Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

КОНЦЕПЦИЯ ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
399
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА / ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В МЕДИЦИНЕ / MEDICAL CARE / MEDICAL SERVICE / PATIENT-ORIENTATION / INDIVIDUALIZATION IN MEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Харисов А.М., Селезнев П.С., Демина И.Д., Растеряев К.О., Бакирова Э.А.

В статье рассмотрена необходимость новой модели здравоохранения. При оказании помощи пациентам индивидуальные потребности и желаемые результаты являются движущей силой всех решений в области здравоохранения и измерения качества. Предоставляемая медицинская помощь должна соответствовать индивидуальным предпочтениям, потребностям и ценностям пациентов и учитывать пожелания пациента при принятии клинических решений. Соответствующий подход способствует повышению качества медицинских услуг и улучшению экономического благосостояния страны, о чем свидетельствуют зарубежные исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Харисов А.М., Селезнев П.С., Демина И.Д., Растеряев К.О., Бакирова Э.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of patient-oriented approach as a key tool of social economic development

The article considers the need for a new model of health care. In the provision of patient care, individual needs and desired outcomes are the driving force behind all decisions in health and quality measurement. Medical care should correspond to individual preferences, needs and values of patients and take into account patient's wishes when making clinical decisions. This approach contributes to improving the quality of medical services and improving the economic well-being of the country, as evidenced by foreign research.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Здоровье и общество

© Коллектив авторов,2019 УДК 614.2

Харисов А. М.1, Селезнев П. С.2, Демина И. Д.2, Растеряев К. О.2, Бакирова Э. А.3

КОНЦЕПЦИЯ ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

'Филиал № 3 ФГБУ «3 Центральный военный клинический госпиталь им. А. А. Вишневского» Минобороны России, 143000, г. Одинцово; 2ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 125993, г. Москва; 3ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва

В статье рассмотрена необходимость новой модели здравоохранения. При оказании помощи пациентам индивидуальные потребности и желаемые результаты являются движущей силой всех решений в области здравоохранения и измерения качества. Предоставляемая медицинская помощь должна соответствовать индивидуальным предпочтениям, потребностям и ценностям пациентов и учитывать пожелания пациента при принятии клинических решений. Соответствующий подход способствует повышению качества медицинских услуг и улучшению экономического благосостояния страны, о чем свидетельствуют зарубежные исследования.

Ключевые слова: медицинская помощь; медицинская услуга; пациентоориентированность; индивидуализация в медицине.

Для цитирования: Харисов А. М., Селезнев П. С., Демина И. Д., Растеряев К. О., Бакирова Э. А. Концепция пациен-тоориентированного подхода как ключевой инструмент социально-экономического развития. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(4):379—383. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-4-379-383

Для корреспонденции: Харисов Альсим Маратович, канд. мед. наук, начальник Филиала № 3 ФГБУ «3 Центральный военный клинический госпиталь им. А. А. Вишневского» Минобороны России, е-mail: amkharisov1968@mail.ru

Kharisov A. M.1, Seleznev P. S.2, Demina I. D.2, Rasteriaev K. O.2, Bakirova E. A.3 THE CONCEPT OF PATIENT-ORIENTED APPROACH AS A KEY TOOL OF SOCIAL ECONOMIC

DEVELOPMENT

1The Branch №3 of The Federal State Budget Institution «The A. A. Vishnevsky 3 Central Military Clinical Hospital» of the Ministry of Defense of the Russian Federation, 143000, Moscow, Russia;

2The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «The Financial University under the Government of the Russian Federation», 125993, Moscow, Russia;

3The Federal State Budget Scientific Institution «The N. A. Semashko National Research Institute of Public Health»,

105064, Moscow, Russia

The article considers the need for a new model of health care. In the provision of patient care, individual needs and desired outcomes are the driving force behind all decisions in health and quality measurement. Medical care should correspond to individual preferences, needs and values of patients and take into account patient's wishes when making clinical decisions. This approach contributes to improving the quality of medical services and improving the economic well-being of the country, as evidenced by foreign research.

Keywords: medical care, medical service, patient-orientation, individualization in medicine.

For citation: Kharisov A. M., Seleznev P. S., Demina I. D., Rasteriaev K. O., Bakirova E. A. The concept of patient-oriented approach as a key tool of social economic development. Problemy sotsialnoy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2019;27(4):379—383 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-4-379-383

For correspondence: Kharisov A. M., candidate of medical sciences, the Head of the Branch №3 of The Federal State Budget Institution «The A. A. Vishnevsky 3 Central Military Clinical Hospital. e-mail: amkharisov1968@mail.ru Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 01.02.2019 Accepted 03.04.2019

Введение

Системы образования и здравоохранения оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие России. Лидерство в мировой экономике также все в большей степени определяется конкурентоспособностью на рынках образовательных и медицинских услуг.

Современная модель здравоохранения, направленная на купирование критических состояний, не отвечает потребностям населения, которые сталкиваются с хроническими заболеваниями. Для решения данной задачи предлагается новая стратегия — пациентоориентированная медицина — помощь, ориентированная на пациента, при которой акцент

делается на здоровье пациента. Пациентоориентированная медицина — это необходимость настоящего времени, которая требует трансформации взаимодействия к равноправному и партнерскому сотрудничеству: привлечение пациентов в качестве партнеров, фокус на выявленных пациентом приоритетах и улучшение результатов.

Современное состояние системы здравоохранения в России неоднозначно. Хотя средняя продолжительность ожидаемой жизни при рождении возросла за последние 10 лет (с 65,4 года в 2005 г. до 71,9 года в 2016 г.), сохраняется довольно значительный разрыв со странами Европы — около 8 лет. Особого внимания заслуживает сверхсмертность мужчин, находящихся в трудоспособном возрасте: вероят-

ность смерти на 1 тыс. в 2016 г. составляет 294. Соответствующий показатель выше лишь в 20 африканских странах, Гайане (Южная Америка), Монголии и Сирии. В России в 2017 г. лишь 42% населения оценивают состояние своего здоровья как хорошее или очень хорошее, в то время как в европейских странах этот показатель составляет 68% [1].

В сравнении со странами Запада в России хуже обстоит дело и с вовлеченностью населения в процесс охраны собственного здоровья, и с проблемой малоподвижного образа жизни детей и молодежи, которая возрастает в связи со смещением приоритетов от спортивных игр к компьютерным.

Как положительный момент в системе здравоохранения в России можно отметить ряд масштабных национальных программ и государственное финансирование, которое позволило реализовать данные программы: приоритетный национальный проект «Здоровье», Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения», Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», Федеральная программа «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения, образования и культуры в 2011— 2014 гг.», Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 г., комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения РФ медицинскими кадрами до 2018 г. [2], которые обеспечили медицинские учреждения современным оборудованием, кадрами, увеличили объемы медицинской помощи. Кроме того, в России реализованы программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007—2012 гг.)», функционируют Школы здоровья, Школа профилактики ишемической болезни сердца, Коронарные клубы. Однако, как показывает статистика в сфере здравоохранения, эти мероприятия не являются действенными в полной мере, так как они имели целью преобразование системы здравоохранения и не концентрировали внимание на персонализации медицины, на индивидуализации проблем.

Материалы и методы

По суммарным частным и государственным расходам на здравоохранение Россия находится на уровне развивающихся государств, но отстает от развитых (табл. 1) [3, 4].

Российские государственные расходы при сопоставимом пакете гарантий оказания медицинских услуг ниже уровня расходов в европейских странах (3,2—3,4% ВВП в России против 7,2% ВВП в европейских странах) [5].

Таблица 1 Расходы на здравоохранение (в процентах от ВВП)

Развивающиеся страны Расходы, % Развитые страны Расходы, %

Индия 4 Канада 10

Китай 5 Германия 11

Россия 5—6 Франция 11

Бразилия 8—9 США 18

Health and Society

Таблица 2 Анализ анкет медицинских работников

Тематика программы обучения Доля респондентов, %

Стрессоустойчивость 30

Работа с трудными пациентами 20

Конфликты 10

Профессиональное выгорание 20

Другое 20

При этом именно сфера здравоохранения относится к одной из проблемных областей в масштабах страны в связи с недостаточностью уровня профессиональной подготовки врачей, недоступностью медицинской помощи для населения, недостаточной оснащенностью медицинских учреждений оборудованием и с прочими проблемами финансового, трудового и иного обеспечения. Недостаток финансового обеспечения приводит к торможению использования современных технологий, неполноценной подготовке кадров, а также создает серую зону взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами. Современная российская модель медицины не направлена на удовлетворение простейших нужд пациентов и при этом характеризуется неформальными отношениями и теневыми потоками в связи с недостаточностью четких правил распределения ресурсов и обеспечения доступа к ним.

Кроме того, работники сферы здравоохранения недооценивают важность коммуникации и необходимость этих навыков в своей деятельности. Сотрудники выбирают в качестве программ обучения преимущественно такие темы, как стрессоустойчивость, работа с трудными пациентами, конфликты, профессиональное выгорание (табл. 2). В выборе программ отсутствуют такие темы, как пациентоориен-тированность, навыки коммуникации, комплаент-ность пациентов [6].

Медицинские сотрудники пренебрегают совершенствованием таких навыков коммуникации, как активное слушание, вопросы пациенту, формирование адекватных ожиданий пациента от лечения. При этом те сотрудники, которые прошли обучение по направлению пациентоориентированности, развитию комплаентности пациентов, коммуникациям, отмечали, что в 100% случаях они готовы рекомендовать эти темы для обучения коллегам, и 97% считают обучение данным тематикам полезным в своей ежедневной деятельности [6]. Также исследования подтверждают, что сотрудники сферы здравоохранения в основном не принимают во внимание, что высокий уровень навыков коммуникации способствует улучшению эмоционального состояния пациента и недопущению конфликтных ситуаций.

Результаты исследования

В ответ на указанные проблемы и вызовы целесообразно изменять траекторию развития системы здравоохранения в направлении перехода к пациен-тоориентированной системе, которая включает в себя реализацию следующих ключевых задач [7]:

Здоровье и общество

• формирование трехуровневой сети медицинских учреждений: первичная помощь, основной уровень, высокотехнологичная медицина;

• запуск Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;

• осуществление запуска проектов медицины будущего;

• начало работы с Big Data пациентов;

• привлечение дополнительных средств в здравоохранение, исходя из профилактической активности застрахованных.

В целом реализация этих задач ведет к созданию Национальной пациентоориентированной системы здравоохранения. В России уже реализуется ряд проектов, направленных на создание такой системы. Например, приоритетный проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную санитарную помощь» [8] ставит основной задачей формирование «новой модели медицинской организации» — пациентоориентированной организации, нацеленной на доброжелательное отношение к пациенту, правильную организацию процессов и работы, качественное оказание медицинской помощи. Данные аспекты в современных условиях циф-ровизации, телемедицины и интернетизации достигаются переходом к персонифицированной медицине, которая основывается на подходе P4 [9, 10]:

• Прогноз (предикция, predictive) — выявление предрасположенностей и прогноза здоровья на основе индивидуальных особенностей генома пациента.

Ожидаемые эффекты:

— предупреждение смерти;

— увеличение продолжительности жизни;

— благоприятное течение болезни.

Достоверность прогноза зависит от ряда факторов, например правильности диагноза, обмена пациента, наследственности или характера трудовой деятельности.

• Профилактика (превентивность, preventive) — полное предотвращение либо снижение риска развития заболевания.

Выделяются следующие виды:

— первичная — предупреждение болезней;

— вторичная — уменьшение риска развития осложнений;

— третичная — реабилитационные мероприятия.

• Персонализация (personalized) — индивидуальный подход к пациенту на основе анализа и разбора его генетических и физиологических особенностей.

Цели персонализации:

— ускорение разработки персонализированного подхода к конкретному человеку;

— укрепление участия пациента в оказании медицинской помощи;

— способствование профилактике заболевания;

— улучшение предикции;

— повышение удовлетворенности лечением.

Таблица 3

Характеристики традиционной медицинской модели и пациентоориентированной модели медицины

Традиционная медицинская Лечение, ориентированное на пациен-

модель та

Модель, ориентированная на Модель, ориентированная на пациента поставщика

Основана на принципах благо- Основана на принципе автономии денствия и авторитаризма

Помощь, ориентированная на Помощь, ориентированная на пациен-болезнь та в целом

Ориентация на результаты, Ориентация на результаты, важные

важные для врачей и регулято- для пациентов

ров

Точка зрения пациента обычно Предпочтения, цели и ценности паци-игнорируется ента учитываются при принятии реше-

ний и оказании медицинской помощи Выполнение решений врача Пациент и врач совместно принимают

решения

Улучшение результатов для Улучшение результатов для отдельно-«среднего» пациента го пациента

Исследования, ориентирован- Исследования, ориентированные на ные на население пациента

Партнерство (партисипативность, participatory) — вовлеченность пациента в процессы профилактики и лечения.

Несмотря на то что пациенты всегда были в центре внимания медицинского обслуживания и концепция пациентоориентированной медицины в таком случае представляется излишней, между традиционной и пациентоориентированной медициной существует ряд различий (табл. 3). Таким образом , пациентоориентированная медицина направлена на улучшение результатов лечения отдельных пациентов с учетом их предпочтений, целей, ценностей, а также доступных экономических ресурсов [11].

Опыт стран, использующих пациентоориентиро-ванную модель в системе здравоохранения, учитывая потребности пациента, здоровье человека в целом, показывает повышение эффективности оказания медицинской помощи и создание позитивной рабочей обстановки, способствующей повышению экономического благосостояния в стране. При этом, несмотря на то что в разных странах используются различные подходы, основные направления реализации пациентоориентированной помощи включают в себя:

— доступность и непрерывность медицинской помощи;

— координация услуг на уровне первичной помощи;

— выявление новых потребностей пациентов;

— межсекторальное взаимодействие;

—учет индивидуальных генетических и физиологических особенностей человека [12].

Обсуждение

Пациентоориентированная модель медицины влияет на показатели качества медицинских услуг и тем самым на состояние экономической системы.

Исследования зарубежных ученых, таких как H. Gluyas [13] и C. Rathert [11], показали, что пациен-тоориентированная медицина ведет к улучшению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Health and Society

здоровья населения, повышению качества оказываемых медицинских услуг, повышению эффективности деятельности медицинских сотрудников, рациональному использованию ресурсов, снижению затрат, повышению удовлетворенности пациентов.

В ряде исследований показано, что уход за пациентом играет жизненно важную роль в политике здравоохранения, распределении ресурсов и обеспечении надлежащего ухода за счет эффективной интеграции перспективы пациента и поставщика. Привлекательность уникальной концепции пациентоо-риентированной модели здравоохранения глобальна. Другие исследователи считают, что одним из важных инструментов для внедрения пациентоори-ентированной модели здравоохранения являются передовые навыки общения, которые используются для совместного принятия решений и установления дружественного контакта, который в большей степени влияет на благоприятный исход.

Исследование M. Trento [14] подтверждает, что психологическая и эмоциональная адаптация является ключом к успешному лечению. Эмоциональные реакции тесно связаны с отношением к болезни, что отражает психологическую адаптацию пациента и ту степень ответственности, которую он/она готов принять за самоуправление.

Ряд зарубежных исследователей также подчеркивают, что если пациент считает собственный визит пациентоориентированным, то вероятность благополучного исхода повышается, а число дополнительных посещений, повторных госпитализаций и их продолжительность снижается.

Система здравоохранения России на сегодняшний день не является конкурентоспособной в полной мере. По основным показателям состояния здоровья Россия отстает от развитых стран. Сфера здравоохранения рассматривается как желаемое направление государственных инвестиций. Медицинские услуги направлены на оказание помощи пациентам лишь в критических ситуациях, при этом не используется индивидуальный подход.

Для решения поставленных проблем необходимо трансформировать систему здравоохранения в соответствии с основными положениями пациентоори-ентированного подхода. Сотрудничество между пациентом и командой медицинского персонала, ориентированное на пациента, включает в себя ценности, убеждения и предпочтения пациента в отношении общего состояния здоровья и благополучия в плане ухода и осуществления всех видов деятельности по уходу за пациентами.

Заключение

Основной целью и преимуществом пациентоори-ентированного подхода является улучшение индивидуальных результатов в отношении здоровья, а не только результатов здоровья населения, хотя результаты в области народонаселения также могут улучшиться. Такая модель приносит пользу не только для пациентов, но и для поставщиков медицинской

помощи и услуг, а также систем здравоохранения через:

—улучшение показателей удовлетворенности пациентов и их семей;

— повышение репутации поставщиков среди потребителей медицинских услуг;

—укрепление морального духа и повышение производительности среди врачей и вспомогательного персонала; —улучшение определения и распределения ресурсов;

— сокращение расходов и увеличение финансовой рентабельности в течение непрерывного медицинского обслуживания.

Указанные преимущества, влияя на социальную сферу, напрямую воздействуют и на экономическое благосостояние населения страны.

Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Eurostat data. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/data/ database (дата обращения 26.06.2018 г.).

2. Государственные программы — здравоохранение. Международный центр инновационных программ. Режим доступа: http:/ /incip.ru/gov_program_public_health/ (дата обращения 26.06.2018 г.).

3. Здравоохранение: необходимые ответы на вызовы времени. Центр стратегических разработок. Февраль 2018. Режим доступа: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/02/ Doklad_zdravoohranie_Web.pdf (дата обращения 26.06.2018 г.).

4. Расходы на здравоохранение в США выросли на $900 млрд за 7 лет. ForumDaily — голос русскоязычной Америки. Режим доступа: http://www.forumdaily.com/rasxody-na-zdravooxranenie-v-ssha-vyrosli-na-900-mlrd-za-7-let/ (дата обращения 26.06.2018 г.).

5. Health for All explorer. European Health Information Gateway. Режим доступа: https://gateway.euro.who.int/en/hfa-explorer/ (дата обращения 26.06.2018 г.).

6. Царанов К. Н. Подходы к формированию пациентоориентиро-ванной корпоративной культуры медицинской организации. Актуальные вопросы медицины в современных условиях. 2018;(5):49—54.

7. Стратегия развития здравоохранения до 2025 года будет паци-енториентированной. Онкоцентр. Режим доступа: http:// bonetumors.ru/info/news/strategiya-razvitiya-zdravookhraneniya-do-2025-goda-budet-patsientoorientirovannoy-/ (дата обращения 27.06.2018 г.).

8. Паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 26.07.2017 г. № 8). Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71635156/ #ixzz5H6XvA15g (дата обращения 21.05.2018 г.).

9. Новая концепция здравоохранения: 4П-медицина. Basis Genotech Group. Режим доступа: https://basisgenotech.ru/articles/ novaya-kontseptsiya-zdravookhraneniya-4p-meditsina/ (дата обращения 27.06.2018 г.).

10. Пациенториентированный подход — современный вектор медицины. Свердловский областной медицинский колледж. Режим доступа: http://www.med-obr.info/education/docs/ ushakova.pdf (дата обращения 27.06.2018 г.).

11. Rathert C., Wyrwich M. D., Boren S. A. Patient-Centered Care and Outcomes: A Systematic Review of the Literature. Med. Care Res. Rev. 2013;70(4):351—79.

12. Кожекенова Л. Г., Мусаханова А. К. Концептуальное видение реализации стратегии медицинской помощи, ориентированной на пациента в отечественной и мировой практике здравоохранения. Наука и здравоохранение. 2014;(5):3—7.

13. Gluyas H. Patient-centred care: improving healthcare outcomes. Nurs. Stand. 2015;30(4):50—9.

Здоровье и общество

14. Trento M. Evaluation of the locus of control in patients with type 2 diabetes after long-term management by group care. Diabet Metabol. 2006;32(1):77—81.

Поступила 01.02.2019 Принята в печать 03.04.2019

REFERENCES

1. Eurostat data. Available from: http://ec.europa.eu/eurostat/data/da-tabase (accessed 26.06.2018).

2. Government programs — healthcare. International Center for Innovation Programs [Gosudarstvennye programmy — zdravoohranenie. Mezhdunarodnyj Centr Innovacionnyh programm]. Available from : http://incip.ru/gov_program_public_health/ (accessed 26.06.2018).

3. Health: the necessary answers to the challenges of the times. Center for Strategic Research. February 2018 [Zdravoohranenie: neobhod-imye otvety na vyzovy vremeni // Centr strategicheskih razrabotok. — Fevral\ 2018]. Available from: https://www.csr.ru/wp-content/up-loads/2018/02/Doklad_zdravoohranie_Web.pdf (accessed 26.06.2018).

4. US health care spending rose $ 900 billion over 7 years. ForumDaily is the voice of Russian-speaking America [Raskhody na zdravoohranenie v SSHA vyrosli na $900 mlrd za 7 let// ForumDaily — go-los russkoyazychnoj Ameriki]. Available from: http://www.forumdai-ly.com/rasxody-na-zdravooxranenie-v-ssha-vyrosli-na-900-mlrd-za-7-let (accessed 26.06.2018).

5. Health for All explorer. European Health Information Gateway. Available from: https://gateway.euro.who.int/en/hfa-explorer/ (accessed 26.06.2018).

6. Tsaranov K. N. Approaches to the formation of a patient-oriented corporate culture of a medical organization. Aktualnye voprosy mediciny v sovremennyh usloviyah. 2018;(5): 49—54 (in Russian).

7. The healthcare development strategy until 2025 will be patient-oriented. Cancer center [Strategiya razvitiya zdravoohraneniya do 2025 goda budet pacientoorientirovannoj. Onkocentr]. Available from: http://bonetumors.ru/info/news/strategiya-razvitiya-zdra-

vookhraneniya-do-2025-goda-budet-patsientoorientirovannoy-/ (accessed 27.06.2018) (in Russian).

8. Passport of the priority project "Creating a new model of a medical organization providing primary health care" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects (Minutes No. 8 dated July 26, 2017) [Pasport prior-itetnogo proekta «Sozdanie novoj modeli medicinskoj organizacii, oka-zyvayushchej pervichnuyu mediko-sanitarnuyu pomoshch'« (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategich-eskomu razvitiyu i prioritetnym proektam (protokol ot 26.07.2017g. №8)]. Available from: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71635156/ #ixzz5H6XvA15g (accessed 21.05.2018) (in Russian).

9. New healthcare concept: 4P medicine. Basis genotech group [Novaya koncepciya zdravoohraneniya: 4P-medicina. Basis Genotech Group]. Available from: https://basisgenotech.ru/articles/novaya-kontseptsi-ya-zdravookhraneniya-4p-meditsina/ (accessed 27.06.2018).

10. Patient Oriented Approach — modern medicine vector. Sverdlovsk Regional Medical College [Pacientorientirovannyj podhod — sovre-mennyj vektor mediciny. Sverdlovskij oblastnoj medicinskij kolledzh]. Available from: http://www.med-obr.info/education/docs/ushako-va.pdf (accessed 27.06.2018).

11. Rathert C., Wyrwich M. D., Boren S. A. Patient-Centered Care and Outcomes: A Systematic Review of the Literature. Med. Care Res. Rev. 2013;70(4):351—79.

12. Kozhekenova L. G., Musahanova A. K. Konceptual'noe videnie real-izacii strategii medicinskoj pomoshchi, orientirovannoj na pacienta v otechestvennoj i mirovoj praktike zdravoohraneniya. Nauka i zdravoohranenie. 2014;(5):3—7.

13. Gluyas H. Patient-centred care: improving healthcare outcomes . Nurs. Stand. 2015;30(4):50—9.

14. Trento M. Evaluation of the locus of control in patients with type 2 diabetes after long-term management by group care. Diabet Metabol. 2006;32(1):77—81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.