Научная статья на тему 'Концепция повышения энергетической безопасности российского ТЭК'

Концепция повышения энергетической безопасности российского ТЭК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1480
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК) / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / "ТРЕХСТОРОННЯ КОМИССИЯ" / "ГРУППА СЕМИ" (G-7) / "ГРУППА ВОСЬМИ" (G-8) / ДОКТРИНА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орехов Сергей Александрович, Михайлов Александр Сергеевич

Энергетическая безопасность для России с ее огромной географической протяжённостью и суровым климатом, по мере продвижения рыночных реформ и стабилизации социально-экономических процессов предполагает учет возможности увеличения и внутреннего спроса на энергетические ресурсы. Интернационализация бизнеса выдвигает на передний план международного энергетического сотрудничества проблемы обеспечения международной энергетической безопасности как на национальном и региональном, так и на глобальном уровнях. Реализация комплекса задач, связанных с энергетической безопасностью, в совокупности с грамотно разработанной стратегией развития каждого отдельно взятого предприятия энергетической отрасли, способствовало бы развитию ТЭК, повышению устойчивости национальной энергетики в условиях действия внешних дестабилизирующих факторов, а также укреплению международных позиций России, в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция повышения энергетической безопасности российского ТЭК»

_

Концепция повышения

энергетической безопасности российского ТЭК

Орехов С.А.,

д.э.н., профессор Михайлов А.С.

Московский государственный университете экономики, статистики и информатики

Энергетическая безопасность для России с ее огромной географической протяженностью и суровым климатом, по мере продвижения рыночных реформ и стабилизации социально-экономических процессов предполагает учет возможности увеличения и внутреннего спроса на энергетические ресурсы. Интернационализация бизнеса выдвигает на передний план международного энергетического сотрудничества проблемы обеспечения международной энергетической безопасности как на национальном и региональном, так и на глобальном уровнях.

Реализация комплекса задач, связанных с энергетической безопасностью, в совокупности с грамотно разработанной стратегией развития каждого отдельно взятого предприятия энергетической отрасли, способствовало бы развитию ТЭК, повышению устойчивости национальной энергетики в условиях действия внешних дестабилизирующих факторов, а также укреплению международных позиций России, в целом.

Для многих стран мира энергетика является ключевой отраслью, от которой зависит развитие их экономики, а также социально-экономическое состояние общества. Отрасли ТЭК — важный фактор национальной безопасности в целом и его экономической составляющей в частности. Этим объясняется особое внимание со стороны органов государственного управления к обеспечению энергетической безопасности. Усиление интернационализации и глобализации энергетики как отрасли, а также энергетической взаимозависимости стран все больше подтверждает тезис о невозможности отдельно взятой стране, даже крупной и экономически могущественной, самостоятельно обеспечить свою национальную энергетическую безопасность. Поэтому на передний план международного энергетического сотрудничества выдвигаются проблемы обеспечения энергетической безопасности на национальном, региональном и глобальном уровнях.

Понятие энергетической безопасности чаще всего связывают с обеспечением надежности и непрерывности функционирования предприятий ТЭК. Для России, являющейся северной страной с огромной географической протяженностью и суровым климатом, чрезвычайно важным является развитие и надежное функционирование топливно-энергетического комплекса. Наметившийся рост российской экономики предполагает увеличение внутреннего спроса на энергетические ресурсы. Учитывая роль ТЭК для обеспечения притока валютных поступлений, сохранение и расширение экспорта продукции его отраслей, повышение инвестиционной привлекательности комплекса ТЭК, имеет огромное значение для внешнеэкономических позиций России. Все это делает актуальным проведение научных исследований в области изучения механизмов повышения инвестиционной привлекательности отечественного ТЭК, разработки соответствующих стратегий их реализации, основывающихся на обеспечении энергетической безопасности.

Стратегия инвестиционного развития ТЭК как научная проблема советской экономической наукой практически не исследовалась, поскольку господствовавшие теории социалистического хозяйствования во многом иг-

норировали существование факторов неопределенности и риска как чуждых плановой экономике. В тоже время существовала большая и авторитетная группа советских ученых во главе с академиком Т.С. Хачатуровым, которая занималась вопросами социалистического воспроизводства, эффективностью капитальных вложений (инвестиций), размещением производительных сил.

Приоритеты экономической мысли по проблемам стратегического планирования в условиях рынка принадлежат зарубежным экономистам, которые внесли существенный вклад в разработку теорий и концепций стратегического планирования. Это И. Ансофф, А. Чандлер, Г. Гордон, Д. Клиланд, М. Портер и др. Однако проблемы инвестиционной стратегии рассматриваются и в работах отечественных ученых: Бланка И.А., Бясова К.Т., Чернова В.А. и др.

Методологические аспекты инвестирования в энергетический комплекс Российской Федерации и совершенствование их систем достаточно глубоко раскрыты в исследованиях: Абрамсона В.М., Борисова А.Н., Дли М.И., Кулешова А.В., Морозова И.А. и др.

Экономический анализ отечественного ТЭК и выявление перспективных направлений его развития на основе оптимизации инвестиционной деятельности достаточно аргументировано проведены в научных исследованиях Бавина В.Н., Баскаева М.А, Ермаковой Ж.А., Кудрявцева В.Ю., Тапканова Э.А. и др.

Некоторые вопросы развития и оптимизации использования инвестиционного потенциала интегрированных экономических систем ТЭК раскрываются в трудах Афоничкина А.И., Воробьевой Л.С., Долматовой Н.И., Ко-това Д.В., Сиваковой С.Ю. и др.

Однако, проблема активизации инвестиционных процессов корпорации в рамках формируемой стратегии развития, на базе управления инвестиционным потенциалом в научной литературе обозначена и рассматривается, прежде всего, на микроэкономическом уровне. Исследованию этого аспекта посвящены исследования Есипова В.Е., Кузнецова А.Л., Нешитой А.С., Мавриди К.П. и некоторых других ученых. Поэтому их выводы и не могут быть использованы в качестве основополагающих для формирования инвестици-

онной стратегии развития на уровне территориально-производственных комплексов, в частности топливно-энергетического комплекса.

Все выше сказанное позволяет авторам определить направления по совершенствованию стратегического управления инвестиционным развитием ТЭК на базе реализации его инвестиционного потенциала и сформулировать концептуальные представления о рационализации управления инвестиционным потенциалом развивающихся социально-экономических систем топливно-энергетического комплекса РФ.

Для решения поставленных задач, прежде всего, необходимо рассмотреть специфику и роль российского ТЭК в международной энергетической безопасности, проанализировать эффективность деятельности и ключевые проблемы российского ТЭК, что позволяет определить приоритетные направления повышения эффективности ТЭК России посредством использования механизмов стратегического управления предприятиями ТЭК, основанных на реализации их инвестиционного потенциала.

Энергетика является одной из базовых отраслей мировой экономики, и ее интернационализация привела к тому, что многие вопросы бесперебойного функционирования этой отрасли в немалой степени влияют на всю систему современных международных экономических отношений. В конце XX в. заметно усилилось межгосударственное взаимодействие в энергетической сфере. Это стало особенно очевидным в 1997—2000 гг., когда после резких колебаний цен на рынках нефти произошли серьезные потрясения в мировой экономике. Появился очевидный повод говорить о новом энергетическом кризисе, необходимости нахождения решения глобальных энергетических проблем, особенно в отношениях между странами—потребителями и странами—производителями энергоресурсов, включая организацию диалога между ними. Это привело к существенной активизации международной энергетической политики в глобальном и региональном масштабах. В условиях новой геополитической ситуации все более очевидной стала необходимость межгосударственного сотрудничества в целях обеспечения энергетической безопасности, как в глобальном, так и в региональном плане.

Проблема энергетической безопасности в последние годы вышла на передний план в рамках многосторонних глобальных и региональных международных форумов («Восьмерка-, ООН, МЭФ, МЭА, ОПЕК, ОБСЕ, АТЭС, и др.). Это, прежде всего, связано с резким ростом цен на нефть, политической нестабильностью на Ближнем Востоке, активной борьбой с международным терроризмом и увеличением потребления энергоресурсов в Азии. Кроме того, по мнению ряда аналитиков, есть вероятность усиления противоречий между

Соединенными Штатами, Европой и Азией по вопросам доступа к ресурсам углеводородного сырья, расположенным в странах Ближнего Востока, а также на постсоветском пространстве. В ходе обсуждения тематики энергетической безопасности чаще всего внимание привлекается к обеспечению надежности поставок энергетических ресурсов, отсутствия их сбоев, в том числе — из-за угроз техногенных катастроф и аварий.

Из-за нестабильности в ряде основных нефтедобывающих регионов мира усиливается внимание к диверсификации источников поставок энергетических ресурсов, а также предотвращению использования политического шантажа. Энергетическая безопасность во многом определяется положением на мировых энергетических рынках, которые все более отчетливо приобретают глобальный характер. В этой связи особое значение придается стабильности и предсказуемости этих рынков, включая динамику ценовой конъюнктуры. Важную роль играют меры по улучшению состояния ресурсно-сырьевой базы, развитию альтернативных источников энергии, а также улучшению положения в области энергосбережения и энергоэффективности. Ключевые пути решения проблем обеспечения международной энергетической безопасности, предотвращения наступления нового мирового энергетического кризиса, в основном связаны с созданием дополнительных стратегических запасов энергоресурсов и диверсификацией их поставок.

Необходимо отметить, что впервые кризис подобного рода разразился в 1973 г., спровоцированный мерами арабских стран в отношении США и других государств запада. Кризис 1973 г. впервые в XX в. привел к резкому скачку цен на нефть и поставил под угрозу экономическое развитие многих стран. В особенно тяжелом положении оказались развивающиеся страны, у которых не хватало средств оплачивать резко подорожавшую импортируемую нефть. В этот период промыш-ленно развитые страны по инициативе США прилагали усилия по укреплению единого фронта в отношении ОПЕК, а также по разработке мер по смягчению глобальных последствий энергетического кризиса, в том числе в связи ухудшением положения развивающихся стран, что приводило к негативным явлениям во всей системе международных экономических отношений.

Концептуальные подходы к решению глобальных энергетических проблем были разработаны в рамках созданной в 1973 г. по инициативе Д. Рокфеллера «трехсторонней комиссии». Основной целью ее работы было изучение наиболее острых вопросов мировой экономики. В комиссию входили влиятельные бизнесмены, ученые, а также государственные деятели из трех основных энергопотребляющих регионов: Северной Америки, Западной Европы и Японии. Среди активных участ-

ников этой комиссии были также идеологи энергетической дипломатии Запада: У. Леви, Дж. Ягер и др. Ими была разработана энергетическая стратегия, в которой глобальные энергетические проблемы рассматривались комплексно в увязке со взаимоотношениями между тремя центрами промышленно развитого мира, ситуацией в основных ресурсных регионах, особенно в зоне Персидского залива, положением на Дальнем Востоке, влиянием высоких цен на нефть на экономику Запада, вероятными социальными конфликтами и т.д.

Отметим, что уже в рамках комиссии были заметны существенные различия в подходах к общей энергетической стратегии промышлен-но развитых стран. В частности, США считали целесообразным вести диалог Запада со странами-производителями энергоресурсов только через МЭА. Япония, Франция и другие страны, не возражая против этого, в то же время выступали за большую самостоятельность в двусторонних отношениях с нефтедобывающими странами, а также за организацию диалога в более широком составе.

В рекомендациях этой комиссии обращалось внимание на необходимость не допускать того, чтобы доля импортируемых из СССР, КНР и других стран «коммунистического блока» энергоносителей превышала 5% от общего энергопотребления отдельного государства, а Западные энергетические компании проявляли осторожность при принятии решений об участии в разработке нефтегазовых месторождений в государствах этого блока.

Разработки «трехсторонней комиссии» в области международной энергетической, а также торгово-экономической и финансовой политики легли в основу деятельности образованной в 1975 г. группы ведущих государств Запада, которая в итоге превратилась в весьма влиятельный и авторитетный институт межгосударственных отношений — «Группу семи» ©-7).

«Группа семи», превратившаяся (после приглашения России) в «восьмерку», не основана на межгосударственных договорах, не имеет наднациональных органов, а ее деятельность носит неформальный характер. Основная функция «восьмерки» сводится к политическому взаимодействию в целях совместного регулирования процессов международной политики, финансово-экономической сферы, а также — глобальной проблематики экологического, социально-экономического и гуманитарного характера. Если говорить о роли «восьмерки» в регулировании планетарных энергетических проблем, то члены этого клуба располагают определенными возможностями.

Прежде всего, «восьмерка» является основным потребителем энергетических ресурсов в мире. Соответственно, экономическое развитие «восьмерки» определяет ситуацию на рынках сбыта энергетических ресурсов. Вме-

Экономика, Статистика и Информатика 27 №4, 2007

1

сте с тем, эта неформальная организация обладает значительными финансовыми возможностями и технологиями, необходимыми для развития мировой энергетики. И, наконец, после принятия в этот клуб России, «восьмерка» выглядит убедительно и с точки зрения суммарного ресурсно-сырьевого обеспечения. В условиях растущей взаимозависимости роль «восьмерки» в регулировании процессов в мировом энергетическом хозяйстве, видимо, будет расти. В ходе последних встреч стран «восьмерки» обсуждались такие вопросы, как проблемы энергетической безопасности с точки зрения обеспечения надежности энергетической инфраструктуры, а также реагирования на чрезвычайные ситуации, которые могут привести к нарушению ее функционирования.

Обсуждение проблематики энергетических рынков и надежности поставок происходило с точки зрения необходимости устойчивого развития энергетики. При этом особое внимание было привлечено к вопросам диверсификации поставок энергетических ресурсов в целях обеспечения долгосрочной энергетической безопасности и достижения целей в области охраны окружающей среды. При рассмотрении проблем развития и распространения энергетических технологий особое внимание было уделено роли новых технологий в содействии всеобщему устойчивому энергетическому развитию, в решении проблем охраны окружающей среды, в достижении целей долгосрочной энергетической безопасности — как посредством более эффективного производства и потребления имеющихся энергоресурсов, так и за счет использования новых источников энергии.

Энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих системы национальной безопасности нашей страны. Как отмечалось в Доктрине энергетической безопасности России, принятой в 1998 г.—«энергетическая безопасность —это состояние защищенности граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному и бесперебойному топливо- и энергообеспечению, которое позволяет поддерживать необходимый уровень национальной и экономической безопасности на основе эффективного использования топливно-энергетического потенциала страны».

Понятие национальной энергетической безопасности не является универсальным и отличается в зависимости от обеспеченности той или иной страны собственными энергетическими ресурсами, степенью зависимости от их поставок из внешних источников, особенностями структуры энергопотребления и т.д. Энергетическая безопасность может иметь краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные аспекты. Для разных стран это понятие может различаться. В частности, для большинства промышленно развитых стран, в энергоснабжении которых большая часть

принадлежит импортным энергетическим ресурсам, энергетическая безопасность в первую очередь связана с обеспечением бесперебойных долгосрочных поставок энергетических ресурсов из внешних источников на приемлемых экономических условиях. Поэтому в этих странах особое внимание обращается на обеспечение безопасности поставок нефти и газа, в первую очередь на предотвращение отрицательных непредвиденных обстоятельств, которые могут отразиться на поставках энергетических ресурсов, а также на предотвращение или уменьшение политических, экономических, технических и других рисков.

Как известно, Россия полностью обеспечена энергетическими ресурсами в пределах своей территории и является их нетто-экспор-тером. Для России ТЭК— это не только источник удовлетворения внутренних потребностей энергоресурсами, но также — крупнейший источник твердой валюты. В этой связи в новой энергетической стратегии, принятой в 2003 г. энергобезопасность России рассматривается также с точки зрения национальных внешнеэкономических интересов, что предполагает содействие доступу российских компаний на мировые рынки и обеспечение безопасности международных энерго-транспортных путей. Кроме того, упоминается о внешнеполитических аспектах энергетической безопасности России.

В то же время приоритеты стран-экспортеров энергетических ресурсов в области энергетической безопасности отличаются от приоритетов стран-импортеров. К числу наиболее часто встречающихся целей энергетической безопасности стран-экспортеров нефти и газа относится сохранение энергетического суверенитета над своими ресурсами, обеспечение стабильного и долговременного характера поступлений от экспорта энергетических ресурсов, продаваемых по разумно высоким ценам. Кроме того, большое значение имеет поддержание эффективности нефтегазового сектора экономики, использование финансово-экономического потенциала добычи углеводородного сырья для создания современной экономики.

Для России международные аспекты энергетической безопасности отражают два основных момента. С одной стороны, Россия стремится на равных войти в «восьмерку» государств являющихся крупнейшими в мире потребителями энергетических ресурсов, которые объединились под эгидой МЭА с целью обеспечения коллективной энергетической безопасности Запада. С другой стороны, экспорт энергоносителей продолжает оставаться главным источником валютных поступлений в страну, что вынуждает Россию поддерживать интересы ряда экспортеров углеводородного сырья (в том числе ОПЕК). И наша страна заинтересована в поддержании стабильности и предсказуемос-

ти нефтяных рынков, а также в том, чтобы избежать резких колебаний цен. Ведь цена на нефть диктует цены и на другие энергетические ресурсы, в том числе на газ, крупнейшим экспортером которого является Россия. В сохранении стабильности и предсказуемости нефтяных рынков заинтересованы и основные потребители. Россия обладает самой мощной в мире ресурсно-сырьевой базой, уникальным географическим положением, заметным промышленным энергетическим потенциалом. Поскольку она является одним из крупнейших мировых экспортеров углеводородного сырья, от системной надежности функционирования российского ТЭК во многом зависит стабильность и безопасность нефте- и газоснабжения на глобальном и региональном уровнях.

Следует отметить, что особое положение России создает реальные предпосылки для того, чтобы она играла ключевую роль в обеспечении надежности глобальной системы поставок энергетических ресурсов. В России складываются прочные партнерские отношения с рядом ведущих стран экспортеров энергетических ресурсов. Кроме того, она занимает прочные позиции в Каспийском и Центрально-Азиатском регионах. Российская Федерация вовлечена в ряд важных двусторонних энергетических диалогов с ЕС, США, рядом стран Европы, Азии, Северной Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. Как видно, на сегодняшний день создан ряд объективных предпосылок для более активного участия России в обеспечении энергетической безопасности на глобальном и региональном уровнях.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что Россия занимает одно из стратегически важных положений на мировом энергетическом рынке, имеет определенный вес в «восьмерке», заставляющий мировое сообщество считаться с ее политическими и экономическими интересами, а также основными направлениями развития. Обладая значительными запасами энергоресурсов и солидным потенциалом энергетической промышленности, Россия объективно является великой энергетической державой и должна играть более активную роль в мировой энергетике. Формирование и развитие энергетического направления внешней политики, начавшееся в 90-х гг. XX в., содействует выдвижению страны в начале XXI в. в число наиболее важных, динамичных и авторитетных участников международного энергетического сотрудничества. Большое значение в этой связи имеет все более активное становление и совершенствование международной деятельности российских компаний энергетического профиля.

В связи с этим, Правительством нашей страны были четко поставлены и решены вопросы, касающиеся формулировки и реализации единой Доктрины энергетичес-

Экономика

кой безопасности России, о которой мы уже говорили выше, Энергетической стратегии России, а в ее рамках — Энергетической политики страны. Данные меры были направлены на рационализацию и эффективное использование энергетического потенциала Российской Федерации, являющиеся залогом динамичного экономического развития страны и укрепления ее национальной безопасности.

Отдельного внимания на современном этапе развития нашей экономики заслуживает исследование особенностей стратегического управления крупными корпоративными объединениями в ТЭК России; инвестиционный потенциал в стратегии развития корпорации ТЭК и условия его реализации; методологические основы разработки и внедрения стратегии развития ТЭК России.

Конкретно в отрасли ТЭК, целью крупных предпринимательских структур помимо получения прибыли, является создание новых и модернизация (техническое перевооружение) уже действующих основных фондов. При этом должна обеспечиваться высокая эффективность функционирования энергетического рынка, характеризующаяся низкой стоимостью продукции, а также высокой скоростью и качеством возводимых объектов. Это приведет к расширению рынка энергетических услуг и создаст новые возможности для развития предпринимательства.

Инвестиции в корпоративные объединения отраслей ТЭК—это крупномасштабные, долгосрочные капитальные вложения, срок окупаемости которых составляет многие годы. Соответственно, конъюнктура на мировом рынке капиталов оказывает свое влияние на динамику развития мировой энергетики.

По оценкам МЭА, в период 2001—2030 гг. суммарная потребность мирового энергетического сектора в капитальных ресурсах может составить свыше 16 трлн. долл. Наибольшие инвестиции — около 10 трлн. долл. — будут необходимы для электроэнергетики. Свыше 6 трлн. долл. пойдут на нефтегазовый комплекс, около 400 млрд. долл. будут вложены и угольную промышленность. Часть этих средств может быть предназначена для развития технологий, связанных с улучшением эффективности и экологичности функционирования всех сегментов основных секторов мировой энергетики, а также с более широким внедрением альтернативных источников энергии. В соответствии с прогнозами МЭА, основная доля будущих инвестиций (около 8 трлн. долл) понадобится для развития топливно-энергетического комплекса развивающихся стран— таких как Китай, Индия, государств Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки и др. Для развития ТЭК стран ОЭСР потребуется около 6,5 трлн. долл., России—около 1 трлн. долл., а других стран СНГ—около 600 млрд. долл.

Поскольку подавляющая часть указанных инвестиций может поступить только из част-

Таблица 1

Потребности ТЭК России в инвестициях (2001—2020 гг.) (млрд. долл.)

Необходимые инвестиции: 2001— 2005 гг. 2006— 2010 гг. 2011— 2015 гг. 2016— 2020 гг. 2001— 2020 гг.

по секторам

Нефтяной сектор, в том числе 33,7 45 61,6 67,5 200,8

Добыча 23,2 33 46,7 51 153

Переработка 2,1 3,1 3,5 4 12,6

Транспортировка 6,1 5,4 5,8 6,4 23,4

Распределение 3 4,1 5,6 6,1 18,9

Газовый сектор 40,1 41 47,6 56 181

Угольный сектор 3 3,9 4,7 5,6 17

Электроэнергетика 20 44,3 73 92,3 229

В том числе АЭС 5,6 9,8 12 9,2 36

Всего 96,8 137,2 186 220,4 627,8

ных национальных или зарубежных источников, за доступ к ним предстоит серьезная конкурентная борьба. Успеха в ней смогут добиться те страны, для которых характерна политическая и экономическая стабильность, в которых созданы условия для рентабельности инвестиционных проектов в сфере ТЭК.

Согласно прогнозам российских экспертов, минимально необходимые потребности ТЭК России в инвестициях составят в период с 2001 по 2020 г. 480—600 млрд. долл. В соответствии с рядом оценок около 75% этих средств могут быть получены из российских источников, а остальные 25% (около 120—150 млрд. долл.) — из зарубежных, включая займы или продажу части акций предприятий ТЭК иностранным компаниям и банкам.

Если за период 1994—1996 гг. суммарный объем прямых иностранных инвестиций в отрасли российского ТЭК составил менее 1 млрд. долл., то с 1999 по 2000 гг., по данным Минэнерго России, он вырос почти до 3 млрд. долл. Таким образом, одной из проблем устойчивого развития ТЭК России продолжает оставаться инвестиционный дефицит.

По оценкам, приведенным в Энергетической стратегии России до 2020 г., потребуются инвестиции в размере 600—750 млрд. долл. для вложения в топливно-энергетический комплекс. Данные о потребностях ТЭК России в инвестициях представлены в табл. 1.

Предполагается, что 80—90% средств для этих капиталовложений будут получены из внутренних источников, при условии успешной реализации масштабных ценовой и налоговой реформ. По оценкам МЭА, потребности российского ТЭК в инвестициях превышают 1 трлн. долл. Совокупные инвестиции в развитие нефтяной промышленности России были и прошлом относительно невелики по сравнению с огромным потенциалом и потребностями отрасли. Потребность «нефтянки» в таких объемах капиталовложений связана с необходимостью освоения с использованием современной технологии новых гигантских и малых месторождений, а также восста-

новлением ряда нерационально отработанных месторождений. Кроме того, предусматривается развитие и модернизация перерабатывающего, транспортного и распределительного сегментов российской нефтяной промышленности.

Существенные финансовые вливания могут потребоваться в развитие нефтетранспор-тной инфраструктуры в связи с планами наращивания экспорта российской нефти на северо-западном и восточном направлениях. Инвестиции в газовый сектор включают как вложения в проведение поисково-разведочных работ и добычу, так и в новые проекты поставок и транспортировки газа, в том числе на внешние рынки. Для наращивания добычи потребуется разрабатывать новые, а также более мелкие месторождения, что сопряжено с увеличением затрат на поисково-разведочные работы и добычу.

Развитие электроэнергетики требует значительных капиталовложений в российский топливно-энергетический комплекс. Это можно объяснить относительно большим возрастом установленных мощностей, а также в целом низким уровнем капиталовложений в 90-е гг. прошлого века на цели модернизации генерирующих мощностей, замещения оборудования с истекшим сроком службы и расширения энергосистемы.

Еще одно объяснение можно найти в новой Энергетической стратегии России, в которой ожидается высокий уровень потребления электроэнергии в 2000—2020 гг. В этой связи предполагается увеличение общей мощности электростанций на 54% к 2020 г. по сравнению с 2000 г. Это, видимо, повлечет почти полную замену находящихся в эксплуатации неэффективных генерирующих мощностей новым высоко эффективным оборудованием.

В соответствии с новой энергетической стратегией России также должна быть увеличена пропускная способность связей между различными российскими регионами и энергосистемами. Данная перспектива потребует значительной реконструкции и технического

Экономика, Статистика и Информатика 29 №4, 2007

1

переоборудования сетевой инфраструктуры, а также сооружения новых линий. Инвестиционные потребности в развитие АЭС связаны в первую очередь с планами модернизации энергоблоков и продления их срока службы с расчетных 30 до 40 лет (АЭС первого поколения) до 50 лет (АЭС второго и третьего поколений).

В Энергетической стратегии определено, что отраслями ТЭК, которые нуждаются в специальных мерах поддержки капиталовложений, являются электроэнергетика, добыча и транспортировка газа, нефте- и газопереработка, нефте- и газохимическая промышленность, транспортная инфраструктура, необходимая для улучшения ситуации с поставками энергоресурсов внутри страны и развития приоритетных экспортных направлений. Практика показывает, что инвестиционный потенциал российских компаний весьма невелик. Это связано с ограниченностью собственных финансовых ресурсов и гораздо более дорогим доступом к финансированию.

Предпосылкой привлечения таких инвестиций является завершение создания соответствующей нормативно-правовой базы. Международные финансовые институты могли бы более активно работать в России в том случае, если в стране будут приняты надежные обязательства по защите инвестиций. Чтобы удовлетворить потребности отечественного ТЭК в столь масштабных капиталовложениях, необходимо серьезно улучшить инвестиционный климат в России. Это связано с продолжением рыночных реформ и формированием соответствующей нормативно-правовой базы. За последние десять лет в российском ТЭК произошли значительные структурные перемены, которые несколько улучшили инвестиционный климат.

Однако, основные реформы, особенно нормативно-правового характера—еще впереди. Первоочередной задачей является проведение реформ, связанных с реструктуризацией монополий, доминирующих на российском рынке газа и электроэнергии. При этом, важное значение имеет внедрение общепризнанных международных стандартов в отношении прозрачности и недискриминации. Сердцевиной реформ должны стать разделение вертикально интегрированных компаний в газовом и электроэнергетическом секторах, а также регулируемый доступ третьих сторон. Реформы также должны устранить все препятствия для новых операторов и дать им возможность выйти на экспортные рынки.

Преобразования должны быть направлены на создание конкуренции как в газовом секторе, так и в электроэнергетике по всей цепочке: добыча/производство, транспортировка/передача, поставка и распределение. Инвестиции в добычу зависят от доступа к надежной транспортной инфраструктуре. Поэтому предстоит не только модернизировать существующую транспортную инфраструктуру и продолжить развитие сети, но и принять меры нормативного характера для

недопущения дискриминации при предоставлении доступа и установлении тарифов (в том числе, для транзита).

Для реализации указанных выше реформ предусмотрен комплекс мер, в том числе: программы страхования всех видов рисков, долгосрочные тарифные гарантии, развитие специальных инвестиционных правовых режимов (СРП, концессии и другие новые формы), налоговое стимулирование капитальных вложений, повышение прозрачности энергетических рынков, внедрение в корпоративную практику современных стандартов финансовой отчетности и менеджмента. При этом основное внимание уделяется разработке и принятию стабильного и сбалансированного энергетического законодательства. Предстоит также решить вопросы доступа к ресурсам (в настоящее время действует ограничение на уровне 30%), создания стабильной налоговой среды, доступа к транспортной инфраструктуре и упрощения административных процедур (лицензии и конфликты между различными уровнями власти).

Большое значение для улучшения инвестиционного климата, особенно — для привлечения зарубежных инвесторов, может иметь развитие практики заключения двусторонних соглашений о защите инвестиций. Актуальным остается вопрос о ратификации Договора к Энергетической хартии, которая представляет собой юридически обязательный международно-правовой документ для регулирования вопросов, касающихся, в частности, транзита, защиты инвестиций, торговли и разрешения споров. Кроме того, вступление в ВТО может внести существенный вклад в улучшение инвестиционного климата в стране. Осуществление намеченного комплекса мер поддержки инвестиций в ТЭК может позволить приступить к фундаментальной модернизации приоритетных отраслей ТЭК, что даст возможность более оптимального и рационального его развития, включая использование экспортного потенциала.

Кроме того, необходимо провести комплекс мер по улучшению инвестиционного климата непосредственно на каждом, конкретно взятом предприятии в составе ТЭК России. Сюда входят меры как финансового оздоровления каждой отдельно взятой корпорации ТЭК, так и разработка грамотной, скоординированной инвестиционной политики, направленной на привлечение потенциальных инвесторов и дополнительного капитала под реализацию энергетических проектов в рамках развития ТЭК России.

Формирование инвестиционной политики предприятия ТЭК является неоднозначным вопросом, требующим комплексного подхода и решения, и заключающего в себе специализированные методы и механизмы осуществления инвестиционной деятельности, увязанные в определенную систему, учитывающую специфику отрасли работы ТЭК.

Стоит отметить, что основные цели и приоритеты новой энергетической политики связаны с надежным и устойчивым обеспечением населения и экономики страны энергетическими ресурсами внутреннего производства по приемлемым для потребителей ценам, которые также обеспечивали бы развитие энергетического сектора. Большое внимание уделяется максимально эффективной реализации экспортного потенциала ТЭК России для укрепления внешнеэкономических и геополитических позиций страны, модернизации ТЭК, уменьшению вредной нагрузки на окружающую среду. Энергетическая политика предусматривает структурные изменения во всех секторах ТЭК, более активное проведение рыночных реформ, улучшение инвестиционного климата, повышение эффективности и рациональности добычи и потребления энергетических ресурсов, решение проблемы разрыва между уровнем их запасов и добычи. Большое внимание уделяется вопросам обеспечения энергетической безопасности, развития внутренних энергетических рынков, поддержки научно-технического прогресса, формирования целостного энергетического законодательства.

Учитывая федеративное устройство России и различие в энергообеспеченности ее регионов, в энергетической политике страны особое место занимает формирование федеральной региональной энергетической политики в ТЭК. Намечено дальнейшее развитие экспортного потенциала топливно-энергетических отраслей, укрепление российских позиций на мировых энергетических рынках, диверсификация структуры энергетического экспорта. Для решения проблемы износа основных производственных мощностей ТЭК в новой энергетической политике предусматриваются меры по улучшению инвестиционной привлекательности деятельности компаний по замене и модернизации оборудования. Обращается внимание на зависимость качества и темпов модернизации от структурных изменений в ТЭК, которые направлены на усиление в нем рыночных элементов, уменьшения инвестиционных рисков и соответственно привлекательности для инвестиции, без чего невозможно осуществить замену устаревшего оборудования. Это касается в первую очередь электроэнергетики и газовой промышленности, а также перерабатывающего сектора нефтяной промышленности.

Энергетической стратегией предусматривается рационализация структуры перспективного топливно-энергетического баланса страны. Так, за предстоящее двадцатилетие при общем росте энергопотребления на 13—35% потребление природного газа возрастает на 9—19%, нефтепродуктов—на 9—37%, тогда как угля—на 21—54%, а электроэнергии, выработанной на АЭС, — в 1,8—2,6 раза. В результате доля газа в структуре потребления первичных энергоресурсов снизится с 48% в

2000 г. до 42—45% в 2020 г.; удельный вес нефти в течение всего перспективного периода будет практически стабильным (22—23%); увеличившись с 20% в 2000 г. до 22% в 2010 г., удельный вес угля (2020 г. 21—23%), при росте доли энергии АЭС (до 5,7 — 6% к 2020 г.) и нетрадиционных возобновляемых энергоресурсов (до 1,1—1,6%).

Разработки системного энергетического законодательства в новой энергетической политике уделяется повышенное внимание, поскольку оно является фундаментом реализации Энергетической стратегии. Практика свидетельствует о том, что при отсутствии системных законодательных основ функционирования ТЭК принятие отдельных актов, иногда не совпадающих друг с другом, не способствует решению его проблем.

Очевидно, что реализация российской дипломатией поставленных в Энергетической стратегии целей и задач, связанных с энергетической безопасностью, в совокупности с грамотно разработанной стратегией развития каждого отдельно взятого предприятия

целевой отрасли, способствовало бы развитию ТЭК России, укреплению его международных позиций, а также повышению устойчивости национальной энергетики в условиях действия внешних дестабилизирующих факторов.

Литература

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия [Текст] / И. Ансофф ; [пер. с англ. С. Жильцова ; под ред. Ю. Н. Каптуревского. М. [и др.] : Питер, 1999. 414 с. (Теория и практика менеджмента).

2. Афоничкин А.И. Развитие инвестиционного потенциала интегрированных экономических систем в современных условиях [монография], Тольятти, Волжский ун-т им. В.Н. Татищева, 2006.

3. Бавин В.Н. Организационно — экономический механизм управления корпорациями и привлечение инвестиций в российскую экономику. Дис. канд. экон. наук: 08.00.05, М., 2006.

4. Буйлемишева О. Новая инвестиционная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

политика // Финансовый бизнес. — 2007. — № 1.

5. Дли М.И., Пыхтина И.Н., Скрипицына Т.А. Повышение эффективности проектного финансирования инвестиционной деятельности электроэнергетических предприятий, Смоленск: Смоленский ЦНТИ, 2006.

6. Ермакова Ж.А. Топливно-энергетический комплекс региона: организационно-экономические проблемы и перспективы технологического развития, Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2005.

7. Морозов И.А. Совершенствование системы инвестирования в основные фонды на примере ОАО «Татэнерго». Дис. .. .канд. экон наук: 08.00.05, Казань, 2006

8. www.rbc.ru

9. www.onlinelibrary.ru

10. www.edulib.ru

11. www.cfin.ru

12. www.samaraenergo.ru

Экономика, Статистика и Информатика

31

№4, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.