Научная статья на тему 'Концепция правового государства П. И. Новгородцева'

Концепция правового государства П. И. Новгородцева Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3357
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / ЛИЧНОСТЬ / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ПРАВО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НРАВСТВЕННОЕ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ / LAW-BASED STATE / LAW / PERSONALITY / THE NATURAL RIGHT / THE RIGHT POSITIVE / SEPARATION OF POWERS / CIVIL SOCIETY / MORAL NECESSITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денильханов Асланбек Хаважович

В статье рассмотрена трактовка правового государства, принципов его построения и механизмов функционирования русским мыслителем П.И. Новгородцевым. В основе правового государства у него лежит принцип нравственного долженствования. Центральная идея водится к тому, что основой отношений между государством и гражданином выступает право как система норм, обязательная для них обоих независимо от конкретных политических целей, стремлений, социальных условий и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Low-Based State by P.I. Novgorodtsev

In the article "The Concept of Law-based State by P.I. Novgorodtzev" the following aspects are considered: the treatment of the law-based state, the principles of its development and functioning tools. According to the author's vision of the law-based state the key principle of moral approach is considered. By the author's opinion the key message of the law-based state is the law acting as the system of norms in the basic relationship between the state and citizen. This system is obligated to both of them regardless of the concrete political goals, aims, social condition and etc.

Текст научной работы на тему «Концепция правового государства П. И. Новгородцева»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2009. № 4

А.Х. Денильханов, канд. полит. наук, преподаватель философского

факультета и факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА П.И. НОВГОРОДЦЕВА

В статье рассмотрена трактовка правового государства, принципов его построения и механизмов функционирования русским мыслителем П.И. Нов-городцевым. В основе правового государства у него лежит принцип нравственного долженствования. Центральная идея водится к тому, что основой отношений между государством и гражданином выступает право как система норм, обязательная для них обоих независимо от конкретных политических целей, стремлений, социальных условий и т. п.

Ключевые слова: правовое государство, право, личность, естественное право, право положительное, разделение властей, гражданское общество, нравственное долженствование.

In the article "The Concept of Law-based State by P.I. Novgorodtzev" the following aspects are considered: the treatment of the law-based state, the principles of its development and functioning tools. According to the author's vision of the law-based state — the key principle of moral approach is considered. By the author's opinion the key message of the law-based state is the law acting as the system of norms in the basic relationship between the state and citizen. This system is obligated to both of them regardless of the concrete political goals, aims, social condition and etc.

Key words: law-based state, law, personality, the natural right, the right positive, separation of powers, civil society, moral necessity.

Основополагающими идеями концепции правового государства выдающегося русского ученого Павла Ивановича Новгородцева (1866—1924) стали: 1) дуализм права, т. е. деление его на естественное и положительное; 2) учение о нравственной личности как высшей норме права и подлинной основе построения правового государства; 3) идея единства власти и необходимости разделения властей.

П.И. Новгородцев заявлял, что фундаментальное положение его теории о естественном праве и его "социальной нравственно-санкционирующей функции" означает признание правового дуализма, при этом естественное право, по его мысли, для государства имеет приоритетное значение. Право и правовое государство "для настоящего времени являются этическим минимумом, обеспечением элементарных условий общежития" [Новгородцев, 1909, с. 12].

Бытие П.И. Новгородцев делит на сущее и должное. Сущее рассматривается им с точки зрения законов природы, а должное необходимо для нравственной оценки мира долженствования. Неотъемлемые права личности находятся в мире должного, и переход их в ре* Денильханов Асланбек Хаважович, e-mail: pretor2008@mail.ru.

альный мир зависит от нравственного совершенствования общества. Подобное деление быггия связано у мыслителя с необходимостью постоянной оценки личностью сущего с позиции должного. Как и мир природы, мир нравственности необходимо постепенно познавать человеческим разумом через призму долженствования. Такой подход позволяет оценивать действующее (положительное, или нормативное) право с точки зрения нравственности, так как оно нуждается либо в оправдании, либо в критике. Эту функцию в государстве выполняет "нравственное сознание общества", другими словами — гражданское общество, которое создает "субстанциональные основы права". Поскольку между личностью и обществом, сущим и должным не может быгть полной гармонии, рассуждал П.И. Новгородцев, то идеал и действительность тоже не могут составлять единого целого. Следовательно, в общественном устройстве, в праве как регуляторе общественный отношений, также существует единство и борьба противоположностей, и противопоставление естественного права положительному выдвигается самой жизнью. Ученый справедливо отмечал, что некоторые особенности положительного права обостряют это противоречие на определенный этапах исторического развития. Общественная жизнь постоянно развивается, требуя новык форм и установлений, она опережает консервативные нормы положительного права. Возникают конфликты между старыми законами и новыми прогрессивными стремлениями. В этих конфликтах, по мнению П.И. Новгородцева, обыгано и зарождается естественное право как "требование реформ и изменений в существующем строе" и происходит постоянное обновление нормативных актов (права положительного). Тем самым определяется перспектива права, которая напрямую связана с правовым идеалом. Источником последнего является, по П.И. Новгородцеву, естественное право, возможность нравственного суда над действующими правовыми нормами1.

Согласно теории П.И. Новгородцева, право стоит над государством и должно ограничивать его волю. "Закономерное объявление государством своей воли, — писал он, — есть не более как момент

1 Такой подход к проблеме права весьма актуален и в наши дни, когда идет его переоценка и переработка как в целом, так и по отдельным отраслям и институтам. Право необходимо рассматривать не только как простую формализацию сложившихся или утвердившихся социальных отношений, которые могут иметь различный характер в зависимости от формы государственной власти и политического режима и не всегда способствуют социальной и юридической стабильности государства. Нормативное право должно формироваться с учетом нравственной оценки существующей действительности, оно призвано защищать истинные общечеловеческие ценности естественного права: свободу, равенство (как равенство возможностей), спра-ведливость и т.д. При этом не менее важную роль играет правоприменительная практика, механизм реализации правовых норм и соответствующие санкции, без которым право приобретает лишь статус декларатив-ных норм и не служит благу человека, интересам общества и государства.

формальный, являющийся средством к распознанию обязательных актов, но не источником их обязательности. Когда же мы ищем этого источника, мы должны выйти за пределы той воли, которая подлежит ограничению" [Новгородцев. Государство и право..., 1904, с. 435]. Государственная воля ограничивается подчинением всеобщему и справедливому закону (естественному праву), который "стоит над государством и направляет его деятельность". В этом случае право становится руководящим началом в государстве, приобретающем характер правового2. Лишь баланс сил и интересов государственной власти и граждан обеспечивает соблюдение права.

Естественное право признает "неотчуждаемые права личности". Понятие личности в политической теории П.И. Новгородцева является особой социальной категорией. "Надо признать, — пишет ученый, — не гармонию, а антиномию личного и общественного начал раскрывают нам искания наших дней ... душевная жизнь личности шире и глубже политики и общественности, и потому спасения и удовлетворения человек должен искать не только в обществе, но прежде всего в себе, в своих собственный силах и средствах" [Новгородцев, 1991, с. 43].

С этих же позиций ученый подходил и к трактовке прав и свобод личности. В основе такого подхода заложен "принцип индивидуализма", который позволяет считать источником неотчуждаемый прав личности саму свободную личность и ее принадлежность к особому миру должного. Неотчуждаемые права, считал П.И. Новгородцев, — это выражение "самостоятельного абсолютного значения личности, которое должно принадлежать ей при всяких формах политического устройства... На них не может посягать государственный абсолютизм без того, чтобы не утратить моральности своего существования" [Новгородцев, 1902, с. 294—295]. К ним относятся все буржуазно-демократические права и свободы: неприкосновенность личности, право на образование союзов, свобода договоров, право частной собственности и т. д.

По учению И. Канта, ставшему философским обоснованием концепта правового государства и полностью разделяемому П.И. Новгородцевым, человек не должен быгть средством для достижения каких-либо целей, он есть цель в самом себе [Кант. Основы метафизики нравственности..., с. 269; Кант. Критика практического разума..., с. 414]. Из этого возникают и неотъемлемые права граждан (свобода, ограниченная только такими законами, в создании которых участвовал гражданин), и юридическое равенство, и гражданская самостоятельность, заключающиеся в том, что своему существованию и самосохранению человек обязан собственным силам, а не чьему-то усмотрению.

2 Данный постулат и в современной литературе рассматривается в качестве одного из основных критериев при определении правового государства.

Правовое государство в идеале "покоится на понятии гражданина, а это понятие обращается в ничто, если из него устранить понятие религиозно-нравственной личности", — писал М.А. Рейснер [Рейснер, 1903, с. 43]. В противном случае государство навязывает гражданам свою политическую нравственность, возводя ее в статус высшего закона государственной власти. Такая политика подчиняет внутренние установки нравственной личности внешним проявлениям общежития, что ведет в конечном итоге к диктатуре, а, следовательно, и к разрушению правового государства. В этой связи высокой оценки заслуживают утверждения П.И. Новгородцева о том, что государство существует для человека, а не человек для государства. Человек должен быть уважаем не только как гражданин в силу своих политических прав, но и как личность в силу своей индивидуальности, присущих только ему одному (каждому в отдельности) характерных черт.

Эти размышления приводят П.И. Новгородцева к идее о необходимости пересмотра старой правовой теории в нравственно-психологическом смысле. Традиционное формалистическое правосознание необходимо заменить новым пониманием взаимоотношений личности и государства, при которых последнее должно быть поставлено в зависимость от морального абсолюта и сознания индивида. Обновленное правовое государство, считал мыслитель, должно ориентироваться как на "самостоятельное абсолютное значение личности", которое принадлежит ей при всяких формах политического устройства, так и на право человека на достойное существование. Он говорил о необходимости известного государственного патернализма, заключающегося в опеке над малоимущими и незащищенными людьми, но отрицал государственный контроль, вырождающийся в абсолютизм, посягающий на самостоятельность личности, поскольку это есть, по его мнению, выражение крайнего аморализма.

Важнейшим нравственным основанием общества, средством избежать субъективизма и произвола является принцип личности и ее свободы. Последняя понимается П.И. Новгородцевым не только как политическая или экономическая, но значительно шире — как свобода самопроявления, утверждения каждой личностью собственной неповторимости. Она противостоит свободе простого исполнения социальных ролей, обусловленных самой природой политической и экономической систем. Законодательные гарантии и права на достойное существование должны обеспечивать соблюдение прав и свобод личности. Таким образом, обществу необходимо единое право, одинаково обязательное для всех. А единое право требует единой власти, которую не следует отождествлять с единоличной. Ее единство выражается в том, что рядом с ней нет и не может быть власти более высокой. Эта единая (Верховная) власть призвана защищать "естественные права" граждан на жизнь, свободу, независимость и честь, основанием ее является принцип правового государства — "су-

веренитет народа и личности". Таким образом, Верховная власть имеет "свою границу в правах граждан" [Новгородцев. Учения нового времени..., 1904, с. 107]. Как последователь неокантианской школы, П.И. Новгородцев указывал, что сама Верховная власть и конституция являются вторичными по отношению к существующему над ними нравственному суду — "Высшей нравственной норме". Юридическое равенство граждан возможно только при уничтожении сословного деления общества. Для того чтобы превратить его в общество гражданское, построенное на началах равной правоспособности, суверенное государство должно уничтожить между собою и гражданами все посредствующие ступени властвования и подчинить всех единому и общему для всех закону. Оно должно стать единым творцом права и единым источником суда. Равенство в государстве должно сочетаться со свободой, и в этой связи его объединяющая функция получает свои необходимые ограничения. Объединение общественных элементов и управление ими имеет своей конечной целью свободу человеческой личности, и в этом — естественный предел государственного единства [Новгородцев. Государство и право..., 1904, с. 524].

Одной из главных составляющих правового государства у П.И. Новгородцева является принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Он против того, чтобы создатели законов являлись одновременно и их исполнителями. Данную точку зрения разделяли многие мыслители как до П.И. Новгородцева, так и его современники. В частности, В.М. Гессен писал по этому поводу: "отличительным свойством правового государства является подзаконность правительственной и судебной властей — отделение правительственной власти от законодательной и судебной" [Гессен, 1906, с. 12]. Вместе с тем для П.И. Новгородцева разделение властей не означает их обособления друг от друга. Речь идет о разделении их функций, что дает возможность взаимного контроля властей, создает правовые противовесы, не позволяющие какой-либо из властей абсолютизировать свои полномочия, поскольку в этом случае будут ущемлены неотчуждаемые и законные права и интересы граждан. Благодаря подзаконности правительственной и судебной властей отношение между личностью и государством является правоотношением, отношением гражданства.

Только в правовом государстве суверенитет гражданина и суверенитет государства уравновешиваются. Признание за каждым его человеческого достоинства предполагает существование законов, гарантирующих индивидуальную свободу и равенство всех перед законом. Человек свободен в том смысле, что свобода его признается и охраняется законами, для всех равными и одинаково применяемыми к каждому независимо от социального и экономического положения [Алексеев, 1905, с. 165].

Оригинальной стороной концепции П.И. Новгородцева является то, что разделение властей трактуется им как политический принцип в высшей степени важный, но не безусловный. В XVIII в. в этой теории видели панацею, "философский камень", тайну политического искусства, с помощью которой можно превратить дурные формы в хорошие. Жизнь же свидетельствует, констатирует мыслитель, что правовой идеал, ранее считавшийся "абсолютным пределом общественного устройства", низведен до "степени относительного блага моральной культуры" [Новгородцев, 1991, с. 94]. П.И. Новгородцев считал, что для действительного воплощения в жизнь устоев правового государства нужен соответствующий уровень политической культуры как в государственном аппарате, так и среди широких слоев населения. Более того, необходимо не только разделение, но и ограничение власти. Исторический опыт показал, что теорию разделения властей следует рассматривать в диалектической взаимосвязи с концепциями гражданского общества, консенсуса различных политических партий и групп, политических институтов и пр. Следовательно, к ней необходимо относиться как к общему принципу, которым руководствуются при создании государственных органов.

Особенностью правового государства П.И. Новгородцев считал также наличие общественного мнения, порожденного гражданским обществом. Оно "укоренено в гуманитарном знании и ведении абсолютных ценностей", указывает на безусловную значимость народных завоеваний и народного достояния. "В пределах данного государства, — писал ученый, — могут уживаться разные веры и могут бороться разные политические воззрения; в нем могут существовать рядом разные народности и наречия; но для того, чтобы государство представляло собою прочное духовное единство, оно должно утверждаться на общем уважении и общей любви к своему общенародному достоянию" [Новгородцев, 1990, с. 215].

В правовом государстве гражданское общество и различные демократические (гражданские и политические) ассоциации, представляющие интересы различных слоев общества и отстаивающие неотчуждаемые права граждан, являются связующим звеном между Верховной властью и личностью. Такое взаимодействие делает государство более динамичным, эффективным, позволяет учитывать в его действиях интересы наибольшего числа граждан. В пределах конституции данной страны граждане свободно принимают решения. Именно поэтому, по П.И. Новгородцеву, естественное право, находящее свое воплощение в правовом государстве, "есть принцип вечного развития и совершенствования". Соответственно и цель такого государства — "не гармония общественного совершенства, а свобода бесконечного развития" [Новгородцев, 1901, с. 353]. Изображая высший идеал, писал П.И. Новгородцев, "мы отказываемся рисовать какую бы то ни было конкретную картину конечного совершенства; мы говорим, что перед нами бесконечная цепь развития" [Новгород-

цев, 1917, с. 10]. Если же трактовать какой-то конечный идеал, который находится все время в будущем, то, во-первых, его каждый раз можно трактовать по-разному в соответствии с духом времени; во-вторых, каждое новое поколение приносится в жертву во имя светлого будущего и, в-третьих, от отдельной личности ничего не зависит. Однако для П.И. Новгородцева крайне важно утвердить принцип личности как критерия правового идеала. Последовательное проведение в жизнь этого принципа, по его мнению, позволяет осуществлять правовой идеал уже в настоящем. "Обозревая выпекающие отсюда задачи будущего, — отмечал ученый, — необходимо прийти к заключению, что этих задач нельзя разрешить при наличности одних политических средств, что здесь на помощь должны быть призваны силы нравственные. Вот где действительно обнаруживается недостаточность правового государства и необходимость его восполнения" [Новгородцев, 1991, с. 522]. Социальные вопросы решаются не только политикой, а всеми средствами нравственного прогресса, поскольку не существует абсолютных политических формул и форм.

Подводя некоторые итоги, можно утверждать, что политико-философские взгляды П.И. Новгородцева явились важной составной частью русской либеральной мысли начала XX столетия, представители которой стремились изменить общественно-политическую жизнь, одновременно выступая за стабильный правопорядок и реализацию идеалов правового государства. Однако история показала, что в тот период эти начала быто невозможно совместить. Вместе с тем анализ самобытных воззрений ученого дает основание полагать, что в его лице отечественная либеральная мысль сумела преодолеть утопизм западных политических теорий, абсолютизировавших ролы правового государства и демократической формы правления. П.И. Новгородцев полагал, что стабильность общества не достигается простым разделением властей, она не в меньшей степени зависит от целого комплекса других факторов: правовой культуры управляющих и управляемых, исторических традиций, оперативности власти в решении государственных и общественных проблем и, самое главное, от нравственного потенциала народа, его внутреннего духовного единства.

Научные идеи П.И. Новгородцева о необходимости создания в России правового демократического государства, в котором главными ценностями будут человеческая личность с ее незыблемыми правами и свободами, равенство всех перед законом, синтез права и нравственности, а также практическая деятельность ученого, направленная на поиск баланса интересов между противоборствующими общественно-политическими группами и слоями, служат нравственными ориентирами в сложной и противоречивой политической истории XXI в.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А.С. Начала современного правового государства и русский административный строй накануне 6 августа 1905 г. // Русская мысль. М., 1905. Кн. XI. С. 165.

2. Гессен В.М. О правовом государстве. СПб., 1906.

3. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч.: В 6 т. / Под ред. В.Ф. Асмуса и др. Т. 4. М., 1965. Ч. 1. С. 287.

4. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 6 т. / Под ред. В.Ф. Асмуса и др. Т. 4. М., 1965. Ч. 1. С. 414.

5. Новгородцев П.И. Введение в философию права // Кризис современного правосознания. М., 1909. С. 12.

6. Новгородцев П.И. Государство и право // Вопросы философии и психологии. М., 1904. Кн. IV (74). С. 435.

7. Новгородцев П.И. Идеалы партии народной свободы и социализм. М., 1917.

8. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права // Проблемы идеализма: Сб. ст. Булгакова С.Н., кн. Трубецкого Е.Н. и др. / Под ред. Новгородцева П.И. М., 1902. С. 294—295.

9. Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции // Из глубины: Сб. ст. о русской революции. М., 1990. С. 215.

10. Новгородцев П.И. Об общественном идеале // Вопросы философии. М., 1991. С. 94.

11. Новгородцев П.И. Учение Канта о праве и государстве // Вопросы философии и психологии. 1901. № 3 (58). С. 353.

12. Новгородцев П.И. Учения нового времени: Из лекций по истории философии права. М., 1904.

13. Рейснер М.А. Нравственная личность в правовом государстве // Вестник права. М., 1903. Кн. 5/6 (XXXIII). С. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.