Научная статья на тему 'Концепция (основные направления) развития саморегулируемых организаций в Ростовской области на 2009-2011 годы'

Концепция (основные направления) развития саморегулируемых организаций в Ростовской области на 2009-2011 годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

КОНЦЕПЦИЯ (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ) РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2011 ГОДЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция (основные направления) развития саморегулируемых организаций в Ростовской области на 2009-2011 годы»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ...

П Р О Е К Т (извлечения)

концепция (основные направления) развития саморегулируемых организаций в ростовской

области на гоаэ-гол 1 годы

1. Общие положения

Концепция (основные направления) развития саморегулируемых организаций в Ростовской области на 2009-2011 годы (далее по тексту — Концепция) подготовлена с учетом необходимости создания правовых, методологических, финансовых и организационных условий для становления и развития региональной системы саморегулирования как инструмента реализации экономической политики Ростовской области, региональных целевых и отраслевых программ.

Основанием для разработки Концепции служит действующая законодательная база (перечень законодательных актов указан в Приложении 1 к Концепции).

Основные задачи Концепции с учетом необходимости системного развития саморегулируемых организаций в Ростовской области:

— определение предпосылок для развития саморегулируемых организаций в Ростовской области;

— создание условий для развития саморегулируемых организаций в различных отраслях экономики.

Концепция определяет принципы и механизмы развития саморегулируемых организаций, их взаимодействия с органами исполнительной власти и местного самоуправления.

К основным принципам относятся:

— системность — обеспечение функциональной взаимозависимости всех элементов областной системы саморегулирования;

— комплексность — создание благоприятных условий для развития саморегулируемых

организаций с учетом всего спектра государственной поддержки;

— прозрачность — обеспечение открытого доступа к информации о деятельности саморегулируемых организаций через статистический учет, средства массовой информации и органы аудита в целях защиты интересов членов этих организаций;

— распределение функций — привлечение общественных организаций, хозяйствующих субъектов к участию в реализации Концепции.

К механизмам развития саморегулируемых организаций относятся:

— формирование правового поля для развития саморегулируемых организаций посредством внесения предложений по совершенствованию действующего законодательства;

— отработка системы контроля деятельности саморегулируемых организаций, в том числе внедрение аудита;

— создание рабочих групп на муниципальном уровне с целью оказания консультационного содействия развитию системы саморегулирования.

Основные понятия, используемые в Концепции:

Саморегулируемые организации (далее — СРО) — некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной дея-

№1

ЗОЮ

Менедже1

тельности определенного вида, созданные в целях снижения чрезмерного вмешательства государства в предпринимательскую сферу путем разработки и установления стандартов и правил указанной деятельности, а также контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Понятия «саморегулирование» и «саморегулируемые организации» в Концепции используются взаимозаменяемо.

Областная система саморегулирования — совокупность саморегулируемых организаций и объединений предпринимателей (представителей профессий), обладающих отдельными атрибутивными признаками саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории Ростовской области, а также областных органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных в развитии саморегулирования.

Сроки реализации Концепции

Концепция рассчитана на 2009-2011годы, что обусловлено необходимостью комплексного решения данной проблемы наряду с реализацией отраслевых региональных про-грамм1, реализация которых приходится на данный период, таких как: Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-201 1 годы; Областная целевая программа «Молодежь Дона» на 2006-2010 годы; Областная целевая программа «Онкология» на 2007-2010 годы; Областная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на территории Ростовской области» на 2007-2012 годы; Областная целевая программа профилактики правонарушений в Ростовской области на 2007-2010 годы; Областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2008-2009 годы»;

Областная целевая программа улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008-2010 годы; Областная целевая программа «Развитие службы детства и родовспоможения в Ростовской области на 2008-2010 годы», Областная целевая программа «Развитие туризма в Ростовской области на 2008-2010 годы», Областная адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории Ростовской области в 2007-2011 годах», а также федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года».

2. Ожидаемые результаты реализации Концепции

1) увеличение эффективности контроля за соблюдением норм и стандартов за счет использования механизма саморегулирования;

2) вытеснение с рынка неэффективных и недобросовестных производителей товаров и услуг;

3) повышение ответственности предприятий — членов саморегулируемых организаций перед потребителями;

4) создание альтернативных механизмов разрешения споров, предприятий — членов саморегулируемых организаций и потребителей, а также членов саморегулируемых организаций и государства;

5) снижение уровня административных барьеров для хозяйствующих субъектов;

6) защита прав и интересов членов саморегулируемых организаций от незаконных действий органов государственной власти;

7) снижение численности органов исполнительной власти путем более эффективного выполнения членами саморегулируемых организаций отдельных делегированных функций и полномочий органов исполнительной власти;

1 Утверждены Постановлением Администрации Ростовской области от 26 декабря 2008 года № 604.

8) сохранение за государственными органами всех основных контрольных функций и «возможность в любой момент вмешаться в процесс», взаимодействуя при этом не с огромным числом участников экономической деятельности, а с конкретными объединениями бизнеса.

Мониторинг реализации Концепции

Мониторинг реализации Концепции

осуществляется в следующем порядке:

Торгово-промышленной палатой Ростовской области:

— весь период в форме сбора, обобщения и анализа информации о принимаемых мерах по развитию саморегулируемых организаций;

— по мере необходимости, но не реже одного раза в год в форме подготовки отчета о ходе выполнения работы в рамках реализации Концепции.

Советом по предпринимательству при Администрации Ростовской области — по мере необходимости, но не реже одного раза в год в форме обсуждения отчета о ходе выполнения работы в рамках реализации Концепции.

3. Предпосылки для развития саморегулируемых организаций в Ростовской области

В июле 2009 года был опубликован Мониторинг развития саморегулирования в регионах России, проведенный Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) в целях оценки результативности усилий региональных властей по созданию условий для развития саморегулирования различных секторов экономики. Мониторинг охватил деятельность саморегулируемых организаций в таких сферах, как:

1. Арбитражное управление.

2. Оценочная деятельность.

3. Строительство.

4. Аудиторская деятельность.

5. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг.

6. Рекламная деятельность.

7. Кадастровая деятельность.

8. Пищевая промышленность и сельское хозяйство.

9. Иные сферы предпринимательской деятельности.

10. Иные сферы профессиональной деятельности.

В сводном рейтинге регионов по развитию СРО Ростовская область занимает 16-е место по численности саморегулируемых организаций. При этом в разрезе сфер экономической деятельности Ростовская область находится в верхней части рейтинговой таблицы по развитию СРО оценщиков (5 СРО), арбитражных управляющих (31 СРО), по развитию СРО, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности в иных сферах (13 СРО).

В середине рейтинга Ростовская область находится по развитию СРО:

— аудиторов (3 СРО),

— в строительстве (1 СРО),

— профессиональных участников рынка ценных бумаг (3 СРО),

— в сфере пищевой промышленности и сельского хозяйства (2 СРО),

— в сфере кадастровой деятельности (2 СРО).

В рейтинге субъектов РФ по развитию СРО, объединяющих субъектов профессиональной деятельности в иных сферах и в сфере рекламной деятельности, Ростовская область вошла в число регионов, в которых не созданы СРО.

Проведение мониторинга НИСИП выявило проблемы, связанные с недостатком или отсутствием статистической информации о деятельности СРО. Таким образом, для определения причин, влияющих на тенденции развития СРО в тех или иных отраслях экономики, требуются более полные обследования.

По данным Министерства юстиции РФ, в Ростовской области зарегистрировано более 430 некоммерческих партнерств, на

ЛМ

ЗОЮ

Менедже1

базе которых возможно в дальнейшем создание СРО.

Наиболее перспективные отрасли для создания саморегулируемых организаций

на территории Ростовской области в ближайшие 3 года:

— строительство, проектирование, инженерные изыскания;

— управление многоквартирными домами и обслуживание жилищного фонда;

— сельское хозяйство;

— автомобильный транспорт;

— рекламная деятельность;

— здравоохранение;

— туристические услуги;

— кредитная кооперация.

Саморегулирование в сфере здравоохранения и фармацевтики

Несмотря на то, что лицензирование в сфере здравоохранения не отменено, оно не исключает нахождение на рынке недобросовестных игроков. Наличие врачебных ошибок, недостаточная компетентность отдельных врачей и фармацевтов, коррупция — все это составляет угрозу жизни и здоровью граждан.

По состоянию на 01.09.2009 года в Ростовской области зарегистрированы 1021 организация здравоохранения. При этом количество государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения, подведомственных Минздраву области, — 216, в том числе:

• государственных областных учреждений здравоохранения — 40;

• муниципальных учреждений здравоохранения — 176.

Саморегулируемых организаций в сфере здравоохранения на территории Ростовской области по состоянию на 01.09.2009 не зарегистрировано.

В то же время зарегистрирована и действует Межрегиональная общественная организация «Врачебная палата Южного федерального округа», имеющая Ростовское

отделение, с признаками саморегулируемой организации.

Сведения официальной статистики о количестве всех фармацевтических учреждений (и государственных, и негосударственных) отсутствуют, так как данные учреждения учитываются в составе организаций, осуществляющих розничную торговлю, и отдельной выборке не подлежат. Ведется реестр государственных унитарных аптечных предприятий — их 18 на территории Ростовской области.

СРО в сфере здравоохранения и фармацевтики могут взять на себя следующие функции:

— обеспечение качества предоставляемых услуг за счет проведения аттестации и повышения квалификации медперсонала и фармацевтов;

— анализ ценообразования в сфере предоставления медицинских услуг и в сфере обращения лекарственных средств, выработка предложений по оптимизации их стоимости;

— ведение учета и анализа деятельности членов СРО;

— взаимодействие с уполномоченным органом исполнительной власти, предоставление ему информации о деятельности членов СРО в порядке, определенном действующим законодательством РФ.

4. Создание условий для развития саморегулируемых организаций на территории Ростовской области

Создание благоприятных условий для создания полноценной областной системы саморегулирования возможно при реализации следующих мероприятий со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— разработка перечня функций, предполагаемых к передаче от соответствующих органов государственной власти саморегулируемым организациям;

— заключение договоров о сотрудничестве между государственными (муниципальными) органами и саморегулируемыми орга-

низациями в части разграничения функций, сотрудничества и др.;

— оказание методической помощи хозяйствующим субъектам по вопросам их вступления в СРО посредством обсуждения в СМИ, проведения семинаров, круглых столов, обеспечения заинтересованных лиц справочно-методической и нормативной литературой;

— содействие развитию саморегулируемых организаций, в том числе за счет удовлетворения потребности членов саморегулируемых организаций в консультационных, юридических, информационных услугах;

— подготовка кадров для организации и управления саморегулируемыми организациями, повышение квалификации специалистов саморегулируемых организаций;

— включение представителей саморегулируемых организаций в состав координационных и совещательных органов, создаваемых при участии органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

— привлечение саморегулируемых организаций к решению вопросов социально-экономического развития Ростовской области, в том числе к разработке областных отраслевых программ;

— рассмотрение механизма предоставления преимущественного права получения субсидий из бюджетов всех уровней членам саморегулируемых организаций;

— создание при органах исполнительной власти, органах местного самоуправления, Торгово-промышленной палате Ростовской области и ее филиалах общественно-консультативных советов по взаимодействию с саморегулируемыми организациями;

— оказание отраслевыми министерствами помощи саморегулируемым организациям в разработке на основе федерального законодательства стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности этих организаций;

— привлечение представителей органов управления саморегулируемых организаций для проведения общественной экспертизы нормативных правовых актов в сфере предпринимательства.

С целью реализации перечисленных направлений необходимо разработать план мероприятий по реализации Концепции, включающий конкретные сроки и ответственных исполнителей.

Координацию данной работы целесообразно возложить на Торгово-промышленную палату Ростовской области, так как в состав ее членов входят хозяйствующие субъекты различных отраслей, а давний опыт ее работы можно сравнить с практическим опытом саморегулирования.

От редакции:

Представленный проект предлагает, по сути, региональную модель дерегулирования как неотъемлемого элемента политики отделения хозяйственной деятельности от властных полномочий государственных органов, то есть модель дебюрокротизации экономики на основе развития механизмов саморегулирования отдельных секторов, в том числе и сферы здравоохранения.

№1 МенеджепГ

ЗОЮ здравоохранения /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.