Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФАСИЛИТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ИММЕРСИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФАСИЛИТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ИММЕРСИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / ИММЕРСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИММЕРСИОННЫЙ МЕТОД / ИММЕРСИВНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дронякина Надежда Владимировна, Солопина Галина Александровна

Данная статья посвящена обобщению теоретического и практического опыта в использовании иммерсивного подхода в обучении иностранным языкам и оказания обучающимся педагогической фасилитации в образовательном процессе Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте на протяжении учебного 2021-2022 года. Предметом теоретического осмысления в статье послужили научные труды по изучению иммерсивного подхода в образовании, феномена педагогической фасилитации и эффективных инновационных образовательных технологий в высшей школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF PEDAGOGICAL FACILITATION IN THE CONTEXT OF THE IMMERSIVE APPROACH IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN HIGHER EDUCATION

The article deals with the generalization of theoretical and practical experience in the use of immersive approach in teaching foreign languages and rendering the pedagogical facilitation to the students in the educational process of the Academy of the Humanities and Pedagogy (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “V. I. Vernadsky Crimean Federal University” in Yalta during 2021-2022. Scientific works were the subject of theoretical reflection in the article focusing on the immersive approach in education, the phenomenon of pedagogical facilitation and effective innovative educational technologies in higher education.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФАСИЛИТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ИММЕРСИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

7. Шак Ф. М. Джаз и массовая музыка в социокультурных процессах второй половины ХХ - начала XXI в: научное издание. - Краснодар: Краснодарский гос. ин-т культуры, 2018. - 342 с.

8. Шак Ф. М. Феномен джаза. - Краснодар: КГУКИ, 2009. - 156 с.

9. Шулин В. В. Искусство импровизации в джазе последней трети XX столетия (к проблеме звукоидеала): дисс. ... канд. Искусствовед. - СПб., 2007. - 191 с.

10. Baker P. Modern Piano Accordion Method. - Sydney: J. Albert&Son Music Publishers, 1935. - 65 p.

11. Strieker R., Marocco F. Jazz Theory and Improvisation Studies for Accordion. - New York: North Brunswick, 1991. - 140 p.

Н. В. Дронякина, Г. А. Солопина

УДК 378

КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФАСИЛИТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ИММЕРСИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

|Д инамика развития современного мирового политического процесса оказывает существенное влияние на разные сферы жизнедеятельности человека, образовательной в том числе. Образование претерпевает перманентные изменения: разрабатываются иннова-

ционные методики и подходы, появляются новые научно-исследовательские вызовы, результаты научно-технического прогресса непосредственно внедряются в образовательный процесс, становятся частью обучения.

К числу уже традиционных, а некогда инновационных, педагогических технологий относятся дистанционные формы и методы обучения, применение информационно-коммуникационные технологий, проблемное, развивающее обучение, технологии критического мышления и др. Современное образовательное пространство перенасыщено значительным количеством продуктами информационно-коммуникационных технологий, способных повлиять на мотивацию обучающихся. В связи с перенасыщенностью информационно-коммуникационного пространства и с учетом рационального использования его составляющих считаем эффективным применение иммерсивного подхода в обучении иностранным языкам в университете. Исследованию иммерсивного подхода в образовании посвящены научные работы И. Ф. Амельчакова, Е. И. Елизаренко, Е. В. Клыковой [2], В. А. Чу-пина [10], Ю. В. Корнилова [3], Г. С. Котова [4] и др.

Необходимость внедрения в образовательный процесс новых подходов и технологий определена в числе задач, поставленных перед Правительством РФ при разработке национального проекта в сфере образования Президентом Российской Федерации [1]. Активное внедрение электронного обучения, цифровиза-ция образовательного процесса требуют применение новых подходов и педагогических технологий в обучении. При этом следует отметить, что педагогические технологии не должны просто обеспечивать достижение целей обучения, но и стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, отличаться вариативностью, вызывать интерес и побуждать к познанию [2, с. 193]. Таким образом, в статье предпринята попытка раскрыть специфику иммерсивного подхода как инструмента педагогической фасилитации (от англ. facilitation - помощь) в преподавании иностран-

ных языков в Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в условиях активного внедрения в учебный процесс цифровых технологий.

Цель исследования - определить приемы фасилитации в условиях применения иммер-сивного подхода в обучении иностранным языкам в высшей школе.

В ходе подготовки данного исследования использованы следующие методы: метод логико-теоретического анализа научных, педагогических методических работ, метод систематизации, обобщения и интерпретации теоретических данных, метод опроса, метод интерпретации результатов первичной апробации. Апробация результатов исследования проходила на базе Гуманитарно-педагогической академии с сентября 2021 года по июль 2022 года при участии 12 преподавателей кафедры филологии и методики преподавания и 81 студента очной формы обучения.

Понятие «иммерсивность» (от англ. immersion) трактуется как «полное погружение»; «создание эффекта „присутствия" за счет комплекса ощущений человека, находящегося в искусственно созданной среде» [10]. Под им-мерсивным подходом в обучении Ю. В. Корнилов понимает «стратегию познания, комплекс приемов и способов интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью развития и саморазвития личности обучающегося в искусственно созданном виртуальном окружении, способного эффективно воздействовать на ее разум и чувства» [3, с. 176].

Суть иммерсионного метода обучения иностранным языкам заключается в погружении обучающихся в иноязычную атмосферу во время аудиторного занятия. Идеи иммерсионного методы в обучении были изложены еще в XIX в. французским учителем М. Берлицем [6]. В ХХ в. метод М. Берлица был развит и получил продолжение в контексте прямого метода. Разработкой принципов прямого метода занимались интенсивисты, например, Г. А. Китайгородская, А. С. Плесневич и др. [5; 9]. В

задачу интенсификации обучения иностранным языкам входило разработать методику быстрого обучения путем погружения обучающихся в иноязычную атмосферу и воздействия на посознание, что в корне отличало подход суггестопедии, применявшей приемы убеждения или объяснения.

Следует различать два понятия «иммер-сивное обучение» и «иммерсионный метод» в обучении иностранным языкам. Иммерсивное обучение, или другими словами «погружение в язык», как особая педагогическая технология применяется в тех странах, в которых два и более официальных языков. Суть такой технологии сводится к тому, что второй изучаемый иностранный родной язык применяется в рамках преподавания предметов общеобразовательного цикла и с целью развития билингвизма у учащихся.

Под термином «иммерсивная обучающая среда» понимают «конструкт, отличающийся системным характером и свойством самоорганизации, реализуемый как динамический процесс воздействия на обучающегося с привлечением разнообразных элементов моделируемого внешнего/внутреннего окружения» [8, с. 33]. Для иммерсивной обучающей среды характерны ряд свойств [7]:

1) эксессивность (избыточность) как фактор многовариативности среды, которая отражает в необходимой степени требуемый элемент действительности и многовекторности взаимодействия в ней, что в совокупности способствует наработке обучающимися соответствующего опыта практической деятельности;

2) сатурация (насыщенность) как результат использования широкого спектра ресурсов включения обучающегося в моделируемое пространство, задействование различных сенсорных модальностей, способствующих расширению и усилению возможности целенаправленного психолого-педагогического воздействия;

3) конструируемость как возможность отражать требуемые элементы объективной реальности или полностью искусственной среды, пластичность конструируемой среды;

4) окулярность (наблюдаемость) или доступность когнитивному восприятию как некое свойство иммерсивной среды генерировать индивидуальный опыт при восприятии и осмыслении наблюдаемого компонента, имеющего личностное значение и формирующегося за счет эффекта включенности в происходящее, реализации потенциала действия человека в среде;

5) автономность как подверженность им-мерсивной среды закономерностям функционирования предопределенных внутренними основаниями при синхронизируемости, которая проявляется в наличии механизмов локальной самоорганизации, служащих для отбора определенных качеств отдельных элементов среды, связанных с трансформацией приобретаемого обучающимися опыта;

6) интегральность (целостность) как свойство отражать многокомпонентное содержание в единстве и взаимосвязи при обеспечении векторного воздействия на обучающихся в заданном спектре задач обучения и воспитания;

7) мотивогенность как способность оказывать влияние на мотивационную сферу обучающихся, целенаправленно формировать познавательные интересы, комплекс мотивов достижения профессиональной и личностных успехов;

8) интерактивность (взаимодействие) как обеспечение обучающимся возможностей взаимодействовать с элементами среды в реальном времени, наблюдать ответную реакцию на предпринимаемые действия, активно участвовать в управлении изменениями моделируемой среды.

Рассмотрим основные положения иммер-сивного подхода в обучении иностранным языкам:

1) говорение (speaking) и слушание (listening) преобладает над другими видами учебной деятельности - письмом (writing) и чтением (reading);

2) лексика и грамматика изучаются не изолированно, а в контексте;

3) обучающемуся отводится активная роль в процессе обучения, преподаватель выступает в роли организатора-фасилитатора;

4) исключено использование родного языка при обучении.

Привлечение в процесс обучения иностранным языкам разнообразных сервисов, платформ и других цифровых ресурсов, связанных с прикладным аспектом и научной областью знаний в нашем случае по германистике и романистике, на основе использования информационных источников и технических средств иммерсивного подхода, обучение претерпевает процесс фасилитации и становится эффективной средой для реализации намеченных учебных целей. Преподаватель выступает неким фасилитатором, создающим благоприятную атмосферу, способствующую приобретению обучающимися инструментов иноязычной коммуникации и погружению в нее. К признакам фасилитирующей атмосферы относят: 1) легкость отношения к учебному процессу; 2) полная погруженность в учебный материал за счет отключенности от проблем и заинтересованности в происходящем; 3) понимание цели занятия, его структуры; 4) дружественная обстановка; 5) открытость для вопросов; 6) терпимое отношение к речевым ошибкам; 7) творчество как готовность внести изменения в ход учебного процесса; 8) обратная связь, отражающая результаты учебного процесса в виде достижений обучающихся; 9) объективность оценивания; 10) элементы юмора для создания легкости процесса обучения. Таким образом, к ключевыми характеристиками фасилитирующей атмосферы в аудитории относим внутренний позитивный настрой, высокую степень мотивации и удовольствие, исходящие от преподавателя, а также четкость обозначенных границ, требований и сроков выполнения заданий учебной работы.

Информационный подход наиболее глубоко интегрируется с иммерсивным, поскольку при изучении какого-либо явления, в первую очередь, выявляются и исследуются наиболее характерные для них информационные аспекты, определяющие их функционирование и развитие. Согласно Д. Марру, информационный подход призван раскрыть изучение

2022/.]-

представления и обработки визуальной и сенсорной информации, которое основано на использовании искусственного интеллекта, компьютерных технологий в целом [3, с. 176].

Иммерсивный подход подразумевает ряд ключевых моментов, на которых реализуется принцип наглядности в образовании. Иммер-сивные технологии в образовании усиливают значение наглядных средств в процессе усвоения знаний за счет глубокого погружения в виртуальную среду. Отметим, что информационный ресурс, форма и приемы иммерсив-ного обучения применены с учетом его рациональной значимости и целесообразности. Использование всех электронных ресурсов оправдано и взаимосвязано с целями учебных занятий, формой взаимодействия обучающихся, сложностью учебного материала.

В контексте нашего педагогического эксперимента использование иммерсивности в образовательной деятельности проходило через три ключевых этапа: 1) мотивационный; 2) операционно-познавательный; 3) рефлексивно-оценочный. Следует отметить, что при условии систематического применения иммер-сивного метода все этапы эффективно работают.

Рассмотрим средства и приемы организации процесса обучения иностранным языкам с использованием иммерсивного подхода: компьютерные презентации, компьютерное тестирование, проектная работа, виртуальные лабораторные работы, подкасты. Перечисленные выше элементы методической работы преподавателя как фасилитатора учебного процесса выступают инструментом, нацеленным на успешное решение учебных задач очной или дистанционной формы обучения.

Таким образом, представленные в статье основные положения современного образования свидетельствуют о признании учеными того факта, что образовательное пространство начала XXI века синтезирует различные педагогические установки. Сам методологический принцип иммерсивного обучения направлен на интеграцию педагогических систем различной направленности.

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена обобщению теоретического и практического опыта в использовании иммерсивного подхода в обучении иностранным языкам и оказания обучающимся педагогической фасилитации в образовательном процессе Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г Ялте на протяжении учебного 2021-2022 года. Предметом теоретического осмысления в статье послужили научные труды по изучению иммерсивного подхода в образовании, феномена педагогической фасилитации и эффективных инновационных образовательных технологий в высшей школе.

Ключевые слова: фасилитация, педагогическая фасилитация, иммерсивное обучение, иммерсионный метод, иммерсивная среда.

SUMMARY

The article deals with the generalization of theoretical and practical experience in the use of immersive approach in teaching foreign languages and rendering the pedagogical facilitation to the students in the educational process of the Academy of the Humanities and Pedagogy (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "V I. Ve-rnadsky Crimean Federal University" in Yalta during 2021-2022. Scientific works were the subject of theoretical reflection in the article focusing on the immersive approach in education, the phenomenon of pedagogical facilitation and effective innovative educational technologies in higher education.

Key words: humanistic approach, pedagogical paradigm, polyparadigmality, educational technologies, information educational environment.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азевич А. И. Иммерсивные технологии как средство визуализации учебной информации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. -2020. - №° 2 (52). - С. 35-43.

Щф}

jjZша/fOc

2. Амельчаков И. Ф., Елизаренко Е. И., Клыкова Е. В. Использование иммерсивных технологий в подготовке обучающихся (на примере Бел ЮИ МВД России имени И. Д. Пу-тилина) // Вестник Санкт-Петербурского университета МВД России. - 2022. - № 1 (93). -С. 192-197.

3. Корнилов Ю. В. Иммерсивный подход в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. -№ 1 (26). - С. 174-178.

4. Котов Ю. С. Иммерсивный подход в образовании: возможности и проблемы реализации // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73-1. -С. 179-182.

5. Кучиева Ю. Т. Авторские методы обучения иностранным языкам // Lingua mobilis. -2010. - С. 125.

6. Найденова Н. С. Основы преподавания ииностранных языков по методу М. Берлица // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». -2007. - № 2. - С. 95-103.

7. Сергеев С. Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. - М.: Народное образование, 2008. - 434 с.

8. Сергеев С. Ф. Проблемы и перспективы развития электронного обучения // Школьные технологии. - 2015. - № 3. - С. 28-38.

9. Сидорова А. Е., Бойкова Ю. В. Метод активизации возможностей личности и коллектива: интенсивное обучение или метод Китайгородской на примере французского языка // Евразийский Союз Ученых. - 2015. - № 10 (19). - С. 83-85.

10. Чупина В. А. Иммерсивность: трактовка и развитие понятия в педагогике // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Междун. науч.-практ. конф. (г Екатеринбург, 24-25 апреля 2018). - 2018. -С. 488-493.

И. А. Калугин

УДК 372.854

О ПРИЧИННОСТИ ПРОВАЛА В PISA И ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

1 сентября 2022 года в российских школах начинают действовать обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО, утвержденные приказами № 286, 287 Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 [10; 11], и, соответственно, дети, принятые на обучение в первый и пятый класс с этого года, будут обучаться уже по ним.

Особое место во ФГОС занимают требования к метапредметным результатам, направленные на достижение различных умений, прежде всего, - на овладение умениями и навыками работы с различной информацией: применять различные методы, инструменты при поиске и отборе информации; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм; находить аргументы в источниках; оценивать на применимость и достоверность информацию и т. д. Кроме того, в общесистемных требованиях ФГОС НОО и ФГОС ООО также зафиксирована обязанность учебной организации создать условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся [10, с. 20; 11 с. 29], одним из компонентов которой является читательская грамотность. В свою очередь, в личностных результатах образовательного стандарта основного общего образования зафиксировано требование к «овладению языковой и читательской культурой как средством познания мира» [11, с. 46]. Из вышеизложенного можно заключить, что развитие читательской грамотности обучающихся -это отнюдь не прерогатива учителя-словес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.