Научная статья на тему 'Концепция представления расписания занятий в официальном Интернет-представительстве вуза'

Концепция представления расписания занятий в официальном Интернет-представительстве вуза Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ / ВУЗ / ИНТЕРНЕТ-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Каменев Александр Владимирович, Акинчев Андрей Игоревич, Мекшенева Алена Алексеевна, Шестопалова Алина Юрьевна, Артемов Андрей Владимирович

В статье рассмотрены основные трудности, возникающие при решении задачи представления расписания занятий в официальном Интернет-представительстве вуза, а также описана концепция представления и хранения информации для решения данной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Каменев Александр Владимирович, Акинчев Андрей Игоревич, Мекшенева Алена Алексеевна, Шестопалова Алина Юрьевна, Артемов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция представления расписания занятий в официальном Интернет-представительстве вуза»

Концепция представления расписания занятий в официальном Интернет-представительстве вуза Каменев А. В.1, Акинчев А. И.2, Мекшенева А. А.3, Шестопалова А. Ю.4, Артемов А. В.5, Новиков С. В.6

1Каменев Александр Владимирович /Kamenev Aleksandr Vladimirovich - студент-магистр;

2Акинчев Андрей Игоревич /Akinchev Andrey Igorevich - студент;

3Мекшенева Алена Алексеевна /Meksheneva Alena Alekseevna - студент-магистр;

4Шестопалова Алина Юрьевна / Shestopalova Alina Jur'evna - студент-магистр;

5Артемов Андрей Владимирович / Artemov Andrej Vladimirovich - кандидат технических наук,

доцент,

кафедра программной инженерии;

6Новиков Сергей Владимирович / Novikov Sergey Vladimirovich - кандидат технических наук,

доцент,

кафедра информационных систем, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, г. Орёл

Аннотация: в статье рассмотрены основные трудности, возникающие при решении задачи представления расписания занятий в официальном Интернет-представительстве вуза, а также описана концепция представления и хранения информации для решения данной задачи.

Ключевые слова: расписание занятий, вуз, Интернет-представительство.

Современный уровень образования требует постоянного внедрения в учебный процесс информационных технологий и систем, способствующих упрощению взаимодействия учащихся с образовательной организацией. Одним из наиболее востребованных и просматриваемых ресурсов является расписание занятий.

Традиционно расписание занятий представляется на информационных стендах в здании учебного учреждения. Такая форма представления информации имеет ряд недостатков:

1) при необходимости внесения правок и изменений в расписание занятий требуется заново печатать бумажные экземпляры, либо (если расписание находится в рукописном виде) переписывать его [1];

2) студенты и преподаватели имеют доступ к расписанию только в часы работы учебного учреждения;

3) студенты и преподаватели не могут оперативно просматривать изменения в расписании занятий;

4) возникают трудности, связанные с распространением расписания занятий между студентами и преподавателями.

Исходя из перечисленных недостатков, вузам необходимо переходить от бумажных версий расписания занятий к электронным. Так, наиболее удачным решением является его размещение в официальном Интернет-представительстве организации.

При использовании описанного подхода к представлению расписания занятий предполагается наличие двух основных взаимодействующих компонентов: реляционной базы данных, в которой хранится информация об учебных занятиях, и Интернет-представительства образовательной организации, на одной из страниц которого предполагается вывод данной информации в определенной форме.

Информация о занятиях в базе данных хранится в виде записей, каждая из которых характеризуется следующими основными полями:

1) название дисциплины;

2) тип занятия (лекция, практика, лабораторная работа);

3) номер пары по порядку в указанный учебный день;

4) день недели;

5) корпус, в котором проводится занятие;

6) номер аудитории в корпусе;

7) номер группы;

8) преподаватель;

9) временная метка, характеризующая дату занятия [2].

При этом необходимо ввести связь между студенческой группой и курсом обучения, а также преподавателем и кафедрой, что необходимо для построения процесса выборки. Помимо перечисленных полей, в базе данных могут содержаться поля, характеризующие номер подгруппы, если группа на таковые делится (в зависимости от профиля или по другим причинам), профиль обучения.

Благодаря такому подходу к хранению информации имеется возможность выводить расписание занятий с различных точек зрения:

1) расписание занятий студентов;

2) расписание занятий преподавателей;

3) расписание занятий в аудиториях.

Для этого достаточно лишь определенным образом обработать хранимые данные и представить информацию в нужном формате в соответствии с перечисленными точками зрения.

При рассмотрении вопроса представления расписания занятий особое место отводится процессу выбора пользователем нужного расписания. Рассмотрим данный процесс на примере расписания занятий студентов. Наиболее простым решением здесь выглядит следующее: вывести полный список групп, из которого пользователи смогут выбрать нужную группу и просмотреть соответствующее расписание. Однако в вузах обучается достаточно большое число студентов и, как следствие, число групп достаточно велико, в связи с чем, подобный способ организации выборки вызовет большие трудности у простых пользователей, ведь искать нужную группу среди огромного их числа довольно сложно, не говоря уже о низком уровне эстетичности такой выборки.

В таком случае рациональнее разбить процесс выбора на этапы, на каждом из которых будут отсекаться лишние элементы. Для расписания студентов можно использовать следующую последовательность выбора: факультет, курс, группа. Аналогично, для преподавателей: факультет, кафедра, преподаватель; для аудиторий: корпус, аудитория.

Наиболее удобной и привычной пользователям формой вывода расписания занятий является табличная, с разбиением по неделям. При этом пользователи должны иметь возможность просматривать расписание занятий на последующие и предыдущие недели.

С технической точки зрения расписание занятий - достаточно большой массив данных, на обработку которых у пользовательских компьютеров и web-сервера будет уходить достаточно много времени, если загружать весь этот массив целиком (расписание группы на семестр). Поэтому надо подгружать данные из хранилища по мере необходимости, причем данный механизм должен быть максимально удобен для пользователя. Для реализации такой задачи подходит технология AJAX. Наиболее рационально подгружать с её использованием расписание занятий на очередную неделю, при нажатии пользователя на соответствующий управляющий элемент страницы. На сервер в качестве параметров передаются выбранные пользователем значения, а ответом будет служить массив данных с расписанием занятий, соответствующим указанным параметрам.

Литература

1. Бартенев А. С. Обзор основных вопросов автоматизированного составления

расписания занятий в высшем учебном заведении. [Электронный ресурс]:

Современные научные исследования и инновации, 2011. № 5. Режим доступа:

http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2576/ (дата обращения: 10.11.2016).

2. Кузьмичев А. Б. Модель базы данных для составления расписаний / Кузьмичев А. Б., Рудаков В. В. // Информационные технологии. Радиоэлектроника. Телекоммуникации, 2015. № 5-1. С 346-349.

Построение теней на поверхности цилиндра с наклонной осью

1 2 Улюмджиева Г. В. , Гельманова М. О.

'Улюмджиева Гиляна Вячеславовна / Ulyumdzhieva Gilyana Vyacheslavovna - магистр, Институт фундаментального образования;

2Гельманова Маргарита Олеговна / Gelmanova Margarita Olegovna - магистр, кафедра архитектуры промышленных и гражданских зданий, Институт строительства и архитектуры Московский государственный строительный университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрены способы построения собственной тени на цилиндрической поверхности.

Ключевые слова: построение теней, поверхность второго порядка, цилиндрическая поверхность.

Рассмотрим два способа построения собственной тени на поверхности цилиндра с наклонной осью: способ вспомогательной проекции луча и способ построения тени цилиндра с помощью вспомогательных плоскостей P и Q. Также собственную тень наклонного цилиндра можно построить при помощи построения сферы, которая является касательной к основанию цилиндра.

На рис. 1 показан способ вспомогательной проекции луча и построение проекций кругового цилиндра. Этот способ обычно используется для определения освещенности цилиндрических поверхностей, у которых образующие не перпендикулярны плоскости проекций. Для построения тени используется следующий алгоритм: выбираем произвольный отрезок 12 на оси цилиндра и из точки 2 проводим световой луч. Определяем точку его пересечения с плоскостью (точка 3), которая является перпендикулярной к оси цилиндра и проходит через точку 1. Отрезок 13 является проекцией луча на плоскость основания цилиндра. Проведем касательные, параллельные проекциям отрезка 13, к эллипсу нижнего основания цилиндра на горизонтальной и фронтальной проекциях. Через точки касания проведем образующие, которые являются границей собственной тени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.