© С.И. Носенко, В.Г. Черных, 2003
YAK 622.232:681.32(06)
С.И. Носенко, В.Г. Черных
КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА МЕХАНИКА ШАХТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Существовавшая до 1991 г. система нарядов-рапортов в настоящее время в Восточном Донбассе не функционирует. Наметившаяся в последнее время остановка развала угольной промышленности и появившиеся признаки подъема отрасли требуют новых подходов к обеспечению электромеханической службы шахты современной методологией по техническому обслуживанию ГШО. Одной из составляющей этого процесса следует считать создание РАБОЧЕГО МЕСТА МЕХАНИКА шахты, внедрение которого позволит обеспечить оперативное решение организационных вопросов и реализовать достижения CALS- технологий в практике механика шахты.
Основной формой организации работ на шахтах Минуглепрома СССР являлась нарядная система, которая охватывала все технологические процессы, функционирующие на шахте, в том числе и процессы технического обслуживания и ремонта [1]. Принцип функционирования нарядной системы технического обслуживания и ремонта (ТОР) забойного оборудования общеизвестен [1, 2]: наряд-рапорт регламентирует номенклатуру, объем и очередность выполнения работ для исполнителя.
Каждая шахта подавала в информационно-вычислительный центр (ИВЦ) инвентарную опись своего оборудования с указанием числа и места ввода его в эксплуатацию. На каждый вид технического обслуживания шахтам передавался недельный наряд-рапорт, согласно которого они проводили работы и в конце недели предоставляли сведения о выполнении, или невыполнении, в ИВЦ объединения. Данные анализировались и процесс повторялся. Но система по мнению эксплуатационников: «не учитывала в полной мере реальные условия эксплуатации и содержала лишние, никогда не выполняемые и не контролируемые работы». Не выдержав общеизвестных социально-экономи-ческих изменений 1991 года она рухнула.
С 1993 г. ИВЦ ОАО «Ростовуголь» разработал собственное программ-
ное обеспечение для планирования работ по ТОР. Основываясь на поблочном режиме проведения ремонтных работ (оборудование условно разбивалось на блоки, удобные для ремонта) был разработан «График-отчет планово-предупредительного ремонта оборудования» на месяц, представляемый каждой шахте. В нем указывались: вид и место расположения оборудования, наименование его блоков и работ по ТО, признаки технического состояния блоков, определяющие необходимость проведения дополнительных работ по ТОР, дата и период проведения работ. График сочетал в себе как плановую, так и отчетную документацию. Работы необходимо было выполнить в течении текущего месяца и заполнив график-отчет сдать в ИВЦ. Учитывая сложное экономическое положение угольной промышленности в последнее десятилетие и низкий уровень квалификации обслуживающего персонала, как правило, работы по ТОР не выполнялись, а отчетность выполнения делалась формально перед проверками. При проведении мероприятий по изменению собственника ОАО «Ростовуголь» в 2002г многие шахты отказались и от данной системы ППР.
Ведение эксплуатационной документации машин или сбор и учет отказов элементов оборудования ограничивается ежесуточной фиксацией простоев и аварий диспетчером шахты в рапорте. В нем указывается: место и наименование простоя; начало, конец и общее время аварии; кто уведомлен и кто ликвидирует. На основании рапортов составляется анализ аварийности оборудования за неделю, месяц, и т.д. по участкам и расчет потери добычи угля. Все данные по авариям ежемесячно передавались в «Сектор надежности» (позднее также сокращенный) при «Дирекции по машиностроению, эксплуатации электромеханического оборудования и связи», для анализа, ведения статистики и т.д.
В настоящее время ИВЦ разрабатывает новую стратегию планирования ТОР, основанную на ресурсе
машины с учетом темпов отработки этого ресурса. Сегодня на угольных шахтах используется принцип: «работаем на аварийность, поэтому заниматься ППР - некогда».
Вышеописанные системы касаются: во-первых, только забойного оборудования, оставляя обслуживание горнопроходческого, транспортного и др. в стороне, а, во-вторых, - только текущих ремонтных работ не включая ежесменное, ежедневное и ежесуточное техническое обслуживание. Приведенный анализ состояния дел в угольной промышленности Восточного Донбасса свидетельствует о том, что для достижения эффективного использования горнопроходческого оборудования, и шахтных погрузочных машин в частности, повышения темпов проходки горных выработок необходимо пересмотреть организацию и технологию выполнения технического обслуживания и текущего ремонта с применением последних достижений в области информационных технологий.
По нашему мнению, организационным аспектом нового отношения к поставленным проблемам является разработка концепции создания рабочего места механика (РММ) шахты. Основа РММ - персональный компьютер с мультимедийными элементами, позволяющий решать следующие задачи:
- иметь обширную базу данных по горношахтному оборудованию отечественного и зарубежного производства с выходом на сайты заводов-изготовителей и дилерских центров, потенциальных поставщиков ГШО;
- использовать в своей практике интерактивные электронные технические руководства по сложному добычному и проходческому оборудованию с максимальной визуализацией приемов и способов настройки и регулировки этого оборудования (САЬБ-технологии);
- организовать оперативное обучение сотрудников электромеханической службы с применением виртуальных тренажеров и мультимедийных учебных пособий;
- обеспечить объективную аттестацию и разрядную квалификацию своих работников различного уровня;
- осуществлять разработку прогнозных графиков ППР с расчетом потребности в запасных частях и смазочных материалов.
В пользу создания РММ и скорейшего внедрения их в практику работы ЭМС шахты свидетельствует появление в мировой практике так
называемых CALS-технологий при разработке и производстве сложной наукоемной продукции [3]. В дословном переводе аббревиатура CALS означает «непрерывность поставки продукции и поддержка ее жизненного цикла». Документальная основа CALS - интерактивные электронные технические руководства (ИЭТР), представляющие собой техническое руководство в электронной форме на мобильном носителе (CD). ИЭТР предоставляет пользователю следующие возможности:
1. Отображение информации в удобном для пользователя виде (техническое руководство, каталог деталей, информация для заказа запчастей и т.д.).
2. Возможность обновления информации об изделии в связи с ремонтом, модификацией, применением особых, новых материалов при обслуживании.
3. Возможность использования встроенных в систему документации поисковых и диагностических систем.
Установлено [3], что использование ИЭТР по сравнению с традиционными бумажными руководствами по эксплуатации приводит к сокращению на 20-25 % сроков освоения новых изделий потребителем.
В связи с возникшими тенденциями в области совершенствования технологии сопровождения и поддержки жизненного цикла машины, в том числе и горной, начались работы по нормативному обеспечению этого процесса. Так, например, в мировой практике эксплуатационная документация, построенная с использованием САЬБ-технологий, регламентируется стандартами ЛБ08879 (БСМЦ, ЛБО10744 (ИуИше) и МЛЬ ГОЬ-28001С. В России начаты работы по изменениям в системе ЕСКД и уже находится в разработке ряд но-
вых государственных стандартов по информационным технологиям поддержки жизненного цикла изделия с вводом в действие в 2004 году (см., например, [4]). Уже введены в действие с 1 июля 2001 года рекомендации по стандартизации информационных технологий поддержки жизненного цикла изделия (см., например, [5]).
Таким образом, работы по накоплению программной части РММ сегодня относятся к актуальным задачам современности. Потребуются усилия научно-исследовательских институтов, учебных подразделений горных университетов, нового руководства шахт и карьеров, чтобы начавшийся подъем в угольной промышленности происходил на новом более эффективном уровне с использованием последних достижений в области информационных технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту оборудования шахт с применением нарядов-рапортов. - М.: ИГД им. А.А. Скочинского, 1982.
2. Гпмельшейн Л. Я. Техническое обслуживание и ремонт подземного оборудования. - М.: Недра, 1984. - 221 с.
3. Судов Е Информационная поддержка жизненного цикла продукта. Компьютерная неделя. - 1998. - №45 (089).
4. ГОСТ Р5.001.01-02 (проект) Информационные технологии поддержки жизненного цикла изделия. Техническая информация в электронном виде. Основные положения и общие требования.
5. Р50.1.028-2001 Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла изделия. Методология функционального моделирования.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ ---------------------------------------------------------------------
Носенко Станислав Иванович-кандидат технических наук, профессор, Шахтинский институт ЮР ГТУ (НПИ). Черных Владимир Геннадьевич - аспирант, Шахтинский институт ЮР ГТУ (НПИ).
© Л.П. Волкова, В.Н. Костин, М.В. Разумов, 2003 УЛК 622.232.7; 622: 658.512.22.011.56
Л.П. Волкова, В.Н. Костин, М.В. Разумов СОЗЛАНИЕ БАЗЫ ЛАННЫХ ЛЛЯ САПР СТРУГОВЫХ УСТАНОВОК
оздание эффективных и качественных струговых установок (СУ) для добычи угля - одна из актуальных задач машиностроительной и угольной отраслей. Решение этой задачи можно осуществить с помощью создания системы автоматизированного проектирования струговых установок (САПР СУ), которая позволит, с одной стороны, использовать научные методы расчета силовых, режимных и энергетических параметров, а с другой - конструировать разрабатываемую струговую уста-
новку с учетом рационального выбора основных рабочих параметров.
В соответствии с известными принципами структурного программирования проектирование ведется сверху вниз и предусматривает создание подсистем и модулей разных уровней иерархии [1]. Подсистемы в свою очередь также могут быть разбиты на отдельные модули, каждый из которых выполняет только одну функцию. Модули и подсистемы разра-
батываются и отлаживаются отдельно, а затем объединяются в единую САПР [2]. Информационное обеспечение является составной частью САПР и представляет собой совокупность данных, которые необходимы для выполнения автоматизированного проектирования и образуют базу данных (БД САПР). Управление БД осуществляется с помощью системы управления базой данных (СУБД), которая обеспечивает заполнение базы данных информацией, хранение ее и позволяет пользователю манипулировать данными. В структуре САПР база данных также используется для передачи информации между всеми модулями системы проектирования и хранения результатов расчетов. Работа с БД реализуется в виде системы за-