным, конструктивным, коммуникативным и организаторским компонентами. Гностический компонент

включает действия, связанные с процессом накопления новых знаний о средствах достижения целей применения гуманитарных технологий, о характеристиках занимающихся, определяющих особенности функционирования всех подсистем, о факторах, определяющих направленность планируемых воздействий. Проектировочный компонент включает действия, связанные с планированием стратегических, тактических и оперативных задач, обеспечивающих повышение эффективности физкультурно-спортивной деятельности за счет применения гуманитарных технологий. Конструктивный компонент включает действия по отбору инструментов воздействия педагога на поведение занимающихся, выстраиванию ситуации, способствующей достижения цели гуманитарной технологии. Коммуникативный компонент включает действия, связанные с осуществлением конструктивного общения между субъектами взаимодействия в процессе применения гуманитарных технологий, педагогом и занимающимися, пониманием педагогом внутреннего мира занимающихся, их мотивированием к необходимым действиям за счет определения позитивной перспективы. Организаторский компонент включает действия по реализации гуманитарных технологий, то есть конкретной организацией взаимодействия субъектов физкультурно-спортивной деятельности во времени и пространстве в соответствии с заранее сформулированной системой принципов, требований и условий. Данные функциональные компоненты находятся в тесной взаимосвязи, общей для всех, кто включен в процесс применения гуманитарных технологий.

Взаимодействие подсистем системы применения гуманитарных технологий порождает процесс, приводящий к достижению поставленной цели, т.е. повышение эффективности решения конкретной задачи, возникающей в физкультурно-спортивной деятельности. Таким образом, можно отметить, что система применения гуманитарных технологий создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания процесса занятий физическими упражнениями.

К внешнему окружению системы применения гуманитарных технологий в области физической культуры относятся «вход», «выход», обратная связь и связи с внешней средой.

К «входу» системы относится все, что характеризует физкультурно-спортивную деятельность, требующую применения гуманитарных технологий. Задача педагога сводится к обеспечению качественного «входа» системы путем проведения анализа, определяющего необходимость и целесообразность применения гуманитарных технологий в сложившейся ситуации, а также возможностей их применения на данный момент. Например, ситуация требует для применения гуманитарных технологий инструментов определенного вида (авторитета, доверия и т.п.), а педагог этим ресурсом не обладает.

«Выходом» системы применения гуманитарных технологий являются показатели эффективности решения поставленной задачи, а также Уровень удовлетворенности результатом как педагога, так и занимающихся.

К компонентам обратной связи системы применения гуманитарных технологий в области физической культуры относятся сведения о степени решения поставленной задачи, необходимости коррекции процесса применения гуманитарных технологий, а также новая информация, способствующая совершенствованию функционирования подсистем.

К характеристикам внешней среды относятся: а) взаимосвязанность факторов, т.е. степень влияния изменения одного фактора на другие внешние факторы; б) сложность, т.е. число и разнообразие факторов; в) подвижность изменения внешней среды; г) неопределенность как относительная скорость изменения среды.

Факторами внешней среды являются как элементы прямого, так и элементы косвенного воздействия. Косвенное воздействие обычно проявляется опосредованно (через другие факторы или в совокупности). На основании схемы внешнего окружения системы, представленной в работе Р.А. Фатхутдинова [4] и описания факторов внешней среды, представленной в работе А.Н. Трояна [3], рассмотрим внешнее окружение системы при-

менения гуманитарных технологий в области физической культуры (рис. 2).

Контингент

занимающихся

Факторы

косвенного

воздействия

Научные факторы

Факторы

прямого

воздействия

Рис. 2. Взаимодействие системы применения гуманитарных технологий с внешней средой

Условно элементы среды косвенного воздействия можно сгруппировать в экономические, политические, правовые, социокультурные и научные факторы. Влияние экономических факторов определяется уровнем развития и состояния экономики. Их влияние осуществляется через возможности финансирования физкультурно-спортивной деятельности, а, следовательно, и той деятельности специалиста по физической культуре, в которой применяются гуманитарные технологии. На занятия физическими упражнениями также оказывает влияние и благосостояние населения. Данный фактор во многом определяет выбор гуманитарных технологий и их инструментария.

Политические факторы, с одной стороны, определяют общий фон развития физической культуры (ориентированность на международные стандарты, на общечеловеческие, либо национальные ценности, идеология и др.); с другой - на каждом этапе своего развития государство вырабатывает образовательную политику в области физической культуры, определяющие ее общие цели и принципы.

Правовые факторы. На деятельность специалиста по физической культуре, в том числе и по применению гуманитарных технологий, большое влияние оказывает характер действующего законодательства как в сфере образования, так и в сфере физической культуры, в котором определены основные требованию к осуществлению физкультурноспортивной деятельности.

Социокультурные факторы определяют изменение спроса на услуги в области физической культуры, мотивы и активность занимающихся, что в свою очередь влияет на выбор специалистом по физической культуре гуманитарных технологий.

Научные факторы определяют наличие и приоритетность концепций осуществления физкультурно-спортивной деятельности с разными группами населения. Уровень научных исследований в области физической культуры во многом обусловливает деятельность педагогов по повышению эффективности занятий физическими упражнениями. Таким образом, влияние факторов косвенного воздействия на систему применения гуманитарных технологий прослеживается во всех аспектах деятельности специалиста по физической культуре.

К факторам прямого воздействия относятся субъекты социального заказа и ресурсное обеспечение, которые непосредственно влияют на эффективность применения гуманитарных технологий специалистом по физической культуре, и испытывают на себе воздействие результатов этого процесса.

Основным субъектом социального заказа являются занимающиеся. В ресурсном обеспечении физкультурно-спортивной деятельности можно выделить следующие составляющие: контингент занимающихся, идеологические факторы, профессиональные факторы, исследовательские факторы, информационно-методические факторы.

Контингент занимающихся. Цели, задачи, специфика применения гуманитарных технологий во многом определяются характеристиками контингента занимающихся.

Идеологические факторы определяют идеологию отношений педагога и занимающихся физическими упражнениями. Например, провозглашение личностноориентированного подхода как парадигму образования повышает потребность в применении гуманитарных технологий.

Профессиональные факторы определяются уровнем профессиональной компетентности специалистов по физической культуре в области гуманитарных технологий. Это определяется содержанием программам профессионального образования тех учреждений, которые осуществляют их подготовку.

Исследовательские факторы - это уровень исследований проблем применения гуманитарных технологий в области физической культуры, оценки различных факторов, определяющих их результативность.

Информационно-методические факторы - это наличие методических разработок, позволяющих педагогу грамотно разрабатывать, использовать и оценивать гуманитарные технологии, а также доступность информации о различных аспектах применения гуманитарных технологий в области физической культуры. Обозначенные факторы во многом определяют прямое воздействие внешней среды на систему применения гуманитарных технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенное исследование показало, что основанием для использования системного подхода в анализе гуманитарных технологий как научнопедагогического явления в области физической культуры выступает наличие в процессе их применения существенных и достаточных признаков системы:

а) применение гуманитарных технологий в процессе занятий физическими упражнениями качественно обособлено от других процессов, связанных с решением задач физкультурно-спортивной деятельности (обучения, воспитания, развития, тренировки и т. п.);

б) обладает гетерогенностью строения - как в плане многоуровневости и разнородности его субъектов (специалист по физической культуре, занимающиеся, родители и т.п.), так и по структурной организации, а также по характеру координационных и субординационных связей между компонентами;

в) характеризуется интегральными свойствами, так как гуманитарные технологии выступают в качестве формы не только транслирующей, но и трансформирующей определенный тип социальных связей, обладают собственной логикой развития и инерцией, позволяющими оказывать качественное влияние на систему социальных отношений в различных видах физкультурно-спортивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акименко, В.И. Системный подход к управлению процессом подготовки в парусном спорте / В.И. Акименко, Г.Е. Ковалев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2007. - № 1 (23). - С. 3-16.

2. Митин, А.Е. Методические подходы к разработке гуманитарных технологий в физической культуре и оценка эффективности их применения / А.Е. Митин, С.О. Филиппова, Е.А.

Митин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 3. - С. 15-19.

3. Троян, А.Н. Управление дошкольным образованием : учеб. пособие / А.Н. Троян. - М. : Сфера, 2005. - 160 с.

4. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент : учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - СПб. : Питер, 2002. - 400 с.

REFERENCES

1. Akimenko, V.I. and Kovalev, G.E. (2007), “System approach to management of preparation process in sailing”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 3-17.

2. Mitin, A.E., Filippova, S.O. and Mitin, E.A. (2009), “Methodical approaches to development of humanitarian technologies in physical culture and an assessment of efficiency of their application”, Physical culture: education, education, training, No. 3, рр. 15-19.

3. Trojan, A.N. (2005), Management of preschool education, publishing house “Sphere”, Moscow.

4. Fatkhutdinov, R.A. (2002), Innovative management, publishing house “Peter”, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.10.2013.

УДК 37.71:373(438)

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ВОСПИТАНИЯ В

ШКОЛАХ ПОЛЬШИ

Инна Витальевна Мордвинова, аспирант,

Сумской государственный педагогический университет имени А. С. Макаренко (СумГПУ имени А. С. Макаренко), г. Сумы, Украина

Аннотация

В статье проанализированы содержательные основы здоровьесберегающего воспитания младших школьников Польши: учебные, воспитательные программы, проекты по укреплению здоровья младших школьников. Задачей школы является здоровьесберегающее воспитание, направленное на формирование выработки привычки заботиться о своем здоровье и здоровье других людей, а также на создание благоприятных условий для здоровья. В польских школах на всех этапах обучения укрепление здоровья осуществляется с помощью физического воспитания, биологии, естествознания (окружающая среда), семейного воспитания и межпредметных связей. Польские школы работают по таким образовательным и профилактическим программам, как: профилактическая программа борьбы со СПИДом и ВИЧ-инфекциями, «Чистый воздух вокруг нас», «Мой ребенок идет в школу», «Стакан молока», «Держи форму», «Фрукты в школе», «Здоровое питание и физическая активность в школах», «Не курите передо мной, пожалуйста».

Ключевые слова: содержательные основы, здоровьесберегающее воспитание, младшие школьники, начальная школа, учебные и профилактические программы, проекты.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p104-110

CONTENT BASES FOR HEALTH SAVING EDUCATION AT POLISH SCHOOLS Inna Vitalievna Mordvinova, the post-graduate student,

Sumy State Pedagogical University by А.S. Makarenko,

Sumy, Ukraine

Annotation

Content bases of health saving education of junior schoolchildren of Poland are analyzed in the article: educational and prophylactic programs, projects aimed at strengthening the health of junior schoolchildren. The task of school is the health saving education aimed at the training the habit to care of the own health and health of other people, and at creation of favorable conditions for health. The Polish

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.