Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ПОБУЖДАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КАК ПРАКТИКИ КУЛЬТУРЫ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

КОНЦЕПЦИЯ ПОБУЖДАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КАК ПРАКТИКИ КУЛЬТУРЫ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты вуза / волонтерская деятельность / личность / побуждающая социализация / культура обращения / принципы социализации / university students / volunteer activities / personality / inviting socialization / culture of addressing / principles of socialization

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шутенко Андрей Иванович, Шутенко Елена Николаевна, Ананьева Марина Андреевна

В статье раскрываются концептуальные положения побуждающей социализации как практики обращения к студенческой молодежи. Рассматривая проблему участия студентов в волонтерской работе, авторы стремятся найти новые формы их привлечения к данной сфере. Одной из таких форм выступает предлагаемая модель побуждающей социализации как антипод пользовательски-потребительской социализации молодежи. Авторы определяют данную модель по характеру ее ключевого воздействия на личность, которым является побуждение к действию. Раскрывается понятие побуждающей социализации как практики активизации социального потенциала личности и ее продуктивной субъектности. Приводятся основные мировоззренческие источники побуждающей социализации (гуманистические, нравственно-этические, жизнесозидающие, культуро-субъектные). Раскрываются принципы побуждающей социализации: добровольность, сопричастность, позитивная открытость, субъектность, инициативная активность, диалогичность, опора на жизненную перспективу. В качестве ведущего социализирующего средства выступает поведенческо-поступковый план самосознания молодежи. Отмечается роль морально-психологического фактора как ресурса побуждающей социализации. В целом, предложенная концепция побуждающей социализации направлена на развитие комплементарной культуры обращения к студенческой молодежи в деле ее приобщения к продуктивной социальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шутенко Андрей Иванович, Шутенко Елена Николаевна, Ананьева Марина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the conceptual categories of inviting socialization as a practice of addressing student youth. Considering the problem of student participation in volunteer work, the authors strive to find new forms of involving them in this sphere. One of these forms is the proposed model of inviting socialization as an antipode to the user-consumer socialization of youth. The authors define this model by the criterion of its key impact on the individual, which is an invitation to action. The study defines the concept of inviting socialization as a practice of activating the social potential of the individual and his productive subjectivness. The authors emphasise the main worldview sources of inviting socialization (humanistic, moral-ethical, life-creating, culturalsubjective). The authors explain a number of the following principles of inviting socialization: voluntariness, complicity, positive openness, subjectivity, initiative activity, dialogicity, reliance on a life perspective. The key socializing mean is the behavioral-action plan of self-awareness of young people. The authors note the role of the moral-psychological factor as a resource of inviting socialization. In general, the proposed concept of inviting socialization is aimed at developing a complementary culture of addressing to student youth in their involvement in productive social activities.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ПОБУЖДАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КАК ПРАКТИКИ КУЛЬТУРЫ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

режиме. Кроме того, многие обучающиеся (83,5%) заявили, что у них появился интерес и желание изучать английский язык, а также применять его в профессиональной сфере.

Выводы. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что применение цифровой дидактики и внедрение цифровой образовательной среды, позволяющей учащимся получать доступный и верифицированный цифровой контент, находясь в любой географической точке, а также представлять выполненные индивидуальные и групповые проекты и получать по ним обратную связь, способствует формированию востребованных коммуникативной и цифровой компетенций будущих специалистов гуманитарной сферы. Эти компетенции имеют важное значение для гуманитариев, в свете того, что в последнее время на стыке компьютерных и гуманитарных наук возникла новая область исследований, объединяющая методы этих двух сфер. Являясь междисциплинарной областью исследований, она интегрирует усилия участников, обладающих разными компетенциями. Так, наряду с программистами, специалистами по интеллектуальному анализу текста и веб-дизайну, в проектах задействованы лингвисты, историки, культурологи, журналисты и многие другие. Результатом работы таких команд становятся интерактивные карты, смоделированные по письмам и дневникам социальные сети великих писателей, ЗБ-модели древних государств и сложные цифровые проекты для музеев и библиотек [14]. Использование инструментов цифровой дидактики, а именно технологии обучения профессиональному общению в виртуальной среде, также оказалось эффективным при обучении бакалавров гуманитарных направлений подготовки, способствуя формированию у них цифровых компетенций. Представляется возможным применение данной технологии при организации образовательного процесса по иностранному языку студентов технических и естественнонаучных направлений.

Литература:

1. Забелина, О.В. Трансформация востребованности навыков и профессий в условиях цифровизации российской экономики / О.В. Забелина, A.B. Майорова, Е.А. Матвеева // Экономика труда. - 2020. - Том 7. - № 7. - С. 589-608. - doi: 10.18334/et.7.7.110666

2. Интернет-проект «International Relations». - 2022. - URL: International Relations - YouTube (дата обращения 15.09.2023)

3. Интернет-проект «Psychology in English». - 2022. - URL: Psychology in English - YouTube (дата обращения 15.09.2023)

4. Интернет-проект «The Alliance of Sword and Ploughshare». - 2022. - URL: https://www.youtube.com/channel/UCldbhltOOqFXQGhF2LwrMbw/featured (дата обращения 05.09.2023)

5. Любанец, И.И. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения иностранным языкам / И.И. Любанец, И.Г. Копытич, Е.В. Шило // Вестник Донецкого педагогического института. - 2018. - №2. - С. 110-117

6. Матвиенко, C.B. Образование xxi: плюсы и минусы цифрового образования / C.B. Матвиенко, Е.В. Васильева // Образование и право. -2022. -№1. - С. 165-170

7. Мурунов, С.С. Использование интернет-ресурсов для проблематизации обучения иностранным языкам / С.С. Мурунов, Н.В. Медведев, O.E. Шульц // Вестник ТГУ. - 2022. - №4. - С. 911-922

8. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» (вместе с «Положением о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды»), - 2020. - URL: http://www.consultant.ru/(flaTa обращения 15.09.2023)

9. Сапун, О.Л. Преимущества и недостатки цифровизации образования / О.Л. Сапун, H.A. Сырокваш // Актуальные проблемы науки XXI века: сборник научных статей молодых ученых.-2021.-Вып. 10.-С. 11-15

10. Стрекалова, Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование / Н.Б. Стрекалова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. -2019. -№2. - С. 84-88

11. Стрелкова, И.А. Актуальные аспекты цифровизации российского образования / И.А. Стрелкова // Социальные новации и социальные науки. -2021. -№1 (3). -С.96-106

12. Цифровой гуманитарий //ITMO.NEWS. -2021. -URL: https://news.itmo.ru/ru/education/trend/news/12315/

13. Чернышкова, Н.В. SMART-технологии в преподавании иностранного языка / Н.В. Чернышкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2018. -№2-1 (80). - С. 211-214

14. What do employers want from today's graduates? Insights from the 2022 QS Global Employer Survey. - 2022. - 30 p. -URL: https://www.voced.edu.au/content/ngv%3A95477 (дата обращения 15.09.2023)

Педагогика

УДК 37.013.42:316.6

кандидат педагогических наук, доцент Шутенко Андрей Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова» (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент Шутенко Елена Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова» (г. Белгород); аспирант Ананьева Марина Андреевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

КОНЦЕПЦИЯ ПОБУЖДАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КАК ПРАКТИКИ КУЛЬТУРЫ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье раскрываются концептуальные положения побуждающей социализации как практики обращения к студенческой молодежи. Рассматривая проблему участия студентов в волонтерской работе, авторы стремятся найти новые формы их привлечения к данной сфере. Одной из таких форм выступает предлагаемая модель побуждающей социализации как антипод пользовательски-потребительской социализации молодежи. Авторы определяют данную модель по характеру ее ключевого воздействия на личность, которым является побуждение к действию. Раскрывается понятие побуждающей социализации как практики активизации социального потенциала личности и ее продуктивной субъектности. Приводятся основные мировоззренческие источники побуждающей социализации (гуманистические, нравственно-этические, жизнесозидающие, культуро-субъектные). Раскрываются принципы побуждающей социализации: добровольность, сопричастность, позитивная открытость, субъектность, инициативная активность, диалогичность, опора на жизненную

перспективу. В качестве ведущего социализирующего средства выступает поведенческо-поступковый план самосознания молодежи. Отмечается роль морально-психологического фактора как ресурса побуждающей социализации. В целом, предложенная концепция побуждающей социализации направлена на развитие комплементарной культуры обращения к студенческой молодежи в деле ее приобщения к продуктивной социальной деятельности.

Ключевые слова: студенты вуза, волонтерская деятельность, личность, побуждающая социализация, культура обращения, принципы социализации.

Annotation. The article reveals the conceptual categories of inviting socialization as a practice of addressing student youth. Considering the problem of student participation in volunteer work, the authors strive to find new forms of involving them in this sphere. One of these forms is the proposed model of inviting socialization as an antipode to the user-consumer socialization of youth. The authors define this model by the criterion of its key impact on the individual, which is an invitation to action. The study defines the concept of inviting socialization as a practice of activating the social potential of the individual and his productive subjectivness. The authors emphasise the main worldview sources of inviting socialization (humanistic, moral-ethical, life-creating, cultural-subjective). The authors explain a number of the following principles of inviting socialization: voluntariness, complicity, positive openness, subjectivity, initiative activity, dialogicity, reliance on a life perspective. The key socializing mean is the behavioral-action plan of self-awareness of young people. The authors note the role of the moral-psychological factor as a resource of inviting socialization. In general, the proposed concept of inviting socialization is aimed at developing a complementary culture of addressing to student youth in their involvement in productive social activities.

Key words: university students, volunteer activities, personality, inviting socialization, culture of addressing, principles of socialization.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 23-28-01508

«Воспитательный потенциал волонтерской деятельности как сферы продуктивной самореализации современной студенческой молодежи» (2023-2024 гг.) на базе НИУ «БелКУ»

Введение. Развитие современной студенческой молодежи складывается в условиях обострения социальных и гуманитарных противоречий, выходящих на уровень выживания общества и страны в целом. Сегодня очевидно, что будущее страны находится в руках той части молодежи, которая готова разделить с ней ее судьбу, способна отстаивать ее интересы и реализовать себя в качестве полноценных субъектов социально-продуктивной деятельности. Практическая возможность обрести опыт такой деятельности и стать полноценным участником социальной жизни открывается сегодня для студентов в такой уникальной сфере занятости и гражданского служения как волонтерская деятельность [2; 3].

Изложение основного материала статьи. Как показывает опыт распространения волонтерства в последние десятилетие, данная сфера привлекает все больше людей, чья жизненная позиция не позволяет им оставаться в стороне от проблем и бед окружающих, от угроз и вызовов, с которыми столкнулась страна в последнее время [7; 121. По данным Минэкономразвития число волонтеров в стране неуклонно растет и 2022 году превысило 3,9 млн человек, существенную долю в этой массе составляет молодежь (от 14 до 20 %%) и студенчество как наиболее активная и пассионарная ее часть [41. Набирают силу и воплощаются на практике многие студенческие волонтерские проекты, которые выходят на уровень высокой социальной востребованности и становятся более профессиональными и массовыми [11].

С началом специальной военной операции (СВО) российское общество вступило в полосу новых испытаний на прочность и жизнеспособность. Сегодня молодежь, сталкиваясь с беспрецедентными вызовами в связи с масштабной и полимодальной войной коллективного запада, попадает в ситуацию сложного экзистенциально выбора, связанного с проблемой выживания. Сознание того, что преодолеть выпавшие испытания и выжить в одиночку невозможно, заставляет многих молодых людей делать правильный выбор и быть вместе со своей страной и народом, вносить свой вклад на благо общества. Действенным и достойным поприщем для выбравших этот путь становится волонтерство как последовательный проводник тех ценностей, которые всегда помогали обществу жить и преодолевать невзгоды [9; 13].

1. Проблема участия студентов в сфере волонтерства. Обращение к опыту исследований студенческого волонтерства показывает, что, несмотря на его социальную значимость и благотворность, многие студенты остаются безучастными к этой практике самореализации. По данным исследований М.В. Певной и ее коллег в качестве психологических барьеров выступают «утилитарное отношение к жизни, неоправданность ожиданий молодежи; инфантилизм как философия пассивности или бездействия» [7, С. 59].

Данные наших исследований по проекту РНФ № 23-28-01508 на базе НИУ БелГУ показывают, что не все студенты желают включаться в волонтерство даже в его событийном формате. Почти половина студентов педагогического факультета (48%) из опрошенных (144 чел.) не желают участвовать в этой работе, а около четверти (23%) не определились с решением. Отмечается также снижение численности действующих волонтеров за последние полтора года (после начала СВО). Часть студентов (17%) уже покинула ряды волонтеров и около половины из работающих (46%) склонны оставить эту работу. Сказываются усталость и высокие психо-эмоциональные нагрузки на студентов-волонтеров Белгородских вузов в силу специфики их деятельности в регионе повышенной гуманитарной напряженности, прилегающем к зонам боевых действий. Не все студенты готовы работать и повседневно выдерживать боль и беды других людей.

В этой связи, очевидно, что необходима определенная работа по поддержке и мотивированию студентов на волонтерскую работу.

Как показали наши исследования [12], в деле обеспечения студенческого волонтерства необходимо развивать определенную культуру приобщения студентов к этой сфере деятельности. Необходимы новые подходы и формы обращения общества к сознанию и личности молодого человека в целом, в которых нет места равнодушию и формализму, и делается ставка на внутренние способности, творческий энтузиазм и инициативу молодых людей, их надежды и помыслы о добром и справедливом укладе общества, в котором каждый человек может занять достойное место в жизни.

Речь, таким образом, идет о преодолении пользовательски-потребительской модели формирования и социализации молодого поколения, в которой оно рассматривается как некий ресурс и социальный капитал (которым можно манипулировать и использовать для внешних нужд) и переходе к другой модели социализации, построенной на иной ценностно-смысловой базе отношения к личности и ее участию в общественной жизни.

В нашем исследовании в качестве такой модели предлагается конструкт побуждающей социализации, концепция которой кратко излагается ниже.

2. Понятие побуждающей социализации. Побуждающая социализация (ПС) - это целенаправленное и последовательное отношение социальных институтов (и общества в целом) к развивающейся личности как дееспособному субъекту и потенциальному участнику общественной практики, готовому внести свой вклад в развитие общества и включаться в него в качестве самостоятельного и ценного деятеля, если перед ним открывается определенный «коридор возможностей» для реализации его сущностных сил и ценностных устремлений.

Атрибутивным признаком ПС выступает характер обращений и оказываемых на личность формирующих воздействий, в основе которых лежит побуждение к действию в различных его формах и модальностях (убеждение, приглашение, призыв, просьба и т.п.).

ПС исходит из общественной природы личности и укорененности социальных форм в структуре психики, полагая тем самым наличие постоянной готовности индивида воспроизвести эти формы в повседневной жизни. Личность как бы изначально «пропитана» социальностью. И в этой связи проблема готовности к социальному участию есть не более чем проблема возможностей это участие вызвать. Суть эффективной социализации поэтому заключается в раскрытии данной готовности, в умении социума подобрать такие «ключи доступа» и способы общения с каждым индивидуумом, которые смогли бы пробудить в нем эту «дремлющую социальность». Побуждающая социализация в этом плане опирается на универсальные средства и способы обращения, взывающие к неизменному желанию каждого молодого человека стать для самого себя кем-то большим, чем его теперешнее Я, проявить себя как личность, вырасти в собственных глазах, раскрыть свой внутренний потенциал в социальных связях и отношениях.

ПС противостоит различным формам принуждения, манипуляции, давления, адаптации и т.п., требующих и добивающихся от личности выполнения социальных норма, правил и стандартов, не беря в расчет необходимости изначального принятия ею этих норм и правил как субъективно-значимых способов собственного существования [6]. Если принудительная социализация опирается на страх наказания, порицания, отвержения и т.д., манипулятивная социализация апеллирует к личному благополучию, то ПС взывает к внутреннему стремлению к развитию и самореализации. При этом личность рассматривается как органичный элемент социума, как его активный субъект, способный воспроизводить в своей деятельности социальные формы и образцы, улучшать и преобразовывать их.

Тем самым, в отличие от других моделей социализации в ПС не существует изначальной «перегородки» между социумом и личностью, они включены в общий процесс социо-культурного воспроизводства. Противоречия между ними носят не антагонистический, а диалектический характер как некая «разность потенциалов», придающая в своем разрешении импульс для развития и движения к новому состоянию. Личность как субъект своей деятельностью (совместно с другими) преобразует общество, которое в свою очередь (будучи совокупностью субъектов и их опыта) преобразует и развивает личность. И в этом кольцевом движении открывается механизм жизнеспособности общества, которое, находя на новом витке истории новые способы побуждения личности к активности, открывает перед ней горизонт для творчества и самовоплощения, неизменно приносящие необходимые преобразования для самого общества.

3. Философско-мировоззренческие основы побуждающей социализации. Представляя широкую и разностороннюю практику обращения к новым поколениям в процессе их становления и воспитания, ПС стремится культивировать такие способы воздействия и влияния, которые возбуждают в них чувство социальной причастности и ответственности. При этом ПС центрируется не столько на формах социального взаимодействия, сколько на характере самого обращения к личности, основанном на чувстве уважения, принятия и признания, на деликатном, бережном и чутком отношении к каждому человеку как ценности.

Опыт и традиции такого отношения к человеку и социальным группам получили освещение в различных философских и религиозных учениях, составляющих золотой фонд гуманитарной мысли, и которые служит ценным источником и мировоззренческой основной модели побуждающей социализации. Среди ведущих составляющих этого фонда особо выделяются следующие направления:

- гуманистические учения, признающие ценность человека и его жизни, его разума и личности, его право на счастье, свободу, развитие и проявление своих способностей, утверждающие идеал гармоничного и целостного человека (на основе единства истины, добра и красоты), а также принципы равенства, уважения, справедливости, и рассматривающие благо для человека как смысл общественного устройства;

- нравственно-этические учения, согласующиеся с кантовским пониманием человека как цели и духовными традициями ведущих религиозных течений, взывающих к совести человека, его достоинству и чести, прививающих ценности Добра, любви к ближнему, правды, милосердия, сострадания, поддержки и др.;

- жизнесозидающее мировоззрение, в центре которого находится ценность жизни во всех ее формах и проявлениях, основанная на чувстве «благоговения перед жизнью» [10] и задающее стремление поддерживать жизнь, содействовать ее продолжению, повседневно заботиться о ней;

- культуро-субъектная детерминация человека в его онтологическом единстве с обществом и природой, атрибутирующем его целостность в таком качестве как личность, означающей ответственного и творческого субъекта, реализующего ценности культуры и вносящего благотворный вклад в процесс миросозидания.

4. Принципы побуждающей социализации Для оказания различных мотивирующих воздействий ПС фокусируется на создании располагающей и вдохновляющей социально-психологической атмосферы обращения и взаимодействия с молодым поколением. Выстраивание такой атмосферы осуществляется на основе соблюдения ряда важных принципов.

Принцип добровольности подразумевает самостоятельное и свободное включение молодежи в различные сферы и виды социальной практики, по собственному желанию на основании личной инициативы и намерений. Данный принцип выступает основополагающей нормой волонтерства и противостоит различным формам принуждения, манипуляции, давления и технологиям массового психологического воздействия. Побуждающая социализация опирается на ценность личного выбора и осознанно принятого решения к участию в социальной жизни.

Принцип сопричастности и соучастия означает взаимную вовлеченность и заинтересованность социума и личности, и полагает включение ее в такие формы социальной практики, которые отвечают внутренним интересам и устремлениям. Это в свою очередь требует глубокого понимания личности (и молодежи в целом), ее запросов и наклонностей, умения предлагать продуктивные пути и способы их реализации. Данный принцип исходит из общности социума и личности, и направлен на преодоление равнодушия и формального подхода в их взаимодействии.

Принцип позитивной открытости означает откровенное и честное предъявление личности (и молодежи) полной картины социальных ожиданий, а также положительную восприимчивость социума различных форм проявления активности развивающейся личности. Данный принцип требует принятия личности с ориентацией на ее положительные качества и потенциал [5], с верой в ее возможности к продуктивному самопроявлению и раскрытию в различных сферах жизнедеятельности.

Принцип субъектности полагает признание потенциала развивающейся личности (и молодежи в целом) в качестве дееспособного социального субъекта, находящегося в стадии становления, и требующего, соответствующего отношения, учитывающего способность личности к «... активной, сознательной, целенаправленной, оптимальной и свободной организации своей жизни, ее этапов, событий, свершений» [1, С. 5].

Принцип инициативной активности полагает всемерную поддержку и стимулирование творческих замыслов и инициатив молодежи, направленных на преобразование и улучшение условий жизни людей и функционирование социальных институтов. Успешность социализации молодежи во многом зависит от готовности социума воспринять

проявляемую ею надептуативную (неадаптивную) активность [8], находя социально приемлемые и продуктивные формы для реализации этой активности.

Принцип диалога определяет ключевой режим и способы осуществления коммуникаций и взаимодействия социума и молодежи, и подразумевает постоянный и равноправный обмен мнениями, позициями и идеями, взаимное уважение и искренность, наличие непрерывной обратной связи о состоянии и нуждах молодежи для лучшего понимания и содействия.

Принцип опоры на жизненную практику и перспективу требует обращения к молодежи для разрешения конкретных социальных проблем и ситуаций, оперирования социально значимыми примерами, достойными для подражания, раскрытия различных областей социальной практики для самоопределения молодежи и выбора ею своей траектории жизненного пути.

Помимо отмеченных выше специфических принципов побуждающей социализации, большую роль в ней играют также такие традиционные принципы воспитания как: принципы природосообразности и культуросообразности, принцип гуманизма, принцип коллективизма, принцип системности и последовательности в воспитании.

5. Социализирующие средства и ресурсы. В качестве основных средств формирующих воздействий в побуждающей социализации преобладают не столько вербально- символические средства, сколько поведенческо-поступковые. В этом заключается основное отличие и привлекательная сторона такой формы обращения доя молодежи, поскольку ей предъявляются не абстрактные и отвлеченные образы и нарративы, а реальные образы и действующие субъекты (люди и их поступки, их дела во благо других). ПС оперирует в основном примерами для подражания и идентификации молодежи.

В качестве основного ресурса в побуждающей социализации выступают не столько материальные или статусные мотиваторы, сколько морально-психологический фактор обращения к молодым людям, который, взывая к их нравственным чувствам и ценностям (добро, справедливость, правда, мир, помощь обездоленным, любовь и др.), неизменно находит эмоциональный отклик в их душах, вдохновляя и к собственным поступкам для достижения этих ценностей.

Выводы. Представленный в настоящей работе категориально- концептуальный аппарат такой формы социального воспроизводства как побуждающая социализация может служить теоретической основной построения эффективных практик вовлечения студентов в волонтерскую работу. Раскрытие мировоззренческие основы и принципы побуждающей социализации задают необходимые ментально-императивные предпосылки формирования комплементарной культуры обращения к студенческой молодежи в деле ее приобщения к созидательной социальной деятельности.

Литература:

1. Абульханова, К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии / К.А. Абульханова // Психология: Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т.2. - № 4. - С. 3-21

2. Богданова, Е.В. Воспитательный потенциал волонтерской деятельности студентов / Е.В. Богданова // Волонтер. -2014.-№ 1 (9).-С. 6-20

3. Большов, В.Б. Волонтерство и волонтерская практика как способ самореализации студентов вузов / В.Б. Большов, В.В. Николаенко // Социальная компетентность. - 2020. - Т.5. - № 3 (17). - С. 377-388

4. Известия от 5.09.2023. iz.ru: сайт - 2023. - URL: https://iz.ru/1569135/2023-09-05/v-minekonomrazvitiia-rasskazali-o-roste-chisla-volonterov (дата обращения: 17.11.2023)

5. Маралов, В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. - Москва: Изд-во Юрайт, 2021.-424 с.

6. Мудрик, A.B. Социализация человека / A.B. Мудрик. - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011,- 624 с.

7. Певная, М.В. Волонтерское неучастие студентов, или как эффективно организовать обучение добровольчеству в российских университетах / М.В. Певная, А.Н. Тарасова, Д.Ф. Телепаева // Университетское управление: практика и анализ. - 2023. - Т. 27. - № 2. - С. 59-74

8. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. - Москва: ТОО "Горбунок", 1992.-224 с.

9. Ромм, Т.А. Воспитание. Волонтерство. Молодежь: Монография / Т.А. Ромм, Е.В. Богданова. - Новосибирск: СО РАН, Изд-во НГТУ, 2015. - 383 с.

10. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. - Москва: Прогресс, 1992. - 376 с.

11. Шульгина, Т.А. «Ты записался добровольцем?», или Зачем студенты идут в волонтеры / Т.А. Шульгина, H.A. Кетова // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29. - № 1,- С. 116-124

12. Шутенко, А.И. Мотивационные и личностные особенности студентов, принимающих участие в реализации волонтерских проектов социальной направленности / А.И. Шутенко, E.H. Шутенко, A.B. Локтева // Перспективы науки и образования. - 2023. - № 4 (64). - С. 427-441

13. Building Community Resilience through Youth Volunteering: Towards a New Model / M. Nursey-Bray, M. Masud-All-Kamal, M. Di Giacomo, S. Millcock // Regional Studies, Regional Science. - 2022. - Vol. 9(1). - P. 242-263

Педагогика

УДК 37

магистрант Юшкова Анастасия Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

доцент кафедры искусств, кандидат педагогических наук Бакиева Ольга Афанасьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ТВОРЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития ценностных ориентаций обучающихся через приобщение к творческому наследию средствами живописи. Была проанализирована литература по проблеме. Уточнено определение «развитие ценностных ориентаций у обучающихся дополнительного образования через приобщение к творческому наследию Тюменского края средствами живописи». Выявлен потенциал декоративно-прикладного искусства, как части творческого наследия родного края. Была проанализирована программа по Живописи. Выявлено недостаточность тем в программе, направленных на приобщение к творческому наследию Тюменского края. Разработан диагностический инструментарий. Проведено констатирующее исследование. Результаты исследования подтвердили актуальность темы. Был выявлен невысокий уровень сформированности ценностных ориентаций обучающихся. Было намечено направление работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.