Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ПОРЯДКА МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА КАПУСТИНА '

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ПОРЯДКА МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА КАПУСТИНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право / общая теория права / юридическая догматика / правовой порядок / правоведение / law / general theory of law / legal dogmatics / legal order / jurisprudence

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сангулия Аслан Даурович

В статье рассматривается учения выдающегося русского правоведа второй половины XIX века М.Н. Капустина о правовом порядке. Автор статьи показывает, что теоретические положения учения М.Н. Капустина о правовом порядке сформулированы в результате применения догматического подхода к изучению права. По его мнению, М.Н. Капустин в своей догматической концепции правового порядка предпринял удачную попытку интеграции основных подходов к изучению права, представленных школой естественного права, юридическим позитивизмом и исторической школой права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF LEGAL ORDER MIKHAIL NIKOLAEVICH KAPUSTIN

The article examines the teachings of the outstanding Russian jurist of the second half of the XIX century M.N. Kapustin on the legal order. The author of the article shows that the theoretical provisions of M.N. Kapustin's teaching on the legal order are formulated as a result of the application of a dogmatic approach to the study of law. In his opinion, M.N. Kapustin, in his dogmatic concept of the legal order, made a successful attempt to integrate the main approaches to the study of law presented by the school of natural law, legal positivism and the historical school of law.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ПОРЯДКА МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА КАПУСТИНА »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_59 УДК 340

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ПОРЯДКА МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА КАПУСТИНА THE CONCEPT OF LEGAL ORDER MIKHAIL NIKOLAEVICH KAPUSTIN

САНГУЛИЯ Аслан Даурович,

старший преподаватель кафедры Государства и права юридического факультета Абхазского государственного университета. Республика Абхазия, г. Сухум, ул. Университетская, 1. E-mail: asanguliya@mail.ru;

SANGULIYA Aslan Daurovich,

Senior lecturer of the State and Law Department of the Faculty of Law of Abkhazian State University. Sukhum, Republic of Abkhazia. E-mail: asanguliya@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается учения выдающегося русского правоведа второй половины XIX века М.Н. Капустина о правовом порядке. Автор статьи показывает, что теоретические положения учения М.Н. Капустина о правовом порядке сформулированы в результате применения догматического подхода к изучению права. По его мнению, М.Н. Капустин в своей догматической концепции правового порядка предпринял удачную попытку интеграции основных подходов к изучению права, представленных школой естественного права, юридическим позитивизмом и исторической школой права.

Abstract: The article examines the teachings of the outstanding Russian jurist of the second half of the XIX century M.N. Kapustin on the legal order. The author of the article shows that the theoretical provisions of M.N. Kapustin's teaching on the legal order are formulated as a result of the application of a dogmatic approach to the study of law. In his opinion, M.N. Kapustin, in his dogmatic concept of the legal order, made a successful attempt to integrate the main approaches to the study of law presented by the school of natural law, legal positivism and the historical school of law.

Ключевые слова: право, общая теория права, юридическая догматика, правовой порядок, правоведение.

Keywords: law, general theory of law, legal dogmatics, legal order, jurisprudence.

Для цитирования: Сангулия А.Д. Концепция правового порядка Михаила Николаевича Капустина // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 59-61. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_59.

For citation: Sanguliya A.D. The concept of legal order Mikhail Nikolaevich Kapustin // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 59-61. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_59.

Статья поступила в редакцию: 29.07.2023

Очевидно, современная фундаментальная правовая наука берет свое начало в идее догматического способа изучения права. Такой способ обладает значительным потенциалом позитивизма и по своей сути предполагает правопонимание, которое принято называть юридическим позитивизмом. Джон Остин (1790 - 1859) был первым, кто понял необходимость догматического подхода к праву, который решал главную задачу его учения - освободить изучение права от моральной философии, так как наука права не может содержать оценочных суждений. В основе его методологии лежал принцип, согласно которому право следует отождествить с законом, а юридические понятия необходимо извлекать из самого действующего права. Таким образом, в отличие от господствующего еще недавно натуралистического правопонимания (школа естественного права), главной задачей науки права становится анализ правовых норм, которые превращаются в единственный предмет исследования, из этого она должна черпать свое содержание. Собственно, этот принцип, одновременно, есть и метод, который принято называть формально-догматическим.

Следует сказать, что любая наука не может обойтись без догматики, то есть, без выработанной в ее контексте системы непререкаемых истин, выраженных в совокупности понятий. В этом смысле догматизм, конечно, имеет и отрицательную сторону, которая состоит в признании всеобщего и необходимого характера знаний, которые, на самом деле, могут иметь относительный характер. Но, с другой стороны, именно это делает науку систематической сферой знаний, инструментом познания действительности, не говоря уже о том, что лишь, таким образом, то есть догматически, эту науку можно сделать учебной дисциплиной, преподаваемой в университете, что обеспечивает трансляцию и развитие ее знаний новыми поколениями.

Возникновение российской правовой науки и ее дальнейшее триумфальное развитие в конце XIX - начале XX века обязано именно догматической методологии. Ее применение, очевидно, берет свое начало в «Энциклопедии законоведения» К.А. Неволина (1806 - 1855), который предпринял эффективную попытку изложить общие для всех правовых наук начала, опираясь не умозрительную методологию извлечения понятий из более общих принципов, диктуемых разумом, а из самого законодательства [1]. Эта попытка, конечно, не была реализована полностью, благодаря теологизму методологии теоретика, его склонности к метафизическим обобщениям телеологического характера. Но важно то, что им вполне сознательно ставилась проблема метода, понималась необходимость догматического подхода к праву.

Другой пример дает вторая половина XIX века, когда развивающееся правоведение требовало новой методологии и, соответственно, новой науки права. Решение этой задачи было сопряжено с интеграцией правового знания, с созданием более общего по сравнению с отраслевыми науками подхода к праву, с расширительной трактовкой права. Но в контексте устоявшегося в среде юристов убеждения в том, что только позитивизм можно рассматривать в качестве научного подхода к праву, не было альтернативы догматическому подходу. То есть, речь шла об индуктивном характере этой науки, о том, что содержание общего знания о праве должно быть результатом теоретических обобщений действующего законодательства. Хотя данная тенденция породила множество юридических теорий второй половины XIX века, существовал общий век-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 10(226)

тор эволюции, который указывал на создание общей теории права, руководствующейся данными методологическими установками. Эта теория была создана выдающимся русским теоретиком права Н.М. Коркуновым (1853 - 1904). Его «Общая теория права» открывает новую эпоху в российском правоведении, со всеми ее многочисленными направлениями и школами. Но главное заключается в фактической реабилитации и признании научными сообществом догматической методологии для изучения права.

Но Н.М. Коркунов рассматривает создание этой фундаментальной правовой науки, принципы которой он изложил в своем главном труде «Лекции по общей теории права» [2], как закономерный процесс, состоящий в тенденции обобщения правового знания, имеющей свои исторические формы проявления. На закономерность этого процесса указывают некоторые плодотворные попытки теоретиков права решить эту задачу ранее. Одна из таких плодотворных попыток, на которую указывает Н.М. Коркунов, была предпринята М. Н. Капустиным [3], заслуга которого состояла в применении догматического подхода к изучению права. Результатом этого было общее учение о праве.

Как отмечают современные исследователи, «М.Н. Капустин первым в юридической литературе дал науке, имеющей предметом общее учение о праве, название обшей теории права. Название «энциклопедии права» или «энциклопедии юридических и политических наук», по его мнению, правильнее применять к совокупности всех правовых наук, а не к особой науке, которой является теория права. Не создавая собственной правовой теории, М.Н. Капустин в своем учении последовательно проводит особый взгляд на природу юридических явлений, на предназначение права» [4 с. 5]. Примечательно, что сам М.Н. Капустин утверждает, что в его задачу не входит создание юридической теории, он лишь стремится изложить систему юридических понятий, являющихся результатом обобщения действующих юридических норм. Он отмечает это в своей первой работе «Теория права (юридическая догматика)», указывая, что «Я не имел в виду создать новую теорию права, хотя, конечно, старался сохранить во всем изложении единство принципов. Заслуга моя, если действительно я сумел выполнить свою задачу, состоит лишь в том, что я систематически изложил результаты современной науки и собрал указания и общие сведения, которые необходимы каждому образованному юристу. Труд мой не останется бесплодным, если он возбудит любовь к науке, облегчит изучение одной из самых трудных, многообъемлющих и высоких областей человеческого ведения» [5 с. 4].

Но даже из приведенной цитаты видно, что решение поставленных в работе задач, хотя и имело методическое значение, было сопряжено с достижением научных результатов, связанных и изучением права на основе относительно нового догматического подхода. Такая оценка собственного исследования, состоящая в указании на то, что перед ним не стояла задача создания новой теории, очевидно, является проявлением исключительной скромности ученого. Здесь мы обратим внимание на теоретические положения учения М.Н. Капустина о правовом порядке, к которым он приходит в результате применения догматического подхода к изучению права.

Правовой порядок М.Н. Капустин рассматривает как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения. Можно также сказать, что, согласно теоретику, он представляет собой урегулированные нормами права общественные отношения. По своему социальному значению правовой порядок представляет собой вспомогательное средство, он необходим потому, что нравственный порядок не может быть эффективным в силу низкого уровня нравственного сознания людей. Соответственно, когда уровень нравственного сознания значительно повысится, правовой порядок утратит свое значение. Таким образом, М.Н. Капустин устанавливает существование двух видов порядка - внутренний и внешней - первый из которых обусловлен самой природой человека, включающей совесть и сострадание, свободу воли, а второй необходимостью внешнего принуждения.

Теоретик исходит из того, что борьба является естественным состоянием человека, но человек не может существовать отдельно от других людей, совместная жизнедеятельность является условием его жизни. Таким образом, он выделяет две взаимосвязанные стороны человека - его социальность, обусловленную идентичностью другим индивидам, что определяет его жизнь в обществе, и отдельность, состоящую в самосознании индивида как лица, обладающего собственными интересами. Единство этих двух сторон состоит в том, что отдельность человека возможна лишь посредством его социальности. Сама же социальность представляет собой совместную жизнедеятельность, основанную на общих правилах, то есть, на признании необходимости ограничения личной свободы. Это - социальный порядок, функционирование которого обусловлено нравственностью лиц составляющих целое. По своей природе он является самоограничением свободы, основанном на совести и на понимании того, что оно является средством ее реализации. То есть, сам этот порядок является важнейшей ценностью, когда отношения индивидов опосредованы отношением с их обществом, которое ее и представляет.

Однако отношения, основанные на совести, самоограничения лиц, обусловленные социальным порядком, существуют как идеал, достижение которого является лишь перспективой, но не современной реальностью. Поэтому внутренний порядок порождает внешний, когда общественная власть формулирует требования социального порядка как обязательные предписания и создает необходимые условия для их соблюдения, основанные на принуждении. Так возникает внешний, то есть, юридический порядок. Основой такого порядка является право. М.Н. Капустин пишет: «Идеал общества, в котором все отношения определялись бы исключительно нравственностью, никогда не осуществится; даже в семействе и в церкви, в основе которых лежит нравственность, оказывается необходимым внешний порядок и принуждение. Исполнение нравственных требований во всем их объеме доступно сравнительно немногим. С другой стороны, нравственный порядок, как свободный, должен достигаться усилиями каждого лица, и юридический порядок делает возможными и облегчает эти усилия... Нравственность выше права, но совместная жизнь людей невозможна вне юридического порядка, он остается необходимым условием жизни, пока человеческая природа не изменится в существе своем» [5 с. 32 - 33].

В заключение необходимо сказать, что догматический подход к праву в российском правоведении, как кажется, никогда не был реализован в полной мере. Это справедливо и в отношении юридического позитивизма в целом, в правовые концепции которого всегда проникали

идеи естественного права, либо исторической школы права. Учение М.Н. Капустина не является исключением из этого общего правила. В ней можно заметить идеи учения как Р. Иеринга, так и И. Канта, очевидны и некоторые идеи исторической школы права. В нем очевидны и некоторые начала социологического подхода, требующего расширительной трактовки права. Так, не смотря на апелляцию к догматической методологии, М.Н. Капустин апеллирует к некоторому образу социальной природы человека, выводя нравственный и, соответственно, правовой порядок из ее основ. Он далек от установки Дж. Остина исключить из арсенала исследования моральную философию, напротив, полагая, что она имеет фундаментальное значение для правоведения. В то же время, ученый искренне верит в догматическую природу своего учения, подразумевая под догматическим методом формулирование некоторой совокупности фундаментальных для учения о правовом порядке принципов.

Библиография:

1. Неволин К.А. Энциклопедия законоведения / Неволин К.А. // Полное собрание сочинений. Т. 1 «Энциклопедия законоведения». СПб.: Типография Эдуарда Праца. 1857. - 501 с.

2. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб.: Магазин Н.К. Мартынова, 1914. - 427 с.

3. Коркунов Н.М. Вступительная лекция в курс энциклопедии права, читанная в Петербургском университете 30 ноября 1878 г. // Наука права и естествознание / Коркунов Н.М. Сборник научных статей. СПб., 1898.

4. Капустин М.Н. Юридическая энциклопедия (догматика). СПб.: Типография одиночной Санкт-Петербургской тюрьмы, 1893. - 362 с.

5. Капустин М.Н. Теория права (юридическая догматика). М.: Университетская типография (Катков и Ко), 1868. - 352 с.

References:

1. Nevolin K.A. Encyclopedia of jurisprudence / Nevolin K.A. // Complete works. Vol. 1 "Encyclopedia of Jurisprudence". St. Petersburg: Printing house of Eduard Prats. 1857. - 501 p.

2. Korkunov N. M. Lectures on the general theory of law. St. Petersburg: N.K. Martynov's Shop, 1914. - 427 p.

3. Korkunov N.M. Introductory lecture to the Encyclopedia of Law course, read at St. Petersburg University on November 30, 1878 // Science of Law and Natural Science / Korkunov N.M. Collection of scientific articles. St. Petersburg, 1898.

4. Kapustin M.N. Legal encyclopedia (dogmatics). St. Petersburg: Printing house of the solitary St. Petersburg prison, 1893. - 362 p.

5. Kapustin M.N. Theory of law (legal dogmatics). Moscow: University Printing House (Katkov and Co.), 1868. - 352 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.