Научная статья на тему 'Сервисное обслуживание шахтных погрузочных машин (на примере Шахтинского филиала ОАО «Копейский машиностроительный завод»)'

Сервисное обслуживание шахтных погрузочных машин (на примере Шахтинского филиала ОАО «Копейский машиностроительный завод») Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
218
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Семенов В. В., Носенко С. И., Тулупов В. П., Носенко А. С., Черных В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сервисное обслуживание шахтных погрузочных машин (на примере Шахтинского филиала ОАО «Копейский машиностроительный завод»)»

----------------------------------- © В.В. Семенов, С.И. Носенко,

В.П. Тулупов, А.С. Носенко,

В. Г. Черных, 2005

УДК: 622.619.

В.В. Семенов, С.И. Носенко, В.П. Тулупов, А.С. Носенко,

В. Г. Черных

СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ШАХТНЫХ ПОГРУЗОЧНЫХ МАШИН (НА ПРИМЕРЕ ШАХТИНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «КОПЕЙСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»)

Семинар № 17

Сервисному и ремонтному обслуживанию техники придается на ОАО "Копейский машиностроительный завод" огромное значение с точки зрения поддержания в исправном состоянии парка машин и продления их срока службы, а так же исходя из экономической эффективности, достига-ющей за счет использования остаточных ресурсов деталей. Примерно 50 % деталей име-ют остаточный ресурс и могут быть использованы повторно после первого капитального ремонта машины. Поэтому, основной задачей сервисной службы Шахтинского филиала ОАО «КМЗ» является минимизация затрат на восстановление работоспособного состояния техники с выполнением следующих функций:

• продвижение продукции завода к потребителям в регионе Восточного Донбасса;

• увеличение числа постоянных каналов продажи продукции в регионе;

• своевременное удовлетворение заказов потребителей и быстрое реагирование на изменение потребностей рынка;

• проведение единой маркетинговой политики на рынке горнопроходческих, строительно-дорожных и коммунальных машин и запасных частей к ним;

• систематическая реклама продукции ОАО «КМЗ» и услуг по сервису в средствах массовой информации с целью формирования устойчивого потребительского спроса;

• повышение влияния ОАО «КМЗ» на формирование рыночных цен на продукцию;

• развитие собственной сети сервиса в регионе Восточного Донбасса;

• предоставление потребителям качественных услуг по предпродажной подготов-ке, техническому обслуживанию и ремонту продукции; выполнению гарантийных обязательств, обеспечение потребителей технической документацией и качественными запасными частями;

• обеспечение устойчивой обратной свя-зи с потребителями.

На территории только одного г. Шахты Ростовской обл. и прилегающих к нему г.г. Гу-ково и Красный Сулин находятся ряд крупных предприятий, использующих машины и оборудование завода. В частности, на момент подготовки статьи:

ООО «Ростовуголь» — 2 проходческих комбайна 1ГПКС и 24 погрузочных машины, из них: 2ПНБ2Б — 4 шт., 2ПНБ2 — 7 шт., 2ПНБ2У — 1 шт., 1ПНБ2 — 1 шт.

ОАО «Гуковуголь» — 47 буропогрузочных машин и погрузочных машин, в том числе 2ПНБ2 — 31шт., 2ПНБ2 — 3 шт., 2ПНБ2У — 7 шт., 1ПНБ2Б — 2 шт., 1ПНБ2У — 4 шт., 1ПНБ2 — 1 шт.

ООО «Ростовшахтстрой» — 5 погрузочных машин: 2ПНБ2 — 3шт., 2ПНБ2У — 1 шт.

ООО «СулинАнтрацит» — 1ПНБ2 — 2шт., Урал — 33 — 2 шт.

ООО «Сулинуголь» — 1ПНБ2 — 2 шт., Урал-33 — 2 шт.

При этом в работе технических служб Шахтинского филиала существует ряд трудностей связанных:

• с удаленностью региона эксплуатации от завода. Так, для получения требуемых за-

пасных частей и деталей, необходимых для выполнения ТО или срочного ремонта приходится заказывать требуемые уз-лы и детали на головном заводе и ждать изготовления и доставки данных деталей или узлов от одной недели до двух месяцев.

• с присутствием на рынке некондиционных запасных частей, т.е. изготовленных в сторонних организаций, предлагающих некачественные или откровенно «бывшие в употреблении» запчасти по очень низким ценам.

Эти две причины существенно снижают эффективность работы сервисной службы филиала. Для их устранения осуществлены следующие мероприятия.

1. Создан на базе Шахтинского филиала «Резервный склад запасных частей», который должен решить ряд проблем городов и предприятий Восточного Донбасса, связанных с удаленностью завода от потребителя, что позволит сократить сроки выполнения ремонтных работ и улучшить качество сервисного и технического обслуживания проходческой, строительно-дорожной и коммунальной техники. Это позволит решить главную задачу: сократить время доставки зап-частей к потребителю.

Резервный склад запасных частей оснащен запасными частями, узлами и агрегатами, а так же несколькими единицами техникой, которые передаются филиалу на ответственное хранение.

Реализация и использование запасных частей со склада осуществляется по мере возникновения необходимости (аварийные ситуации, срочные и текущие ремонты и т.д.) что позволяет увеличить объем реализации запасных частей как минимум в два раза. Этот вывод основывается на том, что потребители техники, стремясь сократить свои потери, возникающие при простое, пытаются самостоятельно изготовить и приобрести нуж-ные детали и узлы (или же попросту разукомплектовывают технику из «соседнего предприятия» и собирают из нескольких машин одну), а не ждут их доставки в течение длительного срока.

2. Организован цех по капитальному ремонту и дооснащению оборудования (т.е. тюнинга) двигателями, насосами, гидроцилиндрами и другими агрегатами, производящимися в нашем регионе и поставляемыми на завод в качестве комплектующих изделий. Это позволяет:

• в непосредственной близости от потребителя производить реставрацию и восстановление отработавшей свой ресурс техники и продление с минимальными затратами срока ее службы.

• создать вторичный рынок восстановленной техники для повторного использования на предприятиях региона.

3. Организована на базе Шахтинского филиала продажа техники завода в лизинг или в кредит, что позволяет получить дополнительно до 30 % прибыли в год.

Промышленность России сегодня переживает сложный период реструктуризации отдельных отраслей, что негативно сказывается на темпах экономического развития нашей страны. При этом очевиден тот факт, что проблема качества производства машин актуальна, особенно в части надежности и долговечности.

Большинство задач, реализуемых системой фирменного обслуживания СФО, в частности филиалом завода, связано в большей или меньшей степени с качеством изделия или материала, агрегата, детали, техно-логического оборудования, эксплуатационных материалов при их функционировании или использовании в определенных условиях экс-плуатации.

Для выполнения филиалом поставленных задач предусмотрена организация получения первичной информации на месте эксплуатации изделия завода-изготовителя по ре-зультатам обработки журналов наблюдений, отчетной документации, актов о выходе из строя, опросных листов и т.д.

Одной из составляющих по оказанию услуг потребителям горношахтного оборудования является организация и развитие информационного сервиса с использованием современных компьютерных технологий. Мно-голетнее сотрудничество филиала ОАО «КМЗ» с Шах-тинским институтом, кафедрой «Гор-ные машины и оборудование» позволили определить основные направления в части совершенствования организационных форм и методов по техническому обслуживанию и ремонту ГШО.

Существовавшая до 1991 г. система нарядов-рапортов в настоящее время в Восточном Донбассе не функционирует. Наметившаяся в последнее время остановка развала угольной промышленности и появившиеся признаки подъема отрасли требуют новых подходов к обеспечению электромеханической службы шахты современной методологией по техниче-

скому обслуживанию ГШО. По нашему мнению, организационным аспектом нового отношения к поставленным проблемам является разработка концепции создания компьютерно-

Модуль «Техническая документация» го рабочего места механика шахты [1].

По заказу филиала ОАО «КМЗ» в мультимедиа центре ШИ ЮРГТУ (НПИ) начата адаптация мирового опыта в области СЛЬБ-технологий к задачам и возможностям завода-изготовителя погрузочной машины 2ПНБ-2 (основной погрузочной машины региона).

Создано ИЭТР для машины 2ПНБ2, имеющее модульную структуру. Оно позволяет решить следующие задачи.

1. Обеспечить персонал справочным материалом об устройстве и принципах работы изделия при эксплуатации и ремонте техники с возможностью поиска информации.

2. Оперативно обучать персонал правилам эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия.

3. Автоматизировать заказ материалов и запасных частей

4. Выполнять обмен данными между потребителем и поставщиком.

5. Обеспечить планирование и учет проведения регламентных работ.

Выполнение названных задач осуществляют взаимосвязанные модули ИЭТР. Так первую задачу выполняет модуль «Техниче-ская документация» (рисунок), структура и содержание которого, заимствованы из бумажной версии руководства по эксплуатации и модуль «Техническое обслуживание и ремонт» созданный на основе технологических карт.

Решение второй задачи обеспечивает интегрирование с модулем «техническая документация» системы тестового контроля с тестами от первого до четвертого уровня (выбор одного или нескольких вариантов из заданных, проверка последовательности дей-ствий, свободный ввод данных, ответ с заданным синтаксисом).

Поиск и автоматизацию заказа запчастей решают мультимедийные каталоги запасных частей и материалов, имеющие про граммные формы бланков заказа и онлайн связь по сети Интернет с поставщиками продукции посредством стандартных браузеров

(например, Internet Explorer).

Информационное наполнение перечисленных модулей должно происходить главным образом на стадиях разработки и производства машины, а планирование, учет про-ведения регламентных работ и анализ полученной информации — на стадии эксплуатации.

Для решения последней задачи разрабатывается модуль «инженерный анализ и планирование». Его целью является накопление, хранение и анализ эксплуатационных данных представительством КМЗ по всему угольному району Восточного Донбасса. На основе данных, как по машине в целом, так и по отдельным узлам и деталям, будет производиться прогнозирование ресурса узлов и расчет необходимого количества запасных частей.

Анализируя приведенные в работе данные о результатах технико-экономической деятельности филиала ОАО «Копейский машиностроительный завод» в г. Шахты Ростовской обл. за период с 1995 г., можно сделать ряд обобщающих выводов и сформулировать основные задачи, стоящие перед подразделением завода, входящим в систему фирменного технического обслуживания:

1. Под сервисным (фирменным) техническим обслуживанием следует понимать комплекс организационно-технических, инженерных и коммерческих мероприятий, осуществляемых машиностроительными предприятиями и их структурными подразделениями с целью обеспечения высокого уровня стабильности и эффективности использования техники на протяжении всего срока эксплуатации.

2. Существующим, и вновь создаваемым сервисным центрам необходимо работать по комплексным программам, обеспечивающим

1. Концепция организации рабочего места механика шахты с применением информационных технологий.

повышение качества продукции, расширение рынков сбыта, непосредственное их участие в процессах эксплуатации техники, организацию расширения товаропроводящей сети, функционирующей в основном на использовании технологий заводов-изготовителей.

3. В настоящее время полное удовлетворение потребностей горно-добывающих отраслей в средствах механизации возможно и целесообразно не столько за счет экстенсивного увеличения числа выпускаемой техники, а, главным образом, за счет повышения качества и эффективности ее использования. Производители полнокомплектной про-ходческой, добычной и строительно-дорож-ной техники, в основном имеющие статус ак-ционерных обществ, должны самостоятельно разрабатывать и развивать системы фирменного обслуживания, что даст им возможность полной адаптации на рынке, связанных со сбытом продукции и повышением ее качества.

4. Выбор стратегии развития технического сервиса должен в основном определяться принципами и задачами системы фир-менного обслуживания; при этом должны учитываться экономическая ситуация в стране, качество выпускаемой продукции, принятые концепции развития отраслей и т. д.

Технический сервис, при этом, включает в себя не только комплекс технических услуг (предпродажную подготовку, ввод в эксплуатацию, техническое обслуживание, диагностику, текущий ремонт), но и услуги по материально-техническому снабжению, технические консультации, обучение персонала и другое.

--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

С. И. Носенко В. Г. Черных. Горный информационноаналитический бюллетень. № 9. 2003 г. стр.175

____ Коротко об авторах ____________________________________________________________________________

Семенов Виктор Владимирович - директор,

Тулупов Виктор Павлович - гл. конструктор,

Копейский машиностроительный завод, Челябинская обл., г. Копейск.

Носенко Станислав Иванович - профессор кафедры «Горные машины и оборудование»,

Носенко Алексей Станиславович - профессор кафедры «Сервис и эксплуатация транспортных и технологических машин городского хозяйства»,

Черных Владимир Геннадьевич - аспирант кафедры «Горные машины и оборудование»,

Шахтинский институт Южно-Российского государственного технического университета (НПИ), г. Шахты.

зиЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.